Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ
ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся по специальности:
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
22.02.02 Металлургия цветных металлов
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Уровень подготовки – базовый
Ачинск, 2019
РАССМОТРЕНО на заседании Цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин Председатель ЦМК Я.В.Капустина _____________ __________________ « » ______________2019г. Протокол №_______ Председатель ЦМК _____________ Я.В.Капустина «___» ___________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ______________Н. А. Янченко «____»__________2019 г. |
Рекомендована Методическим советом
Протокол № _________________ от «___»__________201 г.
Разработчик: Перевалов А.А. - преподаватель безопасности жизнедеятельности первой квалификационной категории Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Практическая работа № 1 Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы. | |
Практическая работа №2 Использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени. Практическая работа № 3 Определение роли Вооружённых Сил РФ как основы обороны государства (порядок подготовки военных кадров для Вооружённых Сил РФ, изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений) Практическая работа №4 Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания. Практическая работа № 5 Первая помощь при отсутствии сознания. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для студентов 1 курса очной формы обучения специальности:
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
22.02.02 Металлургия цветных металлов
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Практические работы составлены по программе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС среднего общего образования.
Целью практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
Л1- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
Л2- готовность к служению Отечеству, его защите;
Л3-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
Л4-исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
Л5-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
Л6-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• метапредметных:
М1-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
М2-овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
М3-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
М4-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
М5-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
М6-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
М7-формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
М8-развитие умения применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
М9-формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
М10-развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
М11-освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
М12-формирование установки на здоровый образ жизни;
М13-развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
П1-сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненноважной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
П2-получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
П3-сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
П4-сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
П5-освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
П6-освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
П7-развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
П8-формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
П9-развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
П10-получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:
П11-законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
П12-освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
П13-владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
При выборе содержания и объёма практических работ учитывается сложность учебного материала для усвоения, внутрипредметные и межпредметные связи, значимость изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности,
Практические занятия направлены на решение разного рода задач, в том числе профессиональных, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление технической и специальной документации и др.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к зачету.содержание контроля по каждой работе составлено на основе контрольных вопросов, приведенных по каждой теме.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.
Цель работы: Закрепление знаний по техногенным катастрофам, приобретение практических умений работать с разными источниками, составлять глоссарий.
Задачи.
1.Изучить разные источники интернет-сайтов.
2. Научиться составлять глоссарий по разным источникам.
Оборудование.
Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016
Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Видео – фильм, компьютер, проектор, тетради для практических работ, распечатанный материал из разных источников.
Порядок выполнения работы
1. Просмотр видео - фильма
2. Изучить материалы интернет-сайтов
3. Составить глоссарий по теме.
Контрольные вопросы.
1.Что такое техногенная катастрофа?
2. Что такое взрыв?
3. Что такое пожар?
4. Причины техногенных катастроф.
Список рекомендуемых источников:
1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016
2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://znanium.com
3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Применение средств индивидуальной защиты
в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК)
Цель работы: Закрепление теоретических знаний о СИЗ кожи, СИЗОД, о медицинских средствах защиты и приобретение практических умений изготавливать и использовать индивидуальные средства защиты.
Задачи.
1. Закрепить знания о СИЗ, СИЗОД, о медицинских средствах защиты.
2. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку.
3. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП)
4. Научиться одевать ОЗК
Оборудование
1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016
2. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
3. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
4. Плакаты «Средства индивидуальной защиты», противогазы, вата, марля, ОЗК, ножницы, тетрадь для практических работ.
Порядок выполнения работы
1. Записать в тетрадь СИЗ, СИЗОД, мед. средства защиты (Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности. - М. : Издательский центр «Академия», 2010, стр.83-89)
2. Изготовить ВМП
Для изготовления ВМП необходимо взять кусок марли размером 100 на 50см. на него кладем слой ваты толщиной 1-2см, края марли загибаем с обеих сторон и накладываем на вату, концы по длине разрезаем на 30-40см с каждой стороны. Повязка закрывает подбородок, рот, нос.
3. Надеть противогаз, ОЗК
4. Надеть ВМП
Контрольные вопросы.
-СИЗ это?
-СИЗОД это?
-Перечислите СИЗОД.
-Перечислите СИЗ кожи.
-Перечислите медицинские средства защиты?
-Назовите порядок изготовления ВМП.
Список рекомендуемых источников:
1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016
2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://znanium.com
3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Определение роли Вооружённых Сил РФ как основы обороны государства (порядок подготовки военных кадров для Вооружённых Сил РФ, изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений)
Цель работы: Закрепление теоретических знаний о роли ВС РФ как основы обороны государства, основных видах вооружения, военной техники, специального снаряжения состоящих на вооружении ВС РФ, приобретение практических навыков разборки, сборки автомата Калашникова.
Задачи
- Закрепить знания ФЗ «Об обороне»
- Проверить знания по изученной теме.
- Познакомиться с основными видами вооружения.
- Научиться разбирать, собирать автомат.
Оборудование
- ФЗ «Об обороне»,
- Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016
- Тетрадь для практических работ, видеофильм о ВС РФ, проектор, компьютер, макет автомата.
Порядок выполнения работы
1.Изучить материал учебника.
2. Выписать основные формулировки:
Что понимается под обороной?
С какой целью создаются ВС РФ?
Что включает в себя организация обороны?
Что составляет основу военной организации государства?
3. Просмотреть видеофильм
4. Записать в тетрадях порядок разборки, сборки автомата.
5. Ответить на контрольные вопросы.
6. Разборка, сборка автомата на время.
Контрольные вопросы
Что понимается под обороной?
С какой целью создаются ВС РФ?
Что включает в себя организация обороны?
Что составляет основу военной организации государства?
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны.
Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Состояние войны.
Военное положение.
Мобилизация.
Характеристика нового русского автомата.
Что планируется в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г.?
Список рекомендуемых источников:
1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016
2.Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://znanium.com
3.Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
4.Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Практическая работа № 4
Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания.
Цель работы: Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах, профилактике осложнений ран, приобретение практических умений наложения повязок, закрутки, шин.
Задачи.
- Решить ситуационные задачи.
- Научиться останавливать кровотечение при помощи закрутки.
- Научиться накладывать повязки на голову, руки, ноги.
- Научиться накладывать шины
Оборудование. Ситуационные задачи, учебник БЖД, закрутки, бинты, шины.
Задание.
1.Решить ситуационные задачи.
- Изучить материал учебника БЖД. Ответить на контрольные вопросы письменно.
- Работа в парах: наложить закрутку, наложить повязки на руку, голову, ногу, наложить шину при переломе голени.
Контрольные вопросы.
- Дайте формулировку кровотечению.
- Перечислите виды кровотечений.
- Что такое асептика?
- Что такое антисептика?
- Перечислите виды ран.
- Какие способы остановки кровотечений существуют?
- Назовите виды переломов, перечислите признаки переломов.
- Как оказать помощь при открытом переломе?
- Как оказать помощь при закрытом переломе?
Список используемых источников
1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016
2. Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://znanium.com
3. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
4. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Оказание первой помощи пострадавшим, оказание реанимационной помощи.
Цель работы: Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах, профилактике осложнений ран, приобретение практических умений наложения повязок, закрутки, шин. Закрепление теоретических знаний по проведению реанимационной помощи, приобретение практических умений искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца.
Задачи.
- Научиться проводить искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца на
тренажере.
2. Научиться останавливать кровотечение при помощи закрутки.
3. Научиться накладывать повязки на голову, руки, ноги.
4. Научиться накладывать шины.
Оборудование
- Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- Закрутки, бинты, шины, тренажер-манекен, тетрадь для практических работ.
Порядок выполнения работы
1. Изучить материал учебника. Ответить на контрольные вопросы письменно.
2. Работа в парах: наложить закрутку, наложить повязки на руку, голову, ногу, наложить шину при переломе голени.
3. Составить алгоритм реанимационной помощи.
4. Проведение реанимационной помощи на тренажере-манекене.
Контрольные вопросы
- Дайте формулировку кровотечению.
- Перечислите виды кровотечений.
- Что такое асептика?
- Что такое антисептика?
- Перечислите виды ран.
- Какие способы остановки кровотечений существуют?
- Назовите виды переломов, перечислите признаки переломов.
- Как оказать помощь при открытом переломе?
- Как оказать помощь при закрытом переломе?
- Что означает терминальное состояние?
- Сколько терминальных состояний знаете?
- Опишите терминальные состояния.
- Признаки клинической смерти.
- Этапы реанимации.
- Назовите способы искусственной вентиляции легких.
Список рекомендуемых источников:
1. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие Хван Т.А., Хван П.А. –М.: Инфра-М, 2016
2. Мельников В.П. – М. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: КУРС: ИНФРА-М, 2017 [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://znanium.com
3. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник/ Мастрюков, Б.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
4. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник/ Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"
Данные методические указания содержат рекомендации по выполнению студентами специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» практических работ по дисциплине «Информационная безопасност...
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
Методические указания к выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Методические указанияк выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Правила безопасности дорожного движения»
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Правила безопасности дорожного движения» разработаны на основе Федерального государственного образовательного ...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"...
Методические указания для выполнения практических работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Методические указания для выполнения практических работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государственных требова...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" для обучающихся по специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Методические указания по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности. Реализация программы обеспечит компетентност...