МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»
методическая разработка на тему

Дембицкая Елена Валерьевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

ЗАНЯТИЯ

Тема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего  образования  «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

ЗАНЯТИЯ 

Тема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

по дисциплине «Экономика»

для студентов дневной формы обучения

по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

C:\Users\Я\Desktop\0_61f15_c3505a18_XL.jpeg

Разработал преподаватель                                                Е.В. Дембицкая

Нижневартовск  

дата -________________

Группа – ____________

Специальность –специальность 38.02.01                                                  

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Количество учащихся в группе – _____человек

Мероприятие – открытое занятие  

Форма – комбинированное

Преподаватель – Дембицкая Елена Валерьевна

Тема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

Учебная цель – изучение понятия денежного обращения, денежной массы  и скорости обращения денег, сущности денежной системы.

Развивающая цель - развитие мыслительной деятельности, речи,  познавательной активности.

Воспитательная цель - развитие профессионального интереса к изучаемому материалу, формирование ответственного отношения к учебному труду, воспитание активной жизненной позиции.

Наглядные пособия: 

1.Раздаточный материал.

2.Презентация по теме: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

3. Выставка «Валюта разных стран мира».

Литература:

1.Гомола А.И.Экономика  для профессий и специальностей социально - экономического профиля: учебник / А.И. Гомола, П.А. Жанин. -4-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2013.- 336с.

2. Любимов  Л.Л. Основы экономических знаний. Учебник для 10-11 кл. школ и кл. с углубленным изучением экономики.- 8 изд.-М.: Вита-Пресс, 2010.-496с.

3. Носова С.С. Основы экономики: учебник/ -2 изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011.-312с.

4. Практикум по основам экономической теории: Уч. Пособие для 10—11 кл. Иванов С.И. 9-изд. - М.: В ита - Пресс, 2007с. – 272с.

5.Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник.-5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. – 368с.:ил.-(Профессиональное образование).

Опережающее домашнее задание: подготовить  сообщение (презентация) И. Фишер


Тема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

  • Учебная цель – изучение понятия денежного обращения, денежной массы  и скорости обращения денег, сущности денежной системы.
  • Развивающая цель - развитие мыслительной деятельности, речи,  познавательной активности.
  • Воспитательная цель - развитие профессионального интереса к изучаемому материалу, формирование ответственного отношения к учебному труду, воспитание активной жизненной позиции.

Наглядные пособия:

1.Раздаточный материал.

2.Презентация по теме: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

3. Выставка «Валюта разных стран мира».

Литература:

1.И.В. Липсиц Экономика: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. В 2 книгах. Книга 1. – 10-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006.-320 с.

 2. Любимов  Л.Л. Основы экономических знаний. Учебник для 10-11 кл. школ и кл. с углубленным изучением экономики.- 8 изд.-М.: Вита-Пресс.

 3. Носова С.С.Основы экономики: учебник/ -2 изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.-312с.

 Вид занятия: комбинированное

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный  момент – Приветствие, постановка цели занятия, сообщение темы, формирование мотивации обучения, работа с учебным журналом

2. Проверка знаний

Подбери определение терминам (работа на повторение изученного ранее материала)

Работа по вопросам

1 Вспомните какого вида бывают деньги?

2. Как вы думаете какие возникли раньше?  

3. А где возникли первые бумажные деньги?

4. Всегда ли люди пользовались деньгами в виде монет или обходились как то без денег? (был бартерный обмен).

5. Потом появились товарные деньги. Как вы думаете что такое товарные деньги?

6.Вспомните функции денег

3. Изучение нового материала 

 (сообщение)

1. Понятие денежного обращения.

2.  Денежная масса  и скорость обращения денег.

3. Денежная система и ее элементы.

Новые термины

Денежная система, денежный оборот, наличный оборот, безналичный оборот, денежные агрегаты, «почти-деньги», наличные деньги, безналичные деньги, денежная масса в обращении, государственный контроль над денежной массой.

4.Закрепление нового материала

Решение задачи.

Контрольные вопросы:

1. Что такое денежное обращение?

2.Что такое денежная система? Какие составные ее элементы?

3.Что представляют собой «почти-деньги»?

4.Почему государство контролирует количество денег в обращении?

 

5.Выставление оценок.

Подведение итогов

6.Задание на дом

конспект

 Носова С.С. Основы экономики: учебник/ -2 изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.-312с., стр181-185, новые термины, вопросы

Дополнительное домашнее задание

изменение скорости денег в России в 2005-2015 (изобразить графически)

Повторить конспекты, подготовиться к итоговому тесту

Конспект по вопросам занятия

ТЕМА: ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

1. Понятие денежного обращения

Денежное обращение — движение денег в процессе выполнения ими функции средства обращения и средства платежа.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения. Наличные деньги используются для оплаты товаров, работ, услуг, заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, командировочных расходов и т. д. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью банкнот и металлических монет.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег

Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, а также издержки на печатание и доставку наличных денег. Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота.

2. Денежная масса и скорость обращения денег

Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечиваюших обращение товаров и услуг, которыми располагают государство, физические и юридические лица.

В структуре денежной массы выделяют денежные агрегаты — Мо, М1, М2, МЭ, М4, группирующие различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий:

• агрегат Мо включает наличные деньги в обращении: металлические монеты и бумажные деньги;

• агрегат М1 состоит из агрегата Мо и средств на счетах банков, которые могут использоваться для платежей в безналичной форме, трансформироваться в наличные деньги;

• агрегат М2 (это деньги в более широком смысле слова) содержит агрегат М1, а также деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков;

• агрегат М3 включает агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке;

• агрегат М4 равен агрегату М3 плюс другие ликвидные активы, такие как банковские акцепты, коммерческие бумаги и др.

В Российской Федерации для расчета совокупной денежной массы применяются агрегаты Мо, М1, М2, М3.

К числу основных показателей денежной массы относятся:

уровень инфляции; скорость обращения денег; структура денежной массы; уровень спроса на кредитные ресурсы.

Существенное влияние на денежную массу оказывают два основных фактора — количество денег и скорость их оборота.

Количество денег в обращении определяется государством — эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного производства и дефицитом государственного бюджета.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за определенный период, так как одни и те же деньги в течение известного периода переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.

На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов (сельское хозяйство или промышленность), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций, использование электронных технологий в банковском деле и др.

Между объемом денежной массы и другими ключевыми экономическими показателями существует определенная зависимость, выраженная уравнением обмена («уравнением Фишера»):

                                 M*V=P*Q

где: М — величина находящейся в обращении денежной массы;

       V— среднегодовое число оборотов денежной единицы;

        Р — среднегодовой уровень цен;

       Q— реальный объем национального продукта.

Уравнение обмена позволяет рассчитать каждый из параметров, составляющих данное уравнение:

обращаемая денежная масса = Р Q / V ;

скорость обращения денежной единицы = Р Q/ М

средний уровень цен = М V / Q

денежная величина национального продукта = М V /Р.

3. Денежная система и ее элементы

Денежная система — устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.

Различают денежные системы двух типов:

• система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (золотых и серебряных), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги (золото и серебро);

• система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные, либо кредитные деньги.

При системе металлического денежного обращения выделяют два вида денежных систем: биметаллизм; монометаллизм.

Биметаллизм — роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами: золотом и серебром.

Монометаллизм — роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом.

Элементами денежной системы являются: денежные единицы; виды денег, являющихся законным платежным средством; эмиссионная система; государственный аппарат регулирования денежного обращения.

Денежные единицы — это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. В большинстве стран действуют десятичные системы деления: например: 1 доллар = 100 центам, 1 руб. = = 100 коп.

Виды денег, являющиеся законными платежными средствами, — это прежде всего кредитные деньги и банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Эмиссионная система законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляет центральный банк (выпуск банковских билетов) и казначейство (выпуск казначейских билетов, мелкокупюрных бумажно-денежных знаков).

Регулирование денежного обращения. Мерой регулирования прироста денежной массы и кредита является установление целевых ориентиров, на которые должны ориентироваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Однако эффективность такой меры невелика.

ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВО КОНТРОЛИРУЕТ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ В ОБРАЩЕНИИ?

Количество денег в обращении контролирует государство. Оно является гарантом относительной стабильности стоимости денег. Нельзя бесконтрольно выпускать деньги в обращение, так как это существенно снижает покупательную способность денег. Сказанное относится как к бумажной наличности, так и к банковским деньгам. Последние принимаются в качестве денег, поскольку банки и сберегательные учреждения способны выполнять обязательства. Однако децентрализованная система частных банков не застрахована от выпуска слишком большого количества чековых денег. Для этого и существует государственный контроль, который предохраняет банковскую и финансовую систему от неосмотрительного открытия текущих счетов. Большинство инфляционных проблем, с которыми сталкивается общество, является следствием опрометчивого увеличения предложения денег. В связи с этим необходимо проводить соответствующую фискальную политику и эффективный государственный контроль денежного предложения.

5. Закрепление

Решение задачи.

Контрольные вопросы:

1. Что такое денежное обращение?

2.Что такое денежная система? Какие составные ее элементы?

3.Что представляют собой «почти-деньги»?

4.Почему государство контролирует количество денег в обращении?

5.Выставление оценок.

Подведение итогов

6.Задание на дом

1. Носова С.С.Основы экономики: учебник/ -2 изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.-312с., стр181-185, новые термины, вопросы

Дополнительное домашнее задание:

используя интернет ресурсы, журнал финансы начертить диаграмму  

изменение скорости денег в России в 2005-2012

Повторить конспекты, подготовиться к итоговому тесту

Тема ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

1. Денежная масса –это _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Факторы формирования денежной массы:
1.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Деньги – это __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

4. Закон обмена  Ирвинга Фишера

Где

М – количество денег, которое должно находиться в обращении

V – скорость обращения денег (число оборотов М в течение года)

Q – реальный ВНП  (объем товаров и услуг,

       продававшихся в стране в течение года)

P – уровень цен (средняя цена одной сделки) дефлятор ВНП

5. Заполните схемы


6. Оцени себя:

перечислены понятия, которые мы сегодня с вами повторили и прошли. Напротив каждого поставьте смайлик

если вы хорошо поняли понятие, то улыбающийся

если нужно поработать, то разочарованный

 если совсем не поняли то грустный

Деньги

Функции денег

Денежное обращение

Денежная масса

Факторы формирования денежной массы

Закон обмена

“Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”, - Френсис Бэкон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студента "Система образования в Великобритании и США"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования и  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» (ан...

Методическая разработка для студента "Система образования в России"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования и  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» (ан...

Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федераци"

Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федерации" по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Строение системы кровообращения» “The Circulatory System” Кол-во времени: 2ч

Мотивация, связь с будущей профессиональной деятельностью, актуальность темы занятия: тема «Строение системы кровообращения» непосредственно связана с будущей профессиональной деятельностью студентов ...

Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."

Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...

Методическая разработка: "Бально-рейтинговая система оценивания учебной практики"

При бально – рейтинговой системе оценивания результатов учебной практики обучающихся следует решить организационные и дидактические вопросы:алгоритмировать шаги бально – рейтинговой технол...

Методическая разработка «Спутниковые навигационные системы»

Для работы GLS применяется спутниковая навигация. В принципе, вся перспективная система организации воздушного движения строится на увеличении точности самолетовождения, которую обеспечивает, в частно...