«Безопасность жизнедеятельности» для специальности: 110809 механизация сельского хозяйства.
рабочая программа по теме
Рабочая программа предназначена для планирования проведения занятий по БЖ для студентов третьих курсов СПО и соответствует ФГОСТу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mehaniki_nov.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
для специальности: 110809 механизация сельского хозяйства.
Калач
2015г.
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ:
цикловой комиссией Заместитель директора
общеобразовательных дисциплин по учебной работе Концедалова А.Н.:
Председатель: Панченко С.К.
________________________ ___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Автор: Попиков А.В. преподаватель
Рецензент: Крюков В.И., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки
110809 Механизация сельского хозяйства;
110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства;
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
- в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов по РУП; самостоятельной работы обучающегося 34 часа по РУП.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
индивидуальные задания | 8 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 26 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Правовые, организационные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности | 8 | |||||
Введение | Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности как наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой и окружающей средой. | 2 | 1 | |||
Тема 1.1Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности | Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС». | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Отражение проблем БЖ в Конституции РФ, основах законодательства об охране труда, трудовом кодексе РФ. Общегосударственные и ведомственные правила и нормы по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите в производственной и бытовой среде. | 4 | |||||
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации и защита населения в чрезвычайных ситуациях | 18 | |||||
Тема 2.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях, их классификация | Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций. Термины и определения основных понятий чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации военного времени и их последствия для человека, производственной и бытовой среды. | 2 | 2 | |||
Тема 2.2. Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. | Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы и способы защиты населения. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериальной защиты. Меры по защите персонала. | 2 | 3 | |||
Практические занятия | 2 | |||||
Изучение и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. | ||||||
Контрольная работа по теме «Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.» | 2 | |||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 10 | |||||
Протекание чрезвычайных ситуаций на производствах с применением ядовитых веществ, при производстве продовольственных товаров, на транспорте, на электростанциях, при транспортировке, хранении и эксплуатации различной продукции и их последствия для человека, производственной и бытовой среды. Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации. Характеристика очагов поражения. Структура и размеры зон действия опасных и вредных факторов. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | ||||||
Раздел. 3 Устойчивость функционирования объектов экономики, оценка и критерии | 8 | |||||
Тема 3.1. Методы и средства повышения устойчивости функционирования объектов экономики | Факторы, определяющие устойчивость функционирования технических систем и бытовых объектов. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий. Оценка последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России. Методы и средства повышения устойчивости функционирования бытовых и технических объектов. | 2 | 3 | |||
Тема 3.2. Основные виды потенциальных опасностей | Последствия потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. Системы непрерывного контроля. Резервирование бытовых и технических объектов. | 22 | 2 | |||
Практические занятия | 4 | |||||
Категорирование зданий и помещений по пожарной безопасности. | ||||||
Изучение первичных и технических средств тушения пожаров. | ||||||
Раздел 4. Вооруженные силы Российской федерации | 8 | |||||
Тема 4.1. История создания и организационная структура вооруженных сил России | Национальные интересы и национальная безопасность России. Военная доктрина РФ. Приоритетное направление обеспечения военной безопасности РФ. Создание Вооруженных сил, их структура и предназначение. Организационная структура Вооруженных сил. Этапы реформирования Вооруженных сил РФ. | 2 | 1 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Вооруженные силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженных сил. Реформа Вооруженных сил России, ее этапы и их основное содержание. Функции, цели и задачи Вооруженных сил РФ. Виды вооруженных сил, рода войск и их назначение. Другие войска и их назначение. | 6 | |||||
Раздел 5. Военная служба - вид федеральной государственной службы | 46 | |||||
Тема 5.1. Воинская обязанность | Основы военной службы и обороны государства. Правовые основы военной службы. Определение воинской обязанности, ее содержание. Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы. | 2 | 2 | |||
Практические занятия | 24 | |||||
Строевая подготовка | ||||||
Тема 5.2. Виды вооружения, военной техники и специального снаряжения. | Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении( оснащении) воинских подразделений СПО. | 2 | 2 | |||
Практические занятия | 16 | |||||
Одевание противогаза и ОЗВК. | ||||||
Разборка- сборка АК | ||||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Требование к моральным, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих. Требование к уровню физической подготовки призывников. Права, обязанности и ответственность военнослужащих. Сущность и значение воинской дисциплины. Уголовная ответственность военнослужащих за преступление против военной службы | 2 | |||||
Раздел 6. Основы военно-патриотического воспитания | 14 | |||||
Тема 6.1. Боевые традиции вооруженных сил РФ | Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего, источник духовных сил воина. Воинский долг - обязанность отечеству по его вооруженной защите. Воинское товарищество как основа сплоченности воинского коллектива. Преданность своему отечеству, любовь к Родине -основное содержание патриотизма | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Символы воинской чести ритуалы вооруженных сил РФ. Боевое знамя воинской чести, порядок его вручения, хранения и содержания. Ритуалы, проводимые в вооруженных силах РФ. Почетные ордена-награды за воинские отличия, заслуги в бою и военной службе. | 12 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности» Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- противогазы гражданские, военные, респираторы, марлевые повязки
- общевойсковые защитные комплекты, индивидуальные средства защиты, противохимические пакеты, медицинские аптечки
- огнетушители порошковые, кислотные, водоимульсионные.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
стрелковый тир
плац для строевой подготовки
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Смирнов А.Т., А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для СУУЗОВ Издательство: Дрофа; 2009 г., 375 стр.
- Занько Н.Г. Безопасность жизнидеятельности: учебник. СПб.; Лань 2010
- Афанасьев Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. /Овчаренко А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Изд-во Алт. гос. техн.
Дополнительные источники:
- Руденко А.П. и др. Учебно-методическое пособие для проведения занятий по гражданской обороне с населением, не занятым в сфере производства. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 192 с
- Гражданская оборона / Под ред. А.Т. Алтунина. - М.: Воениздат, 1980. - 192 с.
- Действие ядерного оружия / Перевод с англ. Под ред. В.Д. Бурлакова. - М.: Министерство обороны СССР, 1960. - 586 с.
- Безопасность жизнедеятельности: Краткий конспект лекций / Под редакцией О.Н. Русака. - Л.: ЛССБЖД, 1991.- 143 с.
- Действие населения в чрезвычайных ситуациях: Пособие. - М.: 1995. - 75 с.
- Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 2000.
- Радиация. Дозы, эффект, риск: Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 79 с.
- Электронные ресурсы «Безопасность жизнедеятельности».
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. К.З. Ушакова. - М.: Изд-во Моск. горн. ун-та, 2000.
- Кукин П. П., Лапин В.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2002. - 319 с.
- Гостюхин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало, 1994.
- Гостюхин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. - М.: Знание, 1995.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | контрольная работа, домашние работы |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | практические занятия |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | практические занятия |
применять первичные средства пожаротушения; | практические занятия |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | индивидуальные задания, домашние работы |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | индивидуальные задания, домашние работы |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | выполнение индивидуальных заданий |
оказывать первую помощь пострадавшим; | практические занятия |
Знания: | |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | контрольная работа, домашние работы |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | практические занятия |
основы военной службы и обороны государства; | индивидуальные задания, домашние работы |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | практические занятия |
способы защиты населения от оружия массового поражения; | практические занятия |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | практические занятия |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | индивидуальные задания, домашние работы |
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | индивидуальные задания, домашние работы |
Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | индивидуальные задания, домашние работы |
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | Практические занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Техническая механика» для специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства»
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Техническая механика» проводится в форме экзамена и в первом и во втором семестрахЭкзамен включает в себя теоретический вопрос (вопросы) и задачу.Теку...
ПМ 01. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц. Специальность 110809 Механизация сельского хозяйства.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – ...
Рабочие программы ПМ.01 и ПМ.02 специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства"
Рабочие программы профессиональных модулей ПМ.01 и ПМ.02 специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства" разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий «Безопасность жизнедеятельности» 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»...
ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х»
ПАСПОРТКОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»Квалификация техник - механик...
ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ " Основы безопасности жизнедеятельности" 35.02.07 « Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
ПАСПОРТКОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОсновы безопасности жизнедеятельности Специальность 35.02.0...