МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное автономное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
«Новороссийский колледж строительства и экономики»
Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
« Государственное регулирование экономики»
для специальности
080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
2013
- паспорт рабочей проГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Государственное регулирование экономики»
1.1 Область применения программы: рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 080000 Экономика и управление.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:. дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-дать оценку бюджетно-налоговой политики и финансовой системе;
- давать оценку инвестиционным процессам, вопросам регулирования ресурсного потенциала.
- анализировать направления государственного регулирования секторов экономики;
- определять целесообразность создания малого предприятия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- функции государства в рыночной экономике;
- классификацию методов и инструментов государственного регулирования;
- специфику и сферы применения различных методов государственного регулирования;
- структуру органов государственного регулирования в Российской Федерации;
- функции налоговой системы в регулировании экономики;
- структуру государственных доходов и расходов;
- источники финансирования дефицита государственного бюджета и механизм управления государственным долгом;
- направления структурной политики на современном этапе;
- состояние и задачи развития ресурсного потенциала российской экономики на современном этапе;
- направления и методы антимонопольной политики в России;
- особенности управления естественными монополиями в России;
- этапы, итоги и перспективы процесса приватизации в России;
- порядок государственного регулирования процесса банкротства;
- цели и содержание регионального управления в России;
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: |
|
лабораторные работы | - |
практические(семинарские) занятия | 16 |
контрольные работы | - |
другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 20 |
Итоговая аттестация в форме зачета.
|
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часовСамостоятельная работа 20 час | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы теории государственного регулирования экономики.
|
|
6 |
|
Тема 1.1 Экономическая система как объект государственного регулирования. | Место и роль экономической деятельности в обществе. Понятия экономической
системы и государственного регулирования. Теоретические предпосылки
формирования различных подходов к управлению экономическими системами:
теория меркантилизма, классическая теория, марксизм, кейнсианская, неоклас
сическая, монетаристская теории. Типы экономических систем. Механизм
управления централизованной экономикой. Принципы функционирования
рыночной экономики. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики.
|
2 |
2 |
Тема 1.2 Методы государственного регулирования. | Различные классификации методов государственного регулирования экономики. Характеристика прямого и косвенного воздействия на экономику. Административные и экономические методы, особенности их применения.
Общие, частные и специальные методы, их содержание и сферы применения. Системный метод как основа макроэкономического анализа. Роль статистических и экономико-математических методов в государственном регулировании.
Использование нормативного метода. Совокупность нормативов, устанавливаемых государством, их классификация, сфера воздействия и характеристика. Применение программно-целевого метода управления в экономике. Федеральные целевые программы как способ решения социально-экономических проблем развития экономики. Проблема сбалансированности в рыночной экономике. Балансовый метод как инструмент анализа и прогнозирования рыночного равновесия. Виды макроэкономических балансов. Методы прогнозирования экономического развития. Принципы прогнозирования. Классификация прогнозов. Экономическое содержание планирования. Формы планирования: директивное, индикативное, стратегическое. Принципы и методы планирования. Виды планирования в зависимости от сроков.
|
2 |
2
|
| Практическое занятие №1 «Государственное регулирование экономики как необходимость и инструмент развития социально-экономического потенциала страны».
|
2 |
3 |
| Самостоятельная работа: Разработка сообщений: «Предмет, задачи и механизм государственного регулирования экономики». Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы |
3 |
|
Раздел 2. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.
|
|
8 |
|
Тема 2.1. Бюджетно-налоговая политика.
| Роль финансовой системы в регулировании экономики. Структура финансовой системы Российской Федерации. Государственный бюджет как основной финансовый план страны, его роль в распределении и перераспределении финансовых ресурсов, в регулировании отраслевых и территориальных пропорций экономики. Законодательное обеспечение бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации. Структура государственных доходов. Налоги как основной источник доходов государства. Функции налоговой системы в регулировании экономики и налоговые инструменты. Эффективность налоговых систем. Состав и направления государственных расходов. Экономическое содержание трансформационных и трансфертных расходов. Фондовая форма аккумулирования финансовых ресурсов. Назначение и состав бюджетных фондов Российской Федерации. Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам Стабилизационный фонд государства. Роль государственных внебюджетных фондов в обеспечении социальной политики государства. Проблема сбалансированности государственного бюджета. Приоритеты формирования доходной части бюджета и политики государственных расходов в Российской Федерации. Управление государственным внутренним и внешним долгом. Бюджетная стратегия, направленная на создание первичного профицита. Особенности финансирования бюджетного дефицита.
Взаимосвязь бюджетно-налоговой политики с параметрами экономического развития страны. |
2 |
2
|
| Практическое занятие №2
«Бюджетно-налоговая политика и финансовая система».
|
2 |
3 |
Тема 2.2. Денежно-кредитная политика.
| Денежно-кредитная политика как инструмент воздействия на финансовые рынки и экономику в целом. Роль денежно-кредитной политики в формировании условий экономической конъюнктуры. Задачи и функции Центрального банка в осуществлении денежно-кредитного регулирования. Особый статус Центрального банка.
Конституционные и законодательные основы осуществления денежно-кредитной политики Банка России. Взаимодействие Банка России с Министерством финансов Российской Федерации. Цели и ориентиры денежно-кредитной политики Банка России. Роль денежного программирования в реализации денежно-кредитной политики. Выбор политики валютного курса.
Инструменты денежно-кредитного регулирования в условиях стабилизации экономики и расширения финансовых рынков. Особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования в условиях российской экономики. Стратегия развития банковского сектора как основы для реализации денежно-кредитной политики. Оценка эффективности денежно-кредитного регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах.
|
2 |
2 |
| Практическое занятие №3 Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков |
2 |
3 |
| Самостоятельная работа: подготовка сообщений на тему: «Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков». Подготовка к практическому занятию |
3 |
|
Раздел 3. Регулирование структуры и ресурсного потенциала экономики.
|
|
14 |
|
Тема 3.1. Структурная политика.
| Роль и задачи структурной политики в государственном регулировании экономики. Взаимосвязь между темпами роста экономики и оптимизацией ее структуры. Показатели экономической динамики и факторы экономического роста. Оценка структурных макроэкономических пропорций Российской Федерации.
Формирование отраслевой структуры экономики. Применение межотраслевого баланса в целях достижения сбалансированности и оптимизации отраслевой структуры экономики. Роль технологической структуры экономики в экономическом развитии страны. Задача перехода российского национального хозяйства от сырьевой направленности к высокотехнологичной экономике. Формирование региональной структуры на базе территориального размещения производительных сил. |
2 |
2
|
| Практическое занятие №4 «Стратегия бизнеса».
|
2 |
3 |
| Самостоятельная работа: подготовка сообщений на тему: «Основные направления современной структурной политики Российской Федерации» | 3 |
|
Тема 3.2. Антимонопольная политика.
| Антимонопольная политика как инструмент государственного регулирования структуры экономики и товарных рынков. Отличительные признаки монополии. Антимонопольное законодательство в мировой практике.
Особенности антимонопольного регулирования в российской экономике. Российское антимонопольное законодательство. Меры по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности, поддержка развития средних и малых предприятий. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Ведение государственного реестра объединений и предприятий-монополистов. Меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
Понятие и необходимость естественной монополии. Естественные монополии в Российской Федерации. Механизм управления естественными монополиями. Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Цели и схемы реструктуризации естественных монополий в Российской Федерации.
|
2 |
2 |
| Самостоятельная работа: подготовка рефератов на тему: «Государственное регулирование отношений собственности, государственного хозяйствования и предпринимательства» |
3 |
|
Тема 3.3. Инвестиционная политика.
Тема 3.4 Инновационная политика.
| Цели и задачи государственной инвестиционной политики. Законодательная база инвестиционного процесса в Российской Федерации. Органы государственного управления инвестициями. Основные понятия инвестиционного процесса. Виды инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционного процесса. Понятие инвестиционного института. Формирование институциональной среды инвестиционного процесса.
Понятия инновации, научно-технического прогресса и технологического уклада общества. Проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в целях создания базы инновационной деятельности. Стадии жизненного цикла инноваций. Особенности фундаментальных и прикладных исследований. Внедрение разработок в массовый производственный процесс. Использование инноваций потребителем.
Современная структура инновационной сферы в развитых странах. Доли предпринимательского и государственного секторов в инновационной сфере. Приоритет отраслей высокой технологии. Государственная поддержка венчурного бизнеса. Участие государства в создании исследовательских ассоциаций, инновационных центров и технопарков.
|
2 |
2 |
| Практическое занятие №5 «Государственное регулирование инвестиций и инновационной перестройки экономики»
| 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: подготовка рефератов на тему: «Государственное регулирование инвестиций и инновационной перестройки экономики» | 3
|
|
Тема 3.5. Демографическая политика и регулирование трудовых ресурсов.
| Характеристика демографической ситуации в России. Типы воспроизводства населения. Роль демографической политики в формировании трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала страны, ее задачи и методы. Концепция демографического развития страны. Регулирование миграционных процессов. Государственная миграционная служба. Государственные программы помощи мигрантам и вынужденным переселенцам.
Трудовые ресурсы как фактор экономического роста, субъект и объект производства. Понятие рынка труда. Факторы, влияющие на занятость.. Зависимость занятости от реальной заработной платы и общей макроэкономической ситуации в стране. Соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Характеристика состояния сферы занятости и рынка труда в Российской Федерации. Государственная служба занятости населения: структура, функции. Меры материальной и социальной помощи безработным.
Системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Развитие системы социального партнерства. Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы.
|
2 |
2 |
Тема 3.6. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды. | Объекты природопользования. Цели рационального природопользования. Характеристика состояния экологической среды в России. Использование земельных, лесных и водных ресурсов.
Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в рыночной экономике. Сочетание административных и экономических методов регулирования. Формирование нормативной базы природоохранного регулирования в России. Принципы и задачи экологической политики в Российской Федерации. Функции органов государственного управления по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. Федеральные программы экологической безопасности.
Порядок взимания платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Государственные субсидии, направляемые на стимулирование экологосбалансированной деятельности. Использование экологических налогов.
Санкции, применяемые за экологические нарушения. Развитие системы экологического страхования. Оценка экономической и социальной эффективности экологических мероприятий.
|
2 |
2 |
| Самостоятельная работа: подготовка рефератов на тему: «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» |
3 |
|
Раздел 4. Государственное регулирование секторов экономики.
|
| 12 |
|
Тема 4.1 Регулирование государственного сектора экономики и территорий
| Определение государственного сектора экономики. Масштабы и структура государственной собственности в России. Концепция управления государственной собственностью в России.
Понятия разгосударствления и приватизации. Цели, этапы и особенности приватизационного процесса в России. Методы и принципы приватизации. Национализация как метод преодоления негативных последствий приватизации.
Административно-территориальное деление Российской Федерации. Федеральные округа. Объекты государственного регулирования и местного самоуправления. Цели, принципы и правовой механизм региональной политики. Содержание и особенности регионального регулирования в России.
Сущность и основные проблемы местного самоуправления. Городская экономика как объект хозяйствования. |
2 |
2 |
Тема 4.2. Регулирование реального сектора экономики и социальной сферы | Малое предпринимательство как объект государственного регулирования. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса.
Лицензирование предпринимательской деятельности в рамках государственного регулирования экономики..
Социальные функции государства в рыночной экономике. Конституционные основы социальной политики в России. Дифференциация уровня жизни по группам населения и регионам. Характеристика уровня и структуры денежных доходов и расходов населения России. Понятие и классификация потребительских бюджетов.
|
2 |
2 |
| Практическое занятие№6
«Направления и механизмы социальной политики
государства на современном этапе».
|
2 |
3 |
Тема 4.3. Регулирование внешнего сектора экономики и валютная политика.
| Интеграция России в систему мировых хозяйственных связей. Увязка открытости экономики с требованиями национальной безопасности. Виды внешнеэкономической деятельности.
Проблема сырьевой направленности экспорта. Развитие интеграционных процессов на экономическом пространстве СНГ. Цели и задачи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Органы регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Государственные меры стимулирования экспорта товаров. Государственное регулирование иностранных инвестиций, импорта и экспорта капитала. Валютная политика Банка России. Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса. Инструменты валютной политики. Содержание валютного регулирования и валютного контроля.
|
2 |
2 |
| Практическое занятие №7 « Государственное макроэкономическое регулирование воспроизводственных процессов» |
2 |
3 |
| Самостоятельная работа: подготовка рефератов на тему: «Государственное макроэкономическое регулирование воспроизводственных процессов» | 2 |
|
| Практическое занятие №8 «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности» | 2 | 3 |
Всего |
|
40 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика и бухгалтерский учет».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине « Экономика организации».
Технические средства обучения:
- компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;
-компьютеры для обучающихся;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- электронный учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная:
1. С.Г.Капканщиков «Государственное регулирование экономики»,
Кнорус», 2010.
2.Слагода В.Г. «Экономическая теория»: учебник. М.: ФОРУМ. 2009.
Дополнительная
1 . С.С. Носова « Основы экономики», М.: Кнорус, 2007
2. Н.Н.Кожевников «Основы экономики», М.: Академия, 2008.
Интернет – ресурсы:
1 Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» //http://www.akdi.ru.
2 Обзоры состояния экономики России ( на сайте Института экономики переходного периода) //http://online.ru/sp/iet/trends/.
3 Перечень информационных ресурсов Интернета ( в том числе по экономике ) в помощь студентам //http://referats-tv.stars.ru/link.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения:
- определять организационно-правовые формы организаций;
| Оценка внеаудиторной работы, подготовка рефератов, устный опрос |
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
| Оценка внеаудиторной работы, защита практического занятия, графического задания |
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
| Оценка внеаудиторной работы, защита практического занятия |
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации | Оценка внеаудиторной работы, подготовка рефератов, защита практического занятия, устный опрос |
- рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
| Оценка индивидуальных заданий, защита рефератов, защита практического занятия, устный опрос |
Усвоенные знания:
|
|
- основные принципы построения экономической системы организации;
| Оценка внеаудиторной работы, подготовка рефератов |
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами; методы оценки эффективности их использования
| Составление опорного конспекта, устный опрос, тестовое задание |
- организацию производственного и технологического процессов;
| Оценка внеаудиторной работы, подготовка рефератов |
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
| защита рефератов
семинарское занятие |
- способы экономии ресурсов, в т. ч. основные энергосберегающие технологии;
| индивидуальные задания, устный опрос |
- механизмы ценообразования;
| защита реферата
семинарское занятие, тестовое задание |
- формы оплаты труда;
| защита реферата
семинарское занятие, тестовое задание |
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта
| Оценка внеаудиторной работы, подготовка рефератов |
Итоговая аттестация в форме зачета.
|
|