Рабочая программа учебной дисциплины по ОБЖ специальность "Право и организация социального обеспечения"
календарно-тематическое планирование по теме

Раков Валерий Викторович

Программа разработа в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, 030912 "Право и органи зация социального обеспечения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obzh_po_novym_standartam_2011.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

ЧОУ СПО «Колледж права, экономики и управления» г. Краснодар

     

утверждаю

Директор ЧОУ СПО «Колледж права, экономики и управления»

                                                                ____________С.В. Лазовская

 

«_____»_________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для специальности

030912 «Право и организация социального обеспечения»

(общеобразовательный цикл основной профессиональной

образовательной программы по специальности СПО).

Гуманитарный профиль

2013 год

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007 года № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначенной для изучения основы безопасности жизнедеятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 года и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16. 04. 2008 года, Федерального государственного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

030912 «Право и организация социального обеспечения»

Организация-разработчик:  ЧОУ СПО «Колледж права, экономики и управления».

Разработчик:  

Раков Валерий Викторович,  преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС по специальностям средне-профессионального образования, Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от        24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

В современном мире потенциально опасными являются процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации, на жизнь человека отрицательно воздействуют природные, техногенные и антропогенные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так и возрастание их негативных последствий. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требуют изучения вопросов безопасности жизнедеятельности на различных этапах обучения, в первую очередь - в средних учебных заведениях.

Основная цель учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников колледжа теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для:

- идентификации опасности техногенного происхождения в повседневных (штатных) и чрезвычайных ситуациях;

- создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в штатных условиях;

- разработки и реализации мер защиты среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при чрезвычайных ситуациях;

- для умелого участия в работах по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит из трех разделов:

1. Основы безопасности личности, общества и государства.

2. Обеспечение военной безопасности государства.

3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

В первом разделе «Основы безопасности личности, общества и государства» представлены две темы:

• «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»;

• «Государственная система обеспечения безопасности населения».

Второй раздел программы -  «Обеспечение военной безопасности государства» - посвящен вопросам обороны государства и обеспечения национальной безопасности России в современном мире, а также с правовым аспектам и содержанию воинской обязанности и военной службы и некоторым направлениям военно–патриотического воспитания молодежи.

раздел состоит из пяти тем:

• «История создания Вооруженных Сил России»;

• «Организационная структура Вооруженных Сил»;

• «Воинская обязанность»;

• «Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил»;

• «Ритуалы Вооруженных Сил».

Содержание третьего модуля «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» направлено на изучение основных состояний, требующих оказания неотложной помощи, правил оказания первой медицинской помощи, само- и взаимопомощи.

Занятия по дисциплине проводятся в хорошо оборудованных кабинетах, оснащенных учебными и наглядными пособиями, стендами, техническими средствами обучения в соответствии с программой.

В процессе обучения целесообразно применять как традиционные (лекция, объяснение, рассказ, беседа и пр.), так и инновационные технологии (деятельностные, личностно-ориентированные), отдавая предпочтение тем методам и приемам, которые представляются наиболее эффективными в решении конкретных образовательных и воспитательных задач.

По результатам изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» проводится обязательная устная итоговая аттестация: дифференцированный зачет по билетам, собеседование, защита реферата.

Реализация учебной программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения  программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей средне-профессионального образования и обучающееся в колледже по данному профилю изучают Основы безопасности жизнедеятельности в объеме 70 часов.  

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

-  воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;  использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развитие обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Основными содержательными модулями программы являются:

основы безопасности личности, общества и государства; обеспечение военной безопасности государства; основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской  обязанности и военной службе» в конце учебного года для обучающихся мужского пола проводятся пятидневные учебные сборы (35 часов), сочетающие разнообразные формы организации теоретических и практических занятий.

В итоге, у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности,  необходимые для ее прохождения.

Таким образом, программа предоставляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности;

умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе;

умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии.

Программа учебной дисциплины  «Основы безопасности жизнедеятельности»  может служить основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, характер организации образовательного процесса, тематические планы и  распределение учебных часов.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен уметь: 

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- соблюдать правила безопасного дорожного движения (в части касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;

- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, велосипедиста и водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

- вести здоровый образ жизни;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- развивать в себе духовные и физические качества, необходимые для военной службы;

- вызывать (обращаться за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

В результате изучения учебной дисциплины  «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен знать/понимать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;  

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;  

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;  

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;  

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов,  в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  70 часов;

самостоятельной работы обучающегося  36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

лекционные занятия

39

практические занятия

31

лабораторные занятия

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

индивидуальные задания

внеаудиторная самостоятельная работа

36

исследовательская работа

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение военной безопасности государства.

28

Занятие 1. Введение. 

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

1

1

Тема 1.

История создания Вооруженных Сил России

Занятие 2. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIY-XY веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XYI века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

1

1

Тема 2.

Организационная структура Вооруженных Сил

Занятие 3. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот: история создания, предназначение, структура.

2

1

Занятие 4. Рода Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской

2

1

1

2

3

4

Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Занятие 5. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

Порядок неполной разборки и сборки автомата.

Приемы и правила стрельбы.

Назначение и боевые свойства ручных гранат.

4

1

Тема 3.

Воинская обязанность

Занятие 6. Организация воинского учета и его предназначение.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его

предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

2

2

Занятие 7. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

2

2

Занятие 8. Особенности прохождение военной службы по призыву.

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской

2

2

1

2

3

4

части.

Занятие 9. Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования,  предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту.

Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

2

2

Занятие 10. Условия прохождения альтернативной гражданской службы.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.  

2

2

Занятие 11. Статус военнослужащего.

Права и обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношения между военнослужащими, самовольная отлучка, самовольное оставление части, дезертирство).

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

2

2

Занятие 12. Статус военнослужащего.

Состав военнослужащих и воинские звания.

Общевоинские уставы: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, строевой устав.

2

2

Занятие 13. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

2

2

Занятие 14. Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального

1

2

1

2

3

4

образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждение профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема 4.

Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил.

Занятие 15. Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Дни воинской славы России – Дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковой товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

2

2

Тема 5.

Ритуалы Вооруженных Сил.

Занятие 16. Ритуалы Вооруженных Сил Российской федерации.

Ритуал приведения к военной присяге.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.

Вручение личному составу вооружения и военной техники.

Проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика самостоятельной работы:

1. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих

военную службу по призыву.

2. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношения между военнослужащими, самовольная отлучка, самовольное оставление части, дезертирство).

20

1

2

3

4

Раздел 2. Основы безопасности личности, общества и государства.

28

Тема 6.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

Занятие 17. Здоровье и здоровый образ жизни.

Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни основа укрепления и сохранения личного здоровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Двигательная активность и закаливание организма. Занятие физической культурой.

2

2

Занятие 18. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. 

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья.

2

1

Занятие 19. Наркотики. 

Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

2

1

Занятие 20. Правила обеспечения безопасности дорожного движения. 

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.

2

1

Занятие 21. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре. 

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применения источников открытого огня. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

2

2

Занятие 22. Правила безопасного поведения на воде. 

Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил

2

2

1

2

3

4

безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Занятие 23. Правила безопасного поведения в быту.

Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов.

Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими.

Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказание помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.

2

2

Занятие 24. Правила поведения на природе.

Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.

2

2

Занятие 25. Нарушение экологического равновесия в местах проживания.

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

2

2

1

2

3

4

Занятие 26. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила обеспечения личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества. Меры предосторожности при обнаружении взрывного

устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 6.

Примерная тематика самостоятельной работы:

Табачный дым и его составные части.

Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему.

Пассивное курение и его влияние на здоровье. Правила безопасного поведения в толпе, психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

9

Тема 7.

Государственная система обеспечения безопасности населения.

Занятие 27. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила

2

2

1

2

3

4

безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении и наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

Занятие 28. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения.

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожароопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) и их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ.

Аварии на радиационноопасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

2

2

Занятие 29. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Ядерное оружие и его Поражающие факторы. Бактериологическое оружие

(биологическое) оружие.

Химическое оружие. Современные обычные средства поражения.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны.

2

2

1

2

3

4

Занятие 30. Единая система чрезвычайных ситуаций.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Оповещение и информирование об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка людей после пребывания в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

1

2

Занятие 31. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Полиция в Российской федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свобод и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

1

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 7.

Примерная тематика самостоятельной работы:

1. Сформулировать ответы на вопросы:

- Какую опасность для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты?

6

1

2

3

4

- Какую характеристику вы можете дать основным видам современного терроризма?

- Какие спасательные службы обычно организуются в учреждениях и на предприятиях?

- Каковы поражающие факторы пожаров и первичные средства пожаротушения?

2. Средства индивидуальной защиты кожи: назначение, состав, порядок использования.

3. Медицинские средства индивидуальной защиты: назначение, состав, порядок использования.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10

Тема 8.

Основы здорового образа жизни.

Занятие 32. Нравственность и здоровье.

Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Инфекции передаваемые половым путем. Меры их профилактики.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

2

1

Тема 9.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Занятие 33. Первая медицинская помощь при ранениях.

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

Ранены, их классификация. Первая медицинская помощь при ранениях.

Кровотечения, их виды. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.

Правила наложения повязок при ранениях и их виды.

2

2

Занятие 34. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Травмы. Первая медицинская помощь при травмах.

Травматический шок. Первая медицинская помощь при вывихах, ушибах растяжении связок.

2

2

1

2

3

4

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. Первая медицинская помощь при переломах.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

Занятие 35. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Сердечно-сосудистые заболевания. Понятие клинической смерти и реанимация.

Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца.

Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос».

2

2

Занятие 36. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током, тепловом ударе, обморожении, отравлениях.

Электротравмы. Тепловой и солнечный удары. Ожоги. Обморожения и замерзание. Эпилептический припадок. Утопление. Внезапные роды. Виды отравлений и меры по борьбе с ними.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика самостоятельной работы:

1. Составить алгоритм оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, травмах, ожогах, обморожениях, отравлениях.

2. Правовые аспекты  взаимоотношения полов. Культура брачных отношений.

3. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

1

Зачет

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее  место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Основы безопасности жизнедеятельности.  Учебник 10 кл. под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2012.

2. Основы безопасности жизнедеятельности.  Учебник 11 кл. под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2012.

3. Топоров И.К.  Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10-11 кл. – М., 2011.

4. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл. - М., 2012.

5. 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2011.

6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2011.

7. Армия государства Российского и защита Отечества / под ред. В.В.Смирнова. – М., 2010.

Дополнительные источники:

1. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе»,   «О внесении изменений в Федеральный закон  «О воинской обязанности и военной службе»  № 61-ФЗ и статью 14  Закона РФ  «Об образовании»,           «О противодействии терроризму» //  Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.

2. Смирнов А.Т.,  Мишин Б.И.,  Васнев В.А.  Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. – М., 2003.

3.  Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2002.

4. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

5. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

6. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 5.

7. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2003.

8.  Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2005.

9. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 2.

11. Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.

12. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; подред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.

13. Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.

14. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

15. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.

16. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

17. Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методический журнал учрежден Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации.

18. Безопасность жизнедеятельности: научно-практический и учебно-методический журнал учрежден Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий российской Федерации.

Интернет-ресурсы.

1. Безопасность жизнедеятельности. Форма доступа http: //www. aIIegd.ru/edu/saf.htm

2. Интернет-ресурсы. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций. Крюков Р.Ф. Форма доступа http: //www. knigafound.ru/books/52234

3. Интернет-ресурсы. Безопасность. Образование. Человек. Форма доступа http: //www. bezopasnost.edu 66/ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

тестирование, устный опрос;

демонстрация умения использовать средства индивидуальной защиты и оценка правильности их применения;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения

демонстрация умения использовать средства индивидуальной защиты и оценка правильности их применения; тестирование, устный опрос

оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

тестирование, устный опрос; оценка решения ситуационных задач.

соблюдать правила безопасного дорожного движения (в части касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)

тестирование, устный опрос; оценка решения ситуационных задач

адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья

тестирование, устный опрос; оценка решения ситуационных задач

прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, велосипедиста и водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)

тестирование, устный опрос; оценка решения ситуационных задач

вести здоровый образ жизни

оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

оказывать первую медицинскую помощь

демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь при

кровотечениях, ранениях, переломах, оценка правильности выполнения алгоритма оказания первой медицинской помощи; оценка решения ситуационных задач; тестирование, устный опрос

развивать в себе духовные и физические качества, необходимые для военной службы

тестирование

вызывать (обращаться за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

Знания:

основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него

тестирование, устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания

тестирование, устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

тестирование, устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

тестирование, устный опрос

основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан

устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского

тестирование, устный опрос, оценка

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освидетельствования, призыва на военную службу  

правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации

тестирование, устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе

тестирование, устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

тестирование, устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника

тестирование, устный опрос

предназначение, структуру и задачи РСЧС;

тестирование, устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны

тестирование, устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК общеобразовательных и естественнонаучных дисциплин председатель ПЦК

_______________ Половодова Е.А

«___»________________20__г.

СОГЛАСОВАНО:

зам.директора по УР

_______________  Е.В. Слепцова «___»________________20__г.

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения по специальности  

030912 «Право и организация социального обеспечения».

Разработал:  Раков В.В. - преподаватель–организатор Основ безопасности жизнедеятельности ЧОУ СПО «Колледжа права, экономики и управления»

Рецензенты:      Половодова Е.А. – председатель ПЦК  ЧОУ СПО

                             «Колледж права, экономики и управления»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины«Обществознание» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиона...

Рабочая программа учебной дисциплины «Право» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Право»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ общеобразовательная подготовка (социально-экономический профиль) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. По программам подготовки специалистов среднего звена по специально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины  «География» для специальностей  технического  и  социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...

Рабочая программа по дисциплине Гражданское право "Право и организация социального обеспечения"-2022-2023 уч.год

Рабочая программа по дисциплине Гражданское право России на 2022-2023 учебный год...