Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников
статья по теме
ДОКЛАД на педагогической конференции в ГБОУ СПО ОЗПЭК им. Саввы Морозова на тему: "Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklpedsovet.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО −ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ. САВВЫ МОРОЗОВА»
Д О К Л А Д
к Педагогическому Совету ОЗПЭК им.С.Морозова 15.02.2010 г.
Тема:
Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников
Подготовила:
Пархоменко А.Ю.
Г. Орехово-Зуево, 2010 г.
Педагогические условия процесса формирования персональных ценностей учащихся мало изучены, также как и авторитет педагога вместе с уважением к нему нельзя подвести к какой-либо теоретической основе. Тем не менее. Уважение, согласно толковому словарю русского языка, - это «почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств», а также «уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей». Если качества личности, заслуги человека, его опыт по достоинству оценивается окружающими, то уважение личности становится итогом оценки и общества. В свою очередь «авторитет», также согласно толковому словарю русского языка, понимается как «общепризнанное значение, влияние».
Педагог, пользующийся авторитетом и уважением своих учеников обладает так называемым «кредитом доверия», основанным на оценке самостоятельности, поступков, личностных качеств, жизненной позиции, профессионализма и опыта.
Фактически, личностные качества педагога воспринимаются учащимися и соотносятся со своими представлениями о ценностях и идеалах. Мы, порой, являемся примером для подражания, становимся образцом, с которым они сравнивают свои поступки, правила поведения, жизненную позицию, отношение к труду, к окружающим...
Таким образом, мы с вами должны быть некими «собирателями» ценностей и идеалов, являться их усилителями в сознании учащихся. Педагог, пользующийся авторитетом и уважением у воспитанников способен заинтересовать их своим предметом и увлекательной совместной деятельностью, справедлив к студентам, требователен к себе, а также не совершает непозволительных поступков. Например, наказание имеет свое педагогическое воздействие лишь в том случае, если преподаватель, его применяющий, пользуется авторитетом и уважением в группе, иначе оно может вызвать у них обиду и явиться причиной конфликта. Поощрение же, исходящее от педагога, не обладающего авторитетным статусом в группе, может восприниматься ими с усмешкой, расцениваться как акт заискивания перед учащимися. Преподаватель, неуверенно владеющий учебным материалом, вызывает недоверие, у ребят появляются сомнения в правильности выбора учебного заведения, профессии… Нередко на вопрос студенту: «Почему тебе нравится предмет?» - можно услышать ответ: «Хороший преподаватель, интересно ведет занятие, считается с мнением, дает его высказать»…
Конечно, мы все в душе мечтаем и стремимся воспитать талантливого студента, чтобы реализовать древнейшую педагогическую заповедь: «Преподаватель! Подготовь ученика, у которого можешь учиться сам!» Иногда эта мечта сбывается, когда, приходят выпускники и рассказывают о своих успехах, о том, что им пригодилось из полученных знаний или данных советов. Поверьте дорогого стоит то, что, студенты, которых больше всего критикуешь из-за их недобросовестности и безответственности, приходят навестить и выражают глубокую благодарность за те уроки жизни, которые приходилось преподносить.
Главное, что вызывает авторитет и уважение к личности преподавателя – это без сомнения, эрудиция, интеллект, профессиональное мастерство, но и умение слушать, а также ответное уважение к личности учащегося. От того, как мы с вами общаемся между собой и со студентами как раз и зависит уважение к нам как личности и педагогу. Судят о нас с вами и по нашим умениям себя адекватно вести.
Таким образом, качествами, которыми должны обладать мы, для формирования персональных ценностей воспитанников являются авторитет и уважение через развитие в нас с вами следующих важных критериев этого:
1.Культура педагогического мышления, когда любя свой предмет показываем это студентам, умело сочетая теорию и практику в процессе преподавания.
2. Умение строить стабильные, гуманные взаимоотношения с учащимися.
3. Соблюдать принципы педагогической деятельности – это целостные отношения, комплиментарность, эволюционная этика, креативное мышление и постоянная психологическая поддержка учащегося.
4. Испытывать потребность в повышении своего интеллектуального и профессионального уровня, вера в свои идеалы и убеждения, умение критически мыслить, иметь четкую гражданскую позицию.
5. В совершенстве владеть своей речью – главным «орудием» своего труда, чему приходится учится самостоятельно.
6. Способность строить обучение на основе главных психологических потребностей ученика, учитывая индивидуальность, возрастные особенности студентов, дифференцированно подходить к учебно-воспитательному процессу.
7. Обладать волевыми качествами, находчивостью как во время занятия (задают, порой каверзные вопросы) так и во внеурочной работе.
8. Уметь быть сдержанными и тактичными в оценке деятельности студента, его поведения, внешнего вида, отношения к окружающим.
Залогом успеха для завоевания уважения и авторитета обязательна созидательная направленность личности педагога и его социальная значимость, что определяется только нами самими как выражение нашей собственной позиции – преподаватель, воспитатель или учитель жизни, духовный наставник.
При подготовке к сегодняшнему выступлению я провела анонимный тест в банковских группах. В тестировании приняли участие 75 учащихся из 21, 31 и 41 группы. Всего в этих группах обучается 87 студентов. Тест состоял из 7 вопросов. Итоги таковы:
Ответ по тесту | С о д е р ж а н и е т е с т а | Количество студентов | Процентное соотноше ние (%) |
1. По-моему, хуже всего, когда педагог: | 75 | 100 | |
А | Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними | 49 | 65,4 |
Б | Вызывает дух соперничества в коллективе | 13 | 17,3 |
В | Недостаточно знает свой предмет | 13 | 17,3 |
2. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: | 75 | 100 | |
А | Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход | 29 | 38,7 |
Б | Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют знание в этом предмете | 22 | 29,3 |
В | Создаёт в коллективе такую атмосферу, при котором никто не боится высказать своё мнение. | 24 | 32 |
3. Оказывает ли внешний вид педагога влияние на твоё отношение к нему: | 75 | 100 | |
А | Да | 39 | 52 |
Б | Нет | 26 | 34,7 |
В | Все равно | 10 | 13,3 |
4. Обращаюсь за советом к преподавателю: | 75 | 100 | |
А | Часто | 24 | 32 |
Б | Иногда | 39 | 52 |
В | Никогда | 12 | 16 |
5. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите: | 75 | 100 | |
А | Друзьям | 41 | 54,7 |
Б | Преподаватель | 5 | 6,7 |
В | Родителям | 29 | 38,6 |
6. Кто может вам указать на ваши недостатки, кого вы больше послушаете: | 75 | 100 | |
А | Друзей | 18 | 24 |
Б | Преподаватель | 17 | 22,7 |
В | Родителей | 40 | 53,3 |
7. Кто может быть для вас примером в жизни: | 75 | 100 | |
А | Преподаватель | 26 | 34,7 |
Б | Друг (подруга) | 27 | 36 |
В | Литературный герой | 22 | 29,3 |
Преподаватель А.Ю.Пархоменко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"
Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...
Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Социальный ракурс деятельности музея Боевой славы УКРиС им.А.Давлетова по формированию патриотических ценностей
Основным центром патриотического воспитания учащихся в лицее является Музей Боевой славы. Создание музея, как хранилища истории, памяти – многолетний опыт работы по патриотическому воспитанию мо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения серии занятий с суворовцами 2 курса по теме «Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища»
Методическая разработкапроведения серии занятий с суворовцами 2 курса по теме «Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища» Цель: патриотическое воспитание ...
«Полезный опыт взаимодействия воспитателя и педагога – психолога учебного курса в процессе формирования УУД у воспитанников НВМУ»
Ключевой задачей ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД)В широком понимании термин УУД означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию самосовершенствованию п...
Проектная деятельность "Формирование творческих способностей воспитанников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности"
Цель проекта - формирование коммуникативных умений воспитанников, умение передавать эмоциональное состояние человека, учить передавать его словами, жестами, мимикой, интонацией....
От чего зависит авторитет педагога дополнительного образования
Авторитет педагога — это его профессиональная и личностная позиция, это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на обучающего, опирающаяся на высокие личностные и профессиональные ка...