РП Экономика
рабочая программа на тему

Абрамова Екатерина Владимировна

Рабочая программа учебной   дисциплины «Экономика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Экономика» предназначенной для изучения основ экономики  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и  утвержденной Департаментом   государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе  Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО):  - 080110.02 Контролер банка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ekonomika.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика»

2014 год

Рабочая программа учебной   дисциплины «Экономика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Экономика» предназначенной для изучения основ экономики  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и  утвержденной Департаментом   государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе  Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО):  - 080110.02 Контролер банка

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования  Ростовской области (ГБОУ НПО РО ПУ № 56) профессиональное училище № 56

 Разработчик:

 

Абрамова Е. В.,  преподаватель специальных  дисциплин

                             ГБОУ НПО РО  ПУ № 56

 

 Рекомендована ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение Экспертного совета  №____________                    

от    «____»__________20__ г.

Рецензенты:

  1. _____________________    
  2. _____________________

Рассмотрена на заседании методической комиссии

Протокол № _1_  от  «_28_» _августа_ 2014г.

Председатель МК  __________     _М. В. Алдохина_

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС)  в соответствии с ФГОС по профессии СПО - 080110.02 Контролер банка

Данная рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ППКРС родственных профессий и специальностей, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080110.02 КОНТРОЛЕР БАНКА

1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:

Данная дисциплина относится  к общепрофессиональному циклу:  ППКРС Общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен уметь:

1. Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

2. Описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

3. Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен знать:

  1. Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть соответствующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

  • ПК  1.1. – Выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции.
  • ПК 1.2. – Выполнять операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств.
  • ПК 1.3. – Выполнять и оформлять операции с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России и иностранных государств.
  • ПК 1.4. – Выполнять и оформлять операции с памятными монетами и драгоценными металлами.
  • ПК 1.5. – Осуществлять контроль кассовых операций.
  • ПК 1.6. – Выполнять и оформлять операции с наличной иностранной валютой и чеками.
  • ПК 2.1. – Консультировать клиентов по депозитным операциям.
  • ПК 2.2. – Выполнять и оформлять депозитные операции с физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.
  • ПК 2.3. – Выполнять и оформлять депозитные операции с юридическими лицами.
  • ПК 2.4. – Выполнять и оформлять операции по привлечению во вклады драгоценных металлов.
  • ОК 1. – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. – Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • ОК 3. – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  • ОК 5. – Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 часов, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часов;

        самостоятельной работы обучающегося 47 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

141

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

94

в том числе:

     лабораторные  работы

не предусмотрено

     практические занятия

14

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

47

в том числе: работа над рефератами, документами, эссе, решение практических и ситуационных задач по теме

47

     Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

не предусмотрено

   Итоговая аттестация в форме экзамена

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение в дисциплину. Связь экономики с другими науками.

Происхождение понятия «Экономика». Основные значения термина «экономика». Система экономических наук.

2

Раздел 1. Экономика и экономическая наука

46

Тема 1.1 Предмет экономической науки

Сфера исследования экономической науки. Социально-экономическая эффективность. Два уровня экономических исследования: микроэкономика и макроэкономика.

2

2

Тема 1.2 Функции и методы экономики

Эмпирическая, теоретическая , образовательная и практическая функции экономической теории. Методы исследования экономики: наблюдение, сбор фактов, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, исторический и логический, графический.

2

1

Тема 1.3 Потребности. Свободные и экономические блага.

Экономические потребности общества. Пирамида потребностей по А. Маслоу.  Закон возрастания потребностей. Свободные и экономические блага общества.

2

1

Самостоятельная работа: написать товары для удовлетворения определенных видов потребностей, оформить в виде таблицы.

4

Тема 1.4 Экономические отношения и их структура

Собственность и социально-экономические отношения. Организационно-экономические связи: кооперация и разделение труда, организация хозяйственной деятельности, управление экономикой.

2

Тема 1.5 Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов

Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов.

2

1

Тема 1.6 Современные факторы производства

Современные факторы производства. Человеческий фактор. Главные отличительные черты и основные пути формирования работника нового типа. Теория человеческих отношений. Предпринимательские и управленческие способности.

10

1

Средства производства: средства и предмет труда. Деление товаров по их конечному назначению на потребительские и инвестиционные. Воспроизводство и накопление капитала. Воспроизводство простое и расширенное.

 Основной капитал и показатели его использования. Деление основных фондов на активные и пассивные. Коэффициент сменности. Фондоотдача и фондоемкость.

Оборотный капитал и фонды обращения. Эффективное использование производственных фондов.

Организационно-технологические факторы производства. Информационный фактор производства. Наука как ключевой фактор современного производства. Энергетический фактор и инфраструктура. Экологический фактор.

Практические работы

«Расчет показателей эффективного использования основных фондов»

«Расчет амортизационных отчислений»

4

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.6,

подготовить презентацию.

6

Тема 1.7 Факторные доходы

Заработная плата и факторы ее определяющие. Номинальная и реальная заработная плата. Индексы динамики реальной заработной платы.

6

1

Основные формы и системы оплаты труда. Современные системы оплаты труда. Регулирование заработной платы.

Рента – доход от природных ресурсов. Положение земельной ренты в обществе.

Процент как доход от капитала. Процент и его основные формы.

Прибыль – доход предпринимателя. Элементы прибыли.

Практическая работа

«Расчет заработной платы»

4

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.7

2

Тема 1.8 Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Альтернативная стоимость. Вмененные (альтернативные) издержки.

2

1

Самостоятельная работа: заполнить классификационную таблицу по видам товаров.

6

Тема 1.9 Производственные возможности общества

Границы производственных возможностей. Резервы производства. Производственные возможности в условиях научно-технического прогресса.

2

1

Практическая работа

«Построение и анализ графика производственных возможностей»

2

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.9

2

Тема 1.10 Теория потребительского поведения

Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.

4

1

Практическая работа

«Построение и анализ кривых безразличия и линии бюджетного ограничения. Определение максимальной потребности от потребления»

2

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.10

4

Раздел 2. Экономические отношения в обществе

8

Тема 2.1 Общественное разделение труда

Основные стадии общественного производства. Плюсы и минусы специализированного производства.

1

1

Тема 2.2 Разделение труда

Уровни и виды разделения труда. Основные сферы производства: первичная сфера, вторичная сфера, сфера услуг. Основные виды специализации в промышленности. Абсолютные и относительные преимущества специализации.  

1

1

Тема 2.3 Экономическая интеграция

Понятие экономической интеграции. Горизонтальная и вертикальная, конгломератная  интеграция.

2

1

Практическая работа

«Определение абсолютных и относительных преимуществ специализации»

4

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 2.3

4

Раздел 3. Собственность и формы организации бизнеса

7

Тема 3.1 Собственность

Отношения собственности и их структура. Основные типы и формы собственности (по субъектам и по объектам). Плюсы и минусы частной собственности.

3

1

Национализация и приватизация в России в 20 в.  Проблема  разделения власти и собственности.  

Тема 3.2 Формы организации бизнеса

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности.

Основные виды предприятий. Организационно-правовые формы. Имущество предприятий. Экономическая ответственность.

4

1

Самостоятельная работа: работа со справочной литературой.

Изучение ст.66-ст.123 ГК РФ, составить список предприятий г.Козьмодемьянска и Горномарийского района 

6

Раздел 4. Товарно-денежные отношения в обществе

17

Тема 4.1 Товарное производство и товар

Понятие «продукт» и «товар». Меновая и потребительная стоимость. Оптовая и розничная торговля. Развитие товарообменных отношений.

2

1

Тема 4.2 Деньги

История создания денег. Функции денег. Закон денежного обращения.

Виды денег. Золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарт.

2

1

Самостоятельная работа: выполнение презентаций.

Тематика внеаудиторной работы: Прошлое и настоящее денег на Руси. Денежные агрегаты. Электронные средства платежа. Инфляция в отечественной экономике.

4

Тема 4.3 Банки и их роль в экономике

Понятие банк. История создания банков. Виды банков. Виды банковской деятельности. Кредит: необходимость, сущность и основные формы.

4

2

Практическая работа

Решение деловой игры «Государственное регулирование банковской и рыночной систем»

4

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 4.3.

2

Тема 4.4 Рынок ценных бумаг и курс акций

Фондовый рынок. Инвесторы, эмитенты, инвестиционные институты. Фондовая биржа. Инвестиционные консультанты, компании, фонды. Финансовая пирамида оптимальности инвестиций.

3

1

Курс акций. Индекс Доу-Джонса. Индекс Nasdaq.

Тема 4.5  Биржи и их роль в экономике

Понятие и история создания бирж. Виды и основные характеристики бирж. Члены бирж. Основные виды биржевых сделок.

2

1

Раздел 4. Семейный бюджет

3

Тема 4.1 Доходы и расходы семьи

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы.

1

1

Тема 4.2 Сбережения населения. Страхование.

Денежные сбережения населения и их формы. Индивидуальное и семейное страхование жизни. Страхование имущества.

1

1

Практическая работа

«Расчет семейного бюджета»

1

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 4.2.

2

Тема 4.3 Налоги. Система и функции налоговых органов.

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

2

1

Раздел 7. Типы экономических систем и экономический рост

6

Тема 7.1. Централизованная экономическая система

Суть централизованной системы экономики. Основные черты, плюсы и минусы централизованной экономики.

2

1

Тема 7.2 Рыночная экономика

Понятие рыночной экономики. Характеристика рыночной экономики.

2

1

Тема 7.3 Экономический рост

Понятие, факторы, плюсы и минусы экономического роста.

2

2

Итого:

141

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики; мастерских - не предусмотрено;

лабораторий - не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета: комплект типовых стендов, посадочные места для обучающихся, рабочее место преподавателя,  доска, шкафы для комплектов наглядных пособий.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор, DVD плейер.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Конституция Российской Федерации. М., 2005.-48с.

Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобрадоват. учрежд. Профильный уровень образования. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Вита-Пресс. 2008.- 320 с.

Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобрадоват. учрежд. Профильный уровень образования. В 2-х книгах. Книга 2. М.: Вита-Пресс. 2008.- 320 с.

Дополнительные источники:

Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: учеб пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Издательский центр Академия»2007.- 288 с.

Интернет ресурсы:

Президент России - гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru

50 лекций по микроэкономике  http://50.economicus.ru

Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

функции денег, банковской системы, причин различий в уровне оплаты труда, основных видов налогов, организационно-правовых форм предпринимательства, видов ценных бумаг, факторов экономического роста.

Индивидуальные задания; тестирование;

опрос, домашняя работа, решение задач.

Умения:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.

Дискуссия, дебаты о современных экономических проблемах.

описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

Практическая работа, дискуссия, дебаты о современных экономических проблемах.

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

Практическая работа, индивидуальные задания.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;

Практическая работа, индивидуальные задания.

составления семейного бюджета;

Практическая работа.

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Практическая работа, дискуссия, дебаты о современных экономических проблемах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"

разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....

Зачетный тест по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)»

На выполнение зачетного теста дается два часа. Зачетный тест состоит из двух вариантов.  Вариант включает 25 вопросов, все вопросы закрытые. На каждый вопрос задания даны четыре варианта ответов,...

Фонд тестовых и контрольных заданий по учебной дисциплине "Экономика" по профессии "Экономика и бухгалтерский учет"

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса. В настоящее время...