Статья «Проектная структура организации»
статья
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург).
Влияние внешней среды и новые задачи, стоящие перед организацией, нередко диктуют переход от традиционных структурных подразделений к временным рабочим группам, т.е. к адаптивной (проектной) организационной структуре. Задача педагога – подготовить студентов к адекватному пониманию этих процессов, которые они наблюдают во время производственной и преддипломной практики, при адаптации после трудоустройства. В этом и состоит актуальность данной темы.
При подготовке специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (базовая подготовка) неоднократно и разносторонне анализируются типы организационных структур. Этот материал, например, необходимо учитывать, рассматривая: формы службы ДОУ, понятия «централизованной», «децентрализованной» и «смешанной» систем организации делопроизводства в междисциплинарном курсе МДК.01.01 «Документационное обеспечение управления» Профессионального модуля ПМ.01 «Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации»; виды, функции, эффективность работы службы управления персоналом в учебной дисциплине ОПД.07 «Управление персоналом» и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Проектная структура организации" | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИВНАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Коновалова Светлана Владимировна, преподаватель СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» (Санкт-Петербург)
Под структурой организации понимается ее архитектоника, взаимодействие между отдельными частями, степень жесткости или гибкости организационной конфигурации. Само название адаптивной организационной структуре говорит о том, что она изменяется, адаптируется к требованиям среды.
В упрощенном виде адаптивная (проектная) структура представлена в таблице 1.
Таблица 1. Адаптивная (проектная) структура
ПРОЕКТЫ | Постоянная административная группа (директор, главный бухгалтер и т.д.) |
Проект 1 | Рабочая группа проекта 1 |
Проект 2 | Рабочая группа проекта 2 |
Проект 3 | Рабочая группа проекта 3 |
Рассмотрим несколько ситуаций, при которых возникает необходимость в адаптивной структуре:
- Появление новых направлений работы. Для решения новой задачи соответствующих специалистов собирают в команду, после выполнения задачи структура распускается, т.е. специалисты объединяются во временный коллектив для осуществления конкретного проекта (поэтому адаптивную структуру часто называют проектной). При этом члены рабочей группы участвуют в ней без отрыва от работы в своем традиционном структурном подразделении. Примером может быть экспертная комиссия организации.
- Новые задачи в ряде случаев диктуют переход от традиционных устойчивых структурных подразделений к рабочим группам, созданных посредством привлечения внешних специалистов – представителей подрядных и субподрядных организаций. Примером может быть оказание услуг по реализации федеральных, региональных, муниципальных культурно-просветительских программ и проектов в форме конференций, семинаров, лекций, конкурсов, выставок, аукционов, лотерей, фестивалей, праздников, концертно-зрелищных программ.
- Пандемия 2020 года вызвала резкое изменение внешней среды работы организаций, традиционные структуры оказались слишком громоздкими, неповоротливыми. Часто именно своевременный переход к адаптивной (проектной) структуре определял степень выживаемости организации в новых условиях.
Для понимания особенностей адаптивной (проектной) организационной модели целесообразно сопоставить её с традиционными по ряду параметров. Л.И. Лукичева сделала такое сопоставление по параметрам, представленным в таблице 2 [1, С. 17]
Таблица 2. Сопоставление традиционной и адаптивной модели организации
Традиционная | Формирование рабочих групп, которые ориентированы на проектную деятельность. |
Основными структурными элементами являются обособленные отделы, подразделения, между которыми нет дублирования функций | Основными структурами являются самоуправляющиеся команды. Они получают задание (проект) и принимают самостоятельные решения по его выполнению. |
Используется принцип узкой специализации при организации рабочих мест | Использование универсальной квалификации работников в рамках самоуправляющихся команд – коллеги могут заменять друг друга. |
Индивидуализация в системе отбора не предполагается (прием на работу осуществляется простым набором) | Отбор кадров при приеме на работу. |
Ответственность за одну операцию (за несколько смежных операций) | Группа несет ответственность за полное выполнение задачи (за определенный участок работы). Т.е., существует ОБЩАЯ задача для всех работников группы. |
Иерархическое подчинение одних работников другим, символы статуса (кабинет) | Отсутствие барьеров между различными категориями персонала, благоприятный климат в коллективе. |
Оплата труда и материальное поощрение производятся по традиционным нормам и системам. | Оплата труда производится по результатам труда. Многообразие методов оценки персонала. |
Генеральный директор Proplex Станислав Сойнов в своей статье «Мы прошли эволюцию от красной модели…» особо подчеркивает эффективность работы организации при использовании адаптивной (проектной) структуры. «Мы всегда работаем в малых группах, помятуя об эффекте Рингельмана. Этот эффект был открыт в 30-е годы. Условно его можно описать так: два человека поднимает каждый по 100 кг, но, когда они несут груз вместе, каждый может нести уже только по 94 кг, потому что надеются друг на друга. Чем больше человек в команде, тем больше падает эффективность работы команды. Когда размер команды достигает 8 человек, эффективность падает до 49%» [3, С. 54].
Таким образом, новые экономические условия и другие воздействия внешней среды делают адаптивную (проектную) структуру организации очень востребованной. Конечно, при всех своих плюсах она не может вытеснить традиционные структуры (линейную, функциональную и т.д.). Например, если речь идет об организации крупного промышленного производства, обеспечении учебного процесса и т.д. Тем более, что некоторые функции традиционных структурных подразделений закреплены законодательно (к примеру, учет кадров). Но, в зависимости от ситуации, она может действовать параллельно с ними или заменять на определенный промежуток времени, будет ли это плановое решение поставленных задач или обеспечение выживаемости организации в условиях кризиса.
Список использованных источников:
- Лукичёва Л.И. Управление персоналом: учеб. пособие / под ред. Ю.П.Анискина. – 6-е изд., испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 263 с. – (Библиотека высшей школы).
- Мартынов Г.Н. Формирование команды в системе управления персоналом организации – технологический аспект [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-komandy-v-sisteme-upravleniya-personalom-organizatsii-tehnologicheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 11.11.2020).
- Сойнов Станислав. Мы прошли эволюцию от «красной» модели (управление по правилам, жесткий стиль, должностные инструкции, приказы) к «синей» организации с элементами «оранжевой» и «зеленой» // Управление персоналом. – 2017. – № 32 (444). – С. 53-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд по дисциплине: Менеджмент Тема: Типы организационных структур организаций
Кроссворд по дисциплине: МенеджментТема: Типы организационных структур организаций...
Статья "Понятие, структура и функции семьи"
В предложенной статье рассматриваются основные функции семьи, семейная структура, система отношений....
Статья "Проектная деятельность"
Повышение эффективности обучения физике в средней школечерез проектную деятельность Тема повышение эффективности обучения физике в средней школе является актуальной по многим причинам. Одной из г...
Статья на тему: «Организация проектной деятельности в детском саду: система работы».
Проектная деятельность в детском саду...
Статья "Проектная и научно-исследовательская деятельность в организациях СПО, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих укрупненной группы «Промышленная экология и биотехнологии»
Статья в соавторствес коллегами - преподавателями Ланцовой У.В. и Саютиной В.И. посвящена организауции проектной и научно-исследовательской деятельности в организациях СПО, реализующих прогр...
Статья "Проектная технология как один из инновационных методов обучения иностранному языку" в сборнике IV заочной межрегиональной педагогической конференции "Педагог и инновации: идеи, опыт, практика"
Статья в сборнике IV заочной Межрегиональной педагогической конференции "Педагог и инновации:идеи, опыт, практика"...
Проектная работа "Организация сестринского ухода за детьми с нарушениями осанки на амбулаторном этапе реабилитации"
Проектную работу "Организация сестринского ухода за детьми с нарушениями осанки на амбулаторном этапе реабилитации" выполнила студнтка 4 курса группы З 41-С Алфимова Анастасия Юрьевна ...