Рабочая программа по ПМ 02. Организация и производство работ по рекультивации и охране земель
рабочая программа на тему
Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.03 Природоохранное обустройство территории (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и производство работ по рекультивации и охране земель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm.02._rekultivatsiya.doc | 409 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО»
в пгт. Советский
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора
по учебной работе
________________С.В.Ященко
« 19 » января 2015г.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ
МДК 02.01. РЕКУЛЬТИВАЦИЯ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
МДК 02.02. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ И РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН
специальность 20.02.03 Природоохранное обустройство территорий
(базовая подготовка)
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.03. Природоохранное обустройство территорий (базовая подготовка)
Организация-разработчик: Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского в пгт. Советский
Разработчики:
Кузнецова Олеся Викторовна,
специалист _____________________ О.В.Кузнецова
Стовбун Светлана Владимировна,
преподаватель высшей категории,
зав.отделением гидромелиорации ________________ С.В.Стовбун
Программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании Методического совета (Протокол № 5 от 15.01.2015г.)
Методист _______________ Д.Л.Меметова
Программа профессионального модуля рекомендована цикловой комиссией гидромелиоративных дисциплин по направлению подготовки 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (Протокол № 5 от 12.01.2015г.)
Председатель _______________ М.И.Кормочи
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 3 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 19 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 22 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация и производство работ по рекультивации и охране земель
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.03 Природоохранное обустройство территории (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и производство работ по рекультивации и охране земель и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Соблюдать требования экологической безопасности и принципы рационального природопользования, нести ответственность за экологические последствия профессиональной деятельности.
ОК 3. Обеспечивать соблюдение правил и требований безопасного труда на производственном участке.
ОК 4. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 10. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 11. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Организовывать производство работ по рекультивации нарушенных земель.
ПК 2.2. Организовывать производство порученных работ по восстановлению нарушенных агрогеосистем и созданию культурных ландшафтов.
ПК 2.3. Организовывать выполнение работ по охране земель.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области рекультивационных и природоохранных работ при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- оперативного планирования работ в соответствии с проектной документацией и конкретными условиями строительной площадки;
- руководства технологическими процессами рекультивации на строительной площадке;
- восстановления нарушенных агрогеосистем и создания культурных ландшафтов;
- организации выполнения запроектированных работ по охране земель;
- выбора мест для рекреации;
уметь:
- определять типы почв по морфологическим признакам;
- определять гранулометрический состав, физико-химические и водные свойства почв;
- оценивать структуру почв, определять влажность и другие водные свойства почв;
- читать почвенные карты;
- анализировать и оценивать состояние нарушенных земель, в том числе и эродированных;
- устанавливать причины нарушения (разрушения) агрогеосистем;
- определять основной состав работ по рекультивации земель в зависимости от направления последующего использования;
- пользоваться нормативными документами, регламентирующими направления использования рекультивированных земель, качество рекультивации;
- определять состав мероприятий по восстановлению нарушенных компонентов локальных агрогеосистем;
- определять способы преобразования (восстановления) нарушенного ландшафта;
- устанавливать причины эрозии почв при природопользовании и строительстве;
- определять комплекс противоэрозионных и почвозащитных мероприятий, комплекс мероприятий по защите территорий от паводков и затопления;
- составлять разбивочный чертеж, переносить в натуру проект рекультивационных работ, противоэрозионных сооружений;
- производить исполнительную съемку при производстве рекультивационных работ, и работ по строительству противоэрозионных сооружений;
- использовать положения земельного и природоохранного законодательства;
- мотивировать и стимулировать трудовую деятельность исполнителей при производстве рекультивационных работ
знать:
- факторы и условия почвообразования, строение почвенного профиля;
- состав и свойства почв;
- классификацию почв и их агромелиоративную характеристику (по зонам);
- источники и факторы образования органических веществ в почве;
- требования сельскохозяйственных культур к условиям роста и развития;
- влияние щелочности и кислотности почв на развитие растений, понятие реакции почвенного раствора и способы её регулирования;
- технологические процессы и приемы обработки почвы;
- классификацию нарушенных земель, объекты рекультивации;
- основные этапы рекультивации нарушенных земель;
- основные направления использования рекультивированных земель;
- пути и методы повышения плодородия почв при рекультивации, состав работ по восстановлению плодородия малопродуктивных земель;
- экологическую направленность мероприятий по воспроизводству плодородия почв;
- требования экологического подхода к формированию культурных ландшафтов;
- виды мероприятий, композиционные приёмы по преобразованию ландшафтов в рекреационные зоны;
- состав мероприятий по организации рекреационных зон при строительстве каналов;
- влияние строительства каналов, прудов, водохранилищ, сооружений на сохранность ландшафта;
- состав природоохранных мероприятий в зависимости от вида использования земель;
- состав работ по рекультивации и обустройству карьерных выемок, отвалов, выработанных торфяников, земель, нарушенных при строительстве линейных сооружений;
- состав работ по рекультивации и обустройству земель, нарушенных свалками и полигонами хранения отходов;
- виды действующих норм и стандартов при рекультивации земель;
- содержание понятий «ландшафт», «агрогеосистема», «устойчивость ландшафта», «культурный ландшафт»;
- социально-экономические функции ландшафта, результаты воздействия человека на ландшафт;
- виды мероприятий по восстановлению нарушенных агрогеосистем;
- содержание разделов охраны земель в проектах строительства и рекультивации;
- содержание мониторинга состояния земель;
- конструкции противоэрозионных сооружений, дамб обвалования и других защитных сооружений;
- состав мероприятий по снижению негативных воздействий сельскохозяйственного производства на экологическое состояние компонентов геосистемы.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация и производство работ по рекультивации и охране земель, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1 | Организовывать производство работ по рекультивации нарушенных земель |
ПК 2 | Организовывать производство порученных работ по восстановлению нарушенных агрогеосистем и созданию культурных ландшафтов |
ПК 3 | Организовывать выполнение работ по охране земель |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Соблюдать требования экологической безопасности и принципы рационального природопользования, нести ответственность за экологические последствия профессиональной деятельности, выбирать способы повышения экологической безопасности профессиональной деятельности |
ОК 3 | Обеспечивать соблюдение правил и требований безопасного труда |
ОК 4 | Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач |
ОК 5 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 6 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 7 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 8 | Работать в коллективе и в команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 9. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК 10 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 11 | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего, часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
ПК 1, 3 | Раздел 1. Рекультивация и охрана земель | 258 | 184 | 78 | 74 | ||||
ПК 2 | Раздел 2. Формирование культурных ландшафтов и рекреационных зон | 164 | 88 | 38 | 40 | 36 | |||
Всего: | 422 | 272 | 116 | 114 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Рекультивация и охрана земель | ||||
МДК 02.01. Рекультивация и охрана земель | ||||
Тема 1.1 Основы почвоведения. | Содержание | 32 | ||
1 | Схема почвообразовательного процесса Факторы почвообразования. Климат, рельеф, возраст почв, почвообразующие породы, растительный и животный мир, производственная деятельность человека. Виды плодородия почв. | 22 | 1 | |
2 | Состав, свойства почв, почвенные процессы и режимы, обуславливающие плодородие в разных типах почв. Гранулометрический состав почв и почвообразующих пород. Органическое вещество почвы. Химический состав почв. Физико-механические свойства почвы. Реакция почвенного раствора. Водные свойства почвы. Воздушный режим почвы. Тепловой режим почвы. | 1 | ||
3 | Почвенные зоны России. Плодородие почв. Классификация почв в регионе. Земельные ресурсы России, их рациональное использование. Почвы зоны лесостепи. Почвы зоны степи. Почвы горного Крыма. Засоленные почвы. | 2 | ||
Лабораторные работы | 6 | |||
1 | Определение механического состава почвы полевым методом. | |||
2 | Определение реакции почвенного покрова. | |||
3 | Изучение водных свойств почвы. | |||
Практическое занятие | 4 | |||
1 | Ознакомление с почвообразующими породами и морфологическими признаками почвенных горизонтов. | |||
2 | Ознакомление с почвенными картами и картограммами. | |||
Тема 1. 2 Основы земледелия. | Содержание | 32 | ||
1 | Факторы жизни растений. Свет, вода, тепло, питательные вещества и воздух, факторы жизни сельскохозяйственных растений. Пути их регулирования. | 18 | 2 | |
2 | Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных растений. Меры борьбы с ними. Основные понятия о сорняках. Вред, приносимый сорняками. Биологические особенности сорняков. Меры борьбы с сорняками. | 2 | ||
3 | Обработка почвы. Задачи обработки почвы. Технологические процессы, применяемые при обработке. Основная обработка почвы. Поверхностная обработка почвы. Специальные приемы обработки почвы. | 2 | ||
4 | Севооборот. Определение и значение, основные понятия севооборота. Научные принципы чередования сельскохозяйственных культур. Предшественники. Промежуточные культуры, их значение и классификация. | 2 | ||
5 | Удобрения и их применение. Значение удобрений. Минеральные удобрения. Органические удобрения. Дозы, сроки и способы внесения удобрений. Бактериальные препараты и микроудобрения. | 2 | ||
6 | Основы семеноводства. Сортовые качества семян. Посевные качества семян. Подготовка семян к посеву. Способы посева основных сельскохозяйственных культур. | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | |||
1 | Ознакомление с основными видами сорняков зоны региона. | |||
Практическое занятие | 12 | |||
1 | Проектирование системы обработки почвы под сельскохозяйственную культуру. | |||
2 | Составление схем севооборота для зоны региона. | |||
3 | Изучение свойств основных видов минеральных удобрений. Расчет норм внесения удобрений. | |||
4 | Расчет норм высева сельскохозяйственных культур. |
Тема 1.3. Общие сведения о рекультивации. Основы природоохранного и земельного законодательства | Содержание | ||||
1 | Общие вопросы рекультивации Понятие рекультивации земель. Актуальность рекультивации. Задачи рекультивации. Рекультивация как составная часть природообустройства. Общие положения об охране земель. | 2 4 | 1 | ||
2 | Развитие охраны и рекультивации земель Развитие охраны и рекультивации земель в России. Государственные органы управления природоохранной деятельностью. Земельное законодательство и охрана земель. Земельный кадастр и мониторинг земель. Нормирование рекультивации и охраны земель, ГОСТ 17.5.3.04-83 | 2 | |||
Тема 1.4. Объекты и этапы рекультивации | Содержание | ||||
1 | Объекты рекультивации земель Объекты рекультивации. Классификация нарушенных земель, ГОСТ 17.5.1.02-85. Причины нарушения (разрушения) агрогеосистем. Распределение и характер нарушенных земель по природным зонам Российской Федерации. Свойства вскрышных пород и их классификация, ГОСТ 17.5.1.03-86. Влияние нарушенных земель на окружающую среду | 4 4 2 4 2 4 2 4 | 2 | ||
2 | Этапы рекультивации земель Основные требования к рекультивации. Мероприятия подготовительного этапа. Мероприятия технического этапа. Этап биологической рекультивации. Задачи биологической рекультивации и её стадии. С/х рекультивация, лесная рекультивация, рекреационная рекультивация Система обработки участков в стадии мелиоративной подготовки. Работы по восстановлению плодородия малопродуктивных земель. Особенности возделывания сельскохозяйственных культур на рекультивированных землях. Применение удобрений и сидератов. Выбор направления использования рекультивируемых земель: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, водохозяйственное, санитарно-гигиеническое, строительное; ГОСТ 17.5.1.02-85. Виды лесонасаждений для рекультивируемых земель. Контрольная работа | 2 1 1 | |||
3 | Рекультивация загрязненных земель Химическое загрязнение. Причины загрязнения. Рекультивация земель, загрязненных пестицидами. Активизация почвенных микроорганизмов. Регулирование питательного режима почв. Агротехнические и агромелиоративные мероприятия. Рекультивация земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Активная аэрация почв. Агромелиоративные мероприятия. Инженерно-экологические системы на землях, загрязненных в результате разлива нефти (нефтепродуктов) | 2 | |||
4 | Рекультивация земель, нарушенных при открытых горных работах Особенности открытого способа добычи полезных ископаемых. Требования к рекультивации земель, нарушенных при открытых горных работах. Особенности рекультивации торфяников Рекультивация свалок | 2 | |||
1 | Контрольная работа | ||||
Тема 1.5. Особенности использования восстановленных земель | Содержание | ||||
1 | Особенности рекультивации земель в зависимости от последующего целевого использования Виды использования рекультивированных земель в соответствии с ГОСТ 17.5.1.02-85.Основы проектирования и устройство водоёмов в карьерных выемках. Санитарно-гигиеническая рекультивация нарушенных земель. Рекультивация земель, нарушенных при строительстве линейных сооружений. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей. Рекультивация и обустройство свалок и полигонов твёрдых бытовых отходов (ТБО). | 4 | 2 |
Раздел 2. Формирование культурных ландшафтов и рекреационных зон | ||||
МДК 02.02 Формирование культурных ландшафтов и рекреационных зон | ||||
Тема 2.1. Нарушенный ландшафт и его восстановление | Содержание | |||
1 | Нарушенный ландшафт и его развитие Ландшафт, его компоненты, продуктивность. Классификация ландшафтов, ГОСТ 17.8.1.02—88. Нарушенный ландшафт. Классификация рельефа нарушенных ландшафтов. Особенности гидрологических условий нарушенных ландшафтов. | 2 4 | 2 | |
2 | Ландшафтно-экологический подход к рекультивации земель. Ландшафтный подход при определении потребности земель в мелиорации и реконструкции мелиоративных систем. Эволюция растительного покрова и восстановление почвенной фауны в нарушенных ландшафтах. | 2 | ||
Практическое занятие | 6 | |||
1 2 | Обратимые и необратимые антропогенные изменения ландшафтов Распознавание и анализ нарушенного ландшафта на основе просмотра слайдов, видеофильмов | |||
Тема 2.2 Формирование культурных ландшафтов | Содержание | |||
1 | Общие сведения о культурном ландшафте Основные понятия: «культурный ландшафт», «агрогеосистема», «устойчивость ландшафта». Рекультивация земель как природоохранное мероприятие в создании культурного ландшафта. | 2 | 2 | |
Задачи преобразования, восстановления или приспособления для нужд человека «неудобных» или «нарушенных территорий». Результаты антропогенного воздействия на ландшафт. Естественные изменения ландшафта. | 2 4 2 2 4 | |||
2 | Способы создания культурных ландшафтов. Роль мелиорации и рекультивации в создании культурных ландшафтов. Ландшафтные принципы сельскохозяйственной организации территории, создание культурных агрогеосистем. Забота о пахотных угодьях. Мероприятия по восстановлению нарушенных агрогеосистем. Социально-экономические, экономические, социальные и эстетические функции культурного ландшафта. Продуктивность, полезность ландшафтов. Охрана ландшафтов сельских населенных мест. Практическое занятие Ландшафтное благоустройство жилых территорий | 2 | ||
3 | Ландшафтные преобразования территорий свалок ТБО. Этапы преобразования свалок. Озеленение свалок: использование растений-фитомелиорантов, дернообразующих трав. Ассортимент древесных и кустарниковых пород, способных расти на загрязнённых почвах. . | 2 | ||
4 | Учет дифференциации местности при создании культурного ландшафта. Забота о лесе. Забота о текучих водах и озерах. Поддержание чистоты вод. Поддержание биоразнообразия. Планирование ухода за ландшафтом | 2 | ||
Практическое занятие | 2 2 4 2 | |||
1 2 3 | Проведение занятия в нестандартной форме (круглый стол, брейн- ринг, деловая игра и т.д.) на тему: «Как уменьшить антропогенное воздействие на ландшафт?» Подбор ассортимента древесных и кустарниковых пород для посадки на загрязненных землях Контроль за химическим составом дренажных и поверхностных вод Контрольная работа | |||
Тема 2.3. Рекреационное использование восстановленных ландшафтов | Содержание | |||
1 | Объекты рекреации. Ландшафтные рекреационные ресурсы. Водные рекреационные ресурсы. Основы ландшафтного строительства Практическое занятие Ознакомление с общими характеристиками рекреационных ресурсов (живописность, разнообразие, уникальность и др.). на сонове просиотра видеофильмов | 4 4 4 4 4 4 4 2 | 2 | |
2 | Принципы восстановления (ренатурирования) водных объектов, порядок проведения работ по ренатурированию. Восстановление (ренатурирование) прибрежных зон (полос отвода): требования, предъявляемые к восстановлению прибрежной полосы. Ренатурирование речных пойм. Неблагоприятные последствия освоения пойменных земель; водохозяйственные и экологические мероприятия по ренатурироваению речных пойм. Сохранение и закладка новых, типичных для пойм, элементов ландшафта. Ренатурирование малых рек и ручьев. Требования сельского хозяйства к малым водотокам. Крепление берегов ренатурируемых малых рек. Комплексное использование малых рек. Практическое занятие Использование водных объектов для рекреаций. Ренатурирование естественных и искусственных водоемов | 2 | ||
3 | Мероприятия по организации рекреационных зон при строительстве каналов. Основные требования к благоустройству рекреационных зон, ГОСТ 17.1.5.02-80. Практическая работа Обустройство зон отдыха: организация сбора и отведения поверхностного стока (водостоки, перепускные трубы, дренажи, противооползневые сооружения); водоснабжение и водоотведение; сбор и удаление мусора. | 2 | ||
4 | Мониторинг состояния земель Понятие о мониторинге. Цель и задачи мониторинга состояния земель. Объекты наблюдения. Наблюдения за почвенным плодородием используемых земель. | 2 | ||
Мелиоративное состояние ландшафта при строительстве каналов, прудов, водохранилищ и ГТС Природоохранные мероприятия для сельскохозяйственного, промышленного, лесохозяйственного, рекреационного, рыбохозяйственного использования земель Реконструкция малоценных насаждений методом лесных культур Экологические основы лесовыращивания | 6 4 | |||
Практические занятия | 10 | |||
1 | Ознакомление с составом работ для обустройства ТБО, линейных сооружений, хвостохранилищ. | |||
2 | Составление схем благоустройства территории ландшафтов с использованием прикладного программного обеспечения | |||
3 | Ознакомление с техническими проектами восстановления водных объектов. Составление схемы ренатурирования малой реки (ручья) с использованием реальных местных или условных данных | |||
4 | Ознакомление с содержанием работ по организации мониторинга состояния земель Контрольная работа | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 40 | |||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выбор природоохранных мероприятий для сельскохозяйственного, промышленного, лесохозяйственного, рекреационного, рыбохозяйственного использования земель (по заданию преподавателя) Составить конспект по видам экологического мониторинга Подготовить сообщение о проблемах, связанных с загрязнением сельскохозяйственных земель Подготовить предложения по благоустройству конкретной территории (сквера, общественных зданий, ферм и других предприятий и т.д.) Написать статью об охране земель в регионе по условиям виртуального комплекса | ||||
Учебная практика (по профилю специальности) Виды работ:
| 36 | |||
Всего |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
- рекультивации и охраны земель,
- охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
лабораторий:
- инженерной геодезии,
- машин и оборудования для природообустройства,
- информационного обеспечения профессиональной деятельности;
учебно-опытного хозяйства и (или) базового хозяйства образовательного учреждения.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- набор почвенных образцов;
- ранцевые лаборатории для определения физических, химических свойств почвы и воды, теодолит, нивелир, мерные рейки, сушильный шкаф, бюксы, почвенный бур, рулетка, набор посуды и реагентов для проведения лабораторных работ.
- почвенные карты природных зон России;
- наглядные пособия (планшеты по рекультивации и охране земель, формированию культурных ландшафтов).
- плакаты, фильмы по тематике профессионального модуля «Организация и производство работ по рекультивации и охране земель» на DVD, CD;
- учебно-методическое обеспечение: инструкционные карты по выполнению практических работ, рабочая тетрадь, справочная литература, комплект индивидуальных заданий для обучающихся, комплекты контрольных вопросов и заданий.
Технические средства: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, принтер, сканер.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
- Лыков А.М. и др Земледелие с почвоведением. М.:Агропропиздат,1990
- Гуренев М.Н. Основы земледелия. М.: Агропромиздат, 1988
- Сметанин В.И. Рекультивация и обустройство нарушенных земель. – М.: Колос, 2000, 2003.
- Основы природообустройства / А.И. Голованов, Т.И. Сурикова. Ю.И Сухарев и др. – М.: Колос, 2001.
- Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. – М.: КолосС, 2010.
Учебные пособия:
- Михеев Н.В. Рекультивация и охрана земель: Курс лекций. – Новочеркасск, 2008.
- Нипа Л.Р., Ковылин Н.В. Рекультивация и формирование ландшафта.- Красноярск, 2003
- Мелиорация, рекультивация и охрана земель:Терминологический словарь / Н.В. Трифонова, В.Н. Шкура. - Новочерк. гос. мелиор. акад. - Новочеркасск, 2007.
- Лукин Н.В., Чибрик Т.С. Учебно-методический комплекс «Биологическая рекультивация и мониторинг нарушенных земель», Екатеринбург, 2008
- Мамаева С.А., Чибрик Т.С. Биологическая рекультивация нарушенных земель: Материалы Международного совещания, Екатеринбург, 2003
- Бессонова Е.А. Автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. «Эколого-экономическая реабилитация сельскохозяйственных земель» , Москва, 2011
Дополнительные источники:
- Николаев Е.В., Гордиенко В.П. Научно обоснованная система земледелия Республики Крым. Редотдел Крымского комитета по печати, 1994
- Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И. Ландшафтоведение. – М.: КолосС, 2006.
- Науменко, В.П. Загрязнение почв и их охрана: Учебное пособие. - Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 1996.
- ГОСТ.17.5.1.01-83. Рекультивация земель. Термины и определения.
- ГОСТ 17.5.3.04-83. Охрана природы. Земли.Общие требования к рекультивации земель.
- ГОСТ 17.5.1.02-85. Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель.
- ГОСТ 17.5.3.05-84 Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию
- ГОСТ 17.1.5.02-80 Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов.
- ГОСТ 17.4.3.02-85 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.
- ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.
- ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель.
Интернет- ресурсы
http://www.s-library.narod.ru/arhiv_11.html
www.geodesist.ru
Отечественные журналы:
«Мелиорация и водное хозяйство»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса:
обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля Организация и производство работ по рекультивации и охране земель является освоение учебной практики по модулю и учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего».
Освоению модуля должно предшествовать изучение общепрофессиональных дисциплин: Инженерная графика, Инженерная геодезия, Геология и гидрогеология.
В процессе обучения обучающимся оказываются консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация и производство работ по рекультивации и охране земель» и специальности «Природоохранное обустройство территорий».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Гидравлика»; «Инженерная геодезия»; «Геология и гидрогеология»; «Машины и оборудование для природообустройства и защиты окружающей среды».
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Основные показатели оценки результата | Результаты обучения( освоенные умения, усвоенный знания) |
| Уметь : Обосновывать требования экологической безопасности и принципов рационального природопользования; Определять способы преобразования (восстановления) нарушенного ландшафта; Мотивировать и стимулировать трудовую деятельность исполнителей при производстве рекультивационных работ |
| Знать : Факторы и условия почвообразования Требования сельскохозяйственных культур к условиям роста и развития; Требования экологического подхода к формированию культурных ландшафтов; |
[1]Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы к рабочей программе по физике для специальности "Сварочное производство"
В материале представлен комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство" , изучаемой заочно...
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация и производство работ по строительству объектов природообустройства
Программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.03 ( 280104) Природоохранн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Эксплуатация крана при производстве работ ( по видам)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Эксплуатация крана при производстве работ ( по видам) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04. Организация и управление работой трудового коллектива
1.1. Область применения программыРабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего ...
Рабоча программа по МДК 01.02 Проект производства работ по специальности 08.02.01.
Рабочая программа по МДК 01.02....
Рабочая программа учебной практики ПМ 02 "Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)" по профессии 23.01.06 "Машинист дорожных и строительных машин"
Рабочая программа учебной практики ПМ 02 "Обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам)" по профессии 23.01.06 "Машинист дорожных и строительных машин"...
Внешняя рецензия на рабочую программу по учебной дисциплине "Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов" Агентство лесного хозяйство Республики Бурятия
Внешняя рецензия на рабочую программу по учебной дисциплине "Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов" Агентство лесного хозяйство Республики Бурятия...