Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов по обществознанию
методическая разработка
Медодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" предназначены для студентов 1 курса колледжа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж» |
Н.Н. Козлова
Обществознание
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
для студентов 1 курса
Бутурлиновка 2018 г.
Методические рекомендации содержат материал по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» и предназначены для студентов 1 курса всех специальностей. В данной работе представлены рекомендации и требования к выполнению самостоятельных работ, перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы студентов, рекомендуемая литература, список интернет-источников.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.
Протокол № от 2018 г.
Председатель ПЦК ____________ Мазаева О.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка 4
Тематика для внеаудиторной самостоятельной работы 6
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 8
Список рекомендуемых источников информации 21
Приложения 23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание» предназначены для студентов первого курса всех специальностей.
В настоящее время умение самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов становятся наиболее актуальными требованиями к личным качествам будущего специалиста. С каждым годом все более повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, одновременно и усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Поэтому самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного
Понятие, функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, основными из которых являются:
- развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
- ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
- воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
- исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
- информационно-обучающая (учебная деятельность студентов с использованием всевозможных источников информации).
Задачи самостоятельной работы студентов:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний;
- формирование умений и навыков критического осмысления актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- формирование умений анализировать современные общественные явления и события;
- углубление и расширение теоретических знаний,
- формирование умения применения полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
- формирование умения использовать справочную литературу, работать с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирование умения написания творческих работ по социальным дисциплинам, развитие исследовательских умений.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- анализ современных общественных явлений и событий;
- индивидуальные занятия (домашние):
- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
- конспектирование источников;
- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
- решение задач;
- подготовка презентаций;
- ответы на контрольные вопросы;
- составление глоссария, кроссворда по темам дисциплины;
- подготовка к зачету.
В соответствии с учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу студентов отводится 48 часов. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
По данной дисциплине большая роль самостоятельной работы студентов отведена подготовке докладов и сообщений. Это позволяет им работать с информацией из разных источников, учиться выделять главное, отсеивать не нужное, а также при защите своих докладов и сообщений студенты совершенствуют навыки выступления. И с каким бы «багажом» умения выступать не пришли они из школы, на уроках обществознания студенты продолжают совершенствовать эти навыки, а глядя на других всегда хочется тянуться к лучшему, не отставать и, таким образом, навыки продолжают совершенствоваться, что в дальнейшем приведет к формированию у них общих компетенций более высокого уровня.
ТЕМАТИКА ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Перечень самостоятельных работ | Тема работы | Количество часов |
1. | Теории социализации личности | 1 |
2. | Многообразие культур | 1 |
3. | Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? | 2 |
4. | Мировые религии. Религиозные объединения Российской Федерации | 2 |
5. | Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 2 |
6. | Типы обществ и их характерные черты. Взаимосвязь сфер общества на современном этапе | 2 |
7. | Глобальные проблемы современности | 3 |
8. | Экономический рост и экономические циклы | 2 |
9. | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга | 1 |
10. | Налоговый Кодекс РФ | 1 |
11. | Особенности современной экономики России | 3 |
12. | Я и мои социальные роли | 1 |
13. | Социальная стратификация. Социальные конфликты. | 2 |
14. | Молодежные субкультуры | 5 |
15. | Признаки государства. Государственный суверенитет. | 1 |
16. | Органы государственной власти и их полномочия. Функции государства и их проявление в деятельности государства. | 2 |
17. | Один из признаков правового государства – разделение властей. Основные признаки и ценности демократии | 2 |
18. | Политическая элита. Политические партии. | 2 |
19. | Средства массовой информации в политической системе общества. | 2 |
20. | Избирательная кампания в Российской Федерации | 1 |
21. | Девиантное поведение, его формы и проявления. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни | 2 |
22. | Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков | 1 |
23. | Формы права и их отличительные признаки. Судебная система Российской Федерации | 2 |
24. | Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу | 2 |
25. | Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения | 1 |
26. | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 |
27. | Правовые аспекты проблемы ювенальной юстиции. Правовые аспекты соблюдения авторских прав на изобретения. | 1 |
Всего | 48 |
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Самостоятельная работа № 1
Теории социализации личности
1.Изучите основные теории социализации личности, пользуясь доступными источниками информации.
2. Подготовьте план доклада по теме.
3.Выберите главное в каждом вопросе.
4.Оформите доклад в печатном виде на листах А4.
5.Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки приведены в приложении 1.
Форма выполнения задания: выступление с докладом и ответы на вопросы по этой теме.
Самостоятельная работа № 2
Многообразие культур
1. Изучите материал о многообразии культур пользуясь доступными источниками информации.
2. Подготовьте план доклада по теме.
3. Выберите главное в каждом вопросе.
4. Оформите доклад в печатном виде на листах А4.
5. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки приведены в приложении 1.
Форма выполнения задания: выступление с докладом и ответы на вопросы по этой теме
Самостоятельная работа № 3
Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
1. Выберите тему своего выступления при подготовке к беседе-диспуту «Наука в современном мире»
Примерный перечень тем:
- «Влияние науки на развитие компьютерных технологий»,
- «Наука в быту»,
- «Наука в отраслях хлебопечения»,
- «Наука в работе технолога соответствующей специальности»,
- «Наука и развитие физики: польза или вред»,
- «О пользе и вреде развития науки питания» или «Наука и продукты». - «Наука в военной промышленности»,
- «Наука и космос»
- можно предложить другую тему, но надо заранее согласовать ее с преподавателем.
2. Изучите материал по выбранной теме пользуясь доступными источниками информации.
3. Составьте план своего выступления.
4. Подготовьте и оформите текст своего сообщения.
5. Критерии оценки приведены в приложении 1.
Форма выполнения задания: выступление и ответы на вопросы по этой теме
Самостоятельная работа № 4
Мировые религии. Религиозные объединения Российской Федерации
1.Выберите тему своего выступления:
- «Буддизм как наиболее древняя религия»,
- «Христианство и его виды»
- «Православие как вид христианства»,
- «Католицизм»,
- «Протестантизм»,
- «Ислам - наиболее молодая из мировых религий».
2. Пользуясь доступными источниками информации изучите более подробно материал своего выступления, подготовьте план, выберите главное в каждом вопросе, оформите доклад в печатном виде на листах А4 (возможно оформление сообщений и в рукописном виде).
3. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки приведены в приложении 1.
Форма выполнения задания: выступление на уроке и ответы на вопросы по этой теме
Самостоятельная работа № 5
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
1. Выберите по теме «Мировые произведения искусства» по какому направлению Вы будите готовить сообщение или презентацию.
2. Изучите основные вопросы по выбранной теме.
3. Подготовьте сообщение или презентацию по этой теме. Требования к оформлению презентаций приведены в Приложении 2.
4. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: выступление на уроке с сообщением или подготовленной презентацией и ответы на вопросы по этой теме.
Самостоятельная работа № 6
Типы обществ и их характерные черты. Взаимосвязь сфер общества на современном этапе
- Используя различные доступные источники информации, изучите типы обществ и их характерные черты.
- В рабочей тетради заполните таблицу «Типы обществ и их характерные черты» по следующей форме:
Типы обществ | Характерные черты | |||
Экономика | Социальная структура | Права личности | Время существования, примеры | |
Доиндустриальное | ||||
Индустриальное | ||||
Постиндустриальное |
3.В виде схемы или таблицы в произвольной форме подготовьте краткий ответ по теме «Взаимосвязь сфер общества на современном этапе», используя различные доступные источники информации.
4.Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 7
Глобальные проблемы современности
1. Выбрать тему для доклада из следующего списка:
- «Глобальная демографическая проблема»,
- «Глобальная экономическая проблема»,
- «Глобальная проблема загрязнения окружающей среды и сокращения природных ресурсов»;
- «Глобальная проблема роста неизлечимых заболеваний»,
- «Современные войны и их опасность для человечества».
2. Возможно подготовить презентацию по теме «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации».
3. Изучите материал выбранной темы, составьте план выступления и оформите доклад (презентацию) в соответствии с требованиями к ним.
4. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: выступление на уроке с сообщением или подготовленной презентацией и ответы на вопросы по этой теме.
Самостоятельная работа № 8
Экономический рост и экономические циклы
1. Внимательно изучите тему.
2. В рабочей тетради напишите определение экономического роста, укажите его типы.
3. Назовите основные преимущества и недостатки экстенсивного типа экономического роста.
4. Назовите основные преимущества и недостатки интенсивного типа экономического роста.
5. Раскройте понятие экономического цикла, его сущность. Назовите этапы экономического цикла и дайте им краткую характеристику.
6. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 9
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга
1. Используя разные доступные источники информации изучите понятие менеджмента, его основные принципы, а также основы маркетинга.
2. В рабочей тетради составьте краткий конспект по теме. В работе желательно применять правила при подготовке краткого конспекта. (Приложение 3).
3. Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 10
Налоговый Кодекс РФ
1. Возьмите Налоговый Кодекс РФ в кабинете № 301 или воспользуйтесь возможностями интернета и откройте там действующий Налоговый Кодекс РФ. Изучите его структуру и краткое содержание.
2. В рабочей тетради сделайте записи, ответив на следующие вопросы:
- для чего необходим НК РФ;
- Из каких частей состоит НК РФ;
- Сколько разделов он включает (по частям Кодекса);
- Как более подробно происходит деление содержания Кодекса внутри разделов?
3. Выпишите номер статьи, раздела и части НК РФ, в котором говорится о налоговой системе РФ; Что она включает в себя?
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 11
Особенности современной экономики России
- Выберите интересующую вас тему для подготовки доклада на семинар.
2. Примерные темы докладов:
- «Современная финансовая система России»;
- «Экономические последствия присоединения Крыма к России»;
- «Экономическая ситуация в России и проблемы безработицы: государственные гарантии безработным»;
- «Место России в системе мировой экономики»;
- «Формирование бюджета РФ»;
- «Проблемы и перспективы пенсионного обеспечения в РФ»;
- «Организация международной торговли».
3. Подготовьте и защитите доклад по выбранной вами тематике на основании требований указанный в Приложении 2.
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 12
Я и мои социальные роли
- Изучите материал о социальных ролях и их видах
- Проанализируйте, какие социальные роли приходится выполнять Вам.
- Составьте схему в рабочей тетради «Я и мои социальные роли» в произвольной форме.
- Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе с учетом аккуратности оформления, наиболее ответственного подхода к выполнению задания.
Форма выполнения задания: схема в тетради.
Самостоятельная работа № 13
Социальная стратификация. Социальные конфликты.
- Выберите тему сообщения:
- «Есть ли «средний класс» в России»,
- «Здоровый образ жизни в современном обществе»,
- «Демографическая статистика в России по национальному составу»,
- «Виды межнациональных конфликтов – ксенофобия, национализм, фашизм».
- Изучите материал по выбранной теме пользуясь доступными источниками информации.
- Составьте план своего выступления.
- Подготовьте и оформите текст своего сообщения.
- Критерии оценки приведены в приложении 1.
Форма выполнения задания: выступление с сообщением.
Самостоятельная работа № 14
Молодежные субкультуры
- Выберите тему сообщения (возможно по этой теме подготовить эссе, есть темы для презентаций).
- Перечень тем эссе и сообщений для подготовки «Политика государства в сфере молодёжного спорта», «Молодёжь и армия», «Проблемы профессионального самоопределения молодёжи и официальная позиция государства в этом вопросе», «Причины преступности в молодежной среде», 5«Проблемы современной молодой семьи», 6«Духовно-нравственные проблемы современной российской молодёжи», «СМИ и проблема формирования нравственных ориентиров молодёжи», «Подросток и интернет»; «Контркультура как феномен современного общества».
- Темы для подготовки презентации:
- «Молодежные субкультуры»,
- «Культура поведения и хорошие манеры в среде современной молодёжи».
- Изучите материал по выбранной теме пользуясь доступными источниками информации.
- Составьте план своего выступления.
- Подготовьте и оформите текст своего сообщения.
- В рабочей тетради (те, кто не выступает с сообщением или эссе из выше приведенного списка) подготовьте эссе на тему «Субкультура и подросток в современном обществе».
- Приготовьте ответ на вопрос (можно устно): «Как вы понимаете выражение историка Кожина В.В. «Если уж Россия тюрьма народов, то Европа – кладбище народов»»
- Критерии оценки выступлений приведены в Приложении 1. Эссе оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: выступление с сообщением, презентацией, подготовленное эссе.
Самостоятельная работа № 15
Признаки государства. Государственный суверенитет.
1. Используя различные доступные источники информации изучите перечень признаков государства, их характеристику, понятие государственного суверенитета, содержание функции государства.
2. В рабочей тетради подготовьте краткий конспект по теме «Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства».
3. Учтите правила работы при подготовке краткого конспекта (Приложение 3)
4. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 16
Органы государственной власти и их полномочия. Функции государства и их проявление в деятельности государства.
1. Используя различные доступные источники информации изучите полномочия органов государственной власти, функции государства.
2. В рабочей тетради заполните таблицы «Органы государственной власти и их полномочия»; «Функции государства и их проявление в деятельности государства».
3. Примерная форма таблицы «Органы государственной власти и их полномочия»:
Орган государственной власти | Краткая характеристика | Полномочия |
Президент | ||
Парламент | ||
Правительство | ||
Судебные органы | ||
Правоохранительные органы |
4. Примерная форма таблицы «Функции государства и их проявление в деятельности государства»:
Функции государства | Содержание функции |
Внутренние | |
Политическая | |
Экономическая | |
Социальная | |
Идеологическая | |
Финансового контроля | |
Правоохранительная | |
Экологическая | |
Внешние | |
Сотрудничество с другими государствами | |
Оборона страны |
5. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 17
Один из признаков правового государства – разделение властей. Основные признаки и ценности демократии.
1. Выберите одну из следующих тем доклада: - «Один из признаков
правового государства – разделение властей, реализован ли он в современной России», - «Основные признаки и ценности демократии»
2. Используя различные доступные источники информации изучите материал темы и подготовьте план.
3. Подготовьте доклад в соответствии с требованиями (Приложение 2).
4. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 18
Политическая элита. Политические партии.
1. Выберите одну из следующих тем доклада:
- «Особенности и характерные черты политической элиты»;
- «Российская политическая элита – социальный, экономический, профессиональный статус»;
- «Виды партий на примере российской политической жизни»;
- «Типы партийные лидеров, их характерные черты и признаки»;
- «Участие партий в политической борьбе и избирательных системах».
2. Пользуясь доступными источниками информации изучите более подробно материал своего выступления, подготовьте план, выберите главное в каждом вопросе, оформите доклад в соответствии с требованиями приведенными в Приложении 2.
3. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 19
Средства массовой информации в политической системе общества.
1. Выберите одну из следующих тем доклада:
- «Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний», - «Особенности формирования общественного мнения с помощью телевидения», - «Что такое PR, имидж и репутация», - «Особенности Интернета как СМИ», - «Влияние государства на СМИ в России», - «Характер информации, распространяемой по каналам СМИ».
2. Пользуясь доступными источниками информации изучите более подробно материал своего выступления, подготовьте план, выберите главное в каждом вопросе, оформите доклад в соответствии с требованиями.
3. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе в соответствии с (Приложениями1,2)
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 20
Избирательная кампания в Российской Федерации
1. Используя разные доступные источники информации изучите тему: «Избирательная кампания в Российской Федерации»
2. В рабочей тетради составьте краткий конспект по этой теме, учитывая правила работы (Приложение 3).
3. Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 21
Девиантное поведение, его формы и проявления. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни
1. Используя разные доступные источники информации проработать материал по девиантному поведению, его формам и проявлениям; по опасности наркомании, алкоголизма; по социальной и личностной значимости здорового образа жизни с учетом правил подготовки краткого конспекта (Приложение3).
2. В рабочей тетради оформите краткий конспект по этой теме.
3. Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 22
Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.
1. Используя разные доступные источники информации проработать материал по правомерному и противоправному поведению; видам противоправных поступков.
2. В рабочей тетради сделайте опорный конспект по этой теме.
3. Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 23
Формы права и их отличительные признаки. Судебная система Российской Федерации.
1. Используя различные доступные источники информации, изучите формы права и их отличительные признаки, и судебную систему Российской Федерации.
2. В рабочей тетради заполните таблицу «Формы права и их отличительные признаки» по следующей форме:
Формы права | Отличительные признаки |
Правовой обычай | |
Прецедент | |
Договор | |
Нормативно-правовой акт |
3. Составьте схему «Судебная система Российской Федерации»
4. Выполнение работы оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 24
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
1. Выберите тему сообщения:
- «Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства»,
- «Формы и процедуры избирательного процесса»,
- «Основания отсрочки от военной службы»,
- «Право на альтернативную гражданскую службу».
2. Изучите материал по выбранной теме пользуясь доступными источниками информации.
3. Составьте план своего выступления.
4. Подготовьте и оформите текст сообщения.
5. Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: выступление с сообщением.
Самостоятельная работа № 25
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
1. Выберите тему сообщения: - «Право на благоприятную окружающую среду» - «Гарантии и способы защиты экологических прав граждан»,
- «Юридическая ответственность за экологические правонарушения».
2. Изучите материал по выбранной теме пользуясь доступными источниками информации.
3. Составьте план своего выступления.
4. Подготовьте и оформите текст сообщения.
5. Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 26
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
1. Используя разные доступные источники информации проработать материал по Международной защите прав человека в условиях мирного и военного времени.
2. В рабочей тетради сделайте каткий конспект по изученной теме.
3. Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Самостоятельная работа № 27
Правовые аспекты проблемы ювенальной юстиции. Правовые аспекты соблюдения авторских прав на изобретения.
- Проработайте материал по теме, используя различные источники информации.
- В рабочей тетради напишите эссе на одну из следующих тем: - «Правовые аспекты проблемы ювенальной юстиции», - «Правовые аспекты соблюдения авторских прав на изобретения».
- Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе.
Форма выполнения задания: отчет в тетради.
Список рекомендуемых источников информации
Список литературы
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова (и др.) – 5-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2018.- 350с.
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова (и др.) – 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2018.- 335с.
3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10,11кл. общеобразовательных учреждений – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. -272с.
4. Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – 2-е изд., исправ. и доп. – Издательство «Национальное образование», 2016. – 224 с.
5. Домашек Е.В. Все темы по обществознанию: мини-справочник/ Е.В. Домашек. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 236 с.
6. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.Г. Важенин. – 10-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
7. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образо-вания / А.И.Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жанин. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 352 с.
8. Обществознание: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы (серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. – М.: СПб.: «Просвещение», 2011. – 303 с.
9. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А. И. Кравченко. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. 376 с.
10. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / А. И. Кравченко. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – С-П. 2012г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвёртая (в ред. от 2.10.2012 г. № 166- ФЗ)/ (ред. от 23.05.2018)
- Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300 –1(в ред. от 30.12.2001№ 196-ФЗ с изм. и доп.).
- Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2017. – 1072с.
Интернет-ресурсы:
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Обществознание" http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf
- Методические рекомендации к учебнику "Обществоведение. 10 – 11-й классы"
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27979/mto046.pdf
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/
- Необычный задачник для обычного гражданина
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16
- Занимательное граждановедение
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41175/tlg16.pdf
- Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию
http://soc.rusolymp.ru/default.asp?artID=3673
Приложение 1
Критерии оценки выступления с докладом или сообщением
Оценка 5 «отлично» выставляется при соответствии содержания теме; достаточной проработке материала; грамотности и полноты использования источников или наличия элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает доклад или сообщение, а не зачитывает, отвечает на дополнительные вопросы по теме своего выступления.
Оценка 4 «хорошо» выставляется при соответствии содержания теме; грамотности и полноте использования источников; отсутствия элементов наглядности. Студент четко зачитывает сообщение, в основном отвечает на вопросы по теме сообщения.
Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение, не может четко и точно ответить на вопросы по теме.
Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется если сообщение не подготовлено или полностью не соответствует теме.
Критерии оценки выступления с презентацией
Оценка «5»: выступление полностью соответствует теме, имеется презентация, подготовленная с учетом требований, выступающий говорит четко. Время выступления выдержано не более 5-7 минут. Слайды презентации соответствуют сказанному. Продуман вывод по выступлению.
Оценка «4»: работа выполнена верно, и в полном объеме, но не полностью раскрыта тема, либо текст или картинки в презентации не соответствуют выступлению. Допущены недочеты.
Оценка «3»: работа выполнена не в полном объеме; студент испытывает затруднения при чтении своего доклада. Не продуман вывод. В презентации допущены несущественные ошибки.
Оценка «2»: Работа выполнена частично, слайды презентации не соответствуют теме выступления, или состоят из нескольких разрозненных элементов, нет обоснованных выводов. Допущены существенные ошибки.
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
- ДОКЛАДА
- Титульный лист содержит вверху наименование учебного заведения, по середине наименование дисциплины, название (доклад, сообщение), тема; ниже по правому краю данные об авторе и группа, о руководителе. Внизу листа по центру указывают год.
- Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А-4.
- Размер шрифта-12; Times New Roman, цвет – черный.
- Межстрочный интервал – одинарный.
- Поля на странице: размер левого поля – 2 см, правого – 1 см, верхнего – 2 см, нижнего – 2 см.
- Отформатировано по ширине листа.
- Структурные элементы доклада содержат титульный лист, содержание (план), введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).
- Нумерация страниц текста – по правому краю.
- ПРЕЗЕНТАЦИИ
- Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint.
- Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления. Например, для 5-ти минутного выступления рекомендуется использовать не более 10-12 слайдов.
- Титульный слайд должен содержать наименование представленной темы Ф.И.О. автора, группу, сведения о руководителе.
- Минимальный размер шрифта – 20-24 пт. Шаг 1,5.
- Пространство экрана (слайда) должно быть использовано максимально (слайда). Для этого надо рисунки увеличить, применить больший размер шрифта для текста.
- Цветовая гамма должна содержать не более трех цветов на одном слайде, сочетающихся между собой. Желательно не выбирать только мрачные, подавляющие цвета. Например, черный в сочетании с темно сиреневым и т.д. Однако учтите, что неконтрастные слайды смотрятся тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях.
- Каждый слайд должен содержать заголовок, в конце которого точка не ставится. Если материала под одним заголовком много, то желательно его сократить или разделить на два слайда под этим же заголовком.
- Обязательно проверьте текст на наличие ошибок. Особенно тщательно проверяется правильность написания известных данных (города, улицы, фамилии, исторические даты, наименование авторов и указание ссылок на другую информацию.
- При использовании скриншотов тоже проверьте нет ли в тексте ошибок, чтобы на изображении не остались красные или зеленые подчеркивания. При использовании скриншотов лишние элементы (панели инструментов, меню, пустой фон и т.д.) необходимо обрезать.
- Не стоит перегружать слайды анимационными эффектами. Для смены слайдов желательно использовать один и тот же анимационный эффект или похожие эффекты. Учтите, что обычный слайд без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10-15 секунд, иначе присутствующие не успеют понять его содержание. В среднем каждый слайд должен находиться на экране не меньше 40-60 секунд.
- В конце презентации не обязательно делать слайд со славами «Спасибо за внимание» Лучше на заключительный слайд вынести самое основное, главное, что было в презентации, то есть подвести итоги сказанного, сделать выводы.
Приложение 3
Правила работы при подготовке краткого конспекта:
При прочтении текста сразу выделяем главное. Если используется несколько источников информации, то удобно на отдельном листе бумаги сделать план записи с кратким указанием источника и страниц, затем можно читать материал более внимательно и уже оформлять конспект. Работать следует всегда с авторучкой или карандашом в руках, стараясь сразу записывать необходимый материал, стремиться вести запись кратко и своими словами. Чем короче и отчетливее запись, чем меньше в ней механически записанных фраз, тем она лучше; материал сразу классифицировать, выделять названия, определения, основные мысли, наиболее интересные факты и цифры, чтобы при повторении не приходилось читать все записанное (подчеркивать цветными карандашами, чернилами). Желательно оставлять свободные строки между выписками для примечаний и новых записей; цитаты всегда выписывать совершенно точно, заключать их в кавычки, на месте пропущенных слов ставить многоточия. Кавычки не ставятся, если мысли автора излагаются своими словами; выделять свои мысли и замечания чернилами или цветными карандашами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: " Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", СПО, 2015 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей технического профиля среднего профессионального образования базовой подготовки на базе основного общего образ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", СПО, 2015 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей социально-экономического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного о...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий", СПО, 2015 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного общего образо...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по профессиям среднего профессионального образования...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине "Информатика"
методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Обществознание"
Материалы содержат пояснительную записку, перечень самостоятельных работ, задания и рекомендации по выполнению каждой работы...
методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по обществознанию
методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по обществознанию...