Пособие для выполнения самостоятельных работ по дисциплине "Экономика"
методическая разработка по теме
Данное пособие предназначено для студентов начального профессионального образования по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». В пособии представлены разработанные самостоятельные занятия, целью которых является получение студентами начальных представлений о принципах функционирования рыночной экономики и усвоений базовых концепций экономической теории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_po_vypolneniyu_samost_rabot_po_discipline_ekonomika.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский профессиональный колледж»
Структурное подразделение - 4
Учебно-методическое пособие
для выполнения самостоятельных занятий
по дисциплине «Экономика»
Сургут 2012
Учебно-методическое пособие для выполнения самостоятельных занятий по дисциплине «Экономика»
Сургутский профессиональный колледж, 2012 г.
Составитель:
Преподаватель экономики Л.С.Шипаева
Данное пособие предназначено для студентов начального профессионального образования по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». В пособии представлены разработанные самостоятельные занятия, целью которых является получение студентами начальных представлений о принципах функционирования рыночной экономики и усвоений базовых концепций экономической теории.
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол № ___ от ____________________ 2012г.
Содержание
1. Введение в экономическую науку
3. Механизм функционирования рынка
4. Основы предпринимательской деятельности
8. Финансовая система государства.
9. Основные показатели экономического развития
Список рекомендуемой литературы
Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации и задания самостоятельных занятий по дисциплине «Экономика».
В нём излагаются возможные варианты занятий, целью которых является получение студентами начальных представлений о принципах функционирования рыночной экономики и усвоений базовых концепций экономической теории.
Темы занятий затрагивают базовые экономические понятия, без усвоения которых невозможно более глубокое изучение экономической науки. В частности, на понимании концепции ограниченности ресурсов базируется вся система современных представлений о предмете и целях экономической науки; уяснение механизма воздействия спроса и предложения абсолютно необходимо для выработки ясной картины функционирования рынка.
Рассмотрение понятия «экономическая система», обсуждение экономических целей, которые общество ставит перед собой, и методов, которыми каждая система достигает поставленных целей, необходимо для формирования целостного представления студентами об экономике, выработке ясной картины окружающего мира.
В учебно-методическом пособии представлено 10 самостоятельных работ по дисциплине «Экономика» для студентов, обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации».
«Введение в экономическую науку»
Цель: закрепить основные понятия экономики, термины.
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответы по следующим темам: «Предмет экономической науки». «Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов». «Виды ресурсов». «Проблемы выбора».
(Рекомендовано использование учебников Соколова, С. В. Основы экономики: учеб.пособие для нач.проф.образования / С. В. Соколова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
Линьков, А. Я. Экономика. Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Издательство: Вита-Пресс, 2008 г.)
- Выполните тестовое задание на соответствие.
Совместите основные термины экономики с ниже перечисленными понятиями.
Например: а – 5, б – 7 и т.д.
Основные термины экономики
а. Экономические проблемы.
б. Производственные ресурсы.
в. Труд.
г. Капитал.
д. Земля.
е. Предпринимательский талант.
ж. Потребительские товары.
з. Средства производства.
и. Кривая производственных возможностей.
к. Альтернативные издержки.
Понятия
- Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).
- Кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов.
- Оборудование, орудия труда, машины, сырьё, с помощью которых производят товары и услуги.
- Способность человека рационально использовать производственные ресурсы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновационных процессах, уметь рисковать и выигрывать.
- Издержки, связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов, которые измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.
- Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности людей.
- Факторы производства, использующиеся в процессе производства товаров и услуг.
- Физические и умственные способности человека, затрачивающиеся при производстве товаров и услуг.
- Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.
- Что производить, как и для кого?
Критерии оценок:
- – «5»
2-3 – «4»
4-5 – «3»
больше 5-ти неправильных ответов – «2».
Самостоятельная работа № 2
«Экономические системы»
Цель: обобщить и закрепить особенности экономических систем.
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответ по следующим темам: «Экономические системы». «Экономические цели общества».
(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. «Основы экономической теории». Линьков А.Я. «Экономика»).
- Выполните тестовое задание.
Ниже перечислены высказывания, описывающие различные виды экономической деятельности. Классифицируйте их в зависимости от типа экономической системы, к которой они, на Ваш взгляд, относятся:
Т – «традиционная»,
К – «командная»,
Р – «рыночная».
Поставьте только одну букву против каждого высказывания, например:
5 – Т, 10 – К и т.д.
- В деревне рабочий день летом длится с восхода до заката. Каждое утро на рассвете хозяева выгоняют коров пастись.
- Очень сложно было найти квалифицированных рабочих. Хорошо обученных людей просто не хватало. Джон решил установить в своей фирме минимальную зарплату в пять долларов в час, что вдвое превышало средние расценки конкурентов.
- Практика предоставления некоторым отраслям промышленности преимущественного права использовать дефицитное сырьё привела к ускоренному экономическому росту.
- Люди, за которыми я наблюдал, питались только мясом тюленя и не делали никаких попыток охотиться на многочисленных оленей. Сначала я подумал, что существует какое-нибудь табу, запрещающее им убивать оленей, они же сказали, что это не так. Просто они никогда не охотились на оленей на льду и не думали, что это возможно…
- По распоряжению главы государства впредь до дальнейших указаний в стране были прекращены все виды банковских операций.
- Держать цены под контролем было трудно. На Службу Ценового управления, созданную для того, чтобы «держать цены в узде», устанавливая потолок для огромного числа товаров повышенного спроса, легло тяжёлое бремя…
- Плата за размещение рекламы на телевидении зависит от времени суток, в которое она транслируется в эфире.
- В родовой общине старейшины получают большее количество произведённого продукта, нежели молодые члены общины, хотя их трудовой вклад существенно меньше…
- При выборе профессии молодые люди часто идут по стопам своих родителей…
- Как правило, товары в коммерческих киосках дешевле, чем в магазине, но дороже, чем у бабушек, торгующих на улице…
- При значительном увеличении объёма закупки товара продавцы обычно идут на определённые уступки в цене.
- Установлены ограничения на экспорт стратегических ресурсов и сырья…
- Очень много жителей города Павлово-на-Оке выращивают комнатные лимоны…
- В экономике существует система обязательных отчислений в пенсионный фонд…
- В период продразвёрстки крестьяне были обязаны сдавать хлеб государству…
Критерии оценок:
- – «5»
2-3 – «4»
4-5 – «3»
больше 5-ти неправильных ответов – «2».
- Заполните таблицу «Сравнительные характеристики экономических систем» по заданным условиям:
Эк.системы/Характеристики | Форма собственности на средства производства | Методы мотивации людей к труду (стимулы) | Механизм обеспечения экономической информацией | Способ принятия управленческих решений |
Рыночная система | ||||
Командная (плановая) система | ||||
Традиционная система |
2.4.Самостоятельно найдите информацию в Интернете, СМИ, библиотеке и подготовьте доклад о любой стране на выбор, осветив темы:
А) Политическая власть в стране; Б) Географическое положение;
В) Экономика страны; Г) Население;
Д) Современные проблемы.
Сделайте вывод: к какой экономической системе относится данная страна?
Объём доклада – 2-3 страницы.
Самостоятельная работа № 3
«Механизм функционирования рынка»
Цель: закрепить теоретические знания и умения в решении практических задач.
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответ по следующим темам:
«Механизм рыночных отношений».
«Спрос и предложение».
«Дефицит и избыток».
(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С. И. «Основы экономической теории». Линьков, А. Я. «Экономика»)
- а) Постройте графики спроса и предложения на обеды. Назовите равновесную цену обедов. Какое количество обедов будет продано по этой цене?
Сделайте вывод: равно ли количество спрашиваемых обедов проданным и почему?
ПОТОЛОК ЦЕН
Спрос и предложение в столовой школы на обеды заданы в виде следующей таблицы:
Цена (руб) | 10 | 30 | 60 | 90 |
Величина спроса (шт.) | 90 | 70 | 40 | 10 |
Величина предложения (шт.) | 0 | 10 | 70 | 130 |
б) Директор школы, по многочисленным просьбам учащихся, своим приказом установил "потолок" цен на обеды в сумме 40 рублей. Чему будут равны величины спроса и предложения при этой цене?
Сколько учащихся пожелают приобрести обеды по этой цене и сколько учащихся уйдут домой голодными?
Как экономисты называют такую ситуацию?
- Допустим, функция спроса равна Qd = 100 - Р, а функция предложения Qs = 2 - Р - 50, где Р — это цена в рублях, а величина спроса Qd и предложения Qs в тысячах штук.
а) Найдите равновесную цену и равновесное количество.
б) Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит), каков объем потребления?
- Допустим, в мире есть три наиболее богатых коллекционера марок, охотящихся за уникальной маркой. Все три оставшихся экземпляра марки у вас. Вы оцениваете спрос следующим образом:
Жан готов купить марку за 5000 долл., Иван — за 4000 долл., а «скряга» Джон — только за 3000 долл.
Как вы будете действовать, если они не знают друг о друге?
а) Постройте кривую спроса.
б) Что вам надо делать, чтобы максимизировать собственный доход?
- В результате опроса потребителей удалось выяснить, кто и по какой цене согласен купить телевизор «Электрон», причем каждый назвал максимально возможную для себя цену. Все данные сведены в таблицу:
Цена (тыс. руб.) | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 |
Потенциальное количество продаж по данной цене | 4 | 5 | 7 | 6 | 3 | 2 |
а) Постройте кривую спроса.
б) Определите величину спроса при цене 170 тыс. руб.
- Оцените дуговую эластичность предложения по двум точкам: величина предложения увеличивается со 120 до 160 штук при росте цены с 6 до 8 рублей.
- Функции спроса и предложения заданы: Qd = 600 - 70 • Р, Qs =- 400 + 30-Р. При какой цене, устанавливаемой директивно, избыточное предложение будет равно величине спроса?
Самостоятельная работа № 4
«Основы предпринимательской деятельности»
Цель: исследовать основы предпринимательства в РФ, выявить проблемы развития малого бизнеса.
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответ по следующим темам:
«Собственность».
«Основы предпринимательства в РФ».
(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. «Основы экономической теории». Линьков, А.Я. «Экономика»)
- Составьте схему «Субъекты предпринимательского права РФ».
Самостоятельная работа № 5
«Характерные черты рынка»
Цель: систематизировать и обобщить характерные черты рынка.
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответ по следующим темам:
«Функции рынка».
«Конкуренция и рыночные структуры».
(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. «Основы экономической теории». Линьков А.Я. «Экономика»)
- Заполните таблицу "Характерные черты основных типов рынка" по заданным условиям:
Характерная черта/Модель рынка | Чистая (совершенная) конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | ||||
Тип продукта | ||||
Контроль над ценой | ||||
Условия вступления на рынок | ||||
Экономическая информация | ||||
Примеры рынков |
Самостоятельная работа № 6
«Инфляция. Типы инфляции»
Цель: выработать умения и навыки при расчете инфляции, определении типа инфляции.
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответ по следующим темам:
«Инфляция».
«Формы инфляции, причины её возникновения и меры государственной борьбы».
(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. «Основы экономической теории». Линьков, А.Я. «Экономика»)
- Применяя формулу индекса потребительских цен, выясните: была ли инфляция в первом и втором годах исследования по сравнению с базовым годом и на сколько процентов:
Средний потребитель маленького городка в течение каждого года покупает набор, который включает в себя только три продукта: чай, сахар и баранки.
Но за три года цены на эти продукты меняются в ту или иную сторону.
Продукты/Показатели | Количество потребляемых продуктов (кг) | Цена 1кг в базовом году (руб) | Цена 1кг в первом году (руб) | Цена 1кг в втором году (руб) |
ЧАЙ | 10 | 15,00 | 13,00 | 12,00 |
САХАР | 50 | 3,50 | 4,00 | 5,00 |
БАРАНКИ | 80 | 1,00 | 1,50 | 2,00 |
Самостоятельная работа № 7
«Деньги. Функции денег»
Цель: закрепить основные термины темы, проанализировать функции денег.
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответы по следующим темам:
«Деньги и банковская система».
«Функции банков».
(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. «Основы экономической теории». Линьков А.Я. «Экономика».)
- Решите задачу:
Банк "Олимпия" за хранение 5-ти рублей в день платит вкладчику 1 рубль, а за предоставление займа в размере 5-ти рублей в день банк берёт с кредитора плату в 2 рубля. Чему будет равен доход банка за один день, если были совершены следующие операции:
Фамилия вкладчика | Сумма вклада (руб) | Сумма возврата вкладчику (руб) | Фамилия заёмщика | Сумма займа (руб) | Сумма возврата кредита банку (руб) |
Петров | 10 | ? | Иванов | 15 | ? |
Сидоров | 20 | ? | Смирнов | 5 | ? |
Николаев | 15 | ? | Кузнецов | 30 | ? |
ВСЕГО: |
Самостоятельная работа № 8
«Финансовая система государства».
Цель: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения по теме «Финансовая система государства»
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответы по следующим темам: «Экономика и государство». «Государственные финансы». (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линьков А.Я. Экономика.)
- Выполните тестовое задание на соответствие:
а) Внимательно прочитайте заголовки и определите: какую функцию выполняет государство в каждом конкретном случае?
б) Проставьте напротив номера каждого заголовка номер функции, например 3 — 3; 10 — 6 и т. д.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
- Создание законодательной и социальной базы.
- Поддержание конкуренции.
- Предоставление общественных товаров и услуг.
- Перераспределение доходов и богатства.
- Корректировка внешних эффектов.
- Стабилизация экономики.
ГАЗЕТНЫЕ ЗАГОЛОВКИ
- Государственная Дума принимает Закон о борьбе с преступностью; городские власти планируют наём дополнительных полицейских сил.
- Администрация Санкт-Петербурга собирается предъявить табачным фабрикам судебный иск о возмещении расходов на здравоохранение.
- Комиссия по безопасности продуктов потребления отзывает юбки, сделанные в Китае.
- Федеральная Антимонопольная Служба РФ выясняет, имеет ли место сговор производителей бензина на автозаправках для роста цен.
- Страховая фирма оформляет иск, обвиняя банк в предъявлении фальшивых документов.
- Ставки процента по кредиту, вероятно, повысятся, несмотря на данные об инфляции.
- Государство собирается в следующем году увеличить расходы на образование.
- Служба по охране окружающей среды поддержала петицию местных органов управления об ужесточении нормативов на автомобильные выхлопы.
- Группа экономистов убеждает Центральный банк не предпринимать немедленных мер против инфляции.
- Производитель самолётов намеревается уволить 4400 человек и закрыть крупный оборонный завод.
- Выплаты в рамках социальной безопасности в следующем году вырастут на 4% и пособие на поддержание прожиточного минимума будет увеличено.
- Законодательные органы поддержали увеличение ставки подоходного налога применительно к получателям наиболее высокой заработной платы.
Критерии оценок:
- – «5»
2-3 – «4»
4-5 – «3»
больше 5-ти неправильных ответов – «2».
Самостоятельная работа № 9
«Основные показатели экономического развития».
Цель: расширить и закрепить теоретические и практические навыки при изучении темы «Основные показатели экономического развития»
Задание:
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответы по следующим темам: «Экономический рост». «Валовой внутренний продукт». (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линьков А.Я. Экономика).
- Заполните пустые графы приведённой ниже таблицы «Экономика страны за 10 лет», применяя формулы расчётов реального ВВП, реального ВВП на душу населения, темпа экономического роста и темпа роста уровня жизни по заданным условиям:
Год | Номин.ВВП (млрд.руб) | Индекс цен(%) | Численность населения (млн.чел) | Реальный ВВП | Реальный ВВП на душу населения | Темп экономич. роста (%) | Темп роста уровня жизни |
1 | 3800 | 65 | 110 | ||||
2 | 5000 | 85 | 112 | ||||
3 | 6200 | 100 | 114 | ||||
4 | 8000 | 125 | 116 | ||||
5 | 12000 | 185 | 118 | ||||
6 | 19200 | 300 | 120 | ||||
7 | 26500 | 400 | 122 | ||||
8 | 35000 | 502 | 124 | ||||
9 | 97300 | 1320 | 126 | ||||
10 | 192000 | 2447 | 128 |
- Заполнив все графы таблицы, сделайте выводы по экономическому развитию страны, ответив на вопросы:
а. Почему, несмотря на постоянный рост реального ВВП, уровень жизни населения периодически снижался?
б. Могли бы Вы самостоятельно определить какой год из десяти является базовым и почему?
в. Всегда ли наблюдался экономический рост и в чём причины его замедления?
- Вычислите валовой национальный продукт методом потока доходов, если известны следующие данные в целом по народному хозяйству, в трлн. руб.: амортизация — 10, косвенные налоги на бизнес — 3, зарплата — 15, частные инвестиции — 8, процентный доход — 2, рентные платежи — 4, прибыль — 7.
- Вычислите валовой национальный продукт методом потока доходов, если известны следующие данные в целом по народному хозяйству, в трлн. руб.: амортизация — 15, экспорт — 2, косвенные налоги на бизнес — 13, зарплата — 25, государственные инвестиции — 5, процентный доход — 2, рентные платежи — 4, прибыль — 16, импорт — 3.
- Вычислите валовой национальный продукт, если известны следующие данные в целом по народному хозяйству, в трлн. руб.: амортизация — 15, экспорт — 2, косвенные налоги на бизнес — 13, государственные расходы — 23, процентный доход — 2, рентные платежи — 4, частные инвестиции — 9, прибыль — 16, импорт — 3, конечное потребление — 52.
- Прочитайте, законспектируйте и подготовьте ответ по следующим темам: «Мировое хозяйство». «Международное хозяйство». «Переход к рыночной экономике в России». (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)
Самостоятельная работа № 10
Цель: закрепить основные понятия,
Задание:
- Допустим, год назад вы имели возможность вложить 50 тыс. руб. в акции трех предприятий, а также положить деньги в банк под 200% годовых. Вы купили за 50 тыс. руб. одну единственную акцию предприятия А и теперь можете подвести итоги:
Предприятие | Цена одной акции (в тыс. руб.) | Дивиденды на одну акцию (в тыс. руб.) |
А Б В | 50 5 30 | 250 30 200 |
- Сколько у вас было конкурентоспособных альтернатив год назад?
- Сколько вы проиграли по сравнению с лучшей альтернативой?
- Можно ли назвать этот проигрыш ценой выбора?
- Если уровень цен вырос за год в 20 раз, то какова прибыльность лучшего варианта?
- Фермер имеет три поля, каждое из которых он использует под картофель и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 16 т картофеля, либо 4 т пшеницы, на втором — 8 и 3 соответственно, а на третьем — 4 и 2. Построить кривую производственных возможностей.
Список рекомендуемой литературы
- Соколова, С. В. Основы экономики: учеб.пособие для нач.проф.образования / С. В. Соколова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
- Соколова, С. В. Основы экономики: рабочая тетрадь: учеб.пособие / С. В. Соколова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 96 с.
- Борохов, В. Б. Основы рыночной экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие в 2-х частях. – М.: ИРПО, 2008. – 58 с.
- Линьков, А. Я. Экономика. Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Издательство: Вита-Пресс, 2008 г.
Дополнительные источники:
Интернет – ресурсы:
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Proizvodstvo-osnova-ekonomiki-Variant-1-2028/Default.aspx
http://oltest.ru/tests/studentam_mfua/ekonomika/
http://bankzadach.ru/ekonomika-predpriyatiya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ по техническому переводу»
Что такое технический перевод текста? Это сложная и очень ответственная работа для специалистов, владеющих не только иностранным языком, но и разбирающихся в техниче...
ОДП.11. Информатика и ИКТ Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по профессии 260807.01. Повар, кондитер
Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер. В метод...
Методическое пособие для выполнения самостоятельной работы Тема: «Проект - мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо»,«Составление кроссворда»
Данное методическое пособие для выполнения самостоятельной работы по теме: «Мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо», «Составление кроссворда» составлено в соответствии с Рабочей...
Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ обучающимися 1 курса
Сборник заданий для самостоятельных работ для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена...
Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по праву
Краткое описание заданий для самостоятельных работ учащихся по праву и рекомендации по их выполнению...
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» по МДК 05.01«Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы»
В данном методическом сборнике предоставлены задания для самостоятельных работ для обучающихся 2 курса по профессии "Повар,кондитер". Целью учебного пособия является оказание помощи уч...
Учебно-методическое пособие к выполнению самостоятельной работы обучающихся 2 курса по МДК 05.02 Технология обслуживания в барах. Для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
Данное методическое пособие предназначено обучающимся по МДК 05.02 Технология обслуживания в барах в рамках основной профессиональной образовательной программы среднего профессиональ...