Рабочая программа ОП.12 Менеджмент для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_2019.docx | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 МЕНЕДЖМЕНТ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО (ППССЗ)
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
базовая подготовка
Владикавказ
2018
Одобрена цикловой
комиссией экономических, товароведных и оргтехнических дисциплин
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
__________________ Т.В. Иванова
Протокол №1
« 31 » августа 2018г.
Председатель _______________
Э.А. Кубалова
Составитель ________________
Э.А. Кубалова
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014г. №832.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ» | 3 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент» является частью ППССЗ, в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 40.00.00 юриспруденция.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;
- способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;
- способствовать развитию у обучающихся, а в будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры управления;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- применять эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента (по отраслям).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, делового общения.
Самостоятельная работа обучающихся направлена:
- на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодическим изданиям, итогом которой является написание рефератов или выступление с докладами на практических занятиях, научных семинарах и конференциях;
- изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка 72 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 48 часов;
самостоятельная работа - 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Предмет и задачи курса. Содержание и место менеджмента в системе социально-экономических категорий. | 2 | 1 |
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента | 8 | ||
Тема 1.1. История развития менеджмента. | Содержание учебного материала. Понятие менеджмента. История возникновения и развития менеджмента. Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. | 2 | 1 |
Тема 1.2. Сущность, характерные черты современного менеджмента | Содержание учебного материала. Сущность менеджмента. Характерные черты современного менеджмента. Современные подходы в менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Сущность менеджмента и эволюция его теории. Российский опыт управления, его особенности. Портрет современного руководителя. | 4 |
| |
Раздел 2. Организация как система управления | 10 | ||
Тема 2.1. Типы структур организаций | Содержание учебного материала. Понятие организации как объекта менеджмента. Виды организаций, их особенности. Законы организации. Основные типы структур управления: особенности, преимущества и недостатки. | 2 | 1 |
Тема 2.2 Внутренняя и внешняя среда организации. | Содержание учебного материала. Внутренняя и внешняя среда организации. Инфраструктура менеджмента. Внутренняя среда организации: понятие, основные переменные. Факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды. Характеристики внешней среды. | 2 | 1 |
Практическая работа. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 2. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Преимущества и недостатки структур управления организацией. | 2 | ||
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике | 20 | ||
Тема 3.1 Цикл менеджмента. | Содержание учебного материала. Цикл менеджмента: понятие, характеристика составляющих цикла менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. | 2 | 1 |
Тема 3.2. Организация и планирование. | Содержание учебного материала. Планирование: понятие, методы, требования к процессу планирования. Задачи планирования. Виды планирования. Функция организации, её особенности. Делегирование полномочий и ответственности | 2 | 1 |
Тема 3.3. Контроль и мотивация. | Содержание учебного материала. Мотивация: понятие, критерии. Содержательные теории мотивации: понятие, сущность, виды. Процессуальные теории мотивации. Понятие контроля и его основные типы. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. | 2 | 1 |
Практическая работа. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 3. | 4 | ||
Самостоятельная работа. Стратегическое планирование и тактическое планирование. Необходимость управленческого контроля. Контроль организационного руководства, финансовых ресурсов. Современные направления и практический опыт работы по совершенствованию мотивации труда на предприятиях. | 8 |
| |
Раздел 4. Методы и стили менеджмента | 11 | ||
Тема 4.1. Система методов управления. | Содержание учебного материала. Понятие методов управления. Основные группы методов управления, их характеристика. Управление и типы характеров. | 2 | 1 |
Тема 4.2. Стили управления | Содержание учебного материала. Стили управления и факторы его формирования. Классификация стилей управления. Виды и совместимость стилей. | 2 | 1 |
Практическая работа. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 4. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Система методов управления: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения. | 5 | ||
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений | 14 | ||
Тема 5.1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. | Содержание учебного материала. Понятие и сущность процесса принятия решений. Факторы влияющие на процесс принятия управленческих решений. Типы и классификация решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. | 2 | 1 |
Тема 5.2. Этапы рационального решения проблем. | Содержание учебного материала. Диагностика проблем. Определение альтернатив. Процедурограмма принятия решений. Методы оптимизации управленческих решений. | 2 | 1 |
Тема 5.3. Методы принятия решений. | Содержание учебного материала. Основные методы принятия решений: платежная матрица, дерево решений. Пути оптимизации управленческих решений. | 2 | 1 |
Практическая работа. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 5. | 4 | ||
Самостоятельная работа. Ограничения и критерии принятия решения. Оценка эффективности решений. | 4 |
| |
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение | 7 | ||
Тема 6.1. Коммуникативность и общение в сфере управления. | Содержание учебного материала. Коммуникативность и общения в сфере управления. Коммуникация: понятие, коммуникационный процесс. Коммуникация между уровнями и подразделениями. | 2 | 1 |
Тема 6.2. Деловое общение. | Содержание учебного материала. Деловое общение: понятие, сущность. Виды и формы делового общения. Этапы и фазы делового общения | 2 | 1 |
Практическая работа. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 6. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Преграды в коммуникациях. Правила ведения бесед и совещаний. Факторы повышения эффективности делового общения. | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Основные источники
- Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2016. – 268 с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.
- Виханский О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2015. - 328 с.
- Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2017. – 608 с.
- Гончаров В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2016. – 476 с.
- Дафт Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Спб.: Питер, 2014. – 863 с.
- Друкер Питер Ф.Задачи менеджмента в 21 веке: Перевод с англ. - М.: Вильямс, 2018. – 286 с.
- Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2018. – 429 с.
Дополнительные источники
- Дафт Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт – Спб.: 2016.–863с.
- Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2015. - 507 c.
- Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 320 c.
Интернет-ресурсы
- Harvard Business Review – Россия – http://hbr-russia.ru.
- Российский журнал менеджмента – http://www.rjm.ru.
- Сайт Infomanagement лекции, статьи и книги по менеджменту- http://infomanagement.ru
- Менеджмент в России и за рубежом – http://www.mevriz.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
| Практикум, тестирование, олимпиада, дифференцированный зачет. |
Знать:
| Дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа производственной практики ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и ...
Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (...
Рабочая тетрадь для выполнения практических заданий и самостоятельной работы по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ для специальности 40.02.01. ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материаль для практических и самостоятельных работ обучающихся по ОПД Менеджмент для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения разработан в соотвествии ФГОС СПО (...
рабочая программа по страховому делу для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:оперировать страховыми понятиями и терминами;заполнять страх...
Рабочая программа по дисциплине Нотариат для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа по дисциплине Нотариат для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа по дисциплине Информатика для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа по дисциплне информатика для 2 курса СПО специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа по предмету "Информатика" для спиальности 40.02.01 "Право и организация социального обеспечения"
Рабочая программа предназначена для студентов первых курсов специальности "Право и организация социального обеспечения". К рабочей программе прилагается ФОС (зачетные билеты)....