Урок-игра "Морской бой" по "Основам экономической теории"
методическая разработка на тему

Сорокина Светлана Михайловна

Методическая разработка урока-игры "Морской бой" по дисциплине "Основы экономической теории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_ekonomicheskaya_teoriya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕНННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. САВВЫ МОРОЗОВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     

                           

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по учебной дисциплине «Основы экономической теории»

(2-й курс)

ИГРА «Морской бой»

Автор: преподаватель спецдисциплин

Сорокина Светлана Михайловна

2014 год

ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»

Игра «Морской бой» является промежуточной формой контроля знаний обучающихся по дисциплине «Основы экономической теории».

Тип урока: игра

Цель: проверка знаний обучающихся

Функции цели:

Образовательные:

  1. обобщение и систематизация знаний обучающихся.
  2. формирование умения формулировать ответы на вопросы.

Воспитательные:

  1. развитие и укрепление чувства коллективизма, умение слушать других;
  2. воспитание дисциплинированности, ответственности, умение работать в коллективе.

Развивающие:

  1. развитие логического мышления и творческой активности;
  2. развитие умения мобилизировать все свои знания; думать, сопоставлять, оценивать собственные силы.

Оснащение: кроссворд, поле игры для руководителя (поле для участников игры рисуется на доске)

Ход урока

  1. Введение в учебную деятельность.

Для того чтобы успешно прошла наша игра необходимо определиться с задачами.

Учебные задачи:

А) разбить участников на команды по 4-6 человек.

Б) участники должны соблюдать правила игры и уважать команды соперников (не перебивать, не мешать)

В) победителем станет та команда, которая набрала большее количество баллов в течение игры.

  1. Создание учебной ситуации.

Каждый из нас хоть раз, но играл в такую игру как «Морской бой». Перед Вами поле, котором располагаются корабли (двух- и однопалубные). Количество кораблей на поле известно только руководителю игры.

Рекомендации:

  1. делать поле не менее 6*6клеток (36клеток)
  2. количество кораблей не более 2-х каждого вида (итого не более четырех).

Если команда попадает в однопалубный корабль, она получает 10 баллов и имеет право сделать еще один ход. Больше двух ходов делать нельзя.

Если команда попала в двухпалубный корабль, она получает 5 очков и может сделать еще один ход. Если команда добивает корабль, то получает 10 очков. Три хода подряд команда сделать не может.

Если команда сделала ход и не попала в корабль, она отвечает на вопрос. Если ответ верный команда получает 15очков, если неверный, то право ответа получает команда которая первая подняла руку для ответа на этот вопрос.

Победителем станет та команда, которая набрала большее количество баллов.

а

б

в

г

д

е

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Примерный вариант игрового поля

Рекомендации:

  1. следует учесть какое количество вопросов должно быть в запасе у руководителя игры.
  2. вопросов должно быть на 3-5 больше, чем пустых клеток (на случай спорных ситуаций)
  3. в нашем случае вопросов должно быть: (6*6)-4+5=36-4+5=37

Для определения последовательности ходов команды необходимо решить кроссворд. Очередность выполнения этого задания и станет определять последовательность ходов команд.

Вопросы к кроссворду.

По вертикали:

  1. Раздел экономической теории.
  2. Плата за пользование одного из факторов производства.

3. Соперничество между продавцами за достижение наилучших результатов в области какой-либо деятельности, за получение наибольшей прибыли.

По горизонтали:

  1. Институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей.
  2. Наука, которая изучает выбор общества, при ограниченных ресурсах.
  3. Метод, который предполагает разделение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов.
  4. Один из основных вопросов экономики.
  5. Платежеспособная потребность.
  6. экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.
  7. Природные ресурсы.

1

2

м

1

р

ы

н

о

к

а

е

3

2

э

к

о

н

о

м

и

к

а

р

т

о

о

а

3

а

н

а

л

и

з

э

к

к

у

4

ч

т

о

5

с

п

р

о

с

н

е

о

6

р

ы

н

о

ч

н

а

я

7

з

е

м

л

я

ц

и

и

к

я

а

Рис. 2 Кроссворд

Вопросы для игры.

  1. Часть экономической теории, изучающая поведение малых рыночных единиц. (Микроэкономика)
  2. Назовите основные факторы производства. (Труд, земля, капитал, предпринимательские способности)
  3. Экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми. (Традиционная экономика)
  4. Какие основные вопросы приходится решать любому обществу в своей экономической деятельности? (Что? Как? Для кого производить?)
  5. Экономическая теория, представители которой считали, что источником богатства общества является свободный от эксплуатации труд людей в сфере материального производство. (Марксизм)
  6. Какая рыночная ситуация имеет практически полный контроль над ценой? (Чистая монополия)
  7. Назовите основные типы экономических систем. (Традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная)
  8. Состязание между производителями. (Конкуренция)
  9. Тип рынка, на котором существует только один продавец, производящий товар, не имеющий близких заменителей. (Чистая монополия)
  10. Назовите три вида потребностей человека (физические, социальные и духовные)
  11. Великий шотландский экономист, который считал, что источником богатства общества является общественное разделение труда и свободная конкуренция. Автор работы «Исследование о природе и богатстве народов». (Адам Смит)
  12. «Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом». Назовите автора пирамиды потребностей, о которой идет речь. (пирамида потребностей Маслоу)
  13. экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен. (Рыночная экономическая система)
  14. О какой форме организации бизнеса можно сказать следующие слова: «имущество предприятия находится в единоличной собственности предпринимателя». (Индивидуальное предпринимательство)
  15.  «Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.» О какой функции рынка идет речь? (Оздоравливающая или санирующая)
  16.  Какую форму бизнеса необходимо рассматривать, чтоб получить следующие преимущества:
  1. Безграничные возможности по привлечению капитала
  2. Ограниченная ответственность
  3. Свобода входа и выхода акционеров (Акционерные общества)
  1. Ценная бумага, дающая ее владельцу право на получение дивиденда и право голоса на общем собрании акционеров. (Простая акция)
  2. Экономический закон, который определяет зависимость между величиной спроса и ценой: чем выше цена, тем меньше величина спроса. (Закон спроса)
  3. На картинке вы видите кривую спроса, предложения или равновесной цены?

supply.jpg(Кривая предложения)

  1. Экономическая теория, представители которой считали, что источником богатства общества является сфера сельскохозяйственного производства. (Школа физиократов или физиораты)
  2. Английский экономист, который сформулировал закон спроса и предложения (Альфред Маршал)
  3. Повлиять на факторы какой среды конкуренции практически невозможно? (Внешней среды)
  4. Нужда или недостаток в чём-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.(Потребности)
  5. Само слово "экономика" греческого происхождения, буквально означает? ("искусство управления домашним хозяйством")
  6. Вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника (Заработная плата)
  7. На картинке вы видите кривую спроса, предложения или равновесной цены?

1308135424_5.png(Кривая равновесной цены)

  1. Экономический закон, который определяет зависимость между ценой и величиной предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения. (с точки зрения продавца) (Закон предложения)
  2. Приватизация - это? (Переход от общественной собственности к частной)
  3. Назовите четыре фазы экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем)
  4. Привилегированная акция дает своему владельцу… (право на получение фиксированного дивиденда без права голоса)
  5. На картинке вы видите кривую спроса, предложения или равновесной цены?
  6. _041_2.png   (Кривая спроса)
  7. Экономическая теория, представители которой считают, что экономическое развитие определяется объемом денежной массы, находящейся в обращении. (Монетаризм)
  8. К какой теории потребностей подходит это определение: «при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой» (Теория потребностей Герцберга)
  9. Вид дохода, регулярно получаемого с земли, имущества. (Рента)
  10. «Свобода распоряжаться прибылью» имеет отношение к какой форме организации бизнеса? (Индивидуальное предпринимательство)
  11. Доход, получаемый владельцем денежных средств, от предоставления их на время другим экономическим субъектам. (Процент)
  12. Назовите функции рынка. (регулирующая, ценообразующая, стимулирующая, информирующая, посредническая, оздоравливающая)
  13. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь? (Предпринимательские способности)
  14. Используемые в процессе производства станки и промышленное оборудование, производственные здания, сооружения, относятся к какому фактору производства? (Капитал)

Подведение итогов.

Поздравление победителей.

  1. Обеспечение контроля за учебной деятельностью.

На сегодняшний момент готовясь к экзамену по данной дисциплине Вы (обучающиеся) уже точно можете определить для себя на какие темы Вам следует обратить дополнительное внимание.  

Список литературы:

  1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф.  Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.;
  2. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.;
  3. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Кнорус, 2011. – 792 с.;
  4. Пястолов С.М. Экономическая теория: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.М. Пястолов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240с.;
  5.  Тарануха Ю.В. Микроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2009. – 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока КВН по дисциплине "Экономическая теория" тема "Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица"

Изучение темы «Экономическая нестабильность, безработица и инфляция» является составляющим раздела «Макроэкономика», знания основных положений данной темы являются базой для выполнения практических ра...

План урока по "ОСНОВЫ экономической теории"

Часть поурочного планирования, тема "Понятие «спрос». Эластичный и неэластичный спрос."...

Рабочая программа по "Основы экономической теории"

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономической теории"...

Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)

Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)...

Тестовые задания по учебной дисциплине « Основы экономической теории» по теме «Деньги и денежная система»

Тестовые задания предназначены для студентов обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), а также может быть использовано студентами экономических специальностей и...

Тестовые задания по учебной дисциплине « Основы экономической теории» по теме «Финансовая система Российской Федерации»

Тестовые задания предназначены для студентов обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), а также может быть использовано студентами экономических специальностей и...

методические указания по выполнению практической работы по теме Определение точки рыночного равновесия разными способами по учебной дисциплине Основы экономической теории

Методические указания по выполнению практической работы составлены  в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практической работы и подготовки к семинарским занятиям, предусмотренных...