9.Тема: «Формирование ассортимента в непродовольственных магазинах»
учебно-методический материал
Задание: Внимательно прочитав информацию, ответьте на вопросы.
- Дать характеристику периодичности покупок непродовольственных товаров.
- Охарактеризуйте виды спроса на непродовольственные товары.
- Как на формирование ассортимента влияет цена?
- Как изменение моды влияет на изменение спроса?
- Как сезонность влияет на спрос на непродовольственные товары?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Если потребности в пищевых продуктах имеют в итоге пределы, обусловленные физиологическими нормами питания, то потребности в непродовольственных товарах практически неограниченны. их границы в каждый данный момент определяются покупательной способностью потребителя. По мере роста производства товаров, повышение материального благосостояния населения потребности и общий объем спроса на непродовольственные товары растет безгранично. Меняется только общая структура спроса. С удовлетворением основных потребностей в одежде, обуви спрос частично переключается на предметы длительного пользования, предметы искусства и т. п.
В отличие от продовольственных товаров, принадлежащих в своем большинстве к товарам повседневного и частого спроса, спроса на непродовольственные товары свойственна периодичность. Периодичность покупок каких-либо изделий связана со сроками потребления (физического или морального износа) и с пополнением и расширением гардероба. Периодичность покупок товаров потребителями колеблется от нескольких недель (чулки, носки) до нескольких лет (мебель, меха, часы, велосипеды и др.). Чем больше период между покупками того или иного товара, тем в большей степени изменяется спрос. По товарам длительного пользования (телевизоры, радиоприемники, бытовые машины, мотоциклы и т.д.) развитие спроса и изменение ассортимента в значительной степени диктуются техническим прогрессом в производстве. Вместо выбывшего по потреблению изделия покупается изделие новой конструкции, модели, марки.
Вообще спрос на непродовольственные товары условно можно разделить на три вида:
1) специальный (твердо сформирован) спрос выдвигается как прямое требование, не допускает замены необходимого товара каким-либо другим однородным (электробритва "Харьков", духи "Красный Мак")
2) альтернативный спрос (спрос на выбор), окончательно формируется после предварительного ознакомления с товарами и на основе их выбора;
3) импульсивный спрос складывается под влиянием предложения товара. Специальный спрос обычно бывает массовым и устойчивым, круглогодичным или сезонным. Однако он может иметь и единичный характер (например, на фотоаппараты определенных марок).
При формировании ассортимента товаров в непродовольственных магазинах следует учитывать, что возникновение потребности и приобретения того или иного товара сопровождается разной степенью определенности, четкости и формулировки спроса. В одних случаях покупатель приходит в магазин с четко определенными требованиями к товару (размер, фасон, цена, цвет и т.д.), в других - не совсем ясно представляет себе много признаков товара, который хочет приобрести, определив только некоторые общие требования к товару (размер и цена костюма). Возникновение альтернативного спроса в процессе конечного выбора покупателями товаров представляет собой очень важный фактор формирования ассортимента товаров в непродовольственных магазинах. Взаимозаменяемость товаров - один из важнейших принципов формирования ассортимента большей части непродовольственных товаров. Он дает возможность отказаться от необходимости иметь в магазине набор изделий буквально всех моделей, фасонов, цветов, рисунков, материалов и т.д. и вместе с тем удовлетворять спрос покупателей.
Как известно, иметь в магазине полный ассортимент, например одежды или обуви, включая все модели, фасоны, цвета, размеры и т. д., практически невозможно. Мастерство в подборе товаров и в технике их продажи и заключается в том, чтобы, используя возможности альтернативного спроса, удовлетворять запросы основной массы покупателей, имея в магазине относительно ограниченный ассортимент товаров.
Предложение товара может служить импульсом к возникновению спроса. В ряде случаев потребность в приобретении товара осознается покупателем только тогда, когда он видит этот товар. Наиболее характерно это проявляется при продаже товаров новых моделей, фасонов, рисунков и т.д.: сначала возникает импульсивный спрос под влиянием предложения (показа товаров, советы продавца, рекламы), и лишь в дальнейшем спрос на эти товары приобретает определенную степень устойчивости.
Особенности формирования спроса на непродовольственные товары отражаются на подборе товаров. Ассортимент большинства непродовольственных товаров условно можно разделить на две части - постоянную и переменную.
Постоянная часть соответствует наличию специального спроса. Товары массового специального спроса обязательно должны быть в составе ассортимента. Отсутствие этих товаров порождает неудовлетворенный спрос. С другой стороны, с переменной частью ассортимента связан альтернативный и импульсивный спрос. Особенности этих видов спроса потребует максимального разнообразия ассортимента, систематического его обновления. Покупатели охотно посещают магазины, в которых постоянно появляется что-нибудь новое, интересное для выбора. Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара, поскольку уровень покупательной способности различных групп населения определяет не только общий объем спроса, но и особенности спроса в зависимости от цены изделий. Покупатель обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в рамках которого он собирается осуществить приобретение товара. Поэтому одним из критериев правильного построения ассортимента товаров в магазине служит подбор товаров по разрядам цен. Доля товаров отдельных разрядов цен зависит от типа магазина и его расположение. Небольшие магазины с узким ассортиментом торгуют обычно относительно недорогими товарами. В больших универсальных и специализированных магазинах, особенно размещены в центральной части города, увеличивается доля товаров с более высокими ценами Для продажи целого ряда непродовольственных товаров характерны четко выраженные сезонные колебания спроса, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента товаров. Особенно резким сезонным колебаниям подвергается спрос на одежду и обувь. С определенными периодами года связана также торговля учебниками, школьно-письменными принадлежностями, елочными украшениями.
Учитывая то, что часть покупателей приобретает товары задолго до наступления сезона, допустимо иметь в ассортименте наиболее ходовые товары следующего сезона. Для планирования сезонной торговли и своевременного накопления запасов товаров целесообразно составлять сезонный календарь торговли, в котором по каждой группе товаров указывать: а) при поступлении в торговую сеть первых партий товаров б) период наибольшего оживления торговли; в) срок прекращения завоза в магазины сезонных товаров. При этом следует иметь в виду, что периоды сезонной торговли начинаются для различных товарных групп не одновременно. Например, сезонная продажа головных уборов начинается позже, чем сезонная продажа пальто.
Очень существенным фактором изменения спроса выступает изменение моды. Наибольшему влиянию моды подвергается спрос на одежду, обувь. Мода играет важную роль в формировании спроса покупателей. Она заставляет потребителей покупать новые товары задолго до момента износа имеющихся у них вещей. Недооценка роли моды в формировании спроса населения приводит к негативным последствиям: товары устаревших моделей и фасонов перестают пользоваться спросом, оседают в виде неходовых запасов товаров в магазинах и на складах. Мода на одежду и головные уборы меняется обычно по сезонам. Изменение моды на мужскую одежду и головные уборы происходит медленнее, чем на женскую. Более медленно, чем на одежду, меняется мода на другие виды изделий (предметы украшений, вещи домашней обстановки). Изменение моды, как правило, не охватывает спроса сразу всех потребителей. По многим видам товаров наряду со спросом на изделия новой моды долгое время сохраняется спрос на изделия прошлой моды. Пожилые люди в основном неохотно следуют новой моде и проявляют спрос на модели, к которым они привыкли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практических занятий по теме:"Анализ ассортимента товаров в магазине"
Рекомендуются для специальности "Коммерция"...
Открытый урок на тему: "Формирование ассортимента матрицы магазина"
Открытый урок на тему: "Формирование ассортимента матрицы магазина"...
2. Тема: Формирование ассортимента товаров в отделе "Овощи и фрукты"
Задание1Ответить на вопросы:1. Какие основные факторы влияют на формирование спроса?2.. Дайте короткую характеристику общим факторам и специфическим.3. На каких принципах формируется товар...
3. Тема: Формирование ассортимента товаров в отделе "Рыбная гастрономия"
Задание1 Ответить на вопросы:1. Укажите три этапа формирования ассортимента товаров в отделе "Рыбная гастрономия" и дайте им характеристику.2. Дайте характеристику факторам формировани...
4 Тема: Формирование ассортимента товаров в отделе «Молочные продукты»
Задание1: Ответить на вопросы.Какие товары относятся к группе «Молочные товары», перечислите.Что относится к кисломолочным напиткам?Какие факторы оказывают влияние на формирование ассортим...
5.Тема: Формирование ассортимента товаров в отделе «Бакалея»
Задание: Сформировать ассортимент товаров в отделе «Бакалея», учитывая факторы формирования ассортимента товаров этом в отделе «Бакалея» и заполнить таблицу по формирован...
6.Тема: Формирование ассортимента товаров в отделе «Хлеб и хлебобулочные товары»
Задание: Сформировать ассортимент товаров в отделе «Хлеб и хлебобулочные товары» учитывая факторы формирования ассортимента товаров в отделе «Хлеб и хлебобулочные товары»...