РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономика
рабочая программа на тему

Саввина Светлана Сергеевна

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебной дисциплины       Экономика

 

код, специальность         32.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opd.12_ekonomika_080114.docx52.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Отделение среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины       Экономика

код, специальность         32.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Воронеж

2014

СОГЛАСОВАНА:

Предметно-цикловой комиссией

общеобразовательных  дисциплин по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  

32.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Протокол № ____

от «___»___________201__ года

Председатель предметно- цикловой комиссии

         

                               А.В. Агеева

  Подпись                     Инициалы Фамилия

Заведующий отделением СПО

                                                                   И.А.Котова

                 Подпись                                                Инициалы Фамилия

УТВЕРЖДЕНА:

Заместитель директора по учебной и воспитательной работе

                                                                   Н.В. Боковая

                       Подпись                                                Инициалы Фамилия

 

Составители (авторы): Саламова С.С. преподаватель отделения СПО Воронежского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Рецензент:  ___________________________________________________________________                                                                                                                                                            Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 32.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области организации и проведения коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к общеобразовательному циклу, к профильным общеобразовательным дисциплинам.

Изучается:

-  в 2 семестре на 1 курсе (для обучающихся на базе основного общего образования)

Изучению данной дисциплины предшествует освоение дисциплин Математика, Естествознание.

Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям  студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин (междисциплинарных курсов) являются:

знать:

- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

- основные понятия и методы математических вычислений;

- вклад великих ученых в формирование современной естественно – научной картины мира.

уметь:

- выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений, сравнивать числовые выражения;

- определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;

- использовать графический метод решения уравнений и неравенств;

- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

- работать с естественно – научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет – ресурсах, научно – популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины  “Экономика” состоит в формировании компетентности студентов в различных областях педагогической и культурно-просветительской деятельности, направленной на изучение возможностей и удовлетворение потребностей различных категорий обучающихся.

Поставленная цель предопределила следующие задачи:

- формирование у студентов системы теоретических знаний в области экономики,  позволяющих ясно и последовательно объяснять процессы и явления социально-экономической жизни общества, разрабатывать принципы и методы рационального хозяйствования;

- развитие понимания многообразия экономических процессов в современном мире, а также умения определить их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- актуализация способности студентов применять накопленные по дисциплине знания при решении профессиональных проблем в реальных (смоделированных) условиях;

- стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:

уметь:

- уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

- уметь выбирать адекватные методы и модели для исследования конкретных экономических процессов,

- адаптировать существующие методы под требования специфики задач, а также разрабатывать новые методы; представлять итоги теоретических и прикладных исследований в виде письменных работ;

- применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов;

знать:

- знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы экономических моделей;

- закономерности функционирования современной экономики;

- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  100 часов;

самостоятельной работы обучающегося  50 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

     аудиторные занятия

50

     практические занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:

     самостоятельная работа над рефератом

18

     самостоятельная домашняя работа

32

Итоговая аттестация в форме экзамена

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Экономика»        

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Введение в экономическую теорию.

Основные принципы функционирования рыночной экономики. Деньги

Содержание учебного материала

20

1.

Экономическая наука зарождение и развитие.

развития экономической мысли: меркантилизм, физиократы, классическая школа, кейнсианство, марксизм, неоклассическое направление, монетаризм, теория общественного выбора институционально-социологическое направление

2

2

2.

Предмет и методы экономической теории 

Базовые экономические понятия.

Экономически системы.

Институциональные основы функционирования рынка.

2

3.

Деньги и их функции

2

Практические занятия

Достоинства рыночной системы.

Недостатки рыночной системы

6

Самостоятельная работа обучающихся

Социальная структура общества.

8

Тема 2.

Спрос, предложение и рыночное равновесие. Потребительское поведение

Содержание учебного материала

24

1.

Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Спрос и его факторы.

Предложение и его факторы.

Рынок. Рыночное равновесие, его устойчивость

Эластичность.

Рыночное равновесие и государство.

4

2

2.

Потребительское поведение

Теория предельной полезности.

2

Практические занятия

Излишки потребителя и производителя.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Паутинообразная модель.

12

Тема 3.

Издержки и прибыль. Совершенная конкуренция

Содержание учебного материала

28

1.

Фирма.

Понятие экономических издержек

Виды издержек.

Определение оптимального объема выпуска продукции фирмы

4

2

2.

Совершенная конкуренция

Конкуренция как элемент рынка

2

Практические занятия

Совершенная конкуренция и эффективность экономики.

 Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции

8

Самостоятельная работа обучающихся

Принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.  

14

Тема 4.

Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Содержание учебного материала

32

1.

Принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.  

Рынки несовершенной конкуренции

Три типа рынков несовершенной конкуренции. Общие черты несовершенной конкуренции.

4

2

2.

Монополия

Структура рынка монополистической конкуренции.

4

3.

Структура олигополистического рынка

Принципы антимонопольной политики

2

Практические занятия

Проверка выполнения тренировочных тестов

6

Самостоятельная работа обучающихся

Ценовая и неценовая конкуренция. Преобладание неценовой конкуренции в современных условиях

16

Тема 5.

Рынки факторов производства и распределение доходов

Содержание учебного материала

14

1.

Спрос на факторы производства

Рынок труда

Рынок капитала

2

1

2.

Процентная ставка и инвестиции.

 Дисконтирование

2

3.

Понятие о проценте как доходе фактора капитал

Рынок земли

2

Практические занятия

Государство и рынок труда.

Проблемы занятости в современной России.

Программы государственного страхования по безработице и регулирование рынка труда.

8

Тема 6.

Трансакционные издержки. Риски, неопределенность, асимметрия информации

Содержание учебного материала

16

1.

Трансакционные издержки.

Понятие и виды трансакций.

Оппортунизм субъектов экономики.

Асимметрия информации.

Ограниченная рациональность поведения.

Структура внешних и внутренних трансакционных издержек.

2

1

2.

Информация.

Экономическая сущность информации причины и последствия ее неполноты.

Информация как ресурс.

Роль государства в сглаживании асимметричности  информации.

2

3.

Риск и неопределенность.

Экономический выбор в условиях неопределенности и риска.

Применение базовых вероятностных категорий в экономике.

Предпринимательство и риск.

Неопределенность и предпринимательство.

Риск как особый вид издержек.

Методы снижения риска.

4

Практические занятия

Экономическое значение трансакционных издержек.

Факторы, снижающие трансакционные издержки.

8

Тема 7.

Предпринимательство и фирма

Содержание учебного материала

16

1.

Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике.

Понятие предприятия.

Роль фирмы (предприятия) в экономике.

Основные подходы к анализу фирмы.

 Цели деятельности фирмы.

2

1

2.

Ценные бумаги и фондовая биржа.

Ценные бумаги и их виды.

Рынок ценных бумаг.

Классификация рынков ценных бумаг.

Фондовая биржа и ее функции в экономике Биржевые спекуляции.

Биржи и ценные бумаги в России.

4

3.

Этика бизнеса.

Понятие «деловой этики» или «этики бизнеса.

 Этика и прибыль.

Материальные стимулы этичного ведения бизнеса.

Общественный долг.

Деловая этика в России.

Социальная ответственность бизнеса.

2

Практические занятия

Фирма.

Природа фирмы как рыночного института.

Спонтанный порядок и иерархия.

Типы организации предприятий.

Взаимосвязь размеров и типа фирмы.

Малый бизнес.

Крупный бизнес.

Акционерные общества.

Холдинги

Круглый стол (тема: моя идеальная фирма).

8

Всего:

150


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- нормативные документы;

- комплект учебно-методических пособий

Технические средства обучения:

мультимедиа проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник/А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. – 5-е изд.. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336с. ISBN 978-5-4468-0092-6 (библиотека 24 шт)

Дополнительные источники:

  1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие [Электронный ресурс]: / В.Г. Слагода. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с. - ISBN 978-5-91134-802-1 ЭБС «ЗНАНИНУМ»
  2. Сажина М.А. Экономическая теория: Учеб./М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков; Мос. Гос. Универ. им. М.В.Ломоносова (МГУ). - 3 изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011 - 608с.: ISBN 978-5-8199-0459-6 ЭБС «ЗНАНИНУМ» 
  3. Ларионова И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / Под ред. проф. И.К. Ларионова. - М.: Дашков и К, 2012. - 408 с. ISBN 978-5-394-01816-9 ЭБС «ЗНАНИНУМ»
  4. Журавлева Г.П. Экономическая теория: Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 207 с. ISBN 978-5-369-01063-1 ЭБС «ЗНАНИНУМ»

Электронные ресурсы:

  1. http://www.nobel.se/economics/laureates 
  2. http://www.almaz.com/nobel/economics 
  3. Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы) — http://www.cbr.ru 
  4. РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)http://www.rbc.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

Экспертная оценка при проведении практической работы

- уметь выбирать адекватные методы и модели для исследования конкретных экономических процессов,

Экспертная оценка при проведении практической работы

- адаптировать существующие методы под требования специфики задач, а также разрабатывать новые методы; представлять итоги теоретических и прикладных исследований в виде письменных работ;

Экспертная оценка при проведении практической работы

применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

Экспертная оценка при проведении практической работы

формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов;

Экспертная оценка при проведении практической работы

Знания:

- знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы экономических моделей;

Экспертная оценка при проведении устного опроса, индивидуального задания

закономерности функционирования современной экономики;

Экспертная оценка при проведении фронтального опроса, индивидуального задания

владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.

Экспертная оценка при проведении устного опроса, карточки заданий, индивидуального задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  в...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД01. Введение в профессиональную деятельность (Обще профессиональная подготовка) профессия: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Учебная дисциплина Введение в профессию введена основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО (СПО), 08.01.26  Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-ко...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ&r...