Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
методическая разработка на тему

Наталия Ю. Туровская

Методические рекомендации предназначены для специальностей 100701 "Коммерция" (по отраслям), 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktich.zanyatiya_ekonomika.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Московский государственный колледж книжного бизнеса и

информационных технологий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Для специальностей:  

080114 Экономика и бухгалтерский учет

080214 Операционная деятельность в логистике

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

100701 Коммерция (по отраслям)

По дисциплине ЭКОНОМИКА

Рассмотрены на заседании

Предметной (цикловой) комиссии

бухгалтерского учета

и экономических дисциплин

Протокол № 1 от «29 » августа 2013г.

2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Освоение дисциплины «Экономика» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих компетенций, приобретению необходимых умений, закреплению и углублению теоретических знаний.

Компетенции – интегральные характеристики качества подготовки выпускников, связанные с их способностью применять  комплекс знаний, умений и способов деятельности в отношении широкого круга междисциплинарных вопросов. Под компетентной личностью понимают человека, обладающего выраженной  социальной  позицией и ценностными ориентациями, системой знаний, умений навыков,  в том числе и профессиональных, а также способностью и готовностью к непрерывному личностному и профессиональному развитию. Целью деятельности преподавателя является комплексное формирование у обучающегося общих, общеучебных компетенций и знаний, умений и навыков по дисциплине.
Процесс обучения должен носить комплексный характер, овладение знаниями, умениями, навыками по дисциплине не являются самоцелью, но средством развития личности специалиста и гражданина.

ОК 1, 7 − связаны с формированием ценностных ориентаций (соц. значимость профессии, способность брать на себя ответственность).
           ОК 2, 3 − связаны с овладением конкретными способами деятельности (организация деятельности, выбор способов и методов деятельности, принятие решений) и соотносятся с такими блоками ОУК, как самоорганизация и самообучение;
 с овладением конкретными способами деятельности (организация деятельности, выбор способов и методов деятельности, принятие решений) и соотносятся с такими блоками ОУК, как самоорганизация и самообучение.
          ОК 4, 5 – связаны с использованием ИКТ (использованием тех. средств, поиском, систематизацией и переработкой информации) и соотносятся с такими блоками ОУК, как коммуникативный и информационный.
 С ОК 4,5 тесно связаны

ОК 8, 9 – способность заниматься самообразованием, повышать квалификацию, осваивать новые технологии.
Т.о. общие компетенции – разноплановые личностные качества, в комплексе обеспечивающие успешное социальное и профессиональное функционирование выпускника.

Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Уметь:

- приводить примеры факторов производства

- описывать действие рыночного механизма;

- оценивать  экономическую информацию;

- приводить примеры общественных благ.

По учебному плану на практические занятия предусмотрено 8 аудиторных часов, обучающиеся должны выполнить 4 часа практических работ. для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Наименование темы

Практическая работа

Кол-во часов (очная форма обучения)

Номер

Наименование

Тема 2.1.

Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование

1

Расчет семейного бюджета

2

Тема 3.1.

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

2

Анализ спроса и предложения. Рыночное равновесие

2

Тема 3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

3

Расчет рыночной стоимости ценной бумаги

2

Тема 6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

4

Расчет валового внутреннего продукта

2

Итого

16


Критерии оценки практических  работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Отметка «4». Практическая работа выполняется обучающимися в полном объёме. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Обучающиеся используют указанные преподавателем источники знаний, включая карточки с формулами, обращаются за консультацией. Работа показывает знание обучающимся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Обучающийся показывает знания теоретического  материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с формулами, расчетами, таблицами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда обучающийся не подготовлен к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны по причине плохой подготовки обучающегося.

Обучающийся, получивший оценку «2» должен подготовится и выполнить работу во внеурочное время.


Тема2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи.

Сбережения населения. Страхование

Практическая работа № 1

Расчет семейного бюджета

Цель: изучить структуру семейного бюджета, определить основные статьи доходов и расходов бюджета, научиться рассчитывать удельный вес статей доходов и расходов бюджета.

Обеспечение практического занятия:

  1. Литература:
  • Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
  • Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.

2. Контрольные вопросы:

- дайте определение понятия «бюджет»;

- по какому методу составляется бюджет?;

- назовите основные статьи доходов и расходов семейного бюджета

В чем сущность показателя удельный вес, когда и где он применяется?.

- в каких группах и подгруппах периодической системы находятся s- и p- элементы?

- по какой формуле рассчитывается показатель удельного веса?

В результате выполнения данной работы у студента должен формироваться:

ОК 4, - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Студент должен:

Знать:

Определение и основные статьи доходов и расходов семейного бюджета;

Уметь:

оценивать  экономическую информацию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Все используемые показатели по форме выражения классифицируются на абсолютные, относительные и средние.

Относительные показатели представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражают соотношение между количественными характеристиками социально-экономических процессов и явлений.

1 выполнить домашнее задание: подготовить материалы о доходах и расходах семьи за месяц;

2 составить таблицу ДОХОДЫ-РАСХОДЫ;

3 записать все статьи расходов и источники доходов в таблицу;

4 подсчитать сумму статей расходов и доходов;

5 рассчитать удельный вес каждой статьи, сделать проверку суммы удельных весов;

6 оформить работу, сделать выводы.

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

  1. Заработная плата мамы  30000р
  2. Заработная плата папы 70000р
  3. Пенсия бабушки 11350р
  4. Стипендия 400р
  5. Доход от сдачи квартиры в                    аренду 20000р

23%

53%

8,5%

0,5%

15%

1.Коммунальные платежи 3800р

2. плата за проезд 1250р

3. расходы на бензин 2100р

4. расходы на питание 23500 р

5. ремонт, хоз.расходы  1200р

6. одежда, обувь  11200р

7. культурный досуг 3000р

8. образование 20000р

9. мобильная связь 2000р

8.накопления 63700 р

3%

1%

1,5%

17%

1%

8%

2%

15%

1,5%

48%

ВСЕГО ДОХОДОВ:       131750 рублей

100,00

ВСЕГО РАСХОДОВ: 131750 рублей

100,00

Правила округления показателей

Если после округляемой цифры стоит 5 и более. к округляемому прибавляется единицы. Если 4 и менее- округляемое остается без изменения.

Рекомендуется округлять в данной работе до целых чисел.

Следует помнить, что удельный вес целого всегда составляет 100%.


Практическая работа № 2

Тема: «Анализ спроса и предложения».

Цель: изучить понятие спроса и предложения, их взаимосвязь и взаимовлияние, рассмотреть закон спроса и предложения, определить факторы, влияющие на величину спроса и предложение.

Обеспечение практического занятия:

  1. Литература:
  • Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
  • Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.

2. Контрольные вопросы:

- дайте определение понятия «спрос»;

- дайте определение понятия «предложение»;

- дайте определение понятия «цена»;

- какие факторы влияют на спрос?;

- какие факторы влияют на предложение?;

- какие факторы влияют на цены?;

- что такое эластичный спрос?;

- сформулируйте закон спроса и предложения;

- графически отобразите закон спроса и предложения;

- назовите товары, спрос на которые  неэластичный по цене.

3. Прайс-листы и рекламные буклеты торговых сетей.

В результате выполнения данной работы у студента должен формироваться:

     ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Студент должен:

уметь:

- описывать действие рыночного механизма;

Знать:

- понятие, виды условия существования рынка;

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  1. Вспомнить основные понятия, относящиеся к данной теме
  2. Изучить прайс-листы торговых предприятий, в том числе с предложениями о снижении цены на отдельные виды товаров
  3. Выбрать из перечня 2 вида товаров
  4. Определить степень эластичности спроса по цене на данные товары
  5. Рассчитать объемы спроса при стандартной цене и цене со скидкой
  6. Рассчитать объемы предложения по стандартной цене и цене со скидкой

7 .      Оформить работу, сделать выводы.

Цена за 1 елку, рублей

Спрос, тыс.шт

Предложение, тыс.шт.

Дефицит -/

Излишек +

1500

20

80

+60

1200

30

60

+30

900

40

40

0

600

50

20

-30

300

60

0

-60

Если цена на рынке устанавливается выше равновесной, то предложение больше спроса.

Если цена на рынке устанавливается ниже равновесной, то спрос больше предложения.

Избыточное предложение приводит к снижению цены.

Дефицит товара приводит к  повышению цены.

Нарушить цену равновесия может изменение  спроса и предложения.

Если предприниматель знает, что спрос на его товар неэластичен, то при повышении цен спрос, скорее всего, не изменится . А при применении скидок его выручка, как правило, упадет.

Если предприниматель знает, что спрос на его товар эластичен, то при повышении цен спрос, скорее всего, упадет. А при применении скидок его выручка, как правило, возрастет.


Практическая работа № 3

Тема: « Расчет рыночной стоимости ценной бумаги»

Цель: изучить понятие и виды ценных бумаг, определить факторы, влияющие на формирование их рыночного курса.

Обеспечение практического занятия:

  1. Литература:
  • Н.Л. Котерова, Микроэкономика, - М.: ИЦ Академия, 2006.
  • Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; - М.:Академия, 2008.

2. Контрольные вопросы:

- дайте определение понятия «ценная бумага»;

- назовите виды ценных бумаг;

- что такое долевая ценная бумага?;

- что такое долговая ценная бумага?;

- что такое первичный и вторичный фондовый рынок?;

- какие факторы влияют на формирование рыночного курса ценной бумаги?;

- расскажите об устройстве фондовой биржи.

3. Интернет-ресурсы

В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Студент должен:

Знать:

Определение и основные виды ценных бумаг;

Уметь:

оценивать  экономическую информацию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В ходе выполнения практической работы закрепляются умения расчета курса ценных бумаг. При решении задач обращается внимание на понятия «номинал» и «рыночный курс» ценной бумаги. Все используемые показатели по форме выражения классифицируются на абсолютные.

Относительные показатели представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражают соотношение между количественными характеристиками социально-экономических процессов и явлений.

1 выполнить домашнее задание: подготовить материалы о российском фондовом рынке

2 определиться с понятиями «номинальная стоимость» и «рыночная стоимость» ценной бумаги;

3 рассчитать рыночную стоимость ценной бумаги с учетом роста (падения) спроса

4 оформить работу, сделать выводы.

 

На основании Интернет-данных известно, что в декабре 2011 года стоимость 1 акции ВТБ составляла 15 копеек. В декабре 2012 года – 7 копеек. В декабре 2013 года – 13 копеек. Определить на сколько процентов снизился\увеличился курс акции. Построить график.

  1. Падение Курса 2009=7\15 х 100 – 100= -53%
  2. Рост Курса 2010 = 13\7 х 100 – 100 =+85,7%

Практическая работа № 4

Тема: « Расчет скорости обращения денежной массы»

Цель: изучить закон денежного обращения и на его основе научиться определять скорость денежной массы.

Обеспечение практического занятия :

  1. Литература:

Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.

2. Контрольные вопросы:

- дайте определение понятия «денежное обращение»

- кем был открыт закон денежного обращения?;

- дайте определение понятия «денежная масса»;

- дайте определение понятия «валовой внутренний продукт»

- сформулируйте закон денежного обращения;

- объясните понятие скорость обращения денежной массы.

В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Студент должен:

Знать:

Понятие и виды денежного обращения, закон денежного обращения;

Уметь:

оценивать  экономическую информацию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основной частью практической работы со студентами является расчет скорости обращения денежной массы на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.

1 внимательно ознакомиться с законом денежного обращения и его    

графическим отображением

2 прочитать условие задачи

3 рассчитать скорость обращения денежной массы

4 построить график денежного обращения

5 оформить работу, сделать выводы.

 

Рассчитайте скорость обращения денег, если денежная масса наличных и безналичных денег составляет 500 млрд. у.е., валовой национальный продукт – 4500 млрд. у.е.

Решение:

V=PQ\M=4500\500=9 оборотов в год

Рассчитайте скорость обращения денег, если денежная масса наличных и безналичных денег составляет 500 млрд. у.е., средняя цена за единицу товаров/услуг - 200 у.е.\ед,  количество произведенных товаров\услуг в стране- 10 млрд. ед.

Решение:

V=PQ\M=200 х 10\500=4 оборота в год

Рассчитайте скорость обращения денег, если денежная масса наличных и безналичных денег составляет 600 млрд. у.е., средняя цена за единицу товаров/услуг - 180 у.е.\ед,  количество произведенных товаров\услуг в стране- 10 млрд. ед.

Решение:

V=PQ\M=180 х 10\600=3 оборота в год

Рассчитайте скорость обращения денег, если денежная масса наличных и безналичных денег составляет 800 млрд. у.е., средняя цена за единицу товаров/услуг - 200 у.е.\ед,  количество произведенных товаров\услуг в стране- 16 млрд. ед.

Решение:

V=PQ\M=200 х 16\800=4 оборота в год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "ОКД" для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности" для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...

Паспорт Фонда оценочных средств по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

ФОС предназначен для специальностей 080114 "Экономика и бухгалтерский учет", 100701 "Коммерция", 100801 "Товароведение и экспертиза качкства товаров"...

Методические рекомендации по выполнению практических работ учебной дисциплины ПОПД для специальности 43.02.10 Туризм

Данное методическое пособие предназначено для обучающихся третьего курса, изучающих дисциплину правовое обеспечение профессиональной деятельности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».Практические занятия являются нео...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».Практические занятия являются нео...