Методические указания по выполнению практических занятий по теме:"Анализ ассортимента товаров в магазине"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Анализ ассортимента товаров магазина»
Ситуация 1. Рассчитайте структуру ассортимента товаров, реализованных в магазине «Универсам» по данным, представленным таблице 1. Заполните таблицу.
Таблица 1 – Структура ассортимента товаров, реализованных в магазине «Универсам»
Товарные группы | Количество разновидностей | Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 12 | 1031 | ||
Кондитерские изделия | 35 | 1016 | ||
Чай, кофе | 38 | 822 | ||
Алкогольная продукция | 42 | 2964 | ||
Табачные изделия | 16 | 754 | ||
Итого: | 100 | 100 |
Сделайте анализ, ответив на вопросы:
1. Какие группы товаров имеют наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме продаж в натуральном выражении?
2. Какие группы товаров имеют наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме продаж в денежном выражении?
3. По каким товарным группам наблюдается рост удельного веса в натуральном выражении, а по каким – снижение?
4. По каким товарным группам наблюдается рост удельного веса в денежном выражении, а по каким – снижение?
Методические указания по выполнению работы
Структура ассортимента товаров: соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.
1. Рассчитайте удельный вес каждой товарной группы по формуле:
Сп = (а×100)/б, (1)
где а – объем продаж отдельной товарной единицы;
б – объем продаж одной товарной линии.
2. Расчёты оформите в таблице 1.
3. Сделайте анализ, ответив на поставленные вопросы.
Ситуация 2
Рассчитайте широту ассортимента отдельных однородных групп продовольственных товаров магазина «Магнит», сравнив его с ассортиментом магазина «Пятерочка». Данные обследования приведены в табл. 2.
Таблица 2 – Ассортимент товаров магазина «Магнит» и магазина «Пятерочка»
№ п/п | Показатели | Наименование однородной группы товаров | |||
Хлебобулочные изделия | Колбасные изделия | Безалкоголь-ные напитки | Кондитер-ские изделия | ||
1 | Количество разновидностей в магазине «Магнит» | 20 | 35 | 15 | 27 |
2 | Количество разновидностей в магазине «Пятерочка» | 15 | 20 | 17 | 30 |
Проанализируйте полученные результаты. Дайте предложение по совершенствованию ассортимента этих двух магазинов-конкурентов.
Методические указания по выполнению работы
Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
1. Рассчитайте широту ассортимента отдельных однородных групп продовольственных товаров магазина «Магнит» по формуле:
Кш= Шд/ Шб , (2)
где Шд – широта магазина «Магнит»;
Шб– широта магазина «Пятерочка».
2. Рассчитанные показатели сравнить с нормативными (1). Проанализируйте полученные результаты. Дайте предложение по совершенствованию ассортимента этих двух магазинов-конкурентов.
Ситуация 3
При обследовании чая в специализированном отделе универсама был в продаже следующий ассортимент чая:
1. Чай черный байховый весовой – 26 наименований;
2. Чай черный гранулированный – 3 наименования;
3. Чай черный ароматизированный весовой – 3 наименования;
4. Чай черный байховый пакетированный – 15 наименований;
5. Чай черный ароматизированный пакетированный – 3 наименования;
6. Чай зеленый байховый весовой – 10 наименований;
7. Чай зеленый ароматизированный весовой - 13 наименований;
8. Чай зеленый байховый пакетированный – 5 наименований.
У ближайшего конкурента представлено до 150 наименований чая.
1. Рассчитайте полноту ассортимента чая в специализированном отделе универсама.
2. Сделайте выводы по формированию ассортимента чая и предложите направления совершенствования.
Методические указания по выполнению работы
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы.
1. Рассчитайте полноту ассортимента чая в специализированном отделе универсама по формуле:
Кп= Пд/ Пб , (3)
где Пд – действительная полнота;
Пб– базовая полнота (конкурента).
2. Рассчитанные показатели сравнить с нормативными (1).
3. Сделайте выводы по формированию ассортимента чая и предложите направления совершенствования.
Ситуация 4. Рассчитайте коэффициент устойчивости по каждой товарной группе по данным, представленным таблице 3.
Таблица 3 – Исходные данные для расчета коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине за 111 квартал 2017 г.
Товарные группы | Количество разновидно-стей согласно ассортимен-тного перечня | Количество разновидностей, установленное при проверке | Коэффициент устойчивости | ||||
1 про-верка | 2 про-верка | 3 про-верка | 4 про-верка | 5 про-верка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 9 | 8 | 7 | 9 | 10 | 11 | |
Кондитерские изделия | 22 | 18 | 17 | 18 | 17 | 16 | |
Чай, кофе | 25 | 26 | 28 | 27 | 25 | 28 | |
Крупа | 15 | 16 | 14 | 13 | 15 | 12 |
Проанализируйте полученный результат. Определите ваши действия в качестве менеджера по продажам.
Методические указания по выполнению работы
Устойчивость – обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров.
1. Рассчитайте коэффициент устойчивости по каждой товарной группе по формуле:
К уст = Р ф1+ Р ф2+ …,+Р фn / Р п *n (4)
где Р ф1, Р ф2, …, Р фn – фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных проверок;
Р п – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n – число проверок.
2. Расчёты оформите в таблице 3.
3. Рассчитанные показатели сравнить с нормативными (1).
4. Проанализируйте полученный результат. Определите ваши действия в качестве менеджера по продажам.
Ситуация 5. Необходимо определить новизну (обновление) ассортимента в салоне-магазине, если известно общее количество продукции (150 моделей), а поступление новых моделей составляет 66.
Методические указания по выполнению работы
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
1. Рассчитайте коэффициент новизны по формуле:
К н = Н / Q , (5)
где Н – количество новых товаров;
Q – общее количество товаров.
Домашнее задание:
Ситуация. Самостоятельно обследовать 2 магазина (желательно в качестве объектов обследования выбрать магазины «Пятерочка», «Магнит» или др.) и изучить в них ассортимент хлебобулочных изделий в продаже. Рассчитайте для одного из них структуру, широту, полноту, новизну и устойчивость ассортимента хлебобулочных изделий в сравнении с другим предприятием. Результаты обследований оформить в тетрадь для практических работ.
Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения:
1. Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности [Электронный ресурс] : Учебник для образовательных учреждений CПО / О. В. Памбухчиянц. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 272 с. - ISBN 978-5-394-02186-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=512674/
2. Памбухчиянц, О. В.Основы коммерческой деятельности / Памбухчиянц О.В. - М.:Дашков и К, 2017. - 284 с.: ISBN 978-5-394-02270-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практических занятий по междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»
Методические указания по выполнению практических занятийпо междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуата...
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей.» По специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомо
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту авто...
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей.» По специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомо
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту авто...
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Методические указания по выполнению практических занятий для студентов среднего профессионального образования по специальностям: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский
Цели и задачи методического указания по курсу "Обществознание" направлены на реализацию новой структурной обществоведческой дисциплины. Этот курс является интегративным - включает знания из ...
Методические указания по выполнению практического занятия по теме. «Расчет тяговоприводных агрегатов на основе тяговых характеристик тракторов».
Комплект плакатов: способы движения агрегатов, задачи для закрепления пройденного материала. Технологические карты возделывания с/х культур....
Методическое указание для выполнения практических занятий по теме: Организация строительного производства. Строительный генеральный план.
Методическое указание предназначено для выполнения практических работ по теме: «Строительный генеральный план» для студентов изучающихПМ01.МДК 01.02....
Методическое указание для выполнения практических занятий по теме: Организация строительного производства. Календарное планирование строительства отдельных объектов.
методическое указание разработано в помощь студентам при выполнении практических работ по дисциплине ПМ01. МДК 01.02. Студентов необходимо научить работать со справочной, научной, норматив...