Статья «Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в подготовке обучающихся к безопасному поведению в местах массового скопления людей»
статья
В статье приведен анализ основных учебников ОбЖ на возможность включения в программу подготовки обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Горицкая Ксения Георгиевна
Статья «Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в подготовке обучающихся к безопасному поведению в местах массового скопления людей»
Как уже было отмечено ранее, по нашему мнению, недостаточно большое количество времени уделяется в курсе ОБЖ на изучение правил поведения в местах массового скопления людей. Причем, не столько изучение, а формирование умений и навыков правильно действовать и осознавать реальную угрозу. Для того, чтобы наше предположение было обоснованным, был проведен анализ учебников с 5 по 11 классы по «Основам безопасности жизнедеятельности» самых известных авторов:
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
- Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н.
- Фролов М.П. и др.
Анализ показал, что в трех учебниках из двадцати одного, точно есть параграфы, посвященные данной теме:
- Латчук В.Н. 5 класс §10 «Опасность толпы»;
- Латчук В.Н. 6 класс §21 «Взрывы в местах массового скопления людей»;
- Фролов М.П. 7 класс §21 «Основы безопасного поведения в толпе. Паника».
Таким образом, мы видим три параграфа, причем в учебнике Латчука В.Н. за 6 класс больше всего уделяется внимание правилам поведения во время террористического акта. При этом важно, что во многих школах преподавание ОБЖ начинается с 7 класса, т.е. изучение данной темы не происходит вовсе. Безусловно, в других учебниках данная тема так же не остается без внимания, но это происходит вскользь, без акцентуации внимания. Это на самом деле вызывает сильные опасения, особенно сейчас, в условиях стремительно нарастающей глобализации и расширении крупных городов. Внутренние миграции и потребность в рабочих местах, которые есть в избытке в крупных городах и тем более городах-мегаполисах, усиливают общее число граждан. В результате мы имеем гораздо большую вероятность попадания в места массового скопления людей. Именно по этой причине хотелось бы предложить различные вариации дополнительного упоминания данной темы в рамках предмета ОБЖ. Для расширения возможностей курса ОБЖ нами были разработаны таблицы, структурированные по автору, классу и параграфу с краткими комментариями по возможности включения учебной информации по теме «Безопасное поведение в местах массового скопления людей».
В Таблице 3 показаны возможности курса ОБЖ по учебно-методическим материалам Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
Таблица 3. Возможности включения правил поведения в местах массового скопления людей по УМК Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.
№ и название параграфа | Пояснение |
5 класс | |
1.4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность 2.6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях 4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера 6.3. Виды террористических актов и их последствия Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 5 класс по сути является вводным в предмет и охватывает как можно больше, базовых моментов и при этом заинтересовать ребенка. Возможно не стоит зачитывать все правила поведения в местах скопления людей, так как школьники в этом возрасте в основном перемещаются в сопровождении старших, однако проговорить базовые моменты максимально простым языком просто необходимо. |
6 класс | |
3.4. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | Блок 6 классов в основном ориентирован на автономное существование, походы, туризм, таким образом при желании можно на всякий случай повторить правила поведения в толпе при описании передвижения наземным транспортом (метро, вокзалы, аэропорты). |
7 класс | |
2.3. Правила безопасного поведения населения при землетрясении 7.1. Психологическая уравновешенность Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | В основном программа 7 класса рассчитана на изучение ЧСПХ, дополнением в области противодействия терроризму, а также классическим блоком ОМЗ. По-нашему, мнению вполне допустимым является упоминание темы поведения в местах массового скопления людей во время рассказа правил поведения при ЧСПХ. Так как во время ЧС паника появляется всегда, а если ЧС не спрогнозирована заранее, то паника носит катастрофический характер, люди ведомы базовым инстинктом самосохранения. Таким образом в местах временных убежищ, местах эвакуации создаются толпы боящихся людей, желающих спасти в первую очередь себя и близких. Также достаточно большим плюсом данного учебника является наличие параграфов посвященных психологической устойчивости и стрессу, именно этими причинами и объясняется негативное поведение толпы. |
8 класс | |
2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров 5.3. Обеспечение радиационной безопасности населения 5.5. Обеспечение химической защиты населения 5.8. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия 6.2. Эвакуация населения | Содержание 8 класса является продолжением 7 и направлен в основном на изучение ЧС техногенного характера. Отраженные в перечне параграфы, направленны на описание аварий и их последствий. Причем, это должно происходить в направлении как для обычного обывателя, так и для самого сотрудника или простого человека находящегося на объекте аварии. Не стоит забывать, что сформированные регулярными тренировками правила поведения, могут дать сбой в реальной ситуации. Так как возможно отсутствие плановых эвакуаций/тренировок. |
9 класс | |
2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия 5.4. Эвакуация населения | 9 класс является промежуточным итогом для учеников, собирающихся продолжить обучение в школе и закрепляющим для тех, кто в дальнейшем планирует поступать в колледж. В рамках 9 класса происходит повторение и закрепление ключевых моментов с 5 по 11 классы. Именно поэтому просто необходимо еще раз подробно и обстоятельно уделить время на обсуждение правил поведения в местах массового скопления людей |
10 класс | |
Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения 2.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | 10 класс по данному учебнику направлен на развитие навыков самостоятельной работы, предполагает самостоятельную подготовку учеников к практическим занятиям, то есть ученики самостоятельно по уже имеющимся записям в тетрадях за прошлые годы или по другим источникам отбирают всю необходимую информацию, структурируют и систематизируют ее для дальнейшего выступления или дебатов и т.д. В ходе изучения ОБЖ по этому учебнику предполагается повторение с небольшим дополнением уже имеющихся знаний, но несколько не структурированно и не последовательно. Так, например, в представленной главе нет реально существующего параграфа посвященному повседневной жизни, поэтому его стоит добавить. И второй параграф, отмеченный нами, как уже и говорилось ранее, вполне предполагает скопление большого количества людей на одной территории при эвакуации. |
Таблица 4, показывает возможности курса ОБЖ для более подробного изучения темы «Безопасного поведения в местах массового скопления людей» по учебно-методическим материалам Полякова В.В., Кузнецова М.И. и др., под ред. Латчука В.Н.
Таблица 4. Возможности включения правил поведения в местах массового скопления людей по УМК Полякова В.В., Кузнецова М.И. и др., под ред. Латчука В.Н.
№ и название параграфа | Пояснение |
5 класс | |
§ 1. Особенности города как среды обитания человека § 10. Опасность толпы § 21. Правила поведения при захвате в заложники | Данный учебник имеет параграф, посвященный изучению опасности толпы в 5 классе в рамках которого достаточно простым языком, происходит пояснение опасностей толпы, а правила поведения представлены в упрощенном вариант. Целесообразно будет на следующих уроках натолкнуть учеников на мысль о том, какие опасности могут представлять общественный транспорт и соответственно изучить правила поведения во время захвата заложников. В целом, этот учебник наиболее приближен к жизни и дает наиболее интересную и необходимую информацию, а его структура с содержанием сильно отличается от других учебников ОБЖ. |
6 класс | |
§ 20. Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств | Авторы учебника делают упор, пусть и косвенный, на правила поведения в толпе, а также дополняет обычную программу 6 класса, направленную на туризм и ориентирование дополнительными сведениями. |
7 класс | |
2.5. Правила безопасного поведения при землетрясениях 5.4. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей 6.4. Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений 7.4. Правила безопасного поведения при цунами | В рамках описания предыдущего учебника уже было отмечено, что 7 классы в большей степени профилируются на ЧС природного характера, тем самым при желании можно включить тему поведения в толпе, во время разбора более узконаправленных правил поведения во время ЧСПХ. |
8 класс | |
Глава 2. Взрывы и пожары. | 8 класс тематической наполняемостью делает основной напор на ЧСТХ и правила поведения в условиях ЧСТХ. |
9 класс | |
1.5. Безопасное поведение на улице | В данном учебнике авторский состав не делает упор на повторение пройденного материала за прошлые года, а акцентирует внимание на получение новых знаний. Неоспоримым его достоинством является упор на личностную безопасность не только в физическом плане, но и в психологическом. Поэтому вполне рациональным, по-нашему мнению, будет разобрать психологию толпы и правила поведения в ней, так как толпа в городах мегаполисах это систематическое, если не ежедневное явление. |
10 класс | |
Глава 4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 8.4. Организация и ведение аварийно- спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций | В рамках 10 класса начинается повторение пройденного ранее материла, в связи с чем можно проводить уроки включающие в себя разбор правил поведения при ЧС, эвакуациях и АСР с упоминанием основных правил поведения в толпе |
УМК под редакцией В.Н. Латчука представляют собой учебники с несколько иной, непрерывной образовательной программой и в сравнении с другими имеют более расширенную область знаний.
Следующая таблица 5 посвящена описанию возможностей курса ОБЖ по изучению правил безопасного поведения в местах массового скопления людей учебно-методическим материалам Фролова М.П. и др.
Таблица 5. Возможности включения правил поведения в местах массового скопления людей по УМК Фролова М.П.
№ и название параграфа | Пояснение |
5 класс | |
3. Как научиться выявлять и предвидеть опасность 16. Правила поведения в метро | В 5 классе авторы предлагают нам изучения правил поведения в толпе в рамках изучения правил поведения в повседневной жизни. |
6 класс | |
2. Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций | 6 класс посвящен путешествиям и туризму, но в отличии от предыдущих не изучает правил поведения в наземном/подземном/воздушном/ водном транспорте. |
7 класс | |
§ 4. Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений § 7. Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей § 10. Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения § 12. Поражающие факторы цунами и их последствия. § 21. Основы безопасного поведения в толпе. Паника | В тематическом плане учебников под ред. Фролова изучению толпы и правилам поведения в ней уделено внимание только в 7 классе, что можно назвать вполне продуманным и хорошим решением, так как в 7 классе ОБЖ обязательно входит в программу. Как и в других учебниках мы предлагаем напоминать о правилах поведения в толпе при описании правил поведения во время ЧС. Однако, здесь можно не описывать правила поведения, а делать намеки на будущее или, как вариант, давать некоторые части правил поведения в толпе, чтобы к 21 параграфу была возможность ученикам предложить самостоятельно вспомнить перечисленные ранее правила и составить свою памятку. |
8 класс | |
2.5. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов 3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО 4.5. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности 5.4. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий | В этом случае, как и в перечисленных ранее, в 8 классах упоминание правил поведения в толпе могут сводиться только в качестве дополнительных упоминаний. |
9 класс | |
19 Правила безопасного поведения на уроках технологии и в быту. | К сожалению, в данном учебнике тем, в которые можно было бы «добавить» правила безопасности человека в толпе очень мало, поэтому мы практически предложили относительно подходящую по смыслу тему, но если учитель собирается следовать исключительно программе по учебнику, вероятней всего данного упоминания не произойдет вовсе. |
10 класс | |
1.3. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 2.6. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения | 10 класс также является повторительно-закрепительным, в связи с чем можно проводить уроки включающие в себя разбор правил поведения при ЧС, эвакуациях и АСР с упоминанием основных правил поведения в толпе. |
В конце каждого учебного года по программе предмета ОБЖ предполагается изучение блока «Основы медицинских знаний» или «Правила оказания доврачебной помощи» и т.п. Как уже было отмечено ранее, в толпе возможно получение травм различной степени тяжести, однако при грамотном соблюдении правил безопасности жизнедеятельности травмы можно избежать. Самыми распространенные травмы, которые можно получить в толпе это являются синяки, царапины, ушибы, вывихи и др. Существует вероятность более серьезных травм или даже приступов и припадков, но как правило, подобным вещам посвящаются отдельные параграфы с подробным описанием признаков и правил поведения.
В представленных нами таблицах сознательно исключены 11 классы. Это связано в первую очередь с тем, что учебники по ОБЖ для 11 класса практически все имеют достаточно похожую структуру, состоят из раздела «Основы военной службы» и «Основы медицинских знаний», что не дает нам возможности для включения данной темы в программу по теме исследования. Однако по–нашему мнению, так как 11 класс является заключительным и по отзывам действующих преподавателей и учеников достаточно однообразным, вполне логичным будет включение занятий семинарского типа или открытых занятий, на которых учителя вместе с учениками будут обсуждать пройденный за много лет материал, а также, как вариант разбирать различные реально сложившиеся или выдуманные ситуации с целью тренировки применения знаний и развития аналитического, логического и творческого мышления а также ораторского искусства.
Таким образом нами был проведен анализ возможностей включения темы «Правила поведения в местах массового скопления людей» в рамках изучения предмета ОБЖ с 5 по 11 класс. Хотелось бы еще раз отметить, что предложенные темы параграфов отмечаются как наиболее подходящие к изучению проблемы безопасного поведения в местах массового скопления людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" "Строевая подготовка" (13.11.2014г.)
Тема занятия: "Строевая подготовка"...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
С модернизацией современной системы Российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным. Среди условий реализации основной образовательной п...
Статья "Формирование экологических знаний у обучающихся в курсе безопасности жизнедеятельности"
В статье представлено содержание элективного курса по экологичнской безопасности для старших классов...
Фонд оценочных средств Основы безопасности жизнедеятельности и безопасность жизнедеятельности
1. Общие положения...
Внеклассное мероприятие по дисциплинам: Основы безопасности жизнедеятельности, Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда. Интегрированная игра «Безопасная реальность»
игра Безопасная реальность...
Материалы для проведения олимпиады по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся первого курса очной формы обучения
Олимпиада по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» носит просветительный, воспитательный и обучающий характер, и играет важную роль в формировании как технологической культуры о...
Методические разработки по проведению внеклассных мероприятий с целью подготовки обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей
Данная методическая разработка содержит план внеклассных мероприятий по подготовке обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей на год. С целью реализации этого плана, Ваш...