Экономика образования
статья

Доброева Нина Дмитриевна

Своеобразие отрасли экономики образования заключается в следующем:

- это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства;

- уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_obrazovaniya.doc82.27 КБ

Предварительный просмотр:

                 Экономика образования

        В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки – экономика образования. В ее рамках изучаются пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных учреждений, проводится оценка эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост.

        В самом общем виде подходы к трактовке образования были сформулированы еще в работах представителей школы классической политической экономики У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.Т. Р. Мальтус увязывал образование с законами роста народонаселения, Ж. Б. Сэй – с источниками производительности факторов производства, Дж. Маккуллох – с теорией производства и распределения. Дж. Милль рассматривал образование в качестве панацеи от дегенерации рабочих вследствие губительного процесса разделения труда. В экономическом подходе к образованию выделяется два основных направления – неоклассическое и кейнсианское. В соответствии с первым образование понимается как свободное предпринимательство и фактически отождествляется с экономико-производственным процессом. Становясь полноправным субъектом рынка, образование полностью подчиняется действию рыночных механизмов.

         К. Д. Ушинский, обосновывая необходимость открытия ремесленных школ, указывал, что их создание позволит решить экономические (приведение ремесла в соответствие с требованиями технического процесса), социальные (обеспечение промышленности отечественными специалистами), нравственные и воспитательные (ликвидация системы ученичества и образование детей, рабочих) задачи.

Экономика образования как наука изучает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, создаваемых в сфере образования. Объект изучения экономики образования как науки – сфера образования. Предметом экономики образования как науки является специфика производительных сил и производственных отношений в данной сфере. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения. Отношения в сфере образования имеют свои особенности, которые проявляются, в частности, в отношениях собственности, обмене деятельности с работниками других отраслей, способах и формах возмещения затрат труда, реализации хозяйственного механизма и т.д.  Особенности отношений в сфере образования проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений. Специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда.

Обучающиеся, студенты, слушатели – не просто материальные носители образовательных услуг, не только их пользователи в процессе труда, но и их единственные конечные потребители.  

В современных условиях быстро развивается процесс отмирания одних профессий, на замену которым приходят новые сложные, интегрированные, наукоемкие. Значительно расширилось количество профессий для непроизводственной, социальной и рыночной сфер экономики;

Изменяется содержание работы и в традиционных профессиях: развитие частного сектора в сфере обслуживания обусловили необходимость подготовки кадров по профессиям. В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (2013 г.) образование определяется как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности

        Образовательные услуги имеют свои особенности: - экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени; - в большинстве случаев имеет место коллективное потребление услуги (класс, аудитория); - наличие обратной связи между производителями и потребителями услуг; - неэластичный спрос и высокие цены на образовательные услуги, объясняющиеся высокими издержками и монопольным положением производителя. Перед наукой «экономика образования» ставятся следующие задачи: - систематизация знаний об образовании; - установление экономических закономерностей и причинно - следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования.

Своеобразие отрасли экономики образования заключается в следующем:

 - это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства;

- уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

Образование, высокий интеллект, профессиональное мастерство, творческая активность – это основные признаки человека XXI века, показатели его благополучия, качества жизни общества.

Экономика образования – это не только отрасль, но еще и наука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной дисциплины "Основы экономики" по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Программа учебной дисциплины «Основы экономики» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальн...

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ХИМИЯ по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (на базе основного общего образования)

Тема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических р...

Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ВЫБОРУ УПВ.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Реа...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по выполнению курсовой работы по дисциплине ОП.01 Экономика организации для специальности среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Курсовая работа (проект) по общеобразовательной дисциплине  по предмету ОП.01 «Экономика организации» (далее учебный предмет) для профессии СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет...

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА УПВ.01 Экономика для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе базовой подготовки

Экзамен по общеобразовательной дисциплине  по предмету УПВ.01 «Экономика» (далее учебный предмет) для профессии СПО 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе ...