Морское агентирование
статья на тему

Юлия Васильевна Корсакова

Морское агентирование является одной из важнейших услуг, оказываемых в процессе торгового мореплавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agentirovanie.docx764.53 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Заход судна в морской порт связан с необходимостью выполнения определенных операций, например: погрузо-разгрузочные работы, посадка-высадка пассажиров, ремонт, бункеровка, снабжение и т.п. При этом каждый заход требует проведения всевозможных вспомогательных операций и оказания услуг. В силу специфики международного судоходства капитану и администрации судна было бы крайне трудно хотя бы с какой-то долей эффективности выполнить все необходимые операции. Особенно это касается портов малопосещаемых стран, где сильно развито действие местных обычаев, не отраженных в справочниках, а также имеется значительная конкуренция между оказывающими услуги фирмами.

Поэтому судовой администрации нужен помощник, который бы осуществлял консультирование, лично бы обеспечивал своевременную связь с береговыми организациями, организовывал комплексное обслуживание судна в порту. Эти функции обычно берут на себя работники специальных агентских компаний, называемые агентами.

Морское агентирование является одной из важнейших услуг, оказываемых в процессе торгового мореплавания.

Агентирование возникло в глубокой древности и связано с разделением труда в торговом обороте. До этого, во времена зарождения судоходства, судовладелец зачастую был одновременно и капитаном судна. Груз до порта назначения обычно сопровождал сам торговец груза.

Уже тогда появились зачаточные формы представительства интересов судовладельца в порту. С течением времени все более стала наблюдаться потребность в выделении и расширении функций представителя собственника и посредника. Эти функции начинают выполнять специально уполномоченные лица.

Постепенно, с течением времени, морские агенты становятся ключевыми фигурами в морском бизнесе. Морской транспорт призван обеспечить перевозку экспортно-импортных товаров, а также грузов иностранных фрахтователей, доставляя продукцию в неповрежденном виде, количественной сохранности при максимальном сокращении сроков их обращения.

В связи с этим актуальной проблемой на современном этапе развития, является улучшение качества и сокращение времени  обработки судна в порту. Что напрямую зависит от эффективности работы агента.

1.Основные функции морских агентов

Если рассматривать полный спектр услуг, предоставляемый морским агентом, то можно выделить функции и подразделить их на три группы:

Табл.№1. Функции морских агентов

Функции

Обслуживание судов            

Постоянные функции      

Эпизодические функции

- Работа, выполняемая агентом до прихода судна в порт - основывается на информации подаваемой  капитаном  судна, сроки которой определяются агентским соглашением (содержит сведения о судне и рейсе);

- Работа, выполняемая агентом на период стоянки судна у причала или на рейде, начинается с прибытия судна в порт;

- Сбор, изучение и систематизация информации по вопросам морского судоходства в данном порту или регионе;

- Развитие и поддержание деловых связей с фирмами, услуги которых необходимы для организации комплексного обслуживания судна.

- Обеспечение постановки судов на ремонт;

- Посредничество при сдаче и возврате судов из тайм-чартера;

- Помощь при госпитализации членов экипажа;

- Участие в оформлении в случае общей аварии

- Регулирование последствий столкновения судов и кораблекрушений и другое.

После того, как агент получает информацию от капитана, он  извещает о приходе  судна портовые власти, а так же фрахтователя, согласовывает порядок обработки судна и выполняет различные формальности и обеспечивает судну безопасный заход в порт (находит свободный причал, заказывает буксиры, швартовщиков, лоцмана для судна).

После прибытия судна в порт, агент:

  1. Направляет комиссию для встречи судна;
  2. Дает информацию капитану об условиях стоянки и обработки судна в порту, а так же постоянно поддерживает связь с ним (для решения вопросов связанных со стоянкой судна). Агент должен выполнять все требования капитана, по удовлетворению потребностей судна;
  3. Передает (в срочном порядке) нотис о готовности судна фрахтователю;
  4. Организовывает и контролирует погрузо-разгрузочные работы.
  5. Подготавливает грузовые документы, завершает все расчеты по судну и обеспечивает ему право на свободный отход.
  6. Предоставляет  капитану предварительный дисбурсментский счет.
  7. Так же контролирует фрахтовые поступления и переводит  их на счет принципала, по договоренности с ним.

Таким образом, вся информация, все расчеты и претензии осуществляются через агента.

После отхода судна агент извещает судовладельца и агента следующего порта о заходе судна, рассылает грузовые документы и выполняет окончательные расчеты по заходу судна. После этого он составляет и отсылает окончательный дисбурсментский счет судовладельцу.

Если агент принимает номинацию, то с этого момента он постоянно находится на связи и с капитаном судна, и с фрахтователем. Он обязан ставить в известность перевозчика обо всех особенностях данного порта, предоставить перечень необходимых документов, которые должны быть при входе в порт, предупредить об обычаях порта.

Задача агента максимально быстро и точно организовать обслуживание в порту (погрузо-разгрузочные работы; оформление документов, включая таможенные и пограничные; и другие виды обслуживания судна в порту).

2.3 Расчет суммы портовых сборов за вход/выход в порт .

Для того, чтобы определить стоимость судозахода  в порт, применяются установленные ставки портовых сборов морского порта. Согласно правилам применения портовых сборов в РФ портах, портовые сборы оплачивают суда заходящие и выходящие из порта, а также суда проходящие акваторию порта транзитом. Ставки портовых сборов установлены в рублях, за единицу валовой вместимости судна (GT). Судно поданное в порт в балласте оплачивает портовые сборы по рейсу для выполнения которого оно подано. Портовые сборы при входе судна в порт оплачиваются по рейсу, каким судно вошло в порт. При выходе судна из порта сборы с судов оплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта.

Табл.№2. Пример расчета суммы портовых сборов за вход/выход т/х «Волжский - 50» в порт Таганрог.

Сборы

Ставки (руб./ 1GT) вход/выход

GT

Всего (руб.)

Корабельный сбор

5,39х2

5216

56228,48

Канальный сбор

6,05х2

5216

63113,6

Лоцманский сбор:

5216

Внутрипортовая проводка

0,54х2

5216

5633,28

Внепортовая проводка

0,13х2

5216

1356,16

Маячный сбор

0,94х2

5216

9806,08

Навигационный сбор

5,01х2

5216

52264,32

Ледокольный сбор

С 11.12. по 15.03

31,10х2

5216

Сбор транспортной безопасности акватории порта

1,91х2

5216

19925,12

Итого

208327,04

Диаграмма №1: Сравнительный анализ величины портовых сборов.

2.4 Проформы дисбурсментских счетов по порту погрузки/выгрузки

При заходе судов, как в российские, так и в заграничные порты, администрация портов взимает обязательные платежи, за пользование инфраструктурой порта, обеспечения безопасности  мореплавания и порядка в морских портах.

Это и есть так называемые портовые сборы, которые судовладельцы обязаны заплатить администрации морских портов. Но это не все расходы, которые несут судовладельцы при обслуживание и обработки судов в портах.

На основании счетов, собранных от всех, кто предоставляет судну те или иные услуги во время его захода в порт, агент составляет сводный документ, который носит название «дисбурсментский счет». К дисбурсментскому счету прилагаются оригиналы всех счетов, поступивших от фирм, участвовавших в обслуживании судна, груза и экипажа, расписки капитана судна, таймшит, акт учета стояночного времени и другие документы, необходимые для проверки правильности составления выставленных к оплате счетов. 

Дисбурсментский счет обычно составляется на каждый судозаход в порт и следовательно, в него включаются все счета, имеющие отношение к данному рейсу судна.
Расходы линейного оператора по агентированию оборудования,  которые имеют текущий характер, не могут быть привязаны к конкретному судну и не вносятся в судовой дисбурсментский счет. Поэтому агенты получают такие счета от всех третьих лиц, проверяют их, акцептуют и затем формируют отдельный счет на оборудование.
Специфика сборов и платы за многочисленные услуги, а также различия в национальных финансовых законодательствах привели к большому разнообразию форм дисбурсментских счетов. Чтобы устранить это неудобство в расчетах между иностранными агентами и советскими судовладельцами, применяется унифицированная форма дисбурсментского счета («Морфлот-100»), разработанная В/О «Совинфлот» в 1973 г. Форма составлена в компьютерном варианте, т .е. с ее помощью можно организовать учет и проверку дисбурсментских расходов в системе ЛСУ «Морфлот».

Дисбурсментский счет имеет дебетовую и кредитовую части. В дебетовую часть агент включает все расходы судовладельца, в кредитовую— все денежные поступления в пользу судовладельца: суммы, возвращаемые судовладельцу по его рекламациям; скидки с тарифов, предоставляемые некоторыми фермами в пользу судовладельца; возврат капитаном судна наличных денег агенту и т. д.
В агентском соглашении обязательно указываются сроки составления дисбурсментских счетов и представления их судовладельцу. Это условие является особенно важным для судовладельца, так как облегчает планирование им своей финансовой деятельности. Обычный срок составления дисбурсментского счета и представления его судовладельцу—45—60 дней после отхода судна.

Фрахтователь информирует агента в порту погрузки о характеристиках предоставляемого судна, а так же о возможности его замены аналогичным судном (substitute)и просит предоставить проформу дисбурсментского счета в соответствии с предоставляемым судном. Агент на основании расчетов произведенных в проформе получает от фрахтователя сумму-аванс, для обеспечения судну захода в порт. Получив информацию о судне, предназначенном для перевозки конкретного груза от фрахтователя, агент отправляет на судно запрос о предоставлении судовой документации для оформления портовых формальностей.

Типовые проформы дисбурсментских счетов по портам Искендерун и Таганрог приведены ниже.

PROFORMA OF D/A 25.05.2016

RECEIPT  NO

TL

TCB Currency

USD

SANITARY DUES:

590449

592.80

1.7290

342,86

LIGHT DUES:

TRB1407168

586.16

1.7290

339,02

PILOTAGE BERTHING/UNBERTHING:

262102

932.24

1.7074

546,00

TUGBOAT BERTHING/UNBERTHING:

262102

870.77

1.7074

510,00

QUAY DUES (2 DAYS):

262102

128.06

1.7074

75,00

GARBEGA EXPENSES:

262102

340.51

1.7074

199,43

FRESH WATER EXPENSES 40 M/T:

262102

516.32

1.7074

302,40

MOTOR BOAT EXPENSES:

262102

384.17

1.7074

225,00

MARITIME CHAMBER DUES/SHARE:

KC00090108

651.58

1.7290

376,85

HARBOUR MASTER:

C484422286

77.50

1.7074

45,39

COMMUNICAATION EXPENSES:

……

……

……

150,00

LOCAL TRANSPORT:

……

……

……

200,00

FACILITIES AND FORMALITIES:

……

……

……

300,00

ATTENDANCE FEE:

262104

743.47

1.7290

430,00

AGENCY FEE:

262103

1.296.75

1.7290

750,00

TOTAL:

4811,95

Company Ltd. «NWSC»

Russia, 346780, port Taganrog, Petrovskaya str.,2

Tel/Fax. (86342)4-46-58, 4-04-30 E-mail: taganrogseaport@port.ru

PROFORMA OF D/A 17.06.2016

DUES AND TAXES

AMMOUNT RUBLES

Mooring dues/Швартовый сбор

538,99

Berth dues/Причальный сбор

4704,71

Service of tug-boat/Услуги буксира

20000,00

Environmental/Очистка порта от нефтепродуктов

65,76

Pilotage Sea/Лоцманская проводка море

1356,16

Pilotage port/Лоцманская проводка внутри порта

5633,28

Tonnage dues/Корабельный сбор

56228,48

Navigation dues/Навигационный сбор

52264,32

Service of motor-boat/Услуги катера

12000,00

Lighthouse dues/Маячный сбор

9806,08

Removal off faecal, bilde waters, dry rubbish/Сдача отходов

19925,12

Ice dues/Ледовый сбор

……

Channel dues/Канальный сбор

63113,6

Bank expenses/Банковская комиссия 1%

0,00

Agency free/Агентское вознаграждение

31436,50

Post, phone expenses/Расходы почта, связь

3143,65

Rate of currency/Курс валюты 1USD =

65,6195

Total USD

4311,025

Если сравнивать дисбурсментские счета двух разных портов, то можно увидеть их аналогичность. Однако есть и кардинальные различия межу документами.

В России агенты сами устанавливают величину агентского вознаграждения, по договоренности. В Турции ставка агентского вознаграждения фиксирована и зависит от грузоподъемности судна. Ставка за стоянку судна у причала в турецком порту Искендерун, установлена и взимается за 2 дня нахождения т/x в порту. Соответственно, если требуется больше времени для обработки судна у причала, ставка удваивается. В Российских портах эта ставка зависит не только от времени нахождения судна у причала, но и от габаритов судна. Так же к основным различиям можно отнести отсутствие в Турецких портах ледокольного сбора.

Если сравнивать окончательные суммы дисбурсментских счетов, можно заметить что обслуживание т/х «Волжский-50» в российском порту Таганрог обойдется фрахтователю дешевле, чем в турецком порту Искендерун.

Однако, для того что бы отослать проформу дисбурсментского счета фрахтователю, агенту необходимо получить на руки другие документы, необходимые для оформления рейса.

  1. Документальное оформление рейса

Рейс судна начинается с получения капитаном указаний от фрахтователя по предстоящему рейсу в форме рейсового задания, в котором указывается:

  • Род груза;
  • Порт погрузки и порт выгрузки;
  • Агенты в портах погрузки и выгрузки;
  • Нормы погрузки и выгрузки;
  • Условия подачи судна в порт (начало отсчета сталийного времени);
  • Условия подачи нотиса о готовности;
  • Условия оплаты фрахта;
  • Дополнительные условия по оформлению коносамента;
  • Указание используемой проформы коносамента;
  • Дополнительные условия по осуществлению текущего рейса и перевозке конкретного вида груза;
  • Условия подачи диспетчерской информации в порты погрузки и выгрузки;

Нотис о готовности судна - извещение, вручаемое судовладельцем (капитаном судна) фрахтователям или их агентам о предполагаемом времени прибытия судна в порт или его готовности к производству грузовых операций. Сроки и порядок подачи нотиса оговариваются в чартере. Подача нотиса о предполагаемом прибытии судна связана с необходимостью предоставления грузоотправителям времени на подготовку грузов. В чартерах обычно предусматривается подача нескольких таких нотисов, первый из которых, как правило, подается в момент выхода судна из последнего порта выгрузки по предыдущему рейсу. В ряде случаев, когда погрузка осуществляется непосредственно из транспортных средств (вагоны, баржи и т.д.) в судно и выгрузка идет по прямому варианту, необходимо точно скоординировать одновременное прибытие морского судна и транспортных средств. В этих случаях используется система предварительных и окончательных нотиса. По предварительному нотису, который подается судовладельцем за обусловленное количество дней до прибытия судна, осуществляется заказ трансп. средств, концентрация груза для его подачи к судну и т.п. При подаче окончательного нотиса за строго определенное количество дней до прибытия судна грузоотправитель (грузополучатель) осуществляет "отзыв", т.е. дает распоряжение о подаче транспортного средства или о доставке груза к дате прибытия судна. Нарушение сроков окончательного нотиса влечет для судовладельца ответственность в размере доказанных убытков другой стороны. Нотис о готовности судна к погрузке или выгрузке подается капитаном после того, как судно прибыло в порт и во всех отношениях готово к началу грузовых операций. После вручения нотиса о готовности судна к производству грузовых операций в установленный чартером срок и по истечении нотисного времени начинается течение сталийного времени. Если нотис готовности не подан или подан, но с достаточными основаниями отклонен, судно считается не прибывшим и фрахтователь не несет ответственности за его простой. Ниже приведен Нотис  о готовности.

Время обработки судна (statement of facts/time sheet) – учитывает время обработки судна в порту, связанного с грузовыми операциями, простоями предусмотренными договором перевозки, сверхурочную обработку судна, задержки по вине судна или порта.

Ниже представлен statement, полученный в процессе погрузки в порту Искендерун.

1. Agent: «Transoptimal group»

STATEMENT OF FACTS

2. Vessel: m/v «Volzhskiy-50»

3. Port of loading: Iskenderun

4. Owners: NWSC

5. Cargo: General cargo

6. Vessel arrived on Iskenderun roads: 07.06.16 AT 14.00

7. N.O.R. tendered: 07.06.16. AT 14.00

DETAILS OF DAILY WORKING

DATE

DAY

Hours worked

Hours stopped

REMARKS

from

to

from

to

7.06.16

14.00

Vessel arrive on Iskenderun NOR tendered

14.00

24.00

Awaiting berthing, berth fore loading is occupied by mv Katrin-1

8.06.16

00.00

24.00

Ditto

9.06.16

00.00

17.00

Ditto

17.00

19.00

Passing to the berth for loading

19.00

21.00

Draft survey

21.00

Loading commenced

21.00

24.00

Loading

10-11.06.16

00.00

24.00

Loading

12.06.16

00.00

Loading completed

00.00

02.00

Draft survey

02.00

02.30

Awaiting cargo documents

02.30

21.30

Awaiting clearance out

21.30

23.00

Clearance out

23.00

24.00

Awaiting traffic permission to more

24.00

Vessel sailed

Грузовые документы на погрузку судна:

1.Тальманские расписки. Выдаются тальманами при погрузке штучных генеральных грузов за каждую отработанную смену. При погрузке навалочных грузов учет количества груза производится на основании определения веса груза по осадкам судна представителями отправителя и представителями судна (составляется рапорт о количестве погруженного груза обеими сторонами). В случае расхождений в количестве погруженного груза составляется акт о недостаче или излишках груза.

2.Штурманские расписки. Издаются на основании тальманских расписок по результатам погрузки на судно в целом. Капитан вносит свои оговорки по качеству и количеству груза.

3.Коносамент. Издается на основании штурманских расписок, в соответствии с условиями чартер-партии и конкретной проформы коносамента. Оговорки из штурманских расписок могут вноситься в коносамент в соответствии с соглашением между фрахтователем, отправителем и получателем (clean on board -  не допускается внесения никаких оговорок в коносамент, подписывается «чистый» коносамент).

Коносамент имеет важнейшее значение в морских перевозках и международной торговле:

Он несет в себе следующие функции:

  • Является доказательством наличия, а в линейном судоходстве и носителем содержания договора морской перевозки
  • Является ценной бумагой, т.е. документом о правовом титуле его законного держателя на груз. Так же оформляется как оборотный документ (negotiable document), позволяющий передавать правовой титул передачей коносамента. Эти свойства коносамента делают его товарораспорядительным.
  • Служит распиской перевозчика в приеме груза к перевозке

Ниже приведен коносамент по погруженному грузу.

Bill of Lading

TRAILER/CAR NUMBER: __________________

TO

FROM

Consignee: NWSC

Shipper: Transoptimal group

Street:  Petrovskaya str.,2

Street: Sht. Ibrahim Karaoglanoglu Cad. No: 47/A

Destination: port Taganrog

Origin:

City/State/Zip: Taganrog

City/State/Zip: ISKENDERUN

Route:

Special Instructions:

FOR PAYMENT, SEND BILL TO

SHIPPER'S INSTRUCTIONS

Name

Company – Transoptimal group

Street - Sht. Ibrahim Karaoglanoglu Cad. No: 47/A

City/State/Zip - Iskenderun

CARGO

TIME

DESCRIPTION OF ARTICLES

SPECIAL MARKS & EXCEPTIONS

WEIGHT

CHARGES

General cargo

-------------

-----------------------------------

3200,0

--------------------------

RECEIVED subject to the classifications and tariffs in effect on the date of the issue of this Bill of Lading, the property described above in apparent good order, except as noted (contents and condition of packages unknown), marked consigned and destined as indicated above which said carrier (the word carrier being understood through this contract as meaning any person or corporation in possession of the property under the contract) agrees to carry to its usual place of delivery as said destination.  If on its route, otherwise to deliver to another carrier on the route to said destination. It is mutually agreed as to each carrier of all or any of said property, over all or any portion of said route to destination and as to each party at any time interested in all or any said property, that every service to be performed hereunder shall be subject to all the Bill of Lading terms and conditions in the governing classification on the date of shipment.  Shipper hereby certifies that he is familiar with all the Bill of Lading terms and conditions in the governing classification and the said terms and conditions.

Shipper – Transoptimal group

Carrier - port Iskenderun

Per - NWSC

Per – port Taganrog

Date: 07/06/2016

Mark with “X” or “RQ” if appropriate to designate Hazardous Material s Substances as defined in the Department of Transportation Regulations governing the transportation of hazardous materials. The use of this column is an optional method for identifying hazardous materials on Bills of Lading 172.201(a)(1) (iii) of Title 4 9. Code of Federal Regulations. Also when shipping hazardous materials, the shipper' s certification statement prescribed in section 172.204(a) of the Federal Regulations, as indicated on the Bill of Lading does apply, unless a specific exception from the requirement is pro vided in t he Regulation for a particular material.

Дисбурсментский счет – содержит информацию обо всех расходах, связанных с заходом судна в порт. Существует предварительный дисбурсментский счет и финальный (см. пункт 2.4).

Все документы, от чеков до выписки на выход судна из порта, проходят через агента. От него напрямую зависит скорость их оформления. Следовательно, от того на сколько быстро и качественно агент выполнит свою работу, зависит время нахождения судна в порту.

Заключение

Морское агентирование — коммерческое представительство. Независимо от того, какого бы рода ни был агент, он должен представлять интересы принципала и действовать в целях их реализации. Специфика морского агентирования определяется, главным образом, тем, что принципалом морского агента всегда является судовладелец. Работа агента и деятельность агентских фирм, является неотъемлемой частью всей логистической цепочки транспортно-экспедиционного обслуживания. Это показывает, насколько важен и нужен агент в морском судоходстве. Без него современное судоходство было бы не возможно.

Подводя итог необходимо отметить, что морское агентирование является одной из важнейших услуг, оказываемых в процессе торгового мореплавания. От качества и скорости работы морского агента, зависит не только скорость обработки судна в порту, но и своевременность, и устойчивость экономических связей.

Юридическим основанием для выполнения соответствующих  действий служит договор. Форма его  может быть различной: письменный договор, подробно перечисляющий права и обязанности сторон, либо доверенность на выполнение агентских действий или разовых поручений. Многие крупные судовладельцы, а также агентские компании имеют свои стандартные проформы договоров морского агентирования. В практике международного судоходства применяются различные виды агентских соглашений. Договор о морском  агентировании может быть заключен  на неопределенный период с правом его расторжения на определенных условиях или на конкретный срок (например, на год, квартал) либо на выполнение определенной работы, с завершением которой действие договора прекращается. Основанием для расторжения договора может быть нарушение одной из сторон предмета договора, например превышение агентом своих полномочий возникновение в деятельности агента конфликтных ситуаций в отношениях с принципалом, разглашение конфиденциальной информации и т д.

Список литературы:

1.Кудюкин А.А., Петров И.М. Правовые аспекты морского агентирования. Учебно-методическое пособие. — Одесса: Феникс, 2011. — С. 262. — ISBN 966-8631-79-Х.

2. Кириченко А.В. Введение в транспортную логистику. Учебное пособие -СПб ГУАП, 2011

3. Петров И.М. Виговский В.А. Агентирование морских судов: теория и практика. — М.: Книги - XXI, 2012.

4.  Гончарук  О.В.  Экономическая  эффективность  транспортно-технологических  систем. М.: Наука, 2011.

5.  Корпоративная  логистика.  300  ответов  на  вопросы  профессионалов  /  .  В.В. Сергеева.  –ИНФРА-М, 2010.

6.  Курганов  В.М.  Логистические  транспортные  потоки. М. Дашков, 2010.

7. http://oda333.ucoz.org -  Транспортные системы. Логистика

8. http://www.marinetraffic.com – Карта местоположения и движения судов в реальном времени.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровой урок Морской бой по теме"Обработка накладных карманов"

игровой урок мосркой бой по предмету Технология швейных работ...

Военно-морские силы России в Первой мировой войне

Буклет посвящен военно морским силам России в Первой мировой войне.В России были разработаны эскадренные миноносцы типа “Новик”. Корабль к началу Первой мировой войны являлся лучшим эсминцем в своем к...

Военно-морские силы Великобритании и Германии в Первой мировой войне

Военно-морские силы Великобритании и Германии в Первой мировой войнеПеред началом Первой мировой войны  особенно упорное соперничество в наращивании военно-морской мощи шло между Великобританией ...

Морской бой по биологии для учащихся 9-11 классов

Игра "Морской бой" по биологии расчитана на учащихся 9-11 классов.ЦЕЛИ:  -расширять кругозор и эрудицию; -приобщать к творческой деятельности;-повышать интеллект и любознательность;-способст...

Урок-игра "Морской бой" по "Основам экономической теории"

Методическая разработка урока-игры "Морской бой" по дисциплине "Основы экономической теории"...

Исследование морской воды

Целью нашего исследования явилось изучение физических свойств воды, взятой в различных морях. Для сравнения взяли пробы воды из Азовского моря (около городского пляжа г. Керчь) и Черного моря (около г...