Методическая разработка практического занятия Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы ее изучения
методическая разработка

Маргарита Анатольевна Андреевская

Методическая разработка практического занятия Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы ее изучения предназначена для обучающихся специальнсти 34.02.01. Сестринское дело, содержит алгоритмы манипуляций схемы, таблицы, рисунки для необходимо для понимания выбора применения тех или иных методов лабораторной диагностики и правильного освоения практических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_no4.docx106.63 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗ РБ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по дисциплине      Основы микробиологии и иммунологии

тема занятия          Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения

Специальность      34.02.01.  Сестринское дело

Курс                        I первый

   

                        

Селенгинск, 2023 г

3

                                                           

План занятия № 4

Название Основы микробиологии и иммунологии

Специальность  Сестринское дело

Курс    I      Группа  622

Тема занятия  Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения Тип занятия    Практическое

Форма проведения  

Преподаватель  Андреевская М.А.

Цели: 

Знать:

● знать морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения;

● знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней;

● знать факторы иммунитета, его значение для человека и общества,   принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике;

● факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

Уметь:

● проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических   исследований;

● проводить простейшие микробиологические исследования;

● уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

● уметь осуществлять профилактику распространения инфекции;

Формируемые ОК: 

● ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Формируемые ПК: (согласно ФГОС)

● ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

● ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

Развивающие: 

Развивать умение применять полученные знания на практике

Воспитательные: (с учетом ОК№ и формулировка)

Интеграция темы 

Междисциплинарные связи: формирование ОК12   происходит на дисциплинах Общего гуманитарного и социально-экономического цикла, Математического и общего  естественнонаучного цикла, общепрофессиональных дисциплинах, профессиональных модулях и окончательно сформировываются на  преддипломной практике.

ПК 1.6. и ПК 2.4. формируется на таких дисциплинах как иностранный язык, информационные технологии в профессиональной деятельности, анатомия и физиология человека, основы патологии, гигиена и экология, основы микробиологии и иммунологии,  психология.

Место проведения: кабинет №6

Продолжительность: 90 минут

Оснащение: Раздаточный материал методическое пособие, программное обеспечение  КТП, литература.

Источники информации

1.Основные источники

1. Основы микробиологии и иммунологии: учеб пособие К.С Камышева – Ростов-на-Дону, Феникс, 2020.

2.Левинсон У.Медицинская микробиология и иммунология / У. Левинсон ;

пер. с англ. под ред. д-ра мед. наук, проф. В. Б. Белобородо-ва. — 2-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2020. —1184 с.

3. Медицинская паразитология. Атлас : учебное пособие для СПО / О. Г. Макеев, О. И. Кабонина, П. А. Ошурков, С. В. Костю кова ; под редакцией О. Г. Макеева. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 136 с. : ил. — Текст : непосредственный.

4. Дьячкова С. Я.  Иммунология : учебное пособие /С. Я. Дьячкова. — 2е изд., испр. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 168 с.

2.  Дополнительные источники

1. Камышева К.С.  Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии й, Изд. 3-е - Учебное пособие – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.-281.

2. В.Б. Сбойчаков, Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований, Учебник для средних медицинских заведений, С-П, Спецлит, 2011.

3. Борисов Л.Б., Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

3.  Интернет ресурсы

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru).

Технологическая карта (план занятий)

Этапы занятия

Продолжи

тельность

ООД преподавателя

ООД студента

Приложения

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие, определение готовности группы к занятиям

Приветствие

2

Сообщение плана занятия

3 мин

Сообщает план занятия

Слушают, записывают

3

Контроль знаний

10 мин

20 мин

Тестирование

Индивидуальный опрос

Отвечают на тест и устно

Приложение 1

4

Практическая часть

2 мин

Знакомит с планом самостоят. работы студентов

Слушают

30 мин

Демонстрирует манипуляции

Слушают, запоминают

Приложение 3

30 мин

Наблюдает за работой студентов, корректирует

Работают по алгоритмам под наблюдением преподавателя

20 мин

Наблюдает за работой студентов

Решают ситуационные задачи, заполняют таблицу по образцу

18 мин

Проверяет решение задач

Устно отвечают на вопросы задач

Приложение 4

20 мин

Наблюдает за работой студентов, корректирует

Работают по алгоритмам под наблюдением преподавателя

5

Закрепление

10 мин

Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы

Приложение 5

6

Проверка дневников

10 мин

Проверяет учебные дневники

Сдают дневники на проверку

7

Подведение итогов

3 мин

Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока)

Слушают

8

Домашнее задание

2 мин

Разъясняет вопросы для подготовки, источники информации

Слушают, записывают

Приложение 6

Приложение 1

Тема 2.1.  Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения

Инструкция: выберите один правильный ответ.

I вариант

1. В основе деления микроорганизмов на группы лежит:

а) морфология клеток

б) различные типы их деления

в) расположение в мазке

г) все ответы верны

2.Гонококки –это шаровидные бактерии, в мазках выглядят как:

а) вибрионы

б) микрококки

в) диплококки

г) сарцины

3. Стрептококки в мазке располагаются:

а) цепочками

б) тюками

в) скоплениями в виде гроздьев

г) поодиночно

4. Актиномицеты характеризуются следующими свойствами:

а) имеют вид тонких нитей

б) в основном обитают в почве

в) на концах клеток образуют споры

г) все ответы верны

5. Вибрионы – это:

а) извитые палочки

б) изогнутые палочки

в) тетракокки

г) микрококки

6. К спорообразованию способны:

а) стафилококки

б) бациллы

в) стрептококки

г) кишечная палочка

7. Хранителем наследственной информации у бактерий является:

а) спора

б) цитоплазма

в) капсула

г) нуклеоид

8. Эти микроорганизмы являются внутриклеточными паразитами:

а) хламидии

б) сарцины

в) стрептококки

г) клостридии

9. Флагеллин – это белок, входящий в состав:

а) оболочки

б) капсулы        

в) жгутиков

г) цитоплазмы

10. Расставьте этапы приготовления препарата в нужном порядке:

а) фиксация

б) приготовление мазка

в) окрашивание

г) высушивание

11. Укажите соответствия:

I Световая обычная микроскопия                         а) для изучения живых неокрашенных препаратов

II Фазово–контрастная микроскопия              б) для изучения окрашенных препаратов

II вариант

  1. Сапрофитные микроорганизмы питаются:

а) органическими веществами мертвых организмов

б) неорганическими веществами

в) органическими веществами живых организмов

г) все ответы верны

2. Стафилококки в мазке располагаются:

а) цепочкой

б) попарно

в) в виде гроздьев

г) тюками

3. Сарцины имеют форму:

а) шаровидная

б) изогнутая

в) палочковидная

г) извитая

4. Бактерии штопорообразной формы называются:

а) вибрионы

б) спириллы

в) спирохеты

г) клостридии

5. В состав клеточной стенки бактерии входит:

а) крахмал

б) флагеллин

в) муреин

г) альбумин

6. Перитрихи- бактерии, имеющие следующее расположение жгутиков на клетке:

а) по всей поверхности клетки

б) на одном из концов клетки

в) на обоих концах клетки

7. Дополнительной структурой бактерии является:

а) нуклеоид

б) цитоплазма

в) ЦПМ

г) капсула

8. Бациллы - это:

а) аэробные споровые палочки

б) извитые бесспоровые бактерии

в) бесспоровые кокки

г) анаэробные споровые палочки

9. Укажите функцию нуклеоида в бактериальной клетке:

а) синтезирует белок

б) обеспечивает форму клетки

в) придает подвижность клетке

г) является хранителем наследственной информации

10. Грамм отрицательные микробы:

а) окрашиваются в сине-фиолетовый цвет

б) образуют стойкий комплекс с основными красителями

в) имеют красную окраску

11. Укажите соответствие:

I Физический вид фиксации препарата       а) ацетон

II Химический вид фиксации                         б) р-р спирта

                                                                          в) пламя горелки  

Приложение 3

Алгоритмы манипуляций для практического занятия по теме 2.1 Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения

Задание №1 Схема приготовления мазка

Приготовьте мазок из зубного налета, окрасьте его и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте и опишите увиденное под микроскопом. Сделайте вывод.

Приготовление мазка из зубного налета:

1. Небольшое количество зубного налета снять острым концом спички.

2. Растереть на предметном стекле размером с пятикопеечную монету.

3. Мазок зафиксировать путем трехкратного проведения над пламенем

горелки.

4. Мазок окрасить по Граму.

5. Промыть водой.

6. Высушить фильтровальной бумагой.

7. Рассмотреть препарат под микроскопом.

Задание №2 Окраска мазка по Грамму

  1. окрасить мазок генцианвиолетом ( 2 минуты,через фильтровальную бумагу);
  2. бумагу удалить, оставшуюся краску слить;
  3. окрасить мазок раствором Люголя (1 минута);
  4. раствор Люголя слить и нанести несколько капель чистого 96% спирта (30-40 секунд, осторожно покачивать стекло);
  5. тщательно смыть спирт водой;
  6. окрасить водным фуксином (2 минуты);
  7. промыть водой и высушить.

Грамположительные (Гр+) бактерии окрашиваются в сине-фиолетовый цвет. Грамотрицательные (Гр-) бактерии окрашиваются в красный цвет.

Окраска кислотоустойчивых бактерий. Кислотоустойчивые микроорганизмы обладают выраженной к неорганическим кислотам, спиртам, щелочам. Это связано с наличием в клеточной стенке и мембране сравнительно большого количества липидов. Бактерии этой группы очень плохо окрашиваются обычными способами, поэтому используют концентрированные растворы с подогревом. При последующей кратковременной обработке кислотой клетки, воспринявшие краску, не обесцвечиваются. Это позволяет отличить кислотоустойчивые бактерии. Их окрашивают по методу Циля-Нильсена, который разработан с учетом все указанных особенностей


Задание №3 Окраска по Цилю-Нильсену. Методика:

  • нанести несколько капель карболового фуксина на фиксированный мазок. Покрытый фильтровальной бумагой, и подогреть до появления паров (3-5 минут);
  • бумагу снять, мазок охладить и обесцветить 3% серной кислотой или 3% солянокислым спиртом (3-4 секунды);
  • тщательно промыть водой;
  • окрасить дефферовской синькой (3-5 минут);
  • промыть водой и высушить.

Окаска спор. Зрелая спора с трудом поддается окрашиванию из-за низкой проницаемости стенки. При окраске по Граму спорообразующей культуры краска воспринимается только вегетативной частью микроба, а спора остается бесцветной. Проницаемость ее клетки резко увеличивается после обработки горячей соляной кислотой или при испольщовании концентрированного раствора краски в подогревом. Восприняв краску, спора при последующей обработке кислотой не обесцвечивается, в то время как вегетативные клетки немедленно отдают краску.


Задание №4 Метод Ожешко.

  • нанести несколько капель 0,5% соляной кислоты на нефиксированный мазок и нагреть до появления паров (2-3 минуты);
  • слить кислоту, промыть водой, высушить;
  • зафиксировать в пламени;
  • окрасить по методу Циля-Нильсена (при этом споры окрашиваются в красный цвет, а вегетативные формы – в синий). Часто для окраски спор используют только метод Циля-Нильсена.

Задание №5 Окраска включения волютина (по Нейссеру).

  • Окрасить мазок уксуснокислой синькой Нейссера (2-3 минуты);
  • Промыть;
  • Окрасить раствором Люголя (30 секунд);
  • Слить раствор Люголя и окрасить везувином (1 минута)
  • Промыть препарат и высушить

Цитоплазма клетки, имеющая кислую реакцию, принимает желтый цвет. Зерна волютина – темно-синие, почти черные.


Задание №6  Окраска по Бурри (обнаружение капсул).

Для обнаружения капсул используют негативную окраску, т.к. окрашивается пространство между бактериями. Таким образом, образуется темное поле с неокрашенными бактериями.

  • Смешать на предметном стелке немного капсульной культуры и каплю разведенной (1:9) туши;
  • Высушить на воздухе и бактериоскопировать.

Модификация по Бурри-Гинсу включает создание фона краской конгорот, последующую фиксацию в 5% растворе соляной кислоты, дополнительную окраску водным фуксином. В результате – общий фон темный, капсулы бесцветны, сами бактерии – красные.


Задание №7 Окраска по Романовскому-Гимзе.

Относится к сложным методам окраски и применяется чаще всего для мазков-отпечатков из органов или мазков крови после фиксации в жидком фиксаторе. Позволяет выявить ядерные элементы бактериальных клеток и зерна волютина. Для окраски берут каплю готовой краски на 1мл воды, которая должна быть подщелочена до рН – 7,2.

  • Поместить препарат (мазком вниз) в чашку Петри, подложив под края стекла спички или кусочки предметных стекол;
  • Подлить краску сбоку так, чтобы она без пузырей подтекла под мазок (красить 1-24ч);
  • Промыть водой (рН – 7,2) и высушить;

Протоплазма молодых клеток окрашивается в сине-фиолетовый цвет, ядерные элементы – в краснофиолетовый.

Задания для самостоятельной работы

1. Инструкция: в тетради письменно ответить на вопросы:

  1. Основное различие между грамм положительными и грамм отрицательными бактериями?
  2. Основные принципы классификации бактерий

Характеристики

Грамм положительные

Грамотрицательное

Клеточная стенка

Имеют толстый слой пептидогликана в клеточной стенке, который окрашивается в фиолетовый цвет при окрашивании по граму. Клеточная стенка однослойная и гладкая.

Имеют тонкий слой пептидогликана в клеточной стенке, который окрашивается в розовый цвет при окрашивании по граму. Клеточная стенка двухслойная и волнистая.

  1. Особенности актиномицетов, микоплазм, риккетсий, спирохет и хламидий.
  1. Инструкция: заполните таблицу по образцу:

Приложение 4

Ситуационная задача 1.

У раненого с симптомами газовой гангрены взят на анализ материал из раневого отделяемого. На основании микроскопического исследования дан положительный предварительный ответ.

1 Какие морфологические формы бактерий могут быть обнаружены

при данном исследовании?

2 Какими методами следует продолжить исследование?

3 Какие препараты должен назначить врач для лечения?

Ситуационная задача 2.

Пострадавший в транспортной катастрофе был доставлен в стационар с обширными ранами, загрязненными почвой.

1 Какие бактерии могли быть занесены в рану с почвой?

2 Какие меры специфической профилактики следует провести в этом случае?

Ситуационная задача 3.

Рабочий во время земляных работ получил травму с поражением наружных покровов. Через 3 дня во время перевязки у него появились симптомы, подозрительные на газовую гангрену.

1 Каким экспресс-методом можно проверить предварительный диагноз

2 Какие препараты следует назначить для лечения?

Ситуационная задача 4.

При поступлении в хирургическое отделение новой партии кетгута образцы его были направлены для исследования в бактериологическую лабораторию.

1 С какой целью был направлен кетгут в лабораторию?

2 Какие исследования нужно провести, чтобы оценить пригодность

Ситуационная задача 5.

На приеме у хирурга находятся 5-летний ребенок и пожилой человек с небольшими травмами, военнослужащий с открытым переломом плеча. Всем оказана специфическая профилактика столбняка. Какой препарат и почему следует ввести каждому пациенту?

Ситуационная задача 6.

В отделение поступил пациент с подозрением на пневмонию, аб-

сцесс легкого. После пункции полости абсцесса удалено 15 мл гнойного

содержимого. При микроскопии гноя в большом количестве обнаружены

капсульные грамотрицательные палочки.

1 Какой микроорганизм является наиболее вероятным возбудителем

2 Уточнить микробную этиологию пневмонии.

Ситуационная задача 7.

У больного после плановой операции из отделяемого послеоперационной раны микроскопически выявлена грамотрицательная палочка, на МПА – ползучий рост, культура издает гнилостный запах.

1 О каком возбудителе нужно думать?

2 По каким свойствам идентифицировать?

3 Какие лечебные препараты применять?

Ситуационная задача 8.

При микроскопии гноя из грудной полости (абсцесс) обнаружены

грам (-) полиморфные палочки. Однако, при посеве гноя на питательные

Среды Эндо, МПА роста не было.

1 О каких микробах можно думать?

2 Какие микробиологические исследования нужно провести?

Приложение 5

Контрольные вопросы

1. Строение бактериальной клетки.

2. Спора бактерий, строение, назначение, отличия от спор грибов.

3. Принцип окраски бактерий по Граму, отличия клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных бактерий.

4. В каких случаях употребляются термины «бактерии», «бациллы», «клостридии»?

5. Грамположительные бактерии в какой цвет окращиваются?

6. Основные отличия между прокариотами и эукариотами.

7. Основные типы культур бактерий.

8. Признаки, применяемые для идентификации микроорганизмов.

9. Определения всех методов микробиологической диагностики.

10. Структура жгутика бактерий.

Приложение 6

Домашнее задание:

  1. Выучить алгоритмы
  2. Приготовиться к устному опросу по лекции, и практическому занятию №5

Литература: 1. Основы микробиологии и иммунологии: учеб пособие К.С Камышева – Ростов-на-Дону, Феникс, 2021.

2. Дьячкова С. Я.  Иммунология : учебное пособие /С. Я. Дьячкова. — 2е изд., испр. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение строения и функции скелета туловища» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 060501 «Сестринское дело»

Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме. Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущ...

Методическая разработка практического занятия "Изучение физиологии сердца"

Методическая разработка предназначена для организации практического занятия по теме "Изучение физиологии сердца". Предназначена для специальности 34.02.01. Сестринское дело...

Методическая разработка практического занятия "Изучение органов дыхательной системы. Нос, гортань, трахея, бронхи"

Методическая разработка предназначена для организации практического занятия по теме "Изучение органов дыхательной системы. Нос, гортань, трахея, бронхи" для специальности 34.02.01. Сестринск...

Методическая разработка практического занятия "Изучение препаратов мышц нижних конечностей"

Методическая разработка предназначена для организации практического занятия для обучающихся по специальности 31.02.01. Лечебное дело...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия на тему: Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы. ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Общая пропедев

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему Субъективные и объективные методы исследования по ПМ 01. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы МДК 01.01. Проп...

Тестовые задания к практическому занятию на тему: «Морфология бактерий». Дисциплина: "Основы микробиологии и иммунологии"

Тестовые задания к практическому занятию на тему: «Морфология бактерий» предназначены для контроля знаний....

Методическая разработка практического занятия Физиология бактерий, методы ее изучения

Методическая разработка практического занятия предназначена для проведения занятия обучающихся специальности 34. 02 01 Сестринское дело...