Статья «Проектная структура организации»
статья

Светлана Владимировна Коновалова

Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург).

Влияние внешней среды и новые задачи, стоящие перед организацией, нередко диктуют переход от традиционных структурных подразделений к временным рабочим группам, т.е. к адаптивной (проектной) организационной структуре. Задача педагога – подготовить студентов к адекватному пониманию этих процессов, которые они наблюдают во время производственной и преддипломной практики, при адаптации после трудоустройства. В этом и состоит актуальность данной темы.

При подготовке специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (базовая подготовка) неоднократно и разносторонне анализируются типы организационных структур. Этот материал, например, необходимо учитывать, рассматривая: формы службы ДОУ, понятия «централизованной», «децентрализованной» и «смешанной» систем организации делопроизводства в междисциплинарном курсе МДК.01.01 «Документационное обеспечение управления» Профессионального модуля ПМ.01 «Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации»; виды, функции, эффективность работы службы управления персоналом в учебной дисциплине ОПД.07 «Управление персоналом» и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИВНАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Коновалова Светлана Владимировна, преподаватель СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» (Санкт-Петербург)

        Под структурой организации понимается ее архитектоника, взаимодействие между отдельными частями, степень жесткости или гибкости организационной конфигурации. Само название адаптивной организационной структуре говорит о том, что она изменяется, адаптируется к требованиям среды.

        В упрощенном виде адаптивная (проектная) структура представлена     в таблице 1.

Таблица 1. Адаптивная (проектная) структура

ПРОЕКТЫ

Постоянная административная группа

(директор, главный бухгалтер и т.д.)

Проект 1

Рабочая группа проекта 1

Проект 2

Рабочая группа проекта 2

Проект 3

Рабочая группа проекта 3

        Рассмотрим несколько ситуаций, при которых возникает необходимость в адаптивной структуре:

  1. Появление новых направлений работы. Для решения новой задачи соответствующих специалистов собирают в команду, после выполнения задачи структура распускается, т.е. специалисты объединяются во временный коллектив для осуществления конкретного проекта (поэтому адаптивную структуру часто называют проектной). При этом члены рабочей группы участвуют в ней без отрыва от работы в своем традиционном структурном подразделении. Примером может быть экспертная комиссия организации.
  2. Новые задачи в ряде случаев диктуют переход от традиционных устойчивых структурных подразделений к рабочим группам, созданных посредством привлечения внешних специалистов – представителей подрядных и субподрядных организаций. Примером может быть оказание услуг по реализации федеральных, региональных, муниципальных культурно-просветительских программ и проектов в форме конференций, семинаров, лекций, конкурсов, выставок, аукционов, лотерей, фестивалей, праздников, концертно-зрелищных программ.
  3. Пандемия 2020 года вызвала резкое изменение внешней среды работы организаций, традиционные структуры оказались слишком громоздкими, неповоротливыми. Часто именно своевременный переход к адаптивной (проектной) структуре определял степень выживаемости организации в новых условиях.

        Для понимания особенностей адаптивной (проектной) организационной модели целесообразно сопоставить её с традиционными по ряду параметров. Л.И. Лукичева сделала такое сопоставление по параметрам, представленным в таблице 2 [1, С. 17]

Таблица 2. Сопоставление традиционной и адаптивной модели организации

Традиционная

Формирование рабочих групп, которые ориентированы на проектную деятельность.

Основными структурными элементами являются обособленные отделы, подразделения, между которыми нет дублирования функций

Основными структурами являются самоуправляющиеся команды. Они получают задание (проект) и принимают самостоятельные решения по его выполнению.

Используется принцип узкой специализации при организации рабочих мест

Использование универсальной квалификации работников в рамках самоуправляющихся команд – коллеги могут заменять друг друга.

Индивидуализация в системе отбора не предполагается (прием на работу осуществляется простым набором)

Отбор кадров при приеме на работу.

Ответственность за одну операцию (за несколько смежных операций)

Группа несет ответственность за полное выполнение задачи (за определенный участок работы). Т.е., существует ОБЩАЯ задача для всех работников группы.

Иерархическое подчинение одних работников другим, символы статуса (кабинет)

Отсутствие барьеров между различными категориями персонала, благоприятный климат в коллективе.

Оплата труда и материальное поощрение производятся по традиционным нормам и системам.

Оплата труда производится по результатам труда. Многообразие методов оценки персонала.

Генеральный директор Proplex Станислав Сойнов в своей статье «Мы прошли эволюцию от красной модели…» особо подчеркивает эффективность работы организации при использовании адаптивной (проектной) структуры. «Мы всегда работаем в малых группах, помятуя об эффекте Рингельмана. Этот эффект был открыт в 30-е годы. Условно его можно описать так: два человека поднимает каждый по 100 кг, но, когда они несут груз вместе, каждый может нести уже только по 94 кг, потому что надеются друг на друга. Чем больше человек в команде, тем больше падает эффективность работы команды. Когда размер команды достигает 8 человек, эффективность падает до 49%» [3, С. 54].

Таким образом, новые экономические условия и другие воздействия внешней среды делают адаптивную (проектную) структуру организации очень востребованной. Конечно, при всех своих плюсах она не может вытеснить традиционные структуры (линейную, функциональную и т.д.). Например, если речь идет об организации крупного промышленного производства, обеспечении учебного процесса и т.д. Тем более, что некоторые функции традиционных структурных подразделений закреплены законодательно (к примеру, учет кадров). Но, в зависимости от ситуации, она может действовать параллельно с ними или заменять на определенный промежуток времени, будет ли это плановое решение поставленных задач или обеспечение выживаемости организации в условиях кризиса.

Список использованных источников:

  1. Лукичёва Л.И. Управление персоналом: учеб. пособие / под ред. Ю.П.Анискина. – 6-е изд., испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 263 с. – (Библиотека высшей школы).
  2. Мартынов Г.Н. Формирование команды в системе управления персоналом организации – технологический аспект [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-komandy-v-sisteme-upravleniya-personalom-organizatsii-tehnologicheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 11.11.2020).
  3. Сойнов Станислав. Мы прошли эволюцию от «красной» модели (управление по правилам, жесткий стиль, должностные инструкции, приказы) к «синей» организации с элементами «оранжевой» и «зеленой» // Управление персоналом. – 2017. – № 32 (444). – С. 53-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по дисциплине: Менеджмент Тема: Типы организационных структур организаций

Кроссворд по дисциплине: МенеджментТема: Типы  организационных структур организаций...

Статья "Понятие, структура и функции семьи"

В предложенной статье рассматриваются основные  функции семьи, семейная структура, система отношений....

Статья "Проектная деятельность"

Повышение эффективности обучения физике в средней школечерез проектную деятельность Тема повышение эффективности обучения физике в средней школе является актуальной по многим причинам. Одной из г...

Статья "Проектная и научно-исследовательская деятельность в организациях СПО, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих укрупненной группы «Промышленная экология и биотехнологии»

Статья в соавторствес коллегами - преподавателями Ланцовой У.В. и Саютиной В.И. посвящена организауции проектной и научно-исследовательской деятельности в организациях СПО, реализующих прогр...

Проектная работа "Организация сестринского ухода за детьми с нарушениями осанки на амбулаторном этапе реабилитации"

Проектную работу "Организация сестринского ухода за детьми с нарушениями  осанки на амбулаторном этапе реабилитации" выполнила студнтка 4 курса группы З 41-С Алфимова Анастасия Юрьевна ...