Основы бухгалтерского учета в таблицах, схемах и рисунках
методическая разработка на тему

Методическое  пособие   «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  В ТАБЛИЦАХ, СХЕМАХ И РИСУНКАХ»  по учебной  дисциплине «ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА»,  разработано на основе Программы  учебной  дисциплины «ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА», предназначенной для  реализации среднего специального  образования по  специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obu_v_tablitsah_risunkah.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В ТАБЛИЦАХ, СХЕМАХ И РИСУНКАХ

BS00554_

Нефтеюганск

2014

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

комиссией

Протокол №____от _________

Председатель П(Ц)К

_______________ Т.М.Завьялова

         Методическое  пособие   «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  В ТАБЛИЦАХ, СХЕМАХ И РИСУНКАХ»  по учебной  дисциплине «ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА»,  разработано на основе Программы  учебной  дисциплины «ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА», предназначенной для  реализации среднего специального  образования по  специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

       

Пособие  содержит  таблицы ,  схемы  по  разделам  программы дисциплины «ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА» :

-Понятие бухгалтерского учета.

-Предмет и метод бухгалтерского учета.

-Документация, регистры, формы бухгалтерского учета.

        Пособие  создано  для лучшего  восприятия  и  усвоения основ  бухгалтерского  учета.

Автор:        ©                     Завьялова Т.М.- преподаватель спец дисциплин НИК (филиал)  ФГБОУ  ВПО  «ЮГУ»

       

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

ПОНЯТИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ……………………...

3

Раздел 2.

ПРЕДМЕТ И  МЕТОД  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА……………

 

8

Раздел 3.

ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГИСТРЫ , ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА ………...……………………...……………………...

16

Раздел 4.

НОРМАТИВНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ………...………………...……………………...

22

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ, УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ И  ИНТЕРНЕТ -  РЕСУРСОВ……...……………………...……

24

Раздел 1. Понятие бухгалтерского учета

 ИНФОРМАЦИЯ

Технологическая

Юридическая

Экономическая

Математическая

Другие виды информации

  Плановая

Нормативная

   

   Учётная

Аналитическая

Статистическая

Бухгалтерская

  Оперативная


Финансовая

Управленческая


                                 

                                        Рис. 1.1.  Классификация информации

Таблица 1.1.

Характеристика  пользователей  бухгалтерской  информации

Внутренние пользователи

Требования к информации

Внешние пользователи

Требования к информации

1

2

3

4

Руководители различных уровней управления

Для принятия управленческих решений необходима как отчетная, так и текущая информация в денежном и натуральном выражении

Инвесторы

Нуждаются в информации о наличии и движении имущества, финансовых результатах деятельности для оценки величины дивидендов и иных доходов от участия в капитале, в оценке рисков инвестиций

Работники

Оценка возможных дополнительных выплат или социальных программ за счет прибыли

Государственные служащие

Для формирования проектов доходов и расходов бюджетов различных уровней и оценки эффективности целевых программ

Налоговые органы

Для контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов

Представители страховых компаний

Для оценки страховых рисков и разработки новых пакетов страховых услуг

Общественность

Оценка потенциальных работодателей, возможность выгодного приобретения ценных бумаг организации и т.п.

Банки и иные кредитные организации

Оценка кредитоспособности заемщиков

Поставщики и иные кредиторы

Оценка платежеспособности

Покупатели и клиенты

Оценка возможности длительных и выгодных отношений, конкурентоспособности и т.п.

Оперативный

Бухгалтерский

Статистический

Наблюдение и текущий контроль за отдельными фактами или процессами с целью руководства ими в момент их совершения

Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного непрерывного документального учёта всех хозяйственных операций

Система сбора и обобщения информации о количественных и качественных сторонах массовых (общественных) явлений, факторов и хозяйственных процессов с целью управления и контроля за ними

ИЗМЕРИТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЁТЕ

Стоимостные

Используется для обобщения информации о разнородных объектах, выражаются в национальной валюте ( в России – рубль)

Трудовые

Применяются для учёта затрат и выражаются количеством затраченного времени в днях, часах ( нормо-дни, нормо-часы и т.д.)

 

Натуральные

Применяются для количественной характеристики хозяйст венных процессов и учёта товарно-материальных ценностей (используется вся система мер: м, кг, шт. и тд.)

Рис. 1.2. Общая характеристика хозяйственного учёта

Таблица 1.2.

Сравнение финансового и управленческого учета

Область сравнения

Финансовый учёт

Управленческий учёт

Обязанность ведения учёта

Строго соблюдается; требованию законодательства

По разрешению администрации

Цель учёта

Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации и её расходах, необходимой пользователям финансовой отчётности

Оказание помощи администрации в планирован6ии, и контроле

Пользователи информации

Сторонние организации, юридические и физические лица

Различные уровни управления внутри организации

Базисная структура

Основное равенство: Активы = = Обязательства + Капитал владельцев

Различна в зависимости от целей использования информации:

- учёт полной себестоимости

-дифференцированный учёт

-учёт по центрам ответственности

Виды систем учёта

Система двойной записи

Использование любой полезной информации

Основной объект учёта

Организация в целом

Центры ответственности подразделения

Группировка затрат

По элементам затрат

По статьям калькуляции

Привязка во времени

«Исторический» характер

Наряду с исторической информацией прогнозы, планы на будущее

Степень точности информации

Небольшое число условных оценок

Использование преимущественно приблизительных оценок

Периодичность отчётности

Периодически, на регулярной основе

По мере надобности, в зависимости от задач

Сроки предоставления  

С опозданием в несколько недель

По мере надобности, в зависимости от задач

Степень ответственности

От административной до уголовной ответственности

На усмотрение организации

.

Раздел 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

Таблица 2.1.

Классификация имущества организации

Имущество организации

Сфера производства

Сфера обращения

Внепроизводственная сфера

Средства труда:

- нематериальные активы

-основные средства

Предметы труда:

-сырьё и материалы

-полуфабрикаты

-незавершённое производство

Основные средства – здания и оборудование отделов снабжения и маркетинга

Оборотные средства:

-предметы обращения: готовая продукция товары, товары отгруженные

-денежные средства: средства в кассе, средства в расчётных счетах, прочие денежные средства

- финансовые вложения

- средства в расчётах: задолженность покупателей и заказчиков, задолженность прочих дебиторов

Основные средства – основные средства в жилищно-коммунальных, детских, оздоровительных и иных учреждениях

                Таблица 2.2.

Классификация источников формирования имущества организации

Капитал и резервы (собственные  средства)

Первоначально инвестированный

добавочный

реинвестированный

Уставной капитал (складочный капитал, уставный (паевой) фонд, уставный фонд, уставный фонд по выделенной системе)

Прирост стоимости имущества при переоценке

Эмиссионный доход (капитал, внесённый сверх номинала обыкновенных акций)

Положительные курсовые разницы в случае погашения задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, выраженной в иностранной валюте

Резервный капитал (резервный фонд)

Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)

Заёмные источники средств (привлечённый капитал)

Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства

Займы

Кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Займы

Кредиты

Кредиторская задолженность

                Таблица 2.3.

Общая модель системы бухгалтерского учета

СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Этапы учётного процесса

Наблюдение

Изменение

Регистрация

Обобщение

Приёмы  (элементы бухгалтерского учёта)

Документирование

Юридическое оформление хозяйственных операций, письменное свидетельство о совершении хозяйственных средств данным бухгалтерского учёта

Инвентаризация

Проверка соответствия фактического наличия хозяйственных средств данным бухгалтерского учета

Оценка

Приём, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение

Калькулирование

Исчисление затрат на изготовление единицы изделия

Отражение на счетах

Взаимосвязанное отражение операций с использованием счетов бухгалтерского учёта

Двойная запись

Взаимосвязанное отражение операций с использованием счетов бухгалтерского учета

Бухгалтерский баланс

Отражение хозяйственных средств и их источников, позволяющее получить информацию о состоянии этих объектов на определённую дату

Отчётность

Совокупность обобщённых показателей, рассчитанных по данным бухгалтерского учёта

Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Счета бухгалтерского учета – способ группировки и ткущего отражения и контроля за состоянием и движением хозяйственных средств и источников их формирования, а также хозяйственных процессов и результатов хозяйственной деятельности

Балансовые

Забалансовые

Постоянные (счета с явно выраженным сальдо)

Переменные (транзитные или бессальдо -вые)

Депозитно-имущественные

Контроль -ные

Условных прав и обязательств

Счета активов

Счета пассивов

Счета обязательств

Счета до -ходов

Счета рас -ходов

Рис. 2.1.  Классификация бухгалтерских счетов по уровню влияния на показатели финансовой отчетности (по отношению к бухгалтерскому балансу)

Дебет

Кредит

Сальдо начальное (СНД)

Дебетовый оборот (ДО)

Хозяйственные операции, отражающие увеличение активов (+)

Кредитовый оборот (КО)

Хозяйственные операции, учитывающие уменьшение, списание или выбытие активов (-)

Сальдо конечное (СКД)

Формула расчета конечного сальдо активного счета:

СКД = СНД + ДО - КО

Рис. 2.2.  Структура счетов с дебетовым сальдо

Дебит

Кредит

Сальдо начальное (СНК)

Дебетовый оборот (ДО)

Хозяйственные операции, отражающие уменьшение, или расходование капитала, обязательств (-)

Кредитовый оборот (КО)

Хозяйственные операции, учитывающие увеличение или формирование капитала, обязательств (+)

Сальдо конечное (СКК)

Формула расчета конечного сальдо ПАССИВНОГО СЧЕТА:

СКК = СНК + КО - ДО

Рис. 2.3. Структура счетов с кредитным сальдо

Дебет

Кредит

Сальдо начальное (СНД)

Сальдо начальное (СНК)

Дебетовый оборот (ДО)

По дебиторской задолженности (ДОДЗ) (+)

Хозяйственные операции, увеличивающие дебиторскую задолженность (+)

Кредитовый оборот (КО)

По дебиторской задолженности (КОДЗ) (-)

Хозяйственные операции, уменьшающие дебиторскую задолженность

По кредиторской задолженности (КОДЗ) (-)

Хозяйственные операции, уменьшающие кредиторскую задолженность

По кредиторской задолженности (ДОДЗ) (+)

Хозяйственные операции, увеличивающие  кредиторскую задолженность (+)

Сальдо конечное (СКД)

Сальдо конечное (СКК)

Рис. 2.4. Структура активно-пассивного счета

Счета бухгалтерского учета

Основные

Активные

Пассивные

Активно-пассивные

Регулирующие

Контрарные

Дополнительные

Контрарно-дополнительные

Распределительные

Собирательно-распределительные

Бюджетно-распределительные

Калькуляционные

Сопоставляющие

Финансово-результативные

Забалансовые

Рис. 2.5.  Классификация счетов бухгалтерского учета

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета: сумма каждой хозяйственной операции записывается на двух счетах – по дебету одного счета и по кредиту другого

Отражает в процессе совершения хозяйственных операций двойственные изменения

Способствует контролю за движением экономических ресурсов и источников их образования

Показывает, откуда поступили экономические ресурсы и на какие цели были направлены

Позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления

Обеспечивает выявление ошибок в счетных записях

Обусловливает понятия

Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи

Бухгалтерская проводка – оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации

Простая – участвуют два счета: один по дебету, другой по кредиту

Сложная – бухгалтерская проводка, в которой один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или один счет по кредиту – с несколькими счетами по дебету

Рис. 2.6. Сущность и значение двойной записи

Таблица №2.4.

Способы оценки объектов, используемых в бухгалтерском учете

Способ приобретения

Оценка

Приобретено за плату (купля-продажа)

По сумме фактических затрат на приобретение, включая расходы по доведению до состояния, пригодного к использованию

Безвозмездно (подарки излишки при инвентаризации, бесхозяйственные вещи)

По рыночной стоимости, подтвержденной документами (ставки поставщиков аналогичной продукции, заключения независимых оценщиков и др.)

Произведено в самой организации

По фактическим затратам на изготовление

Получено от учредителей как вклад у уставный капитал

По согласованию стоимости, указанной в учредительных документах

Ценности, выраженные в иностранной валюте

В рублях, по официальному или иному согласованному курсу на дату совершения операции и/или на дату составления бухгалтерской отчетности

БАЛАНС

начало отчетного года

Актив

Сумма

Пассив

Сумма

Статьи

________

________

________

…..

…..

…..

…..

Статьи

________

________

________

…..

…..

…..

…..

БАЛАНС

…..

БАЛАНС

…..

Передача информации об остатках на начало отчетного периода

Счета активные

Счета пассивные

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Оборот (+)

Оборот (-)

Оборот (-)

Оборот (+)

Сальдо конечное

Сальдо конечное

Передача информации об остатках на конец отчетного периода

БАЛАНС

конец отчетного года

Актив

Сумма

Пассив

Сумма

Статьи

________

________

________

…..

…..

…..

…..

Статьи

________

________

________

…..

…..

…..

…..

БАЛАНС

…..

БАЛАНС

…..

Рис. 2.7. Взаимосвязь системы счетов с бухгалтерским балансом

Таблица 2.5.

Виды бухгалтерского баланса

Классификационный признак

Вид бухгалтерского баланса

Характеристика бухгалтерского баланса

По источникам

Инвентарный

Составляется на основе данных инвентаризационной описи

Книжный

Составляется на основе данных счетов Главной книги

Актуальный

Составляется на основе статистических данных

По срокам

Вступительный

Составляется после регистрации устава организации и внесении в уставный капитал активов

Промежуточный (периодический)

Составляется на заданный отрезок времени

Ликвидационный

Составляется при ликвидации организации

Разделительный

Составляется в момент разделения организации или при выделении из организации его отдельных структурных единиц

Объединительный

Составляется при объединении или слиянии одной или нескольких структурных единиц

По объёму

Самостоятельный

Баланс организации, обладающей правами юридического лица

Отдельный

Баланс хозяйствующего в составе юридического лица

Сводный

Баланс, составляемый управленческим органом на основе самостоятельных балансов юридических лиц, подчиняющихся ему в административном порядке

Консолидированный

Баланс финансовой группы, объединяющий самостоятельные балансы дочерних организаций

Единичный

Баланс, характеризующий деятельность только одной организации

По полноте

Баланс-нетто

Баланс организации, в котором регулирующие статьи уменьшают валюту баланса

Баланс-брутто

Баланс организации, в котором регулирующие статьи увеличивают валюту баланса

По форме

Вертикальный

При его составлении используется формула: Активы – Обязательства =

= Капитал

Горизонтальный

При его составлении используется формула: Активы = Капитал + + Обязательства

По реформированию

Реформированный

Прибыль, полученная за отчетный период, уже распределена и в балансе отдельной статьей не показывается

Нереформированный

Прибыль, полученная за отчетный период, ещё не распределена и показывается в балансе отдельной статьей

По содержанию

Пробный

Опись дебетовых и кредитовых оборотов по счетам

Отборный

Опись дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам

Сальдовый

Опись сальдо по счетам

По формату

Двусторонний

Актив слева, пассив справа или наоборот

Односторонний

Актив сверху, пассив под активом или наоборот

Раздельный

По центру указывается название статей, а слева и справа от них числовые значения актива и пассива

Сводный

Слева приводится названия статей, а справа, в двух колоннах, перечисляются суммы, относящиеся к активу (первая колонка) и пассиву (вторая колонка)

Шахматный

Матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива или наоборот

По времени

Провизорный

Составляется в конце месяца с использованием прогнозных данных

Перспективный

Баланс на будущие периоды, показатели которого исчисляются с использованием статистических методов

Директивный

Показывает оптимальную структуру использования ресурсов организации

По видам

Статистический (сальдовый)

Формируется на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату

Динамический (оборотный)

Отражает данные об имуществе организации и источников его формирования не только по моментальным показателям, но и в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период)

Раздел 3. Документация, регистры, формы бухгалтерского учета.

Регистры и формы бухгалтерского учета

1. Провер- ка

По форме наличию всех рекви- зитов, законности хозяйствен-ной операции, арифмети- ческие подсчеты

2.Такси -рвка

Цена * *Коли -чество

3. Гашение

Отметка об использова-нии доку- мента путем проставления штампа

4. Груп-пировка по одно-родным признакам  

По кассе, расчетному счета и др.

5. Запись в учет-ные регист- ры

Журналы-ордера, ведомости, карточки и др.

6. Подшивка и сдача в архив

Рис. 3.1.  Этапы обработки бухгалтерских документов

1. Составление и оформление документов

2. Движение документов по рабочим местам

3. Обработка документов в бухгалтерии

4. Прием документов в бухгалтерии

5. Сдача документов в архив

Рис. 3.2. Основные этапы документооборота

Документы

Синтетические и аналитические счета (регистры)

Баланс и другие формы отчетности

Рис. 3.3. Процесс учетной регистрации

Таблица 3.1.

Классификация документов

Классификационный признак

Классификация

Характеристика документов

По содержанию

Денежные

Документы, отражающие кассовые и банковские операции

Материальные

Документы, отражающие операции по движению товарно-материальных ценностей

Расчетные

Документы, отражающие расчетные операции организации с контрагентами

По назначению

Распорядительные

Содержат, приказ или распоряжение на совершение хозяйственной операции

Исполнительные

Удостоверяют факт совершения операции

Комбинированные

Содержат в себе признаки как распорядительных, так и исполнительных документов

Бухгалтерского оформления

Документы, составляемые бухгалтером для дальнейшего использования в учетном процессе

По количеству

Однопозиционные (однострочные)

Содержат одну позицию по одной операции или по одному наименованию товарно-материальных ценностей

Многопозиционные (многострочные)

Содержат несколько позициций по нескольким операциям или наименованиям товарно-материальных ценностей

По структуре

С табличной структурой

Реквизиты документов содержатся в таблице, что обеспечивает возможность выделить зону реквизитов для машинной обработки

С анкетной структурой

Реквизиты документа расположены как в анкете

С комбинированной структурой

Сочетание в документе табличной и анкетной структур

По месту составления

Внутренние

Документы, которые составляются в организации

Внешние

Документы , которые составляются за пределами организации

По объем (порядку оформления)

Первичные

Документы, которыми оформляется хозяйственные операции организации в момент совершения

Свободные

Документы, фиксирующие данные о хозяйственных операциях из нескольких первичных документов

По способу охвата операций

Разовые

Документы, применяемые для однократного отражения факта хозяйственной деятельности

Накопительные

Документы, используемые для многократного отражения в них хозяйственных операций в течение отчетного периода

Группировочные

Составляются на основе однородных, разовых документов, сгруппированных по видам затрат или товарно-материальным ценностям

По способу заполнения

Заполняемые вручную

Документы, данные в которые заносятся вручную

Заполняемые частично автоматизированным способом

Документы, данные в которые частично заносятся автоматизированным способом

Заполняемые автоматизированным способом

Документы, заполняемые путем автоматизированной регистрации данных

По порядку оформления однородных операций

Унифицированные

Документы, формы которых утверждаются в установленном порядке и предназначением для оформления однородных хозяйственных операций всеми хозяйствующими субъектами

Прочие документы

Документы, самостоятельно разрабатываемые отдельными хозяйствующими субъектами с учетом специфики их деятельности


Таблица 3.2.

Классификация учетных регистров

Классификационный признак

Классификация

По характеру обобщения

Синтетического учета

Аналитическ5ого учета

Комбинирование

По видам учетных записей

Хронологические

Систематические

Комбинированные

По внешней форме

Книги

Карточки

Свободные листы

Видеопрограммы

Машинограммы

По способу составления

Заполняемые вручную

Заполняемые частично автоматизированным способом

Заполняется автоматизированным способом

По способу записей

Шахматная

Линейно-позиционный способ

Таблица 3.3.

Классификация ошибок учетных записях

Классификационный признак

Классификация

По умыслу

Умышленные

Неумышленные

По причинам возникновения

Утомление

Небрежность

Неисправность техники

По последовательности

Локальные

Транзитные

По значимости

Значимые

Незначимые

По месту возникновения

В тексте

В числах

В корреспонденции


Таблица 3.4.

Способы исправления ошибок в учетных регистрах

Способ исправления ошибки

Случаи применения способа

Порядок исправления записи

Корректурный

Ошибка не затрагивает корреспонденцию счетов и не отражается на итогах учетных записей

Ошибочный текст (сумма) зачеркивания одной чертой, над зачеркнутым текстом (суммой) пишут правильный текст (сумму). Исправление подтверждается подписями лиц составивших документ, в учетных документах – подписями лиц, производящих исправления

Дополнительная проводка

Указана правильная корреспонденция счетов, но сумма указана меньшая, чем следовало, причем она повторена в регистрах аналитического и (или) синтетического учета или обнаружена после подведения итогов

Составляется дополнительная проводка на величину разницы между правильной и неправильно указанной суммами

«Красное сторно»

Ошибка затрагивает корреспонденцию счетов, но сумма указана большая, чем следовало, причем она повторена в регистрах аналитического и (или) синтетического учета или обнаружена после подведения итогов

Раздел 4. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности.

Таблица 4.1.

Основные требования и допущения бухгалтерского учета

Допущения

Требования

Имущественной особенности организации – активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций

Непрерывности деятельности организации – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деяте6льности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке

Последовательности применения учетной политики - принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому

Временной определённости факторов хозяйственной деятельности (метод начислений) – факты хозяйственной организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами    

Полноты – полнота отражается в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности

Своевременности – своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и в бухгалтерской отчётности

Осмотрительности – большая готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, не допуская создания скрытых резервов

Приоритета содержания над формой – отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования

Непротиворечивости – тождество данных аналитического учёта оборотам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца

Рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации


Таблица 4.2.

Уровни регулирования бухгалтерского учёта

Уровень

Документы

Органы, принимающие решения

1-й уровень - законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ  

2-й уровень - нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту

Минфин России, Банк России

3-йуровень - методический

Нормативные акты (иные, чем ПБУ), методические указания, типовые и отраслевые рекомендации

Минфин России, федеральные органы исполнительной власти

4-й уровень – учётная политика организации

Организационно-распорядительная документация

Руководство организации, консалтинговые фирмы, административно-управленческий персонал

Перечень использованных нормативных  актов,  учебных  изданий,   дополнительной  литературы и интернет- ресурсов

Основные источники (ОИ):

1.

Президент  Российской Федерации  (Д. Медведев 2011-).  О Бухгалтерском  учете: Федеральный  закон от 6 декабря 2011г. № 402 –ФЗ   (редакция  от 2.11.13, №292-ФЗ) – Москва: Консультант  Плюс,.2013.- 18с.

2.

Министр финансов  Российской Федерации (А..Кудрин 2000-) . Об  утверждении  плана  счетов  бухгалтерского  учета: Приказ министерства  финансов № 94н (редакция от 08. 11.00г. №142н). -Москва: Консультант  Плюс.,2013г -86с.    

                         

3.

Министр финансов  Российской Федерации (М.Задорнов 1999-). Об  утверждении  Положения по  ведению бухгалтерского  учета и  бухгалтерской  отчетности: Приказ министерства  финансов № 94н ( в  редакции  от 24 декабря 2010года №186н). -Москва: Консультант  Плюс, 2013г-17 с.

4.

Министр финансов  Российской Федерации ( М.. 1999-). Об  утверждении Положения по  бухгалтерскому  учету « Бухгалтерская  отчетность» (ПБУ   4/99)»: Приказ министерства  финансов  №43н   ( в  редакции от  8 ноября 2010 года  № 142н ).   -Москва : Консультант  Плюс.-2013г- 12с.

5.

Министр финансов  Российской Федерации (М. Косьянов 1999-). Об  утверждении  положения по  ведению  бухгалтерского  учета и  бухгалтерской  отчетности в  Российской  Федерации» (ПБУ34н): Приказ министерства  финансов  №107н (в  редакции от  24 декабря 1999 года № 186н).- Москва: Консультант плюс 2013-24с.

6.

Министр финансов  Российской Федерации (А.Кудрин2010-) .  О  формах  бухгалтерской  отчетности: Приказ министерства  финансов  № 66н ( в  редакции от 04.12.2012 № 154н) –Москва: Консультант плюс 2013.-2с.

7.

Министр финансов  Российской Федерации  (А..Кудрин 2000-). Концепция  развития  бухгалтерского  учета и  отчетности в  РФ на  среднесрочную  перспективу:  Приказ министерства  финансов  №180н-Москва:  Консультант плюс 2013.-10с.

8.

Богаченко В.М. Основы  бухгалтерского  учета.  Ростов  на  Дону: «Феникс» 2013.-298с.

  9.   Брыкова Н.В. Основы  бухгалтерского  учета. Рабочая  тетрадь. Москва: Издательский  центр  «Академия» 2011.-77с.

10.  Иванова  Н.В. Бухгалтерский  учет. Москва:  Издательский  центр  «Академия» 2011.-    303с.

11. Кириллова Н.А. Сборник  задач по  бухгалтерскому  учету. Москва: « Проспект»2011.-346с.

Дополнительные источники (ДИ):

1.

Богаченко В.М., Кириллова Н.А Курсы  современного  бухгалтерского  учета. Ростов  на  Дону: «Феникс»2011.-475с.

2.

 Хвостик Т.В. Практикум  по  бухгалтерскому  учету. Москва: «Форум» 2013.-45с.

Интернет-ресурсы (И-Р):

 И-Р 1

www.garant.ru

И-Р 2

www. nalog.ru

И-Р 3

http://www.buh.ru

  И-Р 4         www.minfin.ru

   


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по разделу «Электронные таблицы» Microsoft Excel

Учебное пособие является практическим руководством по электронным таблицам для студентов колледжа, в котором описаны основные приёмы и правила работы в Excel.Оно содержит систематизированную информаци...

Практическая работа «Создание таблиц средствами СУБД MS Access2007»

Практическая работа для студентов 2 курса по дисциплине "Основы проектирования баз данных"http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&refresh=1&cnf=e2c6b7&url=http%3A%2F%2Fmetod-kopilka.ru%2Fpag...

Технологии обработки текстовой информации.Выполнение таблиц в текстовом редакторе Word.

Назначение материала ознакомление с созданием таблиц в текстовом редакторе Word.Помощь при закреплении приобретенных навыков в работе по оформлению текстового документа....

4 раздел - итоговая таблица, таблица для графической части

4 раздел - итоговая таблица,  таблица для графической части...

Практическая работа №1. Инструкция для педагогов. Перенос таблиц из MS WORD в MS EXCEL. Редактирование таблицы.

В работе педагога очень много текстовых документов, среди них иногда встречаются большие таблицы, которые удобнее обрабатывать в табличном редакторе, но возникает проблема, как безболезненно перенести...

Задание на тему: элементарные расчеты в таблицах Word и преобразование текста в таблицу

Вкладка "Макет"Формулы в WordРасчеты в таблицах WordПреобразование текста в таблицу...

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ  Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...