Рабочая программа учебной дисциплины Экономика
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика на основе ФГОС третьего поколения по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки
Тамбовской области
МБОУ «Жердевская» СОШ
Утверждаю Директор ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности» _________________А.Н.Каширин «____»________________2019 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Жердевская» СОШ ______________Г.В.Голубева «____»______________2019 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
Экономика
Жердевка
2019
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика разработана на основе ФГОС третьего поколения по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Организация – разработчик: МБОУ «Жердевская» СОШ;
ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной
промышленности»
Разработчик:
Павлова В.Г., преподаватель ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Рецензенты:
Голикова Н.М. преподаватель, ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Меняйлова Г.И. , Казначей региона ООО РУСАГРО-Тамбов филиал «Жердевский»
Согласовано
Зам.директора
ТОГБПОУ «Жердевский
колледж сахарной промышленности» ___________________Л.В.Иноземцева
Согласовано
Зам.директора по учебно-воспитательной
работе МБОУ «Жердевская» СОШ ___________________Н.С.Лесникова
Содержание
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. Паспорт программы учебной дисциплины
Экономика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета в России, экономический рост, глобализацию мировой экономки;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
реферат доклад | 16 20 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Тема1. Потребности. Блага. Экономические ресурсы. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 4 | Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага. Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов. Границы производственных возможностей. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 1 1. Расчет альтернативной стоимости | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады на тему: «Альтернативные затраты» | 2 | ||||||||||
Тема 2. Факторы производства и факторные доходы | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Факторы производства и факторные доходы. Заработная плата. Прибыль. Структура прибыли. Рентабельность. Земельная рента. Процент. Теории происхождения процента. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 2 1. Расчет факторных доходов | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Рефераты на тему: «Основные теории происхождения процента» | 2 | ||||||||||
Тема 3. Типы экономических систем | Содержание учебного материала | 4 | |||||||||
1 2 3 4 | Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командная экономическая система. Смешанная экономическая система. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие | - | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Рефераты на тему: «Модели смешанной экономики» | 2 | ||||||||||
Тема 4. Собственность. Конкуренция. | Содержание учебного материала | 8 | |||||||||
1 2 3 4 | Собственность как экономическая категория. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция и ее виды. Антимонопольная политика государства. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 3 1. Определения типа рыночных структур | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады по темам: «Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.» | 4 | ||||||||||
Тема 5. Семейный бюджет | Содержание учебного материала | 8 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Реальная и номинальная заработная плата. Рациональный потребитель Потребительское равновесие | 3 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 4 Расчет семейного бюджета. | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: Семейный бюджет. | 2 | ||||||||||
Тема 6 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. | Содержание учебного материала | 8 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Эластичность спроса. Закон предложения. Эластичность предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Рыночные структуры. | 3 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 5,6 1. Анализ спроса и предложения 2. Определение рыночного равновесия. | 4 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады на тему Эластичность спроса. | 2 | ||||||||||
Тема 7 Предприятие. Предпринимательство | Содержание учебного материала | 4 | |||||||||
1 2 3 4 | Предприятие. Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность, ее виды. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие | - | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. | 2 | ||||||||||
Тема 8 Организационно-правовые формы предприятий | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 | Хозяйствующие общества и товарищества. Акционерные общества. Производственные кооперативы. Объединения предприятий | 3 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 1.Решение ситуаций 2. Определение организационно-правовых форм предпринимательства | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Тема самостоятельной работы Объединения предприятий | 2 | ||||||||||
Тема 9 Имущество и капитал предприятия | Содержание учебного материала | 10 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Имущество предприятия Основной капитал. Оборотный капитал. Выручка. Издержки. Доход | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 1. Расчет основного капитала 2. Расчет оборотного капитала | 4 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Презентации на тему Основной и оборотный капитал | 2 | ||||||||||
Тема 10 Ценные бумаги. Фондовый рынок. | Содержание учебного материала | 4 | |||||||||
1 2 3 4 5 6 | Ценные бумаги и их виды. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. | 1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие | - | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное изучение темы: Биржи России. | 2 | ||||||||||
Тема 11 Рынок труда. Оплата труда | Содержание учебного материала | 8 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Формы и поощрительные системы оплаты труда. | 1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 1. Расчет заработной платы | 4 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Рефераты на тему: Формы и системы оплаты труда, их разновидность, преимущества и недостатки. | 2 | ||||||||||
Тема 12. Безработица. Политика государства в области занятости. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 4 5 6 | Безработица. Виды безработицы. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Гарантии и защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 1. Расчет уровня безработицы. | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады на тему: Безработица в современной России. | 2 | ||||||||||
Тема 13 Понятие денег и их роль в экономике | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 4 5 6 | Деньги, их сущность и функции. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Денежный запас. Банки Банковская система | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие | - | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады на тему: Роль денег в экономике. | 2 | ||||||||||
Тема 14 Инфляция. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 4 | Инфляция, ее типы. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Государственная система антиинфляционных мер. | 1 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 1. Определение инфляции и ее измерение | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады на тему: Социально-экономические последствия инфляции. | 2 | ||||||||||
Тема 15 Роль государства в экономике. Налоги. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 4 5 | Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 1. Расчет налогов | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады на тему: Принципы и цели государственного регулирования экономики. | 2 | ||||||||||
Тема 16 ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 4 5 6 | Понятие ВВП. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Факторы экономического роста. | 3 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие 1.Расчет ВВП | 2 | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: ВВП как основной показатель эффективности национальной экономики. | 2 | ||||||||||
Тема 17 Международная торговля. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||||
1 2 3 4 | Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Международная торговая политика. Причины ограничений в международной торговле. | 2 | |||||||||
Лабораторные работы | - | ||||||||||
Практическое занятие | - | ||||||||||
Контрольные работы | - | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Рефераты на тему Государственная политика в области международной торговли | 2 | ||||||||||
Всего: | 108 |
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «экономических дисциплин»; компьютерного класса.
Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя.
Технические средства обучения: микрокалькуляторы, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- А.С.Булатов. Экономика. Учебник. – М.: Экономистъ, 2016.- 831с.
- О.Ю.Мамедов. Современная экономика. Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс,2015– 410 с.
3. Н.А.Сафронов. Экономика предприятия. М.: «Юрист», 2016
Дополнительные источники:
1. В.Я.Горфинкель, В.А.Швандар. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2016
2. В.Я.Горфинкель, В.А. Швандар. Предпринимательство. М.: ЮНИТИ_ДАНА,2016
3. А.Л.Куликов. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: Изд-во Проспект, 2015
4. Ю.А.Осипов. Основы предпринимательского дела. М. : Изд-во БЕК, 2017
5. А.С.Пелих. Экономика отрасли. Ростов –на –Дону : «Феникс», 2015
6. Т.А.Слепнева. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2015
7. Б.М.Смитиенко, В.К.Поспелова. Внешнеэкономическая деятельность. М.: 2015
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся умеет: приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета в России, экономический рост, глобализацию мировой экономки; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся знает: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста. | тестирование; по результатам индивидуальных устных ответов и письменных работ по результатам устных ответов экспертная оценка выполнения практических занятий по результатам тестов, устных ответов проверка письменных работ; устные опросы; тестирование; проверка заданий практических работ; экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-144407-1622787396.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-144407-1622787396.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее ГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 220301 «Авт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-247765-1370546733.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика организации"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 080114 Экономика и бухгалтерский уч...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности "Конструирование,моделирование и технология швейных изделий"
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855848-1479909436.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономика организации специальность38.02.01 ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-181873-1379696530.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...