План-конспект учебного занятия по теме "Рынок: содержание, структура, механизм"
учебно-методический материал по теме
Учебное занятие по теме "Рынок: содержание, структура, механизм" входит в учебный курс "Экономическая теория". Лекция представлена в форме презентации MS Power Point
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnaya_po_ek.t._1.doc | 59.5 КБ |
ekt_zanyatie_1.ppt | 402 КБ |
Предварительный просмотр:
КМО по учебной дисциплине «Экономическая теория»
Поурочная папка № 1
ПОУРОЧНАЯ ПАПКА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: «РЫНОК: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА,
МЕХАНИЗМ»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов III курса
Тема занятия: «Рынок: содержание, структура, механизм».
Тип занятия: урок сообщения новых знаний.
Метод проведения: лекция-беседа.
Цели урока:
- Обучающая:
- изучить инфраструктуру рынка, преимущества и недостатки рыночного механизма, цели и объекты рыночной экономики
- ориентироваться в различных определений понятия «рынок»; определять взаимосвязь между экономическими субъектами
- Воспитательная:
- формировать экономическое мышление и подвести к пониманию важности изучаемой темы; развивать интерес к учебной дисциплине.
Наглядные пособия и технические средства обучения:
- Классная доска.
- ПК (ноутбук).
- Проектор.
- Экран.
Литература:
- Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2001.
- Борисов Е.Ф., Волков Ф.Н. Основы экономической теории. – М.: Высшая школа, 1993.
- Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 1994.
- Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 1998.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – Баку, Азербайджан, 1992.
- Максимова В.Ф. Микроэкономика. – М.: Соминтек, 1996.
- Основы экономической теории/ Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998.
- Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
- Самуэльсон П. Экономика. – М.: МПО Алгон, 1992.
- Экономика/ Под ред. Булатова А.С. – М.: Бек, 1997.
- Экономическая теория/ Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИФРА-М, 2000.
Ход занятия.
- Организационный момент
- Постановка целей и задач урока.
- Проверка присутствующих.
- Изложение нового материала
План урока-лекции.
- Сущность и функции рынка.
- Инфраструктура рынка.
- Типология рынков.
- Рыночный механизм. Конкуренция и монополия в системе рыночного механизма.
- Выводы.
- Подведение итогов, оценка работы студентов.
- Выводы по уроку – о степени усвоения знаний, активности студентов, о достоинствах и недостатках урока, о достижении цели урока.
- Задание на дом:
- Повторить изученный материал.
- Письменно выполнить тест по теме.
- Изучить самостоятельно темы «Понятие об экономической теории как науке», «Собственность как основа экономических отношений» составить конспект по вопросам:
- Тема 1:
- Предмет экономической теории.
- Структура общей экономической теории.
- Методы экономической теории.
- Функции экономической теории.
- Эволюция экономических взглядов.
- Тема 2:
- Собственность как экономическая и юридическая категория.
- Исторические типы и формы присвоения.
- Виды и формы собственности в современной экономике.
- Разгосударствление и приватизация.
- Особенности отношений собственности в России.
Литература:
1) Видяпин В.И. и др. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2000, стр. 141 – 165.
2) Чепурин М.Н. и др. Курс экономической теории. – Киров, АСА, 2001, стр. 74 – 87, 411.
Тест 1 Тема «Рынок: содержание, структура, механизм»
- Продолжите. Форма взаимоотношений между обособленными, а потому самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами называется __________________________________________.
- Сопоставьте функции рынка и их характеристики:
1) Информационная функция | а) Что производить? Для кого производить? Как производить? | |
2) Посредническая функция | б) Рынок помогает установить ценностные эквиваленты для обмена продукцией за счет сопоставления затрат и результатов | |
3) Ценообразующая функция | в) Определение взаимной выгоды партнеров по экономическим отношениям | |
4) Регулирующая функция | г) Рынок дает производителям объективную информацию об общественно необходимом количестве, качестве и ассортименте товаров |
- Рыночная экономика предполагает:
- отражение интересов субъектов рынка
- свободный обмен продуктами труда
- государственную собственность на факторы производства
- стремление достичь максимального результата при минимальных затратах
- Продолжите. Совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению его нормального функционирования – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- Продолжите. Особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- По объектам структура рынка имеет следующий вид:
- потребительский рынок
- рынок продавцов
- рынок информационных продуктов
- рынок посредников
- рынок инноваций
- рынок недвижимости
- По субъектам структура рынка имеет следующий вид:
- потребительский рынок
- рынок продавцов
- рынок информационных продуктов
- рынок посредников
- рынок инноваций
- рынок покупателей
- Выберите из перечисленного то, что характеризует ограниченность рыночного механизма:
- наличие множества равноправных рыночных субъектов
- полная экономическая обособленность каждого из них
- не обеспечивается защита окружающей среды
- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка
- противоборство со всеми другими рыночными субъектами
- нет гарантированного права на труд и доход.
Конспект лекции
Примечание: лекция по теме представлена в форме презентации Power Point.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА Рынок: содержание, структура и механизм
1. Сущность и функции рынка
РЫНОК – ЭТО: Система отношений. Механизм взаимодействия .
РЫНОК – ЭТО: Форма взаимоотношений между обособленными, а потому самостоятельно принимающими решения, хозяйствующими субъектами, в первую очередь, отношения между покупателями и продавцами, осуществляющими обмен товаров по ценам, отражающим соотношение спроса и предложения.
ФУНКЦИИ РЫНКА: Информационная Посредническая Ценообразующая Регулирующая Стимулирующая Санирующая
Информационная функция: через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит и т.п. рынок дает производителям объективную информацию об общественно необходимом количестве, качестве и ассортименте тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Посредническая функция: без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства.
Ценообразующая функция : поступающие на рынок товары и услуги обычно содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, поэтому рынок помогает установить ценностные эквиваленты для обмена продукцией за счет сопоставления затрат и результатов .
Регулирующая функция: именно рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? В качестве регулирующего механизма выступает конкуренция.
Стимулирующая функция: рынок стимулирует производителей к созданию новой продукции с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; к интенсификации производства.
Санирующая функция: с помощью конкуренции рынок «очищает» общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц.
2. Инфраструктура рынка
ИНФРАСТРУКТУРА – ЭТО… Инфраструктура – вся система обслуживания. Инфраструктура – система производственного обслуживания с целью создания общих условий производства. Инфраструктура – накопленное материальное богатство, т.е. совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности.
РАЗЛИЧАЮТ: - производственную инфраструктуру - социальную инфраструктуру - инфраструктуру рынка.
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА – совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению его нормального функционирования .
ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные) Аукционы, ярмарки и другие внебиржевые формы посредничества Кредитная система и коммерческие банки Эмиссионная система и эмиссионные банки
Система регулирования занятости (включая и биржи труда) Информационные технологии и средства деловой коммуникации Налоговая система (законодательство и налоговые органы) Система страхования (включая страховые компании) Специальные рекламные агентства Торговые палаты и другие общественные и профессиональные объединения
Таможенная система Профсоюзы Коммерческо-выставочные комплексы Система высшего и среднего экономического образования Аудиторские фирмы Консалтинговые фирмы Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности СЭЗ
ФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ Облегчение экономическим субъектам реализации их интересов Повышение оперативности и эффективности деятельности экономических субъектов
Организационное оформление рыночных отношений Облегчение форм юридического и экономического контроля Подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка
3. Типология рынков
ТИПОЛОГИЯ РЫНКА – ЭТО : совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе различных критериев
ПО ОБЪЕКТАМ Потребительский рынок Рынок факторов производства Финансовый рынок Рынок информационных продуктов Рынок инноваций Рынок недвижимости
ПО СУБЪЕКТАМ Рынок покупателей Рынок продавцов Рынок государственных учреждений Рынок посредников
ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ Местный (локальный) Региональный Национальный Мировой
ПО УРОВНЮ НАСЫЩЕННОСТИ Равновесный Дефицитный Избыточный
ПО СТЕПЕНИ ЗРЕЛОСТИ Неразвитый Формирующийся Развитый
ПО СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ Свободный Монополистический Олигополистический Смешанный
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЫНОЧНОГО ОБМЕНА Оптовый Розничный Экспортный Импортный
ПО СТЕПЕНИ ЗАКОННОСТИ Легальный Нелегальный
С УЧЕТОМ АССОРТИМЕНТА Замкнутый Насыщенный Рынок широкого ассортимента Смешанный
4. Рыночный механизм. Конкуренция и монополия в системе рыночного механизма
конкуренция цена Механизм рынка главные инструменты:
КОНКУРЕНЦИЯ, два критерия: наличие на рынке большого количества независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта и ресурса свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их
гибкость и высокая адаптивность удовлетворение потребностей, повышение качества свобода выбора оптимальное использование результатов НТР эффективное распределение ресурсов ПРЕИМУ- ЩЕСТВА
Ограниченность рыночного механизма не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов не обеспечивает защиту окружающей среды не гарантирует права на труд и доход возможно принятие экономических решений без учета негативных последствий
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству не обеспечивает фундаментальных научных исследований не ориентирован на производство общественно-необходимых товаров подвержен нестабильному развитию
КОНКУРЕНЦИЯ – ЭТО: соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров
ПРИЧИНЫ КОНКУРЕНЦИИ: наличие множества равноправных рыночных субъектов полная экономическая обособленность каждого из них зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка противоборство со всеми другими рыночными субъектами
ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ: обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителей, без чего нельзя получить прибыль стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производства дифференциация товаропроизводителей давление на производство, распределение ресурсов между отраслями в соответствии со спросом и нормой прибыли ликвидация неконкурентоспособных предприятий стимулирование снижения цен и повышения качества.
МЕЖФИР- МЕННАЯ ВНУТРИОТ- РАСЛЕВАЯ СОВЕР- ШЕННАЯ НЕСОВЕР- ШЕННАЯ МЕЖОТ- РАСЛЕВАЯ ВИДОВАЯ ФУНКЦИО- НАЛЬНАЯ ВИДЫ КОНКУ- РЕНЦИИ
МОНОПОЛИЯ – ЭТО: исключительное право государства, фирмы на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности
ВИДЫ МОНОПОЛИИ ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСКУССТВЕННАЯ
Спасибо за внимание!
Вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...
План-конспект проведения учебного занятия
План проведения учебного занятия по теме: "Современные характеристики и методы стрижки"...
План-конспект проведения учебного занятия
План-конспект проведения учебного занятия по теме "Клепка металла"...
План-конспект дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...