Открытый урок с применением ИКТ
план-конспект занятия

Хорошавцева Ольга Анатольевна

Технологическая карта урока по теме "Начисление процентов по депозитам прри капитализации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. преподавателя: Хорошавцева Ольга Анатольевна

Группа: СБД-17 Дата: 16.12.2019 г.  Предмет: МДК.01.03  Организация работ по вкладам населения

Тема занятия: Начисление процентов по депозитам при капитализации 

Цель занятия: Научить обучающихся  рассчитывать сумму дохода по вкладу по формуле сложных  процентов.

Тип занятия: Комбинированный с применением компьютерных технологий.

Актуальность занятия заключается в расширении у обучающихся знаний  при выборе банковских финансовых продуктов для сбережения и накопления капитала..

Задачи занятия:

  1. Образовательные: совершенствование и закрепление знаний по особенностям начисления сложных процентов по вкладу, расширение познавательной деятельности обучающихся, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности.
  2. Воспитательные: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  3. Развивающие: развитие профессиональной компетентности будущих специалистов банковского дела,  развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: 

-Владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками кредитно-финансовых отношений;

- Понимание основных этапов начисления процентов при капитализации;

- Освоение приёмов работы с информацией по вкладам с капитализацией процентов, её осмысление;

-Развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций;

-Определение проблем в области депозитной политики банка и нахождение путей их решения;

-Развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению междисциплинарного курса.

2) Метапредметные:

Регулятивные:

  • Понимание цели своих действий;
  • Проявление познавательной и творческой инициативы;
  • Оценивание правильности выполнения действий.

Познавательные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии заданиями и условиями коммуникации.

3) Личностные:

  • Сформирование компетенции по принятию обоснованных решений в отношении финансовых продуктов и осознанному несению ответственности за такие решения;
  • Воспитание ответственного, бережного отношения к денежным средствам, повышение финансовой грамотности;
  • Осознание себя как члена семьи, общества и государства.

ЗОТ: материал урока соответствует возрастной группе, воссоздание эмоционально-положительной атмосферы на уроке, проветривание помещения

Межпредметные связи: Операционно-кассовая работа в банке, Организация безналичных расчетов,  Математика, жизненный опыт.

Методы: интерактивные.

Кабинет: Лаборатория банковского дела.

Продолжительность мероприятия: 45 мин.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки, калькуляторы.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Цель этапа: Быстрое включение студентов в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело. Подготовка к уроку, осмотр внешнего вида, отметки в журнале, проверка наличия обучающихся, отметила в журнале и сообщила цель занятия и ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Преподаватель: Вы, конечно же, знаете, что как только клиент банка доверил ему свои деньги, заключив с банком договор банковского вклада, он становится ВКЛАДЧИКОМ этого банка, а деньги, размещенные в банке, называются ВКЛАДОМ или ДЕПОЗИТОМ.

 ЛИКВИДНОСТЬ - это быстрота превращения средств сбережения в наличные деньги. Доход по вкладу - фактически представляет собой плату банка вкладчику за предоставленную возможность пользоваться его деньгами и определена величиной процентной ставки по вкладу (БАНКОВСКИМ ПРОЦЕНТОМ).

Вспомните, пожалуйста, В зависимости от срока вклада различают какие виды вкладов?:

Студенты дают ответ: Вклады до востребования - вкладчик вправе в любое время изъять всю сумму вклада. Срочные вклады - вклады, размещенные в банке на определенный срок.

Преподаватель: Доход по вкладу может начисляться по формуле ПРОСТЫХ ПРОЦЕНТОВ.

Напомните мне, как осуществляется расчет дохода по формуле простых процентов.

 Студенты дают ответ: Расчет дохода по формуле простых процентов осуществляется один раз за весь срок вклада в конце срока его хранения. Срок вклада считается со дня, следующего за днём внесения депозита, по день его возврата включительно. Проценты по вкладу начисляются со дня, следующего за днем внесения депозита, по день, предшествующий его возврату включительно.

 При выборе вида вклада, на порядок начисления процентов стоит обращать внимание. Когда сумма вклада и срок размещения значительные, а банком применяется формула простых процентов, это приводит к занижению суммы процентного дохода вкладчика. Формула простых процентов по вкладам выглядит так(показываю на мультимедийной доске): https://bankirsha.com/files/pic/image001.png

Значение символов:

S — сумма денежных средств, причитающихся к возврату вкладчику по окончании срока

депозита. Она состоит из первоначальной суммы размещенных денежных средств, плюс

начисленные проценты.

I – годовая процентная ставка

t – количество дней начисления процентов по привлеченному вкладу

K – количество дней в календарном году (365 или 366)

P – первоначальная сумма привлеченных в депозит денежных средств

Sp – сумма процентов (доходов).


А чтобы рассчитать только сумму простых процентов формула будет выглядеть так(показываю на мультимедийной доске):

Формула суммы простых процентов  (1853 bytes)

Значение символов:

Sp – сумма процентов (доходов).

I – годовая процентная ставка

t – количество дней начисления процентов по привлеченному вкладу

K – количество дней в календарном году (365 или 366)

P – сумма привлеченных в депозит денежных средств.

Преподаватель: Совершенно верно. И мы с вами легко решали задачки на расчет доходности по этим формулам с помощью калькуляторов или же вручную.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Напомню цель нашего занятия: Научиться   рассчитывать сумму дохода по вкладу по формуле сложных  процентов. Урок применения знаний и умений.

Преподаватель: Большинство банков, предлагают вклады с поквартальной капитализацией (Сбербанк России, ВТБ и т. д.), т.е. с начислением сложных процентов. А некоторые банки, в условиях по вкладам предлагают капитализацию по окончанию срока вложения, т.е. когда вклад пролонгируется на следующий срок, что, мягко говоря, относится к рекламному трюку, который подталкивает вкладчика не забирать начисляемые проценты, но само начисление процентов фактически осуществляется по формуле простых процентов. И повторюсь, когда сумма вклада и срок размещения значительные, такая «капитализация» не приводит к увеличению суммы процентного дохода вкладчика, ведь начисления процентов на полученные в предыдущих периодах процентные доходы нет.

Первичное закрепление Формула сложных процентов применяется, если начисление процентов по вкладу, осуществляется через равные промежутки времени (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально) а начисленные проценты причисляются к вкладу, т. е. расчет сложных процентов предусматривает капитализацию процентов (начисление процентов на проценты).

Формула сложных процентов выглядит так (показываю на мультимедийной доске):

Формула сложных процентов  (1639 bytes)

Значение символов:

I – годовая процентная ставка;

j – количество календарных дней в периоде, по итогам которого банк производит         капитализацию начисленных процентов;

K – количество дней в календарном году (365 или 366);

P – первоначальная сумма привлеченных в депозит денежных средств;

n — количество операций по капитализации начисленных процентов в течение общего срока привлечения денежных средств;

S — сумма денежных средств, причитающихся к возврату вкладчику по окончании срока депозита. Она состоит из суммы вклада (депозита) с процентами.
        Расчет только сложных процентов с помощью формулы, будет выглядеть так(показываю на мультимедийной доске):

https://bankirsha.com/files/pic/image004.png

Значение символов:

I – годовая процентная ставка;

j – количество календарных дней в периоде, по итогам которого банк

производит         капитализацию начисленных процентов;

K – количество дней в календарном году (365 или 366);

P – первоначальная сумма привлеченных в депозит денежных средств;

n — количество операций по капитализации начисленных процентов в течение общего срока привлечения денежных средств;

Sp – сумма процентов (доходов).

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Преподаватель: Согласитесь, формула впечатляет и запомнить ее не так уж и легко. Скажу честно. Многие банковские работники сами не знают эту формулу. Но мы с вами живем в современном мире информационных технологий. Поэтому мы рассчитывать  доходность при капитализации процентов будем с помощью программы Excel.

Включаем ноутбуки, программу Excel.

Итак, решим задачу №1. Запишите условие в тетради.

Михаил Леонидович внёс вклад в сумме 100 000 рублей сроком на 3 месяца по фиксированной ставке 10 % годовых. Начисление процентов производится ежемесячно. Какова будет сумма начисленных процентов?

Смотрим алгоритм построения столбцов в Excel в соответствии с условиями задачи.

Ко-во периодов

Сумма вклада

Кол-во дней в периоде

% ставка

Сумма % за период

Общая сумма

1

100 000,00р.

30

0,1

821,92р.

100 821,92р.

2

100 821,92р.

30

0,1

828,67р.

101 650,59р.

3

101 650,59р.

30

0,1

835,48р.

102 486,08р.

Начисление сложных процентов по депозиту или капитализация – это эффект, при котором процент начисления прибавляется к первоначальной сумме вклада, а на эту сумму вновь происходит начисление процента в следующий период.

Капитализация происходит с разной периодичностью (каждый месяц, раз в полгода и т.п.).

3 месяца – начисление ежемесячное. Значит, периодов начисления также будет 3. В месяце либо 30, либо 31 день, т.е. кол-во дней в периоде будет меняться. Пока мы будем считать. Что в году 365 дней. А в месяце-30 дней. На учебной практике будем считать задачи с конкретными датами.

При начислении дохода по формуле СЛОЖНЫХ ПРОЦЕНТОВ процентная ставка неизменна и все периоды начисления имеют одинаковую длительность (30 дней в месяце и 365(366) дней в году).

Итак, решим задачу №2. Запишите условие в тетради.

Разместим 100 000 рублей под 12% годовых на полгода с ежемесячной капитализацией.

В месяце 30 дней, за полгода 6 капитализаций

Полученное значение подтвердим через расчеты в Excel.

Месяцы

Сумма депозита

%-ая ставка

Количество дней начисления процентов

Sp – сумма процентов

S -суммы размещенных денежных средств + начисленные проценты. (2+5)

1

2

3

4

5

6

1

100 000

0,12

31

1 019,18р.

101 019,18  

2

101 019,18  

0,12

31

1 029,57р.

102 048,74  

3

102 048,74  

0,12

31

1 040,06р.

103 088,80  

4

103 088,80  

0,12

31

1 050,66р.

104 139,46  

5

104 139,46  

0,12

31

1 061,37р.

105 200,83  

6

105 200,83  

0,12

31

1 072,18р.

106 273,01  

6 273,01р.

Пример №3:

Разместим 100 000 рублей на 6 месяцев под 12% годовых с еженедельной капитализацией.

В месяце 4 недели, тогда в 6 месяцах – 4*6=24 недели капитализации!!!

пример 2

Сумма депозита

%-ая ставка

Количество дней начисления процентов

Sp – сумма процентов

S -суммы размещенных денежных средств + начисленные проценты. (1+4)

1

2

3

4

5

1 нед 100 000

0,12

7

230,14р.

100 230,14  

2 нед 100 230,14  

0,12

7

230,67р.

100 460,80  

3 нед 100 460,80  

0,12

7

231,20р.

100 692,00  

23 нед 105 187,26  

0,12

7

242,07р.

105 429,33  

24 нед 105 429,33  

0,12

7

242,63р.

105 671,96  

168

5 671,96р.

Пример №4:

Разместим 100 000 рублей на 1 год под 12% годовых с ежеквартальной капитализацией.

В квартале сколько дней – 90, в году 4 квартала.

Сумма

Ставка

Срок

Начисленный %

Итоговая сумма

100000

12

91

2991,78

102991,78

102991,78

12

91

3081,29

106073,07

106073,0692

12

91

3173,47

109246,54

109246,5429

12

91

3268,42

112514,96

Пример №5:

 Разместим 100 000 руб на 1 месяц под 12% годовых с ежедневной капитализацией.

пример 4

Полученное значение подтвердим через расчеты в Excel.

Сумма

Ставка

Срок

Начисленный %

Итоговая сумма

100000,00

12

1

32,88

100032,88

100032,88

12

1

32,89

100065,76

100957,826

12

1

33,19

100991,02

100991,0176

12

1

33,20

101024,22

Расчёт сложных процентов предусматривает капитализацию процентов (то есть начисление процентов на проценты), в результате чего эффективная процентная ставка значительно выше той ставки, которая указана в договоре. Капитализация процентов приводит к тому, что доход по вкладам с капитализацией значительно выше, чем по вкладам с начислением процента по формуле простого процента.

Преподаватель спрашивает, есть ли какие –либо трудности при рассчитывании сложных процентов при капитализации вклада.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: Рассчитать доходность по вкладу
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Давайте  подведем итог сегодняшнего занятия.

Стоит ли  при размещении денег в банке упускать из виду различные  варианты размещения денежных средств. Кроме как по формулам простых процентов?

Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока с применением ИКТ по Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. для автомехаников

Методическая разработка открытого урокас применением информационно-компьютерных технологийпо МДК 1. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.для профессии 23.02.03 «Автомех...

Методическая разработка открытого урока «Область применения древесины в строительстве» по ПМ 01. МДК 01.01. Участие в проектировании архитектурно-конструктивной части проекта здания

Цели урока:- обучающая: расширить знания учащихся вобласти применения древесины;- развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходим...

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...

Тема: «Дорожные знаки. Предупреждающие знаки». (открытый урок комплексного применения знаний и умений).

1. Классификация дорожных знаков. 2. Предупреждающие знаки, их назначение. 3. Общий признак предупреждения 4. Правила установки предупреждающих знаков. 5. Название и назначение каждого знака. 6. Дейст...

МР открытого урока с применением элементов технологии стартапа

Методическая разработка урока по теме «Сложные предложения. Составление плана - конспекта по тексту  «Англоговорящие страны» представляет собой  проведения комбинированного...

Открытый урок с применением ИКТ "Приготовление блюд из овощей"

Открытый урок "Приготовление блюд из овощей". План урока, технологические карты, оценочный материал....

Открытый урок с применением ИКТ " Приготовление дрожжевого теста и изделий из него"

План - конспект урока учебной практики с подборкой тестов, технологических карт и схем....