Конспект урока алгебры
план-конспект урока

Конспект урока алгебры по теме "Логарифм и его свойства". Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logarifm_i_ego_svoystva.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока алгебры для 10  класса по теме «Логарифмы и их свойства»

Цели урока: 

  • Обучающая: введение понятия «логарифм» , изучение основных свойств логарифмов и способствование формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.
  • развивающая: умение проводить анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми объектами и внутри изучаемого объекта; умение проводить поиск решения задачи, выбирать оптимальное решение; умение работать с учебным текстом, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
  • воспитательная: воспитание умения организовывать и планировать свою деятельность, воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля 

Планируемые результаты

- Предметные: умение вычислять логарифмы.

- Личностные: формирование познавательного интереса.

- Метапредметные:

  • Регулятивные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действий в соответствие с изменяющейся ситуацией;
  • Коммуникативные: владение устной и письменной речью;
  • Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи , строить умозаключение (индуктивное) и делать выводы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: комбинированная.

УМК:  Алгебра и начала анализа : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / [Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.] – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 384 с.

Тип урока: урок  изучения нового материала

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Целеполагание и мотивация(7 мин)
  3. Изучение нового материала (15 мин)
  4. Организация первичного контроля (18 мин)
  5. Подведение итогов урока (3 мин)
  6. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

1.Организационный момент

Включает в себя приветствие учащихся, проверку готовности кабинета к проведению урока, проверку отсутствующих.

2.Целеполагание и мотивация.

Учитель: Сегодня на уроке, мы рассмотрим понятие логарифма и их основные свойства, что даст нам возможность решать их уверенно и быстро. Для начала предлагаю вспомнить материал прошлых уроков, т.к. он пригодится при рассмотрении нашей сегодняшней темы.

          Вопросы учителя:

1) Дать определение степени. Что называется основанием и показателем? (Корень n-ой степени из числа а называется такое число, n-я степень которого равна а. 34 = 81.)

2) Сформулируйте свойства степени.

3. Изучение нового материала.

 Тема сегодняшнего урока - Логарифмы и их свойства (откройте тетради и запишите дату и тему).

 На этом уроке мы познакомимся с понятием «логарифм», также рассмотрим свойства   логарифмов.

                Зададим вопрос:

1) В какую степень нужно возвести 5, чтобы получить 25? Очевидно, во вторую. Показатель степени, в которую нужно возвести число 5, чтобы получить 25, равен 2.

2) В какую степень нужно возвести 3, чтобы получить 27? Очевидно, в третью. Показатель степени, в которую нужно возвести число 3, чтобы получить 27, равен 3.

                Во всех случаях мы искали показатель степени, в которую нужно что-то возвести, чтобы что-то получить. Показатель степени, в которую нужно что-то возвести называется логарифмом и обозначается log.

                Число, которое мы возводим в степень, т.е. основание степени, называется основанием логарифма и записывается в нижнем индексе. Затем пишется число, которое мы получает, т.е. число, которое мы ищем:  log5 25=2

                Эта запись читается так: «Логарифм числа 25 по основанию 5». Логарифм числа 25 по основанию 5- это показатель степени, в которую нужно возвести 5, чтобы получить 25. Этот показатель равен 2.

                Аналогично разберём второй пример.

                Дадим определение логарифма.

                Определение. Логарифмом числа b>0  по основанию a>0, a ≠ 1  называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b. 

                Логарифмом числа b  по основанию a обозначается loga b.

                  История возникновения логарифма:

                Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632). 

Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов». 

С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов  можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением  – нашей десятичной системой нумерации. 

                Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку. Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы созданы ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы. 

                Рассмотрим примеры:

log327=3;   log525=2;    log255=1/2;

 log5 1/125=-3;    log-2 (-8)- не существует;   log51=0;   log44=1

                Рассмотрим такие примеры:

10. loga1=0, а>0, a ≠ 1;

20. logaа=1, а>0, a ≠ 1.

                Эти две формулы являются свойствами логарифма. Ими можно пользоваться при решении задач.

                Как перейти из логарифмического равенства к показательному? logаb=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а степени с равен b: а с= b.

                Выведем основное логарифмическое тождество: а log a b = b. (Доказательство приводит учитель на доске).

                Рассмотрим пример.

5 log 5 13 =13

                        

                Рассмотрим ещё важные свойства логарифмов.

Свойства логарифмов:

3°. logа ху = logах + logау.

4°. logа х/у = logах - logау.

5°.  logах p = p · logах, для любого действительного p.

Рассмотрим пример на проверку 3 свойства:

log28 + log216= log2 8∙16= log2 128=7

        3 +4           =               7

Рассмотрим пример на проверку 5 свойства:

3∙ log28= log283= log2512 =9

          3∙3         =     9

4. Организация первичного контроля.

Задание 1.  Назовите свойство, которое применяется при вычислении следующих логарифмов, и вычислите (устно):

  • log66
  • log 0,51
  • log63+ log62
  • log36- log32
  • log448

Задание 2. 

Перед вами 8 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

  1. log232+ log22= log264=6
  2. log553 = 2;
  3. log345 - log35 =  log340
  4. 3∙log24 = log2 (4∙3)
  5. log315 + log33 = log345;
  6. 2∙log56 = log512
  7. 3∙log23 = log227
  8. log2162 = 8.

Задание 3.

            Работа с учебником. №271, 275, 280,290(1,2), 291(1,2)

Проверка ЗУН – самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1.                            

Вычислите:

  1. log327            
  2. log4 8
  3. log49 7
  4. log55

Вариант 2.

Вычислите:

  1. log416
  2. log25125
  3. log82
  4. log66

  1. Подведение итогов.

        С каким математическим понятием вы познакомились на уроке?

        Какие свойства логарифмов вы запомнили? (Записать на доске).

        Сформулировать и записать основное логарифмическое тождество.

7. Домашнее задание.

 п 15-16, № 273, 276,293(1-3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация развивающей функции математики в процессе исследовательской деятельности учащихся на уроках алгебры и начал анализа

Структура теоретических исследований включает в себя общую схему процесса творческой деятельности, владение логикой познания и формальной логикой, владение общими способами решения задач, т.е....

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

урок алгебры 8 класс "Преобразования выражений, содержащих квадратные корни"

Урок с элементами технологии Укрупнения Дидактических ЕдиницМатериал содержит презентацию, раздаточный материал к уроку...