Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-33 специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-33 специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osn.ek_.t_33_rab._progr_nov._stand.doc | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
2019 г.
ОДОБРЕНО Протоколом Методического Совета СОГ БПОУ «Вяземский политехнический техникум» «27»_августа_ 2019 г №_1 | УТВЕРЖДЕНО Протоколом Педагогического совета СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум» техникум» «31»августа 2019 г _№_1 |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( далее ФГОС ) по специальности среднего профессионального образования ( далее СПО ) по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта »
Организация- разработчик СОГ БПОУ «Вяземский политехнический техникум»
Разработчик:
Савченко Р.П. –преподаватель СОГ БПОУ « Вяземский политехнический техникум»
Работодатель
Рассмотрено на заседании ПЦК ППССЗ 13.02.11., 08.02.09..23.02.03.
Протокол №___1____ от «_31»_августа___2019 г.
Председатель ПЦК ___________________Кольцова Г.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 14 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы экономики» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта »
оборудования (по отраслям)» для базового уровня среднего профессионального образования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации, переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью данной программы является выработка у студентов знаний о развитии
рынка, эффективной работе предприятия, использовании ограниченных ресурсов, Кроме того, выработка у студентов знаний о развитии макроэкономических показателей и решении глобальных экономических проблем .
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать
следующими общими компетенциями (ОК) :
И профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 2.5 | Работать с документацией установленной формы. |
ПК 2.6 | Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. |
уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных ,трудовых и финансовых ресурсов организации;
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени ,выработки, зарплаты ,.простоев ;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации )
В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен знать :
- действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно- хозяйственную деятельность , основные технико-экономические показатели деятельности организации ;
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования ;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги),формы оплаты труда в современных условиях ;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- основы планирования, финансирования и кредитования организации ;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- общую производственную и организационную структуру организации;
- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- состав материальных ,трудовых и финансовых ресурсов организации ,показатели их эффективного использования ;
- способы экономии ресурсов , основные энерго - и материалосберегающие технологии;
- формы организации и оплаты труда; макроэкономические показатели развития регионов и стран в целом, виды глобальных социально-экономических проблем и пути их решения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе – практические работы 20 ч, самостоятельной работы обучающихся 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме | .зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в экономику. Микро экономика. | |||
Тема 1.1 Понятие об экономике. Микроэкономика. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ. | Содержание учебного материала: Экономика как система жизнеобеспечения общества. Типы потребностей человека и их ранжирование. Элементы экономической деятельности : производство, распределение, потребление . Уровни экономики. 1 .Главные вопросы, решаемые в сфере экономики: что производить, как производить ( с помощью каких технологий ), как распределять произведенное . 2 .Типы экономических систем.. Сопоставление систем по эффективности решения проблем экономики. Раэличия в типах экономических систем . | 2 | 1,2 |
Практические занятия: | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 1.2. Ограниченность ресурсов. Границы производственных возможностей . | Содержание учебного материала: Понятие об ограниченности ресурсов, её влияние на экономическую жизнь общества и экономические механизмы. Экономические товары. Основные последствия ограниченности ресурсов и их проявления в экономике России. Понятие о границе производственных возможностей и факторах ее изменения. | 6 | 1 ,2 |
Практические занятия: Практическая работа №1 «Ограниченность ресурсов. Границы производственных возможностей» | 2 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: привести примеры экономических и неэкономических товаров и предметов , оформить практическую работу № 1 . | 2 | ||
Тема 1.3. Свобода выбора потребителей. Факторы производства. Доход. Издержки. | Содержание учебного материала: 1 ..Понятие о свободе выбора, как основе организации экономической жизни. Полезность благ и её значение в формировании поведения покупателя. Мотивы поведения продавцов и покупателей . 2 .. Факторы производства. Доход. Издержки производства , их виды и графики .Влияние количества продукции и издержек на доход и прибыль. Предельные издержки. | 10 | 2,3 |
Практические занятия : Практическая работа № 2 « Формы доходов факторов производства» Практическая работа № 3 «Издержки производства и их графики» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: составить схему факторов производства и , указать их особеннос и видов их дохода , проработать конспект по теме . | 4 | ||
Тема 1.4. Типы и формы заработной платы. | Содержание учебного материала : 1 .Реальная и номинальная зарплата. Факторы , влияющие на зарплату . Современные системы оплаты труда. Понятие о трудовых контрактах. Государственное регулирование зарплаты . Расрегулирование оплаты труда. Расчет зарплаты различных форм. | 4 | 2 |
Практические занятия : Практическая работа № 4 « Типы и формы заработной платы « | 2 | ||
Самостоятельная работа : |
| ||
Тема 1.5. Рынки товаров и факторов производства Законы спроса и предложения. Равновесная цена | Содержание учебного материала: Типология рынков и её основы. Функции рынка . Основы товарных рынков. Рынки факторов производства (трудовых, финансовых, трудовых ресурсов, капитала) .Закономерности формирования и изменение спроса на рынке товаров и факторов производства. Понятие о спросе и величине спроса. Закон спроса. Закономерности формирования и изменения предложения. Понятие о предложении и величине предложения. Закон предложения. Равновесная цена, принципы её установления . Графики спроса и предложения | 4 | 2 |
Практические занятия: Практическая работа №5 «Законы спроса и предложения., равновесная цена» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
Тема 1.6 Рыночное ценообразование. Показатели эластичности. Конкуренция и монополия. | Содержание учебного материала: 1 Формирование рыночных цен и их значение для покупателей и продавцов. Роль цены в экономической жизни общества. Механизм формирования и изменения рыночных цен. Понятие о дефиците и избытке товаров и их связь с ценами. Регулирование цен. 2. Понятие и виды эластичности Эластичность спроса и предложения. Необходимость изучения эластичности спроса на рынке товаров и услуг Понятие конкуренции и её роль в экономике. Типы и виды конкуренции. Проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Понятие о монополии и анализ её разновидностей. Причины и закономерности возникновения монополии. Типы и экономические последствия монополии. Антимонопольная политика в России. 3. | 8 | , 2 |
Практические занятия: Практическая работа № 6 « Расчет цены , себестоимости и прибыли по графикам издержек» Практическая работа №7 «Эластичность и ее показатели» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся : описать виды цен, их отличия и особенности. | 2 | ||
Тема 1.10 Роль денег в экономике. Доходы населения. | Содержание учебного материала: 1 .Финансовые институты современной экономики. Функции денег. Закон денежного обращения. Денежные агрегаты. Понятие об инвестициях. Структура денежного рынка России. . 2.Источники и проблемы доходов населения Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца по доходам населения. | 4 | 1 |
Практические занятия Практическая работа № 8 «Денежное обращение. Структура доходов и расходов населения» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Тема 1.11 Денежная и банковая системы | Содержание учебного материала: Деньги и банки в современной экономике. Виды банков. Банковские операции. Ценные бумаги. Структура денежной массы. Роль банков в создании денег. Необходимость и виды кредитов | 2 | 2 |
Практические занятия Практическая работа № 9 «Расчет денежных вкладов и кредитов с процентами» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: составить схему видов вкладов банка , проработать конспект по теме . | 2 | ||
Раздел 2. Основы бизнеса. Тема 2.1. Виды собственности. Фирма | 12 | ||
Содержание учебного материала: Виды и функции собственности. Понятие о фирме и экономических основах её деятельности. Экономические основы и движущие мотивы фирм. Цели фирмы. Типология фирм, достоинства и недостатки каждого из типов фирм. Многообразие фирм. | 2 | 1 | |
Практические занятия: | |||
Тема 2.2. Предприятие. Управление предприятиями и фирмами. Маркетинг. Предпринимательская деятельность | Самостоятельная работа обучающихся: работа с книгой в библиотеке по теме. | 2 | |
Содержание учебного материала: Виды предприятий, и их особенности. Различия между предприятиями и фирмами. Понятие об основных элементах процесса управления: планировании, организации, контроле реализации планов. Взаимодействие менеджеров и профсоюзов Производительность труда ,рентабельность и прочие технико-экономические показатели. Понятие о маркетинге и его роль в современном рыночном механизме. Менеджмент как наука об управлении предприятием. Понятие о составлении бизнес-плана предприятия. Основы предпринимательской деятельности. | 2 | 1,2 | |
Практические занятия Практическая работа № 10 «Расчет технико-экономических показателей предприятий ( фирм )» | 2 | ||
Раздел 3. Макроэкономика Тема 3.1. Валовой внутренний продукт и его показатели. Основные проблемы макроэкономики | Самостоятельная работа обучающихся: указать разделы бизнес- плана предприятия и их содержание . | 4 | |
37 | |||
Содержание учебного материала: Определение ВВП и его показателей: ЧВП ,ЧНД, ,ВНД . Методы расчета ВВП по доходам и расходам и по добавленной стоимости. . Конечные и промежуточные продукты. .Понятие о макроэкономике и её проблемы в современной России. Отрасли экономики и отраслевая структура экономики страны. Основные типы макроэкономических проблем: безработица, инфляция, динамика экономического развития. Цели национальной экономики. | 2 | 2 | |
Практические занятия: Практическая работа №11 « Валовой внутренний продукт (ВВП) и его показатели» | 2 | ||
Тема 3.2. Экономический рост. Безработица. Инфляция. Антиинфляционное регулирование. | Самостоятельная работа обучающихся : оформить работу № 11 и проработать конспект по макроэкономическим показателям. | 2 | |
Содержание учебного материала: .Понятие об экономическом росте и методах его измерения. Экономический рост и его связь с границей производственных возможностей общества. Роль научно-технического прогресса. Понятие о безработице. Причины возникновения и типы безработицы. Понятие о естественной норме безработицы. Проблемы безработицы России. .Понятие «инфляция». Причины и закономерности возникновения и развития инфляции. Особенности ее развития в экономике России. Типы инфляции. Методы борьбы с инфляцией. | 2 | 1,2 | |
Практические занятия: | |||
Тема 3.3. Понятие экономической цикличности | Самостоятельная работа обучающихся: указать меры борьбы с инфляцией и безработицей. | 2 | |
Содержание учебного материала: Понятие о цикличности. Факторы ускорения или замедления экономического роста. Понятие об экономических циклах и причинах, их порождающих. Основные этапы экономического цикла. Взаимодействия между темпами экономического роста, инфляцией и безработицей. Экономическое регулирование, | 2 | 1,2 | |
Практические занятия: | |||
Самостоятельная работа обучающихся ; лауреаты Нобелевской премии по экономике. | 2 | ||
Тема 3.4. Финансовая система. Виды и функции налогов | Содержание учебного материала: Основы финансового устройства государства. Понятие о государственном бюджете. Доходы и расходы государственного бюджета. Типы фискальной политики. Понятие о налогах и основные типы налоговых систем. Налогообложение в России и перспективы его совершенствования | 2 | 1 |
Практические занятия: Практическая работа № 12 « Расчет налогов» Практическая работа №13 «Финансовая система» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: составить схему видов налогов. | 2 | ||
Тема 3.5. Государственное регулирование экономических отношений | Содержание учебного материала: Виды вмешательства государства в экономику. Основные направления государственного регулирования. Государственные программы и заказы. Необходимость вмешательства государства в экономику | 2 | 2 |
Практические занятия: | |||
Самостоятельная работа обучающихся : работа Федеральной антимонопольной службы в России и в других странах. | 2 | ||
Тема 3.6. Международная торговля. Международное экономическое сотрудничество. Мировой валютный рынок | Содержание учебного материала: Экономические основы международной торговли и ее механизмы. Понятие о сравнительных преимуществах. Международное разделение труда. Внешняя торговля и национальная экономика. Причины возникновения протекционизма. Механизмы регулирования внешней торговли. Принципы и проблемы международного экономического сотрудничества. Экономические и торговые союзы. Международные экономические организации (МВФ, Мировой банк). Взаимодействие России с международными экономическими организациями. Валютный механизм мирового рынка. Проблема золотого стандарта. Механизмы формирования валютных курсов. Конвертируемость валюты | 2 | 1,2 |
Практические занятия: | |||
Самостоятельная работа обучающихся: проблемы вступления России в ВТО. | 2 | ||
Тема 3.7. Глобальные экономические проблемы Тема 3.8. Международная миграция капитала и трудовых ресурсов. Международные научно-технические связи | Содержание учебного материала: Классификация глобальных проблем современного мира. Проблем экономической отсталости. Демографическая проблема. Проблемы продовольствия и ресурсов Контрольная работа | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся : работа с литературой по глобальным экономическим проблемам | 2 | ||
Содержание учебного материала: Определение миграции капитала, трудовых ресурсов. Мотивы ввоза-вывоза капитала. Свободные экономические зоны. Оффшорные зоны. Обмен научно-технической информацией. Благотворительные фонды | 1 | 1 | |
Всего: | Практические занятия: | ||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с книгой в библиотеке по теме. | 2 | ||
54 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики и управления;
Оборудование учебного кабинета: технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Слагода В.Г. . Основы экономики. М.: Форум – ИНФРА – М , 2013
- О.И.Волков, В.К.Скляренко Экономика предприятия М.: Форум – ИНФРА – М , 2014
- Журавлев Г.Г. Вводный курс по экономической теории. ИНФААМ , 2014
Дополнительные источники
- Слагода В.Г. Экономика. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2013.
Интернет-ресурсы:
- Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru
- Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:
Знания: экономических законов развития производства | Метод: -устный контроль, -тест, Форма: -опрос, тестирование. |
Умения:
Знания: Форм оплаты труда, законов спроса и предложения, видов конкуренции и налогов. | Метод: -устный контроль, -практический контроль,тест. Форма: -опрос, -практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
Умения:
Знания: макроэкономических показателей развития стран | Метод: -устный контроль. -тест, -практический контроль; Форма: -опрос, тестирование ,практическая работа. |
Умения;
Знания:
| Метод: -тестирование; - устный контроль; -зачет; Форма: -тест, опрос, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Умения:
Знания: методов снижения безработицы и инфляции, их видов; | Метод: -тестирование; - устный контроль; -практический контроль; -зачет; -внеаудиторная самостоятельная работа. Форма: Тест, опрос, практические работы, зачет; |
Умения:
Знания: особенностей и принципов международной торговли; | Метод: -тестирование; - устный контроль; -зачета. внеаудиторная самостоятельная работа. Форма: -тест, опрос ,зачет, |
Умения:
Знания:
| Метод; -тестирование; - устный контроль; -зачет, внеаудиторная самостоятельная работа. Форма: -тест, опрос, зачет, самостоятельная работа. |
Умения:
Знания :
| Метод: -устный контроль, -тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа. Форма: -опрос,тест,самостоятельная работа. |
Умения:
Знания:
| Метод: -устный контроль, -зачет. Форма: -опрос, зачет ,самостоятельная работа. |
Умения:
Знания: видов налогов, их функций , типов фискальной политики государства. | Метод: -устный контроль, практический контроль, самостоятельная работа. Форма: -опрос, практическая работа. |
Умения:
Знания:
| Метод: -устный контроль ,практический контроль, -зачет, самостоятельная работа. Форма: -опрос, практические работы, зачет. |
Умения:
Знания :
| Метод: -устный контроль, -зачет, самостоятельная работа. Форма: -опрос, тест, зачет. |
Умения: определять тип экономической системы страны. Знания: особенностей экономики стран с разными типами систем, понятий «маркетинг», «менеджмент» .
| Метод: -устный контроль, -тестирование, -зачет ,самостоятельная работа. Форма: -опрос, тест , зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА По специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа учебной практики является частью ОПОП СПО по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и предназначена для освоения обучающимися в рамках про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПП.01. ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа производственной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 23.02.03...
Комплект оценочных средств для оценки образовательных результатов по дисциплине ОП.00 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Инженерная графика» осн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики УП.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое...
Лекции по разделу "Планирование и организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Конспект лекций предназдначен для обучающихся по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для изучения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по МДК 02.01. УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические рекомендации по выполнению практических работ составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочим учебным планом, рабочей программой П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины:ОПД.08 Охрана труда 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.08 Охрана трударазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслу...