ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
статья
Любой регион занимает особое место в геополитическом и национальном пространстве, представляя собой территорию, имеющую развивающиеся хозяйствующие субъекты с межхозяйственными связями или наоборот, требующую государственной поддержки, направленной на устойчивое экономическое развитие путём создания «точек роста» отраслевого производства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dk.docx | 54.85 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 332.1
М.А. Летовальцева
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: северные регионы, лесопромышленный комплекс, стратегия устойчивого развития
Введение. Любой регион занимает особое место в геополитическом и национальном пространстве, представляя собой территорию, имеющую развивающиеся хозяйствующие субъекты с межхозяйственными связями или наоборот, требующую государственной поддержки, направленной на устойчивое экономическое развитие путём создания «точек роста» отраслевого производства.
Исследователи, изучающие проблемы регионального развития: Л.И. Абалкин, В.А. Бурматова, Ю.Г. Демьяненко, О.П. Коптюг, В.К. Левашов, В.М. Матросов, К.Э. Сорокин, дают оценку значимости ресурсного потенциала территории [8].
С точки зрения академика РАН Л.И. Абалкина, природный, экономический, трудовой потенциал выступают как «обобщенная собирательная характеристика ресурсов, привязанных к месту и времени» [3].
На наш взгляд, ресурсный потенциал является одним из главных факторов производства и основой социально-экономического развития региона. В этой связи, правильная оценка имеющейся ресурсной базы, рациональное ее использования в целях роста экономики, будет способствовать повышению конкурентоспособности региона.
Как правило, каждый регион имеет свою ведущую отрасль, которая является экономическим центром его развития. В регионах Севера такую роль во многом выполняет лесопромышленный комплекс (ЛПК). Он, с одной стороны является градообразующим, а с другой стороны, требует разработки новой стратегии эффективного развития экономики территорий с использованием потенциала ЛПК, реализуемой на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время, в результате истощения ресурсной базы, увеличения налоговых ставок, связанных с использованием ресурсов, многие субъекты РФ Севера столкнулись с кризисом ведущих отраслей. В этой связи существует необходимость создания организационно-экономического механизма, отражающего весь спектр взаимодействия участников лесопользования в субъектах РФ, чтобы в рациональном использовании и воспроизводстве лесов были заинтересованы не только лесоводы и экологи, но и лесозаготовители, лесопереработчики, экспортеры и все потребители лесной продукции.
В связи с обозначенной актуальностью проблемы, цель исследования заключалась в анализе проблем функционирования лесопромышленного комплекса северных регионов и разработке предложений по их решению.
Задачи исследования – анализ сложившихся особенностей и определение возможных сценариев развития ЛПК в условиях северных регионов.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили отчеты Федеральной службы государственной статистики РФ, данные Государственного комитета статистики по Архангельской области, Республик Карелия и Коми, статистические материалы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, материалы Центра занятости населения районов Архангельской области, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. В работе использован системный подход, методы сравнительных аналогий и обобщений.
Результаты исследования. Ресурсный потенциал любого субъекта РФ отличается количественными и качественными характеристиками, формируя конкурентную среду региона, он представляет основу для его развития на основе сравнительных или конкурентных преимуществ.
Благоприятное географическое положение, природные и трудовые ресурсы ученые определяют как сравнительные преимущества территории. Они являются потенциалом для развития территорий в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде возникает необходимость создания механизмов, направленных на изменение сравнительных преимуществ и превращение их в конкурентные, что определяет конкурентоспособность и экономическую устойчивость региона. Конкурентные преимущества возникают в результате использования новых знаний, информации, внедрения инноваций.
Существует множество подходов к пониманию природы и источников преимуществ. С учетом мнений авторов, можно систематизировать эволюцию представлений о природе конкурентных преимуществ территории (табл.1), начиная с подходов А. Смита и Д. Рикардо.
Таблица 1 – Генезис представлений о природе конкурентных преимуществ территории
Теория абсолютных преимуществ А. Смита | Региону, обладающему абсолютным преимуществом по затратам труда на производство определенного вида продукции по сравнению с другими регионами, целесообразно специализироваться на выпуске данного продукта и развивать его торговлю (вывоз) с соседними регионами. Те товары, в производстве которых регион не обладает абсолютным преимуществом, нужно импортировать из других регионов. |
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо | Торговля между регионами будет выгодна, даже если ни один из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. Производство и внутреннее потребление товаров может быть увеличено, если регионы будут специализироваться на выпуске и вывозе тех товаров, по которым они обладают сравнительными преимуществами, означающими различия в соотношениях издержек [4]. |
Теория факторов производства Э. Хекшера - Б. Олина | Различия в издержках производства и, соответственно, в ценах товаров в разных регионах объясняются различиями в относительной насыщенности (или избыточности) факторами производства, к которым ученые отнесли труд, капитал и землю. Поэтому относительно более дешевыми будут те товары (трудо- и капиталоемкие, продукция земледелия), в производстве которых избыточным является соответствующий основной фактор производства. |
Теория технологического разрыва М. Познера | Преимуществами обладает тот, кто имеет принципиально новую технологию или новый товар, которые пользуются высоким спросом на внешнем рынке. Этот принцип имеет силу даже для одинаковых в плане ресурсной обеспеченности территорий. |
Теория специфических факторов | Различная обеспеченность отдельных стран специфическими факторами производства (немобильными, трудноперемещаемыми) приводит к дальнейшему развитию экспортных поставок и сокращению производств, конкурирующих с импортом. |
Теория фирмы Э. Линдера | Сравнительные преимущества присущи не региону (государству), а крупной фирме-экспортеру, которая стремится укрепить производственные и сбытовые контакты с крупными фирмами-покупателями в соседних регионах. |
Теория конкурентных преимуществ М. Портера | Место территории (нации, региона) на внешнем рынке определяется четырьмя следующими условиями, сформированными в так называемый "ромб конкурентоспособности": факторные условия, условия спроса, наличие и развитость смежных и обслуживающих отраслей; наличие общей стратегии фирм на конкурентном поле. |
У каждого северного региона есть свои особенности, выражающиеся в конкурентных преимуществах и недостатках территории. Способность региональной системы управлять своими конкурентными преимуществами определяет конкурентоспособность его экономики.
Ресурсный потенциал является одним из главных факторов производства и основой социально-экономического развития региона. В этой связи, правильная оценка имеющейся ресурсной базы, рациональное использование, направленное на повышение экономического роста экономики, будет способствовать повышению конкурентоспособности региона.
Ключевым фактором экономического роста северных регионов является значительный природно-ресурсный потенциал сельских территорий.
У каждого региона есть свои особенности, выражающиеся в конкурентных преимуществах и недостатках территории. Способность региональной системы управлять своими конкурентными преимуществами определяет конкурентоспособность региона.
Главной целью государственной региональной политики, согласно Указа Президента от 3 июня 1996, № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [14], является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.
Важнейшим механизмом повышения конкурентоспособности региона является совершенствование регионального управления, переход к стратегическому управлению.
Ученые Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Б.Б. Стародубцева в современном экономическом словаре дают следующее определение понятию: «Стратегия – это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты» [13].
Регион представлен как воспроизводственная система, подсистемой которой является лесопромышленный комплекс. Формирование его развития предполагает эффективность законодательной и правовой базы, эффективную организацию управления и координации в рамках реализации стратегии.
Лесосырьевые регионы, с доминирующим положением лесопромышленного комплекса в экономике, сталкиваются с рядом специфических проблем, возникающих в различные периоды времени и обусловленных реформированием лесного сектора, что затрагивает интересы всех уровней власти.
В период плановой экономики лесопромышленный комплекс определялся как крупный хозяйствующий субъект, включающий в себя лесное хозяйство. Для сравнения приведены определения лесопромышленного комплекса региона в разные периоды времени (табл. 2).
Таблица 2 – Основные подходы к определению понятия «лесопромышленный комплекс» региона
Автор, источник | Определение понятия «лесопромышленный комплекс» |
Лобовиков Т.С., Цывин В.Л. [10] | Единая экономически обоснованная система предприятий, организуемых для комплексного освоения, использования и воспроизводства лесных ресурсов определенного района на началах комбинирования производств, специализации и кооперирования в оптимальной структуре, пропорциональности, объемах и размещении производств. |
Кныш М.И. [7] | Лесопромышленный комплекс включает в себя ведение лесного хозяйства, лесозаготовительную, целлюлозно-бумажную, деревообрабатывающую, плитную и фанерную подотрасли. |
Антонов А. В. [2] | Хозяйственно-самостоятельные единицы, характерной особенностью которых является кооперирование специализированных предприятий в промышленном узле на основе комплексной переработки древесного сырья. |
Милякина Е.В., Магомедов З.Н. [11] | Лесопромышленный комплекс Российской Федерации объединяет лесозаготовительную промышленность (заготовка и вывоз леса), лесопильную (производство пиломатериалов), деревообрабатывающую (производство фанеры, стройматериалов, мебели, спичек), целлюлозно-бумажную промышленность и лесохимические предприятия (производство спирта, скипидара, канифоли, ацетона, клея, камфары). Он относится к добывающему и перерабатывающему сектору российской экономики, использующему лесные ресурсы с учетом сбалансированности экономических и экологических интересов государства. |
Жашкевич Л.Р. [5] | Целостная совокупность предприятий, специализирующихся на заготовке, обработке (переработке) древесного сырья и воспроизводстве лесных ресурсов в той части, которая связана с созданием древесных ресурсов для использования их в рамках комплекса. |
Дроничев Д.А. [4] | Группа производств, ориентированных на заготовку, механическую обработку, химическую переработку древесины, в составе которой находятся отрасли, отличающиеся одна от другой по технологии производства и назначению выполняемой продукции, но использующие одно и то же сырье. |
Иванова Т.Н. [6] | Лесопромышленный комплекс – это система предприятий лесной промышленности и связанной с ними части государственного аппарата, науки и предприятий других отраслей промышленности, обеспечивающих его функционирование. |
Александрова Н.Б. [1] | Совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих использование и воспроизводство лесных ресурсов, объединенных по функциональному и территориальному признаку. |
Следовательно, можно отметить, что, несмотря на условия рыночной экономики, состав и функции ЛПК остались прежними, однако задачи его устойчивого развития усложнились. Так, на основе реализации значительного потенциала лесопромышленного комплекса северных регионов в ближайшее время может быть повышен вклад в экономику страны со стороны лесного сектора (табл. 3).
Таблица 3 – Запасы лесных ресурсов регионов Российской Федерации, 2016 год
Федеральный округ | Регион | Площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса, тыс. га | Лесистость территорий, % | Общий запас древесины, млн куб. м | |
всего | покрытая лесом | ||||
Северо-Западный | Республика Коми | 38919 | 30299 | 72,7 | 3030,3 |
Вологодская область | 11667 | 10033 | 69,4 | 1657,2 | |
Республика Карелия | 14902 | 9539 | 52,8 | 997,8 | |
Архангельская область | 29275 | 22321 | 54,0 | 2656,6 | |
Россия | 1183496 | 795221 | 46,5 | 83022,4 |
Регионы Севера занимают лидирующие позиции по доле ЛПК в общем объеме обрабатывающих производств (табл. 3). Предприятия ЛПК имеют большое значение для развития регионов, поддерживая инвестиционную привлекательность и уровень занятости на предприятиях ЦБП и деревообработки.
Таблица 4 – Ранжирование показателей регионов РФ по доле лесопромышленного комплекса в структуре обрабатывающих производств на 01.01.2016 год
Место | Регион | Доля ЛПК в структуре обрабатывающих производств, % | В том числе по видам деятельности: | |
обработка древесины и производство изделий из дерева | целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | |||
1 | Республика Карелия | 50,3 | 9,2 | 41,1 |
2 | Архангельская область | 45,6 | 11,1 | 34,5 |
3 | Республика Коми | 29,1 | 9,1 | 20,0 |
4 | Костромская область | 21,6 | 20,2 | 1,4 |
5 | Новгородская область | 17,7 | 10,1 | 7,6 |
6 | Еврейская АО | 17,4 | 10,1 | 7,3 |
7 | Республика Адыгея | 16,4 | 3,4 | 13,0 |
8 | Иркутская область | 16,2 | 7,3 | 8,9 |
9 | Республика Алтай | 13,8 | 10,6 | 3,2 |
10 | Ленинградская область | 13,7 | 3,2 | 10,5 |
………. |
Лесопромышленный комплекс северных регионов вносит огромный вклад в экономическое развитие страны.
Например, удельный вес ЛПК Архангельской области в отраслевой структуре РФ значительный, производство картона и целлюлозы по варке имеет почти 1/3 долю от российского производства (рис. 1).
Рисунок 1 – Удельный вес лесопромышленного комплекса Архангельской области в отраслевой структуре РФ в 2016 г., в %
Однако многообразие различных проблем оказывает непосредственное влияние на перспективы развития ЛПК.
Как показал анализ, экономические и технологические проблемы лесозаготовительной подотрасли связаны с низким уровнем ее развития в северных регионах. Это объясняется отсутствием или слабым развитием сети лесовозных дорог, высокой вероятностью возникновения лесных пожаров и низкой обеспеченностью противопожарных мероприятий на этих территориях.
Недостаточное развитие дорожной сети, в свою очередь, тормозит лесозаготовительную деятельность, а также создание новых мощностей по переработке древесины, для которых имеются сырьевые возможности. Усложнено выполнение лесохозяйственных, противопожарных мероприятий.
Низкий потенциал развития северных регионов сдерживает эффективное освоение недоступных эксплуатационных лесов, в связи с чем происходит повышение транспортных издержек и снижение экономической привлекательности отдаленных территорий. В этой связи необходимо ускоренное развитие дорожной сети северных территорий, что возможно за счет государственных и капитальных частных вложений.
Следует сказать о том, что крупные предприятия ЛПК северных регионов не обеспечены сырьем в полном объёме, так как процедура предоставления прав пользования лесными участками не совершенна. В результате только крупные арендаторы задействованы в выполнении лесохозяйственных, лесовосстановительных, противопожарных мероприятий, обустройстве арендуемых участков лесного фонда и лесных посёлков. Поэтому государственная политика должна стимулировать обеспечение долгосрочного пользования лесными ресурсами и контроль за их рациональным использованием, совершенствование системы платы за лесные ресурсы. В данной связи, необходима разработка новой лесной политики предоставления прав пользования лесными участками на основе административных решений.
На территориях северных регионов недоступны не только древесные, но и недревесные ресурсы для бесплатного и свободного использования населением. Также отсутствуют льготы за использование лесных ресурсов для постоянных и коренных жителей отдаленных и труднодоступных территорий. Это обусловлено новой региональной политикой лесоуправления, связанной с введением в действие нового Лесного кодекса РФ в результате чрезвычайной зависимости от государственного регулирования лесных отношений.
Падение спроса на древесину связано с уменьшением потребностей строительной индустрии, как следствие повышения отпускной цены, установленной в регионах, что сказалось на деятельности средних и крупных предприятий. В тоже время повышается спрос на пиломатериалы, дрова, поэтому в данной ситуации малый бизнес находится в более выгодном положении.
Социальные проблемы и деградация сельских поселений объясняются довольно значительной социально-экономической уязвимостью крупных монопрофильных лесных поселков, образовавшихся в советское время при леспромхозах и лесопунктах [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема развития лесных поселков является неотъемлемой частью общей проблемы сохранения занятости на селе, поскольку деятельность, связанная с лесопромышленным комплексом, в некоторых сельских поселениях является основной (единственной) сферой приложения труда их жителей, а также возможностью доступа к функционирующим объектам сопутствующей инфраструктуры [9].
На основе анализа существующих проблем развития лесопромышленного комплекса, изучения современного законодательства с точки зрения имеющихся недостатков в нормативно-правовом регулировании лесной отрасли РФ, как представляется, целесообразно рассмотрение двух сценариев стратегического развития ЛПК северного региона: инерционного и инновационного.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение сложившихся тенденций развития лесного комплекса региона, где остаётся возможность реализации новых проектов в лесозаготовительной, лесопильной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Однако данный сценарий основан на прогнозе низких темпов роста макроэкономических пoказателей и развития предприятий ЛПК за счёт собственных возможностей. На данный момент ситуация такова, что лесопромышленный комплекс нуждается в государственной поддержке, в частности путем введения налоговых льгот, снижения процентов по кредитам. Государственная поддержка по этому сценарию будет осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 [14], через предоставление льгот по арендной плате, зачисляемой в федеральный бюджет.
В рамках инерционного сценария стратегическое развитие направлено на сохранение принципов производственной деятельности, осуществление сырьевых поставок лесопродукции на мировой рынок без учёта процессов воспроизводства лесных ресурсов.
Инновационный сценарий позволяет внести коренные изменения в структуру лесопромышленного производства, за счёт приоритетного развития целлюлозно-бумажной промышленности на основе создания крупных лесопромышленных комплексов («центров» роста), освоения мощностей по выпуску совершенно новых видов продукции лесопиления для производства клеёного бруса с целью максимального обеспечения внутреннего рынка продукцией собственного производства и укрепления позиций региона на внешнем рынке.
Производство клеёного бруса обеспечит развитие деревянного жилищного строительства в соответствии с Национальным проектом «Доступное и комфортное жильё – гражданам Российской Федерации» с вводом жилья в стране в объёме 140 млн. м2 в год, то есть 1 м2 на одного жителя России. Внедрение новых технологий обработки отходов для изготовления биотоплива, использование вторичных ресурсов будет способствовать сохранению и восстановлению лесных территорий.
В рамках данного сценария целесообразно развитие государственно-частного партнёрства посредством разработки ГЧП-проектов. В результате необходимые темпы роста будут обусловлены инвестиционной привлекательностью проектов домостроения, улучшением условий кредитования, лизинга лесопильного и деревообрабатывающего оборудования, государственной поддержкой, направленной на развитие собственного производства, учитывающего экологические параметры территории.
Как показал анализ, существующая структура управления ЛПК северных регионов несовершенна, так как ориентирована только на выполнение отраслевых задач. Поэтому необходима глубокая координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнес-структур для развития социально-производственной инфраструктуры посредством осуществления целевых программ и применения кластерного подхода.
В связи с этим остро стоит вопрос организации производства, направленного на выпуск конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Учитывая уровень конкурентоспособности продукции, нельзя забывать об ограниченности имеющихся ресурсов: природных, финансовых, инвестиционных. Достижение мультипликативного эффекта может способствовать образованию технологической цепочки, образующейся за счёт взаимодействия смежных производств и взаимодополняемости видов продукции, что обеспечит рост добавленной стоимости. Следует отметить острую необходимость привлечения инвестиций в создание и модернизацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, обеспечения льготных условий лесопользования.
Выводы. Возрастающее значение северных регионов для развития экономики России требует сбалансированного решения как важнейших экономических задач, связанных с освоением природных богатств территорий, так и социальных вопросов, касающихся жизни и интересов коренного населения. Доминирующим видом экономической деятельности является лесная промышленность. Природно-ресурсный потенциал северных территорий, наличие производственных комплексов, создают все предпосылки повышения уровня привлекательности регионов и их устойчивого развития [7]. Но следует заметить, что для данных регионов характерен процесс миграции населения, связанный с суровыми климатическими условиями, низким уровнем заработной платы и жилищного обеспечения. Необходимо привлечение инвестиционного капитала, что будет способствовать реализации проектов освоения отдалённых лесных территорий путём создания централизованных комплексов деревообработки и строительства для нужд населения северных регионов.
В целях снижения налоговой нагрузки на предприятия лесного комплекса необходимо внести изменения в налоговое законодательство, предусматривающие частичное освобождение от уплаты налога на прибыль, полученной от реализации продукции, произведённой в ходе реализации инвестиционных проектов; отмену или снижение ставок ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование в рамках реализации совместных проектов; пересмотр взимания налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам (подрядчикам).
Для оздоровления предприятий ЛПК нужна инновационная государственная политика, предусматривающая всестороннее развитие лесного сектора. Инвестиционное развитие лесопромышленной отрасли возможно путём привлечения новых собственников, эффективного функционирования регионального лесопромышленного кластера, связанного с интенсификацией использования богатейшего лесного потенциала как внутреннего источника, способного стабилизировать развитие экономики региона и обеспечить его устойчивость в будущем, усилить экономическую независимость. В современных условиях роль государства в осуществлении инновационных процессов должна существенно усилиться, так как собственные средства предприятий ЛПК регионов и кредитные ресурсы в инновации крайне ограничены.
В целом, развитие лесной отрасли и улучшение социально-экономической ситуации в регионах может произойти в результате корректировки содержания государственной политики регулирования развития лесопромышленного кластера с учётом особенностей рынка продукции; развития регионального лесопромышленного кластера с централизацией ЛПК; взаимодействия лесопромышленного, топливно-энергетического, агропромышленного и других комплексов; создания проектов использования биотоплива и внедрения мини-ТЭЦ на предприятиях ЛПК; разработки проектов, направленных на применение сухостойных древесных насаждений для производства клееного бруса; реализации Программы доступного жилья с упором на малоэтажное домостроение; использования научно-исследовательских учреждений и специалистов в разработке программ совершенствования деятельности предприятий ЛПК; привлечения иностранного капитала с целью инвестирования проектов малоэтажного домостроения и лесовозных дорог для улучшения доступа к древесному сырью; развития государственно-частного партнёрства.
Именно развитие лесной отрасли, сопутствующих производств и инфраструктуры должны привести к экономической и социальной стабильности в регионах Севера, повышению темпов экономического роста, улучшению структуры хозяйства и демографической ситуации, решению проблемы занятости и улучшению жизненного уровня населения.
Список литературы:
- Александрова Н.Б. Формирование стратегии инновационного развития лесопромышленного комплекса региона. // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. 2010. № 1. С. 186-191.
- Антонов А. В. Организационно-экономический механизм управления лесным комплексом. М.: ООО «ВДВ», 1999. - 364 с.
- Богданова А.А. Функционирование и развитие целлюлозно-бумажного производства в условиях Северного региона с учетом экологического фактора. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Архангельск, 2010.
- Дороничев Д.А. Лесопромышленный комплекс: понятия, проблемы, перспективы / Монография под редакцией А.Н. Голубцова. – М.: ИИЦ Статистика России», 2005. – С.6.
- Жашкевич Л.Р. Инвестиционный фактор реформирования регионального лесопромышленного комплекса: На примере Республики Коми. Автореф.дис. на соиск.уч.ст.канд. экон. наук. Сыктывкар, 2003.
- Иванова Т.Н. Особенности формирования механизма управления лесопромышленным комплексом. Вестник МГТУ, том 9, № 4, 2006. – С.629-632.
- Кныш М.И. Стратегия развития регионального лесопромышленного комплекса. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. экон. наук. Санкт-Петербург, 1998.
- Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демьяненко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Владивосток; Изд-во Дальнаука, 1997. – 75 с.
- Костяев А.И. Выравнивание территориальных социально-экономических различий // Экономика сельского хозяйства России, 2006. - №5 - С.21.
- Лобовиков Т.С., Цывин В.Л. О понятии «лесопромышленный комплекс» //Материалы научно-технической конференции ИЭФ. – Л.: ЛТА им. Кирова, 1967. – С. 37–45.
- Милякина Е.В., Магомедов З.Н. // «Законодательство и экономика», № 11, ноябрь 2002.
- Никонова Г.Н., Криулина Е.Н. Необходимость, предпосылки и некоторые результаты типологии сельских территорий (муниципальных образований) региона // Вестник АПК Ставрополья, 2011. - № 4 - С.100-104.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011).
- Консультант плюс [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 03.11.2018).
Аннотация.
В статье раскрываются проблемы лесной отрасли северных регионов. Для оценки направлений развития ЛПК и решения ключевых проблем предложены два варианта стратегии: инерционный и инновационный, рассмотрены методы управления, взаимодействия государства и бизнеса.
Основной вывод заключается в том, что лесопромышленный комплекс с одной стороны является градообразующим в регионах Севера, а с другой стороны, нуждается в разработке новой эффективной стратегии с учетом складывающейся ситуации.
Для успешной реализации политики в области лесного хозяйства, необходимы взаимодействие органов власти и бизнес-структур в направлении развития ЛПК, разработка системы эффективного лесопользования на уровне регионов, проведение оптимальной инвестиционной политики в целях повышения уровня конкурентоспособности северных регионов.
Сведения об авторе:
Летовальцева Марина Александровна, аспирант ФГБНУ «Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства». 196608, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. шоссе Подбельского, д.7. Тел.: +7(911)135-05-16. E-mail.: m.leto29@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4985-9655 Researcher ID: V-3001-2018.
© Летовальцева М.А.
UDK
M.A. LETOVALTCEVA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие основного и дополнительного образования детей через реализацию проекта «Красная книга природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области глазами детей»
Зачетная работа по курсам повышения квалификации «Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельностьв дополнительно образовании»Данная разработка может быть полезна в работе учителям нача...
Почвы Ленинградской области
Расширерние знаний о почвах Ленинградской области....
Презентация: Почвы Ленинградской области
Обогощение знаний о типах почв Ленинградской облости.Где сформированы эти почвы, на что подразделяются, под каким воздействием происходят химические процессы в почвах разных видов....
Оценка и обеспечение устойчивого развития территорий Новомосковского административного округа
Выпускная квалификационная работа, МИИТ...
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО СЕКТОРА НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена неблагоприятная социально-экономическая ситуация в лесных поселках как одного из элементов системы функционирования лесного сектора, что оказывает влияние на развитие сел...
Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений
Инновационная деятельность профессиональных образовательных учреждений...
«Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений»
1 Иновационный процесс2 Роль,место и фуекций специалистов профессионального образования3 Иновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных учреждений4 Уч...