«Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений»
методическая разработка
1 Иновационный процесс
2 Роль,место и фуекций специалистов профессионального образования
3 Иновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных учреждений
4 Участие в иновационных проектах
5 Развитие эффективных партнёрских отношений, как фактор повышения качества подготовки рабочих кадров
Скачать:
Предварительный просмотр:
УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79 ФИЛИАЛ №5 |
ДОКЛАД |
«Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений» |
Выполнил: мастер производственного обучения Жучков Александр Алексеевич |
г.Донской 2023г. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………………………стр.2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..стр.3
1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ……………………………………………………..стр.4
2. РОЛЬ, МЕСТО И ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………………………………………стр.4
3. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ………………………………………………………………………………………….…..….стр.5
4. УЧАСТИЕ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ …………………….…………….стр.6
5. РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ …………………..стр.6
ВЫВОД……………………………………………………………………………………….стр.8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………стр.9
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы термин «инновация» прочно вошел в нашу жизнь. Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, они возникают в результате научных исследований и вносят в образовательную среду стабильные элементы новшества.
В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:
- инновации, как новые знания;
- внедрение инноваций в практическую деятельность;
- диффузия инноваций, т. е. распространение инновационного опыта, применение инновационных продуктов и технологий в новых местах и условиях.
Создание инновационного климата в сфере образования - цель национальной образовательной политики России, об этом говорится и в проекте «Наша новая школа», широко обсуждаемого в настоящее время.
Основная педагогическая идея этой огромной работы в том, что мониторинг учебного процесса - это важное и неотъемлемое звено управления в сфере образования.
Наиболее эффективно управленческая функция срабатывает на этапах:
- сбор информации;
- планирование действий
- принятие решения;
- выполнение;
- контроль;
- оценка качества выполненной работы.
Исследование ради позитивного воздействия, оперативное реагирование в различных ситуациях, выработка стратегии развития учебного заведения — составляющие технологии управления.
1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Из аналитических данных известно, что социальными партнерами затребовано изменение роли, места и функций специалистов начального профессионального образования. Возросли требования к компетентности, технологической культуре и качеству труда. Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста новых профессиональных и личностных качеств. Наиболее значимы культура предпринимательства; способность к самостоятельным действиям, приобретению новых знаний, ответственность за выполненную работу и другие.
В подготовке специалистов необходимо опираться не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование компетенций.
Для профессионального образования, наряду с другими моделями, наиболее актуальна, по профессиям модульная система обучения с представлением ключевых компетенций. Содержание формируется на основе образовательных и имеющихся проблем профессионального образования.
Принятая двухуровневая модель модульного профессионального образования позволяет:
- управлять качеством образовательного процесса,
- улучшать взаимосвязи с рынком труда,
- повышать компетенции обучающихся,
- обновлять содержание образования,
- повысить гибкость программ обучения за счет модульного подхода.
Разработана и утверждена на педагогическом совете модель выпускника училища.
Для обеспечения методического сопровождения учебного процесса проведена корректировка программ производственного обучения в соответствии с модульной программой. Учтены рекомендации, и включены в программы детальное изучение местных особенностей, современное оборудование и работа на нем.
Основная проблема, решаемая при переходе на новую модель обучения, - активизация учебно-познавательного процесса за счет максимальной самостоятельной образовательной деятельности обучающихся при работе с модулями.
Таким образом, практически каждая дисциплина может использовать новые мультимедийные технологии, методы и приемы для повышения уровня знаний, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения в современном учебном заведении.
2. РОЛЬ, МЕСТО И ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Но на сегодняшний день, для общества и работодателя на рынке труда представляет интерес такой специалист, который подготовлен к решению профессиональных задач в различных условиях, умеет работать с информацией. Исходя из этого, необходимо изучить и адаптировать в учебный процесс технологию развития критического мышления учащихся. Эта технология позволяет максимально направить деятельность на уроке на работу с информацией. В ее структуре много интересных методических приемов, формирующих опыт самостоятельной деятельности в различных ситуациях. Планируется в дальнейшем расширять спектр используемых инновационных педагогических технологий.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс модульно-компетентностного подхода повысит качество подготовки будущих специалистов, что подтверждается следующими результатами:
- динамика качественной успеваемости по предметам профессионального и общеобразовательного цикла положительная;
- качественные показатели по производственному обучению и итоговой аттестации стабильно высокие и имеют тенденцию к росту;
- выпускники востребованы на рынке труда.
Адаптироваться к жестким социально-экономическим требованиям обстановки рынка образовательных услуг могут лишь те учебные учреждения, которые работают в инновационном режиме. Именно инновации определяют в конечном счете имидж учебного учреждения, на сегодня это вопрос его жизнеспособности в образовательном пространстве.
Аналитическая работа и осознание, что за последние годы развитие учебных заведений ориентирована на конкретные нововведения в образовательную среду, стабильные элементы новшества, улучшающие ее качество. Это позволяет работать в инновационном режиме и определять свои перспективные шаги в будущее.
3. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Модернизация профессионального образования является официально признанной стратегией государственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизации образования - введение в учебный процесс актуальных инноваций, цель которых - улучшение качества профессионального образования. Одним из общероссийских инновационных подходов в области профессионального образования в настоящее время является интеграция образовательных учреждений среднего профессионального образования. Это потребовало от каждого конкретного образовательного учреждения осуществления инноваций, в частности, пересмотра организационной структуры объединённых образовательных учреждений, через создание образовательно-информационного ресурсного центра на основе социального партнерства, позволяющего реализовать связь между различными траекториями профессионального образования: среднее профессиональное образование, повышение квалификации. Освоение любой квалификационной ступени должно гарантировать выпускнику трудоустройство, а высокотехнологичным производствам и предприятиям - обеспечение квалифицированными рабочими и специалистами в соответствии с Государственными стандартами и изменяющимися условиями рынка труда.
Что конкретно дала интеграция ступеней?
Основные моменты:
- расширение спектра образовательных услуг, обеспечивающих доступность и вариативность профессионального образования;
- модернизацию, на основе модульной технологии, учебных программ и образовательного процесса, обеспечивающих гибкость системы подготовки квалифицированных кадров;
- рост заинтересованности социальных партнёров работодателей в разработке, оценке и реализации Программ развития;
- увеличение удельного веса тех образовательных технологий, которые в большей мере способствуют формированию профессиональных компетенций обучающихся;
- создание системы стимулирования творчества обучающихся, высокий уровень развитости которых является одним из гарантов адаптации на рынке труда;
- возможность выбора обучающимся траектории профессионального образования различного уровня в стенах одного и того же образовательного учреждения, что, в определённой мере способствует, комфортности их образовательного процесса;
- создание оптимальной системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности;
- социальную защищённость педагогического коллектива.
Чтобы перечисленное выше стало возможным, педагогическому коллективу, в статусе ресурсного центра, пришлось пересмотреть свои функции.
Перечень традиционных функций дополнился новыми: исследование, анализ, координация.
Организующим началом в области исследования, анализа проблем профессионального образования и координации их решения стала разработка методики профессионального образования. Возникают идеи инноваций, в которых реализуются два этапа:
1. Внутрикорпоративное повышение квалификации в области возникших проблем профессионального образования;
2. Деятельность временных творческих коллективов по разработке содержания и технологий инноваций.
Вот некоторые инновационные подходы деятельности:
1. Расширение спектра востребованных профессий и специальностей.
2. Модернизация профессионально-ориентационной работы.
3. Обновление содержания образования и независимая оценка качества процесса и результатов профессионального образования.
Исходя из результатов анализа рынка труда, учитывая факт появления широкого ассортимента новых материалов, применяемых в швейном производстве, приобретенное, в рамках реализации национального проекта «Образование», новое высокотехнологичное оборудование, с учетом запросов работодателей и их участием, было определено новое содержание образования для всех профессий и специальностей, участвующих в инновационной образовательной программе.
Работодателям необходимо не только участвовать в итоговых аттестациях выпускников, но и открытых уроков, что позволит обратить самое серьёзное внимание на технологизацию дидактического процесса.
4. УЧАСТИЕ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ
С одной стороны это участие требует достаточно большого напряжения морального, физического и психологического от всей команды, с другой, как сказал Льюис Кэрролл, «чтобы только стоять на месте, надо очень быстро бежать!».
Таким образом, поиск актуальных инноваций, исследование их эффективности и введение в процесс профессионального образования, позволяют каждому образовательному учреждению не только функционировать, но и успешно развиваться.
5. РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ
Трансформация экономического уклада, расширение рынков труда, капитала интеллектуальных ресурсов, образовательных услуг, изменили стратегию подготовки кадров. В связи с изменением форм собственности и падением промышленного производства нарушились традиционные взаимоотношения между профессиональными училищами и работодателями.
Новые экономические условия диктуют новые подходы к взаимодействию с участниками рынка труда, ориентируясь на конкретные запросы работодателей, которые становятся инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.
Система образования вынуждена адаптироваться, постоянно и своевременно изменяться, охватывать все большее число заинтересованных участников, стремиться вовлечь практически все возможные ресурсы.
В мире накоплен значительный опыт социального взаимодействия, осуществляемый путем партнерства его участников. Социальное партнерство признается как важнейший фактор модернизации профессионального образования. Возникает необходимость в поиске партнеров с общими производственными задачами и интересами.
Механизмы взаимодействия строятся на определенных фундаментальных принципах и нормах:
- партнерские отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников отношений;
- решающим, в отношениях партнерства, выступает фактор взаимной заинтересованности сторон, уважение и учет интересов партнеров;
- предполагается обоюдная ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутых договоренностей в рамках соглашений и договоров.
Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов.
Проблемами в подготовке квалифицированных специалистов, остаются:
1. Для качественной подготовки необходимо сложное технологическое оборудование нового поколения.
2. Недостаток педагогических кадров с инновационным мышлением.
3. Низкая социальная планка рабочих специальностей.
Так как подходы к решению данных проблем разные, условно, партнерские отношения можно разделить на две категории:
- Партнеры на рынке труда.
- Партнеры на рынке образовательных услуг.
Задачей в этом направлении является подготовка высококвалифицированных кадров. Проводя политику глобальной модернизации производства, необходимо искать специалистов на сложное технологическое оборудование. Это возможно, имея современный центр подготовки.
В инновационных проектах и в решении некоторых проблем социального плана необходима поддержка работодателей. Предоставление рабочих мест с высокотехнологичным оборудованием, участие в технологическом процессе предприятия во время производственной практики повышает у учащихся степень ответственности, предполагает более высокий качественный уровень подготовки, повышает конкурентоспособность выпускников учебных заведений.
Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Использование инновационных методик в педагогической практике позволяет вывести на новый уровень качество подготовки специалиста.
Участие коллектива учебного заведения в приоритетных национальных проектах является стимулом создания системы работы по повышению профессиональных компетенций и разработки системы оценки качества.
Теперь к вопросу мотивации к обучению.
Низкая социальная планка делает непривлекательной рабочие специальности, поэтому необходимо развивать заинтересованность в получении профессионального образования через сильные стимулы.
В современных условиях, это - непрерывное образование. Его задача - создание эффективной системы объединения потенциалов учебных заведений профессионального образования и предприятий для подготовки технических и инженерных кадров.
ВЫВОД
Качество и ожидаемая результативность образовательной программы; существующее состояние качества подготовки рабочих кадров и специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями; софинансирование подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов.
1. Качество и ожидаемая результативность представленной инновационной образовательной программы оценивается по следующим характеристикам:
1.1. Соответствие содержания инновационной образовательной программы профилям подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов;
1.2. Ожидаемое качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с современными производственными технологиями, потребностями работодателей;
1.3. Создание системы контроля реализации инновационной образовательной программы, в том числе со стороны работодателей;
1.4. Соответствие учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения образовательного процесса целям представленной инновационной образовательной программы;
1.5. Планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения и аттестации педагогических работников образовательного учреждения;
1.6. Устойчивость предполагаемых результатов внедрения инновационной образовательной программы и их влияние на изменение образовательной среды и взаимодействие с работодателями.
2. Существующее состояние качества подготовки рабочих кадров и специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями оценивается по следующим характеристикам:
2.1. Эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении;
2.2. Состав педагогических кадров;
2.3. Использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением;
2.4. Востребованность выпускников на рынке труда;
2.5. Эффективность договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации);
2.6. Эффективность использования переданного работодателями оборудования образовательному учреждению во временное или постоянное пользование.
3. Софинансирование подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов, оценивается по следующим характеристикам:
3.1. Объем софинансирования из средств работодателей;
3.2. Объем софинансирования из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
3.3 Объем софинансирования из внебюджетных средств образовательного учреждения, участвующего в конкурсе.
Исполнение обязательства по софинансированию может осуществляться путем приобретения оборудования, предоставления услуг и выполнения работ, предусмотренных договором между образовательным учреждением и работодателем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Юсуфбекова Н. Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.
- Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
- Голубков Е. П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. - № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль библиотеки в деятельности профессионального образовательного учреждения
Статья о роли библиотеки в деятельности профессионального образовательного учреждения...
Оценка и обеспечение устойчивого развития территорий Новомосковского административного округа
Выпускная квалификационная работа, МИИТ...
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Любой регион занимает особое место в геополитическом и национальном пространстве, представляя собой территорию, имеющую развивающиеся хозяйствующие субъекты с межхозяйственными связями или наоборот, т...
Развитие интереса к урокам литературы в условиях среднего профессионального образовательного учреждения
Статья посвящена вопросу, как воспитать вдумчивого и внимательного читателя на уроках литературы в СПО. Из опыта работы приведены примеры разнообразных методик и стратегий, направленных на развитие ин...
Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений
Инновационная деятельность профессиональных образовательных учреждений...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» на 2021 - 2024 годы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯсмоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения«Рославльский многопрофильный колледж»на 2021 - 2024 годы...
Программа развития смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» на 2021 - 2024 годы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯсмоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения«Рославльский многопрофильный колледж»на 2021 - 2024 годы...