Методические рекомендации для выполнения практических занятий по дисциплине Экономика
методическая разработка

Павлова Вера Геннадьевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Экономика» для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_2020.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ   ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБПОУ «ЖЕРДЕВСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  САХАРНОЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Экономика»

Для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

2020

Методические указания по выполнению практических занятий разработаны преподавателем ТОГБПОУ Жердевский колледж сахарной промышленности  В.Г.Павловой, и предназначены для организации работы на практических занятиях по дисциплине Экономика, которые являются важной составной частью в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). В методических указаниях определены цели и задачи выполнения практических занятий, описание каждого занятия включает в себя задания и инструктаж по  выполнению, указания по обработке результатов и их представления в отчете.

Методические  указания рекомендованы  цикловой  комиссией  экономических  дисциплин  протокол № 1  от  31.08.2020

                                                                             Председатель  ЦК  В.В.Молчанова

 

 

Согласовано:

Зам.директора                                                                                      Л.В.Иноземцева

 

 

 

Согласовано:

Зав. отделением:                                                                                     О.В.Байтицкая

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Вводный инструктаж

Практические занятия:

1. Расчет альтернативной стоимости

2. Расчет факторных доходов

3. Определение систем хозяйствования.

4. Расчет семейного бюджета

5. Анализ спроса и предложения

6. Определение рыночного равновесия

8. Расчет основного капитала

9. Расчет оборотного капитала

10. Расчет заработной платы

11. Расчет заработной платы

12. Определение инфляции и ее измерение

13. Расчет налогов

14. Расчет ВВП

Тестовый контроль знаний

Литература

Введение

Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, - как отмечал экономист Дж.М.Кейнс - это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей.  В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой изучения экономики.

В результате освоения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен уметь:

 - приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

- описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета в России, экономический рост, глобализацию мировой экономки;

- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.

В результате освоения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен знать:

- функции денег,

- банковскую систему,

- причины различий в уровне оплаты труда,

- основные виды налогов,

- организационно-правовые формы предпринимательства,

- виды ценных бумаг,

- факторы экономического роста.

Цель рабочей тетради – оказать помощь студентам в выполнении практических работ, а так же облегчить самостоятельную работу над курсом обучения.

Задачи, упражнения и тесты  в рабочей тетради предназначены для того, чтобы научиться применять теорию для решения практических вопросов.

Вводный инструктаж

Рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь студентам колледжа изучить дисциплину Экономика.

Структура рабочей тетради соответствует структуре рабочей программы, а уровень заданий – требованиям, предъявляемым Федеральным образовательным стандартам.

Прежде чем приступить к выполнению работы, студентам предлагается повторить соответствующий теоретический материал, ответить на контрольные вопросы при допуске к работе, внимательно ознакомиться с содержанием работы, ответить на контрольные вопросы для зачета.

 Оценка за практическую работу складывается из оценки за решение задач, за ответы на теоретические вопросы и собеседование студента и преподавателя.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Выбор и альтернативная стоимость».

Наименование  работы: Расчет альтернативной стоимости.

Цель работы: усвоить методику расчета альтернативных издержек.

Приобретаемые  навыки  и  умения: строить кривую производственных возможностей, рассчитывать альтернативные издержки.

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2016.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Что такое альтернативные издержки?

2.Что такое производственные возможности?

3.Назовите виды экономических ресурсов?

Методические  указания

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривой производственных возможностей и расчете альтернативных издержек. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Построить график и решить  задачи.

Задача 1: В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства представлены в таблице №1:

     Таблица 1

Варианты

Тостеры,

тыс. шт.

Компьютеры,

тыс. шт.

А

100

0

В

90

10

          С

70

20

          D

40

30

          E

0

40

1) Постройте  кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной – компьютеры.

2) Какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.

3) Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров:

с 20 тыс. до 30 тыс. штук;

с 10 тыс. до 40 тыс штук;

с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

Задача 2: Иванов отказался от работы столяром с зарплатой 102 тыс. р. в год и отказался от работы продавцом за 80 тыс. р. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 16 тыс. р. Половину платы за обучение Иванову компенсировало государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?

Задача 3:  После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный юридический факультет гуманитарного университета или поработать несколько лет секретарем в районном суде. Подсчитайте альтернативные издержки вашего решения учиться, если:

плата за учебу составляет 40 тыс. р. в год;

 расходы на питание . 35 тыс. р.;

 транспортные расходы . 5 тыс. р.;

оплата снимаемой комнаты . 25 тыс. р.;

 расходы на одежду . 20 тыс. р.;  

заработная плата секретаря . 48 тыс. р. в год;  

расходы на учебники . 4 тыс. р.

                 Контрольные  вопросы для зачета:

1.Что демонстрирует кривая производственных возможностей?

2. Перечислите экономические ресурсы.

3. Какие последствия вытекают из сочетания безграничности потребностей и ограниченности ресурсов?

Что называют факторами производства?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Факторы производства и факторные доходы».

Наименование  работы: Расчет факторных доходов

Цель работы: Усвоить методику расчета показателей прибыли и рентабельности.

Приобретаемые  навыки  и  умения: знать виды  прибыли, виды  рентабельности, рассчитывать доходность  

Норма  времени:2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь,калькулятор.

Литература: учебник Н.А.Сафронова Экономика организации М.: Экономист, 2017.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Что такое прибыль?

2.Что называют балансовой прибылью?

3.Что такое рентабельность?

4.Какие факторы влияют на  увеличение прибыли?

Методические  указания

Прибыль от реализации продукции:

П = В - С

В – реализованная продукция в действующих ценах

С – полная себестоимость

                                                                          В = Цопт х V

Цопт – цена оптовая продукции

V – объем реализованной продукции

 

Пбал. = Прп + Прф + Пвн(-У)

где Пбал — балансовая прибыль;

 Прп — прибыль от реализации продукции;

Прф — прибыль от реализаций прочей продукции, основных фондов, иного имущества предприятия

Пвн — прибыль от внереализационных операций; У – убытки.

Пбал. = Пн + Птг – Пк

Пн – прибыль от нереализованной продукции на начало года

Птп – прибыль в течение года

Пк – прибыль от нереализованной продукции на конец года

Общая рентабельность:

Ро = Пбал. * 100 / (ОПФ + НОС)

Пбал. – прибыль балансовая

ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ)

НОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (НОС)

Расчетная рентабельность:

Рр =  (Пбал – осн.пл.)100 / (ОПФ + НОС)

Уровень рентабельности:

Ру = П / С х 100

Исходные  данные к  задачам  по  варианту  соответствующему  первой  букве  фамилии:

Первая  буква  фамилии

Задача 1

Стоимость

товарной

продукции по оптов.

ценам.т.руб

Задача 1

Стоимость

товарной

продукции

по себест.

т.руб.

Задача3

Себестоимость 1 т. крахмала

руб.

Задача 4

Оптовая цена,

руб.

Задача 5

Средне-

годовая

стоимос.

НОС

т. руб.

А Н Э

Б О Ю
В П Я
Г Р Л
Д С М

Е Т Ш

Ё У Щ
Ж Ф
З Х
И Ц
К Ч

3689

2500

7856

3450

4555

5000

4666

8000

7300

2800

2950

2600

1900

5200

2800

3230

5100

3890

7002

6500

1890

2100

29000

28000

27800

29100

28700

27900

29000

27600

29200

28400

28500

22000

22500

23000

23500

24000

22800

23400

23800

21900

22600

23600

2000

2100

2200

2300

2400

2150

2250

2350

2220

2050

2280

ЗАДАЧА 1: Определить балансовую прибыль предприятия

Остатки нереализованной продукции на начало года

по оптовым ценам                                                         1239т. руб.

по полной себестоимости                                             1100т. руб.

Стоимость товарной продукции

по оптовым ценам                                                         __________

по полной себестоимости                                            __________

Остатки нереализованной продукции на конец года

по оптовым ценам                                                        450т. руб.

по себестоимости                                                         370 т. руб.

 ЗАДАЧА 2: Определить прибыль от реализации и рентабельность, если известно за 1 квартал завод выпустил   5600 т. сухого кукурузного крахмала по цене  30500 руб. за 1 т. Себестоимость 1 т. крахмала составила ___________.

ЗАДАЧА 3: Определить рентабельность сахара-песка, если полная себестоимость 1 т 19000 руб. Оптовая цена –_________руб.

ЗАДАЧА 4: Балансовая прибыль предприятия за год – 1800 тыс.руб., среднегодовая стоимость ОПФ 5000 тыс.руб., среднегодовая сумма НОС - ______тыс.руб. Определить общую рентабельность предприятия.

                 Контрольные  вопросы для зачета:

1. Как  определяется  прибыль  от  реализации  продукции?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как  рассчитать  балансовую  прибыль?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Типы рыночных структур».

Наименование  работы: определение систем хозяйствования.

Цель работы: усвоить типы рыночных структур и экономических систем.

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2016.

Задание 1. Заполните таблицу

Основные черты

Рынок совершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм

Тип продукции

Степень сложности входа в рынок

Доступность экономической информации

Контроль над ценами

Задание 2. Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие – ошибочны.

1. Рыночная экономика более эффективна, чем планово-административная, так как члены правительства в странах с рыночной экономикой лучше знают экономическую теорию и проводят правильную экономическую политику.

 2. Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством.

3. В рыночной экономике прибыль побуждает фирмы производить именно те товары, которые необходимы покупателям и продавать их по цене которая устраивает покупателей.

4. В Административной экономике ответ на вопрос «Кто получает производимые товары?» определяется производителями товаров и услуг.

Задание 3. Заполните таблицу

Тип экономической системы

Способ принятия решения

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Преобладающая форма собственности

Традиционная система

Административная система

Рыночная система

Контрольные  вопросы:

1.Что такое конкуренция?

2.Назовите виды конкуренции.

3. Что такое товарный знак ?

4. Что такое патент?

Тест

  1. Как дословно переводится термин «конкуренция»?

а) соперничество

б) сталкиваться

в) состязаться

2.  Что относится  к чертам свободной конкуренции?

а) на рынке много небольших товаропроизводителей, не наделенных единоличной собственностью

б) на рынке много товаропроизводителей, зависимых друг от друга и наделенных единоличной собственностью

в) свобода товаропроизводителей относительно производства товаров и услуг

г) неограниченный доступ и выход с рынка всем желающим

д) отдельный производитель может контролировать цены

3. В чем значение конкуренции?

а) благодаря конкуренции повышается качество продукции

б) ведет к росту совокупных цен на рынке

в) ведет к более полному удовлетворению потребительского спроса

д) тормозит развитие научно-технического прогресса

е) приводит к преодолению товарного дефицита

4. Какие предприятия имеют выигрыш в конкурентной борьбе?

а) крупные предприятия

б) мелкие товаропроизводители

5. В конкурентной борьбе между производителями выигрывает тот кто предложит:

а) максимально высокую цену

б) максимально низкую цену

5. Способ хозяйствования, который наследуется и передается из поколения в поколение, называется

а) традиционным                   б) рыночным

в) командным                        г) смешанным

6. Способ хозяйствования, который предполагает производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности производителей в вопросах производства и распределения продукции, называется

а) традиционным                   б) рыночным

в) командным                        г) смешанным        

7. Способ хозяйствования, основанный на инициативе и предприимчивости самого производителя, называется

1) традиционным                   2) рыночным

3) командным                        4) смешанным

8. Установите соответствие между типами экономики и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ                                                                 ТИПЫ ЭКОНОМИКИ

А) регулятором выступают обычаи                            1) рыночная

Б) между производителями идет

конкурентная борьба                                                      2) традиционная

В) доминирует государственная

собственность на средства                                            3) административная

производства                                                              

Г) цены устанавливаются централизованно

государственными органами

Д) производители сами определяют

объемы и перечень производимых товаров и услуг

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Семейный бюджет».

Наименование  работы: Расчет семейного бюджета.

Цель работы: научиться планировать семейный бюджет.

Приобретаемые  навыки  и  умения: составлять баланс доходов и расходов семейного бюджета.

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2017.

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Решить  задачи.

Задача 1: Рассчитать структуру расходов семьи за месяц,  сделать выводы как меняется структура расходов семьи, если доходы возрастают.

Статьи расходов

1 месяц

2 месяц

руб.

%

руб.

%

Питание

6000

9400

Одежда

3297

4625

Коммун. услуги

1490

1530

Культ. быт

2693

3245

Налоги

844

950

Прочие расходы

2676

4220

Всего

Задача 2. Семья состоит из папы (зарплата 19 000 руб.),  мамы (зарплата 15 000 руб.), бабушки (пенсия 11000 руб.), сына-студента (стипендия 750 руб.). У семьи есть вклад – 10 000 руб. банк выплачивает по вкладам 9% годовых. Еще в семье есть облигации – 10 шт. по 5000 руб.  

Процентная ставка по облигациям равна 10% годовых.

Определите годовой доход каждого члена семьи.

Определите совокупный доход  семьи.

Определи среднедушевой доход на каждого члена семьи в год

Задача 3. Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

Задача 4. Доходы семьи Ивановых составляют 87 000 рублей в месяц. Каковы среднемесячные расходы семьи Ивановых, если за год профицит бюджета составил 120000 рублей?

Контрольные  вопросы для зачета:

1.Перечислите функции семейного бюджета.

2.Перечислите основные статьи доходов семьи.

3. Перечислите основные статьи расходов семьи.

4. Что такое семейный бюджет?

           

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: «Рыночный механизм. Рыночное равновесие».

Наименование  работы: Анализ спроса и предложения. Анализ рыночного равновесия.

Цель работы: Усвоить методику расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения.

Приобретаемые  навыки  и  умения: строить кривые спроса и предложения, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения.

Норма  времени: 4 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2016.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Что такое спрос?

2.Дайте определение закону спроса?

3.Что такое предложение?

4.Дайте определение закону предложения?

Методические  указания

Коэффициент эластичности спроса:

Коэффициент эластичности предложения

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Построить график и решить  задачи:

Задача 1: В таблице №1 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:

Ситуация на рынке фасоли

     Таблица 1

Цена одной банки,

ден.ед.

Объем спроса,

млн. банок в год

Объем предложения,

млн. банок в год

8

70

10

16

60

30

            24

50

50

            32

40

70

            40

30

90

А) Начертите кривую спроса (D) и кривую спроса (S) консервированной фасоли.

Б) Если рыночная цена на банку фасоли составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

В) Если рыночная цена на банку фасоли составила 32 денежные единицы, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

Г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

Задача 2: Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:

 Выпуск продукции в базисном году  составил 70 тыс.руб.,

 Выпуск продукции в отчетном году  составил 100 тыс.руб.,

Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 21 руб.,

Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 26 руб.

Задача 3: Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:

Объем продаж в базисном году  составил 160000 кг,

 Объем продаж в отчетном году  составил 200000кг,

Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 5,5 руб.,

Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 4 руб.

                 Контрольные  вопросы для зачета:

1.Дайте определение рыночной равновесной цены?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как звучит закон спрос__________________________________________________  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Приведите примеры эластичных по цене товаров

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 5.Приведите примеры не эластичных по цене товаров.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест

1. Если величина предложения сахара в стране с рыночной экономикой больше величины спроса, то наиболее вероятно, что:
а) спрос на сахар возрастет б) цена сахара понизится
в) производство сахара увеличится г) цена сахара повысится
2. Величина предложения это -
а) количество товара, которое производители хотят продать по данной цене
б) максимальная выручка, которую производители могут получить при продаже товара по данной цене
в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность предложить к продаже по данной цене
г) количество товара у продавца в данный момент времени
3.Люди ожидают повышения цен на бытовую технику. В результате на этом рынке:
а) спрос увеличивается б) предложение увеличивается
в) спрос уменьшается г) спрос остается неизменным
4. Увеличение спроса на товар ( сдвиг кривой спроса ) может быть вызвано снижением цены:
а) данного товара б) товара, дополняющего данный
в) товара, заменяющего данный г) никаким из перечисленных выше факторов
5. Одновременное уменьшение спроса и предложения всегда приводит к:
а) снижению цены равновесия
б) росту цены равновесия
в) уменьшению равновесного количества
г) уменьшению и цены, и количества в точке равновесия
6. Закон спроса утверждает, что, как правило:
а) спрос зависит от изменений предложения
б) величина спроса определяется ценой и величиной предложения
в) чем выше цена товара, тем меньше величина спроса
г) величина спроса прямо пропорциональна цене
7. Величина спроса на товар - это:
а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар
б) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей
в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене
г) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене

8. Если рыночная цена ниже равновесной, то:
а) формируется рынок покупателя б) возникает дефицит товаров
в) появляются избытки товаров г) падает цена ресурсов

9. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:
а) увеличение объема спроса на второй товар
б) снижение цены на второй товар
в) падение спроса на второй товар
г) падение величины спроса на второй товар

10. Закон спроса предполагает, что:
а) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров
б) кривая спроса обычно имеет положительный наклон
в) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены
г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет

11. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо:
а) потребность б) спрос в) необходимость г) желание

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№  

Тема: «Имущество и капитал предприятия».

Наименование  работы: Расчет основного капитала

Цель работы: Усвоить методику расчета основного капитала.

Приобретаемые  навыки  и  умения: расчет безработицы

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2016.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1. Дайте определение имущества предприятия, капитала предприятия.

2. По каким признакам капитал предприятия делится на собственный и заемный?

Задание 1. На постройку производственных зданий авансировано 800 млн. ден. ед., на закупку машин и оборудования – 120 млн. ден. ед., на приобретение сырья и полуфабрикатов – 15 млн. ден. ед., на топливо и вспомогательные материалы – 5 млн. ден. ед., на наем рабочей силы – 30 млн. ден. ед. Рассчитайте стоимость основного и оборотного капитала. Что лежит в основе деления капитала на основной и оборотный?

Тест 2 «Уставный капитал и имущество предприятия»

Укажите правильный ответ(ы).

1. Уставный капитал:

а) средства, которые привлекаются со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии;

б) материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и др.;

в) средства, которые расходуются на покупку материальных ресурсов для каждого производственного цикла, а также на оплату труда;

г) совокупность средств (вкладов, взносов, долей) собственников в имущество предприятия при его создании для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

2. Собственный капитал предприятия - это:

а) капитал, используемый для приобретения собственных средств производства;

б) стоимость (денежная оценка) средств производства;

в) стоимость (денежная оценка) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности;

г) капитал, существующий в форме средств производства;

д) капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде беспроцентных кредитов, финансовой помощи и т.д.

3. Корректно ли утверждение: «Капитал бывает физическим (материально-вещественным) и денежным»: да, нет и почему.

4. Имущество предприятия - это:

а) средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемую продукцию частями по мере износа;

б) материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности, составляющие его активы;

в) предметы труда, используемые в производстве, которые полностью потребляются в производственном цикле;

г) между этими определениями нет существенной разницы.

5. Обычно в составе имущества выделяют:

а) машины и оборудование, здания и сооружения и денежные средства;

б) материальное и вещественное имущество;

в) материально-вещественное, вещественное и нематериальное имущество;

г) материальное и информационное имущество;

д) материально-вещественное, нематериальное и денежные средства;

е) среди приведенных ответов нет правильного.

6. В хозяйственных товариществах первоначальный, исходный капитал называется:

а) уставный фонд;

б) уставный капитал;

в) складочный капитал;

г) среди приведенных ответов нет правильного.

Объясните причину возникновения названия.

7. Сумма уставного капитала и собственного имущества предприятия всегда ли равны между собой: да, нет. Объясните причины.

 

7. Основные производственные фонды - это:

а) материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности;

б) средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемую продукцию частями по мере износа;

в) предметы труда, используемые в производстве, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле;

г) средства труда, участвующие только в одном производственном цикле, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт по частям;

д) предметы труда, участвующие только в одном производственном цикле, меняющие свою натуральную форму и полностью переносящие стоимость на изготовляемый продукт;

е) имущество предприятия, которое используется в течение нескольких экономических периодов, сохраняя свою натуральную форму и не перенося своей стоимости на продукт;

ж) часть уставного капитала, участвующая в двух производственных циклах, которая сохраняет свою форму и переносит свою стоимость на продукт частями.

8. К производственным основным фондам относится:

а) административно-управленческий корпус завода;

б) парк автомашин, обслуживающий общежитие;

в) оборудование заводской поликлиники;

г) станки, установленные в учебном корпусе заводского ПТУ.

9. К основным фондам не относятся:

а) здания, сооружения, рабочий скот;

б) транспортные средства, оборудование, продукт, продуктивный скот;

в) мебель, рабочий скот, многолетние насаждения;

г) покупные полуфабрикаты, готовая продукция, сырье.

10. По мнению директора завода «Красная гусеница», в основные производственные фонды завода дополнительно должны быть включены:

а) оборудование кафе «Красная роза», принадлежащего заводу на правах дочернего предприятия;

б) учебный класс для повышения квалификации рабочих;

в) склад готовой продукции, находящийся вне территории завода;

г) мемориальный, неработающий станок знатного токаря И.К. Бондарчука, стоящий в музее;

д) станки с ЧПУ, установленные в цехе № 2.

Укажите расхождения с мнением директора представителя налоговой инспекции.

11. К основным фондам не относятся:

а) передаточные устройства;

б) производственные запасы;

в) рабочий скот;

г) легковой автотранспорт.

6. К активной части основных фондов не относятся средства труда:

а) оборудование;

б) здания;

в) инвентарь;

г) транспортные средства;

д) сооружения.

12. К пассивной части основных фондов относятся:

а) инструменты и хозяйственный инвентарь;

б) рабочий и продуктивный скот;

в) здания и сооружения;

г) здания, сооружения и передаточные устройства;

д) только многолетние насаждения.

13. Расположите отрасли экономики по доли сосредоточения основных средств в них из числа всех основных средств (начать с обладателя наименьшей доли):

а) транспорт и связь;

б) жилищное хозяйство;

в) строительство;

г) промышленность.

14. К силовым машинам и оборудованию относятся:

а) турбины;

б) кузнечно-прессовые машины;

в) подъемно-транспортные машины;

г) автодрезины.

15. Непроизводственные основные фонды:

а) не участвуют в процессе производства;

б) не переносят своей стоимости на продукт;

в) теряют свою стоимость в процессе потребления;

г) оказывают непосредственное влияние на рост производительности труда предприятия и учитываются при определении показателей эффективности использования основного капитала.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№  

Тема: Оборотные средства.

Наименование  работы: расчет  оборотного капитала

 Цель работы: получение  практических  навыков  при  определении  эффективности  использования  оборотных средств.

 Приобретаемые  навыки и умения: знать  показатели  использования, делать  выводы.

 Норма времени: 2 часа

 Оснащение рабочего места: инструкционно-технологическая  карта

 Литература: учебник Н.А.Сафронова Экономика организации М.: Экономист, 2017.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Что называют оборотными средствами?

2.Что называют структурой оборотных средств?

3.Что включает в себя структура оборотных фондов?

4.Что называют кругооборотом оборотных средств?

5.Что такое длительность оборота?

6.Назовите пути повышения эффективности использования оборотных

средств?

Методические  указания:

Для характеристики использования оборотных средств применяют 2 показателя:

  1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств – характеризует количество оборотов оборотных средств за определенный период:

  1. Длительность одного оборота:

 ;дн.

 Экономическая эффективность ускорения оборачиваемости :

; дн.

 Сумма высвободившихся средств:

 ;руб

3. Норматив оборотных средств:

Где Нз – время нахождения ОС в днях на складе, время оформления документации, время на погрузочно-разгрузочные работы

Исходные  данные к  задачам  по  варианту  соответствующему  первой  букве  фамилии:

Первая  буква  фамилии

Задача 1

Отчётный  период

Задача2

Объём реализов.

продукции

тыс. руб.

Задача 3

План реализ. продукции

млн. руб.

Задача 4

Годовой  выпуск  продукции

тыс.руб.

А Н Э

Б О Ю
В П Я
Г Р Л
Д С М

Е Т Ш

Ё У Щ
Ж Ф
З Х
И Ц
К Ч

 месяц

год

квартал

декада

полугодие

два квартала

три квартала

две  декады

неделя

две недели

три недели

3689

2500

7856

3450

4555

5000

4666

8000

7300

2800

2950

29

30,2

30,5

29,5

29,8

28

31

32

30,4

31,5

27,5

5700

6670

7800

3900

7780

7100

6580

3630

2640

2750

5830

Порядок  выполнения  работы:

Задание 1

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Задание 2

Решить  задачи:

 1: Стоимость реализованной товарной продукции  по действующим оптовым ценам за _____ составляет 35006 т.руб., средняя сумма всех оборотных средств предприятия на этот период  2877т.р. Определить коэффициент оборачиваемости и продолжительность одного оборота.

2: Определить потребность предприятия в оборотных средствах на планируемый год, если известно, что в отчетном году предприятием  выпущено и реализовано продукции на ________   т.р. при наличии  собственных оборотных средств 1378 т.р., если план реализации  увеличивается на 20 %, а скорость оборота возрастает до  5,1.

3: В текущем году заводу установлен план реализации продукции на год в сумме ____млн. руб., норматив собственных оборотных средств определен в сумме 3 млн. руб. Фактически при тех же оборотных средствах, за счет ускорения их оборачиваемости выпущено продукции на сумму 33 млн. руб. Определить экономическую эффективность ускорения оборачиваемости оборотных средств в днях, сумму высвободившихся средств.

4: Определить норматив оборотных средств завода по готовой продукции, если годовой выпуск продукции  по плановой себестоимости установлен __________т.р., норма времени  нахождения продукции склада составляет 5 дней, норма  времени на оформление  отгрузочных  документов, выписку отчетов 2 дня.

Контрольные  вопросы:

1.Как  определяется  длительность  одного  оборота?

2.Как  определяется  коэффициент  оборачиваемости?

3.Что  влияет  на    сокращение  длительности  оборота?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Оплата труда.

Наименование  работы: Расчет заработной платы

 Цель работы: усвоить методику расчета оплаты труда по различным системам и формам оплаты труда.

 Приобретаемые  навыки и умения: знать формы оплаты  труда, уметь  определять     заработную плату.

 Норма времени: 2 часа

 Оснащение рабочего места: инструкционно-технологическая  карта

 Литература: учебник Н.А.Сафронова Экономика организации М.: Экономист, 2017.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Что такое мотивация?

2.Что такое заработная плата?

3. Какие формы оплаты знаете?

4. Какие системы оплаты знаете?

5. Что называется тарифной сеткой?

6. Что такое ЕТКС?

Методические  указания

Различают 2 формы заработной платы:

  • повременная: оплата труда производится за отработанное время путем умножения тарифной ставки на отработанное время. Существует 2 повременные системы оплаты труда:
  1. простая повременная;

  1. повременно-премиальная

  • сдельная: оплата производится за количество выработанной продукции. Такая форма оплаты труда стимулирует рост производительности труда, но требует разработки норм выработки и установления сдельных расценок. Сдельная расценка – это оплата труда за единицу продукции.

                              

Сдельная форма оплаты труда может быть организована по 5-ти системам:

  1. Индивидуально-сдельная: заработная плата прямо пропорциональна количеству выполненной работы.

  1. Сдельно-премиальная: дополнительно выплачивается премия за выполнение тех или иных условий. Премия устанавливается в процентах от основного заработка.

,

Пв –процент премии за выполнение плана

Ппп – процент перевыполнения плана

Пппп – процент премии за каждый процент перевыполнения плана

  1. Сдельно-прогрессивная:  оплата осуществляется по прогрессивно нарастающим расценкам.
  2. Косвенно-сдельная:  по этой системе оплачивается труд рабочих, обслуживающих основное производство. Заработок зависит не от личной выработки рабочего, а от результатов труда на обслуживаемом им участке.
  3. Аккордная: оплата труда по соглашению сразу за весь объем выполненной работы. Как правило, применяется в особых или аварийных случаях.
  4. Бригадная: общий заработок бригады распределяется между ее членами в соответствии с КТУ или Кбр.

Исходные  данные к  задачам  по  варианту  соответствующему  первой  букве  фамилии:

Первая  буква  фамилии

Задача 1

Часовая тарифная ставка

Тчас, руб.

Задача 2

часы.

Задача 3

Заработок бригады,

руб.

Задача 3

Процент премии,

%

А Н Э

Б О Ю
В П Я
Г Р Л
Д С М

Е Т Ш

Ё У Щ
Ж Ф
З Х
И Ц
К Ч

18,50

17,90

17,80

18,80

19,40

19,77

18,60

18,95

20,30

19,45

19,67

172

176

170

165

164

168

162

172

160

168

175

19168

19800

19680

18750

18800

18360

19500

19850

18960

18720

18400

20

15

18

25

16

17

25

30

35

32

28

Порядок  выполнения  работы:

Задание 1

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Задание 2

Решить  задачи:

1: Рабочий V разряда отработал 172 часа, из которых 34 часа в ночное время, которые оплачиваются на 75% выше тарифной ставки. Часовая тарифная ставка Тч=___руб. И выполнил все условия, дающие ему право на получение премии в размере 60%. Определить заработную плату рабочего.

        

2: Рабочий 1V разряда ( Тчас.= 46,77 руб.) отработал ___ часа, из которых 22 часа в ночное время, которые оплачиваются на 60% выше тарифной ставки и выполнил все условия, дающие ему право на получение премии в размере 50%. Определить заработную плату рабочего.

3: Рабочий V11 разряда ( Тчас.= 65,18 руб.) отработал 164 часа, и выполнил все условия, дающие ему право на получение премии в размере 60%. Определить заработную плату рабочего.

4. Определить заработную плату  зам.начальника отдела сбыта, если он имеет   13 квалификационный разряд. Фактически за месяц  отработал – 23 дня. При продолжительности рабочего дня   8 часов. Размер премии составляет ___%.   Тарифная ставка  13 разряда составляет 78,80 руб.  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Инфляция».

Наименование  работы: Определение инфляции и ее измерение

Цель работы: Усвоить методику расчета темпов роста инфляции.

Приобретаемые  навыки  и  умения: расчет инфляции

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2016.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Дайте определение понятию «Инфляция».

2. Что такое норма инфляции?

3.Каковы основные причины инфляции?

Методические  указания

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривой Филлипса, расчета темпов роста инфляции и уровня безработицы. Практическое занятие выполняется, как правило, индивидуально каждым студентом. За каждое практическое занятие, после представления отчета и защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Построить графики и решить задачи.

Задача 1: По исходным данным начертите кривую Филипса:

Год

Индекс цен

Норма безработицы, %

1

1,5

3

2

1,4

4,5

      3

        1,2

5,0

      4

        1,15

6,0

      5

        1,1

7,0

Что показывает график?

Задача 2: На основе исходных данных задачи 1, определите темпы роста инфляции по годам и постройте график. Сделайте выводы: в какие годы инфляция возрастает, а в какие уменьшается?

Контрольные  вопросы для зачета:

1. Дайте определение понятию «дефляция».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Назовите возможные причины  инфляции

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Перечислите формы инфляции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4.Охарактеризуйте умеренную инфляцию. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Налоги

Наименование работы: Расчет налогов

Цель работы: закрепить теоретические знания по систематизации налогов по классификационным группам

Приобретаемые навыки и умения: логически мыслить и анализировать ситуацию.

Норма времени: 90 мин.

Оснащение рабочего  места: инструкционная карта, эл. пособие.

Литература: Налоговый кодекс РФ, http://www.nalog.ru/

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1. Как распределяются налоги по способу установления? Приведите примеры.

2. Как  распределяются налоги по способу изъятия?

3. Как распределяются налоги по целевому назначению?

4. Что понимается под налогом? В чем  отличие  налога от сбора.

5. Какие налоги считаются прямыми?

Методические указания

Для того, чтобы выполнить практическую работу необходимо знать классификацию налогов по основным направлениям.

1. По способу установления: федеральные, региональные (субъектов федерации) и местные (статьи 12, 13, 14,15)

2. По способу изъятия: прямые и косвенные.

3. По целевому назначению: специальные и общие.

4. По объектам налогообложения: с оборота, с доходов, имущественные и ресурсные.

5. По субъектам налогообложения: с физических лиц, с юридических лиц, с организаций и индивидуальных предпринимателей.

Пример

Характеристика водного налога по классификационным группам:

1. По способу установления: федеральный (статья 13  НК РФ Часть 1).

2. По способу изъятия: прямой.

3. По целевому назначению: общий.

4. По объектам налогообложения: ресурсный.

5. По субъектам налогообложения: организации и физические лица, осуществляющие особое водопользование в соответствии с законодательством РФ (статья 333.8. НК РФ , 2 часть).

                               

  Порядок выполнения работы:

Задание:

Систематизировать налоги по классификационным группам

Исходные данные

Налог

По способу установления

По способу изъятия

По целевому назначению

По налого-

плательщикам

По объектам налогообложения

По способу зачисления в бюджет

По способу расчета

НДС

Акцизы

НДФЛ

Налог на прибыль

Госпошлина

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

                    Контрольные вопросы при защите:

1. Какие налоги считаются косвенными?

2. Поясните функцию налогов «Фискальная».

3. Какие налоги признаются региональными? Приведите примеры.

4. Какие налоги признаются федеральными? Приведите примеры.

5. Какие налоги признаются местными? Приведите примеры.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№  

Тема: «Безработица».

Наименование  работы: Расчет уровня безработицы.

Цель работы: Усвоить методику расчета уровня безработицы.

Приобретаемые  навыки  и  умения: расчет безработицы

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2016.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Дайте определение понятию «Безработица».

2. Назовите формы безработицы?

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Решить задачи.

Задача 1:. Определите уровень безработицы в городе, если численность трудоспособного населения  составляет 132652 человека, а из них безработными считаются – 10615 человек.

Задача 2. Чему равно число занятых и безработных, если известно, что экономически активное население равно 60 млн. человек, а норма безработицы равна 6%.

Задача 3. Определите чему равно число трудоспособных людей которые не работают и не намерены работать , если известны следующие данные: население – 100 млн.чел., неработающие – 46 млн.чел. , норма безработицы – 10% .

Задание 4. Подберите к данным терминам соответствующие им определения:

  1. Фрикционная безработица
  2. Структурная безработица
  3. технологическая безработица
  4. естественный уровень безработицы
  5. полная занятость
  6. циклическая безработица
  7. скрытая безработица

Определения

А) Уровень безработицы, который складывается, когда существует только фрикционная и структурная форма безработицы.

Б) Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т. е. структуре рабочих мест.

В) Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда как безработные.

Г) Уровень занятости, при котором существует только фрикционная и структурная безработица.

Д) Разновидность структурной безработицы, связанная с введением в производство трудосберегающего оборудования.

Е) Форма безработицы, связанная с переходом рабочих с одного предприятия на другое и с молодыми специалистами, окончившими учебные заведения и ищущими работу.

Ж) Безработица, которая возникает и растет во время циклического спада, а затем уменьшается и исчезает в ходе циклического подъема.

Дата                     Оценка                  Преподаватель          В.Г.Павлова

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№  

Тема: «Имущество и капитал предприятия».

Наименование  работы: Расчет уровня безработицы.

Цель работы: Усвоить методику расчета уровня безработицы.

Приобретаемые  навыки  и  умения: расчет безработицы

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2016.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1. Дайте определение имущества предприятия, капитала предприятия.

2. По каким признакам капитал предприятия делится на собственный и заемный?

Задание 1. На постройку производственных зданий авансировано 800 млн. ден. ед., на закупку машин и оборудования – 120 млн. ден. ед., на приобретение сырья и полуфабрикатов – 15 млн. ден. ед., на топливо и вспомогательные материалы – 5 млн. ден. ед., на наем рабочей силы – 30 млн. ден. ед. Рассчитайте стоимость основного и оборотного капитала. Что лежит в основе деления капитала на основной и оборотный?

Тест 2 «Уставный капитал и имущество предприятия»

Укажите правильный ответ(ы).

1. Уставный капитал:

а) средства, которые привлекаются со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии;

б) материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и др.;

в) средства, которые расходуются на покупку материальных ресурсов для каждого производственного цикла, а также на оплату труда;

г) совокупность средств (вкладов, взносов, долей) собственников в имущество предприятия при его создании для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

2. Собственный капитал предприятия - это:

а) капитал, используемый для приобретения собственных средств производства;

б) стоимость (денежная оценка) средств производства;

в) стоимость (денежная оценка) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности;

г) капитал, существующий в форме средств производства;

д) капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде беспроцентных кредитов, финансовой помощи и т.д.

3. Корректно ли утверждение: «Капитал бывает физическим (материально-вещественным) и денежным»: да, нет и почему.

4. Имущество предприятия - это:

а) средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемую продукцию частями по мере износа;

б) материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности, составляющие его активы;

в) предметы труда, используемые в производстве, которые полностью потребляются в производственном цикле;

г) между этими определениями нет существенной разницы.

5. Обычно в составе имущества выделяют:

а) машины и оборудование, здания и сооружения и денежные средства;

б) материальное и вещественное имущество;

в) материально-вещественное, вещественное и нематериальное имущество;

г) материальное и информационное имущество;

д) материально-вещественное, нематериальное и денежные средства;

е) среди приведенных ответов нет правильного.

6. В хозяйственных товариществах первоначальный, исходный капитал называется:

а) уставный фонд;

б) уставный капитал;

в) складочный капитал;

г) среди приведенных ответов нет правильного.

Объясните причину возникновения названия.

7. Сумма уставного капитала и собственного имущества предприятия всегда ли равны между собой: да, нет. Объясните причины.

 

7. Основные производственные фонды - это:

а) материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности;

б) средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемую продукцию частями по мере износа;

в) предметы труда, используемые в производстве, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле;

г) средства труда, участвующие только в одном производственном цикле, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт по частям;

д) предметы труда, участвующие только в одном производственном цикле, меняющие свою натуральную форму и полностью переносящие стоимость на изготовляемый продукт;

е) имущество предприятия, которое используется в течение нескольких экономических периодов, сохраняя свою натуральную форму и не перенося своей стоимости на продукт;

ж) часть уставного капитала, участвующая в двух производственных циклах, которая сохраняет свою форму и переносит свою стоимость на продукт частями.

8. К производственным основным фондам относится:

а) административно-управленческий корпус завода;

б) парк автомашин, обслуживающий общежитие;

в) оборудование заводской поликлиники;

г) станки, установленные в учебном корпусе заводского ПТУ.

9. К основным фондам не относятся:

а) здания, сооружения, рабочий скот;

б) транспортные средства, оборудование, продукт, продуктивный скот;

в) мебель, рабочий скот, многолетние насаждения;

г) покупные полуфабрикаты, готовая продукция, сырье.

10. По мнению директора завода «Красная гусеница», в основные производственные фонды завода дополнительно должны быть включены:

а) оборудование кафе «Красная роза», принадлежащего заводу на правах дочернего предприятия;

б) учебный класс для повышения квалификации рабочих;

в) склад готовой продукции, находящийся вне территории завода;

г) мемориальный, неработающий станок знатного токаря И.К. Бондарчука, стоящий в музее;

д) станки с ЧПУ, установленные в цехе № 2.

Укажите расхождения с мнением директора представителя налоговой инспекции.

11. К основным фондам не относятся:

а) передаточные устройства;

б) производственные запасы;

в) рабочий скот;

г) легковой автотранспорт.

6. К активной части основных фондов не относятся средства труда:

а) оборудование;

б) здания;

в) инвентарь;

г) транспортные средства;

д) сооружения.

12. К пассивной части основных фондов относятся:

а) инструменты и хозяйственный инвентарь;

б) рабочий и продуктивный скот;

в) здания и сооружения;

г) здания, сооружения и передаточные устройства;

д) только многолетние насаждения.

13. Расположите отрасли экономики по доли сосредоточения основных средств в них из числа всех основных средств (начать с обладателя наименьшей доли):

а) транспорт и связь;

б) жилищное хозяйство;

в) строительство;

г) промышленность.

14. К силовым машинам и оборудованию относятся:

а) турбины;

б) кузнечно-прессовые машины;

в) подъемно-транспортные машины;

г) автодрезины.

15. Непроизводственные основные фонды:

а) не участвуют в процессе производства;

б) не переносят своей стоимости на продукт;

в) теряют свою стоимость в процессе потребления;

г) оказывают непосредственное влияние на рост производительности труда предприятия и учитываются при определении показателей эффективности использования основного капитала.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «ВВП».

Наименование  работы: Расчет ВВП

Цель работы: Усвоить методику расчета основных показателей системы национальных счетов: ВВП, ВНП, ЧНД, НД.

Приобретаемые  навыки  и  умения: расчет показателей

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2016.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Дайте определение понятию «Валовой внутренний продукт».

2.Дайте определение понятию «Валовой национальный продукт».

3.Дайте определение понятию «Национальный доход».

4.Как рассчитываются основные показатели системы национальных счетов?

Методические  указания

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков при расчете основных показателей системы национальных счетов. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Решить  задачи:

Задача 1: Определить реальный ВНП и индекс цен, если номинальный ВНП составил за год 4037,5 млн. руб. Цена потребительской корзины в данном году составила 7280 руб., в прошлом году – 4890 руб. сделать выводы.

Задача 2: Определите темп роста ВНП, приходящегося на душу населения в данном и прошлом году, если ВНП данного года 4037,5 млрд.руб. Численность населения в данном году составила 176320 тыс.чел., в прошлом году – 172130 тыс.чел.

Задача 3: Определить ВНП и ВВП, если стоимость всей продукции произведенной всеми предприятиями, включая иностранных, составила 4037,5 млрд. руб. Из них ушло за границу платежей на сумму 973 млрд.руб. Из-за границы получено платежей – 512 млрд.руб. Определить Сальдо и сделать выводы.

Задача 4: Определить ЧНП и НД, если ВНП составил 4037,5 млн.руб. Стоимость амортизации за год составила 761 млн.руб., косвенные налоги за год составили 598 млрд.руб.

Контрольные  вопросы для зачета:

1.Дайте определение ВВП.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Дайте определение ВНП.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Дайте определение понятию «Промежуточный продукт».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Дайте определение НД.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        

Тест

1. Закон спроса гласит:

а) чем выше цена на товар, тем больше спрос;

б) чем ниже цена на товар, тем больше спрос;

в) чем выше цена на товар, тем меньше спрос;

г) чем ниже цена на товар, тем меньше спрос.

2. Цена, при которой на данный товар на рынке нет излишка и дефицита – это:

а) рыночная цена;

б) оптовая цена;

в) равновесная цена;

г) розничная цена.

3. Предложение – это:

а) количество продукта, которое продаётся на рынке;

б) количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и доставить на рынок по каждой конкретной цене;

в) количество продукта, которое производитель желает продать по высокой цене.

4. Потребительское поведение – это:

а) функция всего многообразия товаров, а не только тех, которые выбирают потребители;

б) процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках;

в) поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно.

5. Точка равновесия в терминах теории потребительского поведения – это:

а) равновесие между спросом и предложением;

б) точка, где достигается максимизация полезности, всех товаров из набора, приобретаемого за счет личного бюджета;

в) такая ситуация на рынке, когда на данный товар нет ни излишка, ни дефицита.

6. Для какой формы предпринимательской деятельности справедливо утверждение о том, что имущественная ответственность распространяется как на собственно капитал, так и на имущество, используемое предпринимателем для личных нужд:

а) индивидуальное предпринимательство;

б) товарищество;

в) смешанное товарищество;

г) акционерное общество (АО).

7. Что включается в понятие основной капитал:

а) готовая продукция;

б) станки, машины, оборудование;

в) сырье, материалы, заработная плата;

г) ценные бумаги.

8. Какой из предложенных признаков характеризует рынок совершенной конкуренции:

а) наличие одного продавца на рынке;

б) большое количество продавцов на рынке с разнородными товарами;

в) на рынке действует большое количество продавцов с идентичными товарами;

г) на рынке существует несколько продавцов с однородным товаром.

9. Для предприятия-монополиста характерно:

а) завышение цен на выпускаемую продукцию;

б) равенство дохода и цены;

в) стремление к снижению производственных издержек;

г) заинтересованность в развитии НТП.

10. Особенность олигополии заключается:

а) в присутствии на рынке множества конкурентов;

б) в зависимости от действий конкурентов;

в) в возможности фирм неограниченно повышать цены;

г) в жестком контроле и регулировании со стороны государства.

11. Реальный доход – это:

а) доход за вычетом налогов;

б) количество товаров и услуг, которое можно приобрести на сумму номинального дохода;

в) реально полученная прибыль.


Литература

  1. А.С.Булатов. Экономика. Учебник. – М.: Экономистъ, 2016.- 831с.
  2. О.Ю.Мамедов. Современная экономика. Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2017 – 410 с.
  3. Н.А.Сафронов. Экономика предприятия. М.: «Юрист», 2015
  4. В.Я.Горфинкель, В.А.Швандар. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015
  5. В.Я.Горфинкель, В.А. Швандар. Предпринимательство. М.: ЮНИТИ_ДАНА,2016
  6. А.Л.Куликов. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: Изд-во  Проспект, 2015
  7. Ю.А.Осипов. Основы предпринимательского дела. М. : Изд-во БЕК, 2015
  8. А.С.Пелих. Экономика отрасли. Ростов –на –Дону : «Феникс», 2003
  9. Т.А.Слепнева. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 16
  10. Б.М.Смитиенко, В.К.Поспелова. Внешнеэкономическая деятельность. М.: 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические рекомендации предназначены для специальностей 100701 "Коммерция" (по отраслям), 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"....

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Экономика для специальности 09.02.02 Компьютерные сети

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Экономика...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».Практические занятия являются нео...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».Практические занятия являются нео...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Экономика организации»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Экономика организации» для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...