ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ методические указания для студентов отделения среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая программа на тему
ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
методические указания для студентов
отделения среднего профессионального образования
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_po_profilyu_spetsialnosti.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Воронежский филиал
И.А. Котова, С.С. Саламова, Т.Б. Корышева
ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
методические указания для студентов
отделения среднего профессионального образования
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Общий порядок прохождения практики
План прохождения практики
Содержание программы практики
Требования к оформлению отчета по практике
Приложения
Введение
Практика по профилю специальности является составной обязательной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Цель практики – формирование профессиональных компетенций через применение полученных теоретических знаний, обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью, формами и методами работы, приобретение профессиональных навыков, необходимых для работы, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать задачи деятельности конкретной организации.
Задачи практики по профилю специальности:
- приобретение профессиональных навыков, формирование профессиональных и общих компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом;
- практическое освоение различных видов, форм и методов профессиональной деятельности;
- выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами;
- формирование профессионального интереса, чувства ответственности и уважения к выбранной профессии.
Общий порядок прохождения практики по профилю специальности
К прохождению практики по профилю специальности допускаются студенты, освоившие теоретический курс обучения в рамках профессионального модуля (или его раздела) и прошедшие текущую аттестацию по междисциплинарному курсу (или его разделу). Направление на практику оформляется приказом директора Воронежского филиала с указанием закрепления каждого студента за предприятием или организацией партнера, а также с указанием сроков прохождения практики.
Перед началом практики студенты проходят в университете инструктаж руководителя практики от учебного заведения по основным требованиям к освоению программы практики и порядку ее организации.
Непосредственное руководство практикой возлагается на квалифицированного специалиста – руководителя практики от организации, который осуществляет планирование и постоянный контроль выполнения студентом программы практики, оценивает качество работы практиканта, и составляет производственную характеристику студента, отражающую степень выполнения студентом программы практики, его отношение к своим обязанностям, соблюдение правил внутреннего распорядка организации. В характеристике выставляется предварительная оценка качества прохождения практики по 4-х бальной системе.
На каждого студента формируется портфолио работ практиканта, который отражает практический опыт, полученный в период прохождения практики.
Основные этапы прохождения практики записываются в дневник по практике. По мере освоения разделов программы практики студентом составляется отчет, в котором раскрываются учетные процессы в организации и прикладываются необходимые документы. Отчет о практике по профилю специальности должен быть подписан руководителем практики от организации и скреплен печатью организации. К отчету прилагается производственная характеристика студента, составленная руководителем практики от организации.
Аттестация по итогам практики по профилю специальности проводится на основании результатов, подтверждаемых документами соответствующих организаций (база прохождения практики) с приложением документов составленных во время практики и отзыва-характеристики работодателя.
Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности. Практика завершается дифференцированным зачетом при условии: положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации (предприятия) и учебного заведения об уровне освоения профессиональных компетенций; наличие характеристики на студента по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета в соответствии с заданием на практику.
Результаты прохождения практики по профилю специальности учитываются при проведении экзамена (квалификационного).
Студенты, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к сдаче экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю. В случае наличия уважительной причины студенты направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
План прохождения практики по профилю специальности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Объем времени, ч |
Раздел 1. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества | 72 | |
1.1 | ||
Раздел 2. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами | 36 | |
Раздел 3. Составление и использование бухгалтерской отчетности | 72 | |
3.1 | Организационно- производственная структура и краткая характеристика организации. Структура бухгалтерии организации. | 6 |
3.2 | Порядок составления и анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс» | 16 |
3.3 | Порядок составления и анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» | 12 |
3.4 | Порядок составления и анализ формы №3 «Отчет об изменениях капитала» | 8 |
3.5 | Порядок составления и анализ формы №4 «Отчет о движении денежных средств» | 8 |
3.6 | Порядок составления и анализ формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» | 12 |
3.7 | Порядок составления налоговой и статистической отчетности | 10 |
ИТОГО: | 180 |
Содержание программы практики
Раздел 3. Составление и использование бухгалтерской отчетности
3.1. Организационно-производственная структура и краткая характеристика организации. Структура бухгалтерии организации
Экскурсии по ознакомлению с производственной структурой организации, типами организации производства (массовое, серийное, единичное), формами организации производства (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование), технологией и организацией основного и вспомогательного производства, организацией материально-технического снабжения и складского хозяйства.
Структурная схема организации и его краткая характеристика: виды деятельности, продукция, производственная мощность.
Структура бухгалтерского аппарата, типы организации бухгалтерии (линейная, линейно-штабная, комбинированная). Функциональные обязанности работников бухгалтерии. Форма учета. Содержание учетной политики организации.
3.2. Порядок составления и анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс»
Оценка деятельности организации, хозяйственных процессов во всем многообразии, надлежащая группировка хозяйственных явлений.
Изучение связи между хозяйственными явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, движение имущества организации.
Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации, определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период, разноска по главной книге и заполнение формы бухгалтерской отчетности №1 «Бухгалтерский баланс».
Проведение анализа состава, структуры, динамики пассивов и активов организации. Оценка ликвидности и платежеспособности по данным Бухгалтерского баланса. Оценка финансовой устойчивости организации. Проведение анализа состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности
3.3. Порядок составления и анализ формы №2 «Отчет о финансовых результатах»
Отражение финансовых результатов деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.
Отражение доходов и расходов по обычным видам деятельности; прочих доходов и расходов; определение финансового результата; отражение расчетов по налогу на прибыль; расчет чистой прибыли (убытка);
Изучение состава, структуры и динамики доходов и расходов организации. Проведение анализа прибыли организации. Анализ чистой прибыли организации. Оценка деловой активности и рыночной устойчивости организации. Расчет показателей рентабельности организации.
3.4. Порядок составления и анализ формы №3 «Отчет об изменениях капитала»
Отражение изменения резервов и капитала организации за отчетный и прошлый год. Отдельно показывается влияние на показатели изменений в учетной политике организации, расшифровывается влияние переоценки объектов основных средств и иностранной валюты на размер капитала организации. Отражение данных о чистых активах на начало и конец отчетного периода и полученных из бюджета и внебюджетных фондов средств на расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям.
Оценка состава, структуры, динамики собственного капитала организации по данным отчета об изменении капитала.
3.5. Порядок составления и анализ формы №4 «Отчет о движении денежных средств»
Отражение данных о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах 50 «Касса». 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». Распределение денежных потоков по видам деятельности: текущая, инвестиционная, финансовая.
Характеристика изменения в финансовом положении организации в разрезе каждого вида этой деятельности.
Движение денежных средств приводятся за отчетный и предыдущий год. Расшифровка и детализация источников и направлений выплат.
Денежные потоки организации. Оценка движения денежных средств организации. Прямой и косвенный метод анализа денежных средств
3.6. Порядок составления и анализ формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
Подробная расшифровка показателей бухгалтерского баланса, отражение изменения за отчетный период по отдельным видам имущества и обязательств. Отражение общей суммы начисленной амортизации по основным средствам с последующей расшифровкой.
Определение состава, структуры и движения НМА. Изучение состава, структуры и динамики основных средств организации. Показатели движения и состояния основных средств. Определение состава и структуры финансовых вложений организации. Отражение данных о бюджетном финансировании.
3.7. Порядок составления налоговой и статистической отчетности
Рассмотрение порядка составления налоговых деклараций ,расчетов платежей по налогам. Знакомство с порядком составления справки по НДФЛ - форма 2-НДФЛ, реестра сведений о доходах, выплаченных физическим лицам (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ);
Изучение состава и методологии исчисления показателей, перечень учреждений, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм отчетности и в инструкциях по их заполнению.
Рассмотрение требований к порядку составления отчетности.
Требования к оформлению отчета по практике
Отчет по практике должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа формата А4. Шрифт - Times New Roman, высота букв - 14 кеглей. Межстрочный интервал – 1,5
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм., левое – 30 мм.
Выравнивание текста должно быть "по ширине".
Переносы слов расставляются "Автоматически". В тексте работы рекомендуется чаще применять красную строку (1,25 см), выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
Титульный лист отчета по практике должен соответствовать установленному образцу (приложение). Номер страницы на титульном листе не ставится.
Все страницы работы (в том числе приложения) следует нумеровать арабскими цифрами, начиная со страницы 3, которая соответствует элементу "Введение". Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Библиографические ссылки необходимо приводить в квадратных скобках, например: [2, с. 34]. Первая цифра ссылки соответствует номеру объекта в списке использованных источников, а вторая – номеру страницы, с которой взята цитата. При невозможности указания номера страницы (например, в случае ссылки на электронный ресурс) указывается только номер источника – [2]. Ссылки употребляют при цитировании, при заимствовании формул, таблиц, иллюстраций, положений.
Для обозначения перечислений следует использовать дефис, либо строчную букву, после которой ставится круглая скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо применять арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Пример:
Вариант 1 (буквы и цифры) Вариант 2 (знак дефиса и цифры)
а) ____________; -__________;
б) ____________; -__________;
1) ______; 1)______;
2) ______; 2)______;
в) ____________. -__________.
Таблицы следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором на них впервые дается ссылка или на следующей странице. Название таблицы (заголовок) следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, без точки в конце (знак "№" не ставится).
Например:
Таблица 1 – Анализ относительных показателей деятельности организаци
Наименование показателя | Результаты расчета | Рекомендуемые значения | Отклонение | |||
базисный период | отчетный период | v1-v0 | v0-opt | v1-opt | ||
v0 | v1 | opt | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Таблицы (кроме таблиц приложений), нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией либо в пределах главы, например:
Таблица 1.1 – Заголовок таблицы
Таблицы приложений нумеруются арабскими цифрами с добавлением перед цифрой номера приложения
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) пишут слово “Продолжение” и указывают номер таблицы, например: “Продолжение таблицы 1”. Заголовок помещают только над ее первой частью. При переносе повторяется головка (название граф), допустимо заменить головку нумерацией граф арабскими цифрами, предварительно пронумеровав графы. Таблицы, размещаемые на двух и более страницах, приводятся в приложениях.
Размер шрифта в таблицы может быть меньше, чем в основном тексте.
Формулы предпочтительно размещать отдельными строками. Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Список использованных источников располагаются в такой последовательности:
1. Конституция (Основной Закон) РФ;
2. Законы РФ, Указы Президента Российской Федерации;
3. Постановления и решения Правительства РФ и субъектов РФ;
4. Указания, Положения, Инструкции, Письма;
5. Книги, монографии, статьи и другие источники в алфавитной последовательности;
Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова “Приложение” и его обозначения. Приложения нумеруются цифрами.
Если приложение на нескольких листах, то, начиная со второго листа справа вверху указывается: Продолжение приложения 1 (без точки в конце).
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный торгово-экономический университет
Воронежский филиал
Отделение среднего профессионального образования
О Т Ч Е Т
по практике по профилю специальности
профессионального модуля___________________________________________
____________________________________________________________________
на __________________________________________________________________
(наименование организации)
за период с ___________________ по ____________________ 201 __ г.
студента группы ________ _______ курса
специальности _______________________________________________________
____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество студента)
Подпись студента ______________
Руководитель практики от ВФ РГТЭУ ___________ _____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Руководитель практики от организации _________ ____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
М.П.
Дата защиты «___»_____________ 201___г.
Оценка защиты _______________________
Приложение 2
Отзыв-характеристика
Студент(ка) ___ курса отделения СПО Воронежского филиала РГТЭУ ________________________________________________________________________________
ФИО (полностью)
с ______ 20___ г. по _______ 20___ г. прошел(ла) практику по профилю специальности в ________________________________________________________________________________
(наименование организации)
_______________________________________________________________________________.
Практика была организована в соответствии с разработанной программой.
За период прохождения практики __________________________________________________
ФИО (полностью)
_______________________________________________________________________________
зарекомендовал (ла) себя с положительной стороны. Им (ею) были изучены
в достаточном объеме вопросы _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За время прохождения практики ____________________________________________________
ФИО (полностью)
________________________________________________________________________________
показал(а) необходимый уровень теоретической подготовки, умение применить и использовать полученные знания для решения поставленных практических задач.
Делая настоящий отзыв о прохождении практики студентом(кой) ________________________________________________________________________________
ФИО (полностью)
можно сделать вывод, что программа практики освоена.
Руководитель практики
от организации:
_______________________ ____________________ (_________________)
Должность Подпись Ф.И.О.
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИРЕКТОРСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по ОП.04 Основы бухгалтерского учета для специальностей среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Директорская контрольная работа по ОП.04 Основы бухгалтерского учета является частью внутритехникумовского контроля и проводится с целью определения качества преподавания междисциплинарного курс...
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной (преддипломной )практики для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические рекомендациипо организации и прохождению производственной (преддипломной )практикидля студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования38.02.01.Эко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. «Основы бухгалтерского учета» Специальность среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫОП.08. «Основы бухгалтерского учета»Специальность среднего профессионального образования38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)базовой подготовки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК.03.01 ПРОВЕДЕНИЕ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ для профессии/специальности среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛ
Место учебного предмета в структуре профессиональной программы СПО МДК.03.01 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является частью профессионального цикла осно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК.05.01 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ «КАССИР» для профессии/специальности среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Объем програм
Место учебного предмета в структуре профессиональной программы СПО МДК.05.01 Выполнение работ по профессии «кассир» является частью профессионального цикла основной...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации для специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по
Экзамен по междисциплинарному курсу по практическим основам бухгалтерского учета активов организации (далее проф. предмет) для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) п...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации для специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по
Экзамен по междисциплинарному курсу по практическим основам бухгалтерского учета активов организации (далее проф. предмет) для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) п...