Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений
материал

Панов Сергей Владимирович

Инновационная деятельность профессиональных образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Реферат

на тему

«Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений»

мастер производственного обучения                                                                                                                                                               Панов Сергей Владимирович

Тула

2023

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………  3  стр.

Основная часть. Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого

 развития профессиональных образовательных учреждений……………………...….  4  стр.

 

1..Раздел.  Теоретические основы инноваций в среднем профессиональном 

образовании ………………………......………………………..……................................ 4  стр.

2. Раздел.  Инновационные формы обучения  в среднем профессиональном 

образовании .……………………………………………………………………………... 6  стр.

3. Раздел.  Обеспечение устойчивого развития профессиональных

образовательных учреждений ……………...…………………………..…………..….... 8  стр.

Выводы ………………………………………………………………………………..….. 10 стр.

Список литературы ………………………………………….. ……………………..…… 11 стр

Введение

    Применительно к образовательным учреждениям инновационная деятельность может быть интерпретирована как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления (кадровых, материальных и др.), направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Определение основных направлений инноваций должно исходить из представления о задачах и функциях образовательной системы и комплексного анализа проблем, существующих в данной сфере. Среднее профессиональное образование, являющееся важной составной частью российской образовательной системы, звеном в системе непрерывного образования, призванным удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами после среднего образования и профессиональной квалификации специалиста среднего звена, в значительной мере требует проведения инновационной деятельности по широкому спектру вопросов, включая совершенствование учебно-методического, организационного, нормативного, социально-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.
В настоящее время  идет процесс значительной активизации  инновационной работы средних специальных учебных заведений, что обусловливает необходимость соответствующего нормативного и методического обеспечения. Особое значение имеет устойчивость развития профессионального образования как базиса социально-экономического развития страны. При решении этой проблемы надо учитывать, что устойчивость развития региональной системы образования и системы образования страны в целом во многом зависит от устойчивости развития ее субъектов -образовательных учреждений. Под устойчивым развитием образовательного учреждения  подразумевается направленное и закономерное изменение духовной и материальной сфер его жизни, осуществляемое так, что в результате каких-либо незначительных случайных неблагоприятных воздействий в работе образовательного учреждения не происходит существенных негативных отклонений.

Основная часть. Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого

 развития профессиональных образовательных учреждений

1..Раздел.  Теоретические основы инноваций в среднем профессиональном 

образовании

           В современном мире увеличивается  значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, общества, но и  человечества в целом. Его роль постоянно  растет вместе с ростом влияния человеческого капитала, обгоняя при этом значимость средств производства и природных ресурсов.
Новые условия определяются такими факторами как глобализация экономики, экономическая, культурная, общественная кооперация различных стран,  постоянно меняющиеся техника и технологии, по сути, революция в информационных и коммуникационных технологиях и, как следствие, вызванные ими темпы социальных перемен. В свою очередь, эти перемены сопровождаются ростом мобильности труда, капитала и созданием общества, основанного на знаниях. Эти обстоятельства предполагают достаточно широкий подход к развитию человеческих ресурсов, который основывается на необходимости поощрения молодежи к приобретению гибких, адаптивных знаний, умений и практических навыков, а также делает акцент на способности самостоятельно учиться. Именно такие, легко  переносимые из одной сферы в другую  умения и компетенции дадут ей возможность выполнять новые задачи и обязанности по мере того, как структура и содержание их работы в ходе развития общества будут меняться. Следует особо отметить, что в новой парадигме развития человечества в целом центральное место отводиться профессиональному образованию, поскольку именно от его эффективного функционирования и развития  зависит решение задачи развития кадрового потенциала экономики, что является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех ее развития. Таким образом, столь высокое значение, придаваемое  образованию, знаниям, образованности граждан свидетельствуют  о пересмотре традиционных представлений  о нем и его роли, и выдвигает  образование, и причем   прежде всего  профессиональное образование, на первое место среди факторов развития человечества, поскольку ценности создаются за счет повышения производительности труда и использования при этом различных нововведений, т.е. применения знаний на практике. Инновация – получение больших результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии развития организации и государства в противовес бюрократическому типу развития. Инновацию рассматривают как необходимую составляющую стратегии развития организации. Отсутствие инновации, связанное с консерватизмом и бюрократизмом организации, ведет к стагнации и кризису.
Инновация должна по качеству быть не хуже, чем ее аналог.
По источникам и полноте осуществления различают инновации: замещающие, предполагающие полное вытеснение устаревших способов  хозяйствования и технологий; меняющие, связанные с исключением выполнения каких-либо операций, выпуска изделия и не заменяющие их новыми; возвратные, связанные с возвращением к предшествующему порядку после дискредитации новшества; открывающие, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников и основанные на фундаментальных изобретениях; ретроинновации - воспроизводящие на новом уровне ранее применявшиеся изделия, способы и средства их производства. К внешним источникам инноваций организаций относятся: экспериментальные работы, осуществляемые испытательными лабораториями; НИОКР, проводимые отраслевыми научными учреждениями; НИОКР, проводимые академическими институтами и высшими учебными заведениями.
Способы получения внешних источников инноваций: создание совместных предприятий, привлечение иностранных инвестиций; сбор научно-технической, экономической информации, публикуемой в открытой печати; приобретение результатов НИОКР на платной основе; повышение квалификации руководителей и специалистов; обмен опытом на выставках, конференциях, в ходе отечественных и зарубежных стажировок специалистов. Внутренние источники инноваций на уровне организаций — объекты интеллектуальной собственности, создаваемые работниками организации. Использованию внутренних и внешних источников инноваций или их внедрению способствует проведение оценки состояния инновационной деятельности (инновационного аудита) по трем аспектам: организационному, финансовому, технологическому. Организационный аспект предполагает выявление резервов по созданию более эффективной организационной структуры, обеспечивающей инновационный характер деятельности организации (в отличие от бюрократической деятельности) при оптимальном кадровом составе персонала, задействовании резервов коллективного креативного мышления.
К внутренним факторам инновационности организации, связанным с организационным аспектом, относятся: организационная структура; организационная культура; стиль управления и предпринимательские способности руководства; факторы, касающиеся задействования креативного мышления кадров — инновационный климат, система мотивации нововведений, уровень квалификации. Финансовый  аспект означает способность предприятия использовать наиболее эффективные методы финансового менеджмента, обеспечивающие рациональное использование ограниченных финансовых ресурсов и получение максимально возможной выручки, а также привлечение внешних инвестиций. Главным внутренним фактором инновационности организации, касающимся финансового аспекта, является эффективность функционирования финансовой системы.
Технологический аспект инновационного аудита предполагает прежде всего анализ альтернативных вариантов прогрессивных технологий и возможностей их внедрения на предприятии. На основе проведенного инновационного аудита организации выявляется потребность в продуктовых, технологических и (или) организационно-управленческих инноваций. Эффективная система  образования всегда рассматривалась как основа благополучия общества и отдельных его граждан, так как именно образование является более древней, глубокой, масштабной областью бытия, нежели политика и экономика. Оно ближе к человеческой сущности и в большей мере составляет основу становления человека. Существующая система среднего профессионального образования пока не обеспечивает такого уровня, качества и масштабов интеллектуальной, когнитивной и профессиональной подготовки молодежи, которых требует современное общество. Сегодня обществу нужны  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Очевидно, что система среднего профессионального образования нуждается  в модернизации, чтобы соответствовать реалиям жизни в глобальном и быстро меняющемся мире.
В государственном смысле — это соответствие образования современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане — ориентация не столько на усвоение студентами знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности, познавательных и созидательных способностей молодых людей. Особую роль в процессе профессиональною самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему  в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.e. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешною обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. В педагогической науке  инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной  деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования студентов, находить и реализовать эффективные способы их решения.


2. Раздел.  Инновационные формы обучения  в среднем профессиональном образовании

           С учетом развития производственной сферы, реализация инноваций в среднем профессиональном образовании определяет своей целью создание интегрированной системы подготовки кадров, объединяющей возможности  производства в организации образовательного пространства для подготовки специалистов и рабочих кадров для высокотехнологичных производств. Апробация и внедрение новых форм и методов работы представляют собой постоянную потребность образования. При этом разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности. Необходимо выделить характерные признаки, определяющие передовой подход в области среднего профессионального образования:

- интегрированность и последовательность образовательного процесса;

-совпадение социальных запросов общества с целями образовательного заведения;

- концептуальность процесса обучения - понимание и применение в авторских методиках различных научных основ – как социально-педагогических, психологических, так и философских;

-присутствие творческих, уникальных гипотез, авторских предложений, которые возможно применить в педагогическом процессе – инновационность;

- многовариатность: наличие средств, методов, содержания обучения или других каких-либо компонентов учебного процесса, которые отличаются от привычных, установившихся;

- результативность, проявляющаяся в эффективности авторских моделей и определяющая их реальность.

В сфере среднего профессионального образования в настоящее время используются многообразные педагогические инновации. Среди них возможно обозначить следующие, наиболее характерные инновационные подходы и технологии:

1. Информационно-аналитическое сопровождение процесса обучения и управление качеством образования. Данная инновационная технология способствует беспристрастному и объективному прослеживанию развития во времени как всего образовательного заведения в совокупности, так и потока, учебной группы, каждого студента в отдельном конкретном случае.

2. Наблюдение изменений в интеллектуальном развитии учащихся. Этот подход заключается в планомерной диагностике и анализе качества образовательного процесса в отношении каждого учащегося, в рамках которого широко могут применяться как различные виды тестирования, так и создание различных графиков, отражающих динамику успеваемости.

3. Воспитательные технологии. Данные технологии могут выступать главным средством формирования современного учащегося и являются непременным фактором в условиях современного образования. Они осуществляются в различных формах. Это может быть привлечение учащихся к посещению театров, выставок, занятиям в центрах юношеского творчества, участию в культурно-массовых мероприятиях.

4. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в обучении дисциплинам.

Их значение сложно переоценить, так как именно благодаря информационно-коммуникативным технологиям возможно интегрировать информатику и разнообразные дисциплинарные области. Такое соединение способствует осознанию учащимися процессов информатизации в нынешнем мире - как в общем, так и в профессиональном аспекте. Особую роль данные технологии могут выполнять при обучении профессиональным дисциплинам. Опыт использования ИКТ в системе среднего профессионального образования выявил:

-  значительное повышение мотивации учащихся к изучению профессиональных дисциплин в случае применения разнообразных форм дистанционного обучения и информационной среды открытого типа;

-  привлекательность информатизации образовательного процесса для учащихся в связи с уменьшением психологического напряжения, так как реализуется изменение – от субъективного взаимодействия «преподаватель – ученик» к более объективным отношениям «ученик – компьютер – преподаватель»;

-  возрастание количества творческих работ и проектов;

-  появление различных возможностей получить дополнительное образование по многим дисциплинам;

- повышение показателей эффективности труда;

- привлекательность информатизации и для преподавателя, так как она способствует как повышению общей информационной культуры, так и производительности педагогического труда.

5. Технологии образовательного процесса, направленные на развитие личности.

6. Психолого-педагогическое обеспечение применения передовых образовательных технологий в учебном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение не менее важно и значимо, нежели информационно-аналитическое.

7. Дидактические технологии. Данные технологии выступают необходимым условием развития образовательного процесса, ведь в их контексте осуществляются как хорошо известные и подтвердившие свою эффективность, методы, приёмы и техники, так и совсем новые. В качестве таких новых подходов можно отметить оформление и защиту проектов, учебную деятельность с использованием аудиовизуальных материалов и технических средств, самостоятельное изучение с помощью учебного пособия, игры и многое другое. Нельзя не учитывать и многообразие способов обучения: групповые, дифференцированные, система «малых групп» и система «консультант». В педагогической практике, как правило, используется сочетание комбинаций таких приёмов.

     Для применения тех или иных инноваций обязательно чёткое научно-педагогическое обоснование. Необходимо тщательно анализировать все новейшие подходы, технологии методы и приёмы – в обсуждениях на заседаниях предметно-цикловых комиссий, семинарах, методических советах. Очень ценны консультации с ведущими экспертами и специалистами в области инновационной деятельности образовательных учреждений.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают: недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава; невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий. Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди учащихся по применению современных компьютерных технологий.

3. Раздел.  Обеспечение устойчивого развития профессиональных

образовательных учреждений

      Основной характеристикой устойчивого развития профессионального образовательного учреждения является его эффективность. В условиях рыночной экономики она определяется эффективностью его социального взаимодействия с субъектами рынка: с потребителями образовательных услуг (обучающимися) и с потребителями выпускников на рынке труда (предприятиями, работодателями). Это предполагает реализацию общего критерия эффективности, состоящего в согласовании, удовлетворении и опережающем формировании спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных институциональных ограничений и ресурсного обеспечения. Показателями устойчивости являются: наполняемость образовательного учреждения учащимися (в соответствии с его ресурсами) и востребованность выпускников на рынке труда (с учетом продолжения обучения в учреждениях более высокого уровня образования). Эти внешние показатели характеризуют вход и выход образовательного процесса. На них опосредованно влияет качество подготовки специалистов - внутренний показатель, определяемый качеством образовательного процесса. С учетом этого, основными факторами, позитивно влияющими на устойчивость развития профессионального образовательного учреждения на различных этапах образовательного процесса, являются: на входе - демографический, связанный с обеспечением наполняемости образовательного учреждения контингентом учащихся; на этапе реализации - педагогический, связанный с обеспечением качества подготовки; на выходе - экономический, связанный с обеспечением востребованности его выпускников. 
Устойчивое развитие профессиональных образовательных учреждений категория многоуровневая, многоаспектная, многофункциональная и многомерная, поэтому предполагает разработку следующих вопросов:

- целей и задач по устойчивому развитию профессиональных образовательных учреждений;

- методологических аспектов устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений;

- закономерностей, ценностных ориентации, принципов, критериев, на которых строится система устойчивого развития;

- статической и динамической структуры системы управления устойчивым развитием, при этом первая должна отразить коммуникативные связи в педагогической системе, вторая - движение функционально необходимой для устойчивого управления информации по прямым и обратным каналам связи;

- условия и направления, обеспечивающие устойчивое развитие в ближайшем и отдаленном будущем;

- технологии, модели, алгоритм устойчивого развития образовательного пространства;

- оценка и корректировка устойчивого развития;

- ожидаемые результаты в настоящем и будущем

Таким образом, показателями устойчивости развития профессионального образовательного учреждения являются: адекватность изменения качества образования изменениям запросов потребителей образовательных услуг и работодателей; характер модернизации содержания образовательных программ; интенсивность разработки и освоения педагогическим сообществом новых образовательных технологий; быстрота поиска конструктивных способов упорядочения деятельности образовательной системы при воздействии дестабилизирующих факторов; уровень мобилизации потенциала индивидуальных и групповых субъектов при воздействии дестабилизирующих факторов; способы инновационных преобразований образовательной деятельности для преодоления воздействий дестабилизирующих факторов или снижения их воздействия; стабильность темпа преобразований; динамика системных инновационных преобразований в образовательной системе.

Выводы

Развитие инновационных процессов в среднем профессиональном образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия; обновлением содержания современной философии образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект. В связи с этим исключительно важное значение приобретает инновационная деятельность педагога. Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации.. Таким образом, применение информационных технологий необходимо в образовательном  процессе для повышения его эффективности  и привлекательности. Но вместе с тем нужно понимать, что развитие начинается с преподавателя. Только когда преподаватели почувствуют, что они овладели новыми технологиями, тогда технологии станут неотъемлемой частью процесса образования. Личность педагога является тем источником, который питает само желание (мотивацию) выбора преподавателем активных инновационных методов и методик педагогической деятельности, несмотря на их высокую энергозатратность. Личностные  особенности педагога обеспечивают также корректное и эффективное применение этих методик, включаясь во взаимодействие с личностными особенностями учащегося.

Качество среднего профессионального образования определяется его социально-экономической адекватностью, т. е. способностью удовлетворять вполне конкретные потребности общества и экономики в специалистах среднего звена, образовательные потребности личности. Оно зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов. Перед средним профессиональным образованием стоит задача определить концепцию обеспечения  устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений, понимая при этом, что качество образования - это, прежде всего, функция качества составных частей всей образовательной системы, а его результат - качество образовательного процесса, его устойчивое развитие.

Список литературы

1. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования : практ. пособие /  под общ. ред.А. Н. Лейбовича. — М., ФИРО, 2016г.

2. Болотов, В. А. Системы оценки качества образования : учеб, пособие / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. — М.: Университетская книга ; Логос, 2008г.

3. Волынкина М. В. Сущность термина «инновация» // Инновации – 2006 - №1 – с. 10-13

4. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. 2001. – М.: Изд-во МГУП, 2001г.

5. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование / Под. Ред. Ю. В. Яковца – М.: РАГС, 2000 г.

6. Инновационный менеджмент / Под. Ред. Л. Н. Оголевой – М.: Инфра – М, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль библиотеки в деятельности профессионального образовательного учреждения

Статья о роли библиотеки в деятельности профессионального образовательного учреждения...

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Любой регион занимает особое место в геополитическом и национальном пространстве, представляя собой территорию, имеющую развивающиеся хозяйствующие субъекты с межхозяйственными связями или наоборот, т...

Развитие интереса к урокам литературы в условиях среднего профессионального образовательного учреждения

Статья посвящена вопросу, как воспитать вдумчивого и внимательного читателя на уроках литературы в СПО. Из опыта работы приведены примеры разнообразных методик и стратегий, направленных на развитие ин...

«Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений»

1 Иновационный процесс2 Роль,место и фуекций специалистов профессионального образования3 Иновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных  учреждений4 Уч...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» на 2021 - 2024 годы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯсмоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения«Рославльский многопрофильный колледж»на 2021 - 2024 годы...

Программа развития смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» на 2021 - 2024 годы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯсмоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения«Рославльский многопрофильный колледж»на 2021 - 2024 годы...