Рабочая программа дисциплины Маркетинг для студентов специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике для базовой подготовки
рабочая программа на тему
Рассмативаются социальные основы маркетинга, его основные инструменты, позволяющие специалисту или компании эффективно функционировать в условиях современного рынка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_51chas_marketing_log.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс ЗАПАД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины МАРКЕТИНГ
код, специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Москва
2016 год
Одобрена Методическим советом ГБПОУ МОК ЗАПАД | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике_________________________________ код, наименование профессии/специальности
|
Протокол №1 от «29» августа 2016г. | |
Председатель Методического совета _____________/Н.В. Ширинян/ подпись ФИО | Заместитель директора по учебной работе ___________________/Н.В. Ширинян/ подпись ФИО |
Разработчик программы: Голубева Т.М. – кпн, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ МОК ЗАПАД ФИО, должность, ученая степень, звание
| |
Рецензент (внешний): ____________________________________________ ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ПОО |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг
1.1. Область применения программы
Программа дисциплины – является частью программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике в части освоения дисциплин общепрофессионального цикла, которые помогают освоению следующих профессиональных компетенций:
- выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров;
- участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области логистики при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам её освоения
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
иметь практический опыт:
- выявления потребностей (спроса) на товары;
- участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
- анализа маркетинговой среды организации.
уметь:
- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;
- проводить маркетинговые исследования рынка;
- оценивать конкурентоспособность товаров;
знать:
- составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
- средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику;
- методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
- конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
- этапы маркетинговых исследований, их результат;
- управление маркетингом.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 76 час., включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 51 час (из них 20 час. – практические занятия);
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися умениями в области Маркетинга, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5. | Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров |
ПК 6. | Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации |
ПК 7. | Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений |
ПК 8. | Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 6. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 7. | Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь |
ОК 8. | Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 76 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине «Маркетинг»
Наименование разделов учебной дисциплины и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Маркетинг | 51 | |||
Раздел 1.Теоретические основы маркетинга | Содержание | 12 | ||
Тема 1. Предмет, цели, задачи курса и концепции рыночной экономики | ||||
1 | Предмет маркетинга и связь его с другими дисциплинами. Цели и задачи маркетинга. Маркетинг – концепция современной рыночной экономики. Основные концепции развития рыночных отношений, их отличительные особенности Объекты маркетинга: нужда, потребность, спрос. Классификация потребностей. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации. Нормативные документы, регламентирующие деятельность этих служб. Международные и национальные организации по маркетингу | 6 | 2 | |
2 | ||||
Тема 2. Окружающая среда маркетинга | ||||
1 | Окружающая среда маркетинга: понятие, виды. Факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда и контролируемые факторы. Разновидности макросреды. Конъюнктура рынка. Контроль и регулирование спроса. Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса | 2 | ||
Тема 3. Объекты и субъекты маркетинговой деятельности | ||||
1 | Контроль и регулирование спроса. Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, противодействующий и др. | 2 | ||
Практические работы | 6 | 2 | ||
1 | Анализ окружающей среды предприятия сферы услуг на конкретном примере | |||
2 | Разработка маркетинговых мероприятий по стабилизации и увеличению спроса на конкретную продукцию, работы, виды деятельности | |||
3 | Решение ситуационных задач по разработке методов воздействия на уровень спроса | |||
Тема 2. Маркетинговая деятельность фирмы | Содержание | 39 | ||
Тема 4. Система информации и исследования в маркетинге | ||||
1 | Маркетинговая информация. Маркетинговая информация: назначение, источники (внутренние и внешние), принципы их отбора. Классификация маркетинговой информации | 25 | 2 | |
2 | Маркетинговые исследования: понятие, цели и задачи, объекты. Особенности маркетинговых исследований. Виды исследований, особенности. Схема исследований | 2 | ||
3 | Основные приемы маркетинга. Сегментирование рынка. Оценка и выбор целевых рынков. Маркетинговые стратегии для сегментов рынков. Позиционирование - выбор и реализация стратегии | 2 | ||
Тема 5. Конкурентная среда | ||||
1 | Анализ конкурентной среды. Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров. Анализ слабых и сильных сторон конкурентов. Создание собственных конкурентных преимуществ на основе матрицы БФГ и др. приемов | 2 | ||
Тема 6. Товар и товарная политика | ||||
1 | Товарная политика. Сущность понятия товар. Классификация товаров. | 2 | ||
2 | Принятие решения относительно товарного ассортимента, использования товарных марок, упаковки, жизненного цикла товара | 2 | ||
Тема 7. Ценовая политика | ||||
1 | Ценовая политика. Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Назначение цен в маркетинге. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Факторы, влияющие на формирование цен | 2 | ||
2 | ||||
Тема 8. Сбытовая политика | ||||
1 | Сбытовая политика. Основные понятия: сбыт, распределение, реализация товаров, сбытовая политика - ее цели и задачи. Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды, уровни. Критерии выбора каналов сбыта | 2 | ||
2 | ||||
2 | Торговые посредники, факторы, влияющие на выбор посредников. ФОССТИС. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики | 2 | ||
Тема 9. Коммуникационная политика | ||||
1 | Маркетинговые коммуникации. Основные решения при создании рекламы. Рекламная стратегия. Выбор средств распространения рекламы. Оценка рекламы | 2 | ||
2 | Характеристика различных видов рекламных коммуникаций Бюджет рекламы. Организация рекламной компании. Связи с общественностью | 2 | ||
2 | ||||
Тема 10. Стратегия и планирование в маркетинге | ||||
1 | Стратегия, планирование, контроль. Характеристика различных стратегий роста фирмы. Содержание годового маркетингового плана. Сущность и содержание маркетингового контроля | 2 | ||
Практические работы | 14 | 2,3 | ||
4 | Анализ маркетинговой информации. Анализ целевого рынка. Решение ситуационных задач | |||
5 | Оценка сильных и слабых сторон конкурентов - на примере конкретной ситуации. Решение ситуационных задач | |||
6 | Решение ситуационных задач по формированию ценовой политики компании | |||
7 | Решение ситуационных задач по анализу и оценке эффективности сбытовой политики компании ы | |||
8 | Организация рекламной компании: выбор средств, составление рекламных текстов | |||
9 | Оценка эффективности рекламной кампании. Решение ситуационных задач | |||
10 | Решение ситуационных задач по планированию маркетинговой работы | |||
Самостоятельная работа при изучении учебной дисциплины Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Рефераты: «Маркетинговые стратегии рынков»; «Выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать»; «Международное рекламное законодательство»; «Установление цен по географическому признаку на примере России». Домашние задания: «Информация к размышлению: Nike (ответить на предложенный перечень вопросов); «Составить резюме к теме и перечень основных понятий»; «Составить резюме к статье «Иногда мнения эксперта бывают курьезными». «Составить анкету для проведения маркетингового исследования на любой выбранный обучающимся товар»; «Анализ статьи: IBM – реструктуризация службы сбыта. Сделать вывод». | 25 | 3 | ||
ВСЕГО аудиторная работа: | 51 | |||
ВСЕГО самостоятельная работа: | 76 | |||
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Маркетинг».
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (комплект плакатов по маркетингу).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Учебник для ВУЗов – М.: Прогресс, 2010.
- Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнителльные источники:
- Басовский Л. Е. Маркетинг. Учебное пособие для СПО – М.: Инфра-М, 2010.
2. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации.
3. Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика – 2009.
Интернет-ресурсы:
1 www.marketcenter.ru – Сайт Системы межрегиональных маркетинговых центров
2. www.sostav.ru – Сайт посвящен проблемам маркетинга и рекламы
3. www.4p.ru – Сайт электронного журнала по маркетингу
4. www.admarket.ru – Сайт Клуба журналистов, пишущих в центральной прессе о маркетинге и рекламе
5. www.marketer.ru – Сайт посвящен проблематике Интернет-маркетинга
Отечественные журналы:
«Вопросы экономики»
«Маркетинг»
«Маркетинг в России и за рубежом»
«Российская торговля»
«Современная торговля»
«Справочник экономиста»
«Экономическое обозрение»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При освоении программы учебной дисциплины «Маркетинг» занятия могут проводиться рассредоточено или концентрировано.
Промежуточные консультации преподавателя – не большими группами – 10-12 обучающихся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю дисциплины «Маркетинг».
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин таких как: «Маркетинг».
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ»
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации. Формировать спрос и стимулировать сбыт товаров |
| Текущий контроль в форме: - защиты практических работ; - контрольных тестов по темам учебной дисциплины; - итоговой контрольной работы по материалам всего курса |
Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации |
| |
Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений |
| |
Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей. Оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации |
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) ОК | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
| Интерпре-тация результа-тов наблюде-ний за деятельно-стью обучающе-гося в процессе освоения образова-тельной программы |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
| |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
| |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
| |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
| |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
| |
Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь |
| |
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий |
| |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине Экономика образования для специальности 38.02.03 "Операционная деятельность в логистике"
В программе представлены темы и их краткое описание изучаемого материала....
Рабочая программа Учебной практики ПМ.04, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике
Формирование у обучающихся практических профессиональных умений в рамках модуля по основным видам профессиональной деятельности....
Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике для базовой подготовки
Рассматриваются теоретические вопросы экономического анализа как системы знаний о предмете и объектах, методе и задачах, методике и организации аналитической работы на предприятиях. Раскрываются метод...
Рабочая программа дисциплины Индивидуальный проект для студентов специальностей 38.02.03. Операционная деятельность в логистике и 38.02.07. Банковское дело базовой подготовки
Рассматриваемый материал позволяет студентам-первокурссникам погрузиться в основы научного исследования через метод проектной деятельности....
ФОС по учебной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике ППССЗ базового уровня
Оценочные средства, представленные по общепрофессиональной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности содержат пояснительную записку к итоговой аттестации в формате тестирования, два вариа...
Рабочая программа ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Рабочая программа ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» специальность 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...