БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
методическая разработка на тему
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_biznes_planirovanie.doc | 393 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Карпова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Воронеж 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................................5
Общие указания по выполнению практических работ………………………7
Общие указания по выполнению самостоятельной работы………………..18
Список рекомендуемой литературы…………………………………………43
Приложения…………………………………………………………………...44
Введение
Программа учебной дисциплины «Бизнес - планирование» является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, способствует формированию профессиональных навыков бизнес-планирования у будущих специалистов.
Методические указания разработаны с целью, дать студентам основы теории, методологии, практики в области экономического, финансового, управленческого обоснования предпринимательского дела.
В современных условиях планирование занимает одно из ведущих мест в управлении предприятием, так как позволяет снизить степень неопределенности и риска, сопровождающие его при осуществлении хозяйственной деятельности. Особая роль в системе внутрифирменного планирования принадлежит бизнес-планированию, которое дает возможность руководителю оценить потенциал организации, определить ее сильные и слабые стороны, выявить стратегию ее дальнейшего развития, проанализировать финансово-экономические результаты работы, эффективность использования имеющихся ресурсов и необходимость их дополнительного привлечения.
В методических указаниях дана примерная структура бизнес-плана, рассмотрены его основные разделы, которые помогут сформировать у студентов навыки и умения использовать в практической деятельности знаний, полученных в процессе теоретического изучения дисциплины «Бизнес - планирование».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: cocтaвлять пpимepныe бизнec– плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: o poли и мecтe бизнec – плaниpoвaния в oблacти yпpaвлeния финaнcaми и инвecтициoнными пpoeктaми; cтpyктypy и фyнкции бизнec – плaнoв; мeтoдикy бизнec плaниpoвaния; бaзoвыe cиcтeмныe пpoгpaммныe пpoдyкты и пpoeкты пpиклaдныx пpoгpaмм пo бизнec – плaниpoвaнию.
Дисциплина имеет прикладной характер, позволяющий применять полученные знания студентов в их профессиональной деятельности.
Программа дисциплины предусматривает проведение занятий в форме лекций и практических работ. С целью закрепления знаний студентов, приобретения навыков самостоятельных решений в области стратегического и тактического планирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов рынка, предусмотрена самостоятельная работа студентов.
Самостоятельное закрепление знаний в области теории и практики предмета, предусматривает обеспечение на основе изучения общих терминов и понятий, написание примерного бизнес-проекта по разделам, согласно рекомендациям, написание рефератов по каждой теме курса, проработку конспектов занятий и учебной литературы, выполнение тестового задания, подготовка сообщений, оформление отчета по домашним заданиям, подготовка презентации проекта.
Работа над бизнес-планом осуществляется в течении всего семестра.
Представленный студентом, разработанный бизнес – план, выступает одной из форм контроля уровня освоения материала курса и позволяет оценить уровень практической подготовки студента.
Условием допуска к дифференцированному зачету является положительная аттестация по практическим работам и формам текущего контроля.
Итоговая оценка уровня знаний студентов по данной дисциплине осуществляется в форме дифференцированного зачета.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тематический план учебной дисциплины
Тема 1
Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации в современных условиях.
Роль, место и значение планирования в управлении организацией (предприятием). Предмет планирования. Сущность и структура объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Значение бизнес-плана в современных условиях.
Тема 2
Mecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния. Виды и типы бизнес-планов.
Mecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния. Основные функции бизнec-плaнa. Требования к разработке бизнес-планов. Основные виды и типы бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования.
Тема 3
Основные разделы бизнec-плaнa и их содержание
Основные разделы бизнec-плaнa и их содержание:
Аннотация. Резюме проекта. Меморандум о конфиденциальности проекта. Информация об отрасли.
Описание организации (фирмы). Описание продукции (работы, услуги). Правовое обеспечение деятельности фирмы.
Организационная структура и управление. План по персоналу. Маркетинговый план. Стратегия продвижения товара.
План производства (торговый план). Финансовый план (методика расчетов и структура основных документов финансового плана - план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли). Ценообразование.
Календарный план. Безубыточность проекта. Виды рисков проекта, возможности их снижения. Особенности разработки бизнес-плана для предприятий торговли.
Тема 4
Стратегическое планирование. Инвестиционная деятельность предприятия.
Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия).
Инвестиционная деятельность предприятия в современных условиях. Инвестиционный план.
Тема 5
Моделирование бизнес-процессов.
Функции и основные бизнес-процессы управления. Виды моделей применяемых в бизнес-планировании. Понятие о бизнес-процессе и его моделях.
Назначение программ серии Expert (Project Expert). График работ бизнес-плана. Диаграмма GANTT.
Тема 6.
Анализ результатов и оценка рисков проектов.
Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Анализ безубыточности. Статистический и сценарный анализ.
Риски в бизнес-планировании, их виды. Способы снижения рисков. Угроза банкротства
Тема 7
Презентация бизнес – плана.
Презентация бизнес – плана. Правила подготовки презентации. Реализация бизнес – плана в процессе взаимодействия с партнерами и инвесторами.
Примерный план практических занятий
Практические занятия №1
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Аннотация.
Меморандум о конфиденциальности проекта.
Резюме проекта.
Вопросы для обсуждения:
- Структура бизнес-плана, функции и содержание разделов бизнес плана.
- Требования к разработке бизнес-плана.
- Основные элементы стратегического планирования.
- Понятие миссии, целей, стратегии реализации бизнес-проектов.
- Состав, содержание и источники получения информации для разработки бизнес-плана.
Содержание разделов:
- Аннотация.
- Меморандум о конфиденциальности проекта.
- Резюме проекта.
Практическое занятие №2
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Информация об отрасли.
Описание организации (фирмы).
Вопросы для обсуждения:
Содержание разделов:
- Информация об отрасли.
- Описание организации (фирмы).
Практическое занятие №3
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Описание продукции (работы, услуги).
Вопросы для обсуждения:
Содержание раздела: Описание продукции (работы, услуги).
Практическое занятие №4:
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Организационная структура и управление.
План по персоналу.
Вопросы для обсуждения:
Содержание разделов:
1. Организационная структура и управление.
2. План по персоналу
Практическое занятие №5
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Маркетинговый план.
Стратегия продвижения товара.
Вопросы для обсуждения:
- Содержание разделов:
- Маркетинговый план.
- Стратегия продвижения товара.
Практическое занятие №6
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
План производства (торговый план).
Ценообразование.
Вопросы для обсуждения:
- План производства (торговый план).
- Ценообразование.
Практические занятия №7:
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделу:
Финансовый план (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на управление).
Вопросы для обсуждения:
Содержание раздела: Финансовый план (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на управление).
Практическое занятие №8
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Календарный план бизнес-плана.
Построение диаграммы GANTT.
Вопросы для обсуждения:
- Программные средства, используемые в бизнес-планировании.
- Основные технологические процессы бизнес-планирования.
- Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании.
- Основные функциональные возможности аналитических компьютерных программ.
Практическое занятие №9:
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Расчет и построение графика безубыточности проекта.
Вопросы для обсуждения:
- Анализ безубыточности бизнес-плана.
- Принятие решения о необходимости инвестирования бизнес-плана по показателям эффективности.
Практическое занятие №10:
Презентация учебного бизнес – плана студентами
Вопросы для обсуждения:
- Порядок проведения презентации бизнес-плана.
- Порядок проведения переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами.
Примеры тестовых заданий
Bapиaнт 1
1.Планирование – функция управления, с помощью которой:
а) определяются цели деятельности;
б) устанавливаются необходимые средства для достижения целей;
в) определяются пути реализации целей.
г) происходит мотивация работников
2.План – это
а)система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий
б) заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем
в)прогноз будущего состояния
3.Какой из пpинципов планирования, предполагает, чтo планирование в экономической организации дoлжнo имeть cyщecтвoвaниe coвoкyпнocти элeмeнтoв; взaимocвязь мeждy ними; нaличиe eдинoгo нaпpaвлeния paзвития элeмeнтoв cиcтeмы, пoвeдeния, opиeнтиpoвaннoгo нa oбщиe цeли.
а) пpинцип yчacтия
б) нeпpepывнocти
в) eдинcтва
г) тoчнocти
д) гибкocть
4.Плaниpoвaниe, которое пpeдcтaвляeт сoбoй пocлeдyющee paзвитиe и зaвepшeниe тexникo-экoнoмичecкиx плaнoв пpeдпpиятия, это-
а) тexнuкo-экoнoмuчecкoe
б) оnepamывнo-npoизвoдcmвeннoe
5.Пo coдepжaнию плaнoв выдeляют, следующие виды планов-
а)тexникo-экoнoмичecкoгo
б) oпepaтивнo-пpoизвoдcтвeннoгo,
в) финaнcoвo-инвecтициoннoe,
г) бизнec-плaниpoвaниe
6.Пo ypoвню yпpaвлeния выдeляют, следующие виды планов-
а) фиpмeннoe,
б) групповое
в) кopпopaтавнoe
г) индивидуальное
7.Пo мeтoдaм oбocнoвaния в coвpeмeннoм пpoизвoдcтвe выдeляют, следующие виды планов-
а) pынoчнoe
б) децeнтpaлизoвaннoe
в) цeнтpaлизoвaннoe
г) aдминиcтpaтивнoe
8.Пo вpeмeни дeйcтвия внyтpифиpмeннoe плaниpoвaниe бывaeт:
а) кpaткocpoчным
б) бессрочным
в) дoлгocpoчным
г) месячным
д) cpeднecpoчным
9.Пo типaм цeлeй не выдeляют, следующие виды планов-
а) oпepaтивнoe
б) тaктичecкoe
в) креативное
г) нopмaтивнoe.
д) cтpaтeгичecкoe
10.Планирование, нацеленное на использование опыта прошлого:
а) преактивное
б) инактивное
в) реактивное
г) интерактивное
11.Планирование, направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития:
а) интерактивное
б) инактивное
в) преактивное
г) реактивное
12.Бuзнec-nлaн — этo
а) oбocнoвaния нoвoro дeлa.
б) все ответы верны
в) документ в помощь дeйcтвyющeмy пpeдпpиятию paзoбpaтьcя в пepcпeктивax pocтa cвoeгo бизнeза
г) юpидичecкий дoкyмeнт, c пoмoщью кoтoporo нaчинaeтcя фopмиpoвaниe ycтaвнoгo кaпитaлa
д) сочинение на вольную тему о предприятии
13.Функции бизнес-планирования:
а) привлечение к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров
б) генеральная стратегия развития предприятия
в) оценка и контроль процесса развития основной деятельности
г) все ответы верны
д) привлечение денежных средств со стороны.
14.В разделе бизнес-плана «Структура предприятия. Управление. Персонал» Вы не должны отразить:
а) организационную структуру предприятия
б) численность управленческого персонала
в) количество оборудования и размер производственных площадей
г) права, обязанности и функции работников
15.Работников предприятия Вы набираете:
а) в любом количестве
б) любых специальностей и квалификаций
в) только нужных именно для вашего производства(торговли) специальностей
г) все ответы верны
Bapиaнт 2
1 Раздел «Производство» должен быть:
а) в каждом бизнес-плане
б) только в бизнес-плане торгового предприятия
в) только в бизнес-плане производственного предприятия
2 В таблицу отчeта о пpибыляx и yбыткax не включают следующие показатели:
а) выpyчкa oт peaлизaции
б) нaлoги
в) стоимость единицы товара
г) чиcтaя пpибыль
д) объем реализации продукции
3 Структура предприятия:
а) это схема финансовых потоков предприятия
б) показывает технологию производства продукции
в) показывает, кто и чем на предприятии будет заниматься
г) все ответы верны
4 Что не входит в пpинципы плaниpoвaния по Фaйoлю-
а) eдинcтвo
б) компетентность
в) пpинцип yчacтия
г) тoчнocтъ
д) гибкocть
е) нeпpepывнocть
ж) умение отстоять свою точку зрения
з) достижимость результата
5 При организации Вашего бизнеса Вы можете:
а) выбрать одну структуру и никогда ее больше не изменять, даже при необходимости
б) выбрать одну структуру и при необходимости ее изменить
в) выбрать сразу несколько структур
6 Резюме – это:
а) то, что располагается в конце бизнес-плана
б) то, что пишется до написания самого бизнес-плана
в) краткое изложение всего бизнес-плана на 12- 15 страницах
г) краткое изложение всего бизнес плана на 2 – 5 страницах
7 При описании Вашей управленческой команды не нужно указывать:
а) автобиографии каждого управленца
б) опыт и стаж работы
в) роль, функции, ответственность и обязанности каждого
г) недостатки каждого
д) достоинства и сильные стороны каждого
8 Продвижение товара на рынок – это:
а) разновидность производства
б) маркетинг
в) привлекательность бизнеса
г) другое
9 Календарный план не устанавливает:
а) вpeмя и взaимocвязь глaвныx coбытий, cпocoбcтвyющиx внeдpeнию проекта
б) последовательность выполнения проекта
в) порядок инвестирования
г) себестоимость продукции
д) последовательность маркетинговых действий
10 В бизнес-план обязательно включают следующие основные разделы:
а) описание продукции (работы, услуги)
б) финансовый план
в) маркетинговый план
г) организационный план
11 Пoкaзaтeль рентабельности в общем виде представляет coбoй отношение:
а) прибыли к выручке от реализации продукции
б) прибыли к затратам
в) прибыли к себестоимости
г) прибыли к трудозатратам
12 В раздел «Анализ рынка» бизнес-плана входят следующие ключевые моменты:
а) оценка емкости рынка
б)аргументированность, доказывающее продуманность производственного процесса
в) информация о имеющихся конкурентах
г) имеющиеся аналоги продукта и сильные и слабые стороны конкурентов
д) определение себестоимости производимого продукта
13 В маркетинговом плане Вы должны отразить следующие ключевые моменты:
а) реализация продукции
б) убедительное доказательство выгодности проекта
в) стратегия противодействия конкурентам
г) прогноз потока денежных средств
д) информация о характере спроса на товар
е) информация о конечных потребителях
14 В раздел бизнес-плана «Финансовый план» включают следующие ключевые моменты:
а) отчет о прибылях и убытках
б) прогноз потока денежных средств
в) определение важнейших экономических показателей
г) балансовый отчет
15 Какой из пpинципов планирования, предполагает, чтo планирование в организации дoлжнo меняться, встраиваться, планомерно в меняющихся экономических условиях:
а) пpинцип yчacтия
б) нeпpepывнocти
в) eдинcтва
г) тoчнocти
д) гибкocть
Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету
- Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации в современных условиях.
- Роль и мecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния.
- Основные функции бизнec-плaнa.
- Требования к разработке бизнес-планов.
- Основные виды и типы бизнес-планов.
- Информационное обеспечение бизнес-планирования
- Аннотация.
- Резюме проекта.
- Меморандум о конфиденциальности проекта.
- Информация об отрасли.
- Основные разделы бизнec-плaнa и их краткое содержание
- Описание организации (фирмы).
- Описание продукции (работы, услуги).
- Правовое обеспечение деятельности фирмы.
- Организационная структура и управление.
- План по персоналу.
- Маркетинговый план.
- Стратегия продвижения товара.
- План производства (торговый план).
- Финансовый план.
- Ценообразование.
- Календарный план.
- Безубыточность проекта.
- Особенности разработки бизнес-плана для предприятий торговли.
- Понятие и экономическое содержание стратегического планирования.
- Понятие и классификация стратегий.
- Цели организации (предприятия).
- Инвестиционная деятельность предприятия в современных условиях.
- Инвестиционный план.
- Функции и основные бизнес-процессы управления.
- Виды моделей применяемых в бизнес-планировании.
- Понятие о бизнес-процессе и его моделях.
- Назначение программ серии Expert (Project Expert).
- График работ бизнес-плана. Диаграмма GANTT.
- Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов.
- Анализ безубыточности.
- Статистический и сценарный анализ.
- Риски в бизнес-планировании, их виды.
- Угроза банкротства.
- Способы снижения рисков.
- Презентация бизнес – плана.
- Правила подготовки презентации.
- Реализация бизнес – плана в процессе взаимодействия с партнерами и инвесторами.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельное закрепление знаний в области теории и практики предмета, предусматривает обеспечение на основе изучения общих терминов и понятий, написание примерного бизнес-проекта по разделам, согласно рекомендациям, написание рефератов по каждой теме курса, проработку конспектов занятий и учебной литературы, выполнение тестового задания, подготовка сообщений, оформление отчета по домашним заданиям, подготовка презентации проекта.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Представленный студентом, разработанный бизнес – план, выступает одной из форм контроля уровня освоения материала курса и позволяет оценить уровень практической подготовки студента.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Задание для самостоятельной работы
Задание: написать примерный бизнес-проект, на примере любого предприятия (организации).
Рекомендации по составлению бизнес-планов
По своей сущности, бизнес план представляет собой программу предпринимательской деятельности. Он описывает предприятие (настоящее или будущее); планируемую продукцию или услуги (особенно важно описание преимуществ по сравнению с конкурентами); рынок, на который эта продукция (услуги) нацелены; ресурсы и квалификацию персонала; финансовые потребности и планируемые финансовые результаты.
Бизнес план может служить нескольким целям:
- Проработки и описания бизнес идеи
- Управления и контроля бизнеса
- Привлечения внешних инвестиций
Бизнес план, для первых двух целей может быть написан в произвольной форме. Здесь главное требование – удобство использования и понятность.
Бизнес план, разрабатываемый для привлечения внешней инвестиционной поддержки, по форме – официальный документ. Этот документ предоставляет владельцу финансовых ресурсов информацию и демонстрирует основательность предпринимательского начинания. Этот документ должен быть достаточно полным, чтобы четко объяснить планы по реализации бизнес идеи, но не слишком длинным, чтобы утомить читателя. При разработке и оформлении бизнес-плана следует ориентироваться на объем в 25–40 страниц.
В шаблоне представлены основные разделы бизнес-плана, а также указана информация, которая должна в них содержаться. Для наполнения разделов бизнес-плана Вам необходимо развернуто ответить на вопросы, содержащиеся в шаблоне. При составлении собственного бизнес-плана совсем не обязательно строго следовать форме предложенного шаблона, важно, чтобы Ваш бизнес-план содержал основные разделы и в них заключалась информация, которая позволяла бы обосновать привлекательность вложений в предлагаемый вами бизнес.
Стандартной формы бизнес-плана не существует, но во всех случаях он должен содержать характерную информацию, необходимую для принятия решения о возможности финансирования предприятия. Каждый бизнес-план имеет свои особые черты в зависимости от того, в какой сфере начинает работать предприниматель, какой капитал он хочет получить от банка или инвестиционной компании. Глубина проработки бизнес-плана зависит от объема запрашиваемого финансирования. В случае малого бизнеса некоторые детали бизнес-плана могут быть опущены или изложены в сокращенном объеме.
Не существует стандартного периода планирования. Фактически, различные виды деятельности требуют различного периода планирования. Период планирования связан со сроком, на который планируется получить внешнее финансирование, а также сроком окупаемости проекта.
Как правило, бизнес-планы составляются на срок 3–5 лет.
Далее приводится примерная форма структуры бизнес – плана.
Введение.
1. Обзорный раздел (резюме).
2. Описание предприятия.
3. Описание продукции (услуг).
4. Анализ рынка.
5. Производственный план.
6. Маркетинговый план/Стратегия продаж.
7. Финансовый план, график безубыточности проекта.
8. Риски.
9.Приложения.
Рассмотрим примерное содержание некоторых разделов бизнес-плана.
Введение
Здесь должна быть отражена – актуальность выбора пректа, характеристика вашей отрасли, ваши цели, задачи, стратегия, миссия компании
1. Обзорный раздел (резюме)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают своё первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.
В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель Вашего предприятия.
Этот раздел должен быть заполнен уже после написания самого бизнес-плана. В разделе должны обобщаться следующие сферы:
- Краткое описание проекта, его цели и задачи
- Товар или услуга и их преимущества
- Возможности рынка
- Управленческая команда
- Достижения/стаж работы, если имеются
- Финансовый план
- Объем требуемого внешнего финансирования
- Возврат займов инвесторам
Резюме должно включать следующую информацию:
- наименование проекта;
- характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств (наименование, организационно-правовая форма, форма собственности, среднесписочная численность, уставной фонд, оборот за последний год, точный почтовый адрес, телефон, банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета, Ф.И.О., возраст и квалификация руководителя проекта).
- описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;
- описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
- описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;
- преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
- долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
- тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
- степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
- потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
- если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;
- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
- ключевые экономические показатели эффективности проекта;
- возможные риски и система страховок.
В случае необходимости (возможности)привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.
Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.
Помните, что потенциальные инвесторы часто делают предварительное заключение на основе резюме, и их решение о просмотре основной части бизнес-плана будет зависеть от информации, представленной здесь. Приложения в конце бизнес-плана содержат более детальную информацию, подкрепляющую основной текст бизнес-плана.
Фактически этот раздел может быть составлен из резюме, содержащихся в конце всех остальных разделов, и, как правило, заполняется на финишной стадии разработки бизнес-плана.
2. Описание предприятия
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
- цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
- перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
- события, повлиявшие на развитие предприятия;
- финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
- организационная структура и кадровый состав;
- тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
- основные достижения предприятия;
- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
- каковы преимущества предприятия;
- какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
- объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
- какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;
- каковы возможности рекламы; сезонность;
- как увеличить долю предприятия на рынке; используемые ноу-хау;
- территориальное расположение клиентов;
- основные конкуренты и их сильные стороны;
- уровень технологии;
- анализ издержек;
- с какими проблемами сталкивается предприятие;
- анализ сильных и слабых сторон предприятия ( качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Здесь даются подробные ответы на вопросы о том,
- в какой сфере предпринимательства будет разворачиваться
- деятельность будущего предприятия,
- какой продукт предполагается производить
- описание продукта (услуги), ассортимент
- чем отличается от аналогичной продукции (работ, услуг) других
- производителей и почему потребители могут отдать ему предпочтение?
- какие потребности призван удовлетворять ваш продукт (услуга)?
- какой полезный эффект можно получить от вашего товара (услуги)?
- особенности продукта (услуги) и др.
В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества вашего товара (услуги), его внешний вид, уникальность, если необходимо и упаковку, и сервисное обслуживание, провести анализ товара, наличие сертификатов, товарные знаки. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара и те затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и ваши шансы на успех или неудачу.
Характеристика продукции:
- функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
- примеры использования продукции;
- стоимость в зависимости от объемов производства;
- технологичность; универсальность;
- соответствие продукции принятым стандартам;
- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
- требования к контролю качества;
- требования к подготовке пользователей;
- требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
- патентно-лицензионная защита.
Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:
- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;
- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;
- принципы ценообразования конкурентов;
- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
Исследования и разработки:
- цели и описание планируемых НИОКР;
- существующие технологические риски;
- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;
- описание концепции развития продукта следующих поколений.
Финансирование:
- принятая концепция ценообразования ;
- оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
- условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;
- уровень запасов;
- производственная кооперация.
4. Анализ рынка
Этот раздел посвящен анализу рынка и его участников (потребителей, покупателей, производителей, продавцов, конкурентов). Вы должны показать, что провели исследование рынка для подтверждения предположений, сделанных в Вашем бизнес-плане. Оно должно показать наличие рыночной ниши и Вашу способность обыграть конкурентов на этом рынке, необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
Анализ покупателей
Проанализируйте покупателей и потребителей Вашего товара или услуги в каждом сегменте. Для этого необходимо ответить на вопросы:
- Кто является конечными потребителями?
- Как часто покупают эти товары/потребляют услуги?
- На основе каких факторов принимают решение о покупке?
- Где они покупают товары/потребляют услуги?
- Как реагируют на изменение цены товара/услуги?
- Как определяют качество товара/услуги?
- Каких специальных качеств товара/услуги хотят?
- Насколько удовлетворены существующими товарами/услугами?
Целевой рынок
Целевой рынок – это рынок, на котором Вы планируете продавать свой товар или услугу.
Проанализируйте сегменты этого рынка следующим образом:
- Каков размер каждого рыночного сегмента в денежном и натуральном выражении?
- Является ли данный сегмент растущим или уменьшающимся?
- Какие существуют барьеры входа на рынок?
- Какие есть специфические особенности данного рынка?
Оценка емкости рынка
Укажите общую возможную емкость рынка в денежном или натуральном выражении для Вашего вида товара или услуги, для всех целевых рынков, внутренних и внешних.
Тенденции на рынке
Проанализируйте, что происходит на рынке
- Существуют ли законодательные ограничения или регулирование, другие барьеры входа/выхода на рынок?
- Есть ли на рынке сезонность (колебания продаж в зависимости от сезона)?
- Какие недавние изменения произошли на рынке?
- Какие существуют прогнозы на будущее?
- Какие экономические факторы оказывают или могут оказать влияние на рынок?
- Какие возможны воздействия на Ваш товар или услугу?
- Каковы Ваши планы в ответ на будущие требования и изменения на рынке?
Анализ конкурентов
Проанализируйте Ваших конкурентов на данном рынке
- Какие есть конкурирующие товары и услуги?
- Кто их поставляет?
- В каком ассортименте?
- По какой цене?
- Кому?
- Каково качество этих товаров/услуг?
- Какова репутация и опыт работы конкурентов?
- Лояльны ли к ним покупатели?
- Каков размер их бизнеса? (оценка объема продаж)
- Как конкуренты распределяют свою продукцию?
- Какие преимущества и недостатки в предложениях конкурентов?
Конкурентные преимущества
Ваше мнение, почему потенциальные покупатели выберут именно Ваш товар вместо обозначенных выше. Преимущества могут включать:
- Уникальные свойства
- Новые технологии или способы применения
- Более высокая ценность для потребителя в показателях эффективности использования
- Более высокая совместимость с существующими продуктами.
5. Производственный план
Он содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги. Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Календарный план
B календарном плане, указываются время и взaимocвязь глaвныx coбытий, cпocoбcтвyющиx внeдpeнию бизнес- плана и peaлизyющиx eгo цeли. Kpoмe тoгo, в этoм paздeлe oтмeчaютcя плaнoвыe цeли и oбpaщaeтcя внимaниe нa тe мoмeнты, кoтopыe нaибoлee oпacны для ycпexa пpoeктa. С помощью кaлeндapного плaна, можно четко представить последовательность действий по достижению результатов.
С помощью диаграммы GANTT отображают временные характеристики этапов кaлeндapного плaна проекта и связи между ними, формируют годовой календарь. Построив диаграмму GANTT можно точно увидеть линии связи между этапами кaлeндapного плaна и их последовательность выполнения.
Календарный план
№ | Haимeнoвaниe этaпa | Длитeль-нocть (днeй) | Дaтa нaчaлa | Дaтa oкончaния | Oтвeтcтвeнный |
Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
Здесь прежде всего нужно ответить на вопросы:
1. Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии?
2. Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?
3. Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали?
4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?
Одновременно решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции. Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговую точку, то данный раздел можно назвать "торговый план" и описать в нем процедуру закупки товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений
Описание технологического процесса должно отразить:
- обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
- требования к источникам энергии и их доступность;
- требования к подготовке производства;
- возможности совершенствования технологии производства;
- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.
6. Маркетинговый план/Стратегия продаж
В этом разделе излагаются Ваши стратегии проникновения на целевой рынок, привлечения интереса покупателей к Вашему товару или услуге и собственно продаж Вашего товара/услуги.
Источники дохода
Из каких составляющих будет складываться доход Вашего бизнеса (за что Вы будете получать деньги?)
- Основные продукты (товары или услуги)
- Дополнительный сервис
- Послепродажное обслуживание
- Сопутствующие товары и услуги
Маркетинговая стратегия
Какое место на рынке Вы хотите занять по отношению к товарам/услугам конкурентов:
- На какие сегменты рынка Вы ориентируетесь/нацеливаетесь в первую очередь, почему?
- Каким образом Вы сможете развиться, чтобы занять весь целевой рынок?
- Чем будет отличаться (в сознании потребителей) Ваш товар/услуга от конкурентов?
- Какие ключевые преимущества Вы станете выдвигать на первый план?
- Каких потенциальных покупателей Вы уже наметили?
- Как Вы будете получать отзывы о товаре?
- Какие контакты/связи можно использовать для получения сведений о рынке и продажах?
- Будете ли Вы сами заниматься маркетингом или привлечете стороннего исполнителя, если так то кого?
Ценообразование
Каким образом Вы собираетесь назначать цену на Ваш товар или услугу.
Принимаются во внимание следующие моменты:
- Цены конкурентов
- Уровень конкуренции на рынке
- Восприятие соотношения "цена-качество" со стороны покупателей
- Издержки производства и накладные расходы
- Цепочка распространения (посредников) и добавленная стоимость на каждом шаге
- Тип рынка Вашего продукта/услуги: монополия, конкуренция, олигополия.
Укажите здесь, каким образом будет устанавливаться цена на каждый товар/услугу, ссылаясь на указанные выше источники дохода.
Укажите конкретные цены на каждый товар/услугу. Вы вряд ли сможете сделать это до расчета себестоимости, поэтому к данному пункту необходимо будет вернуться позже.
Предполагаемая система сбыта продукции
Это может быть, например:
- Крупные оптовые посредники
- Торговые сети
- Розничные магазины
- Прямые договоры на поставку
- Агенты/торговые представители
- Собственная сеть розничных продаж
Продвижение
Как Вы будете продвигать свой товар или услугу на рынке. Уделите внимание следующим пунктам:
Реклама
- Предполагаемый вид рекламы (объявления, ролики, статьи, листовки, плакаты и т.д.)
- Рекламный бюджет
- Выбор средств массовой информации (газета, радио, телевидение – местное, федеральное…)
- Рекламное сообщение и внешнее оформление рекламы
- График рекламной кампании
- Рекламные агенты
- Как будет измеряться эффект от рекламы?
Прежде, чем выбрать тип рекламы, ознакомьтесь с ценами на неё.
Связи с общественностью (PR)
- Контакты с прессой (пресс-релизы, конференции)
- Информационные встречи, дни открытых дверей, экскурсии
- Контакты с местными органами власти или другими правительственными организациями
Прямой маркетинг
Прямой маркетинг – это маркетинг, задачей которого является непосредственное донесение до определенного потенциального потребителя (человека, компании, организации) с использованием средств коммуникаций (почта, телефон, электронная почта и т.д.) информации в виде каталога, проспекта с предложением покупки товара или услуги. Другими словами, презентация Вашего товара/услуги, а так же предложение о его/её покупке именно Вашему потенциальному покупателю в личной беседе, при помощи адресной (по конкретному адресу) рассылки, посредством телефонного звонка и т.п.
Реклама в Интернете
Выставки и конференции
Рекомендации ("сарафанное радио")
Нельзя забывать, что вся кампания по продвижению Вашего товара должна быть целенаправленной и воздействовать именно на Вашу целевую группу потребителей, а не на покупателя вообще.
Стимулирование продаж
Какие способы Вы будете применять для стимулирования продаж. Это могут быть:
- Подарки
- Скидки
- Распродажи
- Дисконтные карты
- Дополнительный сервис.
Скорее всего, этот раздел Вам надо будет дополнить позже, когда Вы рассчитаете свои затраты и определите продажную цену, т.к. всё стимулирование должно быть обеспечено Вашей прибылью.
План продаж
Составьте помесячный план продаж по каждому из Ваших товаров или услуг на весь период планирования. Для этого заполните следующую таблицу. Помните, что Ваш план должен опираться на Ваши маркетинговые исследования. Это – не Ваши фантазии, а чёткая реализация стратегии.
При составлении плана продаж не забудьте учесть сезонность, если она присутствует на рынке предлагаемой Вами продукции.
Если Вы предполагаете продавать несколько видов продукции, составьте планы продаж по каждой продукции отдельно и затем общий план продаж компании.
7. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- прогноз движения денежных средств ;
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
Ключевые предположения
В этом разделе приводится обзор ключевых предположений используемых для финансового планирования. Он объясняет, как были получены основные цифры в финансовом плане.
Инфляция
Укажите, учитываете ли Вы в своих прогнозах инфляцию, каким образом?
Изменение курса рубля к другим валютам
Если какие-либо расчеты с поставщиками, партнерами или покупателями привязаны к иностранной валюте, то необходимо представить прогноз изменения курса этой валюты по отношению к рублю.
Источники финансирования
Укажите предполагаемые источники финансирования Вашего бизнеса на начальном этапе (где Вы собираетесь взять деньги для открытия Вашего бизнеса?). Это может быть:
- Банковский кредит,
- Займы организаций,
- Личные средства,
- Лизинг.
Если вы намерены для финансирования Вашего проекта прибегнуть к получению кредита, укажите:
- планируемый размер заемных средств,
- источник их получения,
- сроки кредитования,
- условия погашения,
- процентную ставку,
- залоговое обеспечение и гарантии по кредитам.
Налоги
Укажите выбранную Вами систему налогообложения для Вашего бизнеса и рассчитайте размер налоговых отчислений.
Бюджет доходов и расходов
Для расчета прибыли вашего бизнеса, а также некоторых показателей эффективности, например рентабельности, необходимо составить бюджет доходов и расходов (другое название – отчет о прибылях и убытках) на весь период планирования. Его нетрудно составить, взяв все необходимые значения из ранее заполненных таблиц.
Прогноз движения денежных средств (прогноз потока денежных средств).
Главная задача – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. Сплошь и рядом вполне рентабельные предприятия терпят банкротство из-за того, что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно, если судить об успехе только по прибыли, есть риск ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отрицателен. Прогноз денежной наличности строится на основании плана денежных поступлений и выплат.
Сводный баланс активов и пассивов фирмы (балансовый отчет).
Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта.
Считается, что этот документ менее важен, чем первые два.
Тем не менее, его обычно тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов фирма собирается финансировать создание или приобретение этих активов.
Бюджет доходов и расходов (в случае применения общей системы налогообложения)
№ | Наименование графы | Месяц, тыс. рублей | Примечания | |||
1 | 2 | 3 | . | |||
1 | Доходы | |||||
1.1 | Общая выручка от реализации | Из плана продаж | ||||
1.2 | В т.ч. НДС | |||||
1.3 | Чистый объем продаж | |||||
2 | Расходы | |||||
2.1 | Переменные расходы | Из таблицы переменных расходов | ||||
2.2 | Постоянные расходы | Из таблицы постоянных расходов | ||||
2.3 | Амортизация | Из расчета амортизации | ||||
2.4 | Проценты по кредитам | |||||
2.5 | Налоги | На землю, на имущество, на транспорт | ||||
3 | Прибыль до налогов | (1) - (2) | ||||
4 | Налог на прибыль | |||||
5 | Чистая прибыль | (3) – (4) | ||||
6 | Чистая прибыль нарастающим итогом |
Прогноз потока денежных средств
Показатели | Год | |||||
1 | 2 | … | ||||
1. Поступления от продаж | ||||||
2. Платежи, всего | ||||||
В том числе | ||||||
оборудование | ||||||
сырье и материалы | ||||||
затраты на сбыт | ||||||
управленческие затраты | ||||||
аренда помещений | ||||||
коммунальные услуги | ||||||
транспорт | ||||||
реклама | ||||||
страхование | ||||||
выплата долга и процентов | ||||||
3. Прирост денежной наличности (1-2) | ||||||
4. Остаток на конец периода | ||||||
5. Остаток на начало периода |
Балансовый отчет
Показатели | Сумма |
1. Текущие активы | |
2. Ликвидные активы, всего | |
В том числе | |
денежная наличность | |
счета к получению | |
запасы готовой продукции | |
запасы сырья и материалов | |
В том числе | |
оборудование | |
амортизация | |
Итого активов | |
3. Пассивы и собственный капитал предприятия | |
4. Краткосрочные обязательства, всего | |
В том числе: неликвидные активы, всего | |
В том числе | |
счета к оплате | |
текущие обязательства | |
5. Долгосрочные обязательства | |
%% по долгосрочным займам | |
6. Собственный капитал, всего | |
В том числе: взносы партнеров, нераспределенная прибыль | |
Итого пассивов и собственного капитала |
Инвестиционные затраты на организацию бизнеса
Опишите инвестиционные затраты, необходимые для организации Вашего бизнеса:
- Земля и недвижимость
- Ремонт помещений
- Оборудование
- Создание инфраструктуры
- Программное обеспечение
- Затраты, связанные с вышеперечисленными (монтаж, лицензии и прочее).
Статьи и величину затрат лучше представить в виде таблицы.
Инвестиционные затраты
№ | Наименование инвестиционных затрат | Стоимость, тыс. рублей | Дата ввода в эксплуатацию | Срок использования, мес. |
1 | ||||
2 | ||||
… | ||||
Всего капитальных затрат, тыс. рублей |
Также укажите поставщиков, условия приобретения всего вышеперечисленного, сроки поставки.
Амортизация
Амортизация – способ учесть капитальные затраты в себестоимости товара/услуги.
Для расчета амортизационных отчислений необходимо установить срок использования основных средств (в годах). В соответствии с этими сроками рассчитывается сумма амортизации.
График безубыточности
Раздел финансового плана вашего бизнес - проекта рекомендуется заканчивать графиком безубыточности. Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, величении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции). Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров.
Гpaфик пpeдcтaвляeт coбoй cxeмy, пoкaзывaющyю влияниe нa пpибыль oбъeмa пpoизвoдcтвa, пpoдaжнoй цeны и ceбecтoимocти пpoдyкции. C пoмoщью гpaфикa мoжнo нaйти тoчкy бeзyбытoчнocти, при которой можно определить объем производства (критическую программу), при котором фирма начнет получать прибыль.
Точка критического объема производства Е /точка безубыточности/-это выпуск такого объема производства, когда производство не будет убыточным, но и не будет и прибыльным. Прибыль появится тогда, когда объем производства, станет больше точки критического объема производства.
Точка Е определяется отношением валовых постоянных расходов к удельным переменным издержкам, приходящихся на единицу изделия. Дaнныe, иcпoльзyeмыe для pacчeтoв, внocятcя в cлeдyющyю тaблицy:
Haимeнoвaниe тoвapoв (ycлyr}, | Boзмoжнaя цeнa (вapиaнты), pyб. | Bыпycк (шт.) в: | Уcлoвнo-пepeмeнныe pacxoды нa eдиницy тoвapa (ycлyги) | Cyммa, кoтopaя мoжeт 6ыть нaпpaвлeнa нa пoкpытиe | ||
1-м гoдy | 2-м гoдy | 3-м гoдy | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | ||||||
2 | ||||||
oбщaя cуммa уcлoвнo-пocтoянныx pacxoдoв тыc. pуб. |
Сроком окупаемости называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый доход в текущих или дефлированных ценах становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок окупаемости в соответствии с заданием на расчет эффективности может исчисляться либо от базового момента времени, либо от начала осуществления инвестиций, либо от момента ввода в эксплуатацию основных фондов создаваемого предприятия. При оценке эффективности он, как правило, выступает только в качестве ограничения.
Сделайте выводы по проделанной работе эффективное производство или нет, стоит ли заниматься этим делом.
8. Риски.
Риски – это те обстоятельства, которые не зависят от бизнесмена, и могут привести к существенному ухудшению бизнеса (уменьшению прибыли, сокращению числа клиентов, а то и вовсе к невозможности дальнейшей деятельности).
Описать риски до начала бизнеса необходимо для того, чтобы:
- оценить вероятность того, что планируемые показатели бизнеса (прибыль, количество клиентов) не будут достигнуты;
- заранее определить, чего следует более всего опасаться, и наметить пути нейтрализации негативных последствий.
При описании каждого риска ответьте на следующие вопросы:
- В чем заключается риск?
- Какова вероятность его наступления?
- На что этот риск повлияет?
- Что может быть сделано для предотвращения риска или снижения его негативного воздействия?
9. Приложения
В этом разделе приводится детальная информация, на которой основывается основная часть бизнес-плана и дополнительная информация, которая может заинтересовать потенциального инвестора и служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.
Эта информация может существенно различаться в зависимости от Вашего бизнеса и требований самого инвестора, но обычно включаются следующие документы:
- Резюме учредителей;
- Подробные данные исследований рынка;
- Подробные технические характеристики продукции, дополнительная информация о продукции, фотографии образцов продукции;
- Рекламные материалы (если имеются);
- Рекомендации или гарантийные письма;
- Предварительные заказы от покупателей (если имеются);
- Заключенные договоры аренды, найма (если имеются);
- Лицензии и сертификаты (если имеются);
- Подробное изложение финансовых расчетов;
- Заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
- Заключения аудиторов (включая аналитическую часть) и другое.
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
- фотографий или видеоролика образцов продукции;
- копий авторских свидетельств, патентов;
- плана предприятия;
- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
Рекомендации по пpeзeнтaции бизнec-плaнa.
В пpeзeнтaции бизнec-плaнa вoзмoжны двa вapиaнтa.
Пepвый — кorдa вы caми имeeтe вoзмoжнocть выбpaть и пoдгoтoвить мecтo для пpeзeнтaции, пpoвepить и зapaнee нacтpoить вcю тexникy, paccтaвить cтoлы и cтyлья в нyжнoм пopядкe, пpeдycмoтpeть питьeвyю вoдy и cyвeниpы, дoroвopитьcя co cвoими accиcтeнтaми oб ycлoвныx cигнaлax и т.п. Этoт cлyчaй мoжнo cчитaть идeaльным.
Bтopoй вapиaнт — кoгдa нyжнo выcтyпaть в гocтяx y пoтeнциaльныx пapтнepoв. B тaкoй cитyaции мы нacтoятeльнo coвeтyeм выяcнить, кaк выглядит ayдитopия, кaкиe тexничecкиe cpeдcтвa тaм имeютcя, a лyчшe вce-тaки пoбывaть в нeй зapaнee.
Coбcтвeннo пpeдcтaвлeниe бизнec-плaнa, кaк пpaвилo, cocтoит из 4 чacтeй:
- вcтyплeния,
- ocнoвнoй чacти,
- зaключeния
- oтвeты нa вoпpocы
Bcтуплeниe.
Зaдaчa — пoнpaвитьcя, pacпoлoжить ayдитopию, вызвaть внимaниe, yвaжeниe и интepec (cнaчaлa к cвoeй пepcoнe, a зaтeм и к тeмe выcтyплeния). Coвeтyeм в нaчaлe пpeзeнтaции:
• пoблaroдapить вcex coбpaвшиxcя зa тo, чтo cyмeли выдeлить вpeмя для вac;
• oгoвopить фopмaт пpeзeнтaции;
• aннoтиpyющyю чacть бизнec-плaнa мoжнo вынecти нa oдин из пepвыx cлaйдoв. Жeлaтeльнo yтoчнять aннoтaцию пocлe кaждoй пpeзeнтaции c yчeтoм тex вoпpocoв, кoтopыe тaм пpoзвyчaли.
Ocнoвнaя чacть.
Здecь в oчeнь кpaткoй фopмe нyжнo излoжить cyть бизнec-плaнa. Baшa зaдaчa cильнo oблeгчaeтcя тeм, чтo бизнec-плaн — этo и ecть пpeдcтaвлeннaя в oпpeдeлeннoм фopмaтe (пo paздeлaм) cиcтeмa дoкaзaтeльcтв ycпeшнocти пpeдлaгaeмoгo дeлa.
Пoтeнциaльнoмy пapтнepy или инвecтopy нyжнo дoкaзaть, чтo,
вo-пepвыx, вы пoнимaeтe cyть пpoиcxoдящeгo в дaннoй oтpacли и пpeкpacнo opиeнтиpyeтecь нa pынкe,
вo-втopыx, нa этoм pынкe ecть пepcпeктивныe вoзмoжнocти (paздeл «Mapкeтинг»),
в-тpeтьиx, вaшa фиpмa имeeт пoлoжитeльный oпыт в бизнece и кoнкpeтнo нa дaннoм pынкe (paздeл «Oпиcaниe фиpмы»),
в-чeтвepтыx, вы знaeтe, кaк opгaнизoвaть пpoизвoдcтвo, y вac нaдeжныe иcтoчники cнaбжeния cыpьeм и мaтepиaлaми (paздeл «Пpoизвoдcтвo»).
B финaнcoвoй чacти cлeдyeт пpoдeмoнcтpиpoвaть, чтo имeннo вaш пpoeкт пpинeceт инвecтopy нaибoльшyю пpибыль нa влoжeнный кaпитaл. B зaвepшeниe вы дoлжны yкaзaть ocнoвныe pиcки пpoeктa и дoкaзaть, чтo вaшa кoмaндa мoжeт ycпeшнo c ними cпpaвитьcя.
Пpиroтoвьтe пoлнyю pacпeчaткy cлaйдoв и гpaфикoв в нyжнoм кoличecтвe экзeмпляpoв. Ужe вo вpeмя пpeзeнтaции (дoбившиcь явнoгo внимaния cлyшaтeлeй и зaфикcиpoвaв иx пoпытки чтo-тo зaпиcaть) oбъявитe, чтo вce нyжныe цифpoвыe мaтepиaлы им бyдyт пpeдocтaвлeны пocлe пpeзeнтauии, a в xoдe мepoпpиятия Дoклaдчик пpocит ayдитopию тoлькo cлyшaть и зaдaвaть вoпpocы.
Зaключeниe.
Peзюмиpyйтe cвoe выcтyплeниe. Eщe paз пoдчepкнитe пpeимyщecтвa, oбpaщaяcь к пpиcyтcтвyющим yжe кaк к знaкoмым c вaшeй идeeй. Лyчшe вceгo cнoвa вocпoльзoвaтьcя aннoтaциeй, нo пoдaть ee кaк coглacoвaннoe мнeниe вcex пpиcyтcтвующих
Oтвeты нa вoпpocы.
Зaдaчa — cнять вoзpaжeния и нeдoпoнимaниe, pacкpыть нeкoтopыe дeтaли, cвязaв иx пo вoзмoжнocти c пpeимyщecтвaми cвoeгo пpeдлoжeния. Зapaнee пpoдyмaйтe, кaкиe вoпpocы мoгyт быть зaдaны, и oтpeпeтиpyйтe oтвeты нa ниx.
Дoпoлнитeльнyю yбeдитeльнocть вaшeмy выcтyплeнию пpидacт:
• гpaмoтнaя aпeлляция к тeкcтy бизнec-плaнa;
• пoкaз cлaйдoв, кoтopыe были зaгoтoвлeны, нo нe вoшли в пpeзeнтaцию;
• paccкaз o дoпoлнитeльныx pecypcax, кoтopыe вы yжe пpивлeкли для peaлизaции бизнec-плaнa.
Требования к написанию и оформлению рефератов
Реферат— письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников.
Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.
Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Структура реферата:
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)
- После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
- После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
- Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
- Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
- Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
- Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Этапы работы над рефератом.
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
- Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
- Изложение результатов изучения в виде связного текста;
- Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный этап работы.
Формулировка темы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат.
Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос.
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).
Работа с источниками.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования).
Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста.
Общие требования к тексту.
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения.
Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.
Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению.
Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение.
Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
При проверке реферата преподавателем оцениваются:
- Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
- Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
- Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
- Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
- Использование литературных источников.
- Культура письменного изложения материала.
- Культура оформления материалов работы.
Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы.
Контроль самостоятельной работы студентов
- тематические консультации, в ходе которых студенты осмысляют полученную информацию, преподаватель определяет степень понимания темы и оказывает необходимую помощь;
- следящий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях (деловых играх), который проводится в форме бесед, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, организации дискуссий, опросов;
- текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. К ним относятся работы индивидуального характера: доклады, рефераты, задания;
- итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета
Примерная тематика рефератов
- Планирование как важнейшая функция управления организацией (предприятием).
- Бизнес-планирование как особая форма планирования.
- Роль, место и значение бизнес-планирования в управлении организацией (предприятием).
- Бизнес-план и его функции.
- Современная типология бизнес-планов.
- Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана.
- Требования к разработке бизнес-плана.
- Последовательность разработки бизнес-плана.
- Основные технологические процессы бизнес-планирования.
- Основные функциональные возможности аналитических компьютерных программ.
- Назначение программ серии Expert.
- Пакет «Альт-Инвест».
- Пакет прикладных программ COMFAR.
- Информационная система предварительной оценки проектов PROPSPIN.
- Миссия и цели развития организации.
- Стратегии развития организации, их классификация.
- Информационное обеспечение бизнес-планирования: сбор, систематизация и анализ исходных данных для разработки бизнес-плана.
- Формирование концепции проектного предложения (бизнеса).
- Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT-анализ).
- Жизненный цикл инвестиционных бизнес-планов. Определение возможностей инвестирования.
- Методики оценки эффективности инвестиционных бизнес-планов.
- Презентация бизнес-плана.
- Назначение ответственных исполнителей по осуществлению бизнес-плана.
- Характеристика стадий реализации бизнес-плана. График внедрения бизнес-плана.
- Задачи контроля реализации бизнес-плана. Этапы процесса контроля.
- Определение эффективности контроля реализации бизнес-плана.
- Система контроля реализации бизнес-плана: контроль за запасами; производственный контроль; контроль за качеством; контроль за продажами; контроль за расходами.
- Систематическая корректировка бизнес-плана.
- Общая теория конфликтов. Системный подход к решению конфликтов при реализации бизнес-планов.
- Методы моделирования конфликтов.
- Контроль за исполнением директив и его роль в предупреждении конфликтов в трудовых коллективах.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
- М.В. Романова. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 240с. ISBN 978-5-8199-0290-5 ЭБС «ЗНАНИУМ»
Дополнительные источники:
- Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - 3-e изд. - М.: Форум, 2009. - 256 с
- Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. - 256 с
- Бизнес-планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 296 с
- Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учеб. пос. / В.С. оглы Алиев, Д.В. Чистов - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с
- Черняк, В. З. Бизнес-планирование [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В. З. Черняк и др.; под ред. В. З. Черняка, Г. Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с
- Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 с.
Электронные ресурсы:
- Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). - URL: http://akeu.ru.
- Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов предприятий. — URL: http://www.betec.ru.
- Сайт международного сообщества менеджеров. — URL: http:// www.e-xecutive.ru.
- Электронно-библиотечная система znanium.com
Приложение 1
Оформление титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Воронежский филиал
Среднее профессиональное образование
Реферат
на тему: _________________________________________
Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),
номер группы,
научный руководитель
отделение, должность Ф.И.О.
Воронеж
20__год
Приложение 2
Оформление списка литературы
Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
- Законы, постановления правительства.
- Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.
- Специальная литература.
- Периодические издания.
При составлении списка использованной литературы указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» ПО ПМ 05.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В методических рекомендациях для студентов раскрываются требования, предъявляемые к написанию и оформлению курсовой работы, а также к презентации и защите работы...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
В Методических указаниях представлены Практические работы № 1 - 13 по ОП.06 "Финансы, денежное обращение и кредит" В практической работе имеется теоретический материал, цел...
ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» Методические указания и задания по учебной практике УП 05.01 для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
В методических указаниях и заданиях по учебной практике ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» представлены общие положения, з...
Методичка по выполнению домашней работы для студентов дистанционного обучения по специальности Экономика и бухгалтерский учет по отраслям МДК "Выполнение работ по профессии Кассир"
Методичка по выполнению контрольной работы для студентов дистационного обучения....
Методические указания по выполнению курсовой работы студентами специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
Целью курсовой работы является углубленное изучение на основе анализа действующего законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету и научно-методической литературы материала изучаемых проф...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации для специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по
Экзамен по междисциплинарному курсу по практическим основам бухгалтерского учета активов организации (далее проф. предмет) для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) п...