Программа по товарным операциям на предприятиях оптовой и розничной торговле
рабочая программа на тему

цели, количество часов, темы и разделы, условия реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._s_kompiten.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 39

(ГБОУ СПО ПК № 39)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной        Товарные операции в предприятиях оптовой и розничной          торговле

Дисциплины___________________________________________

Для специальности                       080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

                                                                           ( по отраслям)

Москва

2013

 ОДОБРЕНА                                            Разработана на основе Федерального

 Предметно-цикловой        государственного образовательного         

 комиссией экономики,                     стандарта по специальности среднего

 бухгалтерского учета и                    профессионального образования

 управления                                       080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

      Протокол №___

 От»__»________20___г.

Председатель предметно-цикловой    Заместитель директора по учебно-

 комиссии                                              методической работе          

_____________Н.А.Сладковская         __________________Л.А.Колесникова

Составитель (автор): О.Ю.Панкратова – преподаватель ГБОУ СПО ПК № 39

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Товарные операции в предприятиях оптовой и розничной торговли

1.1.Область применения рабочей программы

         Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): бухгалтер   и соответствующих общих(ОК) и профессиональных(ПК)  компетенций :

  1. ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  3. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  4.  ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
  5. ОК 5.Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  6. ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  7. ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  8. ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
  9. ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  10.  ОК 10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
  11.  ПК 1.Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
  12.  ПК 2.Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
  13.  ПК 3.Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
  14.  ПК 4.Составление и использование бухгалтерской отчетности.

         Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

           Профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина .

           1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять нормативное регулирование  бухгалтерского учета товарных операций;

- составлять первичные документы по движению товаров и тары;

- проводить их проверку;

- обработку и записывать в журналы ордера;

- определять, оформлять и отражать в учёте товарные потери;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- нормативное регулирование бухгалтерского учета товарных операций;

- порядок ценообразования;

- способы и приёмы учёта товарных операций

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося-  142 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 95 часов;

Самостоятельной работы обучающегося- 47 часов.

  1. СТРУКТУРА  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

142

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

 95

В том числе:

   лабораторные работы

   практические работы

 36

   контрольные работы

   курсовая  работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 47

в том числе:

  самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Итоговая аттестация в форме

экзамена

  1.  

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  Товарные операции в предприятиях оптовой и розничной торговли

                                                                                                                                      наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы организации бухгалтерского учета в торговле.

8

           

Тема 1.1.

Понятия и задачи бухгалтерского учета в торговле.

Основные понятия, определения и задачи бухгалтерского учета в торговле.

Понятие оптовой и розничной торговли.

Самостоятельная работа: «Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет в торговле.»

4

2

2

1

2

Тема 1.2.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в торговле.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ)

Самостоятельная работа: « Изучить учетную политику торговой организации.»

4

2

2

2

3

         Раздел 2.

Бухгалтерский учет операций в оптовой торговле.

62

Тема 2.1.

Задачи и принципы организации бухгалтерского учета в оптовой торговле.

16

Задачи и принципы организации бухгалтерского учета в оптовой торговле. Первичные и другие документы по оформлению товарных операций.

4

1

2

2

3

3

Основы ценообразования. Порядок выдачи доверенностей на получение товаро-материальных ценностей и контроль за их использованием.

Практические занятия: «Заполнение доверенностей на получение товаро-материальных ценностей».

4

2

Самостоятельная работа: « Изучить инструкции П6 и П7».

Самостоятельная работа: «Изучить определение и учет НДС»

4

2

             Тема 2.2.

Учет поступления товаров на предприятия оптовой торговле.

14

Порядок и документальное оформление полученных товаров со станции железной дороги и переотправки их на склад оптовой организации.

2

1

Порядок и документальное оформление получения и приемки товаров на складе оптовой базы и на складе поставщика.

2

2

2

2

2

3

3

Практические занятия: «Заполнение первичных и других товарных документов».

2

Практические занятия: «Отражение на счетах операций по поступлению товаров».

2

Практические занятия: «Заполнение журнала-ордера по учету товарных операций».

Самостоятельная работа: « Составить коммерческий акт»

Самостоятельная работа: « Изучить приобретение товаров у физических лиц»

2

2

2

Тема 2.3.

Учет реализации товаров

22

Формы оптового товарооборота. Документальное оформление реализации товаров со склада оптового предприятия. Методы оценки реализации товаров.

6

2

Синтетический и аналитический учет реализации товаров со склада оптового предприятия.

2

2

 Документальное оформление и учет реализации товаров транзитом.

Практические занятия: «Составление первичной документации по учету реализации товаров со склада оптового предприятия»

Практические занятия: «Отражение на счетах операций по реализации товаров со склада».

Практические занятия: «Отражение на счетах операций по реализации товаров транзитом».

Самостоятельная работа: «Документальное оформление и учет бартерных сделок».

Самостоятельная работа: «Инвентаризация товаров и тары на складах оптового предприятия».

Самостоятельная работа: «Отражение НДС при реализации товаров».

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

3

3

3

3

Тема 2.5.

Раздел 3.

Тема 3.1.

Тема 3.2.

Отчетность материально-ответственных лиц по товарам и таре.

Учет товаров в местах хранения и в бухгалтерии оптового предприятия .Отчетность материально- ответственных лиц по товарам и таре.

Практические занятия: «Отражение на счетах товарных операций в оптовой торговле.»

Самостоятельная работа: «Составить товарный отчет (ТОРГ-29)».

Самостоятельная работа: «Составить реестр поступивших товаров (ТОРГ-31)

Учет товарных операций на предприятиях розничной торговли.

Задачи и принципы организации бухгалтерского учета в предприятиях розничной торговле.

Задачи и основы организации бухгалтерского учета товаров и товарооборота в розничной торговле. Порядок формирования розничных цен. Учет товаров по покупным ценам. Учет товаров по продажным ценам .

Учет поступления товаров .

Документальное оформление поступления товаров и тары в розничных предприятиях. Синтетический и аналитический учет поступления товаров и тары в розничной торговле. Особенности расчета торговых наценок.

Практические занятия: «Заполнение первичных и других товарных документов».

Практические занятия: «Решение ситуационных задач на поступление товаров и тары».

Самостоятельная работа: «Изучить учет товаров, имеющих отходы».

10

2

2

4

2

2

3

2

3

72

4

2

4

1

15

6

2

2

4

3

2

2

3

Тема 3.3.

Учет реализации товаров.

Учет реализации товаров за наличный расчет. Расчет реализованных торговых наценок Определение Валового дохода. .Продажа товаров в кредит. Продажа товаров по кредитным картам. Переоценка товаров. Возврат товара.

28

12

2

Документальное оформление поступления и выбытия тары. Синтетический и аналитический учет тары.

Практические занятия: «Решение ситуационных задач на реализацию товаров.»

Практические занятия: «Решение ситуационных задач на расчет реализованных торговых наценок».

Самостоятельная работа: « Документальное оформление и учет реализации товаров в комиссионных магазинах».

Самостоятельная работа: «Документальное оформление и учет реализации товаров мелким оптом».

Самостоятельная работа: «Документальное оформление и учет недоброкачественных товаров, возвращенных покупателем».

2

2

4

4

2

2

1

1

2

3

3

3

Тема 3.4.

Товарные потери и их виды.

12

Учет нормируемых товарных потерь. Расчет естественной убыли товаров.

2

2

Учет ненормируемых товарных потерь.

2

1

Практические занятия: « Отражение на счетах операций по учету товарных потерь .»

2

2

3

3

3

2

2

     

Самостоятельная работа: « Уценка товаров в следствии снижения спроса».

Самостоятельная работа: «Уценка товаров в следствии снижения потребительских качеств.»

Самостоятельная работа: « Уценка товаров в следствии возникновения чрезвычайных обстоятельств».

2

2

2

               Тема 3.5.

Отчетность материально-ответственных лиц по товарам и таре на предприятиях розничной торговли.

13

Отчетность материально-ответственных лиц по товарам и таре.

3

Практические занятия: «Решение сквозной задачи по учету товарных операций в предприятиях розничной торговли».

4

Самостоятельная работа: « Прием стеклотары у населения».

Самостоятельная работа: « Составить акт на бой, лом и порчу товаров».

Самостоятельная работа: « Учет завеса тары».

2

2

2

3

3

3

ВСЕГО:

142

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  Бухгалтерского учета.

Оборудование учебного кабинета:

  • Посадочные места по количеству обучающихся;
  • Рабочее место преподавателя;
  • Доска;
  • Книжные шкафы;
  • Учебная, нормативная литература;
  • Схемы и таблицы;
  • Комплект учебно-методических пособий по практическим работам;
  • Пособия для самостоятельной работы обучающихся.

Технические средства обучения:

  • Видеопроекционное оборудование;
  • Средства звуковоспроизведения;
  • Интерактивная доска;
  • Компьютеры с доступом к базам данных и Интернету.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Международные стандарты финансовой отчетности. – М. Аскери-АССА, 2009 г.
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению.- М. Проспект, 2011 г.
  5. Положения по бухгалтерскому учету.- 4-е издание, перераб. и доп. – М. Проспект, 2011 г.
  6. Иванова Н.В. «Бухгалтерский учет на предприятиях торговли» М-«Академия» 2010 г.
  7. Баканова М.И. «Бухгалтерский учет в торговле» М Финансы и статистика 2007 г.
  8. Микицей М.В. «Учет и отчетность в торговле» «Феникс» ОАО «Московские учебники» 2006
  9. БрыковаН.В. « Бухгалтерский учет в торговле» М. АСАDЕМА 2007 г.

Дополнительные источники:

  1. Бакаев А.С. Комментарий к положению о порядке ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. – М.: Бухгалтерский учет, 2009 г.
  2. Железнова Л.М. Сборник задач пол теории бухгалтерского учета .- М.: Экзамен, 2006 г.
  3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.-ИНФРА-М., 2008 г.
  4. Брыкова Н.В. «Автоматизация бухгалтерского учета в программе 1С: Бухгалтерия»М. АСАDЕМА 2009г.
  5. Шаповалова Н.Н., Прудников В.М. Токовый словарь бухгалтера, - М.-ИНФРА-М, 2009 г.

Интернет ресурс:

  1. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. http//www.minfin.ru/ru/.
  2. Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. http://www.econome.gov.ru/minec/main.
  3. Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  4. Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www.Eg-online|.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты

(освоенные общие и профессиональные компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и  нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ПК 1.Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

Тестирование;

Экспертная оценка на практических занятиях;

ПК 2.Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнении работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

Тестирование;

Экспертная оценка на практических занятиях;

ПК 3.Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Тестирование;

Экспертная оценка на практических занятиях;

ПК 4.Составление и использование бухгалтерской отчетности.

Тестирование;

Экспертная оценка на практических занятиях;

Разработчики:        

ГОУ СПО КП№39                Преподаватель                        О.Ю.Панкратова

   (место работы)                      (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Организация и технология розничной торговли. Срок обучения: 10 месяцев

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, сл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Организация и технология розничной торговли. Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02...

Рабочая программа по ОП.03. Организация и технология розничной торговли по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа по ОП.03. Организация и технология розничной торговли  по профессии  38.01.02  Продавец, контролер-кассир на 84 часа обязательной аудиторной нагрузки....

Рабочая программа по дисциплине "Розничная торговля непродовольственными товарами"

Программа профессионального модуля - является частью   образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в части освоения основного в...

Открытый урок "Оптовая и розничная цены. Структура цены"

Открытый урокПо учебной дисциплине«Маркетинг»для студентов 4 курса  очного отделения  специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» Тема: «Оптовая и рознич...

Презентация - Торговля оптовая и розничная .7-8 класс.

В этой презентации рассказывается видах торговли и об основных товарах....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа общепрофессионального учебного цикла П.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01....