Мониторинг развития творческой личности педагога
статья на тему
Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра. Р. Роллан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_razvitiya_tvorcheskoy_lichnosti_pedagoga.docx | 43.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг развития творческой личности педагога»
И.Р. Габдулкавеева,
заместитель директора по ОД ОГОУ НПО
Профессиональное училище № 6 г. Зима
Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра. Р. Роллан |
Сегодняшнему педагогу приходится заниматься исследовательской работой, которая по своему характеру является творческой. Многообразие конкурсов, конференций, марафонов требует от педагога, в том числе педагога Профессионального училища № 6 г. Зима определенного уровня мастерства в исследовательской деятельности. В таких процедурах требуется воплощение всего набора качеств творческого человека, творческого педагога.
Отношение педагогов к собственному творчеству и творчеству подростков зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для обучающихся, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с ними. Опрос педагогов ОГОУ НПО Профессионального училища № 6 г. Зима показал, что в качестве ведущего, основного условия для творчества педагога является заинтересованность ребят, активное встречное движение к сотворчеству педагогов и подростков.
Именно в процессе сотворчества последовательно реализуются практически все этапы, механизмы творческой деятельности. Можно считать, что все лучшее, созданное в училище, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества. Оно происходит в творческих «дуэтах» и «трио», более многочисленных инициативных и творческих группах. При этом провозглашена и реализуется ценность творчества индивидуальной личности.
Эффективность творчества зависит от степени и качества индивидуальных творческих возможностей каждого педагога. Один из важных принципов творчества, прошедший испытание временем и остающийся целесообразным сегодня, — принцип стимулирования и развития индивидуального творчества педагога, умение проявлять индивидуальное творчество и работать в режиме сотворчества (коллектива педагогов, коллектива обучающихся).
Таким образом, проявляется прямая зависимость: уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая деятельность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации. У каждого педагога в Профессиональном училище № 6 г. Зима есть реальная возможность для общего развития и профессионального роста.
Проблема профессионального роста, творческого развития педагога также находит в настоящее время реальные решения за счет внешнего и внутреннего взаимодействия.
Педагог сам должен быть свободным человеком в творчестве. Под свободой в данном случае подразумевается не только право на собственные мысли и способ их выражения, но и осознание педагогом необходимости активного саморазвития, образования, владения знаниями в области теории, истории и практики творческой деятельности, культурными нормами организации творческой деятельности подростков и собственной педагогической деятельности. Педагогическая свобода приобретается в процессе активной деятельности человека.
Мониторинг развития творческой личности педагога можно представить следующим образом:
Цель мониторинга: раскрывать значение творчества в процессе развития творческой личности педагога. См. приложение № 1
Задачи:
1. определить наиболее эффективные условия развития креативности в учебно-воспитательном процессе Профессионального училища № 6 г. Зима;
2. способствовать развитию творческого потенциала личности педагога. Исследования творческой деятельности.
Принципы обучения педагога творчеству
— дифференцированное участие педагогов, имеющих различный стаж (общий и педагогический), опыт творческой деятельности, в подготовке и организации творческой деятельности различного уровня сложности;
— принцип самоопределения педагога относительно уровня содержания обучения при наличии обязательных базовых образовательных компонентов в знаниях педагога;
— принцип сотрудничества и преемственности более опытных педагогов и начинающих. См. приложение № 2
Формами совместной коллективно-творческой и индивидуальной творческой работы по профессиональному развитию являются:
— лекции и тематические сообщения;
— встречи-обсуждения по текущим проблемам;
— тематические семинары по подготовке к мероприятиям;
— участие опытных педагогов в обучении начинающих коллег;
— обмен опытом работы;
— целевые взаимопосещения;
— накопление личной методической копилки педагога;
— индивидуальная работа с методистом по осмыслению и описанию опыта работы;
— ведение индивидуальной карты развития педагога См. приложение № 3
Элементы механизма развития личности педагога.
Практикой деятельности училища проверен и осуществлен ряд принципов, условий, положенных в основу механизмов, работающих на развитие личности педагога. Механизм этого развития составляют следующие элементы:
— образовательная система училища: педагогический колледж, институт, университет (теоретический образовательный уровень); практическая деятельность (актуализация знаний педагога), методическое обучение педагогов и аналитическая работа в процессе жизнедеятельности;
— структура, режим и система деятельности Профессионального училища № 6 г. Зима, вызывающие к действию психологический механизм применения усвоенных способов деятельности;
— образ жизни училища является составляющей развития общих свойств личности (ответственность за свою деятельность, забота о других; творчество как способ самореализации, познания, освоения культуры).
Интересный, творческий педагог вызывает не только интерес и стремление к знаниям у своего воспитанника, но и желание узнать, как, каким образом этот преподаватель достигает своих успехов. Если же педагог не вызывает со стороны обучающегося положительного к нему отношения, то и творческие успехи и достижения преподавателя не оставляют никаких следов у этого воспитанника (не только в профессиональном плане, но и даже на уровне учебных достижений).
Таким образом, можно сделать вывод, что творчество — необходимое условие развития творческой личности педагога. Как говорил русский философ, художник Н. Рерих: «Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь».
Приложение №1
Схема мониторинга развития творческой личности педагога
Приложение 2
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ по проблеме «Психологические условия развития креативности личности».
1. Одаренность как педагогический и психологический феномен.
2. Психологическая готовность педагога к работе с одаренными детьми.
3. Особенности социализации креативной личности.
ТРЕНИНГИ, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА.
- Тренинг
Цель: Развитие актуальной креативности педагогов.
Содержание тренинга.
Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым». Подумайте над собственными рецептами.
- Упражнение «Сбор урожая на поле ассоциаций»
Цель: Создание комфортной творческой атмосферы, знакомство.
Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким- либо объектом, подбирая ассоциации-метафоры.
- Упражнение «Рассказ из заголовков». Автор упражнения Э. Де Боно.
Цель: Развитие дивергентного мышления.
Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать, используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме «родного» (того, который действительно соответствует этой картинке).
Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).
Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.
- Упражнение «Композиция из предметов». Автор упражнения А. И. Копытин.
Цель: Развитие творческого воображения.
Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.
На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят «в гости» к «художникам», которые готовы представить свой творческий продукт.
- Упражнение «Клипмейкеры». Автор упражнения Володина-Панченко Н. В.
Цель: Развитие творческого воображения.
Инструкция: Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. «Нарисуйте» созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы.
После демонстрации творческих продуктов участниками тренинга друг другу просмотрите авторский вариант клипа. Демонстрация творческих продуктов педагогами осуществляется только пожеланию
Организация окончания тренинга: Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.
Приложение 3
Индивидуальная карта развития педагога
за 2011-2012 учебный год
- Информационные данные о преподавателе
Критерии | Название | Результат | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ф.И.О. педагога | |||
Образование | |||
Категория | |||
Стаж работы | |||
Преподаваемый предмет | |||
Педагогическое кредо | |||
Уровень профессионального развития педагога: | - реальный - планируемый | ||
Пути повышения уровня квалификации | |||
Индивидуальный стиль педагогической деятельности | |||
Целевые взаимопосещения уроков (Ф.И.О. преподавателя, количество уроков) | |||
Участие в конкурсах (название, результат) | КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА | ||
Участие в предметных олимпиадах (название, результат) | |||
Готовность к нововведениям (каким, перечислить) |
- Методическая работа
Критерии | Описание |
1 | 2 |
Методическая тема профессионального развития (название темы) | |
Содержание методической темы (кратко 8-10 предложений) | |
Условия формирования опыта | |
Прогнозируемые промежуточные и конечные результаты | |
Формы предоставления результатов педагогического опыта (публикации, методические разработки и т.д.) | |
Способы распространения опыта (выступления на семинарах, НПК и тд.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние театрально — игровой деятельности на всестороннее развитие творческой личности в дошкольном возрасте
Статья о благотворном влиянии театральных дисциплин на развитие творческой личности ребенка....
Развитие творческой личности.
Будущему специалисту в области культуры мало быть просто мастером своего дела, ему нужно стать цельной личностью. Для воспитания такого студента необходимо вести постоянную работу. Э...
Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.
Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...
Мониторинг развития творческого потенциала студентов СПО на занятиях по дисциплине «Общая психология»
Статья по проблеме отслеживания развития творческих способностей на занятиях по дисциплине "Общая психология"....
Индивидуальный план профессионального развития Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника» Развитие ...
Педагогические чтения "Современный педагог - творческая личность"
Выступление на педагогических чтениях "Современный педагог - творческая личность"...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...