Рабочая программа по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"
рабочая программа
Программа учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» разработана на основе ФГОС СПО по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское дело базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО
«Сергиево-Посадский колледж»
_________ /Г.А.Носырева/
«_____» __________ 2017 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
среднего профессионального образования
по специальностям среднего профессионального образования
38.02.07 Банковское дело
(базовая подготовка)
Сергиев Посад
2017
Программа учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» разработана на основе ФГОС СПО по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское дело базовый уровень.
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
Разработчик: Грачева Екатерина Викторовна
Согласована: Зав.отделением________ /О.В.Стуканова/
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК платного отделения___________________
_________________________________________________________________________
Протокол №_____ от «____»__________20__ г.
Председатель ЦК ________________ / Жлукта А.И./
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1 | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….. | 4 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………. | 6 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……… | 11 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….. | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности ППССЗ 38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации;
- обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации;
- использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации;
- основные методы и приемы экономического анализа;
- методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
Специалист банковского дела (базовой подготовки) должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа
в том числе практических занятий 24 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
внеаудиторной самостоятельной работы | 22 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Анализ хозяйственной деятельности | 41 | |||
Тема 1.1. Теория экономического анализа | Содержание учебного материала Понятия цели и задачи экономического анализа Роль анализа в принятии управленческих решений Методы и приемы экономического анализа | 2 | 1 | |
Тема 1.2. Анализ технико-организационного уровня производства | Содержание учебного материала Основные показатели технического уровня производства Показатели уровня организации производства и труда Показатели уровня управления хозяйственной деятельностью | 2 | 1 | |
Практические занятия: № 1 Расчет показателей технико-организационного уровня производства | 2 | 2 | ||
Тема 1.3. Анализ использования материальных ресурсов | Содержание учебного материала Задачи анализа использования материальных ресурсов Анализ эффективности использования материальных ресурсов | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад « История развития экономического анализа как науки» Составить опорный конспект по теме: Информационная база для проведения анализа Провести анализ эффективности использования материальных ресурсов на примере одного из предприятий | 4 | 3 | ||
Тема 1.4. Анализ использования трудовых ресурсов | Содержание учебного материала Основные задачи анализа использования труда и заработной платы Анализ численности, состава и структуры персонала Анализ движения рабочей силы Анализ использования фонда рабочего времени Анализ производительности труда | 2 | 1 | |
Практические занятия: № 2 Расчет и анализ движения рабочей силы на предприятии, № 3 Анализ использования фонда рабочего времени и производительности труда | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Провести анализ использования трудовых ресурсов на примере одного из предприятий | 4 | 3 | ||
Тема 1.5. Анализ состояния и использования основных средств | Содержание учебного материала Анализ объема, структуры и движения основных средств Анализ эффективности использования основных средств | 2 | 1 | |
Практические занятия № 4 Расчет объема и движения основных средств на примере предприятия № 5 Определение эффективности использования основных средств | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Провести анализ состояния основных средств Провести анализ использования основных средств | 4 | 3 | ||
Тема 1.6. Анализ затрат на производство | Содержание учебного материала Цели и задачи анализа. Классификация затрат Управленческий учет. Метод прямого счета. Анализ альтернатив на основе разделения затрат на постоянные и переменные Масштабный эффект. Связь объемов производства и себестоимости единицы продукции Порог рентабельности. Точка безубыточности | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект «Издержки производства и их классификация» Провести анализ затрат на производство на примере одного из предприятий | 2 | 3 | ||
Тема 1.7. Анализ производства и реализации продукции | Содержание учебного материала Задачи анализа. Проблемы оптимизации производства и реализации продукции Принципы формирования ассортимента продукции Анализ характеристики спроса на продукцию предприятия Определение оптимальной цены для получения максимума выручки Определение оптимальной цены для получения максимума прибыли Анализ ценовой политики предприятия | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Провести анализ производства и реализации продукции на примере одного из предприятий Проработать конспект | 3 | 3 | ||
Раздел 2. Анализ финансовой деятельности предприятия | 25 | |||
Тема 2.1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия | Содержание учебного материала Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия Общая оценка финансовых результатов деятельности предприятия Факторный анализ прибыли и рентабельности Статистический анализ финансовых результатов | 2 | 1 | |
Практические занятия № 6 Анализ финансовых результатов деятельности организации № 7 Факторный анализ прибыли и рентабельности | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу со сравнительной характеристикой факторного и статистического анализа Составить презентацию по теме «Информационная база для проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия» Оформить результаты практической работы | 4 | 3 | ||
Тема 2.2. Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия | Содержание учебного материала Содержание и задачи анализа финансового состояния и деловой активности предприятия Характеристика информационной базы анализа финансового состояния и деловой активности предприятия Аналитическая форма баланса Влияние отдельных статей баланса на финансовую устойчивость предприятия Пути повышения финансовой устойчивости Анализ эмпирических финансовых коэффициентов Анализ показателей и коэффициентов ликвидности баланса Анализ деловой активности предприятия Анализ показателей рентабельности | 2 | 1 | |
Практические занятия: № 8 Расчет показателей финансового состояния предприятия № 9 Анализ показателей рентабельности предприятия № 10 Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия | 6 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить опорный конспект по теме «Показатели финансового состояния и методика их расчета» | 1 | 3 | ||
Тема 2.3. Использование компьютерных технологий в анализе финансово-хозяйственной деятельности | Содержание учебного материала Цели и задачи компьютерного анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия Комплексный анализ финансового состояния предприятия Графический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия Компьютерное моделирование баланса | 2 | 1 | |
Практические занятия № 11 Представление графического анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия | 4 | 2 | ||
Всего: | 66 |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине, комплект учебно-методической документации; персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, учебные стенды и плакаты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб.для студ.учреждений сред. проф. образования / С.М. Пястолов. – 11-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
- Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум : учеб. пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. – М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2010. – 192 с.
- Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 288 с. - (Профессиональное образование).
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 378 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Чуева, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чуева, И.Н. Чуев. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2010. – 348 с.
Дополнительные источники:
- Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб.пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 366с.
- Литовченко В.П. Финансовый анализ: Учеб.пособие / В.П.Литовченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 216с.
- Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Мастерство, 2001. – 376с.
- Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. – 14-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 649с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб.пособие. – 4-е изд. Испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 288с.
Интернет-ресурсы (И-Р)
- www.miniin.ru (сайт Минфина РФ)
- www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
- www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
- www.beafmg.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)
- Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/deyatelnost-predpriyatiya-2/, свободный.
- Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/, свободный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Оценка качества освоения программы учебной дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль проводится в форме: опросов, выполнения заданий на практических занятиях, тестирования и др.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
рассчитывать и анализировать основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации; | Формы контроля обучения: - оценка активности на занятиях
- оценка выполнения домашних заданий |
обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации; | |
использовать информационные технологии для сбора, обработки, накопления и анализа информации; | |
Знания: | |
состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации; | Методы оценки результатов обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
|
основные методы и приемы экономического анализа; | |
методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....
Рабочая программа "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):151901...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477767-1410095095.jpg)
Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702 Документа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 05. Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-516380-1415261613.jpg)
Рабочая программа "Информационное обеспечение профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03. ИНформационные ОБЕСПЕЧЕНИЕ профессиональной деятельности составлена на основе требований Федерального государственного образовательного ст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-578539-1423994776.jpg)
Рабочая программа Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования «Автоматизация технических процессо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667792-1442328580.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка)
Аннотация рабочей программы профессионального модуляПМ.02Организация деятельности коллектива исполнителей 1. Область применения рабочей программыРабочая программа профессионального модуля я...