Календарно-тематический план Общая экология
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель: Учебная дисциплина: Коды формируемых компетенций: Специальность: | МАМЕДОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Ф.И.О.) ЕН.03. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ (индекс, наименование) ОК 1;ОК 4-7; ОК 9; ПК1.1; ПК1.2; ПК1.2; ПК2.1 ПК3.3; ПК4.1 280711 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (код, наименование) |
Департамент образования и науки Брянской области
ГБОУ СПО «Дятьковский индустриальный техникум»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ________/И.А. Горбачев/ «___»___________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ________/_____________/ «___»___________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ________/_____________/ «___»___________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ________/_____________/ «___»___________20___г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель: Учебная дисциплина: Специальность: Группа: | МАМЕДОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Ф.И.О.) ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ (наименование учебной дисциплины) 280711 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (код и наименование специальности) ___________Э-24____________ |
Составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, утверждённой директором
Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии технолого-экологических дисциплин
Протокол № от «__» августа 2014 г.
Председатель цикловой методической комиссии ______________/ Коваленко С.В../
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель цикловой методической комиссии ____________/_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/______________
Компетенции, реализуемые в ходе выполнения программы учебной дисциплины «ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»
ПК- профессиональные | ОК- общие |
ПК ПК 1.1-1.2 ПК 2.1; ПК 3.3; ПК 4.1. | ОК ОК 1; ОК 4 – 7; ОК 9. |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся, часов | |||||
Всего, часов | в т.ч. | ||||||
Теоретические занятия | Лабораторные работы, часов | Практические занятия, часов | Курсовые работы (проекты) | ||||
2 курс IIIсеместр | 72 | 48 | 24 | -- | 24 | - | 24 |
Всего | 72 | 48 | 24 | -- | 24 | - | 24 |
Форма итоговой аттестации обучающихся по учебной дисциплине III семестр - экзамен
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Общая экология | М. В. Гальперин | Москва, Форум, Инфра-М, 2007 г.- 336 с. |
ОИ 2 | Основы экологии для инженеров | С. И. Колесников | Санкт-Петербург, Феникс, 2003 г.- 352 с. |
ОИ 3 | Общая экология: курс лекций | В. В. Маврищев | Минск: «Новое знание», 2005. |
ОИ 4 | Экология | Н.И. Николайкин и др. | Москва, Дрофа, 2004. |
ОИ 5 | Общая экология | Н.М. Чернова | М.: Дрофа, 2004. |
Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды | С. А. Боголюбов, Н. И. Хлуденева | Санкт-Петербург, Юстицинформ, 2009 г.- 528 с. |
ДИ 2 | Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) | Н. Ф. Реймерс | М.: 1994.-367 с. |
ДИ 3 | Экология | В. А. Радкевич | Минск: Вышэйшая школа, 1998. 159 с. |
ДИ 4 | Экология: Словарь-справочник | В. А. Вронский | Ростов-на- Дону: Феникс, 1999-576 с. |
Интернет-ресурсы (ИР):
ИР 1 | elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1378/1/m_ecology.pdf |
ИР 2 | ggf.bsu.edu.ru/elbook/ekologia/start.htm |
ИР 3 | ecoportal.su/books.php |
ИР 4 | www.ecologistic.ru/obsh_ecol/ |
Материально-техническое обеспечение занятий
№ п/п | Материально-техническое обеспечение занятий |
1. | проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением |
2. | УМК учебной дисциплины |
Содержание обучения по учебной дисциплине «ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»
№ п/п | Наименование разделов, тем, занятий | Обязательная учебная нагрузка | Календ. сроки изучения | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Информац. и матер. обеспечение занятий | Формы и методы контроля | ||
Вид занятия (внеаудиторной работы) | Кол-во часов | |||||||
Кол-во часов | Вид занятия | |||||||
1-2 | Введение. Содержание и структура курса. Место экологии в системе наук. Основные понятия. Краткая историческая справка. | 2 | Лекция | сентябрь | Подготовка сообщений: « Место экологии в системе наук; Историческая справка развития науки. Интересные факты из истории развития науки. Связь экологии с другими науками Краткая историческая справка о развитии экологии как науки» [1],с.5-20 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3 ИР 4 | фронтальный опрос |
Раздел 1. Организмы и среда их обитания | 32 | |||||||
Тема 1.1 Среда и условия существования организмов. | 10 | |||||||
3-4 | Экологические факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. Правило оптимума. Закон ограничивающих (лимитирующих) факторов. | 2 | Комбинированный | сентябрь | Подготовка презентации: «Среды жизни» Работа с глоссарием [1],с.21-24 [2],с.64-232 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | фронтальный опрос Тестирование |
5-6 | Среды жизни и адаптации к ним живых организмов. Водная, наземно-воздушная, почвенная среды, тела живых организмов. | 2 | Комбинированный | сентябрь | Подготовка сообщений: «Наземно-воздушная среда. Почвенная среда. Организмы как среда обитания. Водная среда. Приспособление организмов к неблагоприятным условиям среды.» [1],с.29-42 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Устный опрос, тестирование |
7-8 | Практическая работа № 1. Общие принципы адаптации организмов к среде обитания. | 2 | Практическая работа | сентябрь | Подготовка к практической работе Составление сравнительной таблицы: «Среды жизни» | 1 | ПК Описания п.р., Бланки отчётов | проверка оформления отчетов |
9-10 | Практическая работа №2 Изучение экологических факторов Температура и вода как экологические факторы | 2 | Практическая работа | сентябрь | Подготовка к практической работе Составление сравнительной таблицы: «Экологические факторы» | 1 | Описания п.р., Бланки отчётов | проверка оформления отчетов |
11-12 | Практическая работа №3 Свет и кислород как экологические факторы | 2 | Практическая работа | сентябрь | Составление сравнительной таблицы: «Экологические факторы» | 1 | Описания п.р., | проверка оформления отчетов |
Тема 1.2 Виды, популяции сообщества. | 8 | |||||||
13-14 | Структура вида. Понятие ареала. Видообразование. Экологическая ниша. Популяции. Популяционные характеристики. Структура популяции. | 2 | Лекция | сентябрь | Подготовка презентации: «Экологическая ниша» [1],с.73-85 [2],с.233-238 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | фронтальный опрос |
15-16 | Сообщества. Типы биологических отношений в сообществах. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые сети и цепи. Эффект дублирования. Примеры организации биоценозов | 2 | Комбинированный | октябрь | Подготовка презентации: «Аквариум, как модель экосистемы» «Биоценоз широколиственного леса» «Биоценоз пресноводного водоёма» [2],с.238-373 [4],с.83-94 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Устный опрос |
17-18 | Практическая работа №4 Экологические взаимоотношения организмов | 2 | Практическая работа | октябрь | Подготовка к практической работе | 1 | Описания п.р., Бланки отчётов | Устный опрос проверка оформления отчетов |
19-20 | Практическая работа №5 Структура и динамика популяций. Количественные характеристики популяций. | 2 | Практическая работа | октябрь | Подготовка к практической работе Работа с глоссарием. Анализ биологических отношений в сообществе | 1 | Описания п.р., Бланки отчётов | проверка оформления отчетов |
Тема 1.3 Экологические системы, процесс передачи вещества и энергии в них. | 6 | |||||||
21-22 | Понятие об экосистемах, их состав. Разнообразие экосистем, их основные типы. Круговорот вещества. Динамика экосистем. | 2 | Лекция | октябрь | Подготовка сообщения по теме: «Правило пирамид» [1],с.113-118 [4],с.45-83 | 1 | ПК, ДИ 1, ДИ 4, ИР 1,ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Тестирование Устный опрос |
23-24 | Практическое занятие № 6. Построение пирамид. Лес как экологическая система. Продуктивность и динамика экосистем. | 2 | Практическая работа | октябрь | Подготовка к практической работе Подготовка презентации: «Лес как экологическая система» | 1 | ПК Описания п.р., Бланки отчётов | Устный опрос проверка оформления отчетов |
25-26 | Практическая работа №7 Динамика экосистем. Сукцессии. | 2 | Практическая работа | октябрь | Подготовка к практической работе Составление таблицы: «Виды сукцессий» | 1 | ПК Описания п.р. | проверка оформления отчетов |
Тема 1.4 Биогеохимические циклы | 6 | |||||||
27-28 | Виды биогеохимических круговоротов. Причины нарушения. Круговороты О2, Н2О, N, S,P. | 2 | Лекция | октябрь | Подготовка презентации: «. Круговороты О2, Н2О, N, S,P» [2],с.46-61 [5],с51-58 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Тестирование Устный опрос |
29-30 | Практическая работа №8 Круговорот веществ в экосистемах. | 2 | Практическая работа | ноябрь | Подготовка к практической работе Работа с глоссарием Составление опорных схем биогеохимических круговоротов | 1 | Описания п.р., Бланки отчётов | проверка оформления отчетов |
31-32 | Практическая работа №9 Деловая игра: «Круговорот углерода». | 2 | Практическая работа | ноябрь | Подготовка к практической работе Подготовка сообщения по теме: «Причины нарушения круговоротов биогенных веществ» | 1 | Описания п.р., Бланки отчётов | Тестирование проверка оформления отчетов |
Тема 1.5 Биосфера, закономерности развития. | 6 | |||||||
33-34 | Строение Земли, её оболочки. Структура биосферы. Живое и биокосное вещество. Эффект самоочищения. Биоразнообразие основа устойчивости биосферы. | 2 | Лекция | ноябрь | Подготовка сообщения по теме: «Строение земли, её оболочки, их взаимосвязь» [1],с124-134 [2],с.12-48 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Устный опрос Тестирование |
35-36 | Практическая работа №10 Учение о биосфере. | 2 | Практическая работа | ноябрь | Подготовка к практической работе Работа с глоссарием | 1 | Описания п.р., Бланки отчётов | Тестирование проверка оформления отчетов |
37-38 | Практическая работа №11 Изучение биосферной роли живых организмов. | 2 | Практическая работа | ноябрь | Подготовка к практической работе Работа с глоссарием | 1 | Описания п.р., Бланки отчётов | Тестирование проверка оформления отчетов |
Раздел 2. Новый участник круговорота жизни - человек. | 4 | |||||||
Тема 2.1 Человечество в биосфере, отличие от других живых существ. | 2 | |||||||
39-40 | Человечество и окружающая среда. Теории возникновения жизни. Среда жизни современного человека. Проблемы экологического развития. Составляющие, отличающие человека от других живых существ | 2 | Лекция | ноябрь | Подготовка сообщения по теме: «Теории возникновения жизни (креационизм, самопроизвольное зарождение жизни, стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая эволюция); [1],с.134-145 [4],с.115-131 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Тестирование |
Тема 2.2 Деятельность человека в соответствии с законами и принципами общей экологии. | 2 | |||||||
41-42 | Деятельность человека как фактор особой системы. Влияние человека на функции живого вещества в биосфере. Возникновение отчужденности от природы. | 2 | Комбинированный | декабрь | Подготовка презентации: « Среда жизни современного человека» Составление сравнительной таблицы: «Сравнение влияния живых организмов и человека на функции живого вещества» [2],с.446-493 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Устный опрос |
Раздел 3. От биосферы к ноосфере. | 6 | |||||||
Тема 3.1 Экологические проблемы современного мира. Особенности экологических проблем России. | 2 | |||||||
43-44 | Воздействие человека на природу на различных этапах существования человеческого общества. Рост народонаселения.. | 2 | Комбинированный | декабрь | Подготовка сообщения по теме: «Виды и масштабы воздействия человека на природу. Особенности экологических проблем в России» [5],с.29-43 [4],с.341-365 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Устный опрос |
45-46 | Практическое занятие № 12 Изучение демографических проблем в зависимости от экологической ситуации. | 2 | Практическая работа | декабрь | Подготовка к практической работе Работа с глоссарием | 1 | ПК Описания п.р., Бланки отчётов | проверка оформления отчетов Отчет по работам |
Тема 3.2 Экологическая культура личности. Её сущность и содержание. Экологические ценности. | 2 | |||||||
47-48 | Культура, основные понятия. Рост материальных потребностей. столкновение «материальной» культуры с природой. Экологическая культура личности. | 2 | Комбинированный | декабрь | Подготовка сообщения по теме «Столкновение» материальной культуры с природой. Экологическая культура личности как новая форма духовной культуры. Подготовка презентации: «Общепланетарные ценности и экологические ценности.» [5],с.234-266 [3],с.594-596 | 1 | ПК, проектор ДИ 1, ДИ 4, ИР 1, ИР 2, ИР 3, ИР 4 | Тестирование Устный опрос |
Итоговая аттестация – ЭКЗАМЕН |
Замечания
по составлению и исполнению календарно-тематического плана
Дата контроля | Цель контроля | Замечания | Срок исправления | Кто проверил | Недостатки исправлены |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование предмет "Общая экология"
КТП "Общая экология"...
Календарно-тематический план по биологии; Календарно-тематический план по Пищевой химии; Календарно-тематический план по Анатомии и физиологии с/х животных
Календарно-тематический план по биологии...
календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине Гигиена и экология человека по специальности Сестринское дело
Календарно-тематическе планирование соответствует рабочей программе учебной дисциплины !Гигиена и экология человека" и является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соотвествии с ...
Календарно-тематический план Экология
Календарно-тематический план по предмету "Экология" для первых курсов....
Календарно-тематический план по дисциплине "Экология" 54 часа
КТП по общеобразовательной дисциплине "Экология" предназначен для специальностей СПО технического профиля с общей нагрузкой 54 часа, из которой 36 часов составляет учебная нагрузка вместе с ...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по учебной дисциплине Гигиена и экология человека АД
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН На 2017/2018 учебный год...
Календарно-тематический план кружка "Экология здоровья"
Программа рассчитана на 102 часа, предназначена для обучающихся 1-2 курсов.Курс направлен на создание мотивации к здоровому образу жизни.Также в документе представлен паспорт кружка...