Рабочая программа дисциплины Маркетинг для студентов специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике для базовой подготовки
рабочая программа на тему

Голубева Татьяна Михайловна

Рассмативаются социальные основы маркетинга, его основные инструменты, позволяющие специалисту или компании эффективно функционировать в условиях современного рынка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_51chas_marketing_log.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс ЗАПАД»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины МАРКЕТИНГ

код, специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Москва

2016 год


Одобрена

Методическим советом

ГБПОУ МОК ЗАПАД

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности

38.02.03 Операционная деятельность в логистике_________________________________ 

код, наименование профессии/специальности

     

Протокол №1

от «29» августа 2016г.

Председатель

Методического совета

_____________/Н.В. Ширинян/

         подпись                                      ФИО

Заместитель директора по учебной работе

___________________/Н.В. Ширинян/

         подпись                                                     ФИО

Разработчик программы: Голубева Т.М. – кпн, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ МОК ЗАПАД

                             ФИО, должность, ученая степень, звание 

                                                                 

Рецензент (внешний): ____________________________________________

                                         ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ПОО


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Маркетинг

1.1. Область применения программы

Программа дисциплины – является частью программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике в части освоения дисциплин общепрофессионального цикла, которые помогают освоению следующих профессиональных компетенций:

- выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров;

- участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области логистики при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам её освоения

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:

иметь практический опыт:

  • выявления потребностей (спроса) на товары;
  • участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
  • анализа маркетинговой среды организации.

уметь:

  • выявлять, формировать и удовлетворять потребности;
  • проводить маркетинговые исследования рынка;
  • оценивать конкурентоспособность товаров;

знать:

  • составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
  • средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику;
  • методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
  • конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
  • этапы маркетинговых исследований, их результат;
  • управление маркетингом.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 76 час., включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 51 час (из них 20 час. – практические занятия);

самостоятельной работы обучающегося – 25 часов;


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися умениями в области Маркетинга, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.

Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров

ПК 6.

Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации

ПК 7.

Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений

ПК 8.

Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 6.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 7.

Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь

ОК 8.

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

 практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

Итоговая аттестация в форме контрольной работы


2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине «Маркетинг»

Наименование разделов учебной дисциплины и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Маркетинг

51

Раздел 1.Теоретические основы маркетинга

Содержание

12

Тема 1. Предмет, цели, задачи курса и концепции рыночной экономики

1

Предмет маркетинга и связь его с другими дисциплинами. Цели и задачи маркетинга.  Маркетинг – концепция современной рыночной экономики. Основные концепции развития рыночных отношений, их отличительные особенности

Объекты маркетинга: нужда, потребность, спрос. Классификация потребностей. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации. Нормативные документы, регламентирующие деятельность этих служб. Международные и национальные организации по маркетингу

6

2

2

Тема 2. Окружающая среда маркетинга

1

Окружающая среда маркетинга: понятие, виды. Факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда и контролируемые факторы. Разновидности макросреды. Конъюнктура рынка. Контроль и регулирование спроса. Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса

2

Тема 3. Объекты и субъекты маркетинговой деятельности

1

Контроль и регулирование спроса. Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, противодействующий и др.

2

Практические работы

6

2

1

Анализ окружающей среды предприятия сферы услуг на конкретном примере

2

Разработка маркетинговых мероприятий по стабилизации и увеличению спроса на конкретную продукцию, работы, виды деятельности

3

Решение ситуационных задач по разработке методов воздействия на уровень спроса

Тема 2. Маркетинговая деятельность фирмы

Содержание

39

Тема 4. Система информации и исследования в маркетинге

1

Маркетинговая информация. Маркетинговая информация: назначение, источники (внутренние и внешние), принципы их отбора. Классификация маркетинговой информации

25

2

2

Маркетинговые исследования: понятие, цели и задачи, объекты. Особенности маркетинговых исследований. Виды исследований, особенности. Схема исследований

2

3

Основные приемы маркетинга. Сегментирование рынка. Оценка и выбор целевых рынков. Маркетинговые стратегии для сегментов рынков. Позиционирование - выбор и реализация стратегии

2

Тема 5. Конкурентная среда

1

Анализ конкурентной среды. Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров.

Анализ слабых и сильных сторон конкурентов. Создание собственных конкурентных преимуществ на основе матрицы БФГ и др. приемов

2

Тема 6. Товар и товарная политика

1

Товарная политика. Сущность понятия товар. Классификация товаров.

2

2

Принятие решения относительно товарного ассортимента, использования товарных марок, упаковки, жизненного цикла товара

2

Тема 7. Ценовая политика

1

Ценовая политика. Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Назначение цен в маркетинге.

Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Факторы, влияющие на формирование цен

2

2

Тема 8. Сбытовая политика

1

Сбытовая политика. Основные понятия: сбыт, распределение, реализация товаров, сбытовая политика - ее цели и задачи.

Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды, уровни. Критерии выбора каналов сбыта

2

2

2

Торговые посредники, факторы, влияющие на выбор посредников. ФОССТИС. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики

2

Тема 9. Коммуникационная политика

1

Маркетинговые коммуникации. Основные решения при создании рекламы. Рекламная стратегия. Выбор средств распространения рекламы. Оценка рекламы

2

2

Характеристика различных видов рекламных коммуникаций

Бюджет рекламы. Организация рекламной компании. Связи с общественностью

2

2

Тема 10. Стратегия и планирование в маркетинге

1

Стратегия, планирование, контроль. Характеристика различных стратегий роста фирмы. Содержание годового маркетингового плана. Сущность и содержание маркетингового контроля

2

Практические работы

14

2,3

4

Анализ маркетинговой информации. Анализ целевого рынка.  Решение ситуационных задач

5

Оценка сильных и слабых сторон конкурентов - на примере конкретной ситуации. Решение ситуационных задач

6

Решение ситуационных задач по формированию ценовой политики компании

7

Решение ситуационных задач по анализу и оценке эффективности сбытовой политики компании ы

8

Организация рекламной компании: выбор средств, составление рекламных текстов

9

Оценка эффективности рекламной кампании. Решение ситуационных задач

10

Решение ситуационных задач по планированию маркетинговой работы

Самостоятельная работа при изучении учебной дисциплины

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических  работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Рефераты: «Маркетинговые стратегии рынков»; «Выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать»; «Международное рекламное законодательство»; «Установление цен по географическому признаку на примере России».

Домашние задания: «Информация к размышлению: Nike (ответить на предложенный перечень вопросов); «Составить резюме к теме и перечень основных понятий»; «Составить резюме к статье «Иногда мнения эксперта бывают курьезными». «Составить анкету для проведения маркетингового исследования на любой выбранный обучающимся товар»; «Анализ статьи: IBM – реструктуризация службы сбыта. Сделать вывод».

25

3

ВСЕГО аудиторная работа:

51

ВСЕГО самостоятельная работа:

76

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины предполагает наличие учебного кабинета  «Маркетинг».

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (комплект плакатов по маркетингу).

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Учебник для ВУЗов – М.: Прогресс, 2010.
  3. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Дополнителльные источники:

  1. Басовский Л. Е. Маркетинг. Учебное пособие для СПО – М.: Инфра-М, 2010.

2.        Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации.

3.        Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика – 2009.

Интернет-ресурсы:

1 www.marketcenter.ru – Сайт Системы межрегиональных маркетинговых центров

2. www.sostav.ru – Сайт посвящен проблемам маркетинга и рекламы

3. www.4p.ru  Сайт электронного журнала по маркетингу

4. www.admarket.ru  Сайт Клуба журналистов, пишущих в центральной прессе о маркетинге и рекламе

5. www.marketer.ru – Сайт посвящен проблематике Интернет-маркетинга

Отечественные журналы:

«Вопросы экономики»

«Маркетинг»

«Маркетинг в России и за рубежом»

«Российская торговля»

«Современная торговля»

«Справочник экономиста»

«Экономическое обозрение»

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

При освоении программы учебной дисциплины «Маркетинг» занятия могут проводиться рассредоточено или концентрировано.

Промежуточные консультации преподавателя – не большими группами – 10-12 обучающихся.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю дисциплины «Маркетинг».

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин таких как: «Маркетинг».

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ»

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации. Формировать спрос и стимулировать сбыт товаров

  • Правильность определения потребности;
  • Правильность выявления типа маркетинга в соответствии с потребностями потребителя;
  • Аргументированность формирования спроса;
  • Аргументированность выбора методов стимулирования сбыта

Текущий контроль в форме:

- защиты практических работ;

- контрольных тестов по темам

учебной дисциплины;

- итоговой контрольной работы по материалам всего курса

Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации

  • Логичность обоснования целесообразности использования маркетинговых коммуникаций;
  • Правильность применения маркетинговых коммуникаций

Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений

  • Правильность соблюдения последовательности проведения маркетинговых исследований;
  • Обоснованности принятия маркетинговых решений

Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей. Оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации

  • Обоснованность принятия решений при реализации сбытовой политики;
  • Правильность оценки конкурентоспособности товаров;
  • Правильность оценки конкурентных преимуществ организации

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

ОК

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрация интереса к будущей профессии;
  • активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
  • наличие высоких результатов при освоении учебных дисциплин и профессиональных модулей;
  • наличие положительных отзывов по итогам  производственной практики

Интерпре-тация результа-тов наблюде-ний за деятельно-стью обучающе-гося в процессе освоения образова-тельной программы

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации и проведения экономической и маркетинговой деятельности;
  • оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организации и проведения экономической и маркетинговой деятельности

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников, включая электронные

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
  • ориентация на обучение в течение всей жизни

Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь

  • использование в речи специальных терминов в соответствии со спецификой получаемой профессии;
  • отсутствие недостатков в развитии речи

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий

  • соблюдение норм действующего законодательства;
  • учет в профессиональной деятельности обязательных требований нормативных документов, стандартов, технических условий

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

  • проявление интереса к военной службе;
  • готовность к исполнению воинской обязанности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебной практики ПМ.04, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике

Формирование у обучающихся практических профессиональных умений в рамках модуля по основным видам профессиональной деятельности....

Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике для базовой подготовки

Рассматриваются теоретические вопросы экономического анализа как системы знаний о предмете и объектах, методе и задачах, методике и организации аналитической работы на предприятиях. Раскрываются метод...

Рабочая программа дисциплины Индивидуальный проект для студентов специальностей 38.02.03. Операционная деятельность в логистике и 38.02.07. Банковское дело базовой подготовки

Рассматриваемый материал позволяет студентам-первокурссникам погрузиться в основы научного исследования через метод проектной деятельности....

ФОС по учебной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике ППССЗ базового уровня

Оценочные средства, представленные по общепрофессиональной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности содержат пояснительную записку к итоговой аттестации в формате тестирования, два вариа...

Рабочая программа ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Рабочая программа ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» специальность 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...