РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК.05.01 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ «КАССИР» для профессии/специальности среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Объем програм
рабочая программа
Место учебного предмета в структуре профессиональной программы СПО
МДК.05.01 Выполнение работ по профессии «кассир» является частью профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии (ОПОП) или (ПССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Цель учебного предмета
Содержание программы профессионального модуля направлено на овладение обучающимся видами профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями (ПК) в ходе освоения модуля.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий (самостоятельной работы)
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО преподавателей и мастеров профессиональных дисциплин Протокол №____ «____»_____________2022 г. Руководитель МО ___________Т.Г. Балковая | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР __________Н.В. Радченко «____»____________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ СИТ ______________Д.В. Чан «____»___________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК.05.01 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ «КАССИР»
для профессии/специальности среднего профессионального образования
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
(ПО ОТРАСЛЯМ)
Объем программы: 114 часов
Форма промежуточной аттестации: экзамен__
Составитель: Сидорова Татьяна Юрьевна
Преподаватель ГБПОУ СИТ
г. Оха, 2022
1. Общая характеристика рабочей программы
1.1. Место учебного предмета в структуре профессиональной программы СПО
МДК.05.01 Выполнение работ по профессии «кассир» является частью профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии (ОПОП) или (ПССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета
1.2.1. Цель учебного предмета
Содержание программы профессионального модуля направлено на овладение обучающимся видами профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями (ПК) в ходе освоения модуля. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы) (п.2.9. в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796).
1.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий (самостоятельной работы)
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
В ходе освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический опыт | Уметь | Знать |
осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу и расходу денежных средств в кассе. | - принимать и оформлять первичные документы но кассовым операциям; - составлять кассовую отчетность; - проверять наличие обязательных реквизитов в первичных документах по кассе; - проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку; - проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов; - вести кассовую книгу; разбираться в номенклатуре дел; принимать участие в проведении инвентаризации кассы. | - нормативно-правовые акты, положения и инструкции по ведению кассовых операций; - оформление форм кассовых и банковских документов; - оформление операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности; - обязательные реквизиты в первичных документах по кассе; формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку; - группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; - таксировку и котировку первичных бухгалтерских документов; правила ведения кассовой книги; - номенклатуру дел; правила проведения инвентаризации кассы. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Объем учебного модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебного предмета | 114 |
в т.ч. | 62 |
Основное содержание | |
в т.ч.: | |
теоретическое обучение | 14 |
практические занятия | 48 |
Самостоятельная работа | - |
Консультации | - |
Учебная практика | 36 |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 8 |
Экзамен по модулю | 8 |
2.2. Распределение часов, отводимое на освоение предмета, по семестрам
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Максимальная учебная нагрузка МДК05.01 (выполнение работ по профессии «кассир») | - | - | 114 | - | - | - | - | - | 114 |
2 | Обязательная учебная нагрузка | - | - | 62 | - | - | - | - | - | 62 |
В т.ч. Занятий на уроках | - | - | 14 | - | - | - | - | - | 14 | |
Практических занятий | - | - | 48 | - | - | - | - | - | 48 | |
В т.ч. контрольные работы | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Дифференцированный зачет | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
3 | Самостоятельная работа | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
4 | Консультации | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
5 | Учебная практика | - | - | 36 | - | - | - | - | - | 36 |
6 | Промежуточная аттестация в виде экзамена | - | - | 8 | - | - | - | - | - | 8 |
7 | Экзамен по модулю | - | - | 8 | - | - | - | - | - | 8 |
2.3. Тематический план и содержание учебного предмета
(МДК 05.01 Выполнение работ по профессии «кассир»)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально – ориентированное), лабораторные практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции | |
Раздел ПМ 1. Организация наличного и безналичного денежного обращения Российской Федерации. | 4/22 | |||
Тема 1.1. Правила организации наличного денежного обращения Российской Федерации | Содержание | 3/18 | ||
Прием и выдача наличности. Лимит кассы. Документальное оформление приема/выдачи наличных денежных средств. Открытие расчетного счета в банке. Договор банковского обслуживания. | ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. | |||
1 | Прием денежной наличности банком, порядок и сроки сдачи. Понятие лимита кассы. Документация по оформлению наличного обращения. | 1 | ||
2 | Направление выдач наличных денежных средств из кассы организации. | 1 | ||
3 | Составление кассовой отчетности. | 1 | ||
Практическое занятие № 1 Решение практических ситуационных задач по приему и выдаче наличных денежных средств. | 4 | |||
Практическое занятие № 2 Документальное оформление операций с наличными денежными средствами. | 2 | |||
Практическое занятие № 3 Решение практических ситуационных задач по выдаче наличных денег под отчет | 2 | |||
Практическое занятие № 4 Заполнение формы АО -1 (Авансовый отчет) | 2 | |||
Практическое занятие № 5 Решение практических ситуационных задач по выплате заработной платы из кассы. | 4 | |||
Практическое занятие № 6 Заполнение формы Т-49 «Расчетно-платёжная ведомость» | 2 | |||
Практическое занятие № 7 Оформление форм № КО-3, КО-4, КО-5 | 2 | |||
Тема 1.2. Организация безналичного денежного обращения | Содержание | 1/4 | ||
1 | Открытие счета в банке и заключение договора банковского счета. | 1 | ||
Практическое занятие № 8 Заполнение формы № 0401026 «Карточка с образцами подписей и оттиска печати» | 2 | |||
Практическое занятие № 9 Заполнение формы № 0402001 «Объявление на взнос наличными» | 2 | |||
Раздел ПМ 2. Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью. | 11/26 | |||
Тема 2.1. Организация кассовой работы на предприятии | Организация кассовой работы на предприятии. Порядок совершения операций с наличными деньгами и безналичными расчетами Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющие признаки подделки денежной наличностью. Организация работы на контрольно-кассовых машинах (ККМ). Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушения кассовой дисциплины. | ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. | ||
Содержание | 3/2 | |||
1 | Правила организации кассы на предприятии. | 1 | ||
2 | Понятие о материальной ответственности кассира, права и обязанности работодателя и кассира | 1 | ||
3 | Документальное оформление материальной ответственности | 1 | ||
Практическое занятие № 10 Оформление договора о материальной ответственности | 2 | |||
Тема 2.2. Порядок совершения операций с наличными деньгами и безналичными расчетами | Содержание | 5/8 | ||
1 | Понятие денежных документов. Расчетно-кассовые операции в иностранной валюте | 2 | ||
2 | Основные формы безналичных расчетов | 2 | ||
3 | Выдача денежных средств с расчетного счета организации. | 1 | ||
Практическое занятие № 11 Расчеты платежными поручениями, аккредитивами. Составление реестра счетов. | 2 | |||
Практическое занятие № 12 Расчеты по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения) | 2 | |||
Практическое занятие № 13 Оформление заявления о выдаче денежных и расчетных чековых книжек. | 2 | |||
Практическое занятие № 14 Выписка с лицевого счета организации. | 2 | |||
Тема 2.3. Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющие признаки подделки денежной наличностью | Содержание | 2/2 | ||
1 | О правилах определения признаков подлинности и платежности денежных знаков российской валюты и других иностранных государств. | 2 | ||
Практическое занятие № 15 Практическая работа по определению признаков подлинности и платежности денежных знаков. | 2 | |||
Тема 2.4. Организация работы на контрольно кассовых машинах (ККМ) | Содержание | 0/14 | ||
Практическое занятие № 16 Характеристика современной контрольно-кассовой техники (ККТ). | 2 | |||
Практическое занятие № 17 Постановка ККМ на учет в налоговом органе | 2 | |||
Практическое занятие № 18 Подготовка кассовых машин к работе, заполнение форм № КМ-1, № КМ-2 | 2 | |||
Практическое занятие № 19 Работа с основными видами фискальных отчетов | 2 | |||
Практическое занятие № 20 Порядок оформления возврата денег по неиспользованным кассовым чекам, заполнение формы № КМ-3, № КМ-4 «Журнал кассира-операциониста» | 2 | |||
Практическое занятие № 21 Заполнение формы № КМ-5, КМ-6 | 2 | |||
Практическое занятие № 22 Заполнение форм № КМ-7, № КМ-8, № КМ-9 | 2 | |||
Промежуточная аттестация в виде экзамена | 8 | |||
Учебная практика | 36 | |||
Учебная практика | Виды работ | 18 | ||
1 | заполнение первичных документов по кассе; прием денежной наличности по приходным кассовым ордерам; выдача денежной наличности по расходным кассовым ордерам; | 7 | ПК 1.1. ПК 1.3. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. | |
2 | проверка наличия в первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов; формальная проверка документов, проверка по существу, арифметическая проверку; проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов; | 7 | ||
3 | разбираться в номенклатуре дел; заполнение учетных регистров; подготовка первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий бухгалтерский архив; изучить организацию кассы на предприятии | 7 | ||
4 | заполнение кассового отчета кассира ознакомиться с работой пластиковыми картами изучить порядок оформления операций по наличным и безналичным операциям; | 7 | ||
5 | изучить и иметь навыки работы на контрольно-кассовой машине; изучить порядок проведения ревизии кассы на предприятии. | 6 | ||
6 | Дифференцированный зачет | 2 | ||
Экзамен по модулю | 8 | |||
ВСЕГО | 114 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Реализация программы профессионального модуля
Для реализации профессионального модуля предусмотрено наличие учебного кабинета «Экономика»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся (столы, стулья);
- рабочее место преподавателя (стол, стул);
- специализированная мебель (книжные шкафы);
- учебная доска;
- раздаточный материал для проведения практических работ;
Технические средства обучения:
- ПК для оснащения рабочего места преподавателя;
- стандартное программное обеспечение;
- технические устройства для аудиовизуального отображения информации (проектор, доска, акустические колонки);
- аудиовизуальные средства обучения (мультимедийные презентации, задания и упражнения);
- принтер – копир.
Дидактический материал:
- опросные листы по темам учебного предмета;
- тестовые задания по пройденному материалу раздела № 1;
- тестовые задания по пройденному материалу раздела № 2;
- инструкции для выполнения практических работ;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Электронные материалы:
- мультимедиа презентации, видео ролики, обучающие уроки;
- презентации к урокам.
- Информационное обеспечение учебного предмета.
Список литературы
Для обучающихся:
- Технология выполнения работы по профессии «Кассир» (Н.А. Качан), Москва ИНФРА-М 2023
- Ведение кассовых операций: учебное пособие (Бондарева Т.Н., Галкина Е.А.), 2014
Для преподавателя:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. Приказов Минобнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2016 № 1578, от 29.06.2017 № 613, Минпросвещения РФ ОТ 24.09.2020 № 519, ОТ 11.12.2020 № 712, ОТ 23.11.2022 № 1014), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413;
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (действующая редакция) "О бухгалтерском учете"
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (действующая редакция) "О валютном регулировании и валютном контроле"
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция) 4.
- Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (действующая редакция)
- План счетов бухгалтерского учета приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (действующая редакция)
- Указание ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014 г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (действующая редакция) 7. Указание Банка России от 26.12.2006 N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России" (действующая редакция)
- Инструкция ЦБ РФ № 153-И от 30.05.2014 г. «Об открытии и закрытии счетов по вкладам (депозитам), депозитным счетам».
- Указание ЦБ РФ № 3352-У от 30.07.2014 г. «О формах документов, применяемых кредитными организациями на территории РФ при осуществлении кассовых операций с банкнотами и монетой БР, банкнотами и монетой иностранных государств, операций со слитками драгоценных металлов, и порядке их заполнении и оформления».
- Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012г. «О правилах осуществления перевода денежных средств» (действующая редакция)
- Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (ред. от 03.05.2000) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Главбух»
- Электронный словарь Wikipedia www.ru.wikipedia.org
- Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
- Информационно – правовой портал «Консультант плюс» - http://www.consultant.ru
- Официальный сайт Центрального Банка РФ www.cbr.ru
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Компетенции | Основные показатели оценки результата | Тип оценочных мероприятий |
ПЕ 1.1. ПК 1.3. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 2.4. | - Правильно применять и знать в своей работе нормативно - правовые акты, положения, инструкции, другие документы по ведению кассовых операций, оперировать понятием первичной бухгалтерской документации; определение первичных бухгалтерских документов; - Точно выполнять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности, - правильно оформлять формы кассовых и банковских документов; операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности; - точно разбираться в обязательных реквизитах в первичных документах по кассе; проведении формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки; группировки первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; проведение таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов; точно знать правила ведения кассовой книги; номенклатуры дел; правил проведения инвентаризации кассы. - Правильно заполнять формы кассовых и банковских документов, правильно выполнять операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности; знать обязательные реквизиты в первичных документах по кассе; правильно проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку; группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; правильно проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов; - Точно выполнять операции поведению кассовой книги, составлять кассовую отчетность оформление форм кассовых и банковских документов; оформление операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности; знание обязательных реквизитов в первичных документах по кассе; проведение формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки; группировки первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; проведение таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов; знание правил ведения кассовой книги; номенклатуры дел; правил проведения инвентаризации кассы. Качественно выполнять работы с ЭВМ, знать владение теоретических и практических навыков работы с ЭВМ; правила работы с технической документацией. | - текущий контроль в виде опроса, тестирования по пройденному материалу; - защита практических работ - экспертная оценка выполнения лабораторных работ - проверочная работа - оценка и отзывы наставников по практике - выполнение заданий по дифференцированному зачету - выполнение заданий на экзамене |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ГОРОДСКИХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 "Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту городских путей сообщения" разработана на основе Федерального государственного образовательно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики по профессиональному модулю ПМ05. Выполнение работ по профессии замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной практикипо профессиональному модулюПМ05. Выполнение работ по профессии замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах...
Рабочая программа учебной практики. Профессиональный модуль ПМ 04 выполнение работ по профессии слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
Программа предназначена для подготовки слесарей- электриков по ремонту электрооборудования(рабочая профессия)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОД. О3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для профессии: 23.01.03 Автомеханик (среднего профессионального образования)
Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине ОД.03. Иностранный язык (английский), примерной программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОД. О3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для профессии: 54.01.02 Ювелир (среднего профессионального образования)
Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине ОД.03. Иностранный язык (английский), примерной программы...

ПМ.04Выполнение работ по профессии 19756 Электрогазосварщик для специальности среднего профессионального образования 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК по профессиональному модулю ПМ.01 Моделирование швейных изделий для специальности среднего профессионального образования 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной и производственной практикпо профессиональному модулю ПМ.01 Моделирование швейных изделий для специальности среднего профессионального образования29.02.04 Конс...