РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.12 ЭКОНОМИКА
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_._sb-14_2014-15-16g.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Профессиональный колледж «Московия»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.12 ЭКОНОМИКА
Специальность СПО
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление
ОДОБРЕНА на заседании предметной (цикловой) комиссии №_, протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель _____________ /Блистанова Е.А./ протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /______________/ протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /______________/ | УТВЕРЖДЕНА Методическим Советом колледжа протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /_____________/ протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель _____________ /______________/ протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель _____________ /______________/ |
Составитель: Ширякова Татьяна Викторовна, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Видновский профессиональный колледж».
Рецензент: ________________________________________, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Видновский профессиональный колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5
ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) входящей в состав укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм , 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство)
– основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступление в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности.
– объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм, основные условия приобретения гражданства
– различать: виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, органов внутренних дел, организационно правовые формы предпринимательства, порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом
– приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга),
– механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России
– органы и способы международно-правовой защиты прав человека
– формы и процедуры избирательного процесса в России
В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью
– анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации
– выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав
– изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 158 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 158 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: | |
- подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 8 |
- подготовка рефератов, устных сообщений | 16 |
- работа с терминологическим словарем/глоссарием | 4 |
- работа со специальной литературой и нормативными актами | 22 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Экономика и экономическая наука | Содержание дисциплины и ее задачи. Понятие экономики. Экономические потребности общества. | 2 | 1 |
Свободные и экономические блага общества. | 2 | 1 | |
Важнейшие экономические ресурсы. Границы производственных возможностей | 2 | 1 | |
Факторы производства. Заработная плата. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание | 4 | ||
Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда | 2 | 1 | |
Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли | 2 | 1 | |
Рентабельность. Рента. Земельная рента. | 2 | 1 | |
Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений– «Взаимодействие и взаимосвязь внутренней торговли и рынка» «Современные тенденции развития потребительского рынка и их характеристики» | 6 | ||
Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности | 2 | 1 | |
Основные государственные функции при рыночной экономике. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики | 2 | 1 | |
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений | 2 | 1 | |
Конкуренция. Совершенная конкуренция. | 2 | 1 | |
Условия совершенной конкуренции | 2 | 1 | |
Понятие экономической свободы. | 2 | 1 | |
Специализация и ее значение для формирование рынка. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений– «Характеристика структуры отрасли и особенности ее функционирования» «Принципы построения, формы и особенности торговых организаций» | 8 | ||
Контрольная работа | 2 | ||
Тема 2. Семейный бюджет | Правовые отношения. Структура правовых отношений в экономике | 2 | 1 |
Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. | 2 | 1 | |
Практическое занятие № 1 «Рассчитать реальную и номинальную заработную плату и реальные и номинальные доходы» | 2 | ||
Двоение денежного запаса. Практическоая замена денег | 2 | 1 | |
Сбережения населения. Страхования. | 2 | 1 | |
Практическое занятие № 2 «Рассчитать стоимость потребительской корзины» | 2 | ||
Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора | 2 | 1 | |
Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму | 2 | 1 | |
Эффект дохода. Излишек потребителя. | 2 | 1 | |
Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, составление глоссария «Организационно-правовые формы предприятий торговли, их характеристики» | 4 | ||
Тема 3. Рыночная экономика | Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос | 2 | 1 |
Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. | 2 | 1 | |
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Рыночная структура | 2 | 1 | |
Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности и цели | 2 | 1 | |
Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий | 2 | 1 | |
Практическое занятие №3 «Рассчитать рентабельность» | 2 | ||
Общая производственная структура предприятия. | 2 | 1 | |
Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов | 2 | 1 | |
Практическое занятие № 4 «Рассчитать инфляцию спроса и предложения» | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, домашнее задание, подготовка рефератов, устных сообщений, «Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли.» «Отраслевая структура рынка, логика ее развития.» «Интеграция горизонтальная и вертикальная» | 10 | ||
Контрольная работа | 2 | ||
Тема 4. Труд. Рынок. Заработная плата | Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты | 2 | 1 |
Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. | 2 | 1 | |
Организация оплаты труда. | 2 | 1 | |
Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, устных сообщений, «Развитие национальных торговых сетей» «Развитие международных торговых сетей.»«Неценовая конкуренция .Ценовая дискриминация» | 6 | ||
Тема 5. Деньги и банки | Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. | 2 | 1 |
Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике | 2 | 1 | |
Денежный запас. Роль денег в экономике | 2 | 1 | |
Понятие банковской системы. Правовое положение Центрального банка РФ. | 2 | 1 | |
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. | 2 | 1 | |
Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер | 2 | 1 | |
Государственная система антиинфляционных мер | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, устных сообщений, «Процессы диверсификации в сфере торговли.» «Слияния и поглощения. Горизонтальная и вертикальная интеграция.» | 4 | ||
Тема 6. Государство и экономика | Государство как рыночный субъект. | 2 | 1 |
Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них | 2 | 1 | |
Экономические функции государства .Правовое регулирование экономики | 2 | 1 | |
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов. Дефицит и профицит | 2 | 1 | |
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. | 2 | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к аудиторным занятиям, устных сообщений, «Развитие интеграционных процессов в торговле.» «Внутренняя торговля и современные тенденции ее развития» | 8 | ||
Обобщающий урок. | 2 | ||
Итоговое занятие. Контрольная работа | 2 | ||
ВСЕГО по дисциплине | 158 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета экономических дисциплин;
3.1.1. Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
- первоисточники и основные нормативные правовые акты в необходимом количестве.
3.1.2. Технические средства обучения:
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный комплекс,
- экран;
- интерактивная доска;
3.1.3. Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows XP Professional;
- офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;
- информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант»
- антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- извлечение из ФГОС СПО по специальности;
- рабочая программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план.
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся
- по написанию и защите рефератов
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- план-конспект учебного занятия (технологическая карта занятия);
- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
- домашние задания;
- руководство по подготовке и проведению практических занятий;
- методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
- перечень тем рефератов, устных сообщений.
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
- контрольная работа № 1,2,3.
- перечень контрольных вопросов к экзамену;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Учебники:
Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432с.
Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009. – 896 с.
Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.
Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарсевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.
Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.
Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, практических, самостоятельных и контрольных работ.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам, вопросов для закрепления и проверки знаний по темам, заданий для самостоятельной работы студентов на занятиях, домашних заданий, перечня тем рефератов, комплекта практических заданий (тематический практикум) для самостоятельной работы, перечня контрольных вопросов к дифференцированному зачету отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.
.
Результат обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- умения | ||
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем | ОК 2, ОК 4, ОК 5,ОК 9. ПК 4.1. | Текущий контроль:
Рубежный контроль:
|
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики | ОК 8, ОК 9 ПК 4.1, ПК 4.3 | |
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли | ОК 4, ОК 9. ПК 4.1, ПК 4.2 | |
- знания | ||
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда | ОК 1-3 ПК 4.2 | Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Итоговый контроль: 3 семестр – экзамен |
основные виды налогов | ОК 1-3 ПК 4.2 | |
организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста | ОК 1-4 ПК 4.1, 4.2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее ГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 220301 «Авт...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика организации"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 080114 Экономика и бухгалтерский уч...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности "Конструирование,моделирование и технология швейных изделий"
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономика организации специальность38.02.01 ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...