Рабочая программа по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"
рабочая программа
Программа учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» разработана на основе ФГОС СПО по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское дело базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afhd.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО
«Сергиево-Посадский колледж»
_________ /Г.А.Носырева/
«_____» __________ 2017 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
среднего профессионального образования
по специальностям среднего профессионального образования
38.02.07 Банковское дело
(базовая подготовка)
Сергиев Посад
2017
Программа учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» разработана на основе ФГОС СПО по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское дело базовый уровень.
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
Разработчик: Грачева Екатерина Викторовна
Согласована: Зав.отделением________ /О.В.Стуканова/
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК платного отделения___________________
_________________________________________________________________________
Протокол №_____ от «____»__________20__ г.
Председатель ЦК ________________ / Жлукта А.И./
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1 | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….. | 4 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………. | 6 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……… | 11 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….. | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности ППССЗ 38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации;
- обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации;
- использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации;
- основные методы и приемы экономического анализа;
- методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
Специалист банковского дела (базовой подготовки) должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа
в том числе практических занятий 24 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
внеаудиторной самостоятельной работы | 22 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Анализ хозяйственной деятельности | 41 | |||
Тема 1.1. Теория экономического анализа | Содержание учебного материала Понятия цели и задачи экономического анализа Роль анализа в принятии управленческих решений Методы и приемы экономического анализа | 2 | 1 | |
Тема 1.2. Анализ технико-организационного уровня производства | Содержание учебного материала Основные показатели технического уровня производства Показатели уровня организации производства и труда Показатели уровня управления хозяйственной деятельностью | 2 | 1 | |
Практические занятия: № 1 Расчет показателей технико-организационного уровня производства | 2 | 2 | ||
Тема 1.3. Анализ использования материальных ресурсов | Содержание учебного материала Задачи анализа использования материальных ресурсов Анализ эффективности использования материальных ресурсов | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад « История развития экономического анализа как науки» Составить опорный конспект по теме: Информационная база для проведения анализа Провести анализ эффективности использования материальных ресурсов на примере одного из предприятий | 4 | 3 | ||
Тема 1.4. Анализ использования трудовых ресурсов | Содержание учебного материала Основные задачи анализа использования труда и заработной платы Анализ численности, состава и структуры персонала Анализ движения рабочей силы Анализ использования фонда рабочего времени Анализ производительности труда | 2 | 1 | |
Практические занятия: № 2 Расчет и анализ движения рабочей силы на предприятии, № 3 Анализ использования фонда рабочего времени и производительности труда | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Провести анализ использования трудовых ресурсов на примере одного из предприятий | 4 | 3 | ||
Тема 1.5. Анализ состояния и использования основных средств | Содержание учебного материала Анализ объема, структуры и движения основных средств Анализ эффективности использования основных средств | 2 | 1 | |
Практические занятия № 4 Расчет объема и движения основных средств на примере предприятия № 5 Определение эффективности использования основных средств | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Провести анализ состояния основных средств Провести анализ использования основных средств | 4 | 3 | ||
Тема 1.6. Анализ затрат на производство | Содержание учебного материала Цели и задачи анализа. Классификация затрат Управленческий учет. Метод прямого счета. Анализ альтернатив на основе разделения затрат на постоянные и переменные Масштабный эффект. Связь объемов производства и себестоимости единицы продукции Порог рентабельности. Точка безубыточности | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект «Издержки производства и их классификация» Провести анализ затрат на производство на примере одного из предприятий | 2 | 3 | ||
Тема 1.7. Анализ производства и реализации продукции | Содержание учебного материала Задачи анализа. Проблемы оптимизации производства и реализации продукции Принципы формирования ассортимента продукции Анализ характеристики спроса на продукцию предприятия Определение оптимальной цены для получения максимума выручки Определение оптимальной цены для получения максимума прибыли Анализ ценовой политики предприятия | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Провести анализ производства и реализации продукции на примере одного из предприятий Проработать конспект | 3 | 3 | ||
Раздел 2. Анализ финансовой деятельности предприятия | 25 | |||
Тема 2.1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия | Содержание учебного материала Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия Общая оценка финансовых результатов деятельности предприятия Факторный анализ прибыли и рентабельности Статистический анализ финансовых результатов | 2 | 1 | |
Практические занятия № 6 Анализ финансовых результатов деятельности организации № 7 Факторный анализ прибыли и рентабельности | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу со сравнительной характеристикой факторного и статистического анализа Составить презентацию по теме «Информационная база для проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия» Оформить результаты практической работы | 4 | 3 | ||
Тема 2.2. Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия | Содержание учебного материала Содержание и задачи анализа финансового состояния и деловой активности предприятия Характеристика информационной базы анализа финансового состояния и деловой активности предприятия Аналитическая форма баланса Влияние отдельных статей баланса на финансовую устойчивость предприятия Пути повышения финансовой устойчивости Анализ эмпирических финансовых коэффициентов Анализ показателей и коэффициентов ликвидности баланса Анализ деловой активности предприятия Анализ показателей рентабельности | 2 | 1 | |
Практические занятия: № 8 Расчет показателей финансового состояния предприятия № 9 Анализ показателей рентабельности предприятия № 10 Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия | 6 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить опорный конспект по теме «Показатели финансового состояния и методика их расчета» | 1 | 3 | ||
Тема 2.3. Использование компьютерных технологий в анализе финансово-хозяйственной деятельности | Содержание учебного материала Цели и задачи компьютерного анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия Комплексный анализ финансового состояния предприятия Графический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия Компьютерное моделирование баланса | 2 | 1 | |
Практические занятия № 11 Представление графического анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия | 4 | 2 | ||
Всего: | 66 |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине, комплект учебно-методической документации; персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, учебные стенды и плакаты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб.для студ.учреждений сред. проф. образования / С.М. Пястолов. – 11-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
- Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум : учеб. пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. – М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2010. – 192 с.
- Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 288 с. - (Профессиональное образование).
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 378 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Чуева, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чуева, И.Н. Чуев. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2010. – 348 с.
Дополнительные источники:
- Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб.пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 366с.
- Литовченко В.П. Финансовый анализ: Учеб.пособие / В.П.Литовченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 216с.
- Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Мастерство, 2001. – 376с.
- Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. – 14-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 649с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб.пособие. – 4-е изд. Испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 288с.
Интернет-ресурсы (И-Р)
- www.miniin.ru (сайт Минфина РФ)
- www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
- www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
- www.beafmg.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)
- Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/deyatelnost-predpriyatiya-2/, свободный.
- Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/, свободный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Оценка качества освоения программы учебной дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль проводится в форме: опросов, выполнения заданий на практических занятиях, тестирования и др.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации; | Формы контроля обучения: - оценка активности на занятиях
- оценка выполнения домашних заданий |
обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации; | |
использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации; | |
Знания: | |
состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации; | Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
|
основные методы и приемы экономического анализа; | |
методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....
Рабочая программа "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):151901...
Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702 Документа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 05. Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности ...
Рабочая программа "Информационное обеспечение профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03. ИНформационные ОБЕСПЕЧЕНИЕ профессиональной деятельности составлена на основе требований Федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования «Автоматизация технических процессо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка)
Аннотация рабочей программы профессионального модуляПМ.02Организация деятельности коллектива исполнителей 1. Область применения рабочей программыРабочая программа профессионального модуля я...