ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Бизнес-планирование"
рабочая программа
Направленность программы дополнительного образования (далее - программа) – повышение финансовой грамотности студентов. Программа «Бизнес-планирование» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический колледж» (далее – колледж) объединяет обучающихся колледжа, заинтересованных в повышении своей финансовой грамотности и разработана с учетом Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ и Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если сегодня воспитать молодежь финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_-_biznes-planirovanie-_shipaeva.docx | 82.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры | |
«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
РАССМОТРЕНО Протокол педагогического совета № ____ от «_____»___________ | УТВЕРЖДАЮ Директор АУ «Сургутский политехнический колледж» _________ В.Н. Шутов «_____» __________ 2020 г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Дополнительная общеразвивающая программа
«Бизнес-планирование»
для обучающихся 15 – 20 лет
срок реализации: 1 год
г. Сургут, 2020 год
Должность | Фамилия/ Подпись | Дата | |
Разработал | Руководитель кружка | Шипаева Л.С. | 07.09.2020 |
Содержание
№п/п | Наименование раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебно-тематический план | 9 |
3. | Содержание изучаемого курса | 14 |
4. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 18 |
5. | Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы | 19 |
6. | Список литературы | 20 |
Пояснительная записка дополнительной образовательной программы
«Бизнес-планирование»
Направленность программы дополнительного образования (далее - программа) – повышение финансовой грамотности студентов. Программа «Бизнес-планирование» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический колледж» (далее – колледж) объединяет обучающихся колледжа, заинтересованных в повышении своей финансовой грамотности и разработана с учетом Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ и Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если сегодня воспитать молодежь финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Отличительной особенностью программы кружка является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Программа кружковой работы предполагает:
- планирование процесса обучения в соответствии с планом воспитательной работы энергетического отделения и планом воспитательной работы колледжа на 2020-2021 учебный год.
Новизной данной программы является направленность кружковой работы на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 15 до 20 лет.
Сроки реализации программы – один учебный год. При этом обучение является разноуровневым.
Формы занятий, применяемые программой, разнообразны: лекции, тренинги, мастер – классы, деловые игры, участие в он-лайн вебинарах, конкурсах по финансовой грамотности, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, выполнение самостоятельной или практической работы.
Режим организации занятий: два раза в неделю: среда, четверг по 2, 5 часа в день (180 часов в год).
При этом график занятий может варьироваться в связи с производственной необходимостью: часть занятий может быть перенесена на учебное время (например, участие в мероприятиях «Неделя финансовой грамотности», «День предпринимателя») или на выходной день.
Ожидаемые от реализации программы результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; понимание значения бизнес-планирования;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, бизнес-планирование, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Результатом освоения профессиональной деятельности является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
1. Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения – ОК-2.
2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3.
3. Осуществлять поиск необходимой информации и систематизировать ее для эффективного выполнения поставленных задач – ОК-4.
4. Использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения профессиональных задач и целей – ОК-5.
5. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6.
6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7.
7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК - 8.
8. Защита Мини-проекта «Организация фирмы» как реальный продукт деятельности.
Способы определения результативности реализации программы включают в себя анализ следующих показателей:
- количественные (стабильность численности обучающихся в кружке, число обучающихся участвующих в разноуровневых мероприятиях, организация и проведение мероприятий участниками объединения);
- качественные (сертификаты участников, благодарственные письма на городских, окружных, всероссийских мероприятиях).
Подведение итогов реализации программы производится по итогам участия в общеколледжных, городских и окружных, всероссийских мероприятиях.
Данная программа основывается на следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ (принят Государственной Думой РФ 29.12.2012).
2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 августа 1995 года №135-ФЗ).
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
4. Устав автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский политехнический колледж» (утвержден распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.04.2014 г. № 13-Р-610).
5. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
6. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Учебно-тематический план программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формируемые ОК | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Раздел 1. Доходы и расходы семьи | 22 | 4 | 18 | Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения – ОК-2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3. Использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения профессиональных задач и целей – ОК-5. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6. |
1.1. | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» | 2 | 2 | ||
1.2. | Творческое задание «Доходы семьи». | 4 | 4 | ||
1.3. | Работа со статистикой «Расходы семьи». | 6 | 2 | 4 | |
1.4 | Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». | 2 | 2 | ||
1.5 | Ролевая игра «Семейный бюджет». | 4 | 4 | ||
1.6 | Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». | 4 | 4 | ||
2. | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 26 | 12 | 16 | Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения – ОК-2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3. Использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения профессиональных задач и целей – ОК-5. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7. |
2.1. | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». | 4 | 4 | ||
2.2. | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». | 2 | 2 | ||
2.3. | Решение логических задач «Страхование». | 2 | 2 | ||
2.4 | Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». | 2 | 2 | ||
2.5. | Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». | 6 | 2 | 4 | |
2.6 | Практическая работа «Принципы работы страховой компании». | 6 | 0 | 6 | |
2.7. | Мошенничество | 4 | 4 | ||
2.8. | Финансовые пирамиды | 2 | 2 | ||
3. | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 15 | 2 | 13 | Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения – ОК-2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК - 8. |
3.1. | Мини-исследование «Налоги». | 5 | 5 | ||
3.2. | Аналитическая работа «Виды налогов». | 6 | 2 | 4 | |
3.3. | Решение экономических задач «Социальные выплаты». | 4 | 0 | 4 | |
4. | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 36 | 2 | 34 | Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения – ОК-2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК - 8. |
4.1. | Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». | 4 | 2 | 2 | |
4.2. | Творческое задание «Банковские услуги». | 10 | 0 | 10 | |
4.3. | Практическая работа «Вклады (депозиты)». | 4 | 0 | 4 | |
4.4 | Деловая игра «Я хочу взять кредит». | 4 | 4 | ||
4.5 | Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». | 10 | 10 | ||
4.6 | Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». | 4 | 4 | ||
5. | Раздел 5. Формы организации бизнеса | 29 | 5 | 24 | Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения – ОК-2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3. Осуществлять поиск необходимой информации и систематизировать ее для эффективного выполнения поставленных задач – ОК-4. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7. |
5.1. | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». | 2 | 2 | 0 | |
5.2 | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». | 10 | 0 | 10 | |
5.3. | Познавательная беседа «Частная собственность». | 3 | 3 | ||
5.4. | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». | 4 | 0 | 4 | |
5.5. | Ролевая игра «Акционерное общество». | 4 | 0 | 4 | |
5.6. | Мини-проект «Организация фирмы». | 6 | 0 | 6 | |
6. | Раздел 6. Знакомство с бизнес-планом | 38 | 6 | 32 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3. Осуществлять поиск необходимой информации и систематизировать ее для эффективного выполнения поставленных задач – ОК-4. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7. |
6.1. | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». | 6 | 2 | 4 | |
6.2 | Решение практических задач «Организация фирмы». | 6 | 6 | ||
6.3 | Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». | 6 | 6 | ||
6.4 | Реклама. Виды рекламы | 2 | 2 | ||
6.4 | Творческое задание «Реклама». | 6 | 6 | ||
6.5 | Ролевая игра «Работа фирмы». | 4 | 4 | ||
6.6 | Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». | 4 | 4 | ||
6.7 | Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». | 4 | 2 | 2 | |
7. | Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 12 | 2 | 10 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3. Осуществлять поиск необходимой информации и систематизировать ее для эффективного выполнения поставленных задач – ОК-4. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7. |
7.1. | Подготовка студентов к участию в конференциях различных уровней. Умение и навыки грамотно излагать свою точку зрения, аргументировать выводы. | 12 | 2 | 10 | |
10. | Подведение итогов года | 2 | 0 | 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения – ОК-2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы – ОК-3. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством – ОК-6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) – ОК-7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК - 8. |
Итого: | 180 | 30 | 130 |
Содержание программы
1. Раздел 1. Доходы и расходы семьи
1.1. Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Необходимость организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения.
1.2. Творческое задание «Доходы семьи».
1.3. Работа со статистикой «Расходы семьи».
Значение и необходимость анализировать семейную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль доходов и расходов, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности и членов своей семьи.
1.4 Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Участвовать в принятии решений. Информированность о размерах коммунальных платежей и прочих расходов.
1.5 Ролевая игра «Семейный бюджет». Анализ предложенных ситуаций, оценивание и коррекция собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Формулирование выводов. Рефлексия. Примеры из жизни.
1.6 Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». Анализ предложенных ситуаций, оценивание и коррекция собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Формулирование выводов. Рефлексия. Примеры из жизни.
2. Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1. Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Статистика финансовых потерь. Риски.
2.2. Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Значение и необходимость анализировать семейную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль доходов, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности и членов своей семьи.
2.3. Решение логических задач «Страхование». Понятие термина Страхование. Виды страхования. Органы, предоставляющие услуги по страхованию. Особенности операций по страхованию. Формы страхования. Франшиза в страховании.
2.4 Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Навязывая тот или иной страховой продукт потенциальному заемщику, банковские менеджеры пользуются незнанием гражданами российского законодательства. «Гражданским кодексом предусмотрена возможность кредитора обязать заемщика страховать риск утраты залога.
2.5. Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Обязательное и добровольное страхование. Личное и имущественное страхование. На что обратить внимание, выбирая страховую компанию?
2.6 Практическая работа «Принципы работы страховой компании». Страхование - классификация, сущность и функции. Страховой продукт, финансовые обязательства
2.7. Мошенничество. Актуальность в настоящее время. Статистика мошенничества. Встречи с представителями органов УВД.
2.8. Финансовые пирамиды. Виды финансовых пирамид. Правда и мифы. Истрия возникновения и эволюция. Финансовые пирамиды в интернет.
3. Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
3.1. Мини-исследование «Налоги».
3.2. Аналитическая работа «Виды налогов».
Самостоятельная работа студентов по теме Налоги. Современное налоговое законодательство. Обьекты и субькты налогообложения. Налоги, которыми облагается семья.
3.3. Решение экономических задач «Социальные выплаты». Анализ жизненных ситуаций и применение законодательных актов, применяемых в различных ситуациях.
4. Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
4.1. Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».
4.2. Творческое задание «Банковские услуги».
4.3. Практическая работа «Вклады (депозиты)».
4.4 Деловая игра «Я хочу взять кредит».
4.5 Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».
4.6 Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».
5. Раздел 5. Формы организации бизнеса
5.1. Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Необходимость организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения.
5.2 Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».
5.3. Познавательная беседа «Частная собственность».
5.4. Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
5.5. Ролевая игра «Акционерное общество».
5.6. Мини-проект «Организация фирмы».
6. Раздел 6. Знакомство с бизнес-планом
6.1. Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».
6.2 Решение практических задач «Организация фирмы».
6.3 Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».
6.4 Творческое задание «Реклама».
6.5 Ролевая игра «Работа фирмы».
6.6 Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
6.7 Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».
Подведение итогов года
Итого: 180 ч
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Программа кружка обеспечена следующей методической продукцией:
1 Шутова Т.В., Плеханова Л.И. Методические рекомендации по разработке дополнительной общеразвивающей программы. – Сургутский политехнический колледж, 2016.
2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей. Письмо от 11 декабря 2006г. № 06-1844. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р. Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 29 августа 2013г. №1008. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы
Реализация программы обеспечена актовым залом и кабинетом экономических дисциплин энергетического отделения:
- экран;
- проектор;
- персональный компьютер.
Список используемой литературы
- Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Материалы для учащихся./ Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 С.6-79
- Солодков В.М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность. Модуль «Банки». 10-11 классы. СПО/ Солодков В.М., Белоусова В.Ю.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
- Зеленцова А., Демидов Д., Блискавка Е. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.:ЦИПСиР. 2012. 112с.
- Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. - М.: КноРус, 2012.
Информационные ресурсы курса
Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи 2020, https://vashifinancy.ru/week-spring-2020/
Финансовая грамотность ХМАО / http://www.iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/innovatsionnye-ploshchadki/913-pilotnye-ploshchadki/5474-finansovaya-grammotnost
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru
Банк России. Www.cbr.ru
Агентство по страхованию вкладов. Http://www.asv.org.ru/
Союз защиты потребителей финансовых услуг (финпотребсоюз). Http://finpotrebsouz.ru/
Банки РУ/ www.banki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Бухгалтерия 8.2"" для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский уч...
Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Управление торговлей"" для специальностей 38.02.05 и 38.02.04
Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочих основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям) базо...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 Организация занятий по программам дополнительной подготовки в области дошкольного образования разработан на основе Федерального государст...
Рабочая программа дополнительной профессиональной программы "Пользователь ПК"
Программа «Пользователь ПК» рассчитана на возрастную аудиторию от 25 до 50 лет и направлена на овладение пользовательскими навыками при работе на ПК и офисной техникой. Программа напр...