КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По дисциплине БУП.08 "Основы безопасности жизнедеятельности» Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. Разработал: преподаватель Лебедев Сергей Юрьевич
план-конспект занятия

Конспект для обучающихся по специальности:

15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования;

08.02.06. Строительство и эксплуатация городских путей сообщения;

08.01.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

08.02.03. Производство неметаллических строительных изделий и конструкций.

23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;

08.02.09. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

по дисциплине "ОБЖ"

Раздел 2.  Гос. система обеспечения безопасности населения.

Тема 2.1 Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района  проживания ЧС природного и техногенного характера.

Тема № 2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС. (РСЧС) предназначение, структура, задачи решаемые по защите населения от ЧС.

Тема 2.3 Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. Современные средства поражения.

Разработал: преподаватель Лебедев Сергей Юрьевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii_razdel_2.docx63.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект:  по Основам безопасности жизнедеятельности

Разработал: преподаватель Лебедев Сергей Юрьевич

Раздел 2.  Гос. система обеспечения безопасности населения.

Тема 2.1 Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района  проживания ЧС природного и техногенного характера.

В целях координации усилий администрации области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления городов и районов области, организаций и граждан области по повышению защищенности важных объектов инфраструктуры и населения Белгородской области от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений постановляю:

Утверждена
постановлением губернатора
Белгородской области
от 23 декабря 2003 года N 207

 КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ


Краткая характеристика ЧС Белгородской области.

1. Белгородская область расположена в центре европейской части Российской Федерации в лесостепной зоне, на отрогах Среднерусской возвышенности, в бассейнах рек Дона и Днепра, на пересечении важнейших транспортных магистралей, соединяющих Москву с южными районами России и Украины.

Площадь области в административных границах составляет 27,1 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность территории с северо-запада на юго-восток 296 км, наименьшая - с севера на юг - 98 км.

По плотности населения (55 человек на кв. км) область занимает 18 место, по численности населения (1,5 млн. человек) - 34, по территории (27 тыс. кв. км) - 74 место среди субъектов Российской Федерации.

Область занимает ведущие позиции по добыче железной руды, выпуску цемента, асбестоцементных изделий, жилищному и культурно-бытовому строительству, газификации, благоустройству населенных пунктов, строительству дорог, развитию агропромышленного комплекса.

В то же время значительная распаханность земельных угодий (до 80 процентов), высокая концентрация объектов сельского хозяйства и промышленности, особенно горнорудных предприятий и стройиндустрии, инженерных и транспортных коммуникаций, наличие магистральных газопроводов, нефтепроводов, аммиакопроводов, приграничное положение области, активность миграционных процессов являются причиной значительных антропогенных и техногенных нагрузок.

По состоянию на 1 июня 2003 года на территории области расположено 414 объектов, относящихся к категории наиболее важных для жизнеобеспечения и потенциально опасных для населения, в том числе 2 гидроузла водохранилищ, 141 аварийная гидросистема, 57 химически опасных предприятий, 191 пожароопасный объект, 15 объектов электроэнергетики, 5 магистральных трубопроводов, 3 взрывоопасных объекта.


Комплексная оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Объекты прогнозирования

Объектами прогнозирования на территории области являются чрезвычайные ситуации как совокупности характеристик, их источников (объектов, явлений и процессов), параметров возникновения и развития связанных с ними опасностей для населения и территорий.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на три класса: техногенного, природного, биолого-социального характера, а также в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба, масштаба зон поражения классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Наиболее характерными чрезвычайными ситуациями для области являются локальные, местные и территориальные.

Прогнозирование возможных поражений и разрушений осуществляется:

а) для землетрясений - для объектов, расположенных на сейсмоопасной территории в соответствии с данными карты общего сейсмического районирования (карты ОСР-78);

б) для наводнений - для объектов, попадающих в зоны возможного катастрофического затопления при прорыве напорного фронта гидроузлов и попадающих в зоны наводнений при сезонных и дождевых паводках;

в) для природных пожаров - для лесной зоны с лесными массивами площадью более 20 кв. км;

г) для бурь и ураганов - для районов, где значения параметров природного явления могут превышать критические;

д) для террористических актов по опасным объектам и объектам обеспечения жизнедеятельности, а также объектам с массовым пребыванием людей;

е) для экстремистских проявлений - по местам социальной напряженности, имеющей экономические и социальные корни.


Опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий

На территории области сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:

- на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические (радиоактивные) и биологические вещества;

- на установках, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя объектов канализации и очистки сточных вод).

При прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:

показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);

опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.


Химическая опасность

В области имеются 5 городов с повышенной химической опасностью, в том числе первой степени опасности - Белгород, Старый Оскол, Шебекино, второй степени опасности - Губкин, Алексеевка.

Химически опасных объектов 57, в том числе первой, второй, третьей степени опасности - 36.

Общее количество используемых и хранимых аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) 30264 т, в том числе хлора 93,6 т, аммиака 1553 т.

При возникновении чрезвычайной ситуации площадь возможного химического заражения (загрязнения) составит 675,5 кв. км, где проживает 392,12 тыс. человек, что может привести к суммарным потерям 234,4 тыс. человек.


Взрывопожароопасность

В области размещено 3 взрывоопасных объекта - склады взрывчатых веществ Лебединского, Стойленского ГОКов, Яковлевского рудника и пожароопасных 191.

Прогноз пожарной обстановки: количество возможных крупных пожаров - 20, а общая площадь возможных сплошных пожаров - 10 кв. км.

Опасность представляют также взрывоопасные предметы времен войны, которых ежегодно обнаруживается и уничтожается до 2000 единиц. Определенную опасность локального характера представляют нефтебазы, автозаправочные и газозаправочные станции, газонаполнительная станция, жилые газифицированные дома и квартиры 295 тыс. в городах и населенных пунктах городского типа, 186 тыс. в сельской местности, а также предприятия и организации, использующие в производстве кислород и ацетилен.

По области проходят нефтепровод, три газопровода, аммиакопровод.

Нефтепровод Белгород - Сумы в эксплуатации с 1996 года, протяженность по территории области 148 км, диаметр 273 мм, рабочее давление 64 атм. Транспортируемое топливо - бензин, дизельное топливо. Производительность 135 - 150 куб. м в час.

Нефтепровод Воронеж - Белгород введен в эксплуатацию в 1985 году, протяженность по территории области - 153 км, диаметр трубопровода - 426 мм, рабочее давление 64 атм. Транспортируемое топливо - бензин, дизельное топливо.

Производительность - 400 - 450 куб. м/час.

При повреждении нефтепровода может быть выброшено до 1000 тонн топлива, площадь загрязнения составит 0,07 кв. км, в зоне поражения окажется до 500 человек.

Магистральный аммиакопровод Тольятти - Одесса введен в эксплуатацию в 1980 году, протяженность по территории области - 82,2 км, диаметр трубопровода - 355,6 мм, рабочее давление 83 атм., раздаточных станций - 2, постов секционирования - 12.

Выдача аммиака из магистрали, его временное хранение в резервуарах осуществляется с раздаточных станций, расположенных в с. Свистовка Ровеньского и с. Копонки Вейделевского районов.

При аварии на аммиакопроводе количество выброшенного вещества в атмосферу может составить до 5000 тонн, при этом на возможной площади заражения до 10 кв. км может пострадать около 10,4 тыс. человек.


Магистральные газопроводы

Шебелинка - Белгород - Брянск - Москва введен в эксплуатацию в 1957 году, протяженность по территории области 97 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.

Шебелинка - Острогожск - Алексеевка - Никитовка - Герасимовка введен в эксплуатацию в 1961 году, протяженность на территории области -105 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.

Ставрополь - Острогожск - Губкин - Москва введен в эксплуатацию в 1959 году, протяженность по территории области 103 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.

Пропускная способность трех газопроводов - 7,5 млрд. куб. м в год. Имеется 30 распределительных станций.


Радиационная опасность

В области объектов атомной энергетики нет.

Радиационное загрязнение местности возможно в случае аварии на АЭС в Курской и Воронежской областях.

Общая площадь зон радиоактивного загрязнения может составить 17529 кв. км. На данной территории окажется 919 населенных пунктов с населением 745,6 тыс. человек.

В городах Белгород, Губкин, Старый Оскол действуют 14 предприятий, на балансе которых имеются 1200 единиц радиоактивных источников и радиоактивных веществ, представляющих опасность.


Гидродинамическая опасность

В области имеются 423 пруда и водохранилища емкостью свыше 100 тыс. куб. м, имеющих гидротехнические сооружения, в том числе водохранилищ емкостью свыше 10 млн. куб. м - 2; водохранилищ емкостью от 1 до 10 млн. куб. м - 111; прудов емкостью от 0,5 до 1 млн. куб. м - 100. Построены они в основном в период с 1965 по 1994 годы для орошения и борьбы с эрозией почвы.

Все водохозяйственные объекты, водохранилища и пруды представляют опасность, особенно в периоды весеннего половодья и при обильных выпадениях атмосферных осадков в виде дождя.

Кроме этого имеется 141 пруд, гидротехнические сооружения которых находятся в аварийном и предаварийном состоянии, и 71 бесхозный.

В области в результате аварий на гидротехнических сооружениях возможны катастрофические затопления местности.

При прорыве Старооскольской плотины на р. Оскол может произойти образование зоны катастрофического затопления общей площадью 45 кв. км, в которую попадает один город, 13 сельских населенных пунктов и проживающее население общей численностью 19,6 тыс. человек.


Экологическая опасность

К основным экологическим угрозам относятся:

- критическое состояние атмосферы, рост опасных пределов концентрации ряда химических веществ (оксидов азота, серы, диоксида углерода и других веществ) в воздушном пространстве городов;

- загрязнение до критических уровней сточными водами водоемов области, подземных вод;

- превышение допустимых концентраций опасных для здоровья веществ в продуктах питания (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы и т.д.).

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение экологической угрозы являются:

- невыполнение природоохранного законодательства, отсутствие контроля за газоочистными установками и системой их эксплуатации;

- применение технологий и веществ, не обеспечивающих экологическую безопасность;

- увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем загрязненности выхлопных газов.

В хозяйствах агропромышленного комплекса области на хранении находится 302 тонны непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов, представляющих собой опасность для населения области и окружающей среды.


Опасные природные явления

На территории области имеют место наводнения, лесные пожары.

Наводнения возникают из-за дождевых паводков (август - сентябрь) и половодий (апрель). Максимальный уровень воды достигает над нулем поста 6,77 м, доля территории области, подвергающаяся наводнениям, составляет 12 процентов.

Степень пожарной опасности средняя (3,6), среднее количество пожаров в году - 7, средняя суммарная площадь пожаров в году - 0,23 - 1,16 га средняя потеря лесной площади в год - 2 - 4 га.

Инфекционная заболеваемость населения обусловлена наличием природно-очаговой инфекции. Возможны групповые и единичные случаи заболеваний: сибирской язвой в Вейделевском и Чернянском районах; лептоспирозом в Белгородском, Новооскольском, Прохоровском, Шебекинском районах; геморрагической лихорадкой в Борисовском и Красногвардейском районах; клещевым энцефалитом в Алексеевском, Новооскольском, Прохоровском, Шебекинском, Яковлевском районах.


Опасности чрезвычайных ситуаций террористического и экстремистского характера.

Опасность чрезвычайных ситуаций террористического и экстремистского характера на территории области может возникнуть в связи со следующими факторами:

- трансграничность области;

- наличие стратегически важных объектов, объектов повышенной опасности, объектов обеспечения жизнедеятельности и режимных предприятий;

- наличие большого количества объектов с массовым пребыванием населения;

- наличие развитой сети транспортных международных сообщений, возрастающий объем перевозок пассажиров, грузов, в том числе опасных;

- незаконный оборот оружия, боеприпасов, наркотических и психотропных веществ;

- интенсивность миграционных процессов, обусловленных, в первую очередь, сложной обстановкой в Украине создающих условия для легализации и беспрепятственного перемещения террористов по территории страны; начиная с 2014 года в область прибыло более 320 тыс. мигрантов. Общая численность выходцев из Украины составляет почти 14 тыс. человек;

- активизация деятельности ряда религиозных сект и течений с использованием средств и методов, противоречащих действующему законодательству. В управлении Минюста России по Белгородской области зарегистрировано около 70 общественно-политических и более 260 религиозных организаций, в том числе около 40 так называемой "нетрадиционной направленности".

Для защиты населения и объектов экономики от террористических и экстремистских проявлений правоохранительные органы имеют специальные планы и располагают необходимыми силами и средствами, которые применяются в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.

Учитывая объективные реалии, механизмом практической реализации основных положений государственной политики по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий должна стать Концепция безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений.

Реализация Концепции позволит осуществлять на территории Белгородской области постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также надежно осуществлять защиту населения области от аварий, катастроф, стихийных бедствий, экстремистских и террористических проявлений.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

1. Формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения контроля за происходящими процессами природного, техногенного, социального характера и другими, которые могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций различной степени тяжести.

2. Создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

3. Развитие системы информационного обеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

4. Совершенствование материально-технического обеспечения хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов власти, участвующих в предупреждении, снижении рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций.

5. Внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для предупреждения и ликвидации опасностей.

6. Совершенствование системы подготовки специалистов по управлению комплексом сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Система программных мероприятий

1. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:

- разработку нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления силами и средствами, задействованными при возникновении чрезвычайных ситуаций, и определяющих нормативные показатели рисков природного, техногенного и социального характера с учетом реальных социально-экономических условий;

- разработку методики определения материального ущерба от чрезвычайных ситуаций, организации деятельности органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по снижению рисков возникновения чрезвычайных происшествий и смягчению их последствий;

- разработку мер по реализации полномочий государственных органов власти области и органов местного самоуправления, определенных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает:

- систематизацию потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;

- анализ социально-психологических настроений и поведения различных социальных категорий населения, этнических и религиозных группировок;

- обеспечение непрерывного контроля защищенности объектов, опасных в террористическом отношении;

- осуществление непрерывного анализа криминогенной обстановки, своевременное вскрытие и предотвращение угроз безопасности;

- разработку новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах, проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на территории области;

- развитие научно-методической базы по оценке экологических, социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения

3. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций предусматривает:

- дальнейшее развитие и совершенствование единой дежурно-диспетчерской службы и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- создание и развитие центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на базе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и его структурных подразделений в городах и районах.

4. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

- разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций при проектировании и строительстве объектов;

- создание и внедрение защитного снаряжения персонала, технологий и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

- разработку и реализацию комплекса мер по выводу производственного процесса изношенного оборудования, а также по конструкции жилищного фонда, зданий производственного и общественного назначения в районах, подверженных воздействию опасных природных процессов и явлений;

- обеспечение населения и сил спасения средствами индивидуальной защиты, медикаментами, спасательным инструментом и оборудованием;

- внедрение систем и средств контроля, оценки обстановки при авариях на потенциально опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших;

- укрепление материально-технической базы пожарно-спасательных отрядов.

5. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает:

- организацию обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для всех категорий населения, а также для ответственных лиц предприятий и организаций области;

- совершенствование работы и материальной базы учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

- подготовку информационных передач в средствах массовой информации по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.


Тема № 2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС. (РСЧС) предназначение, структура, задачи решаемые по защите населения от ЧС.

ПОНЯТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

Процессы, происходящие в ходе развития общества, неизбежно порождают кризисные процессы типа: угроза – кризис – чрезвычайная ситуация, что требует принятия мер, направленных на недопущение негативных последствий подобного развития.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии или любого другого бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Понятие «чрезвычайной ситуации» тесно связано с понятием «кризиса». Пожар, авария или катастрофа, их возможные угрозы всегда являются источниками возникновения кризиса (тяжёлого переходного состояния) в общественной жизни. В зависимости от развития ЧС этот кризис либо усугубляется, либо проходит с минимальными для общества последствиями.

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей.

Катастрофа– это внезапное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы различного происхождения, которые вызывают катастрофические ситуации.

Для профилактики возникновения и ликвидации последствии ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС, в том числе военного характера, в Российской Федерации создана Государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Деятельности РСЧС основывается на Постановлении Правительства РФ № 794 от 30 12. 2003 г. «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.

Основные задачи, организационная структура. РСЧС, силы и средства РСЧС.

Основные задачи РСЧС

  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области и защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС

Организационная структура РСЧС

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем:

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоит из звеньев, соответствующих административно- территориальному делению этих территорий.

Подсистемы имеют пять уровней:

  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;
  • региональный, территорию субъекта РФ;
  • муниципальный, территорию муниципального образования;
  • объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы:

  • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Органы повседневного управления:

  • на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);
  • на межрегиональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;
  • на региональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России;
  • на муниципальном уровне — Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО);
  • на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы предприятий.

Постоянно действующие органы:

  • на федеральном уровне — МЧС России;
  • на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России;
  • на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Правительство РФ постановляет, что к силам и средствам РСЧС отнести:силы и средства наблюдения и контроля в составе:

  • служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
  • формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

  • военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
  • формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
  • формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
  • специально подготовленных сил и средств спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
  • восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;
  • аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Режимы функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности
  • режим повышенной готовности
  • режим чрезвычайной ситуации

Основные мероприятия проводимые органами управления и силами единой системы:

а)В режиме повседневной деятельности

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в

Региональный состав РСЧС

* Центральный (Москва)

  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Северо-Кавказский (Пятигорск)
  • Уральский (Екатеринбург)
  • Приволжский (Нижний Новгород)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Владивосток)

Вывод:

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем, которые имеют пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ.

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных организациях и статусе спасателя», Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях пот защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Граждане России имеют право:

— На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте;

— При необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

— Получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;

— Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

— Участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;

— На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

— На медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

— На государственное и социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС;

— На пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

— На пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Полезно напомнить, что после аварии на Чернобыльской АЭС было принято около десяти различных постановлений о льготах и пенсиях участникам ликвидации ее последствий. Позже утверждены и разосланы в местные органы власти и райсобесы разъяснения, в которых освещены вопросы оплаты труда, исчисления льготного стажа и назначение пенсий. Без четкого выполнения обязанностей гражданами России трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании всей системы РСЧС.

А посему каждый россиянин ОБЯЗАН:

— Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;

— Соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— Выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;

— Изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;

— Знать сигналы оповещения и порядок действия по ним;

— Четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

— При первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила и порядок действий как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических сетей; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время или в непогоду.

Особо следует сказать об ответственности. С появлением уже упоминавшегося закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий, то теперь это не так. Требования закона не благие пожелания, не призыв, не лозунг!

Статья 28 данного правового акта определяет ответственность за нарушение Законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении Законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Законодательством РФ и Законодательством субъектов Российской Федерации.

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: Для профилактики возникновения и ликвидации последствии ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС, в том числе военного характера, в Российской Федерации создана Государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).

Тема 2.3 Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. Современные средства поражения.

 Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Своё предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооружённого воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

В СССР защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой комплекса защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, оповещением об опасности нападения противника 1 .

Гражданская оборона в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

В настоящее время характер и способы решения международных и других проблем с применением вооружённой борьбы, а также методы её ведения меняются. Возможные войны будут проходить преимущественно в региональном масштабе и отличаться высокой интенсивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами. Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этих условиях в число основных задач в области гражданской обороны населения входят:

  • обучение населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны

Современные средства поражения и защита от них.

Человек знающий об особенностях того или иного оружия, способах его применения и поражающем его действии сможет попробовать защититься от него или своевременно подготовиться к защите от поражающего действия оружия.

На сегодняшний день ядерное оружие по-прежнему рассматривается руководством страны в качестве одного из элементов великодержавности и поддержания стратегической стабильности. На нужды ракетных войск стратегического назначения расходуется около половины средств государственного оборонного заказа. Значительные средства выделяются на производство нового «супероружия», способного, по словам военачальников, преодолеть любую систему противоракетной обороны. Широкое обсуждение получили возможности использования тактического ядерного оружия, в том числе и в локальных конфликтах. Основополагающие документы в сфере безопасности предполагают использование ядерного оружия в случае, если возникнет угроза для существования России как государства, а обычные средства окажутся неэффективными.

Ядерное оружие — оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии. Ядерное оружие — одно из самых разрушительных средств ведения войны — входит в число основных видов оружия массового поражения. Оно включает в себя различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами), средства управления ими и средства доставки их к цели (носители). Поражающее действие ядерного оружия основано на энергии, выделяющейся при ядерных взрывах.

Поражающие факторы ядерного взрыва— ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.

Ударная волна— основной поражающий фактор ядерного взрыва, так как большинство разрушений и повреждений сооружений, зданий, а также поражений людей обусловлены ее воздействием.

Световое излучение— это поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Его источник — светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом. Проникающая радиация — это поток гамма-лучей и нейтронов. Источниками его служат ядерные реакции деления и синтеза, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, а также радиоактивный распад осколков (продуктов) деления в облаке взрыва.

Время действия проникающей радиации на наземные объекты составляет 15—25 с.

Радиоактивное заражение. Основные его источники — продукты деления ядерного заряда и радиоактивные изотопы, образующиеся в результате воздействия нейтронов на материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва. Наиболее опасно в первые часы после выпадения радиоактивных осадков.

Электромагнитный импульс — это кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия испускаемых при этом гамма-лучей и нейтронов с атомами окружающей среды. Следствием его воздействия может быть выход из строя отдельных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Поражение людей возможно только в тех случаях, когда они в момент взрыва соприкасаются с проводными линиями.

Химическое оружие — это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относят боевые отравляющие вещества и средства их применения.
Отравляющие вещества (ОВ) — это химические соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы. Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП). Применяют ОВ в капельно-жидком состоянии, в виде пара и аэрозоля. Проникать в организм человека и поражать его они могут через органы дыхания, органы пищеварения, кожу и глаза.

По действию на организм человека отравляющие вещества подразделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические.

Отравляющие вещества нервно-паралитического действия (Ви-Икс, зарин) поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникновении в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой. Отравляющие вещества кожно-нарывного действия (иприт) обладают многосторонним поражающим действием. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров — дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой — органы пищеварения. Отравляющие вещества удушающего действия (фосген) воздействуют на организм через органы дыхания.

Отравляющие вещества общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают человека только при вдыхании им воздуха, зараженного их парами (через кожу они не действуют).Отравляющие вещества раздражающего действия (Си-Эс, адамсит и др.) вызывают острое жжение и боль во рту, горле и в глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания. Отравляющие вещества психохимического действия (Би-Зет) специфически действуют на центральную нервную систему и вызывают психологические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.

По тактическому назначению отравляющие вещества подразделяют на группы в зависимости от характера поражающего действия: смертельные, временно выводящие живую силу из строя и раздражающие.

Отравляющие вещества смертельного действия предназначены для смертельного поражения противника или вывода его из строя на длительный срок. К таким ОВ относятся зарин, зоман, Ви-Икс, иприт, синильная кислота, хлорциан, фосген. К отравляющим веществам, временно выводящим из строя, относятся психохимические вещества, которые действуют на нервную систему людей и вызывают у них временные психические расстройства (Би-Зет). Раздражающие отравляющие вещества (полицейские) поражают чувствительные нервные окончания слизистых оболочек верхних дыхательных путей и действуют на глаза. К ним относятся хлорацетофенон, адамсит, Си-Эс, Си-Ар

Бактериологическое оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряженные биологическими средствами. Это оружие предназначено для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур. Поражающее действие его основано на использовании болезнетворных свойств микробов — возбудителей заболеваний людей, животных и сельскохозяйственных растений.

Болезнетворные микробы — это большая группа мельчайших живых существ, которые могут вызывать различные инфекционные заболевания. В зависимости от биологических особенностей болезнетворные микробы подразделяют на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки.

К классу бактерий относятся возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, сапа.Вирусы вызывают заболевание натуральной оспой и желтой лихорадкой. Риккетсии являются возбудителями сыпного тифа и пятнистой лихорадки Скалистых гор. Тяжелые болезни (бластомикоз, гистоплазмоз и др.) вызываются грибками.

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении (осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, объемного взрыва), а также зажигательные боеприпасы и огнесмеси.

Осколочные боеприпасы предназначены главным образом для поражения людей убойными элементами (шарики, иголки) и осколками.

Фугасные боеприпасы предназначены для поражения ударной волной и осколками больших наземных объектов (промышленные и административные здания, железнодорожные узлы и т. д.).

Кумулятивные боеприпасы предназначены для поражения бронированных целей. Принцип их действия основан на прожигании преграды толщиной в несколько десятков сантиметров мощной струей газов высокой плотности с температурой 6000—7000 °С.
Бетонобойные боеприпасы предназначены для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов, имеющих бетонное покрытие.

Боеприпасы объемного взрыва предназначены для поражения воздушной ударной волной и огнем людей, зданий, сооружений и техники.

Зажигательные боеприпасы. Их поражающее действие на людей, технику и другие объекты основано на непосредственном воздействии высоких температур. К этому виду оружия относятся зажигательные вещества и средства их боевого применения. Зажигательные вещества подразделяют на три основные группы: составы на основе нефтепродуктов; металлизированные зажигательные смеси; термиты и термитные составы. Особую группу зажигательных веществ составляют обычный и пластифицированный фосфор, щелочные металлы, а также смеси, самовоспламеняющиеся на воздухе.

Человек знающий об особенностях того или иного оружия, способах его применения и поражающем его действии сможет попробовать защититься от него или своевременно подготовиться к защите от поражающего действия оружия. 


Выводы.

  1. Гражданская оборона — составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны.
  2. Свои функции гражданская оборона Российской Федерации наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами Российской Федерации.
  3. Одна из существенных задач гражданской обороны — проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  4. Умение и способы защиты от оружия массового поражения.

Вопросы.

  1. Для чего предназначена гражданская оборона? Обоснуйте свой ответ.
  2. Когда и с какой целью была создана гражданская оборона в нашей стране?
  3. Какие основные задачи в первую очередь решает гражданская оборона по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?
  4. Как осуществляется руководство гражданской обороной в нашей стране?
  5. Поражающие факторы ядерного оружия.
  6. Чем отличается укрытие от радиактивного  убежища.  

Задания.

  1. Используя раздел «Дополнительные материалы» и Интернет, подготовьте сообщение на тему «Условия и этапы создания гражданской обороны в нашей стране».
  2. Используя Интернет и специальную литературу, приведите примеры героического поведения бойцов местной противовоздушной обороны (МПВО) при налётах вражеской авиации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
  3. Используя специальную литературу, подготовьте сообщение о том, как появление ядерного оружия и новых средств его доставки коренным образом изменило формы гражданской обороны в Российской Федерации и в целом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» для специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

Конспект лекций содержит теоретический материал учебной дисциплины в ком­пактной форме и представляет собой тезисы лекции, расположенные в соответствии с планом лекции. Предназначен для студентов ...

Презентация на тему "Государственно- правовое обеспечение безопасности информационного пространства"

Презентация на тему "Государственно- правовое обеспечение безопасности информационного пространства" по дисциплине "Информауионная безопасность"...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №6 Доврачебная помощь пострадавшим в ДТП

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...

Конспект по предмету "Системы обеспечения безопасности движения"

Конспект по предмету "Системы обеспечения безопасности движения"...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел 4 Основы безопасного управления транспортным средством

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций  содержит необходимый теоретический мат...

Тема 2.1. Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Тема урока: "Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийног...