Экономика
методическая разработка на тему

Саввина Светлана Сергеевна

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_ekonomika.docx90.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г.В. ПЛЕХАНОВА

Воронежский филиал

Отделение среднего профессионального образования

С.С. Саламова

ЭКОНОМИКА

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Воронеж 2014


Рецензент:

к.э.н, доцент «Экономики на предприятиях торговли»

ФГБОУ ВПО ВФ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», В.М. Моисеева

Рекомендовано к изданию Советом отделения СПО Воронежского филиала ФГБОУ ВПО ВФ «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

 

С.С. Саламова. Экономика: методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» / Сост. Саламова С.С. – Воронеж: Воронежский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. – 25 с. 

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, решение задач. Для самостоятельной работы студентов – вопросы для самопроверки,  список рекомендуемой литературы

Для студентов СПО специальностей 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Методические указания издаются в авторской редакции.

Сведения об авторах:

Саламова Светлана Сергеевна –  преподаватель первой квалификационной категории отделения среднего профессионального образования  Воронежского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка        4

2. Пояснения по использованию методических указаний по практической и самостоятельной работе студента        9

3. Порядок выполнения практических работ и самостоятельной работы студентом        10

4. Итоговый тест…………………………………………………………….

5. Список рекомендуемой литературы        26

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Экономика» преподается студентам специальностей  38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономика»

Содержание методических указаний по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов по данной дисциплине соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования.

В соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономика» в результате изучения данной дисциплины студент:

должен уметь:

- уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

- уметь выбирать адекватные методы и модели для исследования конкретных экономических процессов,

- адаптировать существующие методы под требования специфики задач, а также разрабатывать новые методы; представлять итоги теоретических и прикладных исследований в виде письменных работ;

- применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов;

должен знать:

- знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы экономических моделей;

- закономерности функционирования современной экономики;

- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.

Данные методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 100701 «Коммерция (по отраслям)».

2. ПОЯСНЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика» состоят из заданий для практической и самостоятельной работы студента и порядка ее выполнения, списка рекомендуемой литературы. Они разработаны таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет проверять выполненные задания.

Тенденция современного образования – самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.

Самостоятельность – это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность.

Самостоятельность – это то качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.

К каждой теме предложена цель, вопросы самопроверки, которые помогут студентам сориентироваться в изучаемой теме, правильно расставить акценты.

Практическая работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

В практических работах студенту предложены названия тем наименования вопросов, вопросы для самопроверки и проверки преподавателем, а также основная литература, необходимая для выполнения предложенных заданий. Для выполнения практической работы студентам разрешается пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы или другими источниками по усмотрению студентов.

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ

Практическая работа №1

Введение в экономическую теорию.

Основные принципы функционирования рыночной экономики. Деньги

Цель занятия –ознакомиться с основными понятиями в экономике, уметь формировать основные принципы функционирования рыночной экономики.

Задание 1. Провести сравнительный анализ, выявить преимущества и недостатки меркантилизма и физиократизма (оформить в виде таблицы).

Задание 2. Провести сравнительный анализ, выявить преимущества и недостатки классической школы и маржинолизма (оформить в виде таблицы).

Задание 3. Постройте график движения ваших денежных средств, в зависимости от потребностей.

Задание 4. К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке.

1. Классическая политическая экономика

а) учение об увеличении богатства общества за счет выгодной внешней торговли

2. Меркантилизм

б) концепция о создании богатства природой в сельском  хозяйстве

3. Физиократизм

в) теория создания богатства общества природой и трудом

Задание 5. Верно — неверно.

1.Описательная наука определяет поведение хозяйственных субъектов.

2.Позитивная экономическая теория на основе фактов дает обобщение хозяйственной деятельности.

3.Нормативная экономическая теория разрабатывает конкретные хозяйственные цели и решения.

4.Эндогенная подсистема в народном хозяйстве вызывает действия факторов находящихся на поверхности экономической жизни.

Вопросы для самопроверки:

  1. Макроэкономика и микроэкономика – это одинаковые понятия? Если нет, то в чем различие? И есть ли между ними связь?
  2. В чем суть экономических категорий и экономических законов? Какие экономические категории и экономические законы Вы знаете
  3. Что такое предмет и метод в экономике?
  4. Какие функции экономики Вы знаете?
  5. Сущность производственных отношений и производительных сил и их взаимодействие.
  6. Чем отличается материальное производство от нематериального?
  7. Каковы предпосылки возникновения и применения денег?
  8. Какие особенности драгоценных металлов (золота) способствовали их использованию в качестве денег?
  9. Докажите, что по природе образования деньги являются товаром.
  10. Какое основное противоречие было разрешено с появлением денег?
  11. В чем состоит значение появления и применения денег?
  12. Чем характеризуется сущность денег и каковы ее особенности?

Практическая работа №2

Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Потребительское поведение

Цель занятия – научиться строить кривые спроса и предложения, уметь определять рыночную цену на графике кривых спроса и предложения, используя график, научиться  определять величину спроса и предложения.

Задание 1. Если уменьшение цены товара на 1% приведет к увеличению спроса на него 2 %, то этот спрос:

  1. Неэластичный;
  2. Эластичный.

Задание 2. Продавец роз решил увеличить объем продаж  путем снижения цены за цветок с 25 руб. до 20 руб. В результате  объем продаж возрос с 150 до 250 штук в день.

Определите:

  1. Как изменился коэффициент эластичности спроса?
  2. Выгодно ли оказалось снижение цены за 1 цветок, если продавец роз закупает их оптом (в большом количестве) по 10 руб. за 1 шт.

Задание 3. Заполните пропуски в таблице 1.

Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности спроса Еpd и запишите в таблицу. Определите характер эластичности:

А) рассчитываем для каждой строчки коэффициент ценовой эластичности спроса

Б) по коэффициенту определяем эластичность спроса

Таблица 1

Цена за 1 кг орехов

P

Величина

Спроса

орехи

(Кг в день)

Q

Характер эластичности

(Эластичен, неэластичен)

Коэффициент

Ценовой

эластичности

спроса

Еpd

3.0

70

3.5

65

4.0

60

4.5

55

5.0

50

5.5

45

6.0

40

6.5

35

7.0

30

Задание 4. Покупатели готовы приобретать то же количество товара, как бы ни изменилась его цена. С каким видом эластичности спроса на данный товар мы сталкиваемся?

Задание 5. Домохозяйка покупает 5 кг мяса по цене 150 рублей. Когда же мясо подорожало до 230 рублей за килограмм, она купила только 4 кг мяса. Какова ценовая эластичность спроса на говядину?

Задание 6. Построить графики спроса, предложение огурцов по табличным данным.

Дать ответы на вопросы:

  1. если цена огурцов изменится с 2 ден.ед/кг до 2,5 ден.ед./кг, то как изменится величина спроса?
  2. определить равновесную цену за 1 кг огурцов и равновесный объём огурцов.

Цена, ден.ед/кг

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

Объём спроса

225

200

175

150

125

100

75

Объём предложения

75

100

125

150

175

200

225

Вопросы для самопроверки:

  1. Сформулируйте закон спроса.
  2. Что такое эффект дохода?
  3. Приведите примеры взаимозаменяемых и дополняющих товаров.
  4. Всегда ли рост цен вызывает снижение величины спроса?
  5. Сформулируйте закон предложения.
  6. Укажите какие факторы спрос и предложение
  7. Что такое эластичность спроса по цене?
  8. Что такое полезность?
  9. В чем различие между общей и предельной полезностью?
  10. Модно ли измерить предельную полезность?
  11. Объясните чем обусловлено поведение потребителя на рынке, его выбор?
  12. В чем суть кривой безразличия?
  13. Что показывает предельная норма замещения?
  14. .Дайте определение бюджетной линии.
  15. Что такое бюджетное ограничение?
  16. Как выгладить математическая модель бюджетного ограничения?

Практическая работа №3

Издержки и прибыль. Совершенная конкуренция

Цель занятия –анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие фирмы как экономического субъекта, теории фирмы; изучить модели рыночной структуры; изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.

Задание 1. На рынке совершенной конкуренции действуют фирмы, имеющие одинаковые общие издержки TC=0,2Q3 – 8Q2 + 120Q. Спрос на продукцию отрасли описывается зависимостью Qd=1360-10Р. Какое число фирм остается в отрасли в долгосрочной перспективе?

Задание 2. Студент еженедельно получает от родителей 20 долларов на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций:

а) Цена продуктов питания - 50 центов, цена развлечений - 50 центов.

б) Цена продуктов питания - 50 центов, цена развлечений - 1 доллар.

в) Цена продуктов питания - 1 доллар, цена развлечений - 50 центов.

г) Цена продуктов питания - 40 центов, цена развлечений - 40 центов.

д) Цена продуктов питания - 50 центов, цена развлечений - 50 центов, но доходы студента увеличиваются до 25 долларов в неделю.

Задание 3. Исходные данные:

Год рождения студента                         ГР = 1995

Месяц рождения студента                            МР = 4

День рождения студента                               ДР = 21

На рынке совершенной конкуренции, отраслевой спрос на котором характеризуется функцией

QD = ГР – ДР × Р

или

QD = 1995 – 21P

установилось долгожданное долгосрочное равновесие.

Все фирмы отрасли имеют одинаковую функцию общих расходов:

ТC = (МР + ДР)q – (МР/12)q2 + (ДР)q3

или с учётом исходных данных:

ТС = 25q – 0,33q2 + 21q3

1) Определить объём продукции каждой фирмы (q) с точностью до 0,000001.

2) Определить сколько фирм (N) функционирует в данной отрасли?

3) Отобразить ситуацию долгосрочного равновесия графически.

4) Получает ли отдельная фирма экономическую прибыль?

5) Могут ли новые фирмы войти на этот рынок?

6) Что должна делать фирма, которая уже много лет работает на этом рынке, если рыночная цена равновесия будет составлять соответственно:

а) рыночную цену 1, равную: P1 = ДР = 21?

б) рыночную цену 2, равную: P2 = MP = 4?

в) рыночную цену 3, равную: P3 = ДР + МР = 25?

7) Отобразить эти ситуации графически.

8) Составить ключ к ответу на задачу в виде: K4 = cos(N × q).

Вопросы для самопроверки:

  1. Фирма и предприятие - это тождественные понятия?
  2. Почему выгодно организовывать полные товарищества?
  3. Зачем нужны коммандисты товариществам на вере?
  4. Чем различаются ОАО и ЗАО?
  5. Что такое рыночная структура и каковы ее основные признаки?
  6. Сформулируйте основные модели рыночной конкуренции и дайте им краткую характеристику.
  7. Назовите отличительную черту рынка совершенной конкуренции.

Практическая работа №4

Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Цель занятия – тщательный и подробный анализ структуры рынка и изучение основных моделей рынка.

Задание 1. подсчитайте норму рыночной концентрации в отраслях А, В и С (таблица 1).

Таблица 1

Фирма

Доля фирмы, % в объеме продаж отрасли

А

В

С

1

40

60

25

2

30

10

25

3

20

10

25

4

5

10

25

5

5

10

0

Задание 2. На рынке действуют две фирмы олигополистического типа. Каждая из них имеет 50% объема рынка. Фирмы придерживаются единой политики цен. Известны (таблица 2) цены, объем выпуска и общие издержки (все в уел. ед.). Определите, при каком объеме производства и каком уровне цены фирмы максимизируют прибыль?

Таблица 2

Объем

выпуска

Цена

Совокупный доход

Предельный доход

Совокупные

издержки

Предельные

издержки

Прибыли

4

12

44

6

9,8

51

8

9,5

68

10

7

87

12

4

108

Задание 3. Олигополистическая фирма продает велосипеды. Предельные издержки ее товара составили 25 долл., предельный доход — 45 долл., совокупные средние издержки — 50 долл. Фирма максимизирует прибыль при условии:

а) снижения цены и уменьшения объема производства;

б) снижения цены и увеличения объема производства;

в) повышения цены и уменьшения объема производства;

г) повышения цены и увеличения объема производства.

Задание .Функция спроса на товары, производимые фирмой олигополистического типа, Р = 420 — 5 Q, где Р — цена продукта, Q — объем выпуска. Какова величина дохода, который получит фирма, если она производит 15 единиц товара?

Задание 5.Олигополистическая фирма производит радиоприемники. Ее предельный доход равен 500 — 8 Q. Совокупный доход равен — 450Q — 16. Предельные издержки — 50 + 20, где Q — объем выпуска. Сколько радиоприемников будет произведено и какую цену установит фирма?

Задание 6. Норма рыночной концентрации измеряет долю четырех крупнейших фирм в объеме продаж в отрасли. Какой недостаток присущ этому показателю?

а) Трудно определить точно, какие продукты образуют данный рынок;

б) Игнорирует воздействие потенциальной конкуренции на поведение фирм;

в) Игнорирует импорт и переоценивает уровень концентрации на рынке;

г) Не учитывает уровень концентрации на местном и региональном уровнях;

д) Не учитывает, как объем продаж распределяется между четырьмя крупнейшими фирмами;

е) Все ответы верны.

Вопросы для самопроверки:

  1. Управление затратами фирмы в краткосрочном периоде.
  2. Особенности управления затратами на производстве в краткосрочном периоде.
  3. Условия и факторы минимизации издержек и максимизации прибыли в краткосрочном периоде.
  4. Модель «затраты - выпуск» для управления затратами в условиях краткосрочного периода.
  5. Управление затратами фирмы в долгосрочном периоде.
  6. Дайте определение понятия Монополист.
  7. Дайте определение понятия ценовая дискриминация.
  8. Что такое семейные доходы?
  9. Определение номинального дохода.
  10.  Сущность и основные черты монополистической конкуренции и олигополии.

Практическая работа №5

Рынки факторов производства и распределение доходов

Цель занятия – научиться рассчитывать издержки производства по отдельным видам и определять их структуру.

Задание 1. Рассчитайте валовые издержки на производство продукции в отчетном году, если в прошлом году предприятие на выпуск 2300 единиц изделий потратило 145700 рублей постоянных затрат и 271000 рублей переменных затрат. При этом в отчетном году выпуск продукции увеличился на 280 единиц изделий.

Задание 2. Рассчитайте валовые издержки на производство продукции в отчетном году, если в прошлом году предприятие на выпуск 4200 единиц изделий потратило 12000 рублей постоянных затрат и 51000 рублей переменных затрат. При этом в отчетном году выпуск продукции сократился на 760 единиц изделий.

Задание 3.Предприятие в прошлом году на выпуск 1000 единиц изделий затрачивало 150000 рублей постоянных затрат и 360000 рублей переменных затрат. В отчетном году выпуск продукции увеличился в 1,35 раз, а административные расходы сократились на 17000 рублей. Рассчитайте валовые издержки в прошлом и отчетных годах.

Задание 4.Распределите издержки предприятия на производство продукции по видам затрат, посчитайте объем валовых издержек. Составьте структуру затрат.

        Материальные затраты – 45500 руб.

        Заработная плата основным рабочим – 67200 руб.

        Заработная плата работникам администрации – 23300 руб.

        Постоянные услуги ЖКХ и других сторонних организации – 5700 руб.

        Административные и канцелярские расходы – 3800 руб.

        Амортизационные отчисления  - 2500 руб.

Задание 5. Предположим, что Центральный банк условной страны, осуществляя операции на открытом рынке ценных бумаг, скупает государственные облигации номинальной стоимостью 300 ден. ед. (при 9 % годовых) по 335 ден. ед. Какова будет доходность (в %) по таким ценным бумагам?

Задание 6. Экономические ресурсы можно использовать для строительства домов интернатов, а так же детских садов. На основе данных таблицы постройте кривую производственных возможностей и определите цену принятого решения при увеличении строительства детских садов с 5 до 18 млрд. рублей.

Варианты

Дома интернаты (млрд. руб.)

Детские сады (млрд. руб.)

А

40

0

Б

35

2

В

31

5

Г

27

10

Д

22

12

Е

21

15

Ж

15

18

З

12

25

И

4

34

К

0

40

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем состоят особенности спроса и предложения на факторы производства?
  2. Чем отличаются прокатная и капитальная цена земли и капитала?
  3. Что такое номинальная и реальная заработная плата работника?
  4. Как выглядят кривые индивидуального и рыночного   предложения труда?
  5. Что вы понимаете под предельным продуктом труда?
  6. Что относят к инвестиционной деятельности предприятий?
  7. Какие источники финансового обеспечения инвестиционной деятельности?
  8. Какова цель идентификации проекта?
  9. В чем проявляется финансовая эффективность инвестиций?

Практическая работа №6

Трансакционные издержки. Риски, неопределенность,

асимметрия информации

Цель занятия – изучить основные понятия и виды трансакционных издержек, научиться определять риски.

        Задание 1. Известно, что в некоторой стране индекс цен потребительских товаров удвоился за 5 лет. Чему был равен среднегодовой темп инфляции в стране в течение этого периода?

        Задание 2. Вследствие расширения спроса цена на товар возрастет на 25 %. Определите, как изменится цена товара, если в стране наблюдается 20 % инфляция.

Задание 3. Если номинальное предложение денег увеличится на 10 % в год, уровень цен вырастет на 8 %, а скорость обращения денег увеличится на 5 %, то на какую величину в соответствии с уравнением количественной теории денег возрастет объем выпуска?

Задание 4. Известно, что в некоторой стране индекс цен потребительских товаров удвоился за 5 лет. Чему был равен среднегодовой темп инфляции в стране в течение этого периода?

Задание 5. Избыточные резервы банка равны 3000 ден. ед., а общая сумма текущих вкладов – 30000 ден. ед. Норма обязательных резервов составляет 20 %. Чему равны фактические резервы банка?

        Задание 6. Определите, какую минимальную норму прибыли должен заложить в расчеты по бизнесу предприниматель, если его капитал в данном бизнесе составляет 150 млн. ден. ед., потенциальный доход при найме на работу – 9 млн. ден. ед. в год, а банковская ставка – 50 % годовых.

Задание 7. При повышении нормы обязательных резервов с 10 % до 20 % общая сумма «банковских денег» сократились на 200 ден. ед. Определите объем депозитных вкладов в банковской системе.

Вопросы для самопроверки:

  1. Общая характеристика экономической неопределенности.
  2. Экономическая неопределенность и экономические риски.
  3. Какие подходы существуют к роли институтов в экономической теории?
  4. Каково влияние трансакционных издержек на экономический рост?
  5. С чем связан тот факт, что далеко не все институциональные изменения способствуют росту экономики?

Практическая работа №7

Предпринимательство и фирма

Цель занятия – научиться вести деловые переговоры в предпринимательской деятельности.

        Задание 1. Определите цену размещения коммерческим банком своих векселей (дисконтных) при условии: вексель выписывается на сумму 1000000 руб. со сроком платежа 30 дней, банковская ставка 60% годовых. Считать год равным 360 календарным дням.

Задание 2. Инвестор А купил акции по цене 20 250 руб., а через три  дня с прибылью продал их инвестору В, который в свою очередь,   спустя три дня после покупки, с прибылью перепродал эти акции инвестору С по цене 59 900 руб. По какой цене инвестор В купил указанные бумаги у инвестора А, если известно, что оба этих инвестора обеспечили себе одинаковую доходность от перепродажи акций?

Задание 3. Составить план деловых переговоров.

Вопросы для самопроверки:

1.Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство».

2.Основные  черты  и  функции  предпринимательской  деятельности.

3. Коммерческое предпринимательство.

4.Виды предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг.

4. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1.        Средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей получили название

а) ресурсы

б) неэкономические блага

в) экономические блага

2.        Ограниченность ресурсов – это проблема

а) всех государств, не допускающих расточительного использования любых ресурсов

б) только государств с ограниченными ископаемыми ресурсами.

в) только тех государств, которые в недалёком прошлом расточительно использовали свои ресурсы

3.        Самой элементарной формой организации экономики является

а) натуральное хозяйство

б) товарное производство

в) рыночное хозяйство

4.        Точка А на графике кривой производственных возможностей характеризует

а) полное использование ограниченных ресурсов

б) неполное использование ограниченных ресурсов

в) отсутствие ресурсов для производства данного объёма двух альтернативных товаров

5.        Функция денег, показывающая, что на производство товара затрачен определённый труд, который имеет конкретную форму соизмерения

а) средство платежа

б) мера стоимости

в) средство накопления

6.        Система, в которой доминирует государственная собственность

а) командная

б) смешанная

в) рыночная

7.        Конкуренция, при которой существует множество продавцов, оперирующих однородными продуктами

а) несовершенная конкуренция

б) совершенная конкуренция

в) олигополия

8.        Для определения предельных издержек используется следующая формула

а)

б)

в)

9.        Издержки, величина которых, в краткосрочном периоде, не изменяется с ростом или падением объема производства

а) переменные

б) внутренние

в) постоянные

10.        Экономический рост, основанный на использовании дополнительного объема факторов производства

а) интенсивный экономический рост

б) экстенсивный экономический рост

в) отрицательный темп экономического роста

11.        Уровень доходов необходимых человеку для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм

а) бедность

б) заработная плата

в) прожиточный минимум

12.        Количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене за определенный период времени

а) предложение

б) спрос

в) потребительская корзина

13.        Спрос эластичен, если

а) Эд=1

б) Эд=0

в) Эд>1

14.        Необходимость возврата кредита в точно определенные сроки, зафиксированные в кредитном договоре, основывается на принципе

а) срочности кредита

б) платности кредита

в) возвратности кредита

15.        Повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады, в экономике

а) экономический рост

б) экономический цикл

в) экономическое развитие

16.        Одной из функций бюджета является

а) предоставление кредитов коммерческим банкам

б) перераспределение национального дохода и ВНП

в) обслуживание товарооборота

17.        Для определения переменных издержек необходимо использовать следующую формулу

а) VC=AFC-TC

б) VС=FC+TC

в) VC=TC-FC

18.        Движение вверх по кривой спроса показывает, что

а) цена растет растет спрос

б) цена растет спрос падает

в) цена падает спрос растет

19.        Закон Энгеля утверждает

а) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается

б) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание увеличивается

в) доля расходов на удовлетворение культурных потребностей заметно падает

20.        Покупательная способность денег

а) увеличивается во время инфляции

б) не меняется во время инфляции

в) уменьшается во время инфляции

21.        Фискальная функция налогов заключается в том, что

а) налоги обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами

б) собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ

в) снижая или повышая налоги, государство стимулирует или сдерживает развитие определенных сфер экономики

22.        Увеличение государственного долга может привести

а) к сокращению производственных возможностей национальной экономике

б) к снижению налоговых ставок с доходов физических и юридических лиц

в) к снижению инфляции за счет неоправданной эмиссии

23.        Реальное распределение доходов страны между семьями показывает

а) кривая Лоренца

б) кривая совокупного спроса

в) закон Энгеля

24.        Число оборотов денежной единицы, находящейся в обращении и расходуемой на приобретение товаров и услуг, за определенный период времени

а) денежное обращение

б) скорость обращения денег

в) длительность одного оборота денег

25.        Цена, уравновешивающая спрос и предложение

а) оптовая цена

б) розничная цена

в) равновесная цена

26.        Экономику можно считать эффективной, если достигнуты

а) полная занятость

б) полное использование производственных ресурсов

в) и полная занятость и полное использование производственных ресурсов

27.        Проблемы что, как и для кого производить, актуальны для

а) развивающихся стран

б) для любой экономической системы

в) для стран с централизованным планированием

28.        Цена – это

а) количество денег, выплачиваемое за единицу товара

б) стоимостная оценка используемых в процессе производства ресурсов

в) общественный труд, заключенный в товарах

29.        Располагаемый доход – это

а) сумма средств, включающая зарплату, ренту и доход в форме процента и капитала

б) зарплата, доход в форме процента на капитал минус налог на личный доход

в) личный доход минус индивидуальные налоги и другие личные выплаты

30.        Отрезок времени, в течение которого все факторы производства являются переменными

а) долгосрочный

б) среднесрочный

в) краткосрочный

31.        Разница между выручкой и внешними издержками образует

а) чистую прибыль

б) экономическую прибыль

в) бухгалтерскую прибыль

32.        Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса под влиянием

а) неценовых факторов

б) цен на товары

в) цен на товары конкурентов

33.        Волнообразное движение экономики, в ходе которой она проходит фазы, которые сменяют одна другую и периодически повторяются

а) экономический рост

б) экономическое развитие

в) экономический цикл

34.        Благосостояние общества определяется его:

а) потребностями

б) доходами

в) уровнем занятости

35.        Чем ближе кривая Лоренца к абсолютному равенству тем

а) более равномерно распределяются доходы населения

б) ниже жизненный уровень населения

в) быстрее будет достигнуто социальное неравенство

36.        Система, сочетающая формы предпринимательской деятельности и роли государства

а) смешанная

б) рыночная

в) командная

37. Что является признаком только рынка совершенной конкуренции:

а) предприятие выбирает объем выпуска так, чтобы получить максимальную прибыль

б) предприятия продают продукты субституты

в) предприятие не обладает рыночной властью

г) на рынке действует несколько предприятий, выпускающих этот товар

38. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике?

А) социальные гарантии

Б) услуги специалистов мирового уровня

в) деньги

г) интеллектуальные товары

39. Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателей

б) по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок

в) величину эффекта замещения, выраженную в денежных единицах

г) сколько блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при разных ценах

40. Кривая спроса сместится вправо, если:

а) вырастут доходы потребителей

б) будут обнаружены новые полезные свойства данного блага

в) в экономике ожидается повышение цен

г) все эти факторы приведут к указанному сдвигу

д) ни один из этих факторов не приведет к такому сдвигу

41. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо

б) кривую спроса вниз и вправо

в) кривую предложения вниз и вправо

г) кривую предложения вверх и влево

42. В экономической системе наращивание производства одного продукта происходит при сокращении другого. Экономисты такую ситуацию называют:

а) экономическим кризисом

б) неэффективной

в) эффективной

г) традиционной экономикой

43. Если государство обяжет всех продавать товары по низким ценам, то оно может свести альтернативные издержки к небольшим величинам:

а) всегда

б) в ряде случаев

в) никогда

г) если будет обеспечено выполнение этого требования

44. Стоимость это:

а) свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях

б) затраты на производство продукции со стороны производителя

в) воплощенный в товаре общественный труд

г) воплощенный в товаре конкретный труд

45. К объективным условиям возникновения рыночной системы хозяйства не относится:

а) общественное разделение труда

б) экономическая обособленность субъектов системы

в) жесткая система управления производством

г) ограниченность ресурсов

46. Фирма - монопсонист на рынке труда по сравнению с конкурентным рынком:

а) нанимает меньше работников и платит им большую заработную плату

б) нанимает больше работников и платит им меньшую заработную плату

в) нанимает меньше работников и платит им меньшую зарплату

г) нанимает больше работников и платит им большую зарплату

47. Из всех приведенных ниже понятий необходимо выбрать одно – единственно  правильное для данного случая. Итак, спрос это:

а) количество товара для человека

б) количество товара, которое люди желают приобрести по той или иной цене

в) заменители блага, т.е. товары, использующиеся вместо него

г) платежеспособная потребность

48. Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены

б) как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей

в) как будет снижаться потребление блага при росте его цены

г) как будет повышаться потребление блага при сокращении дохода покупателей

49. При прочих равных условиях рост предложения приведет:

а) к росту равновесной цены и снижению количества

б) к снижению цены и росту физического объема продаж

в) к падению равновесной цены и снижению количества

г) ничего не изменится

5. Средства труда - это часть средств производства:

а) на которую человек воздействует в процессе производства

б) при помощи которой человек воздействует на вещество природы

в) которая предназначена для найма рабочей силы

г) которая предназначена для приобретения сырья

5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник/А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. – 5-е изд.. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336с. ISBN 978-5-4468-0092-6 (библиотека 24 шт)
  2. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие [Электронный ресурс]: / В.Г. Слагода. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с. - ISBN 978-5-91134-802-1 ЭБС «ЗНАНИНУМ»

Дополнительные источники:

  1. Сажина М.А. Экономическая теория: Учеб./М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков; Мос. Гос. Универ. им. М.В.Ломоносова (МГУ). - 3 изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011 - 608с.: ISBN 978-5-8199-0459-6 ЭБС «ЗНАНИНУМ» 
  2. Ларионова И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / Под ред. проф. И.К. Ларионова. - М.: Дашков и К, 2012. - 408 с. ISBN 978-5-394-01816-9 ЭБС «ЗНАНИНУМ»
  3. Журавлева Г.П. Экономическая теория: Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 207 с. ISBN 978-5-369-01063-1 ЭБС «ЗНАНИНУМ»

Электронные ресурсы:

  1. http://www.nobel.se/economics/laureates 
  2. http://www.almaz.com/nobel/economics 
  3. Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы) — http://www.cbr.ru 
  4. РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)http://www.rbc.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"

разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....

Зачетный тест по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)»

На выполнение зачетного теста дается два часа. Зачетный тест состоит из двух вариантов.  Вариант включает 25 вопросов, все вопросы закрытые. На каждый вопрос задания даны четыре варианта ответов,...

Фонд тестовых и контрольных заданий по учебной дисциплине "Экономика" по профессии "Экономика и бухгалтерский учет"

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса. В настоящее время...