рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
методическая разработка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.03Операционная деятельность в логистике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_l-3k._op.03_menedzh._18.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»
(ГБПОУ ТСиТ № 29)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Москва
2018
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией По укрупненной группе специальности 38.00.00 Экономика и управление
Протокол № ____ от «__» _________ 2018 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.03Операционная деятельность в логистике |
Председатель цикловой комиссии ________________Л.А. Бараханова | Заместитель директора по учебно-производственной работе _______________И.Б. Селиванова
|
Составитель (автор): Гриценко В.Ш., преподаватель ГБПОУ ТСиТ №29
Рецензент: __________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, укрупненная группа 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл, она направлена на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы.
ПК 1.2. Планировать и организовывать документооборот в рамках участка логистической системы. Принимать, сортировать и самостоятельно составлять требуемую документацию.
ПК 1.3. Осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, определять тип посредников и каналы распределения.
ПК 2.1. Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
ПК 2.2. Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач.
ПК 2.4 Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.
ПК 3.2. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, посредников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и каналов распределения).
ПК 4.1. Проводить контроль выполнения и экспедирования заказов.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- разрабатывать мотивационную политику организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике:
- организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, деловое общение;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 129 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 129 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
Составление кроссвордов | 10 |
Подготовка рефератов | 8 |
Подготовка сообщений | 13 |
Подготовка докладов | 8 |
Деловая игра «Деловое совещание» | 4 |
Промежуточная аттестация в форме – экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Менеджмент: понятие, цели, задачи. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. | |||||
Раздел 1.Общая характеристика менеджмента | 18 | ||||
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Основные этапы развития менеджмента, современные научные подходы к менеджменту, развитие управления в России. Особенности современного менеджмента. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к реферату | 2 | ||||
Тема 1.2. Организация как объект менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Типы организаций менеджмента. | 2 | ||||
Тема 1.3. Система методов управления | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Системный подход в управлении, методы управления.Организационно-административные,экономические,социально-психологические. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Методы управления» | 2 | ||||
Тема 1.4. Процесс принятия решений | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Процесс принятия решений, контроль и оценка результатов. Методы принятия решений. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Управленческие решения» | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА | 26 | ||||
Тема 2.1. Миссия и цели, предприятия. Планирование в системе управления | Содержание учебного материала | 2 | |||
Определение миссии предприятия. Формирование общих и специальных целей. Виды целей. Требования, предъявляемые к целям. Приоритеты целей. Количество основных базовых целей. Планирование - как вид управленческой деятельности. Принципы планирования, виды планов. Стратегическое, долгосрочное, оперативное планирование | 2 | ||||
Практические занятия: | 2 | ||||
1 | Составление миссий организаций» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад «Планирование деятельности предприятия» | 2 | ||||
Тема 2.2 Функция организации | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Организация как функция. Формирование структуры предприятия. Делегирование полномочий. Организационная культура. | |||||
Практическое занятие:. | 2 | ||||
2 | Составление организационной структуры | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Структура предприятия» | 2 | ||||
Тема 2.3 Мотивация и потребности | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Стимулирование труда, иерархия потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Схема мотивационного процесса. | |||||
Практическое занятие: | 2 | ||||
3 | Составление пирамид потребностей. | ||||
Тема 2.4 Коммуникации и деловое общение | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Процесс коммуникации и эффективность менеджмента. Элементы и этапы процесса коммуникации. Межличностные коммуникации. Деловое общение. | |||||
Практическое занятие: | 2 | ||||
4 | Составление пирамид потребностей. | ||||
Самостоятельная работа: подготовка к проведению делового совещания. | 4 | ||||
Тема 2.5 .Контроль и его виды. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Контроль, его виды, формы и средства реализации. Технология и правила контроля. Оценка эффективности контроля. | |||||
Раздел 3. Руководство: власть и партнерство | 18 | ||||
Тема 3.1 Влияние, власть, стили. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Искусство строить отношения с сотрудниками. Имидж (образ) менеджера | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Виды власти | 2 | ||||
Тема 3.2 Лидерство и власть | Содержание учебного материала | 4 | |||
Теории лидерства. Личные качества лидера. Харизматические лидеры. Виды лидерского поведения. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Концепция харизматического лидерства | 2 | ||||
Тема 3.3 Управление конфликтами и стрессами | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Природа организационного конфликта. Типы конфликтов, причины конфликтов. Управление конфликтами. Управление изменениями. | |||||
Практическое занятие: | 2 | ||||
5 | Предупреждение забастовки | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение «Управление конфликтами – примеры» | 2 | ||||
Раздел 4. Основные области управления. | 63 | ||||
Тема 4.1. Управление персоналом. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Основы управления организацией. Подходы к управлению- экономический, гуманистический. Планирование персонала. Источники привлечения. Методы отбора. | |||||
Практическое занятие:. | 6 | ||||
6 | Кадровая политика фирмы | ||||
7 | Квалификационные характеристики операционных логистов | ||||
8 | Оценка эффективности труда. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Кадровые политики предприятий» | 2 | ||||
Тема 4.2 Управление производством ( услугами) | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Особенности управления производством. Виды производственных процессов. Понятие производственного цикла. Особенности управления услугами. Планирование процесса услуг. Модели менеджмента услуг. Контрольная работа | |||||
Практические занятия: | 8 | ||||
9 | Виды производственных процессов. | ||||
10 | Выбор производственного процесса | ||||
11 | Составление плана услуг | ||||
12 | Разработка рекламного слогана | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Кроссворд «Кадровые политики предприятий», Сообщение « Особенности управления», «Производственные процессы» | 6 | ||||
Тема 4.3. Отделы (службы) как управляемые системы. Самоменеджмент. | Содержание учебного материала | 10 | |||
Личные характеристики менеджера, окружающая среда, формирование личных качеств, контроль за деятельностью и т.д. | 2 | ||||
Практические занятия: | 16 | ||||
13 | Выбор методов управления в организации | ||||
14 | Самооценка функции менеджера | ||||
15 | Анализ типа личности менеджера | ||||
16 | Оценка и анализ качеств менеджера | ||||
17 | Построение блок схемы принятия управленческого решения | ||||
18 | Анализ конфликтных ситуаций | ||||
19 | Анализ факторов микро и макро среды | ||||
20 | Формирование характеристик имиджа организации | ||||
Самостоятельная работа: Сообщение «Мотивация персонала: виды и значение для деятельности фирмы», «Опыт менеджмента в США, ФРГ, Японии и России.», «Виды конфликтов в организации и пути выхода из них.», «Характеристика организационных структур управления.», Доклад «Особенности ведения деловых переговоров.», «Виды конфликтов в организации и пути выхода из них.», «Методы принятия управленческих решений.» | 13 | ||||
ИТОГО | 129 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
- Шкафы
- Парты для обучающихся
- Стулья для обучающихся
- Рабочий модуль преподавателя
- Информационные стенды
Технические средства обучения:
- Видеопроектор и универсальная интерактивная доска.
- Компьютер
- Принтер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная учебная литература
- Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент, М., Академия, 2014
- Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент: Практикум., М., Академия, 2014
Дополнительная литература.
1.Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 5-е изд. ИЦ «Академия», 2013
Интернет-ресурсы
1.http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=106719
2.www.protekt.gost.ru
3.поисковые системы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - планировать и организовывать работу подразделения; - формировать организационные структуры управления; - разрабатывать мотивационную политику организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - принимать эффективные решения, используя систему методов управления; - учитывать особенности менеджмента (по отраслям); Освоенные знания: - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); - внешнюю и внутреннюю среду организации; - цикл менеджмента; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - функции менеджмента в рыночной экономике: - организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - систему методов управления; - методику принятия решений; - стили управления, коммуникации, деловое общение | ОК 1 - ОК 9, ПК 1.1, ПК 4.1, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2,4, ПК 3.2, ПК 1.2. | Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка по выполнению самостоятельных работ. Тестирование (устный опрос) Дискуссии по темам рефератов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...