Выпускная работа
рабочая программа
Экологическое образование младших школьников,
как фактор формирования личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_gotovyy_2.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГОУ СПО « Рыльский социально-педагогический колледж»
Курской области
ПЦК педагогики и психологии
Экологическое образование младших школьников,
как фактор формирования личности
Выпускная квалификационная работа
Выполнила: студентка
школьного отделения
4 курса группы 4 «б»
Толстых Алена Юрьевна
Научный руководитель:
Цыгельникова Т. Н.
Рыльск, 2008
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры школьника 6
1.1. Сущность и функции экологического воспитания. 6
1.2. Задачи экологического воспитания. 10
1.3. Основные компоненты экологической культуры 14
Глава II. Основные задачи и формы работы по формированию экологической культуры. 17
2.1 Методы работы по экологизации образовательного процесса. 17
2.2. Формы внеклассной работы по экологическому воспитанию 22
2.3. Некоторые попытки автора Выпускной Квалификационной работы в использовании практических средств экологического воспитания школьников. 25
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 1
Тестирование 31
Приложение 2
Памятка для родителей и детей 33
Приложение 3
Методика незаконченных предложений 34
Приложение 4
Анкета 35
Приложение 5
Мини-анкета 36
Приложение 6
Классный час 37
Введение
Современное российское общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь, поскольку успешное решение социальных, экологических, экономических и культурных проблем характерных для сегодняшней действительности, требует активных, творчески мыслящих личностей, способных своевременно и оптимально включится в преобразовательскую деятельность, обладающих высоким интеллектуальным, нравственным и физическим потенциалом, готовых к высокопродуктивной, здоровой жизнедеятельности.
В контексте этого основной задачей школы, как одного из важнейших институтов социокультурного наследования, является подготовка людей, способных строить новый социум и жить в нем, ориентирующихся на новые жизненные ценности, среди которых одной из главных выступает осознание гармоничного единства с природой, необходимость защищать и охранять окружающую нас среду. [16;4]
Актуальность формирования основ экологической культуры младшего школьника обуславливается различными обстоятельствами.
В нашей стране охрана природы и окружающей природной среды отнесена к числу актуальных политических, экономических и социальных задач
Рост воздействия человека на окружающую среду – неизбежное следствие развития человеческого общества и научно-технического прогресса.
В различных регионах земного шара, особенно в промышленных зонах, проявляются негативные экологические последствия хозяйственной деятельности людей, многие из них являются необратимыми и приобретают глобальный характер.
Рационально расходовать минеральные ресурсы, сберечь и защитить живой мир, сохранить и улучшить среду обитания человека – таковы важнейшие задачи, стоящие перед человечеством.
Перед нами остро встают задачи охраны природы и рационального использования её ресурсов. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей.
Жизнь человека, как и любого другого организма, может осуществляться только под влиянием и во взаимодействии со средой обитания… Человек живет природой… Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой.
Мы должны понять свое кровное родство с природой нашей уникальной планетой – общего дома всех живых существ…
Мы должны избавиться от беспечности, проникнуться чувством ответственности за судьбу всего живого…
У нас должна быть новая система нравственных принципов, новая система ценностей. Мы должны осознать место человека в окружающем мире.
В настоящее время человек связан с потребностью в познании и преобразовании окружающей действительности, постоянного соотнесения действий человека с возможностями природы, а так же учета законов естественной регуляции. Природа выступает одновременно как педагогическое средство воспитания школьников и как объект окружающей среды, нуждающийся в охране и заботе. Это предполагает усиление экологической направленности педагогического процесса в школе. [21;76]
Формирование чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле – сложный, длительный процесс. Педагог – главное действующее лицо в воспитании у детей экологической ответственности, культуры взаимоотношений человека с окружающей средой.
Младший школьный возраст в педагогике рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. Поэтому формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания именно в этот период обучения, что доказывает актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы - выявить особенности формирования основ экологической культуры у младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
- Познакомиться с литературой по теме исследования;
- Выявить предпосылки к формированию экологической культуры;
- Рассмотреть основные компоненты экологической культуры;
- Определить наиболее эффективные формы и методы работы с учащимися;
- Провести исследования в школе и выявить степень формирования экологической культуры школьников.
Объектом исследования является экологизация учебно-воспитательного процесса.
Предметом исследования являются компоненты, формы, методы работы учителя в процессе формирования экологической культуры.
При определении гипотезы курсовой работы, мы исходили из предположения, основанного на том, что если учитель будет использовать экологическую направленность в формах и методах работы, то это будет способствовать повышению экологической культуры у младших школьников.
В соответствии с целями и задачам исследования были выбраны следующие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, эксперимент, анкетирование, мини-анкета, методика незаконченных предложений.
Организационная база исследования - Рыльская средняя общеобразовательная школа № 5.
Структура курсовой работы.
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения. Работа содержит список литературы, состоящий из 20 наименований и приложения.
Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры школьника.
1.1. Сущность и функции экологического воспитания.
В целях предотвращения экологической катастрофы мировое сообщество уделяет первостепенное внимание экологическому образованию.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относится к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. А начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. [5;53]
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармонирующего с природой.
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается её многосторонняя ценность для человека. [2;28]
Экологическое сознание выполняет важные функции:
- просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.
- развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связь и зависимость, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.
- воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности, восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранительной деятельности.
- организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав – все производилось в строгом соответствии с законом «Об охране окружающей среды». Экологическое сознание делает нормой для будущих участников производства строительство очистных сооружений, восстановление лесов и плодородных почв, сохранение в неприкосновенности основных природных процессов, заповедников.
- прогностическая функция заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе: к чему ведет нарушение экологических процессов, какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. [29;87]
Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у школьников экологической культуры.
В последние годы в России появилась тенденция рассматривать экологическую культуру как один из важнейших аспектов социализации личности.
Осуществление воспитания экологической культуры в педагогическом процессе невозможно без определения принципов построения экологического воспитания.
Выделяет следующие принципы.
Принцип гуманизации ориентирует воспитательный процесс на формирование учащегося, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни человека. Экологическое образование отражает нравственные и правовые нормативы.
Принцип экологизации предполагает воспитание экологического сознания, понимание характера изменений в природной среде под влиянием антропогенной деятельности человека, выявление экологических проблем и путей их решения.
Принцип интеграции отражает взаимодействие естественнонаучных, нравственно-эстетических, правовых и социально-экономических аспектов экологического воспитания через взаимодействие теоретической и практической деятельности.
Принцип непрерывности вытекает из идеи последовательного формирования экологической ответственности личности на всех этапах школьного образования.
Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического воспитания на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств воспитания, а так же организацию различных видов деятельности.
Принцип социологизации предусматривает усвоение школьниками социального опыта, норм и ценностей человека, тесно связанных с экологическим образованием: «Я - житель», «Я - работник», «Я - гражданин».
Именно на педагогических принципах и предпосылках к формированию экологической культуры основывается база, развивающая и расширяющая экологическую грамотность детей. [8;12]
Формирование экокультуры должно стать непременной частью деятельности всей системы образования, это становится возможным при наличии ряда элементов в ее структуре. Это: система знаний о взаимодействии общества и природы, ценностные экологические ориентации, система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по ее изучению и охране. Личность становится «экологически культурной» при решении ряда задач:
а) усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами;
б) понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека,
в) овладение практическими знаниями и умениями изучения и оценки состояния среды, принятия решений по ее улучшению, способности предвидеть последствия своих действий на природу во всех видах деятельности,
г) развитие потребности общения с природой, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;
д) сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда, загрязнение или разрушение окружающей среды;
е) активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде идей охраны природы [23;54]
1.2. Задачи экологического воспитания.
Главная задача экологического образования – содействие формированию гражданина. Эта задача не решается введением одной дисциплины. Мы должны понимать взаимодействие всех факторов. Нужно знакомить детей с природой конкретного района. Надо научить школьника представлять (прогнозировать), что будет в конкретном городе или поселке через 50-100 лет. [6;127]
Ребенок должен воспринимать природу как нечто прекрасное и хрупкое, нуждающееся в защите. «Человек умирает от одиночества», - сказал А. Платонов. Можно добавить: «Природа тоже».
Нужно добавить, что нормы морали и нормы права усваивались детьми в школе. Ответственность – соотношение между свободой и необходимостью. Ответственный человек соблюдает нормы и правила по доброй воле, по зову совести. Экологические проблемы были подняты академиком Бородиным лишь в 1912 г. Постепенно экологическая наука расширяла сферу своих интересов, и сейчас экология изучает весь окружающий человека мир (есть даже раздел «Экология человека»). В истории Земли было несколько экологических катастроф. [26;95]
Безнравственная по отношению к природе деятельность человечества привела его на грань гибели. Воспитание нравственности по отношению к природе стало первостепенной задачей, ибо апокалипсис, о котором говорится в Библии, оказался реальным в ХХI веке.
Воспитание (и экологическое) – неотъемлемая часть образовательного процесса. Еще в 1977 году международной экологической общественностью был выдвинут лозунг: «Воспитывать через наслаждение». Мы должны возвратиться к культуре парков, к сохранению и возрождению ландшафта. Эта задача стоит и перед современной школой. [17;6]
Экологическое воспитание – это и формирование доброты по отношению ко всем субъектам природы. Известная печальная статистика: более 90% уголовников проходивших по делам об убийствах, в детстве занимались убийством птиц, кошек и собак.
Человек – единственное существо на планете, которое не обладает способностями экологически защищаться. И в большинстве случаев он не хочет над этим задумываться. Экологически воспитывать – это не только призывы «нельзя рвать, мусорить», а объяснение, почему нельзя рвать и мусорить.
Выпускник средней школы должен знать:
- экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие самые основы существования цивилизации;
- причины обострения современных экологических проблем;
- различные пути решения экологических проблем в странах мира;
- возможности внести гармонию во взаимоотношения между обществом и природой: плановая организация производства; следование гуманистическим идеалам в сохранении здоровья людей; сбережения нашей планеты; перестройка психологии населения по отношению к природной среде. [19;14]
Цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть грамотой (методами) изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.
Следовательно, стратегическая цель экологического образования в начальной школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
- обучение – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки и улучшения состояния окружающей среды;
- воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды,
- развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремление распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.
Эти задачи, очерченные в Концепции общего среднего экологического образования приемлемы для всех возрастных этапов школьного обучения с обязательным учетом возрастных особенностей. [1;20]
Учитель – воспитатель – центральная фигура в создании благоприятной эколого-образовательной среды. Высоких педагогических результатов можно добиться лишь при строгом соответствии педагогического процесса психическому процессу, формирующему становление соответствующего сознания – знаний и отношений к своему природному и социальному окружению.
Это означает, что экологическое образование как педагогический процесс необходимо осуществлять в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согласии с природой, заботясь о ней как о среде жизни, как об источнике здоровья, духовного и физического развития человека.
Нельзя забыть слова народной мудрости, которые гласят: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». По словам В.И. Вернадского, люди, действительно забыли, что физическая и духовная жизнь неразрывно связана с природой и человек есть часть природы. Эта планета – наш дом. Земля укрепляет нас, мы связаны неразрывно.
«Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим». Данный процесс неизменно включает в себя привитие устойчивых навыков поведения в природе, нравственной ответственности за поступки и внутреннее переживание от попытки обойти нормы. [11;18]
1.3. Основные компоненты экологической культуры.
Под экологической культурой понимается такое осознанное отношение человека к природе, которое обеспечивает сохранение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека.
"Экологическая культура - это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности". [4;32]
Экологическая культура – это культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды.
На первых этапах становления экологической культуры в школе, когда у детей только формируются и корректируются ценностные ориентации, интересы и потребности в природе, ребенок начинает приобщаться к экологической деятельности. Экологическая деятельность у ребенка формируется с разных сторон, что предполагает рассмотрение компонентов экологического образования.
Выделяют следующие компоненты экологической культуры:
- Экологическая образованность или система экологических знаний и умений.
- Экологическое мышление, сознание, убеждения, мировоззрение.
- Ценностные ориентации, культура чувств, экологические отношения.
- Культура экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность.
Рассмотрим данные компоненты.
Экологическая образованность это - экологические знания и умения, которые формируют экологическое сознание. Целью современного экологического образования и воспитания в начальной школе является становление научно - познавательного, эмоционально - нравственного и практически - действенного отношения к окружающей среде, своему здоровью.
Ученики должны:
1) усвоить ведущие идеи, понятия, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и наоборот;
- Понимать многостороннюю ценность природы как материальное духовное развитие;
- Овладевать практическими знаниями, умениями и навыками, рационального природопользования;
4) Сознательно соблюдать нормы поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда или ущерба;
- Развивать потребность в гармонии с природой, стремление к познанию окружающей действительности в единстве с переживаниями нравственного характера;
- Формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению среды, пропаганде полученных знаний.
Это обуславливает важность формирования у младших школьников экологического мышления, сознания, убеждения, мировоззрения, что является фундаментальной основой экологической культуры. В начале происходит потребность общения с природой, интерес к познанию, которые устанавливаются и мотивируются в деятельности. Происходит осознание универсальной ценности природы, рационального характера природопользования. Учащиеся убеждаются в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении здоровья своего и других людей как общественной ценности.
Ценностные ориентации предполагают собой систему экологических ценностей. Системы экологических ценностей: человек - органическая часть природы, уникальность жизни, универсальная ценность природы.
Культура экологически оправданного поведения связано, с деятельностью человека и его миропониманием. В процессе изменения общества и мировоззрения в нем произошло снятие противопоставления двух субъектов – природы и общества. Теперь человек включается в сферу природных взаимодействий - это обусловило постепенное изменение сознания человека. [2;345]
Глава II. Основные задачи и формы работы по формированию экологической культуры.
2.1 Методы работы по экологизации образовательного процесса.
Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс. Не только сохранить, но и приумножить природные богатства нашей Родины – вот та большая и ответственная задача, которую призваны решать специалисты всех уровней, в том числе школы. Она приобретает особую актуальность в настоящее время. Учащиеся не только должны прочно овладеть знаниями по охране природы, но быть активными проводниками их в жизнью. В своей повседневной практической деятельности ученики обязаны руководствоваться интересами общества и всегда проявлять чуткое и бережное отношение к нашему бесценному богатству – Природе.
Экологическое воспитание не может иметь успеха, если осуществляется на уроках, допустим, одной математики. Оно должно осуществляться в комплексе, на всех уроках, системно во всей школе.
Педагогика учит, что образование – это передача опыта предыдущих поколений. Но в нашей стране экологический опыт старшего поколения недостаточен для передачи школьникам. В этом плане экологическое качественно отличается от всех других видов образования. В экологическом образовании ученик – субъект, который сам должен воздействовать на учителя, и на родителей, и на сверстников, и на всех старших. В этом – психологический феномен. [12;66]
Экологическое образование – это:
- разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);
- введение в содержание предмета междисциплинарных понятий (охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, качество среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья);
- связь фундаментальных понятий экологии с различными науками. [30;12]
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Цель экологического воспитания на уроках – сформировать у детей общественное отношение к окружающей среде, личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды. Вне деятельности сформировать общественное отношение к природе мы не сможем.
Цель системы – в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировании у них экологической культуры; готовности активной природоохранительной деятельности.
Вопросы экологии человека, его здоровья, безопасного существования в окружающей природной и социокультурной среде могут быть включены в содержание учебных предметов начальной школы. Для этого есть несколько путей.
Первый – включение вопросов экологии человека в различные учебные предметы с их последующим обобщением в итерированном курсе экологической направленности типа «Окружающий мир».
Второй путь – введение в школьную практику нетрадиционных для начальной школы курсов ОБЖ, «Твое здоровье» или «Азбука здоровья». Например, при знакомстве с дорожно-транспортной ситуацией в городе (селе) есть возможность показать, что дороги, в особенности, залитые асфальтом, сокращают места обитания растений, животных; что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей (шум, выхлопные газы, травматизм). При изучении природных сообществ можно раскрыть антропогенные воздействия на природу. Факты о загрязнении и дефиците пресной воды и об источниках загрязнения воздуха городской (сельской) среды, в которой живут дети, вызывают тревогу и стремление сохранить окружающую красоту и повысить качество жизни. [13;98]
В формирование экологического сознания вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществоведение, основы государства и права показывают недопустимость варварского отношения к природе. Ребята узнают о недостатках природоохранительной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношение к природе государства организацией всех людей. [14;12]
Предметы гуманитарно-эстетического цикла, образовательные области «Филологии и искусства», могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры младших школьников. Это связано с особой чувствительностью детей к яркому, эмоциональному слову, богатству красок, форм и музыкальных образов (звуков). Предметы этого цикла – языки и литература, изобразительное искусство, музыка. [14;13]
Трудовое обучение, образовательная область «Технология» способствуют расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов (ресурсов) в жизни человека, о разнообразии его трудовой деятельности.
Занятие физической культурой, трудовая область «Физическая культура» младших школьников закрепляют их элементарные знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов и здорового образа жизни (в особенности движение и закаливание), гигиенических навыков и умений и укрепление своего здоровья.
Образовательная область «Математика» создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи дают возможность раскрыть вопросы среды обитания, показать работу о ней. [25;78]
Уроки доброты и мышления, экологические беседы, рассказы на экологическую тематику. Это предполагает предметный характер ведения работы. То есть, в различных дисциплинах необходимо использовать разнообразные беседы, рассказы, игры. Например, физическая культура закрепляет на действенном уровне элементарные знания детей о своем организме, охране здоровья, здоровом образе жизни. На труде – умение бережного обращения с предметами природы, с изделиями из них. Дисциплины гуманитарного цикла способствуют чувственно-образному дополнению отражаемого природного образа, развитию ценностных ориентации, оценочных суждений и так далее.
Экологические экскурсии в природу. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, формирования грамотного поведения в природной среде.
Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. На сезонных экскурсиях дети выявляют причины изменения жизни растений и животных. Наблюдая следы пагубной деятельности человека в природе, как обломанные ветки, мусор в парке, на водоеме, вытоптанный газон и так далее, дети приходят к выводу о том, как следует себя вести в природе. И самое важное – любование красотой окружающей нас природы, так как этот процесс вызывает у детей удивление, радость, восхищение природой и негодование по поводу безответственного отношения к ней. [22;34]
Дидактические игры – это игры с правилами. Здесь все познается в завуалированной форме. Такие игры помогают формировать компоненты учебной деятельности, такие как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка, могут так же проводиться игры-путешествия, с помощью которых дети могут побывать в любой точке мира или в разных средах обитания. [24;225]
Предлагаются такие занятия как: 1) экологизация жизненной среды, где ребенок может "завести друга" - животное или растение, сознание зимнего сада; 2) наиболее приемлемые формы экологического воспитания – дизайн школьных интерьеров; 3) экологические акции, дни или недели экологического творчества, праздники и фестивали, "Панорамы добрых дел»; 4) посещение и создание экологических музеев, выставок и композиций, например, "Лес - друг человека", "Родные просторы", "Богатства недр нашей Земли"; 5) обсуждение и проигрывание экологических ситуаций; 6) клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, составление экологических карт и троп. [24;231]
2.2. Формы внеклассной работы по экологическому воспитанию.
Подготовка школьников к охране природы осуществляется с учетом их возрастных особенностей. Учащихся 3-х классов уже можно привлекать к обследованию местных водоемов, парков, скверов, к проведению Дней птиц, Дней леса и т. д.
Учитель начальных классов всю свою работу должен согласовать с родителями, вовлекать их в работу с учащимися дома по ведению дневников природы и прочее.
Если в начальной школе происходит первичное ознакомление с этой проблемой и ученики в основном овладевают соответствующими знаниями и элементарными умениями, то в средних классах у них формируются более глубокие убеждения и специальные практические умения и навыки ухода за животными, растениями. [3;87]
Природа является первоосновой всякой красоты и величия. И поэтому учитель должен стараться систематически приобщать своих питомцев к разнообразным проявлениям этой красоты не только на уроках, но и во внеурочное время.
Особое место занимает экскурсия. Экскурсия имеет свои специфические черты, отличающие её от уроков в классе: выход за пределы классного помещения; эпизодический характер; наличие множества объектов и явлений природы, которые привлекают внимание учащихся. К сожалению, экскурсионная форма, очень перспективная в деле воспитания экологической культуры младших школьников, используется крайне не эффективно.
Среди содержательных и организационных форм экологического образования младших школьников особое место занимает беседа. Это постоянное духовное общение учителя и ребенка. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми. Именно участие в беседе индивидуальной и коллективной, дает ребенку возможность понять целесообразность выбора того или иного образа поведения.
Работа на "экологической тропе" - это маршрут в парке, лесопарке и так далее, который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Работа на "экологической тропе" имеет не только информативный, но и деятельностный характер: ребята могут участвовать в посадке растений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, участвуют в уборке тропы, создают экологические знаки, указатели, кормушки для птиц и прочее.
Разнообразные экологические игры, например, моделирования экосистем, игры – путешествия, соревновательные, имитационные. Имеют место иные виды экологических игр: а) ролевые, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, игра "Что произойдет?" или "Экологическая экспертиза". [7;88]
Ролевое поведение дает возможность ребенку проявить самостоятельность суждений, формирует их умение вести дискуссию, использовать свои знания. Существуют ролевые игры по экологии в виде Ток-шоу, экологических спектаклей, клубов, заседаний.
Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности. Например: «Кто, где живет?»
Игры-соревнования, стимулирующие активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. Это могут быть КВНы, аукционы, викторины, соревнования на самого заботливого и прочее. [9;44]
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут. Игра всегда занимала важное место в деятельности и жизни ребенка. Игра для детей не только отдых, но и развлечение, и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти, обучаться, воспитываться и развиваться.
Отгадывание загадок – это само по себе уже игра, особая форма игры. Ведь загадка – это иносказательные изображения предметов или явлений, которые надо отгадать. Загадок много. Есть загадки – описания, вопросы, задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер. Загадки знакомят ребенка со всем многообразием окружающего мира, его закономерностями и связями, учат думать и принимать решения.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о не живой и живой природе. Одним из основных методов изучения природы является непосредственные наблюдения её различных компонентов. В процессе наблюдения формируются конкретные образы предметов и явлений.
2.3. Некоторые попытки автора курсовой работы в использовании практических средств экологического воспитания
школьников.
Первую неделю своей практики я попыталась выяснить владеют ли, и в какой степени экологической культурой учащиеся моего класса. С этой целью я использовала анкетирование, наблюдение, методику незаконченных предложений, мини-анкету, анкету. Обработав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что учащиеся имеют представление об охране окружающей природы, бережно относятся к животному миру, усвоили в определенной степени правила поведения в природе.
Мини - анкета показала, что дети ощущают себя частичкой природы, неразрывно связанными с ней.
Результаты анкетирования подтвердили выводы о том, что учащиеся имеют определенные знания о необходимости бережного отношения к окружающему миру. Но для формирования экологического сознания и выработки убеждений необходима продолжительная систематическая работа.
Проведя с учащимися методику незаконченных предложений, я выявила, что 90% детей имеют основы экологической культуры.
Так как родители являются первыми помощниками учителя, я организовала и провела с ними беседу на экологическую тему «Эмоции, которые нам дает природа». Раздала каждому памятку с правилами поведения в лесу, на лугу, в парке с той целью, чтобы и дома родители продолжали работу по воспитанию экологической культуры детей.
На внеклассных занятиях я проводила беседу с детьми о различных животных и растениях, которые живут в наших и тропических лесах. Как их нужно охранять и беречь. Какие животные и растения внесены в Красную книгу.
На уроках окружающего мира старалась, чтобы ученики осознали необходимость выполнения нравственно – этических норм и установок, получили начальные знания и навыки экологической культуры.
На уроках внеклассного чтения ребята работали с книгами и энциклопедиями. Находили сведения о редких животных и растениях. Выдвигали различные гипотезы о том, почему они исчезают, какими способами это можно предотвратить или как восстановить. Так же узнавали, какие меры предпринимает государство по сохранению видов и численности животных. На уроках чтения по учебнику Горецкого было изучено произведение В. Д. Берестова «Прощание с другом». Во время его анализа данного была затронута тема отношения человека к лесным животным. Ученики отвечали на вопросы:
- «Кто был другом мальчика?»
- «Ребята, правильно ли поступил мальчик, когда принес ёжика из леса домой?»
Мною был проведен ряд экскурсий в природу, хозяйственные и общественные места. Например, поход в парк, посадка цветов на пришкольной клумбе, посещение «Живого уголка» в Доме детского творчества. Там были проведены практические работы: уход за растениями, уход за животными в «Уголке природы». Данные занятия помогают воспитать у учащихся бережное отношение ко всему живому на земле, формируя навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту.
Во время экскурсий учащиеся познают всю красоту и богатство мира, учатся бережному отношению к живой природе.
Знакомя детей с Красной книгой, задавала вопросы ,которые заставили их размышлять об истинных человеческих ценностях. Ребенок должен понимать, что человек творец и стремиться получить профессию и работать в любой сфере деятельности. Но для многих профессий важно знать о живой и не живой природе, и ребенок должен осознать, что жизнедеятельность может навредить природе, а может и сохранить её, следовательно, необходимы экологические знания!
На завершающем этапе своей практики я провела повторное тестирование по тем же вопросам. По результатам вывела средний балл – 7,57. Это высокий показатель степени сформированности экологической культуры.
Наблюдая за детьми, я заметила некоторые позитивные изменения в их сознании. Те экологические знания, которые они имели раньше у некоторых учеников перешли в убеждения.
Таким образом, гипотеза, основанная на предположении о том, что если учитель будет использовать экологическую направленность в формах и методах работы, то это будет способствовать повышению экологической культуры младших школьников, верна.
Но для того, чтобы экологическое сознание сформировалось в полной мере у всех учеников, необходима постоянная кропотливая работа учителя в союзе с родителями.
Заключение
Думая о будущем, мы склоняемся к мысли о том, что XXI век будет веком науки о человеке. Если первая половина XX столетия прошла под знаком развития технических наук, вторая половина выдвинула в число главных науку о живом мире, то XXI век станет веком гуманитарных наук.
Это не умозрительный факт, это необходимость, диктуемая нравственным требованием. Вот почему в системе «учитель – ученик» как в содержании просветительской деятельности, так и в воспитательном процессе большую роль станут играть разнообразные знания, дающие представление об окружающем нас мире.
Экологические проблемы наряду с вопросами предотвращения угрозы войны, прекращения гонки вооружений, сохранения мира занимают важное место в жизни человека. Охрана природы органически должна проникнуть в содержание любого процесса, любого технического, организационного и экономического решения, стать его частью, обеспечивающей лучший с точки зрения экологии вариант. Охрана природы, бережное хозяйственное отношение к ней, сохранение её красоты и богатства – благородное предназначение. [2;5]
Идеи охраны природы должны стать составной частью мировоззрения каждого человека, а практическая деятельность в решении задач по охране природы – постоянной обязанностью специалиста любой профессии.
Охрана природы – дело большой государственной важности, составная часть заботы о человеке. Вот почему формирование экологической культуры является непременной частью деятельности всей системы образования.
Список литературы
- Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. – 1999. - №1 – с.19-22.
- Бабанский Ю. К., Сластенин В. А. и др. / Под ред. Бабанского Ю. К. – М., 1998. – 479 с.
- Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - №12 – с.33-35.
- Бобылева Л. А. Учебные пособия эколого – краеведческого содержания для младших школьников // Начальная школа. – 2001. - №6 – с.54-55.
- Веретенников С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся пед. Училищ по специальности дошкольное воспитание. – М., 1973. – 256 с.
- Квилева Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. шк. – М.: 1988. – 96 с.
- Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: 2002. – 320 с.
- Лучич М. В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: 1989. – 143 с.
- Лысов А. А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? // Начальная школа плюс минус. – 2005. - №12-с.14-16.
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: 1989 – 144 с.
- Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. –2002. - №3 – с.52-55.
- Наумова Л. Г. Ролевые игры по экологии. – М., 2000 – 318 с.
- Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников//Начальная школа. – 1998. - №5 – с.78-80.
- Романов В. С. Охрана природы: Учебник для сред. спец. учеб. заведений. – Мн.: 1986. – 247 с.
- Симонова Л. Т. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: 2000 – 160 с.
- Утков П. Д. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников // Начальная школа. –2002. - №8 – с.12.
Приложение 1.
Первый этап - констатирующий эксперимент, проводился в первые дни практики.
5 марта - детям было предложено тестирование закрытого типа на определение степени сформированности экологической культуры.
Необходимо было выбрать один верный ответ.
1. "Человек должен знать все об окружающем мире". Согласны ли вы с этим утверждением?
а) да; б) нет.
2. Что такое "Экология"?
а) наука о доме; б) название игры.
3. Какой поступок вы считаете аморальным?
а) вырубка лесов; б) забота о бездомных животных.
- Как следует поступать, если, гуляя по лесу, вы увидите тлеющие угли?
а) потушить; б) пройти мимо.
- Следует ли истреблять таких насекомых, как комары и мухи?
а) нет; б) да.
- Надо ли заботиться об окружающей среде?
а) нет, не надо; б) надо, но изредка; в) надо, всегда и постоянно.
- Как вы поступите, если найдете гнездо с птенцами?
а) отнесу домой; б) оставлю на месте.
- Если вы увидите на дороге ползущую гусеницу, то:
а) попытаюсь наступить; б) пройду мимо, обойдя ее.
- Как вы относитесь к истреблению животных браконьерами?
а) все равно, меня это не касается; б) отрицательно; в) положительно.
10. Гуляя по лесу, роще, можно ли шуметь?
а) не знаю; б) почему бы и нет; в) нельзя.
В тестировании принимали участие 19 учащихся.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный 0 баллов.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
баллы | ||||||||||
1 | 19 | 19 | 18 | 16 | 6 | 18 | 0 | 14 | 14 | 18 |
0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 13 | 1 | 19 | 5 | 5 | 1 |
По результатам констатирующего эксперимента мы вывели средний балл - 7.57. по данным оценки это средний показатель степени сформированности экологической культуры.
Приложение 2.
Памятка для родителей и детей
1. Помни – природа – наш дом, люби и охраняй её.
2. Когда бываешь в лесу, не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам.
3. Не в коем случае не берите птенца на руки.
4. Не собирайте и не пробуйте на вкус не известные вам грибы и ягоды.
5. Не ловите диких животных и не уносите их домой.
6. Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
7. Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
8. Не срывайте цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
9. Передвигаясь в лесу, запомните по возможности свой путь, отмечая по дороге предметы, которые могут служить вам ориентирами: поваленное дерево, проселки и т. д.
10. Разжигайте костер на расчищенном месте, подальше от деревьев и кустарников.
11. В лесу костер разжигайте только с помощью природного материала и тушите костер, когда уходите.
12. Лес – это дом живых организмов.
Приложение 3.
Методика незаконченных предложений
1. В лесу мы всегда … .
2. Я люблю цветы потому что … .
3. Когда вижу, что ребята ломают ветки на деревьях я … .
4. Этажи и квартиры лесных животных – это … .
5. Чтобы быть здоровым, я стараюсь … .
6. Жизнь без солнца невозможна, потому что оно … .
7. Если вы потерялись в лесу, то … .
8. Когда вижу что убивают редких животных, то я … .
9. Я люблю деревья, цветы и для этого я … .
Приложение 4
Анкета
1.Когда мы с родителями бываем в лесу, то любуемся красотой природы.
2. Я не ломаю ветки на деревьях.
3. Зимой мы подкармливаем птиц в кормушках.
4. Когда я вижу брошенную кошку или щенка, мне их жалко.
5. После похода в лес я убираю за собой мусор.
6. Мы с друзьями строим кормушки для птиц.
7. Я не стреляю по птицам.
8. Я не бью по деревьям в лесу.
9. Помогаю садоводам сажать деревья, цветы.
10. Помогаю убирать мусор с трассы, детских площадок и т. д.
11. Я не разговариваю громко в лесу.
12. Я не сбиваю в лесу ядовитые грибы.
Варианты ответов:
1) практически всегда;
2) иногда;
3) почти никогда.
Приложение 5
Мини-анкета
- «С каким лицом вы просыпаетесь, когда плохая погода?»
- «С каким лицом вы просыпаетесь, когда светит солнце?»
Человек обязан защищать и охранять природу, потому что он является неотъемлемой частицей природы.
Эта мини – анкета доказывает, что связь человека и природы неразрывна.
Обработав 60 анкет, автор работы пришел к выводу, что хорошее самочувствие у ребенка связана также и с погодными условиями.
61% детей показали, что в дождливую, слякотную погоду у них бывает плохое настроение, а в солнечную, ясную погоду – бодрое, радостное самочувствие.
39% детей показали, что погодные условия на их самочувствие, настроение не влияют.
Приложение 6
Классный час
Тема: В мире животных и растений
Задачи:
- познакомить детей с растительным и животным миром России и нашего края;
- воспитать любовь к живой и не живой природе
- учить детей бережно относится к окружающему миру
Дидактическое оснащение: книги с иллюстрациями животных и растений
Ход классного часа
I. ОНУ
- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Классный час у вас проведу я, меня зовут Алена Юрьевна. Тема нашего классного часа «В мире животных и растений». В соответствии с темой классного часа сегодня мы поговорим о растениях, животных и подводном мире нашей страны и конкретно Курского края.
- Дети, вы, наверное, знаете, что они очень разнообразны. Многие вам известны, а о многих вы и не слышали.
II. Основная часть
Природный растительный покров России очень разнообразен – от тундры на Севере до пустыни у Южных границ. Все это кажется необычным и далеким для нас, но ведь растения так обычны – они вокруг нас: в комнатах, на окнах, на столах а букетах, в близи домов, на улицах … А уж на полях, лугах, в лесах, степях – их не счесть. Но растения делятся на культурные и дикорастущие.
Культурными называются те растения, которые человек специально выращивает для своих нужд. Это зерновые, сахарные, овощные, плодовые, модные, цветочно-декоративные растения.
Дикорастущими называют растения луга, леса, водоема, т. е. те которые существуют без помощи человека.
- Ребята, а как вы думаете, все ли растения обладают полезными свойствами?
- Правильно, конечно есть растения очень нужные людям. Многие из них люди едят, из других строят себе дома, делают мебель, одежду и ещё много полезных вещей.
- Ребята, попробуйте угадать, что можно приготовить из растений? (овощной суп, каши, компот)
- Так, что же такое растения?
- Верно, растения – это все, что вырастает из земли и имеет зеленые листья и стебель. Трава на лугах, рожь, пшеница, овес в поле, цветы на окне – все это растения.
- Ребята, а теперь отгадайте загадки о растениях.
1. Есть один такой цветок,
Ты вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка!
(одуванчик)
2. На лугу и в поле мы его встречали,
Лепесточки белые мы на нем считали,
Сердцевина желтая у цветка того,
Будто крошко Солнышко забралось в него.
(ромашка)
3. Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Хоть не красный он, а синий
Все ж на звездочку похож.
(василек)
4. Выросли на дереве вкусные сережки,
Круглые и красные, кислые немножко,
Чтобы слов не тратить лишних
Скажем сразу – это… (вишня)
5. Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее
И ребята с давних пор
Очень любят…
(помидор)
6. Он зеленый полосатый
Как воздушный шар пузатый,
А разрезали, смотри –
Мякоть красная внутри,
До чего ж хорош на вкус!
Называется….
(арбуз)
- Молодцы, вы справились с этим заданием. Ребята, а ведь кроме перечисленных полезных свойств растения участвуют в формировании почв и климата, составляют пищевой рацион человека и животных. Но важнейшая роль растений в жизни Земли – это удивительная способность выделять кислород, которым мы дышим в составе воздуха.
- Как я уже говорила, растения используют в качестве пищи многие животные. Так вот поговорим о животных.
- Дети, а каких животных вы знаете?
Действительно, в нашей стране их очень много. Они окружают нас дома, мы видим их в зоопарке и по телевизору. Все животные очень важны для человека, ведь они приносят пользу. И сейчас я вам расскажу о некоторых животных нашего края, но сначала давайте попробуем отгадать загадки о животных.
1. Не мышь, не птица
В лесу резвиться.
На дереве живет
И орешки всё грызет.
(белка)
2. Под кустами, под елками
Живет мешок с иголками.
(ёж)
3. Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(мышь)
4. В одежде богатой, да сам слеповатый
Живет без оконца, не видал ни разу солнца.
(крот)
5. Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Красный глазок.
(кролик)
6. Любит груши, любит мед
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать,
Очень любит он поспать.
(мишка)
- Молодцы ребята, справились с заданием.
ЗАЯЦ
Заяц-русак живет на открытых пространствах. Зимою питается озимыми посевами зерновых. Днем русак спит в сугробах или в ямке из снега. Убегая от хищников, он петляет очень большими кругами. После рождения зайчиха кормит детей 2-3 дня и убегает. Потом зайчат кормят другие зайчихи. А через 1.5 недели они начинают самостоятельно питаться.
- Следующее животное, о котором я вам расскажу – это косуля
КОСУЛЯ (ДИКАЯ КОЗА)
Она летом имеет темно-коричневую окраску, а зимой приобретает буро-серый оттенок. Косули любят леса на болотистых почвах. Они без усилий перепрыгивают кусты и изгороди. Это очень пугливое животное. Если её поймать в детском возрасте, то косуля очень быстро станет ручной. Питаются они сочными листьями и побегами.
КАБАН
Люди одомашнили их очень давно, но если свинья убегает из дома , то очень быстро становится дикой. Он отлично плавает. Своими клыками он не только обороняется, но и добывает себе пищу. Живут кабаны стадами от 5 до 15 животных. Спят вповалку, тесно прижавшись друг к другу. Самцы всегда держаться отдельно от стада. Свиньи очень плодовиты.
БЕЛКА
Обитает в хвойных лесах, живет на деревьях в дуплах. Существует несколько видов белок. У нас обитает обычная рыжая белка, а в Сибири – белка-летака.
Помимо животных в нашем крае живет очень иного птиц.
ДЯТЕЛ
Размером он с воробья. В наших садах он частый гость (весной ищет жучков и их личинок, а осенью – собирает насекомых с деревьев). Дупло под своё гнездо детям выдалбливает сам на высоте 1-2 м.
СИНИЦА
Конечно, все вы видели эту яркую птицу, но не многие из вас знают, что летом, когда мы их не видим, синицы живут в лесу. На земле синиц более 500 видов (длиннохвостая, московка, чаечка и др.).
Подводя итог, можно сказать, что в нашей стране и в Курском крае проживает очень много видов животных, растений, птиц, которые играют положительную роль в жизни человека.
III. Итог классного часа.
- Итак, ребята, что же нового вы сегодня узнали?
- Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали.
На этом наш классный час окончен. Я надеюсь вы многое запомнили о растениях и животных нашей страны и в Курского края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выпускная работа: «Адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»
В данной работе раскрывается адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный ...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры
Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...
Методические рекомендации по написанию письменной выпускной работы по профессии Закройщик
Методические рекомендации рекомендованы для обучающихся по профессии Закройщик...
Методические рекомендации для написания выпускной работы по специальности "Туризм"
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 43.02.10 «Туризм» по подготовке и проведению Государственной итоговой аттестации базовой подготовки.В методических рекомендациях изл...
Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...
Доклад к выпускной работе
доклад к выпускной работе по теме: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников...
ГОРНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА выпускная работа 2019
Рабочая программа, задания для самостоятельной работы, задания для выполнения контрольной работы студентами заочного отделения, образцы решения заданий...