Тема 2.1. Информация как экономическая категория
план-конспект урока по теме

Тема 2.1. Информация как экономическая категория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_2.1._informaciya_kak_ekonomicheskaya_kategoriya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2.1. Информация как экономическая категория

  1. Понятие информации. Терминологический ряд понятия информации. Подходы к определению сущности информации.
  2. Аспекты проявления информации в экономике. Особенности информационных ресурсов, отличающие его от традиционных  ресурсов.
  3. Основные свойства информационных ресурсов. Категории информации как экономического объекта.

  1. В настоящее время во всём мире информация рассматривается в качестве одного из важнейших и стратегических ресурсов развития общества. Информационные ресурсы стоят в одном ряду с материальными, энергетическими и человеческими.

С помощью информации потребитель-пользователь получает возможности удовлетворять потребности в новых сведениях и знаниях, которые могут являться основой в том числе и для извлечения прибыли.

Сегодня термин “информация” имеет различные определения.

Во-первых, в документах ЮНЕСКО (подразделение Организации Объединённых Наций, осуществляющее проекты в сфере образования и науки) информация определяется как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества.

Во-вторых, толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. даёт следующую характеристику термину информация. Это “сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством“.

В-третьих, философский подход к определению информации определяет нам её как специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.

В-четвёртых, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 51275-99) определяет информацию как “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”.

В-пятых, в условиях современного развития информационного общества и электронной (квазиинформационной) экономики информацию можно считать видом ресурсов и фактором общественного развития. Информация становится особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара как экономического объекта.

В качестве синонимов иногда используют такие понятия как "сообщение" и "данные".

Данные представляют собой набор символов или цифр, показывая соответственно текст или число.

Сообщение включает в себя набор данных, объединенных общим контекстом или смыслом.

Информация извлекается из сообщения и зависит от объекта, воспринимающего (обрабатывающего) это сообщение. Результат зависит от свойств этого объекта. Информация может быть передана устно и письменно, с помощью электрических сигналов и электромагнитных волн и др. После обработки, преобразования, систематизации может быть получена новая информация, новые знания.

В научной теории имеется много определений сущности информации. Всю их совокупность можно свести к четырем принципиальным воззрениям на природу информации.

Во-первых, значительное число ученых исходит из того, что информация является атрибутом не только живых, разумных существ, но и всех материальных тел.  

Во-вторых, многие ученые считают, что информация является свойством лишь высокоорганизованной, то есть живой материи. Информация и информационные процессы, по их мнению, присущи только биологической и социальной формам движения материи.

В-третьих, существует еще и так называемый функциональный подход к пониманию сущности информации, в рамках которого информацию часто рассматривают как свойство лишь самоорганизующихся систем не только в живой природе, но и в технике. К ним, например, относятся и живые существа, и Кибернетические системы, для которых характерны процессы саморегулирования. В своей книге «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» Н. Винер установил и доказал подобие процессов управления и связи в машинах, живых организмах и человеческом обществе, то есть в самоорганизующихся системах.

В-четвертых, некоторые исследователи различают еще и социальный подход к информации. Он сводится к тому, что информация рассматривается как продукт жизнедеятельности только социальных форм материи, человеческого общества. Социальный подход к информации основывается на способности человека к ее восприятию. Согласно данной точке зрения информация существует объективно в пространстве и времени, но проявляется лишь в процессе познания человеком окружающего мира.

В экономической теории информация рассматривается с точки зрения ее роли в процессе производства и взаимоотношениях между субъектами экономической системы.

  1. Информация в экономике проявляется во множестве аспектов, ≈ вот только некоторые из таких способов проявления:
  1. во-первых, производство информации как таковой ≈ это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;
  2. во-вторых, информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
  3. в-третьих, информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;
  4. в-четвертых, некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;
  5. в-пятых, информация ≈ это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновеснго состояний экономической системы;
  6. в-шестых, информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;
  7. в-седьмых, информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.

В то же время, отмечая очевидную значимость информации для экономической теории, проявление целого ряда ее аспектов являются необычными и даже парадоксальными.

Например, информация, являясь товаром, суть идеальна, поэтому в ходе акта купли-продажи из рук в руки передается только носитель информации, сама же она может быть продана еще множество раз. При этом потребление информации растягивается в пространстве, т.е. одну и ту же информацию могут одновременно использовать в совершенно различных географических точках, причем в абсолютно отличных друг от друга областях деятельности. Кроме того, потребление информации может происходит не одномоментно, а быть весьма растянутым и во времени. Более того, даже не нашедшая применения в данный момент времени информация не может считаться совершенно бесполезной, поскольку, не используемая в текущей практической деятельности информация превращается в знание ≈ результат подготовительной деятельности человеческого интеллекта, являющийся всеобщим достоянием и служащий основой для всех научных и технологических открытий будущего.

Таким образом, можно говорить о наличии у информационных ресурсов не только собственного производственного, но и воспроизводственного процессов, поскольку информация, один раз родившись, может перетекать в знание, а затем опять в конкретную информацию и так до бесконечности.

Воздействие же информации на воспроизводственный процесс вцелом носит двоякий характер. С одной стороны знание и информация выступают в качестве обязательного первоначального элемента научно-технологических изысканий, а с другой ≈ информационный ресурс используется в экономической системе точно также как труд или капитал. Т.е. можно говорить о прямой зависимости между экономическими результатами и количеством информации, введенной в экономическую деятельность.

Вместе с тем информационный ресурс имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционных ресурсов:

  1. информация воздействует на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов;
  2. информация действует на субъективный фактор производства ≈ человека, его характер и способности;
  3. информация ускоряет процесс воспроизводства за счет уменьшения периодов производства и обращения.

Т.о., можно говорить о том, что именно информационный ресурс наряду с организационным способны значительно повысить эффективность экономической системы без какого-либо заметного увеличения потребления труда, земли и капитала.

Подобный вывод позволяет предположить, что информационный путь развития экономики станет своеобразным синтезом экстенсивной и интенсивной моделей экономического роста для постиндустриальных экономических систем.

Еще одним важным аспктом является превращение информации в один из наиболее важных факторов производства. Обычно исследователи выделяют только четыре производственных фактора: земля, труд, капитал и предпринимательская активность (последний фактор лучше трактовать как один из элементов понятия "организация"). Однако даже эти четыре фактора не всегда были общепринятыми. Так, марксистская политическая экономия долгое время не признавала предпринимательство, что в большой степени было обусловлено идеологическими мотивами. Однако, предприимчивость ≈ как один из видов организации ≈ сегодня, несомненно, играет ведущую роль в производственном процессе. Премены, происходящие в России и странах Восточной Европы, с очевидностью доказали, что два родственных предприятия, приблизительно одинаково оснащенных землей, трудом и капиталом, могут полярно разойтись в полученном результате труда из-за различного уровня организации производственного процесса.

Вообще говоря, если рассматривать производственные факторы через призму исторического развития общества, то становится ясным, что мало-помалу одни факторы становятся менее знаичмыми, уступая приоритет более молодым. Так произошло с землей и трудом, уступившим дорогу капиталу, так произошло и с капиталом, уступившем под натиском организации. То же самое вполне возможно и для информации, играющей все более определяющую роль в успехе производственной деятельности.

Еще одним необычным явлением информационного рынка является то, что не всегда возможно однозначно определить оптимальный размер необходимой информации и ее предельную цену, исходя из привычных соотношений предельных издержек на получение информации и предельной выгоды от ее использования. Это возможно лишь в тех частных случаях, когда кривые предельной полезности от использования информации и предельных издержек на ее получение пересекаются. В этих случаях графические модели будут выглядеть следующим образом:

U - полезность (ценность);

Q - количество;

MC - предельные издержки на приобретение информации;

MI - предельная полезность от использования информации.

Рисунок 1 отражает ординарную ситуацию, когда информация является товаром, для которого выполняется принцип убывающей предельной полезности. В этом случае можно использовать все стандартные средства определения оптимальных цен и издержек. На рисунке 2 представлена модель, при которой каждая новая единица информации приносит такую же полезность, что и предыдущая, но общая полезность возрастает хотя бы потому, что расширяется знание об увеличивающемся сегменте рынка. Рисунок 3 показывает ситуацию, при которой каждая новая единица информации увеличивает полезность ее использования. Но поскольку начальные издержки меньше получаемого эффекта, постольку имеет смысл увеличивать затраты на получение информации только до точки пересечения с кривой MI. На рисунке 4 затраты до точки пересечения кривых MC и MI не приносят конгруэнтной полезности, но могут быть возмещены с избытком после этой точки. (Впрочем, для четвертого случая однозначно определить оптимальную цену вряд ли возможно. После точки пересечения кривых, даже при росте издержек, все равно приобретение информации приносит увеличивающуюся полезность).

Однако кроме рассмотренных ситуаций возможны случаи, когда кривые предельных издержек на получение информации и полезности от ее использования не пересекаются. Тогда графические модели выглядят так:

Рисунки 5 и 6 отражают ситуации, когда любые вложения в новую информацию не приносят полезности, достаточной для покрытия понесенных затрат, хотя абсолютные значения полезности возрастают.

На рисунке 7 изображена модель, при которой каждая единица затрат на информацию, начиная с первой, приносит все более увеличивающийся эффект, причем этот процесс бесконечен.

Из приведенных моделей видно, что на рынке информации возможны ситуации, когда оптимум соотношений цен и размеров информации оказывается недостижимым, даже в самом благоприятном случае, изображенном на рисунке 7.

Эта неопределенность возникает вследствие растянутости потребления информации во времени и пространстве, о которых уже говорилось выше.

  1. Информационные объекты (информационные ресурсы) характеризуются следующими основными свойствами:
  1. неисчерпаемостью – по мере развития общества и роста потребления “запасы информации” не убывают, а растут;
  2. сохраняемостью – при использовании информационный объект не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных знаний;
  3. несамостоятельностью – информационный ресурс проявляет свою активность (в т.ч. экономическую) только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

На сегодня рынок информации в России активно развивается. Используя самые современные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных и индивидуальных потребностей.

Выделяют следующие категории информации как экономических объектов:

  1. Информация как предмет труда – это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях.
  2. Информация как средство труда – это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.
  3. Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления виде.

Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат.

Продукция индустрии информации в укрупненном виде может быть подразделена на продукты (вычислительная техника, офисное оборудование, коммуникационное оборудование, программное обеспечение, информационный продукт) и услуги (техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения, обучение и консультации, услуги связи, услуги по обработке данных).

Таким образом, информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.

Предоставление информации связано обычно с предоставлением пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Эти услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществлённой (документ, технический носитель), так и в неовеществлённой формах (например, обучение пользователя).

Предоставление информационных продуктов и информационных услуг потребителям называют информационным обслуживанием. Исходная информация подвергается обработке с помощью различных видов информационной технологии.

Она собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо в машиночитаемую форму, накапливается, подвергается сортировке, компоновке, математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается на расстояние и предъявляется пользователю в требуемой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

Методическая разработка по теме "Обработка числовой информации"

Применение новых компьютерных технологий позволяет быстро и эффективно выполнять на практике действия и операции, использование которых ранее было трудоемким или недоступным. Одним из доказательств эт...

Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации" Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL

Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации". Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL.Данный урок проведен на п...

Презентация к лекции 1 Общественное здоровье населения как экономическая категория

Презентация к лекции 1 Общественное здоровье населения как экономическая категория...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны на тему: "Эстетика. Основные понятия и эстетические категории"

Презентация преподавателя Серовой Татьяны Александровны по дисциплине "Эстетика". Данную методическую разработку можно использовать на занятиях в школах, колледжах, вузах непосредственно по ...