Ментальные карты как новый метод преподавания экономики
статья по теме

Бородинова Ирина Борисовна

 

За последние десятилетия появилось множество работ о новых методах преподавания, написанных как преподавателями-методологами, так и экономистами-исследователями. Одним из современных способов визуализации информации  являются ментальные карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бородинова Ирина Борисовна

ГБОУ СПО ПППЭТ МО, г. Павловский Посад

Ментальные карты как новый метод преподавания экономики.

Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. В России сохраняется высокий интерес к экономическому образованию. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Но стремительное и повсеместное распространение экономических  дисциплин в учебных заведениях ставит под вопрос качество преподавания.

Экономика достаточно сложный предмет и как учебная дисциплина, и как наука. Конечно, студентам среднего профессионального образования  она  дается с трудом из-за слабого усвоения в средней школе курсов математики, алгебры, обществознания.

Многие специалисты в области образования считают лекции архаичным и упрощенным способом преподавания. Конечно, у лекций, как метода преподавания, есть неоспоримые достоинства. Они могут быть очень полезны при отсутствии необходимых дидактических материалов. Проведение лекционных занятий позволяет логично построить программу курса, разобрать со студентами основные понятия и концепции. Но лекции являются достаточно пассивной формой обучения. Справиться с этим помогают практические занятия, письменные задания, эссе, рефераты, доклады, проекты. Но у многих студентов нет навыков написания таких работ.

За последние десятилетия появилось множество работ о новых методах преподавания, написанных как преподавателями-методологами, так и экономистами-исследователями.

Одним из современных способов визуализации информации  являются ментальные карты.

Ментальные карты – «это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи», «это одна из технологий работы с информацией, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем».

Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, конспектированию книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач. Ментальные карты – это способ представления информации, который позволяет воспринимать эту самую информацию с первого взгляда. Он основан на восприятии мыслеобразов – смысловых картинок, которые фиксируются в памяти студентов. Схематично получается что-то вроде дерева, узора.

Методика составления ментальных карт:

  1. Прочитайте текст. Нарисуйте в центре бумаги картинку, с которой у вас   ассоциируется текст. Это первый мыслеобраз.
  2. От него проведите стрелки, лучше разноцветные, которые выразят второстепенные мысли. Их надо проиллюстрировать.
  3. От второстепенных картинок также идут стрелки. И так до тех пор, пока план не предстанет перед вами в наглядном виде.

Запись информации в форме древовидной структуры позволяет сделать процесс работы с информацией эффективнее.

 Навыки создания, разработки ментальных карт перед подготовкой к занятию помогают самому педагогу увидеть все взаимосвязи между отдельными вопросами преподаваемой дисциплины.

Ментальные карты можно использовать для обратной связи. Студенты, составляя их, выделят для себя пробелы, преподаватели -  недоработки.

С помощью них легче усваиваются экономические понятия. Ментальные карты позволяют превратить скучный текст в живой образ мысли, сделать процесс обучения более интересным и креативным.

Ментальные карты – это творчество, которое развивает нас, наше мышление и память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Особенности развития информационных умений через применение ментальных карт в младшем школьном возрасте"

В данной статье рассматриваются особенности присущие, в частности, развитию информационных умений в начальной школе. Данный аспект рассматривается с точки зрения формирования у учащихся младшего школь...

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЛЕКСИКОНА НА ОСНОВЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Выпускная квалификационная работа на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЛЕКСИКОНА НА ОСНОВЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА " включает с себя 3 главы:ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ЛЕКСИКОНА...

Ментальные карты

Ментальная карта — это удобный инструмент для записи мыслей и графического отображения взаимосвязей, который используется для наглядного решения задач. Манйдмеп применяется не только ...

Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории

Ментальные карты характеризуются тем, что сочетают в себе элементы логического и образного мышления, задействуя при этом оба полушария головного мозга человека. Ментальные карты – одна из широко...

Ментальная карта по теме "Десятичные дроби" https://coggle.it/diagram/ZA3PNQAjwnrfrFHZ/t/%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8/ab9464f6c51e60caa306271840f7768fb9f61dc748db1e5638b22345731f95f1

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сло...

Методическая разработка по предмету ОУП.03 Иностранный язык на тему: Составление ментальной карты «Компоненты автомобиля и трактора»

Цель:Практическая цель: организовать деятельность студентов по совершенствованию лексико-грамматических навыков употребления профессиональной лексики.Метопредметная цель: способствовать совершенствова...