ФОС учебной дисциплины ОП 13 Менеджмент
учебно-методический материал
В фондах оценочных средств учебной дисциплины ОП 13 Менеджмент программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям) представлены типовые задания для текущего контроля знаний обучающихся, задания для выполнения контрольных работ ( в т.ч. для обучающихся заочной формы обучения). Для итогового контроля знаний обучающихся предложены варианты тестов различной сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 437.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
Рассмотрено на заседании | УТВЕРЖДАЮ |
предметной (методической) комиссии экономических и строительных дисциплин | Заместитель директора по УПР |
протокол №1 от 28 августа 2019г | ___________ Самонин В.Ф. |
Председатель ПМК_______Шаховская В.А. | «___» _________ 2019г |
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 13. МЕНЕДЖМЕНТ
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО
по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям)
Разработчик: Шаховская В.А. преподаватель спецдисциплин
Симферополь – 2019
СОДЕРЖАНИЕ ФОС:
Общие положения
1. Результаты освоения учебной дисциплины
1.1. Уметь, знать.
2. Оценка освоения умений и знаний
2.1. Общие положения.
2.2. Типовые задания для текущего контроля успеваемости.
3. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине
3.1. Общие положения.
3.2. Типовые задания для итогового контроля успеваемости;
3.3. Критерии оценки.
Список вопросов для обучающихся по учебной дисциплине.
Оборудование по учебной дисциплине.
Литература по учебной дисциплине.
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к овладению знаний и умений, обусловленных общими и профессиональными компетенциями, формирующиеся в процессе освоения ППССЗ в целом.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОП. 13. Менеджмент по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям) является дифференцированный зачёт.
1. Результаты освоения учебной дисциплины:
1.1. Уметь/знать
В результате изучения учебной дисциплины ОП. 13. Менеджмент по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям) обучающийся должен:
уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры управления;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
2. Оценка освоения умений и знаний
2.1. Общие положения
Основной целью оценки теоретического курса учебной дисциплины ОП. 13. Менеджмент по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям) является оценка умений и знаний.
Оценка освоения умений и знаний учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
умения: | ||
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения. | Применение на практике методов планирования и организации работы соответствующего подразделения. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
анализировать организационные структуры управления | Анализ организационных структуры управления. Умение выбирать оптимальную организационную структуру управления для конкретной организации. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала | Умение выбирать наиболее эффективные методы и способы мотивации трудовой деятельности персонала. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения. | Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
принимать эффективные решения, используя систему методов управления | Умение принимать эффективные решения, используя систему методов управления. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
учитывать особенности менеджмента (по отраслям); | Умение учитывать при выборе управленческих решений особенностей менеджмента в конкретной отрасли деятельности. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
1 | 2 | 3 |
знания: | ||
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития. | Понимание сущности понятия «менеджмент», характеристика основных этапов развития менеджмента как науки, определение характерних черт современного менеджмента. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
методы планирования и организации работы подразделения. | Пояснение основных методов планирования и организации работы подразделения. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
принципы построения организационной структуры управления. | Понимание сущности основних принципов построения организационной структуры управления. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
основы формирования мотивационной политики организации; | Понимание основ формирования мотивационной политики организации, современных теорий мотивации. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). | Формулирование особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям). | опрос, тестовый контроль, |
внешнюю и внутреннюю среду организации; | Определение элементов внешней и внутренней среды организации. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
цикл менеджмента; | Описание структуры цикла менеджмента. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
процесс принятия и реализации управленческих решений; | Характеристика основных этапов процесса принятия и реализации управленческих решений. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; | Пояснение функций менеджмента в рыночной экономике: организации, планирования, мотивации и контроля деятельности экономического субъекта их характеристику. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
1 | 2 | 3 |
систему методов управления; | Определение системы методов управления. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
методику принятия решений. | Применение на практике методики принятия решений, выбор методов принятия решений. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
стили управления, коммуникации, принципы делового общения | Понимание сущности основных и дополнительных стилей управления, коммуникации, принципов делового общения. | опрос, тестовый контроль, практическая работа |
2.2. Типовые задания для текущего контроля успеваемости
Вопросы для текущего контроля.
Вопросы для текущего контроля.
- Что изучает дисциплина «Менеджмент»?
- В чем сущность менеджмента?
- Перечислите функции менеджмента?
- Назовите и охарактеризуйте методы управления.
- Перечислите школы менеджмента.
- В чем сущность школы научного управления?
- Назовите основные положения административной (классической) школы управления.
- В чем сущность школы человеческих отношений?
- В чем сущность школы научного управления?
- В чем состоят особенности менеджмента в США?
- В чем состоят особенности менеджмента в Японии?
- В чем состоят особенности менеджмента в ФРГ?
- Что представляет собой коммуникация?
- Назовите виды коммуникаций.
- В чем сущность коммуникационных процессов?
- Назовите элементы коммуникационного процесса.
- В чем состоит сущность межличностных коммуникаций?
- Что способствует повышению эффективности межличностных коммуникаций?
- В чем состоит сущность организационных коммуникаций?
- Какие связи включает в себя коммуникационная сеть организации?
- Дайте характеристику вертикальным, горизонтальным и диагональным коммуникационным связям.
- Что необходимо для совершенствования организационных коммуникаций?
- Перечислите основные методы принятия управленческих решений.
- Какова последовательность принятия управленческого решения?
- В чем состоит сущность понятия «организация»?
- Каковы основные признаки организации?
- Перечислите этапы жизненного цикла организации.
- Дайте характеристику этапам жизненного цикла организации.
- Какие факторы влияют на функционирование и развитие организации как системы?
- Что представляет собой внутренняя среда организации?
- Из каких этапов состоит общий процесс достижения целей организации?
- Дайте характеристику горизонтальному разделению труда.
- Дайте характеристику вертикальному разделению труда.
- Как классифицируют задачи организации?
- В чем состоит сущность понятия «технология», каковы основные элементы технологий?
- Перечислите основные этапы развития технологий.
- Что представляет собой структура организации?
- Какие факторы влияют на индивидуальное поведение работников?
- Что представляет собой внешняя среда организации?
- Чем характеризуется сложность внешней среды как системы?
- Дайте характеристику факторов прямого воздействия внешней среды.
- Дайте характеристику факторов косвенного воздействия внешней среды.
- Что представляют собой функции менеджмента?
- Назовите основные функции менеджмента.
- В чем состоит сущность функции планирования?
- Какие виды планирования деятельности организации вы знаете?
- Назовите основные стадии планирования.
- Чем отличаются стратегические планы от тактических планов?
- Охарактеризуйте порядок разработки стратегического плана.
- Какие методы используют для реализации стратегического плана?
- Какие критерии используют при оценке стратегического плана?
- В чем состоит сущность и назначение контроля в организации?
- Дайте характеристику видам контроля.
- Назовите основные стадии процесса контроля.
- Как определяется эффективность контроля?
- Как используются результаты контроля?
- Что представляет собой функция организации?
- Что представляет собой организационная структура?
- Перечислите типы организационных структур.
- Охарактеризуйте линейную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки линейной структуры?
- Охарактеризуйте функциональную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки функциональной структуры?
- Охарактеризуйте линейно-функциональную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры?
- Охарактеризуйте матричную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки матричной структуры?
- Охарактеризуйте дивизиональную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки дивизиональной структуры?
- Какие факторы влияют на выбор организационной структуры управления?
- В чем состоит сущность управленческого решения?
- Как классифицируют управленческие решения?
- Перечислите основные этапы принятия управленческих решений.
- Что представляет собой метод принятия решения?
- Какие методы принятия управленческих решений вы знаете?
- Дайте характеристику «Методу Дельфи».
- В чем особенности применения метода «Мозговой штурм?
- В каких случаях применяют линейное программирование?
- Что представляет собой метод «теории игр»?
- В чем суть метода аналогий?
- Какова роль планирования в управлении?
- Каковы критерии эффективности менеджмента?
- Формы общения, их характеристика.
- Перечислите основные факторы, влияющие на эффективность управления.
- Сравнительная характеристика квалификационных требований к менеджеру.
- Что представляет собой самоменеджмент?
- Характер, содержание и особенности управленческого труда.
- Понятие и характеристика стилей руководства.
- Перекислите дополнительные стили управления.
- Характеристика стилей управления согласно классификации Блейка и Мутон.
- Какова структура процесса принятия решений?
- Природа конфликта.
- Типы конфликта.
- Типичные симптомы стрессов, факторы, вызывающие стресс.
- Назовите формы общения.
- Этапы организации общения.
- Деловое совещание, порядок его организации и проведения.
- Деловые переговоры.
- Характеристика основных типов характеров.
- Характеристика основных типов темперамента.
- Модель разрешения конфликта.
- Каковы причины возникновения конфликтов.
- Назовите основные показатели и факторы эффективности менеджмента.
Вопросы для текущего контроля знаний
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития
- Что изучает дисциплина «Менеджмент»?
- В чем сущность менеджмента?
- Перечислите функции менеджмента?
- Назовите и охарактеризуйте методы управления.
- Перечислите школы менеджмента.
- В чем сущность школы научного управления?
- Назовите основные положения административной (классической) школы управления.
- В чем сущность школы человеческих отношений?
- В чем сущность школы научного управления?
- В чем состоят особенности менеджмента в США?
- В чем состоят особенности менеджмента в Японии?
- В чем состоят особенности менеджмента в ФРГ?
Тема 1.2. Связующие процессы в менеджменте
- Что представляет собой коммуникация?
- Назовите виды коммуникаций.
- В чем сущность коммуникационных процессов?
- Назовите элементы коммуникационного процесса.
- В чем состоит сущность межличностных коммуникаций?
- Что способствует повышению эффективности межличностных коммуникаций?
- В чем состоит сущность организационных коммуникаций?
- Какие связи включает в себя коммуникационная сеть организации?
- Дайте характеристику вертикальным, горизонтальным и диагональным коммуникационным связям.
- Что необходимо для совершенствования организационных коммуникаций?
Тема 1.3. Понятие, сущность и основные признаки организации
- В чем состоит сущность понятия «организация»?
- Каковы основные признаки организации?
- Перечислите этапы жизненного цикла организации.
- Дайте характеристику этапам жизненного цикла организации.
- Какие факторы влияют на функционирование и развитие организации как системы?
- Что представляет собой внутренняя среда организации?
- Из каких этапов состоит общий процесс достижения целей организации?
- Дайте характеристику горизонтальному разделению труда.
- Дайте характеристику вертикальному разделению труда.
- Как классифицируют задачи организации?
- В чем состоит сущность понятия «технология», каковы основные элементы технологий?
- Перечислите основные этапы развития технологий.
- Что представляет собой структура организации?
- Перечислите этапы жизненного цикла организации.
- Дайте характеристику этапам жизненного цикла организации.
- Какие факторы влияют на индивидуальное поведение работников?
- Что представляет собой внешняя среда организации?
- Чем характеризуется сложность внешней среды как системы?
- Дайте характеристику факторов прямого воздействия внешней среды.
- Дайте характеристику факторов косвенного воздействия внешней среды.
Тема 2.1. Сущность планирования и контроля производственной деятельности
- Что представляют собой функции менеджмента?
- Назовите основные функции менеджмента.
- В чем состоит сущность функции планирования?
- Какие виды планирования деятельности организации вы знаете?
- Назовите основные стадии планирования.
- Чем отличаются стратегические планы от тактических планов?
- Охарактеризуйте порядок разработки стратегического плана.
- Какие методы используют для реализации стратегического плана?
- Какие критерии используют при оценке стратегического плана?
- В чем состоит сущность и назначение контроля в организации?
- Дайте характеристику видам контроля.
- Назовите основные стадии процесса контроля.
- Как определяется эффективность контроля?
- Как используются результаты контроля?
Тема 2.2. Организация и типы организационных структур
- Что представляет собой функция организации?
- Что представляет собой организационная структура?
- Перечислите типы организационных структур.
- Охарактеризуйте линейную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки линейной структуры?
- Охарактеризуйте функциональную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки функциональной структуры?
- Охарактеризуйте линейно-функциональную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры?
- Охарактеризуйте матричную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки матричной структуры?
- Охарактеризуйте дивизиональную организационную структуру управления.
- В чем преимущества и недостатки дивизиональной структуры?
- Какие факторы влияют на выбор организационной структуры управления?
Тема 2.3. Процесс принятия и реализации управленческих решений
- В чем состоит сущность управленческого решения?
- Как классифицируют управленческие решения?
- Перечислите основные этапы принятия управленческих решений.
- Что представляет собой метод принятия решения?
- Какие методы принятия управленческих решений вы знаете?
- Дайте характеристику «Методу Дельфи».
- В чем особенности применения метода «Мозговой штурм?
- В каких случаях применяют линейное программирование?
- Что представляет собой метод «теории игр»?
- В чем суть метода аналогий?
Тема 3.1. Основные элементы управления персоналом и самоменеджмент
- Что называют мотивацией?
- Назовите основные задачи мотивации.
- Поясните механизм мотивации.
- Перечислите теории мотивации.
- На какие группы подразделяют теории мотивации?
- Охарактеризуйте каждую из групп теорий мотивации.
- В чем состоит сущность понятия «деловое общение»?
- В чем состоит сущность понятия «деловые переговоры»?
- Каковы этапы организации деловых переговоров?
- Каковы этапы проведения деловых переговоров?
- Какие условия необходимо создать в организации для благоприятного климата в коллективе?
- Какую роль выполняет в организации неформальный лидер?
- Что называют конфликтом?
- Перечислите виды конфликтов.
- В чём состоят основные причины конфликтов?
- Каковы методы решения конфликтов?
- Какими могут быть последствия конфликта?
- Охарактеризуйте изменения, происходящие в организациях.
- Какими причинами обусловлены управленческие нововведения?
- Какие уровни проведения имеют изменения?
- Какие виды управленческих нововведений Вы знаете?
- Раскройте содержание понятия «инструменты управления в организации».
- В чем сущность стратегии осуществления нововведений?
- Каковы основные этапы проведения изменений?
- Какие проблемы могут возникнуть на различных этапах проведения изменений?
Тема 3.2. Лидерство и стиль руководства
- Назовите основные характерные черты лидера.
- В чём сущность понятия власть?
- Какие требования предъявляются к менеджеру?
- Что называют культурой управленческого труда?
- Дайте характеристику форм власти.
- Какие проблемы порождает неограниченная власть?
- Назовите основные стили управления и охарактеризуйте их.
- Назовите дополнительные стили управления и охарактеризуйте их.
- Что представляет собой решётка стилей управления Р.Блейка и Дж. Мутон?
- В чём сущность патернализма?
- В чём сущность оппортунизма?
- В чём сущность фасадизма?
- Что называют темпераментом?
- Что представляет собой характер?
- Перечислите типы темпераментов.
- Охарактеризуйте каждый тип темперамента.
- Перечислите и охарактеризуйте типы характеров.
Тестовые задания для текущего контроля
Вариант I
1. Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»:
- понятие «менеджмент» шире;
- понятие «управление» шире;
- понятия «менеджмент» и «управление» идентичны;
- понятие «управление» является более узким.
2. Менеджмент как умение, талант управлять людьми признается:
- искусством;
- процессом;
- функцией;
- аппаратом управления.
3.Выделение менеджмента в самостоятельную область знаний произошёл:
- в V тысячелетии до н.э.;
- на рубеже XIX – XX веков;
- в XVII веке;
- в XVIII веке.
4. Методы управления организацией основанные на личной, материальной заинтересованности сотрудников в результатах труда называются:
- социально-психологические;
- организационно-распорядительные;
- экономические;
- административные.
5. Какой стиль следует использовать менеджеру, для достижпения результатов в экстремальных условиях?
- все стили управления;
- либеральный;
- демократический;
- авторитарный.
6.Профессиональный управляющий организацией, структурным подразделением в условиях рынка- это:
- бизнесмен;
- предприниматель;
- менеджер;
- директор.
7. Процесс побуждения себя и других к эффективной деятельности для достижения определенных целей:
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- планирование.
8. К факторам внешней среды прямого воздействия относятся:
научно-технический прогресс;
- состояние экономики;
- конкуренты;
- политика.
9.Управление крупными, территориально удаленными предприятиями обеспечивают:
- линейные организационные структуры управления;
- функциональные организационные структуры управления;
- дивизиональные организационные структуры управления;
линейно-функциональные организационные структуры управления.
11.Какое из представленных качеств является необходимым свойством менеджера:
- лесть (обман);
- умение обосновывать и принимать решения;
- придирчивость;
- правдивость.
Вариант II
1.Основателем административной школы управления является:
- А. Файоль;
- Ф. Тейлор;
- М. Фоллетт;
- П. Друкер.
2.Менеджмент как система программно-целевого управления ресурсами предприятия реализуется в:
- в технических системах;
- в естественных системах;
- в социально-экономических системах;
- в биологических системах.
3.В основе, каких организационных структур заложен принцип единоначалия:
- матричных;
- бригадных;
- линейных;
- программно-целевых.
4.Универсальные принципы управления организацией сформулировал:
- Ф. Тейлор;
- А. Файоль;
- А. Маслоу;
- П. Друкер.
5.Место для всего и все на своем месте предопределяет принцип:
- порядка;
- справедливости;
- скалярной цепи;
- вознаграждения.
6.Система управления направленная на «выжимание из человека всех его сил и возможностей»:
- «файолизм»;
- «тейлоризм»;
- «масленизм»;
- «друкеризм».
7.Для управления малыми предприятиями, с узким ассортиментом продукции и отработанной технологией используют:
- линейную организационную структуру;
- дивизиональную организационную структуру;
- матричную организационную структуру;
- штабную организационную структуру.
8.Методы управления организацией основанные на использовании приказов, распоряжений:
- экономические;
- социальные;
- организационно-распорядительные;
- психологические.
9.Функция управления, предполагающая определение последовательности действий:
планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.
10.Творческий акт, направленный на выбор пути преодоления управленческой проблемы:
- управленческое решение;
- управленческая функция;
- управленческий указ;
- управленческая задача.
Вариант III
1.Основой принятия качественного управленческого решения является:
- информация;
- специализация;
- мотивация;
- ориентация.
2.Какие виды разделения труда существуют в организации:
- вертикальное и горизонтальное;
- сетевое и матричное;
- диагональное;
- матричное.
3.К чему следует отнести потребителей продукции:
- к факторам внутренней среды организации;
- к факторам внешней среды организации;
- к факторам общего окружения организации;
- к промежуточным факторам.
4.Что такое принципы управления:
- основные правила, определяющие линию работы руководителя;
- способы воздействия на объект управления;
- основные управленческие функции;
- организационные направления.
5.Процесс, направленный на повышение трудовой активности и эффективность деятельности персонала:
- контроль;
- мотивация;
- планирование;
- организация.
6.Теория мотивации А. Маслоу предполагает наличие у человека:
- пяти уровней потребностей;
- трех уровней потребностей;
- одного уровня потребностей;
- двух уровней потребностей;
7.Возникновение практики управления связано с появлением:
- письменности;
- разделения деятельности;
- общения;
- порядка.
8.Вертикальное распределение труда предполагает:
- два уровня управления;
- три уровня управления;
- четыре уровня управления;
- пять уровней управления.
9.Исходным в цикле менеджмента является процесс:
- планирования;
- мотивации;
- контроля;
- организации.
10. Какой принцип отражает передача части задач из сферы деятельности руководителя:
- единоначалия;
- полномочия и ответственности;
- дисциплины;
- вознаграждения.
Вариант IV
1.Чье учение стало первым систематизированным подходом в истории управленческой мысли:
1. А. Файоля;
2. Ф. Тейлора;
3. М. Фоллетт;
4. Д. Гетти.
2.Государство -родоначальник менеджмента:
- Франция;
- США;
- Россия;
- Германия.
3.В какой научной школе основным объектом исследования являлось эффективное использование человеческих ресурсов:
- административная;
- научная;
- количественных отношений;
- школа поведенческих наук.
4.В какой научной школе впервые описали принцип управления – единоначалие:
- административной;
- научной;
- школы поведенческих наук;
- школы человеческих отношений.
5.Где преимущественно следует использовать понятие "менеджмент":
- в биологических системах;
- в предпринимательских структурах;
- в социально-экономических системах;
- в естественных структурах.
6. Основоположником школы научного управления является:
- А. Файоль;
- Д. Гетти;
- М. Фоллетт;
- Ф. Тейлор.
7. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической школы управления:
- А. Файоль;
- Д. Гетти;
- М. Фоллетт;
- Ф. Тейлор.
8.Менеджмент - это:
- теория и практика управления;
- главный принцип управления;
- исключительно теория управления;
- исключительно практика управления.
9.Представители, какой научной школы выступали за повышение заботы руководителей о подчиненных:
- школы человеческих отношений;
- школы научного управления;
- административной школы;
- школ науки управления или количественный подход.
10. Конкретный желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе:
- цель;
- задача;
- миссия;
- видение.
Варианты заданий для выполнения контрольной работы.
Вариант № 1
- В чём состоит различие между методами, функциями и принципами управления?
- Какую роль в мотвации играют содержательные и процессуальные теории?
- Сформулируйте понятие власти. Что представляет собой формальная и реальная власть?
Вариант № 2
- Дайте характеристику трём основным видам контроля.
- Дайте характеристику организационно-административным методам управления.
- Каковы основные характерные черты лидера?
Вариант № 3
- По каким направлениям осуществляется разделение труда в трудовом коллективе?
- В чём сущность организационно-административных методов управления и чем они отличаются от экономических методов?
- Дайте характеристику формам власти.
Вариант № 4
- В чем состоит культура содержания рабочего места руководителя?
- Охарактеризуйте социально-психологические методы управления.
- Сущность стратегического планирования, особенности стратегического планирования.
Вариант № 5
- Сравните модель мотивации А.Маслоу с моделями Макклелланда и Герцберга. Укажите принципиальные различия.
- В чём состоит содержание личной власти руководителя?
- Организация (технология) общения.
Вариант № 6
- В чём сущность мотивационной теории ожидания и теории справедливости?
- Какова организационная основа власти? Какие проблемы порождает неограниченная власть?
- Охарактеризуйте принципы рациональной организации управленческой власти.
Вариант № 7
- Перечислите и кратко охарактеризуйте методы управления.
- В чём сущность понятия «лидерство»? Дайте характеристику теориям лидерства.
- Сущность стратегического планирования, особенности стратегического планирования.
Вариант № 8
- Какие виды контроля вы знаете? Опишите их.
- Какие стили управления существуют? Дайте характеристику стилям управления.
- Перечислите методы управления.
Вариант № 9
- Назовите преимущества и недостатки модели Портера – Лоулера.
- Какие критерии используют при выборе стиля лидерства?
- Какова технология организации и проведения делового совещания?
Вариант № 10
- В чем сущность модели мотивации Макклелланда? К какой группе мотивационных теорий она относится?
- Какие нормы и правила позитивно влияют на лидера?
- Деловые переговоры и методы их проведения.
Вариант № 11
- Сущность и характеристика принципов управления.
- В чём сущность понятий «конфликт», Конфликтная ситуация»?
- Методи принятия решений.
Вариант № 12
- В чём раз ница между содержательными и процессуальными теориями управления?
- Типы конфликтов и их характеристика.
- Методи управления.
Вариант № 13
- В чем сущность теории мотивации Маслоу? К какой группе мотивационных теорий она относится?
- Дайте характеристику основным причинам конфликтов.
- Какова роль планирования в управлении организацией? Перечислите виды планирования.
Вариант № 14
- В чем сущность теории мотивации Герцберга? К какой группе мотивационных теорий она относится?
- Каковы последствия функционального конфликта? Перечислите последствия дисфункционального конфликта.
- Назовите принципы, применяемые в процессе выполнения функции организации.
Вариант № 15
- Каковы функции конфликтов и их характеристика?
- Сущность мотивации как функции управления.
- Дополнительные стили управления, их характеристика.
Вариант № 16
- Назовите и дайте краткую характеристику процессуальным теориям мотивации.
- В чём отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности?
- Дайте характеристику структурным методам разрешения конфликтов.
Вариант № 17
- Дайте характеристику принципам рациональной организации труда менеджера.
- Какова роль контроля в управлении?
- В чём заключаются межличностные стили разрешения конфликтов?
Вариант № 18
- Дайте характеристику основным направлениям рациональной организации труда менеджера.
- Какие виды стрессов вы знаете?
- Каковы основные этапы проведения деловых переговоров?
Вариант № 19
- Перечислите и дайте краткую характеристику содержательным теориям мотивации.
- В чём сущность и значение кооперации труда?
- Основные причины стрессов.
Вариант № 20
- Охарактеризовать функции управления.
- Какую роль в рациональной организации труда менеджера играют средства оргтехники?
- С помощью каких методов менеджер может управлять стрессами?
Вариант № 21
- Как вы понимаете термин «культура управленческого труда»?
- Организация (технология) общения.
- Принципы рациональной организации управленческого труда.
Вариант №22
- Дайте краткую характеристику функциям управления.
- Основные элементы культуры управленческого труда.
- Что включает в себя эффективность управления?
Вариант № 23
- Раскройте сущность принципа демократизации управления?
- В чем сущность и взаимосвязь функций управления?
- Перечислите основные факторы, влияющие на эффективность управления.
Вариант № 24
- Какова роль планирования в управлении?
- Каковы критерии эффективности менеджмента?
- Формы общения, их характеристика.
Вариант № 25
- Каковы средства управленческого влияния на работников.
- В чём отличие функции организации от функции планирования?
- Каковы требования к менеджеру?
Задания для выполнения контрольной работы (заочной формы обучения).
- Тема «Менеджмент как вид деятельности и система управления»
1.1. Менеджмент и управление.
1.2. Менеджмент как наука и искусство.
1.3. Современная система взглядов на менеджмент.
Заключение.
- Тема «Организация как первопричина возникновения и становления менеджмента»
2.1. Понятие и характеристика организаций.
2.2. Внутриорганизационный менеджмент.
2.3. Современная парадигма управления организацией.
Заключение.
- Тема «Внутренняя среда организации»
3.1. Внутренние переменные.
3.2. Взаимосвязанность внутренних переменных.
3.3. Факторы успешной деятельности организации.
Заключение.
- Тема «Организация и ее среда»
4.1. Характеристика внешней среды.
4.2. Среда прямого воздействия.
4.3. Среда косвенного воздействия.
Заключение.
5. Тема «Цели управления»
5.1. Миссия организации.
5.2. Цели организации и их классификация.
5.3. Управление по целям (результатам).
Заключение.
6. Тема «Социальная ответственность и этика управления»
6.1. Роль бизнеса в обществе.
6.2. Понятие социальной ответственности и основные подходы к ее интерпретации.
6.3. Этика управления.
Заключение.
7. Тема «Функции современного менеджмента»
7.1. Сущность, содержание и классификация функций менеджмента.
7.2. Основные функции менеджмента.
7.3. Интеграционная роль основных функций управления.
Заключение.
8. Тема «Мотивация деятельности в менеджменте»
8.1. Понятие мотивации.
8.2. Теории потребностей.
8.3. Процессуальные теории мотивации.
Заключение.
9. Тема «Методы менеджмента»
9.1. Понятие и классификация методов менеджмента.
9.2. Организационно-распорядительные методы управления.
9.3. Экономические и социально-психологические методы управления.
Заключение.
10. Тема «Стили руководства»
- Понятие стилей руководства и показателей, характеризующих взаимоотношения руководителя и подчиненного.
10.2. Область применения различных стилей руководства.
10.3. Факторы, влияющие на выбор стилей руководителя.
Заключение.
3. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
3.1. Общие положения
Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины по учебной дисциплине ОП.13 Менеджмент по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям).
3.2. Типовые задания для итогового контроля успеваемости
Тесты для итогового контроля успеваемости
1. Выберите правильный вариант ответа.
Методы управления организацией основанные на личной, материальной заинтересованности сотрудников в результатах труда называются:
- социально-психологическими;
- организационно-распорядительными;
- экономическими;
- административными.
2. Вставьте пропущенное слово.
_____________________________- передача задач и полномочий, которыми обладает руководитель, другому лицу с учётом его возможностей.
3. Установите соответствие между основными функциями управления и их содержанием:
1 | Планирование | А | создание условий для совместной эффективной работы людей, направленной на достижение целей фирмы. |
2 | Контроль | Б | процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации. |
3 | Организация | В | процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и ее взаимодействия с внешней средой. |
4 | Мотивация | Г | проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации. |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Установите соответствие между стилями руководства и их содержанием:
1 | Демократический стиль руководства | А | руководитель предоставляет широкую свободу и автономию подчиненным. |
2 | Либеральный стиль руководства | Б | подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность. |
3 | Авторитарный стиль руководства | В | полное подчинение лидеру не только в делах, но и в мыслях - неограниченная власть. |
4 | Диктаторский стиль руководства | Г | руководитель единолично принимает решения и требует от подчиненных их точного исполнения. |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
5. Установите соответствие между видами конфликтов и их содержанием:
1 | Конфликт между личностью и группой | А | может возникнуть между подразделениями организации в борьбе за ресурсы, между неформальными группами при смене руководства, при появлении нового неформального лидера, между линейным и штабным персоналом, между администрацией и профсоюзом. |
2 | Межгрупповой конфликт | Б | ролевой конфликт, связанный с низкой степенью удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и стрессами; случается, когда человек хочет достигнуть взаимоисключающих целей, когда возникает противоречие между желанием и возможностью. |
3 | Внутриличностный конфликт | В | происходит, когда позиция индивида входит в противоречие с позицией группы, коллектива. |
4 | Межличностный конфликт | Г | вовлекает в противоречие два или более индивидов; самый распространенный вид конфликта, причиной которому может быть оппозиция ценностей, взглядов, поведения. |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
6. Установите соответствие между схемами организационных структур управления и их видами:
1 | Линейно-функциональная (штабная) структура управления | А | |
2 | Матричная структура управления | Б | |
3 | Функциональная структура управления | В | |
4 | Линейная структура управления | Г |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
7. Установите соответствие между видами контроля и их содержанием:
1 | Предварительный контроль | А | осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения. |
2 | Текущий контроль | Б | контроль со стороны внешних организаций: вышестоящих организаций и государственных органов. |
3 | Заключительный контроль | В | осуществляется в процессе исполнения принятых решений для своевременного выявления отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объёме, нужного качества и в установленные сроки. |
4 | Внешний контроль | Г | проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. |
5 | Внутренний контроль | Д | система контроля, организованная внутри предприятия. |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 Укажите верную последовательность подготовки делового совещания.
- заблаговременное ознакомление участников с повесткой дня;
- определение состава участников;
- установление необходимости и целесообразности совещания;
- установление дня, времени и места проведения;
- определение повестки дня;
- предварительная проработка вопросов;
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9. Установите верную последовательность этапов принятия и реализации управленческих решений:
- реализация решения;
- выявление и определение причин возникновения проблемы;
- обоснование стратегии решения проблемы;
- выбор лучшего варианта;
- формулирование целей решения проблемы;
- корректировка и согласование решения;
- разработка вариантов решения;
- сбор информации о возможных проблемах;
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10. Установите верную последовательность потребностей согласно теории А. Маслоу (в порядке от первичных потребностей к вторичным):
- потребность в самовыражении;
- физиологические потребности;
- потребность в уважении;
- потребность в защищённости (безопасности);
- потребность в принадлежности, взаимодействии, привязанности, поддержке.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине ОП 13 Менеджмент
- Понятие менеджмент и производные от него определения.
- Менеджмент и эволюция представлений о нем.
- Типы моделей и организации менеджмента.
- Современная система взглядов на менеджмент.
- Интеграция новых подходов к менеджменту: применение системного подхода в управлении.
- Применение ситуационного подхода в управлении, инновации.
- Понятие организации, основные фазы в жизни организации.
- Общие характеристики организации.
- Формальная и неформальная организации.
- Объект и субъект управления.
- Понятие об организационной структуре управления: виды организационных структур.
- Матричная организационная структура.
- Внешняя среда организации.
- Внутренняя среда организации. Основные переменные.
- Принципы управления.
- Функции управления.
- Методы управления.
- Сравнительная характеристика квалификационных требований к менеджеру.
- Самоуправление.
- Характер, содержание и особенности управленческого труда.
- Понятие и характеристика стилей руководства.
- Решетка менеджмента.
- Элементы управления.
- Власть и личное влияние менеджера.
- Дополнительные стили управления.
- Характеристика действий менеджера по решетке «менеджмента».
- Структура процесса принятия решений.
- Природа конфликта.
- Типы конфликта.
- Типичные симптомы стрессов, факторы, вызывающие стресс.
- Формы общения.
- Организация общения.
- Деловое совещание.
- Деловые переговоры.
- Характеристика основных типов характеров.
- Модель стрессовой реакции.
- Модель разрешения конфликта.
- Причины возникновения конфликтов.
- Организация и контроль выполнения решений.
- Условия эффективности управленческих решений.
- Методы принятия решений.
- Проектирование организационных структур.
- Функции контроля исполнения.
- Требования к управленческим решениям.
- Характеристика основных типов темперамента.
- Линейная организационная структура управления.
- Функциональная и организационная структуры управления.
- Цели общения.
- Линейно-функциональная структура управления.
- Подходы к принятию решений.
- Скрытые конфликты.
- Уровни управления.
- Культура управленческого труда.
3.3 Критерии оценки
При проведении дифференцированного зачёта
«5» (отлично) – обучающийся владеет знаниями в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивает при этом самое существенное; умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное; умеет устанавливать причинно – следственные связи; четко формулирует ответы и решает ситуационные задачи повышенной сложности; хорошо знаком с основной литературой; увязывает теоретические аспекты дисциплины с задачами практического применения. Оценка «отлично» выставляется обучающимся, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.
«4» (хорошо) - обучающийся владеет знаниями дисциплины почти в полном объеме учебной программы (имеются пробелы знаний только в некоторых , особенно сложных разделах); самостоятельно и отчасти при наводящих вопросах дает полноценные ответы на вопросы билета; не всегда выделяет наиболее существенное, но не допускает серьезных ошибок в ответах; умеет решать легкие и средней тяжести ситуационные задачи. Оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
«3» (удовлетворительно) - обучающийся владеет основным объемом знаний по дисциплине; проявляет затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками; в процессе ответов допускает ошибки по существу вопросов; способен решать лишь наиболее легкие задачи, владеет только обязательным минимумом теоретических и практических знаний. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.
«2» (неудовлетворительно) - обучающийся не освоил обязательного минимума знаний дисциплины, не способен ответить на вопросы билета даже при дополнительных наводящих вопросах экзаменатора. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по дисциплине.
При устном текущем опросе
«5» (отлично) ставится за полный ответ на поставленный вопрос с включением в содержание ответа материалов учебников и дополнительной литературы без наводящих вопросов;
«4» (хорошо) ставится за полный ответ на поставленный вопрос с включением содержания из материала учебника, дополнительной литературы с наводящими вопросами преподавателя.
«3» (удовлетворительно) ставится за ответ, в котором озвучено более половины требуемого материала, с положительным ответом на часть наводящих вопросов;
«2» (неудовлетворительно) ставится за ответ, в котором озвучено менее половины требуемого материала, или не озвучено главное в содержании вопроса с отрицательными ответами на наводящие вопросы, или если студент отказался от ответа.
При письменной текущей проверке знаний
«5» («отлично») выставляется за полный ответ на все вопросы с включением в содержание ответа материала учебников и дополнительной литературы;
«4» («хорошо») выставляется за полный ответ на вопросы или ответ с включением содержания из материала учебника, дополнительной литературы, но с незначительными неточностями;
«3» («удовлетворительно») выставляется за ответ, в котором освещено половина требуемого материала, включая главное в содержании вопроса;
«2» («неудовлетворительно») выставляется за ответ, в котором освещено менее половины требуемого материала и не описано главное в содержании вопроса, нет ответа, или письменная работа не сдана преподавателю, а так же если ответ дан на другой вопрос.
При тестировании
«5» («отлично») выставляется за 91-100 % правильных ответов;
«4» («хорошо») выставляется за 81-90 % правильных ответов;
«3» («удовлетворительно») выставляется за 71-80% правильных ответов;
«2» («неудовлетворительно») выставляется при наличии менее 70 % правильных ответов или при отказе с обучающегося пройти тестовый контроль.
При защите практических работ
«5» («отлично») - полно раскрыто содержание практической работы; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание; доказательства проведены на основе математических выкладок; ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее; твердые практические навыки;
«4» («хорошо») - раскрыто основное содержание практической работы; в основном правильно даны определения, понятия; ответ самостоятельный; материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения, допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов, практические навыки нетвёрдые;
«3» («удовлетворительно») - усвоено основное содержание практической работы, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения и понятия даны не чётко; допущены ошибки при промежуточных математических выкладках в выводах; неумение использовать знания полученные ранее; практические навыки слабые;
«2» («неудовлетворительно») - основное содержание практической работы не раскрыто; не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя; допущены грубые ошибки в определениях, расчеты не приведены; нет практических навыков в использовании материала.
Оборудование по учебной дисциплине.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- технические устройства для аудиовизуального отображения информации;
- аудиовизуальные средства обучения.
Литература по учебной дисциплине ОП. 13. Менеджмент по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям)
Основные источники:
- Косьмин А.Д. Менеджмент: учебник для студ. Учреждений СПО: М. Издательский центр «Академия» 2016.
Дополнительные источники:
- Г.Б. Казначевская Менеджмент Серия: Среднее профессиональное образование – М.: Феникс, 2010
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: ОИЦ «Академия», 2014
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум. – М.: ОИЦ «Академия», 2014
Интернет-ресурсы:
- Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Справочно-правовая система «Гарант».
- http://www.edu.ru Российское образование Федеральный портал
- http://ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
- Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Лань» https://e.lanbook.com/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/14/picture-429344-1694705486.jpg)
Методическая разработка для выполнения практической работы по учебной дисциплине: Финансовый менеджмент На тему: Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия
Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Финансовый менеджмент», на тему ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-589622-1423465764.jpg)
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга»
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга»Содержит: Наименование разделов и темСодержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/07/picture-1046253-1530912352.jpg)
Рабочая программа по учебной дисциплине Основы менеджмента и маркетинга по специальности ЗИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04. Основы менеджмента и маркетинга основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего ...
Внеурочное мероприятие по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности "КВН "Познавательный менеджмент"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАвнеурочного мероприятия КВН «Познавательный менеджмент»по учебной дисциплинеОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности...
План-конспект урока по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по теме: "Характеристика составляющих цикла менеджмента".
План-конспект урока по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по теме: "Характеристика составляющих цикла менеджмента"....
План-конспект урока по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по теме "Менеджмент в деятельности предпринимателя".
План-конспект урока по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по теме "Менеджмент в деятельности предпринимателя"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-828229-1476042592.jpg)
Курс лекций по учебной дисциплине Основы менеджмента и маркетиннга
Курс лекций учебной дисциплины Основы менеджмента и маркетинга разработан на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессиональног...