Контрольно-измерительные материалы по УД Экономическая теория для специальности 46.02.01 "Документационное управление и архивоведение"
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_ekonomicheskaya_teoriya_46.02.01_verno.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский промышленно-экономический техникум»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ Директор __________ А.В. Лемдяев «___» __________2016г. |
Комплект
контрольно-измерительных материалов
по дисциплине
Экономическая теория
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
(программы подготовки специалистов среднего звена)
по специальности
46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
базовой подготовки
Южно-Сахалинск, 2016
Организация - разработчик: ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
Разработчик: А.В. Валиулина, преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»
Рассмотрено и рекомендовано на заседании ПЦК ЭД
Протокол №____ от «___» _________ 2016 г.
ППЦК ЭД______________ А.В. Валиулина
Содержание
I. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 4
1.2. Система контроля и оценки освоения программы УД 4
1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы УД 4
2. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний 5
I. Паспорт комплекса контрольно-измерительных материалов по дисциплине «Экономическая теория»
1.1. Область применения
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины (далее УД) основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:
- Освоение умений и усвоение знаний:
Основные умения, усвоенные знания | №№ заданий для проверки |
1 | 2 |
Уметь: ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях; | Задания № 1.1, № 1.2., №2.1, №3.1, №3.2, №4.1, №5.1 |
Знать: Закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методы государственного регулирования; Общие положения экономической теории: | Задания №1.3, № 2.2., № 2.3, №3.3, №4.2, №4.3, №5.2, №5.3 |
1.2. Система контроля и оценки освоения программы УД
В соответствии с рабочим учебным планом по специальности СПО 46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение» формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.
1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы УД
Предметом оценки освоения УД являются умения и знания.
Контроль освоения программы дисциплины осуществляется в виде текущего контроля (устный и письменный опросы, тестирование, контрольные работы, практические и лабораторные работы, решение задач) и итогового контроля (экзамен).
2. Задание для оценки освоения умений и усвоения знаний.
Задание 1.1.
Раздел 1. Предмет и история экономической науки
Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
Контрольные вопросы:
- Что вы понимаете под ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей?
- Охарактеризуйте предмет экономической теории.
- Раскройте содержание функций экономической теории.
- Сравните понятие микроэкономики и макроэкономики.
- Дайте характеристику важнейшим методам экономической теории.
Тема 1.2. История развития экономической теории.
Контрольные вопросы:
- Назовите основные школы экономической мысли и их представителей.
- Какая экономическая школа занимает сегодня ведущее положение в экономической теории? Кто был ее основателем?
- Какие школы выступают в роли оппозиционных по отношению к ведущему направлению?
Задание 1.2. Самостоятельная работа
1. Сформулируйте определение.
Экономика - это наука
2. Вспомните, какие проблемы исследует экономическая теория.___________________
___________________________________________________________________________
3. Сформулируйте понятие.
Микроэкономика_____________________________________________________________
Мезоэкономика______________________________________________________________
Макроэкономика_____________________________________________________________
Метаэкономика_______________________________________________________________
4. Выберите правильный ответ.
Предметом изучения микроэкономики являются:
а) действия на рынке отдельных потребителей и фирм;
б) конкурентная борьба как основа бизнеса;
в) формирование совокупного спроса и предложения;
г) развитие экономической системы.
Предметом изучения макроэкономики не являются:
а) вопросы индексации заработной платы работников бюджетной сферы;
б) курс евро на межбанковской валютной бирже;
в) снижение цен на обувь, произведенную фабрикой «Буревестник»;
г) динамика роста ВВП.
5. Сформулируйте определение.
Экономическая теория .
6. Прокомментируйте цитату из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина:
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
О каком уровне экономики идет речь?
7. Подумайте, почему в экономической теории метод научной абстракции является одним
из основных методов научного познания
Задание 1.3. ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
1. Выберите наиболее полное современное определение предмета экономической теории. Экономическая теория изучает:
а) процесс производства и обмена товарами;
б) деньги, банковскую систему, капитал;
в) национальное богатство страны;
г) способы использования обществом ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
2. Какое из приведенных ниже положений не имеет отношения к определению предмета
экономической:
а) эффективное использования ресурсов; б) неограниченность производственных ресурсов;
в) удовлетворение потребностей людей; г) неограниченность экономических благ.
3. «Что есть или что может быть» - предмет изучения:
а) нормативной экономики; б) микроэкономики;
в) позитивной экономики; г) макроэкономики.
4. Микроэкономика изучает:
а) численность занятых в народном хозяйстве;
б) экономический цикл;
в) общий уровень цен;
г) факторы, определяющие спрос на рынках отдельных товаров.
5. Основные функции экономической теории:
а) воспроизводственная и распределительная; б) познавательная и практическая;
в) контрольная и стимулирующая; г) методологическая и информационная.
6. К основным целям экономической политики не относится:
а) достижение полной занятости; б) обеспечение экономической эффективности;
в) стабильный уровень цен; г) отсутствие бюджетного дефицита.
7. Очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение
сущностного, постоянного, типичного - это:
а) индукция; б) анализ;
в) научная абстракция; г) моделирование.
8. Упрощенное, формализованное описание экономической реальности с помощью
математических символов и алгоритмов - это:
а) функциональный анализ; б) научная абстракция;
в) экспериментирование; г) моделирование
9. Что из перечисленного составляет наиболее эффективную идею экономической науки:
а) предпринимательство; б) прибыль;
в) ограниченность; г) спрос и предложение.
10. Понятие «невидимой руки» сформулировал:
а) К.Маркс; б) А.Смит;
в) А.Маршал г) Дж.Кейнс
11. Основоположником теории государственного регулирования был:
а) К.Маркс; б) А.Смит;
в) А.Маршал; г) Дж.Кейнс
Задание 2.1.
Раздел 2. Общие проблемы экономической теории.
Тема 2.1. Производство и экономика.
Контрольные вопросы:
- Объясните понятие «производства».
- Дайте понятие классификации потребностей.
- Охарактеризуйте взаимосвязь производств и потребностей, закон возрастания потребностей.
Тема 2.2. Экономические системы, их основные типы.
Контрольные вопросы:
1. Объясните, что значит экономическая система как система связи между производителями и потребителями?
2. Охарактеризуйте традиционную экономическую систему.
3. Командная экономика, ее негативное значение для развития общества.
4. Назовите условия перехода России к рыночной экономике.
5. Смешанная экономика как основная современная форма экономической системы.
Тема 2.3. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.
Контрольные вопросы:
- Что иллюстрирует кривая производственных возможностей, и на каких конкретных допущениях она основана?
- Как изменится положение кривой производственных возможностей при отмене этих допущений?
- Раскройте содержание главных вопросов экономической системы: что? как? для кого? Могли бы вы добавить к этим вопросам свои? Обоснуйте?
- Вмененные издержки и их влияние на развитие экономики?
Тема 2.4. Собственность, как основа производственных отношений
Контрольные вопросы:
1. Что понимают под термином «собственность»? В чем её юридический и экономический аспект?
2. В чем заключаются право собственности и отношения собственности? В чем их взаимосвязь?
3. Охарактеризуйте виды собственности и их основные отличия?
Задание 2.2. Самостоятельная работа
1. Сформулируйте определение.
Потребность
Первичные потребности___________________________________________
Вторичные потребности___________________________________________
2. Заполните таблицу.
Производственные потребности | Личные потребности |
3. Из всех потребностей выделяются коллективные. Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перед предпринимателем всегда стоит три известных вам вопроса. Подумайте, всегда ли необходимо ему находить ответ на вопрос «Для кого производить?».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что относится к экономическим благам?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сформулируйте определения.
Экономические ресурсы ________________________________________________
Земля______________________________________________________________________
Капитал____________________________________________________________________
Труд______________________________________________________________________________
Предпринимательские способности____________________________________________
7. Какие общие и отличительные черты понятий «производство» и «услуг»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сформулируйте определение.
Процесс производства________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. На основании нижеприведенных данных:
- нарисуйте кривую производственных возможностей;
- объясните, что показывает каждая точка на кривой;
- определите альтернативную стоимость масла в альтернативе 3.
Вид продукта | Альтернативные возможности | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Пушки | 0 | 3000 | 4000 | 5700 | 6000 |
Масло | 200 | 190 | 100 | 50 | 0 |
10. Выберите правильный ответ.
Альтернативные издержки обучения на коммерческом отделении колледжа не включает в себя:
а) плату за обучение;
б) оплату питания;
в) расходы на учебную литературу;
г) зарплату, которую мог получить студент, если бы он
Задание 2.3.ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
1 .Цена товара согласно рыночной теории цен - это:
а) объективная оценка полезности товара;
б) меновая пропорция обмена;
в) денежное выражение стоимости товара;
г) субъективная оценка полезности товара покупателем.
2. Ликвидность - это:
а) возможность моментальной реализации актива;
б) возможность использования актива для измерения уровня цен;
в) способность актива приносить доход;
г) возможность использовать активы в качестве платежного средства.
3. При соизмерении цен товаров деньги выполняют функцию:
а) средства обращения; б) средства обращения;
в) меры стоимости; г) образования капитала.
4. Закон спроса устанавливает:
а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;
б) прямую зависимость цены от величины спроса;
в) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;
г) обратную зависимость цены от величины спроса.
5. Закон предложения выражает:
а) обратную связь между ценой и предложением; б) прямую связь между ценой и предложением;
в) обратную связь между ценой и спросом; г) прямую связь между предложением и
издержками производства.
6. Рынок находится в равновесии, если:
а) предложение большого спроса; б) спрос больше предложения;
в) спрос равен предложению; г) рыночная цена выше цены равновесия.
7. Теория потребительского поведения предполагает, что:
а) потребитель стремиться сэкономить часть дохода;
б) бюджет потребителя ограничен;
в) покупатель стремиться максимизировать совокупную полезность;
г) потребитель стремиться купить более дешевый товар.
8. Какая из названных характеристик относится к рыночной экономике:
а) отсутствие конкуренции; б) централизованное планирование;
в) преобладание государственной собственности; г) свобода предпринимательского выбора.
9. К функциям рынка не относится:
а) регулирование производства;
б) ценообразование;
в) обеспечение непрерывности воспроизводства;
г) посредничество между производителями и потребителями.
10. К числу недостатков рынка относится:
а) его ориентация на удовлетворение преимущественно индивидуальных потребностей;
б) свобода выбора и действий потребителей и производителей;
в) эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
г) гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
Задание 3.1.
РАЗДЕЛ 3. Микроэкономика.
Тема 3.1. Сущность рынка, основные элементы рынка. Теория спроса и предложения.
Контрольные вопросы:
- Что является необходимыми условиями и предпосылками возникновения рыночного хозяйства?
- Какие проблемы не может решить рынок?
- По каким основным признакам можно классифицировать рынки?
- Перечислите неценовые факторы спроса, как они влияют на положение кривой спроса?
- Дайте определение понятия «предложения», и от каких факторов зависит его величина?
- Что понимается под ценовой эластичностью спроса? Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?
- Что понимается под рыночным равновесием, и при каких условиях оно достигается?
Тема 3.2. Рынок, как регулятор производства товаров
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные признаки совершенной конкуренции?
2. Чем объясняется тот факт, что монополист не имеет конкурентов?
3. Что отличает монополистическую конкуренцию от олигополии?
4. Конкуренция как основа развития рыночных отношений?
5. В чем заключается антимонопольное регулирование экономики?
Тема 3.3. Теория поведения потребителя
Контрольные вопросы:
1. Потребительское равновесие как основа поведения потребителя.
2. Что показываю кривые безразличия?
3. Для чего вводится бюджетная линия?
4. В чем выражается эффект дохода и эффект замещения?
Тема 3.4 Рынок производственных ресурсов
Контрольные вопросы:
- Какие факторы воздействуют на такие экономические явления, как «спрос на труд» и «предложение труда»?
- Какое влияние на предложение рабочей силы в России оказывают демографический и миграционный фактор?
- В чем заключаются различия между производственными факторами: капитал, труд, земля?
- Какова структура капитала? В чем причина деления капитала предприятия на основной и оборотный?
- Почему производственный фактор «земля» является многоаспектным явлением? Чем это фактор отличается от других? В чем его сходство с фактором «труда»?
Задание 3.2. Самостоятельная работа
1. Сформулируйте определения.
Конкуренция ____________________
Рынок________________________________________________________________
2. Заполните таблицу»Положительные и отрицательные стороны свободного рынка».
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
3. Заполните таблицу «Основные виды рынков»
С точки зрения законодательства | По экономическому назначению | По пространственному срезу |
4. Заполните таблицу «Общие и отличительные черты свободного и регулируемого рынка»
Общие черты | Отличительные черты | |
свободного рынка | регулируемого рынка | |
5. Выберите правильный ответ.
Какие из перечисленных недостатков характерны для свободного рынка:
а) рынок дифференцирует участников по уровню жизни;
б) рынок заставляет производителей выпускать те товары, в которых нуждаются
потребители;
в) рынок не в состоянии обеспечить общество товарами, услугами, в которых оно
нуждается;
г) а, б, в - одни недостатки.
Что соответствует определению рынка:
а) совокупность социально-экономических отношений в процессе обмена продуктами
труда;
б) огромный «аукцион», где постоянно «играют» цены в соответствии со спросом и
предложением товаров и услуг;
в) определенная форма организации и взаимодействия экономических связей между
участниками рынка, основанная на принципах свободной купли и продажи и
обеспечивающая экономические связи между производством, распределением, обменом и потреблением;
г) а, б, в - ответы верны.
6. В чем вы видите отличие рынка совершенного от несовершенного?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сформулируйте определение и приведите примеры.
Взаимозаменяемые товары
Взаимодополняемые товары________________________________________________
8. Вспомните, какие факторы вызывают изменение спроса при неизменных ценах.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Сформулируйте определение.
Закон спроса________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 3.3.ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
1 .Цена товара согласно рыночной теории цен - это:
а) объективная оценка полезности товара;
б) меновая пропорция обмена;
в) денежное выражение стоимости товара;
г) субъективная оценка полезности товара покупателем.
2. Ликвидность - это:
а) возможность моментальной реализации актива;
б) возможность использования актива для измерения уровня цен;
в) способность актива приносить доход;
г) возможность использовать активы в качестве платежного средства.
3. При соизмерении цен товаров деньги выполняют функцию:
а) средства обращения; б) средства обращения;
в) меры стоимости; г) образования капитала.
4. Закон спроса устанавливает:
а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;
б) прямую зависимость цены от величины спроса;
в) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;
г) обратную зависимость цены от величины спроса.
5. Закон предложения выражает:
а) обратную связь между ценой и предложением; б) прямую связь между ценой и предложением;
в) обратную связь между ценой и спросом; г) прямую связь между предложением и
издержками производства.
6. Рынок находится в равновесии, если:
а) предложение большого спроса; б) спрос больше предложения;
в) спрос равен предложению; г) рыночная цена выше цены равновесия.
7. Теория потребительского поведения предполагает, что:
а) потребитель стремиться сэкономить часть дохода;
б) бюджет потребителя ограничен;
в) покупатель стремиться максимизировать совокупную полезность;
г) потребитель стремиться купить более дешевый товар.
8. Какая из названных характеристик относится к рыночной экономике:
а) отсутствие конкуренции; б) централизованное планирование;
в) преобладание государственной собственности; г) свобода предпринимательского выбора.
9. К функциям рынка не относится:
а) регулирование производства;
б) ценообразование;
в) обеспечение непрерывности воспроизводства;
г) посредничество между производителями и потребителями.
10. К числу недостатков рынка относится:
а) его ориентация на удовлетворение преимущественно индивидуальных потребностей;
б) свобода выбора и действий потребителей и производителей;
в) эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
г) гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
Задание 4.1.
Раздел 4. Макроэкономика
Тема 4.1. Общие понятия макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.
Контрольные вопросы:
- Дайте характеристику основным показателям макроэкономики.
- В чем отличие ВВП от ВНП?
- Почему трансфертные платежи учитываются национальным доходом?
- Какие сделки не включаются в показатель ВНП?
- Какими доходами располагает население страны и как ими распоряжается?
Тема 4.2. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая динамика. Модели макроравновесной динамики.
Контрольные вопросы:
- Что означает понятие «макроэкономического равновесия»?
- Что представляет собой такие категории, как №совокупный спрос» и «совокупное предложение»? Какие факторы воздействуют на эти явления?
- Каковы особенности кейнсианской концепции регулирования равновесия?
- Каков смысл модели «совокупные доходы – совокупные расходы»?
- Какие достоинства и недостатки классической модели равновесной динамики?
Тема 4.3. Экономический рост и его типы.
Контрольные вопросы:
- Какие факторы влияют на экономический рост?
- Дайте характеристику типам экономического роста.
- В чем разница между кейнсианским и неоклассическим моделями экономического роста?
- Роль НТП в развитии экономического роста?
- Каковы взаимосвязи между экономическим ростом и инвестициями?
- Что вы считаете необходимым предпринять для экономического роста в России?
Тема 4.4. Цикличность развития рыночной экономики.
Контрольные вопросы:
- Каковы основные типы циклов? Что лежит в основе их характеристики?
- Обозначьте основные параметры экономики, которые характерны для четырех фаз цикла.
- Каковы социально-экономические последствия циклического развития экономики?
- Чем характеризуются современные экономические кризисы?
- Каковы особенности экономических циклов в России?
Задание 4.2. Самостоятельная работа
- Нарисуйте график экономического цикла и его фазы.
- Сформулируйте определение каждой фазы промышленного цикла.
Фаза кризиса _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фаза депрессии _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фаза оживления _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Фаза подъема _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подумайте и напишите, какие экономические и политические причины вызвали экономический кризис в России в конце ХХ века.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Естественная форма | Вынужденная форма |
4. Какие виды безработицы сегодня существуют в России? Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Раскройте роль государства в борьбе с безработицей.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сформулируйте определение.
Инфляция _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подумайте и напишите, всегда ли рост цен говорит о существовании инфляции. Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перечислите причины возникновения инфляции
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие причины, на ваш взгляд, способствуют инфляции в России?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Сформулируйте определение.
Открытая инфляция________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Раскройте основные признаки подавления инфляции.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Заполните таблицу «Уровни инфляции в зависимости от ее темпов»
.
Название инфляции | Темпы инфляции |
Не более 10 % в год | |
Не более 100 % в год | |
Выше 100 % в год |
Задание 4.3. ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
1. ВНП- это рыночная стоимость всех:
а) производственных товаров; б) реализационных товаров и услуг;
в) конечных товаров и услуг; г) готовых товаров и услуг.
2. Промежуточный продукт:
а) входит в состав валового внутреннего продукта;
б) входит в состав валового национального продукта;
в) составляет добавленную стоимость;
г) произведен в данном году и использован для производства других продуктов в том же году.
3. При подсчете ВНП учитывается:
а) пенсия бывшей учительницы;
б) арендная плата, получаемая от сдачи дома;
в) доход от продажи автомобиля выпуска прошлого года;
г) денежные переводы, получаемые студентами из дома.
4.. Какой компонент не входит в состав ВНП, исчисленного по расходам:
а) личное потребление; б) государственные закупки;
в) заработная плата; г) разность экспорта и импорта;
5. На кейнсианском отрезке совокупного предложения:
а) реальный объем национального производства равен потенциальному;
б) реальный объем национального производства меньше потенциального;
в) рост реального объема национального производства сопровождается ростом цен;
г) рост реального объема национального производства сопровождается снижением безработицы.
6. Экономический рост можно иллюстрировать:
а) сдвигом кривой производственных возможностей влево;
б) сдвигом кривой производственных возможностей вправо;
в) движение по кривой производственных возможностей;
г) движение от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.
7. В фазе подъема падает, а в фазе кризиса растет:
а) объем товарных запасов; б) объем ВНП;
в) курс ценных бумаг; г) уровень безработицы.
8. В фазе подъема:
а) снижаются инвестиции; б) сокращаются налоговые поступления;
в) увеличивается спрос на труд; г) увеличивается объем национального производства.
9. В период кризиса растут:
а) расходы потребителей; б) уровень заработной платы;
в) процентная ставка; г) безработица
10. Для преодоления кризиса государство должно:
а) увеличивать массу денег в обращении; б) сокращать массу денег в обращении;
в) увеличивать налоги; г) снижать налоги
Задание 5.1.
РАЗДЕЛ 5. Механизм макроэкономического регулирования.
Тема 5.1. Содержание, формы и методы регулирования.
Контрольные вопросы.
1. Охарактеризуйте звенья в механизме регулирования?
2. Какие недостатки рыночной экономики вызывают необходимость государственного регулирования?
3. Какие цели ставит государство в политике регулирования экономике?
4. Какие функции выполняет государство при регулировании экономики?
Тема 5.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение денежной массы. Назовите основные показатели, с помощью которых она измеряется. В чем их взаимосвязь?
2. Каковы основные причины увеличения денежной массы?
3. Чем определяется совокупный спрос на деньги?
4. Какие факторы влияют на денежный спрос?
5. Что лежит в основе денежных агрегатов?
6. Охарактеризуйте кейнсианскую оценку роли государства в регулировании денежного рынка?
Тема 5.3. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства
Контрольные вопросы.
1. Что такое кредитно-денежная политика?
2. Какова роль государства в кредитно-денежной политике?
3. Перечислите задачи кредитно-денежной политике.
4. Какая главная задача решается инструментом денежно-кредитной политики?
5. Что такое государственный бюджет и каковы источники его финансирования?
6. Почему проблемы бюджетного дефицита так важна для экономики страны?
7. В чем заключается налоговая политика государств?
8. Что такое государственный бюджет и каково его финансирование?
Тема 5.4. Инфляция и антиинфляционная политика.
Контрольные вопросы.
- Что такое инфляция и каковы ее причины?
- Какие виды инфляции существуют, и каковы их последствия?
- На что направлена антиинфляционная политика государства?
- Дайте характеристику инфляции издержек.
- В чем выражается механизм развертывания инфляции спроса?
Тема 5.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.
Контрольные вопросы.
1. Охарактеризуйте основные направления социальной политики государства?
2. Какие показатели характеризуют неравномерность распределения доходов в обществе?
3. Что показывает индекс Джини и как он рассчитывается?
4. Неравенство доходов и способы измерения неравенства?
5. Что такое номинальные доходы населения?
6. Чем реальные доходы отличаются от номинальных?
Тема 5.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы.
Контрольные вопросы.
- Как современная экономическая теория объясняет причины безработицы?
- В чем проявляется смысл действия Закона Оукена?
- Как принято рассчитывать уровень безработицы?
- Можно ли достичь полной занятости в экономике?
- Какие методы государственной политики занятости представляются Вам наиболее значимыми?
Тема 5.7. Основные направления экономической реформы в России.
Контрольные вопросы.
- С чего начались экономические преобразования современной российской экономики?
- Почему был необходим переход к рыночной экономике?
- Охарактеризуйте основные направления реформирования российской экономики?
- Каковы положительные результаты экономических реформ?
5.8. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую.
Контрольные вопросы.
- Какие перспективы развития экономики России?
- Какие главные задачи преобразования российской экономики необходимо решить в ХХI веке?
- Каковы направления развития международной специализации России?
Задание 5.2. Самостоятельная работа
1. Сформулируйте определение.
Деньги ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сформулируйте определение.
Ликвидность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите основные функции денег.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите основные цели деятельности Центрального банка России.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите основные функции Центрального банка России.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подумайте и напишите о возможных действиях государства в целях удержания объема денежной массы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В чем вы видите основной смысл деятельности коммерческих банков, их задачи?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.3.ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
1. Основные цели государственного вмешательства в рыночную экономику - это:
а) ликвидация безработицы и обеспечение высоких темпов экономического роста;
б) замена рыночного механизма планированием;
в) обеспечение эффективности производства социальной справедливости и стабильности;
г) ликвидация конкуренции.
2. Экономические функции государства:
а) производство частных благ; б) удовлетворение совокупного спроса;
в) производство общественных благ; г) борьба с монополизацией рынка.
3. Характерные черты общественных благ:
а) неисключаемость;
б) делимость;
в) зависимость прироста издержек производства от числа потребителей;
г) распространение полезности более чем на одно лицо.
4. К административным методам регулирования экономики относится:
а) изменение предложения денег;
б) предоставление налоговых льгот;
в) принудительное дробление предприятия, занявшего монопольное положение на рынке;
г) установление государственных стандартов.
5. К добровольной безработице относятся:
а) структурная безработица; б) сезонная безработица;
в) циклическая безработица; г) фрикционная безработица.
6. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:
а) структурной формой безработицы; б) фрикционной формой безработицы;
в) циклической формой безработицы; г) региональной формой безработицы.
7. Признаки открытой инфляции:
а) временное замораживание цен и доходов; б) установление предельных цен и доходов;
в) государственный контроль над ценами; г) постоянное повышение цен.
8. Предпосылками инфляции предложения могут быть:
а) монополизация рынка; б) эмиссия денег;
в) сокращение предложения при постоянстве спроса; г) стремление профсоюзов повысить
заработную плату.
9. Причины инфляции:
а) бюджетный дефицит; б) падение совокупного спроса;
в) милитаризация экономики; г) повышение курса национальной валюты.
10. Сочетание следующих видов инфляции приводит к наиболее тяжелым последствиям:
а) несбалансированная, умеренная, ожидаемая;
б) сбалансированная, галопирующая;
в) гиперинфляция, несбалансированная, неожиданная;
г) сбалансированная, умеренная, неожиданная.
Критерии оценивания тестов
Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент выявил уверенные знания программного материала, успешно выполнил задания, умеет систематизировать ранее изученный материал. Правильных ответов 95-100 %.
Оценка «Хорошо» выставляется тогда, когда студент знает основные положения тем, усвоил учебный материал, владеет терминологией, но допускает незначительные ошибки. Правильных ответов 85-94 %.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент понимает основы, но допускает определенные неточности и пробелы. Правильных ответов 65-84 %.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда выявлены серьезные проблемы в знаниях, были допущены принципиальные ошибки, непонимание основ вопроса. Правильных ответов Меньше 65%.
Критерии оценивания письменных работ
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета
б) или не более двух недочетов
Оценка «3» ставится в том случае, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета
в) или не более двух-трех негрубых ошибок
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3» или если правильно выполнено менее половины работы
Критерии оценивания устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если студент
а) обнаруживает полное понимание вопроса, умеет подтвердить конкретными примерами
б) дает точное определение и истолкование основных понятий
в) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу «Экономическая теория»
г) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но студент:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой, правильно ориентируется в справочниках.
Оценка «3» ставится в том случае, если студент правильно понимает сущность вопроса
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении материала
б) отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте
Оценка «2» ставится в том случае, если студент
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов
б) при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Задания к обязательной контрольной работе №1
Вариант № 1
- Предмет, структура и функции экономической теории.
- Теория поведения потребителя.
- Практическая работа.
Задание № 1
Постройте кривую производственных возможностей для изготовления кроссовок и жвачки, используя данные таблицы.
Возможности | Кроссовки (пар) | Жвачка (тыс. шт.) |
A | 0 | 9 |
B | 1 | 8 |
C | 2 | 7 |
D | 3 | 5 |
E | 4 | 3 |
F | 5 | 0 |
Охарактеризуйте эффективность использования ресурсов в точках N и M с координатами соответственно (1;0) и (4;8)
Задание № 2
В таблице представлены данные, характеризующие ситуации на рынке консервированных ананасов.
Цена, руб. | Объем спроса, млн. банок в год | Объем предложения, млн. банок в год |
2 | 80 | 5 |
4 | 60 | 20 |
6 | 50 | 35 |
12 | 15 | 60 |
14 | 5 | 70 |
Используя данные таблицы, представьте графическое изображение спроса и предложения консервированных ананасов и обозначьте на графике равновесную цену и равновесный объем продукции. Какова равновесная цена и равновесное количество материалов.
Задания к обязательной контрольной работе №1
Вариант № 2
- Экономические системы, их основные типы.
- Сущность рынка. Основные элементы рынка.
- Практическая работа
Задание № 1
Постройте кривую производственных возможностей для изготовления мороженого и булок, используя данные таблицы.
Возможности | Мороженое (кг) | Булки (шт.) |
A | 0 | 10 |
B | 1 | 9 |
C | 2 | 7 |
D | 3 | 4 |
E | 4 | 0 |
Охарактеризуйте эффективность использования ресурсов в точках C, D, N, M с координатами соответственно (7;2), (2;3) и (6;4)
Задание № 2
Предположим, что общий спрос на лесоматериалы и общий объем предложения лесоматериалов на лесной бирже в месяц характеризуются следующими данными:
Спрос, тыс. куб.м. | Цена за 1 куб.м. руб. | Предложение, тыс. куб.м. |
100 | 5 | 5 |
80 | 10 | 20 |
60 | 15 | 30 |
40 | 25 | 40 |
30 | 30 | 50 |
7 | 50 | 70 |
Используя данные таблицы, представьте графическое изображение спроса и предложения лесоматериалов и обозначьте на графике равновесную цену и равновесный объем продукции. Какова равновесная цена и равновесное количество материалов?
Задания к обязательной контрольной работе №2
Вариант № 1
- Экономический рост и его типы.
- Инфляция и антиинфляционная политика.
Задания к обязательной контрольной работе №2
Вариант № 2
- Цикличность развития рыночной экономики.
- Безработица. Государственная политика занятости.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономическая теория»
Теоретические вопросы:
- Введение в экономическую теорию. Предмет, структура основы экономической теории. Понятие экономической теории. Содержание, цель и задачи дисциплины. Структура экономики: микроэкономика, макроэкономика.
- Методология и функция экономической теории. Законы экономической теории. Функции экономики. Методы экономики.
- История развития экономической теории Основные этапы развития экономической теории.
- Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики Ресурсы производства. Факторы производства. Понятие производство, воспроизводство, потребление и обмен. Основные вопросы экономики. «Кривая производственных возможностей» (КПВ), альтернативные (вмененные) издержки.
- Предельная полезность. Выбор потребителя. Понятие потребности человека их классификация. Теория маржинализма (предельной полезности). Общая и маржинальная (предельная) полезность. Функции полезности. Закон убывающей маржинальной (предельной) полезности. Рациональное поведение потребителя
- Экономические системы: типы и модели Типы экономических систем. Методы распределения ресурсов и благ; ценообразование. Национальные модели экономических систем: рыночная экономическая система; центрально-управляемая экономическая система; российская модель экономики
- Собственность и экономические интересы. Виды собственности. Понятие собственности. Экономическая и юридическая стороны собственности. Формы и виды собственности в России.
- Товар как экономическая категория Товар как экономическая категория. Потребительская стоимость и стоимость товара. Стоимость и цена товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага.
- Деньги в рыночной экономике. Виды денег, сущность и функции Понятие деньги. Виды денег. Функции денег. Методы стабилизации денежного обращения. Уравнение обмена (И. Фишера).
- Цена в рыночной экономике. Функции и системы цен Понятие цена, ценообразование. Виды и функции цен. Механизм рыночного ценообразования
- Рынок, его виды и функции. Понятие рынка, его функции. Виды рынков. Значение рынка в экономике.
- Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения Понятие спрос, предложение. Законы спроса и предложения. Динамика спроса и предложения. Понятие эластичности спроса. Виды эластичности. Методы расчета эластичности спроса
- Рыночное равновесие. Понятие равновесная цена, равновесный объем продаж. Последствия установления неравновесных цен.
- Конкуренция и монополия, виды конкуренции. Понятие конкуренции, ее функции. Виды конкуренции
- Издержки производства и прибыль. Понятие издержки. Классификация издержек. Прибыль ее виды.
- Рынки производственных ресурсов Рынок труда и заработная плата. Понятие капитал: основной, оборотный. Капитал и процент. Рынок земли и земельная рента. Цена земли. Предпринимательство, прибыль предпринимателя.
- Общие понятия о макроэкономике. Понятие макроэкономики. Понятие системы национальных счетов (СНС), определение валового внутреннего продукта (валового национального продукта), значение валового внутреннего продукта реального и номинального.
- Макроэкономические показатели, методы их расчета. Методика расчета основных макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход, индекс потребительских цен, дефлятор, уровень инфляции.
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы их определяющие. Понятия совокупное производство, совокупный уровень цен. Совокупный спрос. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- Экономический рост, его типы и оценка Понятие экономический рост и факторы его определяющие. Типы и источники экономического роста. Издержки роста экономики.
- Цикличность развития рыночной экономики. Понятие экономического цикла, фазы цикла. Понятие кризис его виды. Понятие экономического цикла его фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Социально-экономические последствия кризисов.
- Содержание, формы и методы регулирования экономки на макроуровне. Формы и методы государственного регулирования экономики на макроуровне. Рынок и государство. Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешняя экономическая политика.
- Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономки. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину валового национального продукта. Сущность денежной системы и закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты).
- Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе.
- Понятие госбюджет. Структура госбюджета: доходная часть, расходная часть. Дефицит бюджета. Государственный долг.
- Понятие налоги. Функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства.
- Инфляция и антиинфляционная политика Понятие инфляция, ее виды. Причины инфляции. Взаимосвязь инфляции с безработицей
- Доходы, проблемы формирования. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Понятие доход. Виды доходов. Значение кривой Лоренца и коэффициента Джини
- Основные направления социальной политики государства в современных условиях Понятие бедность, черта бедности. Факторы, от которых зависит различия в уровне потребления. Основные направления распределения средств по линии программ помощи. Сущность социальной политики государства в современных условиях.
- Основные направления экономической реформы в России Задачи институциональных преобразований в России. Процесс экономической реформы: проблемы и достижения.
- Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую Понятие интеграция экономики. Содержание и факторы интеграции. Главные интеграционные группировки.
Практические вопросы:
- Построить «Кривую производственных возможностей».
- Определить альтернативные издержки.
- Сделать экономический выбор с помощью экономических издержек.
- Определить общую и предельную полезность блага
- Построить график рыночного равновесия и определить равновесную цену и равновесный объем продаж.
- Определить эластичность спроса и предложения.
- Объяснить заданные ситуации с точки зрения поведения покупателей и продавцов, опираясь на законы рынка.
- Определить максимальную прибыль производителя.
- Определить объем производства и цену товара.
- Определить прибыль (убыток) фирмы. Сделать вывод и предложить пути решения проблемы конкурентной фирмы при полученных результатах.
- Определить постоянные, переменные издержки; бухгалтерскую и экономическую прибыль
- Определить уровень вынужденной безработицы
- Определить равновыгодную для продавца и покупателя цену участка земли
- Определить ВВП реальный, ВВП номинальный. Рассчитать индекс-дефлятор.
- Рассчитать ВВП двумя методами: по доходам и по расходам.
- Рассчитать макроэкономические показатели: ЧНП, НД, РЛД, ЛД.
- Дать обоснованный экономический вывод с использованием макроэкономической терминологии.
Критерии оценивания экзамена
Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент выявил уверенные знания программного материала, успешно выполнил задания, умеет систематизировать ранее изученный материал.
Оценка «Хорошо» выставляется тогда, когда студент знает основные положения тем, усвоил учебный материал, владеет терминологией, но допускает незначительные ошибки.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент понимает основы, но допускает определенные неточности и пробелы.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда выявлены серьезные проблемы в знаниях, были допущены принципиальные ошибки, непонимание основ вопроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом" для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Основной целью курса «Управление персоналом» является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурса...
Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 168 часов, в том числе:...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...
Рабочая программа по УД Экономическая теория для специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД Экономическая теория, для специальности 46.02.01. "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечени...
Контрольно-измерительные материалы по УД «Экономическая теория»
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины "Экономическая теория" основной профессиональной образовательной программы по с...