Методические рекомендации по выполнению практических работ "Основы экономики"
методическая разработка по теме

Авдеева Елена

Методические рекомендации по выполнению практических работ для специальности 031001 Правоохранительная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

"КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических работ

по учебной дисциплине: Основы экономики

специальность 031001 Правоохранительная детальность

МОСКВА

2015 г.

Пояснительная записка

       Дисциплина «Основы экономики» относится к вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ) и реализует следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

     Одной из форм промежуточного контроля по дисциплине являются практические работы.     Данные методические рекомендации предлагаются студентам для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Основы экономики».

Цель практических занятий – получить навык применения теоретические знания в решении конкретных экономических ситуаций и задач.

Практические занятия являются важной формой контроля над качеством усвоения материалов, изложенных на лекциях, и в рекомендованной литературе. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе занятия пробелы в знаниях учащихся, установить обратную связь между преподавателем и студентом.

Практические занятия и систематическая подготовка к ним, придают регулярный и планомерный характер познавательной деятельности учащихся.    

Основной профессиональной образовательной программы по специальности:  301001 «Правоохранительная деятельность предусмотрено изучение дисциплины «Основы экономики»» в максимальной учебной нагрузке  - 48 часов, из них 8 часов -  практических занятий.

       В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, обучающиеся  должны:

уметь:

  • находить и использовать экономическую информацию необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
  • анализировать экономическую информацию и экономическую ситуацию в стране.

     Подготовка практического занятия включает изучение требований программы дисциплины; формулировку цели и задач практического занятия; разработку плана проведения практического занятия, отбор содержания практического занятия (подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов); обеспечение практического занятия методическими материалами, техническими средствами обучения; определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов; моделирование практического занятия.

Содержание практических занятий

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 (2 часа)

Тема:  Построение графика производственных возможностей.

Цель занятия: научиться анализировать факторы производства и производственные возможности, строить график производственных возможностей.

Студент должен:

знать:

понятие факторов производства, естественные и экономические блага, произвдственные возможности общества, эффективность производства;

уметь:

строить график производственных возможностей, анализировать использование факторов производства, различать естественные и экономические блага, предметы потребления и средства производства.

Содержание: терминологический тренинг, тестовые задания, построение графика производственных возможностей,  задачи на расчет эффективности и ресурсоемкости, задания на определение факторов  производства.

Факторы производства и производственные возможности

         Включаясь в процесс производства ресурсы, приобретают форму факторов производства. Факторы производства: труд, предмет труда и средства труда.

Предмет труда – то, на что направлена деятельность человека.

     Вещество природы, к которому уже был приложен труд и в дальнейшем будет использоваться в производстве называется сырьем.

Средства труда – вещи, с помощью которых человек воздействует на вещество природы (предмет труда.). Можно выделить три категории средств труда:

- техника - созданные орудия труда, машины оборудование;

- общие материальные средства – производственные здания, дороги коммуникации;

- природные условия – вода для гидроэлектростанций, земля для фермера;

     Труд – это целесообразная и полезная деятельность человека.      Рабочая сила – это совокупность  физических и духовных возможностей, которыми обладает человек и которые он направляет на производство благ.

При анализе экономических ресурсов видно, что все они так или иначе ограничены. Некоторые из них – земля, нефть, уголь – даны нам природой, и потому ограничены. Другие ресурсы – труд, квалификация рабочих, достижения науки – ограничены в силу ограниченности нашего развития. Ограниченность ресурсов – есть главная проблема экономики и потому производители должны эффективно ими распоряжаться – при минимуме затрат, максимум произведенной продукции.

 Производственные возможности – наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании факторов производства.

            Обществу не безразлично, ценой каких затрат оно получает товары. Для определения этих затрат рассчитывают показатель эффективности. Эффективность производства (Э) – отношение объема изготовленных благ (О) к величине затрат факторов производства (Ф)

Эффективность = объем изготовленных благ/затраты факторов

     Общество экономически заинтересовано в том, чтобы выпуск полезных благ возрастал благодаря росту эффективности и снижению ресурсоемкости (экономии затрат).    

Примерные задания для практической работы

1. Рассчитать эффективность и ресурсоемкость производства на двух предприятиях выпускающих одинаковый товар.     На первой фабрике за год выпущено изделий на 150 млн. руб., а затрачено ресурсов на 100 млн. руб. На второй создано продукции на 400 млн., а затрачено ресурсов на 200 млн. Сделайте вывод.

Решение:    

 ,  где

Э – эффективность производства,

О - объем созданных благ,

Ф – объем затраченных факторов производства.

Э1 = 150 : 100 = 1,5 руб./руб.

Э2 = 400 : 200 = 2 руб./руб.

Вывод: эффективность второго предприятия выше.

2. Определите, какие блага относятся к естественным, а какие к экономическим продуктам: грибы, уголь и руда в шахтах и рудниках; бананы, руда на металлургическом заводе, капуста.

Естественные блага

Экономические блага

Те, которые появляются без участия человека: бананы, грибы, уголь и руда в шахте

Те, которые создает человек: бананы, грибы, руда на металлургическим заводе, капуста.

Обратите внимание, что бананы и грибы записаны в оба столбика, т.к. они могут произрастать без участия человека, а могут быть культивированы.

3. Установите,  какие блага являются средствами производства, а какие предметами потребления: соль, коньки, грузовая автомашина, персональный компьютер, сахар-песок.

Средства производства

Предметы потребления

Те, которые необходимы для создания других благ: соль, сахар-песок, грузовая машина, персональный компьютер

Те, которые идут непосредственно в употребление: соль, сахар-песок, персональный компьютер, коньки

Некоторые блага являются благами двойного назначения и должны быть отмечены в двух колонках.

4. Постройте график производственных возможностей:

Вариант

Масло, тыс. тонн

Роботы, тыс. шт.

А

15

0

В

14

1

С

9

3

D

6

5

E

0

6

Покажите точку соответствующую эффективному, неэффективному и невозможному варианту производства.

График производственных возможностей выглядит так:

959924324

      График очерчивает границу полного использования всех имеющихся в обществе факторов производства. Точки А, В, С, D, E – соответствуют полному использованию факторов, но крайние варианты будут неэффективными, т.к. предоставляют обществу только один вид благ. Точки находящиеся внутри очерченной области Х – характеризуют неэффективное использование факторов, т.к. они расходуются не все. Точки за очерченной границей  N – характеризуют недостижимое для экономики состояние, т.к. факторы производства всегда ограничены, и на такой вариант производства у общества не хватит средств.

5.  Допустим, что в обществе имеется 200 станков для производства продукции и необходимое для этого   сырье. На каждом станке можно производить 80 изделий в год. Численность трудоспособного населения в регионе составляет 600 человек, 120 из которых имеют навыки работы на станках. Определите производительные силы общества и годовой объем выпуск продукции.    

Решение: Средствами производства мы считаем станки и необходимое сырье, к рабочей силе, имеющей навыки работы на станках относят только 120 человек, следовательно производительные силы общества 120 единиц. В год они смогут произвести: 120 * 80 = 9600 единиц продукции.

6. К терминал в левой колонке подберите соответствующее определение в правой.

1. Средства труда

а) работники, предмет труда и средства труда

2. Предметы труда

б) наибольший объем выпуска продукции при полном использовании ресурсов

3. Факторы производства

в) созданные людьми вещи, с помощью которых создаются экономические блага.

4. Производственные возможности

г) вещи, подвергаемые обработке в процессе труда

Вопросы на сообразительность:

  1. Какие практические экономические связи устанавливает Ваша семья с предприятиями и государством, чтобы обеспечить свою нормальную жизнь и благополучие?
  2. Через сколько мест пройдет продукт питания, прежде чем попадет в ваше домашнее хозяйство? Опишите несколько «цепочек» движения продуктов питания от места их производства до Вашей семьи.

Для практической работы предусмотрены карточки с условиями заданий по вариантам.

Перечень литературы:

Борисов Е.Ф. Основы экономики – учебник для ссузов. М.: Дрофа, 2009, стр. 21-31

Слагода В.Г. Основы экономики. М.: Форум-ИНФРА-М, 2009, стр. 6-15

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Построение графиков спроса и предложения

Цель занятия: научиться анализировать рыночную ситуацию.

Студент должен:

знать:

понятие спроса и предложения, равновесной цены, дефицита товаров и затоваривания рынка;

уметь:

строить графики спроса и предложения, определять равновесную цену, анализировать состояние рынка.

Содержание: терминологический тренинг, тестовые задания, построение графика спроса, построение графика предложения, определение равновесной цены, оценка состояния рынка: дефицита или затоваривания.

Спрос и предложение

      Спрос является определяющим параметром рынка, т.к. в его основе лежат потребности людей. Если нет потребности в обуви 60 размера, то на нее нет и спроса, а значит, никто не станет ее производить.

     Спрос – это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу в определенном месте и в определенное время.

     Важное свойство спроса сформулировано в Законе спроса: между ценой на товар и величиной спроса существует обратная зависимость, т.е.  снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот.

Наглядное изображение закона спроса дает кривая спроса.

     1308246466_1

Степень изменения спроса при изменении цены определяется эластичностью спроса.

     Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменяется спрос на определенный товар при изменении цены на 1 %.

     Эластичность спроса на разные товары неодинакова.

     Если небольшое изменение в цене приводит к значительному изменению в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты называется эластичным.    На товары, которые имеют заменители или являются предметами роскоши – спрос эластичен.

     Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие товары называют неэластичным.

     Как правило, спрос неэластичен на товары и услуги, являющиеся жизненно необходимыми  или не имеющие заменителей, или доля расходов на эти товары крайне незначительна (хлеб, лекарства, соль).

      Факторы, влияющие на спрос.

  1. доход. В отношении большинства товаров, увеличение дохода людей ведет к повышению спроса на более качественные, дорогие товары, при снижении дохода, спрос растет на менее качественные, но более дешевые товары.
  2. потребительские вкусы. Изменение вкусов потребителей, может быть вызвано рекламой, изменением моды, технологическим совершенствованием товаров. Это обязательно скажется на спросе.
  3. цены на сопряженные товары. Различают два вида сопряженных товаров: взаимозаменяемые и взаимодополняемые.

- взаимозаменяемые товары – это товары, потребительская стоимость которых равна стоимости другого товара: мясо-рыба, кофе-чай, масло-маргарин. При повышении цены на один из взаимозаменяемых товаров, увеличивается спрос на другой. (при повышении цены на кофе, люди переходят на чай)

          - взаимодополняемые товары – это товары, которые составляют единую потребительскую стоимость: часы – браслет, машина – покрышки – бензин, ручка и стержень и т.д. Повышении цены на один из товаров влечет снижение спроса на другой.

       4. ожидания. Связаны с ориентацией людей на дальнейшее изменение цен и доходов в будущем. Так, в условиях нестабильной экономики, инфляция приводит к ажиотажному спросу на товары и услуги. А ожидание снижения доходов могут заставить людей ограничить свои расходы и соответственно уменьшить спрос.

       Предложение является не менее значимым параметром рынка, чем спрос. Но не только определяется спросом, но и активно воздействует на него.

     Так недопроизводство товаров ведет к тому, что покупатели становятся зависимыми от продавцов. В этом случае продавец диктует свои цены и условия. Наоборот, перепроизводство товаров приводит к зависимости продавцов от покупателей, зачастую в ущерб производителю.

     Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период.

     Предложение исследуют с помощью кривой предложения, которая устанавливает зависимость между ценой на товар и величиной предложения.

     Закон предложения: существует прямая зависимость величины предложения от цены на товар, т.е. при увеличении цены на товар, величина предложения будет расти и наоборот.

5

        Понятие эластичности предложения товаров характеризует изменение количества предлагаемых к продаже товаров в зависимости от изменения рыночных цен на них.

    Если производитель реагирует на изменение цен, значит предложение эластично, и наоборот.

    Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения является количество времени, имеющееся у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что нужно время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства  какого-то товара, сократив при этом производство другого товара.

Кроме цены на предложение влияют и другие неценовые факторы:

  1. число продавцов. Чем больше поставщиков данного товара, тем больше предложение. По мере вступления в отрасль новых производителей предложение будет расти.
  2. изменение технологии. Внедрение новой, более совершенной технологии позволяет увеличить объем производства и снизить издержки производства (затраты). А это позволяет увеличивать прибыльность производства и повышать предложение товаров.
  3. изменение цен на другие товары. Так повышение цены на пшеницу, заставит фермеров сократить посевы картофеля, увеличив при этом предложение пшеницы.
  4. Изменения в экономической политики государства. Через налоги и дотации. Рост налогов, будет сокращать предложение, налоговые льготы его увеличивать.
  5. Изменение внешних условий. Войны, эпидемии, наводнения, засухи и т.д.

     Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Под воздействием спроса и предложения рыночные цены колеблются вокруг стоимости и лишь иногда совпадают с ней. Как определяют стоимость товаров?

     Цены складываются на рынке стихийно. При определенной цене покупатели готовы купить, а продавцы продать определенное количество товара.

На рынке формируется цена спроса и цена предложения.

Цена спроса – максимальная цена, за которую покупатель еще готов купить товар.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец еще согласен продать товар. Эта цена не может быть ниже себестоимости, т.е. затрат производителя.

       Наилучшая ситуация на рынке, когда спрос будет равен предложению. Точка А – соответствует ситуации равновесия:

спрос

Примерные задания для практической работы

1.Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице.

Цена (Р) (долл.)

Объем спроса (Qd) (кг)

20

320

30

280

40

240

50

200

60

160

70

120

       Нарисуйте кривую спроса данного товара и покажите, как она изменится, если покупатели будут предпочитать приобретать на 20 кг больше при каждом уровне цен?

Решение: по данным таблицы строим график спроса.

i

Рисунок 1: Кривая спроса

     Неценовые факторы могут изменять положение кривой, сдвигая ее влево и вниз (при уменьшении спроса) и вправо и вверх (при увеличении спроса). По нашему условию необходимо построить вторую кривую D1.

2.Зависимость объема предложения товара А от его цены представлена в таблице:

Цена (Р) (тыс. руб.)

Объем предложения (Qs) (шт.)

2

0

3

10

4

20

5

30

6

40

7

50

Нарисуйте кривую предложения данного товара и покажите, как она изменится, если производители будут продавать на 10 кг больше при каждом уровне цен?

Решение: по данным таблицы строим график предложения.

iCA9FTUP6

Рисунок 2: График предложения

Неценовые факторы могут изменять положение кривой, сдвигая ее вправо и вниз (при увеличении предложения)  и влево и  вверх (при уменьшении  предложения). По нашему условию необходимо построить вторую кривую S1.

3.Постройте кривую спроса и кривую предложения  и определите равновесную цену, а также цену затоваривания и дефицита товаров, на основании следующих данных:

Цена за 1 кг яблок

Величина предложения (тыс.кг)

Величина спроса (тыс.кг)

20

25

2

15

15

4

10

9

6

8

5

9

5

4

15

2

2

25

Решение: Начертим два графика на одной плоскости

спрос

Точка А – это точка равновесия, ей соответствует равновесная цена и равновесный объем  спроса и предложения.

Если цена поднимется выше равновесной, то объем предложения превысит объем спроса и на рынке образуется много лишних товаров – затоваривание.

Если цена станет ниже равновесной, то величина спроса превысит величину предложения и на рынке образуется острая нехватка товаров – дефицит.

Для практической работы предусмотрены карточки-задания с условиями заданий по вариантам. 

Рекомендуемая литература:

Борисов Е.Ф. Основы экономики – учебник для ссузов. М.: Дрофа, 2009, стр. 128-137.

Слагода В.Г. Основы экономики. М.: Форум-ИНФРА-М, 2009, стр. 68-81.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3  (2 часа)

Тема: Расчет экономических показателей деятельности предприятия

Цель работы: научиться рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия.

Студент должен:

знать:

понятия предпринимательская деятельность, коммерческий расчет, капитал, виды капитала, показатели характеризующие деятельности предприятия: издержки, выручка и прибыль.

уметь:

различать основной и оборотный капитал предприятия рассчитывать норму амортизации и сумму амортизационных отчислений, рассчитывать выручку и прибыль;

Содержание: терминологический тренинг, тестовые задания, решение задач на определение нормы амортизации основного капитала, величины оборотных средств и числа оборотов в течение года, на определение прибыли и нормы прибыли предприятия.

Примерные задания:

Разграничьте физический и моральный износ капитала:

Физический износ

Моральный износ

-  потеря стоимости ввиду создания аналогичных, но более дешевых машин.

-  утрата средствами труда своей потребительской стоимости.

-  утрата стоимости в связи с длительным простоем оборудования.

-  потеря средствами труда своей стоимости по причине выпуска более производительных машин.

Разграничьте процессы, ускоряющие и замедляющие оборот капитала:

Ускоряют оборот капитала

Замедляют оборот капитала

- рост производительности машин и оборудования,

- распространение новых технологий.

- рост масштабов безработице,

- увеличение отдаленности рынков сбыта от мест производства  товаров.

- повышение совокупного спроса населения.

Разграничьте собственные и заемные средства фирмы:

Собственные средства

Заемные средства

- аренда за использование помещения под офис.

- сбережения, образовавшиеся за счет прибыли.

- деньги, предназначенные для амортизации.

- банковский и коммерческий кредит.

- капитал, поступающий от продажи акций и облигаций.

Разграничьте время производства и время обращения:

Время производства

Время обращения

- транспортировка готовой продукции,

- обработки и сборка изделий

- простой в работе оборудования из-за его ремонта,

- перерыв в работе в ночное время,

- приобретение на рынке средств труда.

Задача 1: Первоначальная стоимость станка 800 тыс. руб., норма амортизации – 20  %. Рассчитайте, на сколько лет рассчитан станок, а также величину износа за 3 года.

Задача 2: Предприятие затратило на изготовление соковыжималки различного вида сырья, материалов и  топлива на сумму 600 млн. руб. в год. При этом применен оборотный капитал в размере 200 млн. руб. Подсчитайте, какой величиной оборотного капитала можно было бы обойтись, если ускорить его движение на 2 оборота в год.

Задача 3: Основной капитал фирмы  составляет 160 тыс. руб., время его воспроизводства – 10 лет. Оборотный капитал равен 40 тыс. руб., в год он оборачивается 6  раз. Определите, сколько всего капитала обернется за год.

Задача 4: Объём выпуска продукции составляет – 3  тыс. шт. в год.

Определите валовую прибыль предприятия за год  и норму прибыли, если цена единицы продукции 500 руб. за штуку, а издержки на производство единицы продукции (себестоимость) составляют 250 руб.

Для практической работы предусмотрены карточки-задания с условиями заданий по вариантам.

    Формулы для решения задач по теме:                                        

                                                         

Ан – норма амортизации,

Т – срок полезного использования основного капитала.

Ао – годовая сумма отчислений,

Фо –стоимость основного средства;

                                                 

Чо – число оборотов оборотного капитала в год;

О – период (год = 12 месяцев),

о – время одного  оборота          

Пв – валовая прибыль предприятия

Дв – валовой доход (выручка)

Ив – валовые издержки предприятия

Ц – цена единицы продукции

К – количество проданной продукции

Нп – норма прибыли (рентабельность)

Алгоритм решения задач:

- Оформляем дано и что нужно найти;

- Подбираем необходимую формулу;

- Выполняем расчёты, с указанием единиц измерения;

- Записываем ответ или вывод по заданию.

Пример решения задачи:

Задача 1: Первоначальная стоимость станка 800 тыс. руб., норма амортизации – 20  %. Рассчитайте, на сколько лет рассчитан станок, а также величину износа за 3 года.

  1. Рассчитываем – срок полезного использования станка:

Т= 100 % : 20 % = 5 лет

  1. Сумма амортизационных отчислений:

Ао = 800 тыс. руб.  20 :100 = 160 тыс. руб.

  1. За 3 года в амортизационный фонд поступит:

А(3) = 160 тыс. руб.   3 года = 480 тыс. руб.

Задача 2: Предприятие затратило на изготовление соковыжималки различного вида сырья, материалов и  топлива на сумму 600 млн. руб. в год. При этом применен оборотный капитал в размере 200 млн. руб. Подсчитайте, какой величиной оборотного капитала можно было бы обойтись, если ускорить его движение на 2 оборота в год.

  1. Определим число оборотов, которое совершает оборотный капитал за год

Чо = 600 млн. руб. : 200 млн. руб. = 3 оборота;

  1. Ускоряем оборачиваемость на 2 оборота

Чо’ = 3 + 2 = 5 оборотов;

  1. Для поддержания прежнего объема производства, можно обойтись оборотным капиталом

о = 600 млн. руб. :  5 оборотов = 120 млн. руб.

  1. Сумма высвободившихся средств (

200 – 120 = 80 млн. руб.

Задача 3: Основной капитал фирмы  составляет 160 тыс. руб., время его воспроизводства – 10 лет. Оборотный капитал равен 40 тыс. руб., в год он оборачивается 6  раз. Определите, сколько всего капитала обернется за год.

  1. Сколько обернется основного капитала в год

160 тыс. руб. : 10 лет = 16 тыс. руб.

  1. Сколько оборотного капитала обернется в год

40 тыс. руб. * 6 раз = 240 тыс. руб.

  1. Сколько всего обернется капитала (К)

16 тыс. руб. + 240 тыс. руб. = 256 тыс. руб.

Задача 4 : Объём выпуска продукции составляет – 3  тыс. шт. в год.

Определите валовую прибыль предприятия за год  и норму прибыли, если цена единицы продукции 500 руб. за штуку, а издержки на производство единицы продукции (себестоимость) составляют 400 руб.

  1. Рассчитаем выручку от реализации продукции

Дв = 500 руб. * 3000 = 1500000 руб.

  1. Рассчитаем валовые издержки

Ив = 400 руб. * 3000 = 12000000 руб.

  1. Рассчитаем валовую прибыль

Пв = 15000000 – 12000000 = 3000000 руб.

  1. Рассчитаем норму прибыли

Нп = 3000000 : 12000000 * 100 = 25 %.

Рекомендуемая литература:

Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Дрофа, 2004 г., стр. 165-190.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 (2 часа)

Тема: Решение вариантных задач по теме «Экономический рост и цикличность развития экономики»

Цель: научиться измерять экономический рост, различать основные фазы экономического цикла, понимать сущность экономических проблем: инфляции и безработицы.

Студент должен:

знать:

понятия экономический рост и экономический цикл, инфляция, безработица.

уметь:

различать фазы экономического цикла, рассчитывать уровень безработицы и инфляции;

Содержание: терминологический тренинг, тестовые задания, решение задач на определение темпа экономического роста, уровня экономически активного населения и уровня безработицы, уровень инфляции.

       Экономический рост - процесс производства, для которого характерно увеличение массы создаваемых товаров, в соответствии с  потребностями в них.  

     Для характеристики экономического роста используются показатели прироста ВНП или ВВП, причем не номинального, а реального.       ВНП полученный в рыночных ценах носит название – номинального, чтобы рассчитать этот показатель в реальных ценах, нужно сделать поправку на рост цен:

                                     Номинальный ВНП

Реальный ВНП  =  -----------------------------  * 100%

                                          Индекс цен

                                       ВНП   текущего  периода

Темп роста ВНП   = --------------------------------------   *   100 %

                                      ВНП предыдущего периода    

Темп прироста    ВНП  = Темп роста – 100 %

       Согласно классификации рабочей силы, введенной в нашей стране в 1993 году, все население страны можно подразделить на две группы:

  1. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены: учащиеся и студенты дневных отделений, пенсионеры, лица, ведущие домашнее хозяйство, осуществляющие уход за детьми или больными, лица, которым нет необходимости работать.
  2. Экономически активное население -  часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Экономически активное население делится на 2 группы:

  • занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также младших возрастов) которые работают по найму за вознаграждение или на семейных предприятиях без оплаты,
  • безработные – лица 16 лет и старше, которые не имеют работы и заняты ее поиском.

      По определению Международной организации труда, безработный – это человек, который хочет работать, может трудиться, но не имеет рабочего места.

Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 лет), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной воинской службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Для анализа проблемы безработицы используют показатели:

  1. Уровень экономически активного населения – показывает долю (%) трудоспособного населения в общей численности жителей страны.

Где  Уа – уровень экономически активного населения,

       Эа – численность экономически активного населения,

       Н – общая численность населения.

  1. Уровень безработицы – показывает долю (%) безработных в численности экономически активного населения:

  или          

Где  Уб – уровень безработицы,

        Эа – численность экономически активного населения,

         З – численность занятого населения,

         Б – численность безработных граждан.

   Нормальным считается уровень безработицы в 7-8 %. Превышение этого уровня свидетельствует о серьезных проблемах в экономике страны.

Закон Оукена оценивает экономические потери от безработицы: каждый процент превышение уровня безработицы над естественным, приводит к снижению ВНП на 2,5 %.

Примерные задания:

Задача: В 1999 году в России численность населения составила – 146 млн. чел., а экономически активное население 70 млн. чел.  На учете службы занятости состояли 9 млн. чел. Определите уровень экономически активного населения и уровень безработицы.

 Решение:

1.Уровень экономически активного населения

Уэа = 70 : 146 * 100 = 48 %

2.Уровень безработных

Уб = 9 : 70 * 100 = 13 %.

Задача: На основании данных: норма естественной безработицы 6 %, норма фактической безработицы – 8 % . Величина ВНП произведенного в стране – 800 млрд. у.е. Рассчитайте величину потенциального ВНП  (Закон Оукена).

Решение:

1.Превышение уровня безработицы

8 – 6 = 2 %

2.Изменение ВНП из-за превышения естественного уровня безработицы:

2 * 2,5 = 7,5 %

3.В денежном выражении потери ВНП составят:

800 * 7,5 % = 60 млрд. у.е.

4.Потенциальный ВНП составляет:

800 + 60 = 860 млрд. у.е.

Задача: Реальный ВНП составил 800 млн. руб. в прошлом году и 840 млн.руб.  в текущем. Рассчитайте темпы роста и темпы прироста ВНП в текущем году по сравнению с прошлым   в %.

Решение:

Темп роста ВНП : 840 :800 * 100 = 105 %, т.к. значение больше 100 %, то наблюдается экономический рост, прирост ВНП составил  5 % в год.

Задания для практической работы:

Разграничьте численные значения, каких из следующих показателей растут во время фазы оживления:

Растут

Снижается

- спрос на потребительские товары,

- уровень безработицы,

- спрос на инвестиции,

- объем товарных запасов

- объем производства.

- уровень инфляции.

Разграничьте, к какой  фазе экономического цикла – депрессии или оживлению относятся следующие показатели:

Депрессия

Оживление

- низкая норма банковского процента,

- падение курса акций,

- рост инвестиций

- увеличение спроса на рабочую силу.

- предложение превышает спрос

- предложение товаров равно спросу на них

Разграничьте экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста:

Экстенсивный рост

Интенсивный рост

- рост количества рабочей силы

- улучшение подготовки рабочей силы

- совершенствование технологий

- рост капитала

- улучшение качества основных средств предприятия

- совершенствование научной организации и управления производством

Разграничьте, к каким фазам экономического цикла кризису или подъему можно отнести:

Подъем

Кризис

- рост инвестиций,

- сокращение прибыли

- рост налоговых поступлений,

- увеличение спроса на труд

- падение курса акций

- сокращение совокупного спроса на товары и услуги.

Для практической работы предусмотрены карточки-задания с условиями заданий по вариантам. 

Рекомендуемая литература:

Борисов Е.Ф. Основы экономики. М., Дрофа,  стр. 272-304.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики – учебник для ссузов. М.: Дрофа, 2009.

2. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум; задачи, тесты, ситуации. М.: Высшая школа, 2009.

3. Океанова З.К. Основы экономической теории. М.:  Форум-ИНФРА-М, 2009.                  

4. Слагода В.Г. Основы экономики. М.: Форум-ИНФРА-М, 2009.

5. Кудина М.В. Основы экономики. М.: Форум-ИНФРА-М,  2009.

Дополнительные источники:

  1. Гукасян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория. Практикум. М.: Форум-ИНФРА-М, 2003.
  2. Коробов В.О. Антимонопольное законодательство; экономика и применение. – Й.-Ола, 2007.
  3. Любимов Л.Л., Липсиц Л.В. Основы экономики. М.: Просвещение, 2006 г.
  4. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. "Теория рыночной экономики" т.1. ч.2., М.: Соминтэк, 2007 г.
  5. Микро-, макроэкономика: практикум; под редакцией Огибина Ю.А. – С.- Петербург, 2008.
  6. Петров М.Н. Основы экономики и предпринимательства. СПб.: Издательский дом «Герда», 2002.
  7. Рябчиков А.К. Азбука экономики: учебное пособие по курсу «Основы экономики».  М: Элит-2000,  2001.
  8. Рябчиков А.К. Азбука экономики: учебное пособие, - М., 2007.
  9. Человек и его дело. Основы рыночной экономики. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  10. Экономика: учебник для юристов (под ред. Валового Д.В.). М.: Щит-М, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические рекомендации предназначены для специальностей 100701 "Коммерция" (по отраслям), 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы экономики

Данное пособие содержит подробные методические указания к практичесим работам по  дисциплине Основы экономики основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО22.01.03 Машинист...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические рекомендациипо выполнению практических работ по  дисциплине  ОП.01 Экономика организации  Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена спец...

Методические рекомендации по выполнению практических работ Экономика

Методические рекомендации по выполнению практических работ Экономика.docx...